Серия 4. Исследование связной речи
Серия 4. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ а) Составление рассказа по серии сюжетных картинок (мы использовали те же картинки, что и в варианте для младших школьников) Инструкция: разложи эти картинки по порядку и составь рассказ. Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения 15 баллов — картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего; 10 — использование стимулирующей помощи при раскладывании картинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо и на том и другом этапе; 5 — при раскладывании картинок или при интерпретации происходящего понадобилась развернутая помощь в виде наводящих вопросов, или же при правильно разложенных картинках дано собственное толкование событий; 0 — невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи. Критерий возможности программирования текста 15 баллов — рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения; 10 — пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих элементов, или необоснованные стереотипные повторы связующих элементов; 5 — тенденция к фрагментарности текста, однотипные повторяющиеся грамматические конструкции или повторяющиеся непродуктивные слова, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта; 0 — невозможность самостоятельного построения связного текста. Критерий грамматического оформления 15 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций; 10 — рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно или имеются нарушения порядка слов;
5 — наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграм-матизмы (несоблюдение грамматических обязательств); 0 — множественные аграмматизмы. Критерий лексического оформления 15 баллов — адекватное использование вербальных средств; 10 — поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены; 5 — выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажения звуковой структуры слова; 0 — далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств. Суммарный балл складывается из оценок по всем четырем критериям и при максимально успешном выполнении равен 60. б) Пересказ текста Инструкция: послушай рассказ внимательно и приготовься пересказывать. «ГАЛКА И ГОЛУБИ» Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Покрасила она свои перья в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби не узнали ее и приняли. Но галка долго не выдержала и закричала no-галочьи. Голуби все поняли и выгнали ее. Тогда галка вернулась к своим. Но те также ее не признали и выгнали прочь. По окончании пересказа задаются вопросы, позволяющие судить о том, насколько понят смысл ситуации: Почему галку свои не признали? Какая мораль у этой истории? Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполнения 15 баллов — правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего; 10 — неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов; 5 — правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов; 0 — искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.
Критерий возможности построения текста 15 баллов — пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения; 10 — пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих звеньев, или неоправданные стереотипные повторы связующих элементов; 5 — фрагментарность текста, тенденция к перечислению деталей и событий, неоднократные необоснованные повторы слов и грамматических конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта; 0 — невозможность построения связного текста даже в условиях помощи. Критерий грамматического оформления 15 баллов — пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций; 10 — пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, или имеются нарушения порядка слов; 5 — наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграм-матизмы (несоблюдение грамматических обязательств); 0 — множественные аграмматизмы. Критерий лексического оформления 15 баллов — адекватное использование вербальных средств; 10 — поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены; 5 — выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие); 0 — далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств. Суммарный балл за задание при максимально успешном выполнении равен 60.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|