в) Рассказ на тему
Инструкция: расскажи, пожалуйста, о Москве. Оценка Критерий смысловой адекватности и самостоятельности 15 баллов — самостоятельная реализация собственного, соответствующего теме замысла в развернутое и законченное повествование; 10 — для формирования замысла потребовались один-два наводящих вопроса, рассказ соответствует теме; или собственный замысел оформлен недостаточно развернуто и целостно; 5 — явные трудности смыслового программирования, необходимость развернутой помощи (более двух вопросов) для формирования замысла; 0 — отсутствие замысла и связности в изложении даже в условиях помощи. Критерий возможности построения текста 15 баллов — рассказ содержит логически выстроенные смысловые единицы, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения; 10 — недостаточная последовательность в изложении, или отсутствие связующих элементов, или стереотипность связующих элементов; 5 — тенденция к фрагментарности текста без обобщающей сюжетной линии, неоднократные необоснованные повторы слов или грамматических конструкций, или наличие повторяющихся непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта; 0 — невозможность самостоятельного построения связного текста, рассказ носит характер простого перечисления или состоит из речевых штампов. Критерий грамматического оформления 15 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций; 10 — рассказ оформлен грамматически правильно, но с использованием стереотипных грамматических конструкций, или имеются нарушения порядка слов; 5 — наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграм-матизмы (несоблюдение грамматических обязательств);
0 — множественные аграмматизмы. Критерий лексического оформления 15 баллов — адекватное использование вербальных средств; 10 — поиск слов с использованием непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены; 5 — выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие); 0 — далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств. Максимальный балл за рассказ на заданную тему равен 60. В качестве дополнительных оценок, не влияющих на балл за серию, но учитываемых при вычислении индексов, подсчитывается: 1. Количество вербальных замен. Этот вид ошибок оценивается по 15-балльной шкале с отрицательным знаком. Штрафная оценка входит в задний индекс. Для пересчета количества ошибок в баллы используется следующая шкала: 0 баллов — при отсутствии ошибок или одной ошибке; -5 — за 2-3 ошибки; -10 — за 4-5 ошибок; -15 — за 6 и более ошибок. 2. Средняя длина текста. Определяется путем подсчета общего количества всех слов, включая служебные, в трех самостоятельно составленных текстах (т. е. без наводящих вопросов) и деления результата на 3. Полученное число соотносится с балльной оценкой: 15 баллов — 45 слов и больше; 10 — 33-44, 9 слова; 5 — 20, 1-32, 9 слова; 0 — 20 и менее слов. Этот показатель мы включили в передний индекс со знаком « + ». Малая длина текста свидетельствует о трудностях смыслового программирования и грамматического структурирования. 3. Индекс прономинализации. Представляет собой отношение доли местоимений к доле существительных. Для вычисления этого показателя следует общее количество местоимений во всех трех текстах разделить на общее количество существительных, а полученный результат разделить на 3. Средние значения индексов прономинализации представлены в таблице среднегрупповых показателей дополнительных оценок. Этот параметр не включен ни в один из индексов, но может быть полезен при качественном анализе результатов. Высокий индекс прономинализации, как правило, наблюдается при ослаблении парадигматических связей языка, опирающихся на работу задних отделов мозга. Трудности выбора нужного слова в таком случае компенсируются использованием местоимений. Мы не предлагаем балльной оценки этого показателя. Условно высоким можно считать индекс выше 0, 7, а низким — меньше 0, 5.
4. Средняя длина синтагмы (отрезок речи между двумя паузами). Вычисляется путем деления общего количества слов в трех самостоятельных текстах на количество синтагм; полученный результат делится на 3. Средняя длина синтагм для каждой группы представлена в таблице среднегрупповых показателей дополнительных оценок. Значения выше среднего можно условно оценивать как большую, а ниже — как малую длину синтагмы. Малая длина синтагм указывает на синтагматические трудности, т. е. функциональную недостаточность передних отделов коры. Параметр не включен в индексы, но используется для качественного анализа. 5. Стереотипность грамматического оформления высказывания. Подсчитывается количество стереотипно построенных синтаксических конструкций. Оценивается через систему штрафных очков: 0 баллов — за 0-1 ошибку; -5 — за 2-3 ошибки; -10 — за 4-5 ошибок; -15 — за 6 ошибок и более. Большое количество таких ошибок свидетельствует об инертности, трудностях грамматического структурирования, что можно расценивать как проявление «передних» проблем. Показатель также не входит в индексы, но может использоваться при качественной интерпретации данных. Максимальная оценка за все задания серии для старшеклассников соответствует 180 баллам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|