Основные факторы, определяющие оценки и поведение потребителей
Поведение потребителей на рынке, характер покупок определяется их личностными, культурными, социальными и психологическими факторами, изучение которых является важнейшей задачей маркетинговых исследований. Личностные факторы включают в свой состав возраст, стадию жизненного цикла семьи, род занятия, экономическое положение (уровень дохода на семью и одного члена семьи), стиль жизни, тип личности и самопредставление. Жизненный цикл семьи - совокупность отдельных стадий, которые проходит семья в своем развитии с момента своего создания. Стадии жизненного цикла семьи: холостяки (молодые, неженатые люди, живущие самостоятельно от родителей); молодая семья без детей; «полное гнездо» - 1 (младшему ребенку меньше 6 лет); «полное гнездо» - 2 (младшему ребенку 6 и более лет); «полное гнездо» - 3 (семейная пара с независимыми детьми); «пустое гнездо» - 1 (дети живут раздельно от родителей, глава семьи работает); «пустое гнездо» - 2 (глава семьи вышел на пенсию); живым остался только один родитель, который работает; живым остался только один родитель, который вышел на пенсию. Стиль жизни - стереотипы жизненного поведения личности, выражающиеся в ее интересах, убеждениях, действиях. Жизненный стиль потребителей измеряется путем использования очень объемных вопросников. В этих вопросниках потребителей просят определить степень своего согласия или несогласия с утверждениями: Я являюсь человеком, который все очень тщательно планирует. В поиске развлечений я обычно покидаю свой дом. Я обычно одеваюсь, следуя моде, а не из соображений комфорта. Я получаю удовольствие, наблюдая спортивные состязания по телевизору.
Тип личности характеризуется такими чертами, как уверенность, независимость, агрессивность, социальность, адаптивность, инертность и т.д.
Самопредставление - сложные мысленные представления личности о себе, о собственном «я».
Культурные факторы включают в свой состав культуру, субкультуру и принадлежность к общественному классу. 1. Культура - совокупность основных ценностей, понятий, желаний и поведения, воспринятые членом общества от семьи и других общественных институтов.
2.Субкультура - группа людей с общей системой ценностей, основанной на общих жизненном опыте и ситуациях, например, национальные, религиозные, региональные группы. При проведении маркетинговых исследований в данной области ищутся ответы на вопросы: «Связано ли использование какого-то товара с определенной этнической группой или принадлежность к этой группе не играет существенной роли? Владение какими потребительскими товарами, собственностью дает основание отнести потребителя к представителям определенной культуры, субкультуры?» 3. Общественный класс - относительно упорядоченная и стабильная общественная группа, члены которой обладают общими ценностями, интересами и поведением. Здесь наиболее часто исследуются следующие вопросы: «Является данная группа товара или конкретная марка символом принадлежности к какому социальному классу, социальной группе?»
Социальные факторы Референтная группа - группа, по которой личность осуществляет прямое или косвенное сравнение при формировании своих отношений и линий поведения. Социальная роль - определенные виды деятельности, которые, как ожидается, осуществит индивид по отношениям к людям его окружающим. Статус - это положение индивида в обществе.
Психологические факторы включают в свой состав мотивацию, восприятие, усвоение, убеждение и отношение.
1. При изучении мотивации или побуждений, вызывающих активность людей и определяющих ее направленность на покупку какого-то товара, ищутся ответы на такие вопросы, как: «Почему совершается данная покупка? Что потребитель ищет, покупая данный товар? Какие потребности пытается удовлетворить?» Большинство потребностей человека не являются достаточно сильными, чтобы мотивировать его действовать в данный момент времени. Потребность становится мотивом только тогда, когда достигает достаточного уровня интенсивности. Под мотивом понимается потребность, настоятельность которой является достаточной, чтобы направить человека на ее удовлетворение. Мотивационный анализ. На основе психоаналитической модели Фрейда изучается процесс принятия решений о покупках потребителей. Предполагается, что важные покупательские мотивы потребителей носят подсознательный характер и что потребители при выработке мнения о том или ином товаре не в состоянии четко и явно обосновать свой выбор. Теория мотивации Маслоу направлена на объяснение, почему люди в качестве мотивов своего поведения в определенный момент времени имеют определенные потребности. Маслоу разработал иерархическую систему потребностей, в которую в порядке важности входят следующие потребности: физиологические, в самосохранении, социальные, в уважении, в самоутверждении. Психологические факторы Восприятие - процесс, с помощью которого индивид осуществляет отбор, систематизацию и интерпретацию информации для построения осмысленной картины реального мира. В процессе своего активного поведения люди обучаются, усваивают свой предшествующий опыт. Усвоение заключается в изменении в поведении индивидов на основе, приобретенного ими опыта. Убеждения -определенные представления потребителя о товаре. Убеждения могут основываться на реальном знании, мнении, вере. Отношение - это устойчивые благоприятные или неблагоприятные оценки, чувства и склонности к действиям по отношению к определенным предметам и идеям
Процесс покупки
Маркетологи должны определить, кто принимает решение, какие существуют типы решения о покупке и этапы процесса принятия решения.
Покупательские роли
Инициатор, предлагающий приобрести товар или услугу. Влияющий, совет или мнение которого влияет на конечное решение. Принимающий решение по любой из составляющих процесса - что, как и где покупать. Покупатель, непосредственно совершающий покупку. Пользователь - тот, кто потребляет товар (услуги) или распоряжается им. Поведение покупателей 1.Комплексное покупательское поведение - трехступенчатый процесс. Сначала у покупателя формируются определенные убеждения относительно товара, затем у него появляется некая установка, и, наконец, после тщательного обдумывания человек совершает покупку. О таком поведении говорят в случае высокой степени вовлеченности потребителя в процесс покупки и при осознании им значительных различий в марках. 2.Сглаживающее диссонанс покупательское поведение. Иногда процесс покупки происходит при высокой степени вовлеченности, но потребитель плохо разбирается в небольших отличиях товаров-аналогов разных производителей. Покупка сама по себе рискованна, совершается весьма редко, а цена товара высока. В этом случае покупатель постарается обойти максимальное число магазинов, чтобы сравнить предлагаемые товары. 3.Привычное покупательское поведение. При отсутствии значительных различий между марками покупка товаров сопровождается низкой степенью вовлеченности потребителя в процесс приобретения. Отсутствует необходимость активного поиска информации о различных марках, оценки их характеристик и тщательного обдумывания решения о покупке. У покупателей не складывается устойчивого отношения к определенной марке.
Стратегии повышения степени вовлеченности потребителя в покупку:
- связывание использование продукта с решением какой-либо проблемы; - продукт привязывается к некой индивидуально-личностной ситуации; - рекламная кампания, вызывающая сильную эмоциональную реакцию на затронутые в ней темы личностных ценностей; - усовершенствование товара.
4.Покупательское поведение, ориентированное на расширенный поиск товаров. Покупки характеризуются низкой степенью вовлеченности потребителей даже при наличии существенных различий между марками товаров. В этом случае потребитель перестает ориентироваться на какую-то определенную торговую марку. Причина переключения с одной марки на другую - широкий ассортимент сходных товаров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|