Компьютеризованная реклама
⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Компьютеризованная реклама — принципиально новое средство распространения рекламы. Кроме того, компьютеризация традиционных средств рекламы внесла много нового в подготовку и проведение рекламных кампаний, существенно повысив их эффективность. Во многих странах мира действуют источники компьютеризированной рекламной информации, банки данных специализированных компьютерных систем, куда рекламодатели вносят за плату сведения о своих фирмах и о выпускаемых ими товарах (услугах). Потенциальные потребители, заинтересованные в закупке какой-либо продукции или товаров, могут подключаться к этим банкам данных с помощью телефонов или специальных терминалов и в считанные секунды получать необходимую информацию. Интернет-реклама очень популярна. Здесь можно использовать как рекламные баннеры на популярных тематических сайтах, так и размещать информацию в специализированных сводках. А также изготовить собственный фирменный сайт с оригинальным стильным оформлением, содержащий полную популярную информацию об истории создания фирмы, ее достижениях, разновидностях товаров или предложений, фирменные новости. В последние годы все большее развитие получают многие новые средства распространения рекламы, основанные на «обратной связи» с потенциальными покупателями и потребителями. Например, средства рекламы, представляющие собой сочетание источников компьютеризированной ин- формации и кабельного телевидения. На этих принципах основана и успешно развивается, в частности, торговля по видеокаталогам и телекаталогам. Рекламодатели и рекламные агентства, специализирующиеся в области прямой почтовой рекламы, все чаще вместо традиционных писем, проспектов или листовок начинают рассылать дискеты и компакт-диски с рекламной информацией, а на дисках — еще и видео реклама.
Преимущества компьютеризованной рекламы: огромные потенциальные возможности оперативного установления прямых деловых контактов с потребителем в случае его заинтересованности. Недостатки (ограничения): слабое развитие компьютеризации в нашей стране; ограниченность художественных приёмов подачи рекламных сообщений в информационных банках нашей страны. Приоритет возможного использования для рекламы отдельных групп товаров, продукции, услуг: для рекламы промышленной продукции (услуг), для рекламы товаров массового спроса при оптовой торговле. Время контакта: известно, что, попав на новый сайт, посетитель в среднем принимает решение оставаться на нем или нет в течение 7 секунд. Рекламные баннеры (если только пользователь не отключает их специальными средствами) могут привлечь внимание только на доли секунды. Сувенирные компакт-диски просматриваются в зависимости от их интересности и наличия свободного времени у получателя.
Факторы, влияющие на восприятие рекламы
Профессионал-рекламист всегда и везде стремится повысить эффективность рекламы. (Здесь и далее под эффективностью мы будем понимать не шансы рекламы получить приз на конкурсе, а возможность как можно больше «продать»), В этой борьбе он использует буквально все доступные ему средства, какими бы ничтожными ни казался их эффект — реклама «разговаривает» с сотнями тысяч и даже с миллионами. Значит, повышение её эффективности даже на 1% дает клиенту значительные выгоды. Тонкий учёт особенностей среды, в которой будет работать данная реклама — это средство повышение эффективности рекламы, которое может дать очень существенные выгоды. Более того, неумение или нежелание его использовать может вообще превратить кампанию в пустую трату средств рекламодателя.
Приступая к проекту, рекламист (если он хочет, чтобы его реклама работала) должен тщательно проанализировать все, что может повлиять на контакт читателя/зрителя с создаваемой им рекламой, использовать все положительные стороны этой среды и сводить к минимуму отрицательные. Продолжительность контакта Это один из самых важных физических параметров в рекламе. Неумение учесть его — наиболее частая причина провала рекламной кампании. Если время контакта, скажем, пять секунд, а Ваша реклама по разным причинам требует не менее 30 секунд, чтобы просто понять, о чем она, то эффективность её сомнительна. Рекламист и/или читатель не всегда могут контролировать продолжительность контакта. Поясним: читатель может задержаться на любой рекламе в журнале, но телевизионный ролик зритель остановить не в состоянии, а автомобилист не очень контролирует свой контакт с наружной рекламой. Расстояние и угол Иногда неумение рекламиста учитывать расстояние и угол восприятия дорого обходится рекламодателю. Рассмотрим для примера рекламу на эскалаторе метро. Здесь приходят на ум строки из песни — «что ж ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоня» Только так стоящий на эскалаторе может прочесть большинство плакатов, которые к тому же перегружены графикой и текстом. Другим случаем, когда следует учитывать расстояния и углы, являются вывески. Освещенность То, что неплохо выглядит в офисе, может оказаться плохо различимым в тускло освещенном подземном переходе или салоне метро.
Рекламное окружение Реклама часто конкурирует за внимание читателя с другими рекламами. Дэвид Огилви рекомендовал проводить окончательную оценку макета рекламы в печати, только вклеив его в реальное периодическое издание на планируемом месте. Не потеряется ли там реклама? Качество на выходе Рекламиста должно интересовать то, в каком виде его продукт попадет в руки читателю или зрителю. Если по каким-то соображениям, чаще всего финансовым, для размножения используют, например, ризографию или ксерокопирование, то допечатная часть должна это учитывать. Другой пример: Web-дизайнеры часто используют при разработке сайтов современные большие экраны и очень удивляются, увидев свои произведения на скромных мониторах, которыми пользуются миллионы.
Состояние человека Рекламу «потребляют» не роботы или компьютеры, а люди. А людей отличает разная степень заинтересованности и усталости, они могут находиться в разном эмоциональном состоянии, иметь разную квалификацию и т.д. Заинтересованность Очень легко «продавать» заинтересованному, и очень трудно привлечь внимание уставшего и равнодушного. Один известный рекламист справедливо заметил: «Люди не читают рекламных объявлений как таковых. Они читают то, что их интересует, и иногда этим оказывается рекламное объявление». Эмоциональное состояние Разумеется, совершенно невозможно в каждом конкретном случае предсказать эмоциональное состояние, в котором человек находится в момент контакта с рекламой. Однако есть и довольно предсказуемые ситуации. Скажем, «Cosmopolitan» человек читает в несколько ином настроении, чем литературу по своей специальности. Также достаточно предсказуемо настроение отпускника. Сосредоточенность Создатели большинства телевизионных роликов, в том числе и «каннских», наивно убеждены, что зритель будет, не отрываясь смотреть ТВ, когда там идет их рекламный опус. При этом исследования говорят о том, что рекламу смотрят и слушают краем глаза и уха. В 60-х профессионалы спорили о том: на какой секунде ролика надо впервые упоминать товар, когда повторять. Все сходились на том, что говорить о нем следует до конца ролика, не переставая. Тогда понимали, что только так можно хоть как-то зацепить невнимательного зрителя. Плохое зрение Не секрет, что зрение современных людей значительно слабеет к 30-35 годам. Этому «помогают» повсеместное увлечение компьютерными играми и качество наших печатных изданий. Квалификация читателя Часто реклама не попадает в резонанс с квалификацией читателя того или иного издания. На дилетанта она может обрушить лавину непроходимых технических сложностей, а специалисту предложить слащавую глупость. Одну и ту же рекламу можно встретить и в специальных журналах и в изданиях, рассчитанных на самого неискушенного читателя.
Реклама и мотивация
То, что заставляет человека вести себя определенным образом, психологи называют мотивацией. Если нет мотивации — то нет и поступка. Так как реклама непосредственно влияет (во всяком случае, пытается целенаправленно влиять) на поведение человека-потребителя, то с психологической точки зрения можно рассматривать искусство рекламы как искусство управления мотивацией человека. В основе мотивов поведения лежат потребности, или то, что человек "хочет" в данный момент. Несмотря на то, что каждый человек знает, как ему кажется, чего он хочет, значительная часть потребностей и соответственно мотивов поведения находятся вне сознательного контроля. И именно в этой малоосознаваемой сфере находятся те "струны", которые задевает удачная реклама. Человек "обнаруживает" что он уже готов совершить действие в полном соответствии с желанием, которого ранее даже не подозревал в себе. Менее всего осознаются эмоциональные механизмы, привычные социальные сценарии действия, физиологические процессы. Это хорошо известно и именно эти области подлежат творческой разработке в серьезных проектах. Мотивацией можно управлять, если "угадать" скрытые потребности потенциального потребителя и предложить что-то, что заденет эти потребности, активизирует их и спровоцирует нужные действия. Потребности достаточно индивидуальны, и на каждую для данного человека есть свой собственный "психологический ключ". Потребности "усредненные", для больших групп людей, также могут быть определены, но ключи к ним будут менее точные, более грубого действия. Для конкретного предложения товара или услуги в рекламе можно определить наиболее вероятную потребность и соответствующую ей аргументацию. Можно показать некоторые практические технологии подбора методов воздействия на мотивацию потребителя на основе хорошо известной схемы. "Пятиуровневая пирамида потребностей" американского психолога Абрахама Маслоу приводится во всех учебниках по маркетингу. Все возможные мотивы и потребности людей в этой схеме разделены на пять групп. Особенность этих групп такова, что потребности разных уровней удовлетворяются совершенно разными способами, они как будто бы изолированы и могут на первый взгляд противоречить друг другу. Например, потребность в социальном признании и готовность человека жертвовать всем ради карьеры может вступить в конфликт с потребностью быть любимым близкими людьми.
При глубинном анализе выявляются сложные иерархические связи между уровнями, но для практических целей наиболее важно следующее — чтобы избежать противоречивости в воздействии на потребителя, следует адресоваться к какому-то одному уровню и использовать аргументацию: интеллектуальную, эмоциональную и физиологическую — специфическую только для данного уровня. Для некоторых видов товаров можно заранее прогнозировать, к какому уровню надежнее всего обращаться при составлении рекламы. Правда, из всякого правила есть исключения, и часто хорошая реклама создается именно вне правил. Первый уровень — физиологические или органические потребности. Это чувство голода, жажда, потребность в воздухе для дыхания, потребность в температурном комфорте, материнское чувство к младенцу, сек-: суальное влечение и так далее. Этот уровень потребностей связан с физическим выживанием человека, с его существованием как биологического существа. Это обыденные и глубокие уровни человеческого существования, настолько обыденные, что они редко становятся предметом рационального обсуждения. Здесь больше чувств, эмоций, физических ощущений, чем разума. Традиционно к этому уровню обращается массовая реклама пищевых продуктов. В такой рекламе употребляются образы и темы, примитивные по интеллектуальному уровню,* но с акцентом на физические ощущения, непосредственный чувственный опыт, непосредственно вызывающие ассоциации с телесными переживаниями. Второй уровень — потребность в безопасности. Здесь более задействованы эмоциональные мотивы, воспоминания о неудачном опыте, страх перед будущими неприятными событиями, надежда на избавление от будущих неприятностей, предотвращение опасности, поиск надежности и уверенности — на личном и на социальном уровне. Соответственно выбираются темы и сюжеты, в которых задеты негативные эмоции. Адресуясь к этому уровню потребителей, часто строится реклама средств защиты, инвестиционных фондов ("защита денег от инфляции"), реклама лекарственных средств и жевательной резинки ("восстановление кислотно-щелочного баланса сбережет Ваши зубы"), несгораемых шкафов и сейфов... На этом уровне непосредственные телесные ощущения играют малую роль — на первом плане оказываются негативные эмоции и размышления о грозящих неприятностях и способах их преодоления. Более того, интенсивное переживание телесного опыта может даже снизить страх за будущее и "перевести" адресата рекламы на предыдущий уровень пирамиды потребностей — тогда цель вообще не будет достигнута. Третий уровень — потребность в контактах, в том числе — ценности семейной жизни и дружбы. На этом уровне впервые появляются "другие люди". Первые два уровня потребностей, в основном, касались индивидуального опыта, другие люди были только источником ресурсов или опасности, на худой конец — источником информации (только я сам могу проверить и оценить вкус соуса "Пикадор" — другой человек может рассказать о нем, вкусно ему или нет, но не в состоянии передать ощущение). Потребности третьего уровня более высокие, относятся к группе социальных. Непосредственный телесный опыт уже не так важен, импульсивные порывы эмоций могут отступить перед заботой о социальных ценностях или чувством долга. Ключевые темы — забота о ближнем, интерес к жизни другого человека, стремление заинтересовать собой, привлечь внимание другого человека к себе. Это традиционные темы для рекламы косметики и зачастую — домашнего оборудования и товаров для детей. Четвертый уровень — потребность в общественном признании или потребность найти свою референтную группу, подтвердить свой социальный статус. Это группа социальных потребностей высокого класса. К ней обращается реклама дорогой косметики, модной одежды, автомобилей. Практически это не реклама товаров, а реклама стиля и образа жизни. Покупая радиотехнику или компьютер определенного класса, "Я буду совсем как..." Реклама, адресующаяся к этому уровню потребностей, в значительной степени апеллирует к культурным ценностям, гораздо реже — к практической пользе или прочности (если только представления о прочности и пользе не входят, например, в стереотипный набор ценностей референтной группы). Непосредственный чувственный опыт, эмоции и даже забота и чувство долга —отступают на второй план, и на первом плане оказываются "опознавательные знаки" и намеки на референтную группу. Например, модная одежда может быть неудобной, непрактичной и даже некрасивой. Пятый уровень — потребность в самореализации. "Это то, что я могу себе позволить..." — например, морское кругосветное путешествие или коллекцию живых шиншилл в собственной квартире, вечерний костюм от Кардена. Реклама таких товаров и услуг не может быть массовой, это принципиально редкие товары, она не появляется, как правило, на телевидении. Средства продвижения информации, относящиеся к этому уровню — часто косвенные, и относятся скорее к сфере искусства и игры. Потребительские качества и полезность, или практичность, мало ценны на этом уровне. Например, кому захочется покупать практичные бриллианты?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|