Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 1.   I.  Психологические особенности. II. Работоспособность на занятиях. VI. Личностно‒характерологические особенности




                                                             Приложение 1.

            КАРТА ПСИХОЛОГО‒ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

                      ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

 

     I.  Психологические особенности

         а) Особенности внимания

    Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается); характер отвлечения:

    отвлекается на внешние раздражители____________________________

    в отсутствии внешних раздражителей_____________________________

    Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная).

   Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий, не сформировано)__________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

   б) Особенности памяти

   Запоминает быстро или медленно, с трудом; запоминает надолго; быстро забывает.

   Характеристика вербальной памяти_____________

________________________________________________

   Отмечаются трудности (указать какого типа) в запоминании: новых слов______________________________________________________________

   словосочетаний, синтаксических конструкций______________________

_________________________________________________________________

   текстового материала___________________________________________

_________________________________________________________________

 

  в) Развитие некоторых сенсорных функций

   Сформированность представлений о цвете, форме, величине предметов (соответствуют возрасту, недостаточно сформированы, не сформированы)____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Способность к дифференциации  предметов по основным признакам

г) Показатели развития мыслительной деятельности

  Способность к сравнению_______________________________________

__________________________________________________________________

  Способность к обобщению_______________________________________

__________________________________________________________________

  Способность к классификации___________________________________

__________________________________________________________________

 

д) Развитие способности к творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, словесное творчество)

Отношение к творческой деятельности (активное, заинтересованное, пассивное, безразличное)___________________________________________

__________________________________________________________________

  Проявление элементов творчества на учебных занятиях________________________________________________________________________________________________________________________________

   Выполнение заданий по «собственному замыслу» 

(наличие новизны, штамп, копирование, использование ранее приобретенных навыков и др. )________________________________________________

__________________________________________________________________

Продуктивность «творческой деятельности»__________________________

__________________________________________________________________

 

  II. Работоспособность на занятиях

 

   Быстро или медленно включается в работу_______________________

__________________________________________________________________

   Легко или с трудом переключается с одного вида работы на другой_________________________________________________________________________________________________________________________________

   Сосредоточен во время занятий или часто отвлекается____________

__________________________________________________________________

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

   Темп работы. Задания выполняет быстро, в среднем темпе, медленно. Причины замедленного темпа работы (обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности: вялость, заторможенность, отвлекаемость и др. )_________________________________________

_________________________________________________________________

   Работает продуктивно в течение всего занятия или быстро утомляется________________________________________________________________

   В чем проявляется утомление: в замедлении темпа, ухудшении качества или полном прекращении работы.

   Субъективные и объективные признаки утомления 

(жалобы на усталость, плохое самочувствие; вялость, сонливость, отвлекаемость и др. ). Равномерна ли работа по количеству и качеству________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  Когда отмечается спад работоспособности (середина занятия, конец занятия)__________________________________________________________

 

   III. Некоторые типологические особенности

 

   Активный, подвижный ‒ инертный, медлительный. Спокойный, уравновешенный, возбудимый, неуравновешенный.

   Быстрота реакции на словесные раздражители (инструкции, задания и т. д. ): быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкрепние_____________________________________________________________

   Быстрота переключения с одного вида деятельности на другой_______________________________________________________________

 

    IY. Особенности эмоционально‒ волевой сферы

   Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.

   Преобладающее настроение на занятиях (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка )

__________________________________________________________________

 в быту_________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________

   Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

   Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях______________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

VI. Личностно‒ характерологические особенности

        Общительный, замкнутый

   Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом)____________

в т. ч. : неречевой контакт __________________________________________

речевой контакт __________________________________________________

__________________________________________________________________

   Отношение к товарищам_________________________________________

 

   Отношение к лидерству в группе сверстников  

(стремится к первенству ‒ да, нет; признается ли за лидера другими ‒ да, нет)___________________________________________________________

   Проявляет ли инициативу в играх, занятиях или следует примеру других____________________________________________________________

__________________________________________________________________

   Интересы и склонности. В каких видах деятельности они проявляюся______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

   Отношение ребенка к учебной деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность; пассивность, безразличие, небрежность_______________________________________________________________________________________________________________________________

   Отношение к своему дефекту (индифферентное, фиксация на дефекте, стремление к его преодолению) ___________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

   Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена, отмечаются: замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявления аутизма)_____________________________________

__________________________________________________________________

 

   Примечания___________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

   Общее заключение

 

 

                                                                               Приложение 2.

  Варианты заданий для обследования состояния связной речи по

      методике составления развернутых высказываний

 

Задание 1. Пример протокола обследования. Составление пересказа прослушанного текста

Фамилия, имя ребенка_____

Возраст___________           

Какую группу посещает______

Логопедическое заключение_____ ОНР /уровень/ 

Цель: Выявить возможность воспроизводить небольшой по объёму и простой по структуре литературный текст.

Материал: знакомые сказки («Теремок»), короткие реалистичные рассказы.

Методика:

Текст произведения прочитывается дважды, перед повторным чтением текста даётся установка на составление пересказа.

Инструкция: « Послушай внимательно... А сейчас я прочитаю тебе рассказ ещё раз. Слушай внимательно и приготовься мне рассказать о том, что ты услышал».

Запись рассказа ребенка

 ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Особенности выполнения задания_____________________________________

 

Критерии оценки:

Полнота передачи содержания текста

Наличие / отсутствие смысловых несоответствий

Смысловые пропуски

Повторы (микротем, фрагментов текста и др. )

Соблюдение логической последовательности изложения

Наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

Уровень выполнения задания: _____________________________________

 

Задание №2. Составление сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов ‒ эпизодов.

Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов ‒ эпизодов.

Материал: серии из 3/4 картинок; серии с подробно представленным сюжетом (5/6 картинок).

Методика проведения обследования: Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребёнком и дают возможность внимательно их рассмотреть; составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки с объяснением значения отдельных деталей. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки». «Давай внимательно рассмотрим каждую картинку и скажем, что на ней изображено». «А теперь расскажи мне о том, что изображено на всех картинках».

 

Запись рассказа ребенка

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Критерии оценки выполнения задания:

Смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках.

Полнота отображения предмета речи (наглядно представленного сюжета, предметной (сюжетной) ситуации.

Соблюдение логической связи между картинками‒ эпизодами.

Наличие и характер аграмматизма.

Характер оказанной ребенку (в случае необходимости) помощи.

 

Уровень выполнения задания: _____________________________________

 

Задание №3. Составление рассказа на основе личного опыта.

Цель: выявление индивидуально уровня и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Методика: Ребёнку предлагается составить рассказ на близкую ему тему; даётся план из нескольких вопросов ‒ заданий по выбранной тематике; после этого составляется рассказ по отдельным фрагментам.

Инструкция : «Расскажи о своих друзьях в детском саду/школе…»

 

Запись рассказа ребенка

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

 Критерии оценки выполнения задания:

Особенности фразовой речи.

Степень информативности рассказа. Полнота отображения предмета речи (раскрытия темы).

 Количество информативных элементов (денотатов и предикативных связей) и их характер (простое описание предмета, действия или их описание).

 Наличие и характер аграмматизма.

Уровень выполнения задания: _____________________________________

 

 Задание №4. Составление описательного рассказа.

 

Материал: Модели предметов (игрушки); графические изображения, на которых полно и чётко представлены основные свойства и детали предметов; игрушки ‒ куклы ‒ персонажи сказок; домашние животные и др.

Методика: Обследуемый в течение нескольких минут внимательно рассматривает предмет; далее следует составление рассказа по данному вопросному плану.

Инструкция: «Внимательно рассмотри эту куклу. А теперь расскажи о ней: как её зовут, какая она по величине; назови основные части её тела; из чего она сделана, во что одета, что у неё на голове».

 

Запись рассказа ребенка

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Критерии оценки:

Полнота и точность отражения в нём основных свойств предмета.

Наличие/ отсутствие логико‒ смысловой организации сообщения. Последовательность в описании признаков и деталей предмета. Использование языковых средств словесной характеристики.

Наличие и характер аграмматизма.

Характер оказываемой ребенку помощи.

Уровень выполнения задания: _____________________________________

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...