Приложение 1. I. Психологические особенности. II. Работоспособность на занятиях. VI. Личностно‒характерологические особенности
Приложение 1. КАРТА ПСИХОЛОГО‒ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
I. Психологические особенности а) Особенности внимания Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается); характер отвлечения: отвлекается на внешние раздражители____________________________ в отсутствии внешних раздражителей_____________________________ Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная). Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий, не сформировано)__________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ б) Особенности памяти Запоминает быстро или медленно, с трудом; запоминает надолго; быстро забывает. Характеристика вербальной памяти_____________ ________________________________________________ Отмечаются трудности (указать какого типа) в запоминании: новых слов______________________________________________________________ словосочетаний, синтаксических конструкций______________________ _________________________________________________________________ текстового материала___________________________________________ _________________________________________________________________
в) Развитие некоторых сенсорных функций Сформированность представлений о цвете, форме, величине предметов (соответствуют возрасту, недостаточно сформированы, не сформированы)____________________________________________________________ __________________________________________________________________ Способность к дифференциации предметов по основным признакам г) Показатели развития мыслительной деятельности Способность к сравнению_______________________________________
__________________________________________________________________ Способность к обобщению_______________________________________ __________________________________________________________________ Способность к классификации___________________________________ __________________________________________________________________
д) Развитие способности к творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, словесное творчество) Отношение к творческой деятельности (активное, заинтересованное, пассивное, безразличное)___________________________________________ __________________________________________________________________ Проявление элементов творчества на учебных занятиях________________________________________________________________________________________________________________________________ Выполнение заданий по «собственному замыслу» (наличие новизны, штамп, копирование, использование ранее приобретенных навыков и др. )________________________________________________ __________________________________________________________________ Продуктивность «творческой деятельности»__________________________ __________________________________________________________________
II. Работоспособность на занятиях
Быстро или медленно включается в работу_______________________ __________________________________________________________________ Легко или с трудом переключается с одного вида работы на другой_________________________________________________________________________________________________________________________________ Сосредоточен во время занятий или часто отвлекается____________ __________________________________________________________________ Темп работы. Задания выполняет быстро, в среднем темпе, медленно. Причины замедленного темпа работы (обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности: вялость, заторможенность, отвлекаемость и др. )_________________________________________ _________________________________________________________________ Работает продуктивно в течение всего занятия или быстро утомляется________________________________________________________________ В чем проявляется утомление: в замедлении темпа, ухудшении качества или полном прекращении работы.
Субъективные и объективные признаки утомления (жалобы на усталость, плохое самочувствие; вялость, сонливость, отвлекаемость и др. ). Равномерна ли работа по количеству и качеству________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Когда отмечается спад работоспособности (середина занятия, конец занятия)__________________________________________________________
III. Некоторые типологические особенности
Активный, подвижный ‒ инертный, медлительный. Спокойный, уравновешенный, возбудимый, неуравновешенный. Быстрота реакции на словесные раздражители (инструкции, задания и т. д. ): быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкрепние_____________________________________________________________ Быстрота переключения с одного вида деятельности на другой_______________________________________________________________
IY. Особенности эмоционально‒ волевой сферы Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др. Преобладающее настроение на занятиях (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка ) __________________________________________________________________ в быту___________________________________________________________ Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня_______________________________________________________________ __________________________________________________________________ Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях______________________________________________________________ __________________________________________________________________
VI. Личностно‒ характерологические особенности Общительный, замкнутый Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом)____________ в т. ч. : неречевой контакт __________________________________________ речевой контакт __________________________________________________ __________________________________________________________________ Отношение к товарищам_________________________________________
Отношение к лидерству в группе сверстников (стремится к первенству ‒ да, нет; признается ли за лидера другими ‒ да, нет)___________________________________________________________ Проявляет ли инициативу в играх, занятиях или следует примеру других____________________________________________________________ __________________________________________________________________
Интересы и склонности. В каких видах деятельности они проявляюся______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Отношение ребенка к учебной деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность; пассивность, безразличие, небрежность_______________________________________________________________________________________________________________________________ Отношение к своему дефекту (индифферентное, фиксация на дефекте, стремление к его преодолению) ___________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена, отмечаются: замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявления аутизма)_____________________________________ __________________________________________________________________
Примечания___________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Общее заключение
Приложение 2. Варианты заданий для обследования состояния связной речи по методике составления развернутых высказываний
Задание 1. Пример протокола обследования. Составление пересказа прослушанного текста Фамилия, имя ребенка_____ Возраст___________ Какую группу посещает______ Логопедическое заключение_____ ОНР /уровень/ Цель: Выявить возможность воспроизводить небольшой по объёму и простой по структуре литературный текст. Материал: знакомые сказки («Теремок»), короткие реалистичные рассказы. Методика: Текст произведения прочитывается дважды, перед повторным чтением текста даётся установка на составление пересказа. Инструкция: « Послушай внимательно... А сейчас я прочитаю тебе рассказ ещё раз. Слушай внимательно и приготовься мне рассказать о том, что ты услышал». Запись рассказа ребенка ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Особенности выполнения задания_____________________________________
Критерии оценки: Полнота передачи содержания текста Наличие / отсутствие смысловых несоответствий Смысловые пропуски Повторы (микротем, фрагментов текста и др. ) Соблюдение логической последовательности изложения Наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа. Уровень выполнения задания: _____________________________________
Задание №2. Составление сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов ‒ эпизодов. Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов ‒ эпизодов. Материал: серии из 3/4 картинок; серии с подробно представленным сюжетом (5/6 картинок). Методика проведения обследования: Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребёнком и дают возможность внимательно их рассмотреть; составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки с объяснением значения отдельных деталей. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки». «Давай внимательно рассмотрим каждую картинку и скажем, что на ней изображено». «А теперь расскажи мне о том, что изображено на всех картинках».
Запись рассказа ребенка __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Критерии оценки выполнения задания: Смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках. Полнота отображения предмета речи (наглядно представленного сюжета, предметной (сюжетной) ситуации. Соблюдение логической связи между картинками‒ эпизодами. Наличие и характер аграмматизма. Характер оказанной ребенку (в случае необходимости) помощи.
Уровень выполнения задания: _____________________________________
Задание №3. Составление рассказа на основе личного опыта. Цель: выявление индивидуально уровня и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Методика: Ребёнку предлагается составить рассказ на близкую ему тему; даётся план из нескольких вопросов ‒ заданий по выбранной тематике; после этого составляется рассказ по отдельным фрагментам. Инструкция : «Расскажи о своих друзьях в детском саду/школе…»
Запись рассказа ребенка __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Критерии оценки выполнения задания: Особенности фразовой речи. Степень информативности рассказа. Полнота отображения предмета речи (раскрытия темы).
Количество информативных элементов (денотатов и предикативных связей) и их характер (простое описание предмета, действия или их описание). Наличие и характер аграмматизма. Уровень выполнения задания: _____________________________________
Задание №4. Составление описательного рассказа.
Материал: Модели предметов (игрушки); графические изображения, на которых полно и чётко представлены основные свойства и детали предметов; игрушки ‒ куклы ‒ персонажи сказок; домашние животные и др. Методика: Обследуемый в течение нескольких минут внимательно рассматривает предмет; далее следует составление рассказа по данному вопросному плану. Инструкция: «Внимательно рассмотри эту куклу. А теперь расскажи о ней: как её зовут, какая она по величине; назови основные части её тела; из чего она сделана, во что одета, что у неё на голове».
Запись рассказа ребенка __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Критерии оценки: Полнота и точность отражения в нём основных свойств предмета. Наличие/ отсутствие логико‒ смысловой организации сообщения. Последовательность в описании признаков и деталей предмета. Использование языковых средств словесной характеристики. Наличие и характер аграмматизма. Характер оказываемой ребенку помощи. Уровень выполнения задания: _____________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|