Задание №5. Вариант заданияпо методике окончания рассказа.
Задание №5. Вариант заданияпо методике окончания рассказа.
Ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа («У новогодней елки с дедом Морозом»); Производится разбор содержания картинки; Дважды прочитывается текст незавершенного рассказа; Предлагается придумать продолжение. Инструкция: « Посмотри внимательно на картинку. Давай разберем, что на ней изображено. А теперь послушай, что было до этого… А сейчас посмотри, что изображено на картинке. Что ты видишь на ней? А теперь придумай, что было дальше? ».
Запись рассказа ребенка __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Критерии оценки: Смысловое соответствие высказывания ребенка содержанию предложенного начала; Соблюдение логической последовательности событий; Особенности сюжетного решения продолжения рассказа; Используемые языковые средства; Грамматическая правильность речи. Уровень выполнения задания: _____________________________________
Задание № 6. Вариант задания на составление рассказа на заданную тему.
Показ картинок с изображением мальчика, удочки, реки на фоне леса; Задаются вопросы: «Как мы назовем мальчика? », «Куда решил пойти мальчик? », «Зачем он пошел на реку? »; После этого предлагается составить рассказ о каком-нибудь случае с мальчиком на рыбалке, указав, что это должен быть собственный, самостоятельно придуманный рассказ. Критерии оценки: Структура и содержание составленного рассказа; Особенности монологической речи; Наличие элементов собственного творчества (количество и оригинальность актуализированных образов).
Грамматическая правильность речи. Уровеньвыполнения задания_____________________________
Приложение 3. Примеры обучающе‒ развивающих заданий, используемых на занятиях по формированию навыков связных высказываний
Задание «Опиши предмет». Цель: формирование навыков правильного построения отдельных высказываний описательной характеристики и навыков построения описательного рассказа. Вопросы педагога: «Что у меня в руках? (мяч) «Какой он формы? (круглый) «Из чего он сделан? (из резины) «Каким цветом мяч? (желтый и красный) «Какой он величины? (большой) «Что делают с мячом? (в него играют) Инструкция ребенку: «А теперь расскажи самостоятельно об этой игрушке». Задание «Опиши свою любимую игрушку». Цель: формирование умения составлять развернутые – высказывания описательного типа. Инструкция: «Какая игрушка у тебя любимая? Расскажи о ней. Почему ты ее любишь? » Задание «Сравни и расскажи». Цель: обогащение предметного словаря и формирование навыков сравнения различных предметов. Лексический материал: Юбка; Фартук; Брюки; Ситец; Шерсть (ткань). Куклы, натуральные предметы или картинки с их изображением. Детям раздают отдельные виды кукольной одежды, сшитой из разных по материалу и цвету тканей, а также образцы ситцевой и шерстяной тканей. Инструкция: «Посмотрите, у вас на столе лежат образцы ткани. Эта ткань тоненькая, мягкая, легкая, называется она «ситцевая ткань», а эта более грубая, плотная, она нужна для шитья теплых вещей и называется «шерстяная ткань» или «шерсть». Сравните одежду кукол, которая лежит у вас на столе. Чем она отличается друг от друга? Из какой ткани сшита эта одежда? В какое время года нужно ходить в ситцевом платье? А в какую погоду нужно надевать шерстяные брюки? »
Задание на сравнение и выделение индивидуальных качеств предмета. Ход работы: на доске выставляются 4 картинки, из которых дети отбирают одну лишнюю, объясняя, почему она не подходит. Например: 3 взрослые собаки и щенок; собачьи уши, лапы, хвост и щенок. Задание детям: сравнить двух собак: болонку и таксу. Чем они похожи? Чем они отличаются друг от друга? Дети придумывают клички этим собакам, затем составляют рассказ-описание одной из собак по плану, предложенному логопедом: 1. Кто это? 2. Как зовут собаку? 3. Какая она по величине (по росту)? 4. Какие у нее уши, хвост, лапы, шерсть? 5. Чем она питается? 6. Где она живет и какую пользу приносит? Задание «Кого ты видел в зоопарке? » Цель: формирование умения логично и последовательно составлять речевое высказывание. Материал: картинки с изображением животных (лиса, медведь, волк, обезьяна, кабан, лев, тигр) и картина‒ панно с изображением зоопарка и вольеров для зверей. Вопросы педагога: «Какие животные изображены на картинках? Расскажи, какая лиса? Какого она цвета? Какая у нее шерсть? Почему ее называют хитрой? Какие повадки у лисы? Как мы называем ее детенышей? Где живет лиса? » (Аналогично по вопросам составляются рассказы о других животных зоопарка). Задание детям: «расселить» животных по вольерам зоопарка, каждого – в свой «дом»; объяснить педагогу свой «выбор».
Задание «Расскажи о любимом животном». Цель: формирование умения выделять характерные признаки предмета описания и составлять короткий рассказ‒ описание. Инструкция: «Какое животное больше всех тебе нравиться? », «Живет ли оно у тебя дома? », «Чем ты его кормишь? », «Почему ты его так любишь? », «Какая польза от этого животного? », «Что ты пожелал бы своему любимцу? » Инструкция ребенку: «Теперь, пожалуйста, расскажи о животном, которое живет у тебя дома или просто нравится».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|