Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Собеседование на псалом Асафу 78 4 глава

 

 

Собеседование на псалом 86
"Сынам Кореевым. Псалом песнь" (ст. 1).

Много раз говорено было нами, что псалмом песни, или песнью псалма называются такие произведения, в которых пророчества о Христе соединяются с песнопением. " Основания Его на горах святых: любит Господь врата Сиона более всех селений Иакова " (ст. 2). Основания Христа суть таинства Его страданий и чудес. Они находятся на горах святых: в Вифлееме, на Голгофе, на месте воскресения, на Фаворе – горе преображения, на холме вознесения. Так как горы эти приняли освящение чрез таинства Господни, то про­рок и назвал их святыми. Под горами надо разуметь также и пророков, – по причине возвышенности их предведения; они имеют основания Божия, т.е. начала богопознания, потому что от них мы научаемся благочестию. " Основания Его на горах святых: любит Господь врата Сиона более всех селений Иакова " (ст. 2). Под селениями Иакова разумеются двенадцать колен, или – вероятнее – Силом, потому что там обитал ковчег, равно как и сам древний народ иудейский, там пребывало Святое Святых. Но более всего Бог возлюбил врата Сиона, потому что там Он явил только образ, а здесь – истину. Любит Он врата Сиона и потому, что когда они были заключены, Сион принял Христа, почему дальше вполне согласно с этим и говорится: " преславное сказано о тебе, град Божий " (ст. 3). Перемена тона. Прославляется Сион не только потому, что в него, при заключенных дверях, во­шел Христос, но и потому, что, войдя без дверей как Бог, Он, как человек, позволил тебе осязать Его. Пророк не без причины переменяет тон, но потому, что начинает говорить о Церкви из язычников, а также и потому, что прекращает речь от своего соб­ственного лица и начинает теперь говорить от лица Бога. " Упомяну о Рааве и Вавилоне знающим меня. И вот иноплеменники и Тир и народ Эфиопский, – они были там " (ст. 4). Почему Бог обещает помя­нуть Раав и Вавилон, – когда Раав значит: блудница, а Вавилон: смешение? Это объясняется в выражении: " знающим меня ". Итак, если Раав блудница означает Церковь из язычников, равным обра­зом, если Вавилон, означающий, в виду множества идолов, смеше­ние, обратился и познал Бога, то они справедливо находят память о себе у Бога. Напротив синагога иудейская за неведение предается забвению. Пророк показывает далее, какой плод Раав и Вавилон, удостоившиеся памяти от Бога, приносят Вспомнившему их. " И вот иноплеменники и Тир и народ Эфиопский, – они были там ". Другие переводчики, объясняя выражение " были там ", перевели его яснее, одни – словом родились, другие – рождены. Иноплеменники, эфиопляне, объятые мраком и тьмою идолослужения, равно и Тир, царствовав­ший в заблуждении, все родились чрез Церковь для Бога, чрез рож­дение именно водою крещения. " Матерью Сион назовет (каждый) человек, и Человек родился в нем, и Сам Вышний основал его " (ст. 5). Что " назовет "? Очевидно вышеуказанные тайны относительно язычни­ков. Но эти тайны, говорит пророк, он узнал не от человека. Для него учителем является Христос, о Котором он возвещает далее: " и Человек родился в нем, и Сам Вышний основал его ". Че­ловеком и Вышним пророк называет Христа; человеком – ради плоти, Вышним – ради Божества. Дивно и в высшей степени ясно пророк указал здесь на таинство, совершенное Христом в Сионе, – когда Он дал Себя осязать ученикам. Подлинно, в то самое время, когда человек " родился в нем ", т.е. явился, Сам Вышний основал его, преподав там благодать Отца, и положив в основание Сиона веру в Себя, как Он сам говорит об этом устами Исаии: " вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится " (Ис.28:16). " Господь поведает (это) в писании народов и владык, – сих, бывших в нем " (ст. 6). Какой Господь? Явив­шийся в Сионе, как человек, основавший его, как Вышний. Он сам повествует " в писании народов ", т.е. в списке народов, потому что пророк сказал не об одном народе, чтобы не разумели народа иудейского, а о многих, чтобы указать на язычников. Словами: " и владык, – сих, бывших в нем " пророк указывает на апостолов, по­тому что они в Сионе облечены были в достоинство начальников. Вот тебе доказательство того и другого. Иоанн пишет, что Христос в Сионе сказал апостолам: " как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас " (Ин.20:21). Ясно, что здесь Христос поставил апостолов на­чальниками, и с такою властью послал их в мир. А Лука пред­ставляет Христа изъясняющим в Сионе таинства: " тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима " (Лк.24:45-47). Так указал Он и на вписание народов, т.е. на избрание язычников. Итак, не простой человек сообщает Сиону тайны, а поведал ему о всех их яснейшим образом человек, который есть Бог и Вышний. Пророк переменяет тон, потому что, оставив лицо Бога, опять заканчивает речь от собственного своего лица, желая показать славу Сиона по самой Его природе. Что же именно говорит он? " Ибо в тебе – жилище всех веселящихся " (ст. 7). " Ибо ", т.е. как. Пророк удивляется – как и в какой мере веселятся все обитающие в Сионе, когда вспоминают совершенные там чудеса. А обитают там те, кто живет Духом, потому что Сион есть храм Духа.

 

 

Собеседование на псалом 87
"Песнь-псалом. Сынам Кореевым. В конец. Радостная хоровая песнь. Для ответа. В научение. Емана Израильтянина" (ст. 1)

1. Ты уже знаешь, что сыны Кореовы были псалмопевцами. За­меть и то, что настоящее песнопение есть песнь псалма, так как соединено с пророчеством о Христе. Что касается надписания: " в конец ", то другие переводчики перевели: победная песнь хором, откуда видно, что это песнопение пел не один псалмопевец, а целый хор, причем начинал один псалмопевец – Еман Израиль­тянин, а ему соразмерно и согласно отвечал хор. Поэтому в надписании и говорится: " Для ответа. В научение. Емана Израильтянина. Господи, Боже спасения моего! Днем и ночью взывал я пред Тобою. Да войдет пред лице Твое молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему " (ст. 1, 2, 3). Так и каждый из нас должен день и ночь молиться пред Богом, т.е. как Ему благоугодно, если желаем, чтобы молитва дошла до Него и наши проше­ния имели успех, дабы и нам услышать: " услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом " (Деян.10:31). Так как весь псалом написан о Христе, то пророк (от лица Христа) справедливо назвал Бога Господом и Богом своего спасения, говоря о спасении вообще, потому что Христос считает виновником нашего спасения, которое Он усвояет Себе, как его начаток, Отца, так как по Его благоволению Сын пришел в мир и мы получили спасение. К Нему Он многократно взывал днем на горе, а ночью в Гефсима­нии, когда Иуда хотел предать Его, т.е. с твердою надеждою про­сил Отца, чтобы Он услышал Его молитву. Какую именно? " Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя " (Мф.26:42). " Да войдет пред лице Твое молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему " (ст. 3), т.е. отнесись со вниманием к моей молитве и исполни то, о чем я прошу тебя, потому что не за себя молю, а за тех, чей образ и вид при­нял я. " Ибо душа моя исполнилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась ко аду " (ст. 4). Каких зол? Челове­ческих, потому что я ношу грех всех людей. " И жизнь моя приблизилась ко аду ", так как те, за которых я принес уплатить долг, были должниками смерти. " Я сравнялся с нисходящими в могилу, я стал, как человек беспомощный " (ст. 5). Я, говорит, уподобился нисходящим в ров смерти. Каза­лось, что и я, подобно им, подлежу смерти. Однако, как показывают дальнейшие слова, было не так. " Я стал, как человек беспомощный, к мертвым причтенный, как убитые, лежащие во гробе, о коих Ты более не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты " (ст. 5, 6). Он, как беспомощный человек, потерпел крест и страдания, не захотев воспользоваться помощью анге­лов, почему и говорит: " Я топтал точило один " (Ис.63:3). Он сделал упрек и Петру, когда тот отсек ухо одному из бравших Его, сказав ему: " или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? " (Мф.26:53,54)? Этими словами Он показал, что Он Сам ограничил силу Своего Божества, чтобы чрез Него исполнилось таинство пред­сказанного пророками домостроительства. Но " как человек беспомощный, ", не только как Бог, но и как безгрешный по человечеству. Вот почему узам смерти, как говорит в своей проповеди Петр (Деян.2:24), и невозможно было удержать Его. " К мертвым причтенный, как убитые, лежащие во гробе, о коих Ты более не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты " (ст. 6). И здесь надо подразумевать: был. Он был как раненый, так как иудеи старались представить Его в общественном мнении раненым, т.е. грешником, и, придя к Пилату, называли Его обманщиком (Мф.27:62, 63), А что грешники называются ранеными в Пи­сании, ты можешь узнать это из слов Иеремии: " о, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего "(Иер.9:1). Это подтверждают и настоящие слова псалмо­певца, потому что он называет людей, которым Христос считает Себя уподобившимся, не только ранеными, но и изглажденными из па­мяти Бога, отринутыми от руки Его, спящими во гробе, лишенными сил и деятельности. (Но уподобившись им), Христос совершает однако воскресение мертвых. " Положили меня в ров преисподний, во мрак и тень смертную "(ст. 7). Заметь, как утверждается здесь и истина страданий и сохраняется достоинство Страдавшего. Он полагается, говорит, " в ров преисподний ", – потому что нет ничего ниже ада, – " во мрак ", указывая чрез эту тьму на место смерти, но в то же время выражением в " тень смертную "указывая и на скоропреходящее значение страданий, на то, что Христос был Солнце правды, которое только на краткое время скрылось в тени смерти. " На мне отяготела ярость Твоя и все волны Твои навел Ты на меня "(ст. 8). Так как Он понес грехи рода человеческого, то по необходимости на Него пал гнев Божий на грешников; Он подвергся за нас смерти и стал клятвой, и с тех пор как исполнились на Нем, они более уже не господ­ствуют в роде человеческом. " И все волны Твои навел Ты на меня ". Под волнами Божиими разумеется все высокое, – как царство, освя­щение, соседение рабов с Владыкой. Таким образом, как всему нашему уничижению Отец подверг Христа, так равным образом даровал Ему и все то, что принадлежит нам высокого. В Нем мы становимся участниками последнего. А что высотами называется высокое, это ясно показал Иеремия, говоря: аще вознесется небо на высоту, рече Господь (Иер.31:35), т. е. станет выше самого себя. Следует перемена тона, так как, упомянув выше о гробе и смерти, пророк начинает говорить теперь о том, что им предшествовало – о предательстве и кресте. " Ты удалил знаемых моих от меня: сочли меня отвратительным для себя, я предан, и не имею выхода " (ст. 9).

2. Об этом говорит теми же самыми словами Лука, когда излагает историю распятия: " все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это " (Лк.23:49). " Сочли меня отвратительным для себя, я предан, и не имею выхода " (ст. 9). И это исполнилось на Петре, когда он, во дворе первосвященника, испугавшись говоривших: " немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека " (Мф.26:73,74). " Я предан, и не имею выхода ". Хотя Он и мог войти, т.е. избежать, так как знал время нападения иудеев, почему и говорил учени­кам: " вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился предающий Меня " (Мф.26:45,46), но благоволил добровольно предать Себя. " Глаза мои изнемогли от страдания (в славянском – от нищеты): взывал я к Тебе, Господи, весь день, воздевал к Тебе руки мои " (ст. 10). Нищетою называются страдания, почему и Павел говорит о Христе: " обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою "(2Кор.8:9). Итак, очи Его ослабели от страданий, потому что Он добровольно терпел свойственное человеку, и эти очи ослабели до такой степени, что Он даже возопил: " Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? "(Мф.27:46). " Весь день, воздевал к Тебе руки мои "– разумеется на кресте, потому что Он совершил домостроительство страданий как первосвященник, приносящий за нас жертву, молитвенно простирая руки. " Ужели для мертвых творишь чудеса? Или врачи воскресят (их), и они будут исповедовать Тебя? "(ст. 11). Здесь Он обращается к Отцу, желая показать нам причины, почему было необходимо Его сошествие к умершим. Последнее заключаются в том, что Бог не творит чудес для мертвых: не посылает на них ни молний, ни грома, не производит ни внезапной бури и не­настья из ясной погоды, ни ведра из ненастья, ни других чудес, какие представляет природа живущим. Не воскресят мертвых и врачи, чтобы видеть эти чудеса. Каким же образом могут испове­даться, каким образом могут спастись те, которые умерли в не­верии, не слышали ни закона, ни пророков, и не повиновались им? Дальнейшему пророк предпосылает перемену тона, так как Дух (Св.) на время прервал его песнопения, хотя речь продолжается о том же самом домостроительстве. " Ужели кто во гробе будет возвещать о милости Твоей и о истине Твоей в (месте) погибели? "(ст. 12). Кто может быть пророком или законодателем во гробе или в земле погибели? Под погибелью пророк разумеет место мертвых, называя так смерть потому, что там нет никакой надежды на жизнь. Милость Божию и истину, т.е. Его закон и заповеди, или даже самого Христа, Который, подпав власти смерти, в самом гробе мог возвестить милость и истину через суд над всем родом человеческим. " Разве во мраке узнаны будут чудеса Твои и правда Твоя в земле забытой? "(ст. 13) Продолжается речь о том же. Мраком называется ад вследствие отсутствия света; тоже означает и земля забвения, так как до сошествия Христа к мертвым эти места были лишены при­зрения (Божия), так что не было и надежды, чтобы умершие познали чудеса Божии и правду, т.е. знамения и закон. Пророк многократно употребляет одни и те же выражения, желая показать неизбежность страданий (Христовых), как доставляющих благодеяние одинаково и мертвым и живым. " Но я к Тебе, Господи, воззвал и утром молитва моя предварит Тебя " (ст. 14). Так как Христос был Сыном, равночестным Отцу, то когда Он молился, молитва Его необходимо пред­варяла (Отца), шла как бы на встречу Тому, к кому она направля­лась. Хорошо пророк обозначил и время, дабы ты и отсюда убедился, что Он говорит согласно с Евангелиями. Так у Луки гово­рится: " в те дни взошел ", он (Христос) " на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу " (Лк.6:12). Почему Он мо­лился с воплем, это ясно показывает выражаемая долее молитва. " Для чего, Господи, отвергаешь душу мою, отвращаешь лице Твое от меня? " (ст. 15)? Христос говорил это как принявший наше лицо, которое Бог отверг за преслушание, равно как Он отвратил и душу нашу, обвинявшую Творца в том, что причинила сама своим преступлением. Но Христос вопрошает об этом не по неведению, а чтобы показать, что после принесенного Им за всех оправдания Бог уже не отвергает нас. " Я нищ и в трудах с юности моей: поднявшись, смирился и изнемог " (ст. 16). Христос, " будучи богат, обнищал ради вас " (2Кор.8:9), и был " в трудах с юности ", удаляясь в Египет, отсюда – чтобы скрыться – в Назарет Галлилейский, и подвергаясь многим другим козням. " Поднявшись, смирился и изнемог ". Разумей здесь воздвиже­ние или знамений, или креста; и там и здесь Христос смирился и изнемог, будучи хулим иудеями. " Надо мною пронесся гнев Твой, устрашения Твои потрясли меня " (ст. 17). Разумеется гнев на человечество, т.е. те наказания и угрозы, которые принял Христос, предав Себя на страдания. " Устрашения Твои потрясли меня: окружили меня, как вода, во весь день, объяли меня все вместе " (ст. 17, 18). Разумеются устрашения, высказанные против первозданного человека. Подлинно, они были велики, так как были запечатлены и ограждены пригово­ром Божиим. Этими устрашениями Христос был смущен до такой степени, что говорил: " душа Моя скорбит смертельно " (Мф.26:38). Он удручаем был, и окружаем помыслами как бы водою, почему и говорил Отцу: " душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел " (Ин.12:27). " Во весь день, объяли меня все вместе ". Здесь Христос упоми­нает о дне страданий, когда Его окружали вместе и архиереи, и ста­рейшины, и фарисеи, и книжники, и народ иудейский. Об этом свиде­тельствует Матфей, повествуя, как Пилат, когда собрались все, спрашивал: " кого хотите, чтобы я отпустил вам? " (Мф.27:17). " Ты удалил от меня друга и ближнего, и знаемых моих – от страданий (моих) " (ст. 19.). Разумеется Петр, который, как ученик, был другом, как это тебе известно из слов Христа: " Я уже не называю вас рабами ", но " Я назвал вас друзьями " (Ин.15:15). Он же разумеется и под " ближним " по причине особенной пылкости и силы веры, а под знаемыми Его – все апо­столы вообще, потому что они более всех знали Христа, как говорит об этом Евангелие: " Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня " (Ин.17:25). Тем не менее в виду тяжести страданий все они на время впали в малодушие. Но Христос приписывает причину этого не им, а Отцу, потому что таинство креста, как совершавшееся по мысли и благово­лению Отца, превышало их силы.

 

 

Собеседование на псалом 88
"В научение. Ефама Израильтянина" (ст.1)

1. Этот псалмопевец отличен от указанного в надписании восемьдесят седьмого псалма: тот называется Еманом, а этот Ефамом. Вероятно они были родственниками или согражданами, почему и тот другой называется Израильтянином, получив это имя или от места (своего происхождения) или рода. И этот псалом надписывается: " в научение ", так как в данном пророчестве гово­рится о великих делах разума Божия. " Милости Твои, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою устами моими " (ст. 2). Разумеется настоящий век, в котором Бог благо­волил дать нам не один какой-либо род милости, а много: кре­щение, покаяние, милостыню; чрез каждое из них грешник может получить помилование и снисхождение. " В род и род возвещу истину Твою устами моими ". " В род и род ", т.е. в настоящий и будущий. И в тот и в другой мы возвещаем истину Божию, теперь познавая ее из богодухновенного Писания, а потом, уразумевая самым де­лом и ясно видя истину сияющею в нашей совести, когда каждый получает воздаяние за свои дела. Почему пророк усвояет милость настоящему веку, а истину и настоящему и будущему, показывают дальнейшие слова. " Ибо Ты сказал: "навек основана будет милость", на небесах утверждена истина Твоя " (ст. 3). И то и другое, говорит, определено судом Божиим. Каким же именно? Может быть, разу­меется проповедь Божия: " покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное " (Мф.3:2). Этими словами Бог призывал и побуждал грешни­ков к покаянию. Говорит: " покайтесь ", потому что теперь есть место для милости и здесь устроитель нашего спасения снискал нам поми­лование. Затем, утверждая это, присовокупил: " ибо приблизилось Царство Небесное ", желая показать, что когда наступит небесное царство, по­каянию уже не будет места, так как на небесах Судия уготовал свою истину, а истина Судии совершает суд без всякого снисхо­ждения. Но как созидается, т.е. приготовляется милость, и как уго­товляется истина на небесах? Очевидно – предварительным судом. То и другое, однако, чрез пришествие Христа, почему пророк дальше совершенно ясно и указывает на последнее. " Я поставил завет избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему " (ст. 4). Какой завет? Евангельский, о котором Иеремия говорил: " вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской " (Иер.31:31,32). Кто же служит посредником этого за­вета? " клялся Давиду, рабу Моему: на век утвержу семя твое и устрою в род и род престол твой " (ст. 4, 5). Видишь, что посредником этого завета является Родившийся от семени Давида. Совершает таинство, говорит, не со случайною поспешностью, а предуготовляет его на небе, – пришествие Спасителя было вечным истинным предо­пределением. Поэтому Бог и обещает утвердить семя Давида во век, разумея Христа, о котором и Павел в послании к Римля­нам говорит: " Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти " (1:1-3). Этот пре­стол, т.е. царство, Бог обещает устроить в род и род, потому что Родившийся от семени Давида по плоти, кроме настоящего цар­ства, владеет и будущим, как об этом говорил и Даниил: " и Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится " (Дан.7:14). Следует перемена тона, так как речь идет далее от лица пророка. " Поведают небеса чудеса Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых " (ст. 6). Под небесами разумей тех, кто помышляет о небесном. Такой человек называется небесным у Павла. Так и в другом месте тот же самый пророк гово­рит: " небеса поведают о славе Божией " (Пс.18:2), разумея, как и в данном случае, апостолов. Эти последние исповедуют, т.е. с благодарением возвещают чудеса Божии и истину в церкви святых. Каких? Святых в Иерусалиме, как об этом ясно говорит в Деяниях Апостольских Лука, повествуя о Варнаве и Павле, что когда апостолы и старцы собрались для рассмотрения возникшего вопроса (об обрезании), " тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников " (Деян.15:12). " Ибо кто в облаках сравнится с Господом? Уподобится Господу между сынами Божиими? " (ст. 7). Го­ворится об ангелах и горних силах. " Уподобится Господу между сынами Божиими ", – здесь сравнение со святыми. Конечно, ни ангел, ни святой не может сравниться с Творцом, Который выше всего существующего. Хорошо пророк в отношении к ангелам употребил слово: " сравнится ", поскольку и они бестелесны; тем не менее, и они не имеют равенства с Богом, так как находятся в пространстве и имеют очертания, почему их и существует бесчисленное множе­ство. Равным образом в отношении к святым хорошо употребил слово: " уподобится ": хотя бы они и хранили образ и подобие, которое получили от Бога, но последнее дано Богом только отчасти, так что сравнение и в данном отношении не имеет полного подобия. Действительно, каким образом получивший станет подобен дав­шему, имеющему власть и отнять свой дар? " Бог, прославляемый в сонме святых, велик и страшен для всех, окружающих Его "(ст. 8).

2. Хотя Бог находит великую радость в сонме святых и считает его своею славою, тем не менее, Он и страшен им. Свя­тые находятся вокруг Бога, приближаясь к Нему чрез святость жизни; но Бог страшен для них, когда они грешат, так как Он отнюдь не благоволит и к праведникам, если они согрешают. Вернее же сказать, Бог страшен и для несогрешающих, почему Иов и говорил Ему: " удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня "(Иов.13:21). Но устрашает Бог не по ненависти, а по любви, потому что " блаженны все, боящиеся Господа " (Пс.127:1). " Господи, Боже сил! Кто подобен Тебе? Силен Ты, Господи, и истина Твоя окружает Тебя " (ст. 9). Пророк часто повто­ряет это выражение, не предлагая вопрос Богу, а, изумляясь Его величию и желая показать Его ни с чем несравнимость. Потому он и называет Его не только Господом, но и Богом сил, т.е. анге­лов, архангелов и всех других сил, если таковые существуют неведомо для нас. Если же все они подчинены Богу, то как могут уподобиться своему Владыке? " Силен Ты, Господи, и истина Твоя окружает Тебя ". Пророк указывает на превосходство Бога над тво­рением. Но здесь же свидетельствует и о равенстве Его с Сыном. Чтобы ты, подобно некоторым нечестивцам, не подумал, что Сын неподобен Отцу, пророк, называя Его истиною Отца, как из Него исходящего, далее говорит, что эта истина " окружает " Отца, так как один только Сын вмещает в Себе Отца, как Сам Он го­ворит: " Отец во Мне и Я в Нем " (Ин.10:38). Вмещает же Он, как великий великого, как сильный сильного. Вот почему, сказав Отцу: " силен Ты, Господи ", пророк далее присовокупил: " и истина Твоя окружает Тебя ", дабы ты знал, что хотя Отец велик и силен, и никто не может сравниться с Ним, но Сын равен Ему, по­чему и говорится, что Он " окружает " Отца. " Ты владычествуешь над силою моря, возмущение волн его Ты укрощаешь " (ст. 10). Обра­щаясь от невидимого к прославленно Бога в видимых вещах, пророк естественно упомянул о море, как страшной силе, над которым, однако Бог так владычествует, что ставит ему преде­лом песок, укрощает бурное движение, усмиряет волны, устра­няя ветры, которые его возмущают и вздымают. " Ты смирил, как раненного, гордого, сильною мышцею Твоею рассеял врагов Твоих " (ст. 11). Здесь разумеется диавол, который был уязвлен гордостью, за что и смирен был низвержением с горних стран на землю, и здесь попирается и сокрушается ногами святых, как говорит Павел в послании к Римлянам: " Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре " (Римл.16:20). " Мышцею Твоею рассеял врагов Твоих ". Мышца силы Божией – Христос, как говорит Исаия: " Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? " (Ис.53:1). Он рассеял врагов Божиих – иудеев, о которых он представляется у пророка говоря­щим: " стали для меня врагами " (Пс.138:22); рассеял их, разрушив место, где у них по букве закона совершалось богослужение. " Твои – небеса и Твоя – земля, вселенную и что наполняет ее Ты основал " (ст. 12). Отсюда ясно, что только Он один пользуется ими как Ему угодно. " Вселенную и что наполняет ее Ты основал ". Исполнение вселенной – человек, потому что ради него, ради нашей пользы, обитают на земле и все другие животные. Это исполнение Бог основал тем, что дал ему естественный закон, служащий основанием всего человеческого благополучия, так что человек не подвергнется и несчастию, если сохранит неповрежден­ным свое основание. " Север и море Ты создал; Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются " (ст. 13). Другие переводчики вместо моря говорят: юг, или: десницу, обозначая десни­цею юг, так как по географическому положению он находится направо от востока. Хорошо пророком указано вместе с севером и море, потому что в Божественном Писании этим выражением обычно обозначается запад. Так книга Чисел, сказав, что одни колена располагались к востоку от скинии, другие к югу, третьи к северу, обозначает указанным выражением тех, которые распола­гались от скинии к западу: " знамя стана Ефремова по ополчениям их к западу " (Числ.2:18). В настоящем случае пророк сопоставляет за­пад с севером потому, что обе стороны отличаются темнотой и холодом, а также и потому, что хочет ниспровергнуть заблуждение тех, которые приписывают эти части творения злому творцу, нече­стиво и богохульно разделяя творение, и засвидетельствовать, что и эти части созданы одним и тем же Творцом. " Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются " (ст. 13).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...