На остальное из 50-го псалма, и о покаянии 9 глава
4. Почему же отвержение они поняли в смысле гнева? Не без причины, а потому, что с возбужденными гневом часто случается, что они сбрасывают одежду, как бы спеша на мщение, а пророки имеют обычай приписывать Богу человеческие черты, чтобы показать образ каждого Его действия. А что отвержением пророк действительно назвал быстрое движение гнева, – послушай дальнейшие слова: " и огонь возгорелся в Иакове и гнев поднялся над Израилем ". Так как Бог разгневался, то на возбудивших гнев вышел для наказания огонь. Какая же тому причина? " Ибо не веровали Богу и не уповали на спасение Его " (ст. 22). Действительно, Бог гневается, когда в Него не веруют; потому что всякий неверующий в Бога не допускает и суда, и хулит Его закон; а если хулит божественный закон, то тем более – человеческий; отсюда беспорядки в нашей жизни. В самом деле, чего не посмеют сказать неверующие в Бога и не уповающие на даруемое от Него спасение? Потому пророк и обвиняет их не только в том, что они не веруют в Отца, но вместе и в том, что они не веровали и в Сына. Потому он и говорит: " не уповали на спасение Его ", разумея Христа, которого называли спасением многие пророки, а яснее других Симеон, принявши Его на руки. " Он заповедал облакам свыше и открыл двери неба " (ст. 23). Пророк говорит здесь об облаках, находящихся выше тех, которые носятся в вышине, почему и назвал их дверями небесными, как находящиеся пред небом, потому что есть облака и близкие к земле, которые бывают даже ниже гор. " И послал им манну в пищу и хлеб небесный дал им: хлеб Ангелов ел человек. Пищу послал им до пресыщения " (ст. 24, 25). Дабы они не подумали, что Бог разгневался вследствие бессилия исполнить просьбу, именно – просьбу хулителей, не просивших как подобало просить у Бога, Он навел на них палящий огонь, так что и место, в виду сгоревшего на нем множества народа, прозвано "Горением", а затем дал уже просимое. Пророк называет манну хлебом небесным и хлебом ангельским, так как он приготовлялся не человеческими руками, а приносился с неба, где обитает лик ангелов. Какое брашно до сытости послал им Бог, это ясно видно из дальнейших слов: " поднял южный ветер с неба и навел силою Своею юго-западный ветер, и наслал на них, как пыль, мяса и, как песок морской, птиц пернатых " (ст. 26, 27). У Бога блага готовы, но хранятся Им однако до надлежащего времени. Вот почему, желая напитать народ иудейский, Он произвел не какое-нибудь новое творение, возбудив южный и ливийский ветер. Эти ветры дуют в теплых странах, где Творец повелел в изобилии водиться перепелам, и (взяв их) отсюда, как бы из готовых сокровищ, исполнил свою волю. Мы думаем, что пророком отнюдь не гиперболически сказано, что " и наслал на них, как пыль, мяса и, как песок морской, птиц пернатых ". Творения Божии беспредельны и нам неведомы. Итак, птиц было такое множество, что их нужно было ловить не силками, не сетями, или другими приспособлениями, а легко и удобно было брать руками, как это совершенно ясно видно из дальнейшего: " и нападали
они среди стана их, вокруг шатров их. И ели они и пресытились, и желаемое ими дал им " (ст. 28, 29). Итак, представь себе, как такое бесчисленное множество народа, и притом столь алчного, было питаемо не один день, а тридцать дней, и ты будешь в состоянии уразуметь рассказ Моисея в книге Чисел (Числ.11:19 сл.). " И ели они и пресытились, и желаемое ими дал им, и они не лишены были желаемого своего. Но еще пища была в устах их, когда гнев Божий пришел на них, и убил очень многих из них и избранных Израиля низложил " (ст. 29-31). Не напрасно, следовательно, отвергает Бог многие наши просьбы, а к нашей же пользе, потому что весьма многие желания бывают гибельны для людей, хотя Бог часто и исполняет их для грешников. Зачем же Он исполняет? Чтобы они не обвиняли Его, как мы сказали, в бессилии. Исполняя, Он наказывает получающих желаемое, чтобы устрашить и нас, чтобы мы не утруждали Бога непозволительными просьбами. Итак, Он удовлетворил страстное желание иудеев иметь пищу; но когда они еще ели, навел гнев Свой, убил упитанных из них, т.е. тучных, и поразил избранных, избранных не по добродетелям, а по нечестию, потому что есть избранные и в нечестьи. " При всем этом они еще грешили и не верили чудесам Его. И проходили дни их в суете и лета их поспешно " (ст. 32-33).
5. Пророк удивляется неверию и жестокосердию иудеев, – что они оставались бесчувственными не только к получаемым благам, но и к наказаниям, и грешили опять, т.е. прилагали грехи к грехам. Поступали же они таким образом потому, что не верили в чудеса Божии, т.е. не имели ни уверенности, ни веры. Как обычно бывает с нечестивыми, они думали, что совершающиеся знамения и чудеса случаются сами собою. Потому и дни их были весьма недостаточны. Недостатком же пророк называет, конечно, не кратковременность, а отсутствие добродетелей, потому что кто не живет добродетельно, тот, хотя бы прожил и много лет, все-таки умирает в недостатке дней, т.е. преждевременно, не принесши тех плодов, ради которых он и вступил в жизнь. Вот почему Писание называет исполненными дней Авраама и Иова, хотя многие прожили и большее число лет (Быт.15:8; Иов.42:16). " Когда Он умерщвлял их, они искали Его и скоро обращались к Богу, и вспоминали, что Бог помощник им и Бог Всевышний избавитель их " (ст. 34, 35). Истинная добродетель в том, чтобы всегда памятовать о Боге, чтобы призывать Его помощь и в благополучии, потому что если мы будем помнить Его в счастье, то и Он вспомнит о нас в несчастье. Искать же Бога по нужде, когда Он наказывает, значит обращаться к Нему не сердцем, а только по необходимости исповедовать, что Бог помощник и избавитель; поступать так свойственно злым и неблагодарным рабам, для которых господин не будет знать милости, видя их вынужденное признание; тем более (поступит так) Бог, который знает лицемерие лукавых и злых людей и ясно предвидит то, что затем последует. " И выражали любовь к Нему устами своими и языком своим лгали Ему. Сердце же их не было право пред Ним и не были они верны завету Его " (ст. 36, 37). Подобными словами порицал иудеев и пророк Исаия: " этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня " (Ис.29:13). Чем же это обнаруживается? Много ведь и теперь можно найти людей, которые чтут Бога только языком. Обнаруживается это тогда, когда, как говорит пророк, " не были они верны завету Его "; когда не остаются верными заповедям Божиим, то тем самым показывают, что не имеют никакого доброго расположения к Заповедавшему и никакой совести. Относительно таких людей именно говорил Павел, что они " они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются " (Тит.1:16). " Он же был щедр и прощал грехи их, и не губил, и многократно отвращал ярость Свою и не воспламенял всего гнева Своего " (ст. 38). " Прощал грехи их ", – когда? Указав на будущее время, пророк явно указал на воплощение Христа, потому что Его послал Отец для очищения грехов наших, и Он оказался настолько щедр, что начал Свою проповедь людям с призвания к покаянию, и найдя народ иудейский достойным гибели, не погубил, не истребил его до конца, а оставил им семя и остаток в лице уверовавших из их среды апостолов. О них то говорил Исаия: " если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре " (Ис.1:9). Вот почему Бог умножил милость Свою и отвратил гнев Свой. Как же Он отвратил? Он не разжег всего гнева Своего, а разжег только отчасти, наведя его на храм и ветхий город; а если бы Он разжег его весь, то вместе с храмом погиб бы и народ и вместе с городом была бы истреблена, как в Содоме, и земля. " И Он помнил, что они плоть: дух, выходящий и не возвращающийся " (ст. 39). Как может Бог забыть о нашей природе или нашей слабости? Очевидно это говорится о воплотившемся ради нас Сыне, который не только как Творец знает нашу природу, но воплотившись узнал самим опытом нашу слабость, почему Павел и говорит о Нем: " хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию " (Евр.5:8), и еще: " ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь " (Евр.2:18). Итак, поелику " Слово стало плотию " (Ин.1:14), Он вспомнил, что мы – плоть, т.е. по опыту узнал немощность нашей плоти. Плотью пророк называет всего человека, почему и присовокупил: " дух, выходящий и не возвращающийся ". Для нас нет уже возврата к настоящей жизни; поэтому мы и должны бодрственно совершать свой путь, на который ни в каком случае не можем возвратиться. " Сколько раз они огорчали Его в пустыне, прогневляли Его в земле безводной! То обращались (к Нему), то искушали Бога, и Святого Израилева раздражали " (ст. 40-41). Пророк удивляется и безмерности и глубине нечестия иудеев, тому именно, что они не только многократно огорчали Бога, но что делали это в пустыне, где следовало бы им больше всего сокрушаться и взирать на небо, так как здесь никто не мог их ни обмануть, ни обольстить, что возможно в городах; что были высокомерны и прогневали Его в " безводной ", где им, терпевшим жажду, следовало быть смиренными. Затем, и обратившись, они обратились не к благочестию, а к другому нечестию, потому что искушали Бога (а было безумием искушать всеведущего) и оскорбляли " Святого Израилева ", то есть Христа, о котором и Исаия говорил: " кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый " (Ис.40:25), предвозвещая крест, потому что таким же образом указал на него и Христос.
6. Почему же они в пустыне не только раздражили Бога, т.е. Отца, но оскорбили и Святого Израилева, т.е. Сына? Потому, что камнем был сопутствовавши им Христос, а они не верили, может ли Он извести из камня и дат им воду, так что и Моисей говорил: " послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? " (Числ.20:10) Поэтому-то Бог, разгневавшись на них, сказал: " за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою " и т.д. (Числ.20:12). " Не помнили (благодеющей) руки Его в день, в который Он избавил их от притеснителя: как Он явил знамения Свои в Египте и чудеса Свои на поле Танеос " (ст. 42-43). Рукою Бога, т.е. Отца, опять пророк справедливо называет Сына, потому что " все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть " (Ин.1:3), как и другой пророк говорит: " рука Господня соделала это " (Ис.41:20), Итак, они не вспомнили и Того, Кто избавил их от руки притеснителя – фараона, в день исхода, когда Он в полночь пришел и поразил первенцев египетских, сотворил знамения в Египте и чудеса на поле Танеосе, составлявшем владения фараона. Говорим это не потому, чтобы хотели устранить участие Отца в совершении тогдашних чудес, а потому, что все, что совершает Отец, творит так же и Сын. Под знамениями пророк разумеет то, что совершается сообразно с законами природы, как напр., саранчу (потому что ей по природе свойственно уничтожать плоды), а под чудесами – то, что выше природы, таким чудом были напр., жабы, потому что по природе им не свойственно бегать и жить вне вод. Такими же были и град, соединенный с огнем, и река, превращенная в кровь, потому что и то и другое чудо совершилось вопреки природе. " И превратил в кровь реки их и потоки их, чтобы они не могли пить! " (ст. 44). Под источниками пророк разумеет дождевую воду, так как по повелению Божию Моисей превратил в кровь всю воду, не только в источниках и реках, но и находившуюся в деревянных и каменных сосудах. А сделано было это для того, чтобы не подумали, будто Бог, почитаемый евреями, есть частная сила, а не Творец и Владыка всей природы. Язычники ведь приписывают своим богам только частные силы. Вот почему пророк дальше перечисляет все виды творения, говоря таким образом: " Послал на них песьих мух, и жалили их, и жаб, (которые) и губили их. И отдал вредной росе плоды их и растения их саранче. Побил градом виноградники их и смоковницы их льдом. И предал граду скот их и имущество их огню " (ст. 45-48). У Моисея указан другой порядок чудес, совершенных в Египте. Но здесь пророк о нем и не заботиться, потому что цель его – указать, что все стихии по Божию велению восстали против фараона. И посмотри, как соответственно он обозначил действие каждой казни. О песьих мухах он говорит " жалили их ", потому что они нападали не на плоды, а на людей; а о жабах говорить: " и жаб, (которые) и губили их "; это они делали, заползая не только в дома, но и в печи, и похищая все необходимые яства их; в этом смысле они поистине растлевали. Кроме того, умирая, жабы заражали землю зловонием, а от этого зловония естественно опять рождалась гибель. Труды их и плоды их, говорит, отданы были " вредной росе " и " саранче ", потому что они вредят одним только плодам и ничему больше. Слыша о гусенице, не удивляйся, что она не указана в числе казней у Моисея; пророк разумеет маленький и несовершенный род саранчи, почему Акила, вместо гусениц, переводит: бескрылая саранча. Хорошо далее пророк говорит, что виноград был убит градом, потому что последний больше всего губит его плоды и ветви, и дальше, что шелковичные деревья – льдом, так как растение это не терпит холода, почему и растет обычно только в теплых странах. Лед произведен градом. Но пророк упомянул дальше еще и об огне, сказав, что скот был убит градом, а имение их огнем, разумея, очевидно, под имением богатства земли. Градом и огнем, таким образом, были уничтожены и истреблены все растения. Тем чудо и было поразительно, что огонь разливался в воде.
7. А ты, замечая силу, ясность и краткость пророческих изречений, удивляйся премудрости Духа, – только для нее одной возможен такой превосходный способ речи. " Послал на них яростный гнев Свой: ярость и гнев и скорбь, низведенные чрез ангелов (посылающих) бедствия " (ст. 49). Разумеет ангелов злых не по природе, и не по расположению воли, потому что такими ангелами Бог для служения не пользуется; пророк назвал их злыми потому, что они по Божию повелению приносили бедствия и несчастья. Вот почему тот же самый псалмопевец называет злым и день суда, как исполненный печали и бедствий для грешников. " Блажен ", говорит он, " помышляющий о бедном и убогом! В день лютый избавит его Господь " (Пс.40:2). В этих стихах пророк упоминает гнев и ярость, а потом опять: " ярость и гнев и скорбь ". Этим он обозначает не что-нибудь различное, хотя повторяет одинаковые выражения, и не напрасно он указывает этим на безмерность гнева Божия. " Проложил путь гневу Своему, и не пощадил от смерти души их, и скот их предал язве " (ст. 50). Как? Оказывая в течение долгого времени снисхождение и долготерпение к тем, которые должны были подвергнуться этому гневу. " Проложил путь гневу Своему ", чтобы показать, что наводит его справедливо и в надлежащее время на тех, кто не желает исправиться. Об этом свидетельствуют и дальнейшие слова: " и не пощадил от смерти души их " (ст. 50). Пророк указывает причину, почему Бог не пощадил, каковою была их душевная смерть, т.е. грех. " Душа ", говорится, " согрешающая, та умрет " (Иез.18:4), и еще: " смерть грешников люта " (Пс.33:22). Вот почему и не пощадил; те, кто сами себя не пощадили, а предали свою душу на смерть, естественно не получили пощады. Итак, справедливо не пощадив египтян, – смотри, что сделал им Бог: " и скот их предал язве. И поразил все первородное в земле Египетской, начаток всего (приобретенного от) труда их в селениях Хама " (ст. 50, 51). Бог обнаруживает в отношении к наказуемым великое милосердие начиная с меньшего, чтобы они образумившись приобрели большее. Поэтому Он сначала предал смерти скот египтян, а найдя их бесчувственными поразил первенцев, так что, если бы они образумились смертью скота и отрезвились, Он не навел бы казни на первенцев. Хорошо пророк назвал первенцев их начатком трудов, желая напомнить о проклятии, произнесенном над Евой: " в болезни будешь рождать детей " (Быт.3:16). Поражение первенцев, сказано, произошло " в селениях Хама ". Земля египетская справедливо называется домом и селениями Хама, не только потому, что Хам был отец Местрема, от которого произошли египтяне; но и потому, что они подражали нечестию этих родоначальников. " И поднял, как овец, народ Свой, и повел их, как стадо, пустынею " (ст. 52). В отношении к врагам Он поступал как сказано выше, а свой народ Он поднял с места как овец и вел их в пустыню, т.е. вел их сам как стадо, показывал им пастбища, защищал от зверей, собирал свирелью в толпу и возвращал посохом заблудивших. На все это и указал пророк, упомянув о стаде и овцах. " И вел их безопасно, и они не боялись, а врагов их покрыло море " (ст. 53). В какой надежде Он вел их? Очевидно в обетовании, которое дано было отцам. " И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом " (Быт.15:13,14). Водимые этой надеждой, они не убоялись перейти пешком Чермное море, которое сокрыло их врагов, и возвратившаяся вода стала гробом для египтян. " И ввел их на гору святыни Своей, на гору сию, которую стяжала десница Его " (ст. 54). Горою святыни называется Иерусалим, не столько потому, что прежде обитала на ней святыня, т.е. кивот, сколько в виду второго кивота – плоти Господа. Последняя была поистине святыней, почему и приобретение ее приписывается деснице Христа; приобрел же ее Он не оружием, а совершенными ради нас чудесами и страданиями. " И изгнал от лица их народы, и по жребию разделил им (землю их) межевою вервию, и поселил в жилищах их колена Израилевы " (ст. 55). 8. Пророк порицает иудеев за то, что, испытав такие благодеяния, как получение чужого удела, раздел его с полной равномерностью, – когда Бог показал, что Он поступает с Израилем как отец с детьми, почему и раздел повелел произвести по веревке, чтобы большую часть дать большему, а меньшую меньшему числу, чтобы таким образом сильное колено превосходило более слабое, – они все-таки не помнили ни изгнанных от лица их народов, ни изгнавшего их Бога, тогда как благодаря памятованию об этом они могли бы оставаться благодарными Богу и никогда не подражать нечестию изгнанных, чтобы не потерпеть одинаковой с ними участи. " Но они искушали и огорчали Бога Всевышнего и уставов Его не хранили " (ст. 56). Пророк указывает двойной грех иудеев. Они, говорит, не только искушали, но и огорчали, а огорчают те, кто искусивши раз, искушает второй раз и делает это многократно. Если поступать так и в отношении к простому человеку составляет тяжкое преступление, то тем более – в отношении к Богу вышнему, который по Своей беспредельности не доступен нашему испытанию. За это самое упрекал Дух Св. иудеев и чрез пророка Исаию: " слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? " (Ис.7:13). Кроме того, псалмопевец указывает еще и на то, что они " уставов Его не хранили ". Они нарушали даже и то, что Бог заповедал и подтвердил с угрозою, и это было делом крайнего высокомерия и неверия. " И отвращались, и отступали, как и отцы их, превратились в неверный лук. И прогневляли Его высотами своими и истуканами своими раздражали Его " (ст. 57, 58). От поколения, бывшего в пустыни, пророк переходит к последующим, указывая на нравы, которые передали им отцы их. Что же они отвергли? Завет с Богом, который заключили они чрез Моисея на горе Синайской, и чрез Иисуса Навина в земле обетованной, когда ее заняли. Они не пребыли ему верными, а превратились в неверный лук; и как этот последний не может уже правильно пустить стрелу, так точно и развращенный народ иудейский был не в состоянии жить благочестиво. Он прогневлял Бога высотами своими и возбуждал ревность Его своими истуканами. Это значит не то, что Бог возбуждается ревностью в отношении к бесчувственным и бездушным идолам или демонам, а то, что Он, желая нашего спасения, ревнует о нас, подобно тому, как отец ревнует о детях, или жених о невесте. " Услышал Бог и (гневно) воззрел, и уничижил сильно Израиля " (ст. 59). Но разве Бог когда не слышит? И какая нужда в слухе для Того, Кто знает наши помыслы? Но теперь, говорится, Он услышал, потому что не оставил дела без внимания, а возбудился, и тем показал, что слышит. Что же сделал Он, когда услышал? Он не навел казни, а презрел; быть же презренным от Бога – тяжелее всякого наказания, потому что Его только одним оком мы и спасаемся. Посмотри, в самом деле, что потерпели презренные Богом. " И уничижил сильно Израиля, и отверг скинию Силомскую, жилище, в котором Он обитал среди людей " (ст. 59–60). Если бы Бог не совершенно презрел народ израильский, то не отверг бы Своей скинии, бывшей у них, в которой Он обитал и которая служила посредницей Его общения с ними. Может быть ты спросишь: почему же Бог, когда согрешили люди, отверг свою скинию? Потому, что Сам Он в ней не нуждался; когда израильтяне согрешили, естественно Он устранил и место Своего обитания среди них. Но что такое был этот Силом? Не напрасно упомянул о нем Дух Св.; Он хотел показать, что подобно тому, как отверг Бог Силом, когда Израиль согрешил, и избрал себе другое место – Иерусалим, так точно отвергнет и этот последний вследствие нечестия его обитателей, и даст славу Свою другим местам. " И отдал в плен крепость их и красоту их в руки врагов " (ст. 61). Речь продолжается о скинии; в ней была сила и слава народа, по причине священнодействий. Эту-то скинию Бог предал в плен, – не людям (этого не случилось), а в руки врага мысленного; поэтому и упомянуто об одном только враге, а не о многих, и тем показывается, что под врагом разумеется враг особенный. Другие переводчики, желая указать это еще яснее, перевели – одни: в руки противника, другие: в руки мучителя. Этому врагу предал Он скинию за то, что она осквернена была священнодействовавшими, стала непотребной и не имела уже ничего достойного Бога, а было в ней свойственное только тому врагу, которому и предана. И не дивись этому; так и о древнем Иерусалиме Исаия пророчествовал, что Бог предаст его демонам, сиренам и онокентаврам (Ис.13:21). " И предал мечу народ Свой, и достояние Свое презрел " (ст. 62). И в этом обвинение против иудеев, что Бог, не смотря на то, что они чрез своих отцов стали народом Божиим и Его достоянием, пренебрег их и заключил их мечом, – не только мечом войны, но и мечом слова Божия. " Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого " (Евр.4:12). Вот почему слово Божие и называется справедливо мечом. 9. Как же Бог заключил их мечом, т.е. удержал, связал? Предписав в законе обрезание плотское, а в евангелии обрезание духовное; там субботу чувственную, здесь – духовную. Связанные этими предписаниями, они и не могут войти в царствие Божие. На то же указывают и дальнейшие слова: " юношей их поел огонь, и девицы их не оплаканы были " (ст. 63). Юношами пророк называет сведущих в законе, – книжников и фарисеев, твердо веривших в силу закона. Их съел огонь, – ненависть, которую питали они к нам, видя, что мы оправдываемся без ига закона. Так и Исаия говорил им: " увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих " (Ис.26:11). " И девицы их не оплаканы были ", потому что некому было оплакивать их, когда они умерли от греховной смерти. Здесь пророк высказал обвинение против иудейских учителей, за то, что они не имели сожаления к грешившим девам, и не подражали Иеремии, который говорит: " о сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь, хожу мрачен, ужас объял меня " (Иер.8:21), почему и далее продолжает соответствующим образом: " о, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез " (Иер.9:1). Так и Павел упрекает коринфян за то, что они не пожалели впавшего у них в прелюбодеяние (2Кор.2:7). " Священники их от меча пали, и вдовы их не будут оплаканы " (ст. 64). И это служит обвинением, усиливающим тяжесть наказания иудеев, что священники претыкались о слово Божие: это и было падение от меча. И вдовиц некому было оплакивать, так как учители иудейские не имели жалости не только к девам, но и ко вдовам. Под девами пророк разумеет души, которые только что начали грешить, а под вдовицами – грешившие давно и утратившие страх Божий, который был условием пребывания их в законе. " Но восстал, как бы от сна, Господь, как сильный и шумящий от вина " (ст. 65). Следовательно, не вышеуказанные: меч, огонь и лишение сострадания – были наказанием, а грехи, для отмщения которых восстал Бог. Он пробудился подобно спящему, т.е. положил конец Своему долготерпению, как бы сну, которое было столь велико, что принималось за опьянение. Какое опьянение? Опьянение, которое случается с сильными людьми от вина, в силу чего они на некоторое время становятся неспособными к деятельности, но пробудившись от сна бывают еще более ревностными. Так точно и Бог, как верим мы, после долготерпения будет еще решительнее в отношении к тем, кто не чувствовал Его долготерпения. Вот и теперь что Он сделал? " И поразил врагов Своих в тыл, вечному позору предал их " (ст. 66) Одних Бог поражает вперед; это суть те, которым наказание служит в пользу, которых бич Божий побуждает жить по правде; пораженные же вспять суть те, которые ожесточаются наказаниями, как напр. фараон; таких Бог предает вечному позору, так как наказания отчаянных грешников и указание их недугов не вызывают в них покаяния. Может быть, впрочем, что словом " в тыл " пророк приличным образом указал на болезнь задней части тела. " И отверг селение Иосифа, и колено Ефремово не избрал " (ст. 67). Так благочестивые отцы не приносят пользы нечестивым детям. " А избрал колено Иудово, гору Сион, которую возлюбил " (ст. 68). Сион и древний Иерусалим принадлежал не Иудину колену, а колену Вениаминову. Под Иудой разумеется исповедующий (Бога); так толкуется Иуда, Иудино колено – Церковь. В ней-то покаянием и исповеданием сохраняется гора Сион, которую Бог и возлюбил. В противном случае, как называется Сионом тот, кто созерцает Бога? – потому что Сион означает смотрение с высоты. Если же ты скажешь, что Сион – местность, то не о нем писали Михей и Иеремия: " Сион распахан будет как поле " (Мих.3:12; Иер.26:18), а о нашей горе, которую так возлюбил Бог, что вверил ей все таинства. К ней же явно относятся и далее следующие слова: " и построил, как (жилище) единорога, святилище Свое, на земле основал его на век " (ст. 69). Если это говорится о древнем Сионе, то пророчество оказывалось бы ложным: как мог он быть утвержден на веки, когда от него не сохранилось и следа? Но (Сион новый) Бог утвердил на веки и устроил как единорога, положив в основание его единообразный рог. В нем нет ни различных крещений, как у иудеев, ни многочисленных забот относительно новомесячий, очищений и суббот, ни множества богов, как у язычников, пребывающих в нечестии, но " один Господь, одна вера, одно крещение " (Еф.4:5), почему " и врата ада не одолеют ее " (Мф.16:18), под которыми разумеются еретики. " И избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец. От доящих взял его пасти Иакова, раба Своего, и Израиля – наследие Свое " (ст. 70, 71). Ты непременно спросишь, почему пророк, упомянув о таинствах Церкви, говорит о Давиде, который жил гораздо раньше их? Это потому, что Давид был отцом и образом Христа. Потому взят он и " от стада овец ", а не от стада, так как у Христа много стад – людей, ангелов, умных и видимых сил. Стада эти чреваты, т.е. рождают. Подлинно, у Христа нет бесплодного стада, но все, вследствие страха пред Ним, носят во чреве и рождают спасение. Вот почему и Исаия говорил: от страха твоего, " Господи, были беременны, мучились, – и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле " (Ис.26:18). Вот откуда взят Христос. Для чего? " Пасти Иакова, раба Своего, и Израиля – наследие Свое ", т.е. народ из язычников, потому что этот Иаков, запятав иудеев, получил их права первородства; он же и Израиль, потому что во время таинства он видит Бога лицом к лицу, подобно тому, как и Иаков видел Его лицом к лицу. А что Бог пасет, послушай, как говорит об этом Давид: " Господь пасет меня и ничего не лишит меня " (Пс.22:1). Послушай и Христа: " Я есмь пастырь добрый " (Ин..10:11). " И пас он их в незлобии сердца своего, и разумно руками своими путеводил их " (ст. 72). Видишь, что пророк явно говорит о Христе? Поистине в сердце Его не было злобы: " Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его " (1Петр.2:22; Ис.53:9). Сила же рук Его была так велика, что возвращала зрение слепым, восставляла хромых, очищала прокаженных, вообще восстановляла всего погибшего человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|