Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На остальное из 50-го псалма, и о покаянии 9 глава

4. Почему же отвержение они поняли в смысле гнева? Не без причины, а потому, что с возбужденными гневом часто слу­чается, что они сбрасывают одежду, как бы спеша на мщение, а про­роки имеют обычай приписывать Богу человеческие черты, чтобы показать образ каждого Его действия. А что отвержением пророк дей­ствительно назвал быстрое движение гнева, – послушай дальнейшие слова: " и огонь возгорелся в Иакове и гнев поднялся над Израилем ". Так как Бог разгневался, то на возбудивших гнев вышел для наказания огонь. Какая же тому причина? " Ибо не веровали Богу и не уповали на спасение Его " (ст. 22). Действительно, Бог гневается, когда в Него не веруют; потому что всякий неверующий в Бога не до­пускает и суда, и хулит Его закон; а если хулит божественный закон, то тем более – человеческий; отсюда беспорядки в нашей жизни. В самом деле, чего не посмеют сказать неверующие в Бога и не уповающие на даруемое от Него спасение? Потому пророк и обвиняет их не только в том, что они не веруют в Отца, но вместе и в том, что они не веровали и в Сына. Потому он и го­ворит: " не уповали на спасение Его ", разумея Христа, которого на­зывали спасением многие пророки, а яснее других Симеон, приняв­ши Его на руки. " Он заповедал облакам свыше и открыл двери неба " (ст. 23). Пророк говорит здесь об облаках, находящихся выше тех, которые носятся в вышине, почему и назвал их дверями небес­ными, как находящиеся пред небом, потому что есть облака и близ­кие к земле, которые бывают даже ниже гор. " И послал им манну в пищу и хлеб небесный дал им: хлеб Ангелов ел человек. Пищу послал им до пресыщения " (ст. 24, 25). Дабы они не подумали, что Бог разгневался вследствие бессилия исполнить просьбу, именно – просьбу хулителей, не просивших как подобало просить у Бога, Он навел на них палящий огонь, так что и место, в виду сгоревшего на нем множества народа, прозвано "Горением", а затем дал уже просимое. Пророк называет манну хлебом небесным и хлебом ангельским, так как он приготовлялся не человеческими руками, а приносился с неба, где обитает лик ангелов. Какое брашно до сытости по­слал им Бог, это ясно видно из дальнейших слов: " поднял южный ветер с неба и навел силою Своею юго-западный ветер, и наслал на них, как пыль, мяса и, как песок морской, птиц пернатых " (ст. 26, 27). У Бога блага го­товы, но хранятся Им однако до надлежащего времени. Вот почему, желая напитать народ иудейский, Он произвел не какое-нибудь новое творение, возбудив южный и ливийский ветер. Эти ветры дуют в теплых странах, где Творец повелел в изобилии водиться пере­пелам, и (взяв их) отсюда, как бы из готовых сокровищ, исполнил свою волю. Мы думаем, что пророком отнюдь не гипербо­лически сказано, что " и наслал на них, как пыль, мяса и, как песок морской, птиц пернатых ". Творения Божии беспредельны и нам неведомы. Итак, птиц было такое множество, что их нужно было ловить не силками, не сетями, или другими приспособлениями, а легко и удобно было брать руками, как это совершенно ясно видно из дальнейшего: " и нападали

они среди стана их, вокруг шатров их. И ели они и пресытились, и желаемое ими дал им " (ст. 28, 29). Итак, представь себе, как такое бесчисленное множество народа, и притом столь алчного, было питаемо не один день, а тридцать дней, и ты будешь в состоянии уразуметь рассказ Моисея в книге Чисел (Числ.11:19 сл.). " И ели они и пресытились, и желаемое ими дал им, и они не лишены были желаемого своего. Но еще пища была в устах их, когда гнев Божий пришел на них, и убил очень многих из них и избранных Израиля низложил " (ст. 29-31). Не напрасно, следовательно, отвергает Бог многие наши просьбы, а к нашей же пользе, потому что весьма многие желания бывают гибельны для людей, хотя Бог часто и ис­полняет их для грешников. Зачем же Он исполняет? Чтобы они не обвиняли Его, как мы сказали, в бессилии. Исполняя, Он нака­зывает получающих желаемое, чтобы устрашить и нас, чтобы мы не утруждали Бога непозволительными просьбами. Итак, Он удовлетворил страстное желание иудеев иметь пищу; но когда они еще ели, навел гнев Свой, убил упитанных из них, т.е. тучных, и поразил избранных, избранных не по добродетелям, а по нечестию, потому что есть избранные и в нечестьи. " При всем этом они еще грешили и не верили чудесам Его. И проходили дни их в суете и лета их поспешно " (ст. 32-33).

5. Пророк удивляется неверию и жестокосердию иудеев, – что они оставались бесчувственными не только к получаемым благам, но и к наказаниям, и грешили опять, т.е. прилагали грехи к гре­хам. Поступали же они таким образом потому, что не верили в чудеса Божии, т.е. не имели ни уверенности, ни веры. Как обычно бывает с нечестивыми, они думали, что совершающиеся знамения и чудеса случаются сами собою. Потому и дни их были весьма недоста­точны. Недостатком же пророк называет, конечно, не кратковре­менность, а отсутствие добродетелей, потому что кто не живет добро­детельно, тот, хотя бы прожил и много лет, все-таки умирает в недостатке дней, т.е. преждевременно, не принесши тех плодов, ради которых он и вступил в жизнь. Вот почему Писание называет исполненными дней Авраама и Иова, хотя многие прожили и большее число лет (Быт.15:8; Иов.42:16). " Когда Он умерщвлял их, они искали Его и скоро обращались к Богу, и вспоминали, что Бог помощник им и Бог Всевышний избавитель их " (ст. 34, 35). Истинная добродетель в том, чтобы всегда памятовать о Боге, чтобы призывать Его помощь и в благополучии, потому что если мы бу­дем помнить Его в счастье, то и Он вспомнит о нас в несча­стье. Искать же Бога по нужде, когда Он наказывает, значит обра­щаться к Нему не сердцем, а только по необходимости исповедо­вать, что Бог помощник и избавитель; поступать так свойственно злым и неблагодарным рабам, для которых господин не будет знать милости, видя их вынужденное признание; тем более (посту­пит так) Бог, который знает лицемерие лукавых и злых людей и ясно предвидит то, что затем последует. " И выражали любовь к Нему устами своими и языком своим лгали Ему. Сердце же их не было право пред Ним и не были они верны завету Его " (ст. 36, 37). Подобными сло­вами порицал иудеев и пророк Исаия: " этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня " (Ис.29:13). Чем же это обнаруживается? Много ведь и теперь можно найти людей, которые чтут Бога только языком. Обнаруживается это тогда, когда, как говорит пророк, " не были они верны завету Его "; когда не остаются верными заповедям Божиим, то тем самым показывают, что не имеют никакого доброго расположения к Заповедавшему и никакой совести. Относительно таких людей именно говорил Павел, что они " они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются " (Тит.1:16). " Он же был щедр и прощал грехи их, и не губил, и многократно отвращал ярость Свою и не воспламенял всего гнева Своего " (ст. 38). " Прощал грехи их ", – когда? Указав на будущее время, пророк явно указал на воплощение Христа, потому что Его послал Отец для очищения грехов наших, и Он оказался настолько щедр, что начал Свою проповедь людям с призвания к покаянию, и найдя народ иудейский достойным гибели, не погубил, не истребил его до конца, а оста­вил им семя и остаток в лице уверовавших из их среды апо­столов. О них то говорил Исаия: " если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре " (Ис.1:9). Вот почему Бог умножил милость Свою и отвра­тил гнев Свой. Как же Он отвратил? Он не разжег всего гнева Своего, а разжег только отчасти, наведя его на храм и ветхий город; а если бы Он разжег его весь, то вместе с храмом погиб бы и народ и вместе с городом была бы истреблена, как в Содоме, и земля. " И Он помнил, что они плоть: дух, выходящий и не возвращающийся " (ст. 39). Как может Бог забыть о нашей природе или нашей слабости? Оче­видно это говорится о воплотившемся ради нас Сыне, который не только как Творец знает нашу природу, но воплотившись узнал самим опытом нашу слабость, почему Павел и говорит о Нем: " хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию " (Евр.5:8), и еще: " ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь " (Евр.2:18). Итак, поелику " Слово стало плотию " (Ин.1:14), Он вспомнил, что мы – плоть, т.е. по опыту узнал немощность нашей плоти. Плотью пророк называет всего человека, почему и присовокупил: " дух, выходящий и не возвращающийся ". Для нас нет уже возврата к настоящей жизни; поэтому мы и должны бодрственно совершать свой путь, на который ни в каком случае не можем воз­вратиться. " Сколько раз они огорчали Его в пустыне, прогневляли Его в земле безводной! То обращались (к Нему), то искушали Бога, и Святого Израилева раздражали " (ст. 40-41). Пророк удивляется и безмерности и глу­бине нечестия иудеев, тому именно, что они не только многократно огорчали Бога, но что делали это в пустыне, где следовало бы им больше всего сокрушаться и взирать на небо, так как здесь никто не мог их ни обмануть, ни обольстить, что возможно в городах; что были высокомерны и прогневали Его в " безводной ", где им, тер­певшим жажду, следовало быть смиренными. Затем, и обратившись, они обратились не к благочестию, а к другому нечестию, потому что искушали Бога (а было безумием искушать всеведущего) и оскорбляли " Святого Израилева ", то есть Христа, о котором и Исаия говорил: " кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый " (Ис.40:25), предвозвещая крест, потому что таким же образом указал на него и Христос.

6. Почему же они в пустыне не только раздражили Бога, т.е. Отца, но оскорбили и Святого Израилева, т.е. Сына? Потому, что камнем был сопутствовавши им Христос, а они не верили, мо­жет ли Он извести из камня и дат им воду, так что и Моисей говорил: " послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? " (Числ.20:10) Поэтому-то Бог, разгневавшись на них, сказал: " за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою " и т.д. (Числ.20:12). " Не помнили (благодеющей) руки Его в день, в который Он избавил их от притеснителя: как Он явил знамения Свои в Египте и чудеса Свои на поле Танеос " (ст. 42-43). Рукою Бога, т.е. Отца, опять пророк справедливо называет Сына, потому что " все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть " (Ин.1:3), как и другой пророк говорит: " рука Господня соделала это " (Ис.41:20), Итак, они не вспомнили и Того, Кто избавил их от руки притеснителя – фараона, в день исхода, когда Он в полночь пришел и поразил первенцев египетских, сотворил знамения в Египте и чудеса на поле Танеосе, составлявшем владения фараона. Говорим это не по­тому, чтобы хотели устранить участие Отца в совершении тогдашних чудес, а потому, что все, что совершает Отец, творит так же и Сын. Под знамениями пророк разумеет то, что совершается сооб­разно с законами природы, как напр., саранчу (потому что ей по природе свойственно уничтожать плоды), а под чудесами – то, что выше природы, таким чудом были напр., жабы, потому что по природе им не свойственно бегать и жить вне вод. Такими же были и град, соединенный с огнем, и река, превращенная в кровь, потому что и то и другое чудо совершилось вопреки природе. " И превратил в кровь реки их и потоки их, чтобы они не могли пить! " (ст. 44). Под источниками пророк разумеет дождевую воду, так как по повелению Божию Моисей превратил в кровь всю воду, не только в источниках и реках, но и находившуюся в деревянных и камен­ных сосудах. А сделано было это для того, чтобы не подумали, будто Бог, почитаемый евреями, есть частная сила, а не Творец и Владыка всей природы. Язычники ведь приписывают своим богам только частные силы. Вот почему пророк дальше перечисляет все виды творения, говоря таким образом: " Послал на них песьих мух, и жалили их, и жаб, (которые) и губили их. И отдал вредной росе плоды их и растения их саранче. Побил градом виноградники их и смоковницы их льдом. И предал граду скот их и имущество их огню " (ст. 45-48). У Моисея ука­зан другой порядок чудес, совершенных в Египте. Но здесь пророк о нем и не заботиться, потому что цель его – указать, что все стихии по Божию велению восстали против фараона. И посмотри, как соответственно он обозначил действие каждой казни. О песьих мухах он говорит " жалили их ", потому что они нападали не на плоды, а на людей; а о жабах говорить: " и жаб, (которые) и губили их "; это они делали, заползая не только в дома, но и в печи, и похищая все необходи­мые яства их; в этом смысле они поистине растлевали. Кроме того, умирая, жабы заражали землю зловонием, а от этого зловония есте­ственно опять рождалась гибель. Труды их и плоды их, говорит, отданы были " вредной росе " и " саранче ", потому что они вредят одним только плодам и ничему больше. Слыша о гусенице, не удивляйся, что она не указана в числе казней у Моисея; пророк разумеет маленький и несовершенный род саранчи, почему Акила, вместо гу­сениц, переводит: бескрылая саранча. Хорошо далее пророк говорит, что виноград был убит градом, потому что последний больше всего губит его плоды и ветви, и дальше, что шел­ковичные деревья – льдом, так как растение это не терпит холода, почему и растет обычно только в теплых странах. Лед произве­ден градом. Но пророк упомянул дальше еще и об огне, сказав, что скот был убит градом, а имение их огнем, разумея, очевидно, под имением богатства земли. Градом и огнем, таким образом, были уничтожены и истреблены все растения. Тем чудо и было поразительно, что огонь разливался в воде.

7. А ты, замечая силу, ясность и краткость пророческих изречений, удивляйся премудрости Духа, – только для нее одной возможен такой пре­восходный способ речи. " Послал на них яростный гнев Свой: ярость и гнев и скорбь, низведенные чрез ангелов (посылающих) бедствия " (ст. 49). Разумеет ангелов злых не по природе, и не по расположению воли, потому что такими ангелами Бог для служения не пользуется; пророк назвал их злыми потому, что они по Божию повелению приносили бедствия и несчастья. Вот почему тот же самый псалмопевец называет злым и день суда, как исполненный печали и бедствий для грешников. " Блажен ", говорит он, " помышляющий о бедном и убогом! В день лютый избавит его Господь " (Пс.40:2). В этих стихах пророк упоминает гнев и ярость, а потом опять: " ярость и гнев и скорбь ". Этим он обозна­чает не что-нибудь различное, хотя повторяет одинаковые выраже­ния, и не напрасно он указывает этим на безмерность гнева Божия. " Проложил путь гневу Своему, и не пощадил от смерти души их, и скот их предал язве " (ст. 50). Как? Оказывая в течение долгого времени снисхождение и долготерпение к тем, которые должны были подвергнуться этому гневу. " Проложил путь гневу Своему ", чтобы показать, что наводит его справедливо и в надлежащее время на тех, кто не желает исправиться. Об этом свидетельствуют и дальнейшие слова: " и не пощадил от смерти души их " (ст. 50). Пророк указывает причину, почему Бог не пощадил, каковою была их душевная смерть, т.е. грех. " Душа ", говорится, " согрешающая, та умрет " (Иез.18:4), и еще: " смерть грешников люта " (Пс.33:22). Вот почему и не пощадил; те, кто сами себя не пощадили, а пре­дали свою душу на смерть, естественно не получили пощады. Итак, справедливо не пощадив египтян, – смотри, что сделал им Бог: " и скот их предал язве. И поразил все первородное в земле Египетской, начаток всего (приобретенного от) труда их в селениях Хама " (ст. 50, 51). Бог обнаруживает в отношении к наказуемым вели­кое милосердие начиная с меньшего, чтобы они образумившись прио­брели большее. Поэтому Он сначала предал смерти скот египтян, а найдя их бесчувственными поразил первенцев, так что, если бы они образумились смертью скота и отрезвились, Он не навел бы казни на первенцев. Хорошо пророк назвал первенцев их начатком трудов, желая напомнить о проклятии, произнесенном над Евой: " в болезни будешь рождать детей " (Быт.3:16). Поражение первенцев, ска­зано, произошло " в селениях Хама ". Земля египетская справедливо называется домом и селениями Хама, не только потому, что Хам был отец Местрема, от которого произошли египтяне; но и потому, что они подражали нечестию этих родоначальников. " И поднял, как овец, народ Свой, и повел их, как стадо, пустынею " (ст. 52). В отно­шении к врагам Он поступал как сказано выше, а свой народ Он поднял с места как овец и вел их в пустыню, т.е. вел их сам как стадо, показывал им пастбища, защищал от зверей, собирал свирелью в толпу и возвращал посохом заблудивших. На все это и указал пророк, упомянув о стаде и овцах. " И вел их безопасно, и они не боялись, а врагов их покрыло море " (ст. 53). В какой надежде Он вел их? Очевидно в обетовании, которое дано было отцам. " И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом " (Быт.15:13,14). Во­димые этой надеждой, они не убоялись перейти пешком Чермное море, которое сокрыло их врагов, и возвратившаяся вода стала гробом для египтян. " И ввел их на гору святыни Своей, на гору сию, которую стяжала десница Его " (ст. 54). Горою святыни называется Иерусалим, не столько потому, что прежде обитала на ней святыня, т.е. кивот, сколько в виду второго кивота – плоти Господа. Последняя была поистине свя­тыней, почему и приобретение ее приписывается деснице Христа; приобрел же ее Он не оружием, а совершенными ради нас чудесами и страданиями. " И изгнал от лица их народы, и по жребию разделил им (землю их) межевою вервию, и поселил в жилищах их колена Израилевы " (ст. 55).

8. Пророк порицает иудеев за то, что, испытав такие благодеяния, как получение чужого удела, раздел его с полной равно­мерностью, – когда Бог показал, что Он поступает с Израилем как отец с детьми, почему и раздел повелел произвести по ве­ревке, чтобы большую часть дать большему, а меньшую меньшему числу, чтобы таким образом сильное колено превосходило более сла­бое, – они все-таки не помнили ни изгнанных от лица их народов, ни изгнавшего их Бога, тогда как благодаря памятованию об этом они могли бы оставаться благодарными Богу и никогда не подражать нечестию изгнанных, чтобы не потерпеть одинаковой с ними участи. " Но они искушали и огорчали Бога Всевышнего и уставов Его не хранили " (ст. 56). Пророк указывает двойной грех иудеев. Они, говорит, не только искушали, но и огорчали, а огорчают те, кто искусивши раз, искушает второй раз и делает это многократно. Если поступать так и в отношении к простому человеку составляет тяжкое преступление, то тем более – в отношении к Богу вышнему, который по Своей беспредельности не доступен нашему испытанию. За это самое упрекал Дух Св. иудеев и чрез пророка Исаию: " слушайте же, дом Давидов! разве

мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? " (Ис.7:13). Кроме того, псалмопевец указывает еще и на то, что они " уставов Его не хранили ". Они нарушали даже и то, что Бог заповедал и подтвердил с угрозою, и это было делом крайнего высокомерия и неверия. " И отвращались, и отступали, как и отцы их, превратились в неверный лук. И прогневляли Его высотами своими и истуканами своими раздражали Его " (ст. 57, 58). От поколения, бывшего в пустыни, пророк переходит к последую­щим, указывая на нравы, которые передали им отцы их. Что же они отвергли? Завет с Богом, который заключили они чрез Моисея на горе Синайской, и чрез Иисуса Навина в земле обетованной, когда ее заняли. Они не пребыли ему верными, а превратились в неверный лук; и как этот последний не может уже правильно пустить стрелу, так точно и развращенный народ иудейский был не в состоянии жить благочестиво. Он прогневлял Бога высотами своими и возбуж­дал ревность Его своими истуканами. Это значит не то, что Бог возбуждается ревностью в отношении к бесчувственным и бездуш­ным идолам или демонам, а то, что Он, желая нашего спасения, рев­нует о нас, подобно тому, как отец ревнует о детях, или же­них о невесте. " Услышал Бог и (гневно) воззрел, и уничижил сильно Израиля " (ст. 59). Но разве Бог когда не слышит? И какая нужда в слухе для Того, Кто знает наши помыслы? Но теперь, говорится, Он услышал, потому что не оста­вил дела без внимания, а возбудился, и тем показал, что слышит. Что же сделал Он, когда услышал? Он не навел казни, а пре­зрел; быть же презренным от Бога – тяжелее всякого наказания, потому что Его только одним оком мы и спасаемся. Посмотри, в самом деле, что потерпели презренные Богом. " И уничижил сильно Израиля, и отверг скинию Силомскую, жилище, в котором Он обитал среди людей " (ст. 59–60). Если бы Бог не совершенно презрел народ израиль­ский, то не отверг бы Своей скинии, бывшей у них, в которой Он обитал и которая служила посредницей Его общения с ними. Может быть ты спросишь: почему же Бог, когда согрешили люди, отверг свою скинию? Потому, что Сам Он в ней не нуждался; когда изра­ильтяне согрешили, естественно Он устранил и место Своего обита­ния среди них. Но что такое был этот Силом? Не напрасно упо­мянул о нем Дух Св.; Он хотел показать, что подобно тому, как отверг Бог Силом, когда Израиль согрешил, и избрал себе другое место – Иерусалим, так точно отвергнет и этот последний вследствие нечестия его обитателей, и даст славу Свою другим местам. " И отдал в плен крепость их и красоту их в руки врагов " (ст. 61). Речь продолжается о скинии; в ней была сила и слава народа, по при­чине священнодействий. Эту-то скинию Бог предал в плен, – не людям (этого не случилось), а в руки врага мысленного; поэтому и упомянуто об одном только враге, а не о многих, и тем показы­вается, что под врагом разумеется враг особенный. Другие пере­водчики, желая указать это еще яснее, перевели – одни: в руки против­ника, другие: в руки мучителя. Этому врагу предал Он скинию за то, что она осквернена была священнодействовавшими, стала непо­требной и не имела уже ничего достойного Бога, а было в ней свой­ственное только тому врагу, которому и предана. И не дивись этому; так и о древнем Иерусалиме Исаия пророчествовал, что Бог пре­даст его демонам, сиренам и онокентаврам (Ис.13:21). " И предал мечу народ Свой, и достояние Свое презрел " (ст. 62). И в этом обви­нение против иудеев, что Бог, не смотря на то, что они чрез своих отцов стали народом Божиим и Его достоянием, пренебрег их и заключил их мечом, – не только мечом войны, но и мечом слова Божия. " Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого " (Евр.4:12). Вот почему слово Божие и называется справедливо мечом.

9. Как же Бог заключил их мечом, т.е. удержал, связал? Предписав в законе обрезание плотское, а в евангелии обрезание ду­ховное; там субботу чувственную, здесь – духовную. Связанные этими предписаниями, они и не могут войти в царствие Божие. На то же указывают и дальнейшие слова: " юношей их поел огонь, и девицы их не оплаканы были " (ст. 63). Юно­шами пророк называет сведущих в законе, – книжников и фари­сеев, твердо веривших в силу закона. Их съел огонь, – ненависть, которую питали они к нам, видя, что мы оправдываемся без ига закона. Так и Исаия говорил им: " увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих " (Ис.26:11). " И девицы их не оплаканы были ", потому что некому было оплакивать их, когда они умерли от греховной смерти. Здесь пророк высказал обви­нение против иудейских учителей, за то, что они не имели сожаления к грешившим девам, и не подражали Иеремии, который говорит: " о сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь, хожу мрачен, ужас объял меня " (Иер.8:21), почему и далее продол­жает соответствующим образом: " о, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез " (Иер.9:1). Так и Павел упрекает коринфян за то, что они не пожалели впавшего у них в прелюбо­деяние (2Кор.2:7). " Священники их от меча пали, и вдовы их не будут оплаканы " (ст. 64). И это служит обвинением, усиливающим тяжесть наказания иудеев, что священники претыкались о слово Божие: это и было падение от меча. И вдовиц некому было оплакивать, так как учители иудейские не имели жалости не только к девам, но и ко вдовам. Под девами пророк разумеет души, которые только что начали грешить, а под вдовицами – грешившие давно и утра­тившие страх Божий, который был условием пребывания их в за­коне. " Но восстал, как бы от сна, Господь, как сильный и шумящий от вина " (ст. 65). Следовательно, не вышеуказанные: меч, огонь и лишение сострадания – были наказанием, а грехи, для отмщения которых восстал Бог. Он пробудился подобно спящему, т.е. положил конец Своему долготер­пению, как бы сну, которое было столь велико, что принималось за опьянение. Какое опьянение? Опьянение, которое случается с силь­ными людьми от вина, в силу чего они на некоторое время становятся неспособными к деятельности, но пробудившись от сна бы­вают еще более ревностными. Так точно и Бог, как верим мы, после долготерпения будет еще решительнее в отношении к тем, кто не чувствовал Его долготерпения. Вот и теперь что Он сделал? " И поразил врагов Своих в тыл, вечному позору предал их " (ст. 66) Одних Бог поражает вперед; это суть те, которым наказание служит в пользу, которых бич Божий побуждает жить по правде; пора­женные же вспять суть те, которые ожесточаются наказаниями, как напр. фараон; таких Бог предает вечному позору, так как на­казания отчаянных грешников и указание их недугов не вызывают в них покаяния. Может быть, впрочем, что словом " в тыл " про­рок приличным образом указал на болезнь задней части тела. " И отверг селение Иосифа, и колено Ефремово не избрал " (ст. 67). Так благочестивые отцы не приносят пользы нечестивым детям. " А избрал колено Иудово, гору Сион, которую возлюбил " (ст. 68). Сион и древний Иеру­салим принадлежал не Иудину колену, а колену Вениаминову. Под Иудой разумеется исповедующий (Бога); так толкуется Иуда, Иудино колено – Церковь. В ней-то покаянием и исповеданием сохраняется гора Сион, которую Бог и возлюбил. В противном случае, как называется Сионом тот, кто созерцает Бога? – потому что Сион означает смотрение с высоты. Если же ты скажешь, что Сион – местность, то не о нем писали Михей и Иеремия: " Сион распахан будет как поле " (Мих.3:12; Иер.26:18), а о нашей горе, которую так воз­любил Бог, что вверил ей все таинства. К ней же явно относятся и далее следующие слова: " и построил, как (жилище) единорога, святилище Свое, на земле основал его на век " (ст. 69). Если это говорится о древнем Сионе, то пророчество оказывалось бы ложным: как мог он быть утвер­жден на веки, когда от него не сохранилось и следа? Но (Сион но­вый) Бог утвердил на веки и устроил как единорога, положив в основание его единообразный рог. В нем нет ни различных крещений, как у иудеев, ни многочисленных забот относительно новомесячий, очищений и суббот, ни множества богов, как у языч­ников, пребывающих в нечестии, но " один Господь, одна вера, одно крещение " (Еф.4:5), почему " и врата ада не одолеют ее " (Мф.16:18), под которыми разумеются еретики. " И избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец. От доящих взял его пасти Иакова, раба Своего, и Израиля – наследие Свое " (ст. 70, 71). Ты непременно спросишь, почему пророк, упомянув о таинствах Церкви, говорит о Давиде, который жил гораздо раньше их? Это потому, что Давид был отцом и образом Христа. Потому взят он и " от стада овец ", а не от стада, так как у Христа много стад – людей, ангелов, умных и видимых сил. Стада эти чреваты, т.е. рождают. Подлинно, у Христа нет бесплодного стада, но все, вследствие страха пред Ним, носят во чреве и рождают спасение. Вот почему и Исаия говорил: от страха твоего, " Господи, были беременны, мучились, – и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле " (Ис.26:18). Вот откуда взят Христос. Для чего? " Пасти Иакова, раба Своего, и Израиля – наследие Свое ", т.е. народ из язычников, потому что этот Иаков, запятав иудеев, получил их права первородства; он же и Израиль, потому что во время таинства он видит Бога лицом к лицу, подобно тому, как и Иаков видел Его лицом к лицу. А что Бог пасет, послушай, как говорит об этом Давид: " Господь пасет меня и ничего не лишит меня " (Пс.22:1). Послушай и Христа: " Я есмь пастырь добрый " (Ин..10:11). " И пас он их в незлобии сердца своего, и разумно руками своими путеводил их " (ст. 72). Видишь, что пророк явно говорит о Христе? Поистине в сердце Его не было злобы: " Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его " (1Петр.2:22; Ис.53:9). Сила же рук Его была так велика, что возвращала зрение слепым, восставляла хромых, очищала прокаженных, вообще восстановляла всего погибшего че­ловека.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...