Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Собеседование на псалом Асафу 78 1 глава

1. Надписание пророчества понятно; поэтому обратимся к истол­кованию псалма. В нем содержится не порицание язычникам, как некоторые думают, а пророчество о том, что случится с иудеями, когда их наследие получат язычники. " Боже! Пришли язычники в наследие Твое, осквернили храм святой Твой " (ст. 1). Это случилось с иудеями, когда Иерусалим взят был ассирийцами, потом македо­нянами, и, наконец, римлянами. Так как это понятно, то обратимся к духовному смыслу пророчества. Когда язычники вошли в наследие иудеев, т.е. получили богопознание, – потому что в этом и заклю­чается древний удел иудеев, как об этом и говорил им Моисей во Второзаконии: " тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле " (Втор.7:6), – тогда они осквернили святой их храм, находившийся в древнем Иерусалиме, – не в том смысле, что сами оказались виновниками осквернения, а в том, что обнаружили скры­вавшееся осквернение храма, которое вносили своим нечестием священнодействовавшие в нем. Подобно тому, как священник, посмо­тревший на предполагаемую проказу и по расследовании объявивший болезнь, делает заболевшего, как говорят, нечистым, не потому, чтобы он причинял осквернение (это не свойственно священнику), а потому, что он объявил больного действительно зараженным, так точно сделали тоже с иудеями язычники. Оправдание последних ли­шило святости первых, и непослушание древнего народа стало оче­виднее чрез послушание нового. " Превратили Иерусалим в овощное хранилище " (ст. 2). Почему " в овощное хранилище "? Потому, что они, получив дух закона и пророков, оставили себе на хранение одни только плоды буквы. И это было делом не людей, а Бога, Который хотел, чтобы доказательства нашей веры сохранены были у врагов. Осенним плодом справедливо называется буква, потому что она дает не истинную пищу, а преходящую. " Повергли трупы рабов Твоих в пищу птицам небесным, тела преподобных Твоих – зверям земным " (ст. 2). Птицы небесные часто принимаются в божественном Писании в дурном значении. Это подтверждает хлебодар фараона, который, увидев во сне птиц небесных, расклевывавших хлебы, которые он нес на голове, получил истолкование сна в том смысле, что ему отнимут голову. В пищу этим птицам Церковь дала трупы иудеев; точно также зверям земным тела преподобных. И эти звери – злые силы, как это ясно изъяснил нам Исаия, когда он говорит о Вавилоне: " будут обитать в нем звери пустыни ", и указывает, какие именно: " и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там " (Ис.13:21). В названии иудеев рабами нет ничего удивительного, потому что и скрывший талант раб, который служил их изображением, назывался рабом ленивым и злым. Если бы они были добрыми рабами, то не стали бы трупами, т.е. не имели бы преступных мыслей и злых дел. Если также пророк назвал их святыми, то не по делам, а по имени, подобно тому как и ложные пророки часто называются пророками, хотя пророчествуют и не от имени Бога, равно как – святыми, по­лучившие святое помазание, хотя и не хранят святыни. Вот почему Иезекииль, когда видел в видении разрушителей Иерусалима, услышал следующие слова, которые говорил ему Бог: " старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего " (Иез.9:6), потому что они были святыми только по виду, а не на самом деле; в противном случае они имели бы знамение, и не подверглись бы истреблению наравне с прочими. Так и теперь пророк называет их святыми по имени; поэтому и плоти их, т.е. земные дела, поели, как образно он говорит, мысленные звери. Плотью называются те, кто помышляет только о земном, как это показывают слова Бога, когда Он хотел навести потоп: " не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть " (Быт.6:3). " Пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их " (ст. 3).

2. Кровь их – душевные грехи, за которые наказанием бывает кровь. Грехи эти разлились как вода, т.е. не могут уже быть испра­влены, подобно тому, как не может быть собрана разлитая вода. По­тому-то фекоитянка говорила Давиду: " мы умрем и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать " (2Цар.14:14). Где же Бог пролил ее? " Вокруг Иерусалима ", т.е. в нем, погубив его жителей, потому что кровь их на них и детях их, как говорили сами обвинители Христа. " И некому было похоронить их ". Почему? Потому, что они, как мертвые уже, не могли погребать друг друга, а Церковь погребать их, т.е. прикрывать их грехи не дозволяет. Что же служит этому препятствием? Изречение Божие, гласящее: " предоставь мертвым погребать своих мертвецов " (Мф.8:22). Почему же? Потому что, кто пытается прикрыть грешников, тот явственнее только обна­руживает пред всеми свои позорные дела. " Мы стали поношением для соседей наших, посмешищем и поруганием у окружающих нас " (ст. 4). Ни бед­ность, ни невзрачность внешнего вида, ни болезнь, ни что другое так не постыдно, как грех, потому что он является болезнью произ­вольной, раной, происходящей от расположения воли. Заметь мудрость пророка: наказания, говорит он, пришли на них, т.е. на согрешив­ших; но к поношениям, объявляет он, причастен и он вместе с ними. Если он был пророк, то стыдился за не веривших пророчеству, если священник, то – за освящаемых им, но потом на­рушавших закон и за то подвергавшихся наказанию. Для каких же соседей иудеи стали посмешищем, и для каких окружающих пору­ганием и посрамлением? Пророк разумеет демонов, которые стали соседями иудеев по причине их нечестия; окружающими же их называются потому, что постоянно нападают на них. " Доколе, Господи, будешь гневаться до конца? Доколе будет пылать, как огонь, ревность Твоя? " (ст. 5). На эту ревность Божию в отношении к иудеям указывал и законода­тель Моисей, говоря, " они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их " (Втор.32:21), и далее присовокупляет: " ибо огонь возгорелся во гневе Моем " (ст. 22). Так как этот гнев Божий на иудеев послужил причиной призвания язычников (Павел говорит: " как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их ", и еще он же: " если же падение их ", т.е. иудеев, " богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам " – Римл.11:30,12), то про­рок естественно спрашивает, до каких пор, и неужели навсегда Бог останется гневающимся на иудеев. На это Дух чрез Павла дает такой ответ: когда " войдет полное число язычников ", тогда " весь Израиль спасется " (Римл.11:25,26). " Пролей гнев Твой на народы, незнающие Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывали.Ибо они съели Иакова и место его опустошили " (ст. 6, 7). Пророк говорит не о всех языч­никах, почему и сказал не просто: народ, а " народы, незнающие Тебя ". А мы знаем Бога, и имя Его на нас (Иерем.14:9). Но мы не по­ядаем Иакова, потому что не поносим и не порицаем его, в чем и заключается поядение по изъяснению Павла, который говорит: " если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом " (Гал.5:15), равным образом и места его не опустошаем, потому что как это может быть, если каждый считает Израиля за собственное общее всем отечество? Не нам, следова­тельно, желал зла пророк, а тем, кто остается в неведении и не желает принять (имени) царства Божия; эти-то и должны страшиться кары. " Не помяни наших беззаконий прежних, скоро да явятся нам щедроты Твои, Господи, ибо мы весьма обнищали " (ст. 8), потому что как можем мы удовлетворить за старые и новые преступления? Может быть под прежними беззакониями пророк разумеет те, которые совершены были в пустыне, так как за них Бог изрекал много различ­ных угроз, почему пророк и страшился памятования их. " Скоро да явятся нам щедроты Твои, Господи, ибо мы весьма обнищали ". Ничто так не делает человека бедным, как грех; но еще беднее становится он, когда к греху присоединяется нечестие. Вот почему они и молят Бога, чтобы Он скорее явил к ним свое милосердие, чтобы им, доведенным крайней бедностью до отчаяния, не погибнуть. " Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего. Господи! Избавь нас и очисти грехи наши имени ради Твоего " (ст. 9). Хорошо пророк указал на славу Божию, так как не мог поставить на вид праведности народа; а слова имени Божия и выражается в мило­сердии к грешникам, почему Бог и называется щедрым, милостивым и долготерпеливым. Так Моисей говорит: " и сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный " (Исх.34:5,6).

3. Видишь, что молитва обращена здесь к Христу? Он назы­вается не только Богом, но и прямо Спасителем. Он есть и слава имени Бога, т.е. Отца, почему и Павел назвал Его сиянием славы Отца (Евр.1:3). И дальнейшие слова ясно показывают, что речь идет о Христе. " Избавь нас и очисти грехи наши имени ради Твоего. Пусть никогда не говорят язычники: "Где Бог их?" И да будет ведомо среди язычников пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих " (ст. 9, 10). Кому свойственно очищать ради собственного имени грехи, как не Христу, Который прио­брел очищение? Он снискал очищение грехов иудеев, когда распи­наемый говорил Отцу: " Отче! прости им, ибо не знают, что делают " (Лк.23:34). Потому и Павел говорит о Нем: " которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде " (Римл.3:25). Милостивым же к грехам иудеев Он является не только ради их самих, а го­раздо более ради язычников, чтобы последние, не зная милосердия Божия, не сказали: " Где Бог их? "? и не впали бы в обман в силу сво­его неверия, а напротив, чтобы, познав это милосердие, руководились им, обращались бы со всем усердием и спасались. Дальнейшие слова могут служить для тебя подтверждением сказанного. " И да будет ведомо среди язычников пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих ". Почему пророк хочет, чтобы отмщение стало известно языч­никам? Потому что оно должно было совершиться над демонами, ко­торые кровь, т.е. души рабов Божиих, иудеев, осквернили идоло­служением. В чем же состояло мщение? В ниспровержении идолов, в сожжении бесовских храмов, которое совершается пред глазами иудеев; они видят совершающееся, но остаются безучастными. Напро­тив язычникам отмщение ведомо; они знают, какою рукою и чьею это производится и совершается, и приписывают погибель видящих кресту Христову. " Пусть достигнет Тебя стон узников, могуществом мышцы Твоей сохрани сынов умерщвленных " (ст. 11), не же­лезными узами, а узами греха, потому что каждый связывается цепями своих грехов. Чтобы это воздыхание было услышано Богом, пророк об этом и просит, дабы могло случиться то, о чем говорится дальше. " Могуществом мышцы Твоей сохрани сынов умерщвленных ". Мышцею Отца называется, как многократно мы говорили, Христос; по Его величию, т.е. великим таинствам Его богоявления, каковые суть крест и воскресение. Пророк просит Бога сохранить не умерщвленных, а сыновей этих последних; умерщвлены же были те, кто не верил в продолжение настоящей жизни; а сынов их, уловлен­ных апостолами, было великое множество. " Воздай соседям нашим семикратно в недро их (за) поношение их, коим они поносили Тебя, Господи! " (ст. 12). И теперь пророк назвал соседями не людей; он не стал бы молиться о воздаянии им седмерицею, зная, что Судия этого не до­пустит; как бы в таком случае он мог и петь Ему: Ты воздашь каждому по делам его? Он говорит, следовательно, о демонах. По­следние справедливо получают наказание седмерицею за то, что, обла­дая высшею сравнительно с нами природою, они, будучи низвергнуты с неба, не образумились этим, но продолжают возмущать землю своим коварством; за то, что не только сами грешат, но и нас побуждают грешить, и при том бесчестят Бога, образ которого в них как бы ниспал; наконец за то, что и после пришествия Хри­стова они не отказались от идолослужения, а предаются ему и теперь. Что же такое недро их? Геенна. Это место назначено им изначала, как свидетельствует Христос, когда говорит: " идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его " (Мф.15:41). " Мы же – народ Твой и овцы пажити Твоей, будем исповедовать Тебя, Боже, во век, в род и род возвещать хвалу Твою " (ст. 13). Пророк разумеет все человечество. Противопоставляя нас демонам, низверженным с неба, он называет человека народом Божиим и овцами пажити Его. Почему же овцами пажити Его? Потому, что мы – верные – питаемся Им чрез участие в таинствах. " Будем исповедовать Тебя, Боже, во век, в род и род возвещать хвалу Твою ". Это исповедание озна­чает, что раньше было уже некоторое другое исповедание. Наперед Христос исповедал нас овцами Своими, сказав: " овцы Мои слушаются голоса Моего " (Ин.10:27); затем, так как Он хотел принять и язычников, присовокупил: " есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести " (ст. 16). Ему приносим ис­поведание и мы, называя Его пастырем в следующем псалме. И делаем это не на короткое время, а на веки, т.е. непрестанно; и возвещаем хвалу Его в род и род, принося Ему благодарственную хвалу во все роды; или восхваляем Его от обоих родов – не только от пребывающих в плоти, но и от тех, которые уже отошли из плоти, когда в своих молитвах к Нему призываем патриархов, апостолов, пророков или мучеников.

 

 

Собеседованиена псалом 79
"В конец. Об имеющих измениться. Откровение. Асафа" (ст. 1)

1. Под изменяющимися пророк разумеет обновляемых чрез покаяние. Справедливо он присовокупил: " в конец ", так как по­каяние служит для нас последним якорем; кроме же того и воз­вещено оно было в самом конце веков с пришествием Христо­вым. В свидетельство этого Асаф и составил настоящий псалом, изложив в нем то, что потерпел народ иудейский за свои много­численные грехи. " Пастырь Израиля, внемли, водящий, как овцу, Иосифа, сидящий на херувимах, явись! " (ст. 2). Видишь, как с этим согласуются слова Господа, который сказал Он в евангелии: " Я есмь пастырь добрый " (Ин.10:14). Но почему пророк, оставив всех других, ука­зывает Иосифа и Иакова? Потому, что оба они были рабами – один в Египте, другой – в Месопотамии; но Бог изменил их рабство в свободу и соединенные с последнею блага. Пророк поэтому и просит теперь Бога внять, чтобы Он, видя весь наш род раб­ствующим мысленным врагам (не на себя обратить внимание умо­ляет пророк, а неопределенно, т.е. на всех), восстал для нашего освобождения и скорее пришел во плоти, так как мы нуждаемся в Его пришествии для своего освобождения; не иначе, как уже чрез воплощение, люди могли принять седящего на херувимах. " Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею яви силу Твою и приди спасти нас " (ст. 3). Ясно, что пророк просит послания Едино­родного во плоти, почему и умоляет Его не только придти, но и воз­двигнуть силу Свою; под силой же он разумеет воплощение, потому что так называет его и в другом псалме, говоря: " облекся Господь силою и препоясался " (Пс.92:1). Но почему пророк говорит, что сила Божия воздвигнута пред Ефремом, Вениамином и Манассиею, если Бог, – который всегда силен и только скрывает Свою силу от людей, – когда пришел во плоти, явил Свою силу для всей земли? Он называет по одной части весь народ израильский, к которому пришел с небес воплотившийся Христос; поэтому и говорит: " яви силу Твою "; или же говорит так потому, что они, имея раньше превратное о Нем понятие, нашли Его таким, что стали обращаться к Нему. " Боже, обрати нас и просвети лице Твое, и спасемся " (ст. 4). Пророк делает свою речь яснее и показывает образ и причину пришествия Христова. Причина пришествия в том, чтобы мы обратились и исправились; образ – открытое явление, чтобы мы могли видеть Его лицом к лицу; иначе мы не могли бы и спа­стись, если бы Он не явился нам таким образом. Потому и пат­риарх Иаков говорил: " я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя " (Быт.32:30). Вот почему и Моисей просил, чтобы уви­деть Его таким же образом, не ради любопытства, а потому что, как пророк, он знал, что в этом заключается спасение людей; а не просил о том, чтобы увидеть чистое божество, так как на это лицо Божие не в состоянии никто взирать, как говорит сам Бог (Исх.33:20). " Господи Боже сил! Доколе будешь гневаться на молитву рабов Твоих? " (ст. 5). Не напрасно пророк употребил настоящие слова, а чтобы вместе указать и на свое достоинство и усиленно упросить Бога придти; поэтому он и называет Его не только Богом, но и Господом сил, т.е. сил небесных. Но зная по вдохновению Духа Св., что таинство воплощения Христова на некоторое время отсрочено, он называет гневом то, что молитва его в то время не достигла цели. Он знает и то, до коих пор этот гнев продолжится, по­чему дальше и присовокупляет: " будешь питать нас хлебом слезным и поить нас слезами в меру? " (ст. 6).

" Доколе ", сказано вообще, потому что пророки до тех пор пи­тались слезным хлебом и питьем, оплакивая род человеческий, пока сам пришедший Христос не стал хлебом и чашей жизни. Хорошо сказал пророк: " в меру ", показывая, что у Бога нет ничего без меры, но все – гнев ли, наказание ли – насылается для пользы людей по правилу и мере. " Сделал нас предметом спора для соседей наших и враги наши дразнят нас " (ст. 7). Тех же самых вра­гов и соседей очевидно разумеет пророк и теперь, потому что, пока Христос отлагал Свое пришествие, они издевались и смеялись над людьми, а особенно над пророками, не признавая истины в том, что они пророчествовали о пришествии Спасителя; кроме того, не мало и противоречия встречали от них пророки, когда они действовали в ложных пророках и чрез них говорили иное. Может быть, впро­чем, Он позволил демонам – мысленным врагам и соседям – противоречить, чтобы с очевидностью показать, что подобно тому, как слуги повинуются своим господам, так и демоны – пророкам, хотя по высокомерию часто возмущаются и противоречат. " Господи, Боже сил! Обрати нас, просвети лице Твое, и спасемся " (ст. 8). Пророк повторяет ту же самую просьбу, желая показать, насколько необходима она, а вместе и нас научит – не падать духом, когда не получаем просимого, а оставаться твердыми, в уверенности, что получим непременно. " Виноград из Египта Ты перенес, изгнал народы и насадил его " (ст. 9).

2. Здесь пророк повествует, как заботился Бог о спасении народа иудейского. Как земледелец, желая сделать виноград луч­шим и более плодоносным, несколько раз пересаживает его с этою целью, так и Бог переселил Израиля из земли Халдейской в землю Ханаанскую чрез Авраама; отсюда чрез Иакова вывел его в Египет; наконец привел его, как на тучную пашню, в землю обетованную с самого начала. Не просто посадил его, а вкоренил, т.е. глубоко укрепил его корни, поскольку уже не было нужды еще переносить его. И сделал это не прежде, чем удалил, как бы тер­ния, обитавшие народы. Поэтому он и находился в полном благопо­лучии, как видно из дальнейшего. " Ты приготовил ему путь, и посадил корни его, и он наполнил землю " (ст. 10). Как? Чрез дарование закона, чрез истребление народов. " И посадил корни его, и он наполнил землю ". Корень винограда иудейского – Моисей, Иисус, Финеес, Елеазар, которые наполнили землю его благочестием, потому что всюду прошли их добродетели. " Тень его покрыла горы, и ветви его (закрыли) кедры Божии " (ст. 11). Горами назы­ваются праведники Божии, по высоте и святости их жизни; они же и кедры. " Праведник, как финик, процветет и, как кедр на Ливане, умножится " (Пс.91:13). Их-то покрыла тень иудей­ского винограда, т.е. закон, как говорит Павел: " закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей " (Евр.10:1). Под ветвями разумей пророческие речи, которые, делаясь возвышеннее благодаря добродетелям трудящихся, подобно тому как бывает у земледельцев, занимающихся деревьями, показывают свои плоды. Итак, закон покрыл праведников, – не для того, чтобы скрыть их, а для того, чтобы прогнать от них холод неверия и пламень всякого другого греха. " Простер он отрасли свои до моря и лозы свои до рек " (ст. 12). Под морем разумеется крещение, под реками – частные очищения, под ветвями, из которых родятся гроздья, те доблестные по жизни мужи, какие были среди народа иудейского. Они простерлись не в море, а до моря, будучи по своим добродетелям близкими к благодати крещения. Те же, которые были только отраслями, а не ветвями, и только подражали ветвям, стараясь о правде законной, те простерлись до рек – до частных очищений, не получая в них действительного очищения, а только воображая себя очистившимися. " Для чего же Ты снял ограду его, так что обрывают его все проходящие путем? " (ст. 13) Ограда иудейского винограда – закон. Если ты этому не веришь, послушай Исаию, который говорит: " у Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы " (Ис.5:1), и дальше: " и Он обнес его оградою " (ст. 2), – разумеется законом, – " и очистил его от камней ", – подразумевается очистил заповедями, – " и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его ", – Иерусалим, – " и выкопал в нем точило " (ст. 2) – храм, – и затем продолжает " что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем " (ст. 5). Эту ограду Бог отнял, когда иудеи согрешили против Христа, который и оградил их законом; поэтому они обрываются мимохо­дящими, т.е. беззаконниками, не ходящими надлежащим путем. Та­ковы настоящие иудеи, вероломствующие в законе, почему о них и говорится, что они идут не дорогою, а мимо. Так и премудрость в Притчах говорит о скудоумном юноше, увлеченном преступной женщиной, что он блуждает на площади мимо угла, а не идет (Притч.7:7,8). " Повредил его лесной вепрь и одинокий дикий зверь поел его " (ст. 14). Диавол называется не только львом за его хищность, змием – за яд злобы, но и именами других зверей, упоминаемых в божественном Писании; он, обитающий в бесплодных лесах не­честия, называется и вепрем за его радость при виде мерзостей не­честия, а также живущим в уединении, как один возгордившийся против Бога, и диким, как звероподобный и свирепый. Он-то ра­зоряет иудейскую синагогу с тех пор, как разрушена ее ограда, т.е. с тех пор, как Христос положил конец жизни законной, они составляют теперь достояние врага, так как не имеют ни закона, ни жертвенника, ни чего другого, относившегося к богослужению. " Боже сил!

Обратись, и посмотри с неба, и узри, и посети виноград сей " (ст. 15). Так как ни закон, ни пророки не обратили Израиля, то пророк по необхо­димости просит Бога, чтобы Он обратил, т.е. исправил. Как же обратить? Призревши с неба и увидев. Но разве когда Бог не ви­дит? Но теперь пророк просит Его увидеть с особенным мило­сердием и оказать нам большее благодеяние сравнительно с преж­ними. Как же именно? Это видно из дальнейших слов: " и посети виноград сей, и соверши то, что насадила десница Твоя! (Посмотри) на Сына человеческого, Которого Ты укрепил Себе " (ст. 15, 16). Заметь, что про­рок просит Бога придти не только в качестве земледельца, но и в качестве врача, потому что посещать свойственно врачу, который сам по себе производит осмотр.

3. Итак, пророк просит Его придти в качестве врача, в качестве земледельца вновь устроить виноградник, уничтожить мы­сленного червя, и отсечь излишние разросшиеся ветви, благодаря которым он не в состоянии приносить плодов. Но ради какого виноградника? Не того, говорит, ограду которого Он разорил и который предал врагу, а ради ветви владычней, имеющей про­изойти от него. Вот почему, сказав: " посети виноград сей ", про­рок прибавил: " на Сына человеческого, Которого Ты укрепил Себе ", т.е. ради Сына, имеющего родиться из иудейского виноградника, " Которого Ты укрепил Себе ", посети его. И подлинно, пришествие Единородного было посещением народа иудейского, если бы иудеи приняли его. По­тому-то и Иоанн говорил: " пришел к своим, и свои Его не приняли " (Ин.1:11), равно и сам Господь: Я не пришел, " только к погибшим овцам дома Израилева " (Мф.15:24). " Он пожжен огнем и взрыт. От гнева лица Твоего (все) погибнут " (ст. 17). Так как пророк уподобил на­род иудейский винограднику, то по необходимости разделяет речь, го­воря то об образе, то о тех, к кому он приложил этот образ. Итак, пожжен огнем виноградник иудейский, т.е. синагога. Об этом же говорил и Христос: " огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! " (Лк.12:49). А огонь низвержен, и раскопан виноградник для того, чтобы, по раскопании его, открылось сокрытое в нем основание, о котором Исаия говорил: " вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится " (Ис.28:16). И Давид говорил: " припомни, Господи, сынам Едомским, в день Иерусалима " (Пс.136:7), т.е. язычни­ков, говоривших: " опустошайте, опустошайте его до основания " (там же). Принадле­жащее иудеям до тех пор раскапывается язычниками, т.е. тщательно исследуется, испытывается, пока они не откроют основания, которое те скрывают. В силу этого последние погибнут от прещения лица Божия, разумей – Христа, потому что Он порицал их за то, что, имея ключи знания, они сами не входят, и желающим войти препят­ствуют (Лк.11:52). " Да будет же рука Твоя над мужем десницы Твоей и над Сыном Человеческим, Которого Ты укрепил Себе. И мы не отступим от Тебя: оживи нас, и мы будем призывать имя Твое! " (ст. 18, 19). Мужем десницы называется Христос: мужем – по человечеству, десницы Его – во-первых потому, что Он вместе с плотью сидит как бы в деснице Отца, а затем и потому, что Он устроил всю тварь. Его же называет пророк и Сыном Чело­веческим точно также по причине плоти. Но чтобы ты считал всего Его единосущным Отцу по божеству, говорит: " Которого Ты укрепил Себе ": укрепил его, поскольку Сам родил Его, укрепил Себе, по­скольку родил Его равномощным и по всему Себе подобным. Про­рок молится, чтобы на нем была рука Отца, разумеется, для совер­шения знамений и чудес для нас, так как последние называются иногда рукою Божией, иногда перстом. Пророк молится, чтобы знаме­ния для нас совершены были уже не чрез пророка, не чрез богоносного мужа, например Моисея, или Илию и др. пророков, а чрез Сына, обе­щая, что если это сбудется, то мы уже не отступим от Него, потому что многократно отступали. " Оживи нас, и мы будем призывать имя Твое ". Оживишь нас живою водою крещения. Тогда мы призываем и имя Его, называясь по имени Христа христианами. " Господи, Боже сил! Обрати нас, и просвети лице Твое, и спасемся " (ст. 20). Пророк часто повторяет эти слова. Он молится не применительно только к на­стоящему, показывая, что ни обратиться, ни спастись мы не можем иначе, как только чрез воссияние лица Божия, т.е. воплотившегося Слова.

 

 

Собеседование на псалом 80
"В конец. О точилах. Псалом Асафа" (ст.1)

1. Почему пророк поместил этот псалом между носящими надписание: " о точилах "? В нем он не упоминает ни о точиле, ни о винограде, ни о каких начатках от плодов. Он говорит об Иосифе, который был образом и провозвестником Христа, Который истоптал за нас точило страданий, как Сам Он возвестил об этом чрез пророка Исаию: один я истоптал точило (Ис.63:3). Почему же страдания называются точилом? Потому, что мы, напаяясь текущею от них кровью, как бы сладким вином, приходим в радость. " Радуйтесь Богу, помощнику нашему, восклицайте Богу Иакова! " (ст. 2). Хорошо пророк приглашает нас радоваться о Боге, как могущественном и искреннем помощнике, а не о человеке, потому что у людей нет постоянства ни в силе, ни в искренности, но и расположение их скоропреходяще, ровно как и сила. Вместе с тем пророк повелевает нам и восклицать, как будто мы одержали уже с Божиею помощью победу. С помощью какого Бога? Бога, говорит, Иакова. Он умалчивает об Аврааме, опускает Исаака и упоми­нает об одном только Иакове, как лице подходящем в данном случае. Упоминанием восклицания пророк обозначает или победу или радостный символ. Эта победа дана нам чрез Христа, Который попрал врага. Вот почему пророк справедливо указал на Бога Иакова, так как Иаков значит запинатель. " Возьмите псалом и дайте тимпан, сладкозвучную псалтирь с гуслями " (ст. 3). Тимпан – сим­вол ветхого завета, потому что он издает глухой и невнятный звук; также и потому, что с тимпаном пела и ликовала пред на­родом иудейским Мария, сестра Моисея. А псалмопевец выражает новый завет, потому что поющие псалмы издают ясные и раздель­ные звуки, подобно тому, как произносится Евангелие. Так как пророк говорит к иудеям, научая их, чему они должны радо­ваться и о чем восклицать и в каких отношениях быть с церковью из язычников, то ясно убеждает их взять новое и от­дать им старое, так как от соединения происходит большая польза. Кто владеет истиной, тот делается еще более совершенным, при­нимая образ; а кто владеет образом, тот приобретает великое благо, принимая истину, ради которой он и получил образ. Потому пророк и говорит: " сладкозвучную псалтирь с гуслями ", т.е. новое со старым. Так и Соломон говорит в Песни Песней: новое со старыми, что дала мне мать моя, " это сберегла я для тебя " (П.П.7:14). Почему же пророк уподобил заветы псалтири и гуслям? Потому что эти инструменты сходны друг с другом, различаясь по расположению струн; у первой они связаны на верху, у вторых – внизу. Точно так же сродны ветхий и новый заветы, оба имеют одну цель – благочестие; но заповеди первого склоняются долу, вследствие незна­чительности законодателя, а заповеди второго высоки и стремятся горе по величию и высоте учеников Христовых.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...