Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Собеседование на псалом Асафу 78 7 глава

2. Возвеличились дела Божии не в том смысле, что сами они возросли в своем величии, а в том, что возросло наше познание о них и что мы могли, насколько возможно, постичь их величие, – а вернее сказать, могли узнать, что они непостижимы. Равным образом и помышления Его, т.е. планы Его относительно нас, которые Он определяет и исполняет для нас, настолько глубоки, что Павел восклицает: " о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! " (Римл.11:33). Если праведники за них прославляют Бога и в высшей степени удивляются, то грешники по своему неразумию и происходящему от неразумия непониманию соблазняются ими, как это видно из даль­нейших слов: " муж безумный не познает и неразумный не уразумеет сего " (ст. 7). Подлинно, только безумному свойственно не до­пускать премудрости Божией и не знать, что Бог всем управляет справедливо, устраивает правильно, совершает с пользою, хотя бы мы временно и не знали причин происходящего. Откуда происходит претыкание для неразумных, пророк указал далее: " тогда как грешники выросли, как трава, и все делающие беззаконие появились, чтобы исчезнуть в век века " (ст. 8). Восход грешников сопровождается мимолетным счастьем. Восходом назвал его пророк не по причине блеска, но дабы ты знал, что за ним следуют несчастья. Этот вос­ход обманывает людей глупых и неразумных и заставляет их думать, что Бог как будто оставил мир без своего попечения, – людей не разумеющих, что если грешники и возникают, то, как трава, которая лишь только расцветет, тотчас же и увядает. Однако их благополучием все нечестивые гордятся, они смело надеются на себя, но их уверенность является причиной вечной гибели, потому что быть самонадеянным гораздо большее преступление, чем делать зло. " Ты же Вышний во век, Господи! " (ст. 9). Много раз было сказано, что веком этот пророк обычно называет настоящую жизнь, в ко­торой, говорит он, Бог есть Вышний, т.е. непостижим. Это именно он и обозначает высотою. Бог всегда непостижим, а в особенности теперь, потому что в будущем веке мы постигнем если не все, то много больше из божественных планов по сравнению с настоящим знанием. Потому и Павел говорит: " ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан " (1Кор.13:9,10,12). " Ибо вот, враги Твои, Господи, ибо вот, враги Твои погибнут и рассеются все делающие беззаконие " (ст. 10). Потому, говорит пророк, мы не можем постичь судеб Бо­жиих, что враги Его, т.е. грешники, в будущем веке погибнут и все делающие беззаконие рассыплются, а теперь, когда они собраны, стоят твердо и еще не подверглись подобающей грешникам гибели; некоторые обманывают их и ложно внушают, что они не потер­пят наказания, тогда как для них служит достаточным наказанием уже и то, что они называются врагами Божиими, и, кроме того, дается величайшая угроза, что они не только погибнут, но и будут рассеяны. Поэтому они напрасно приобретают себе родствен­ные и дружественные связи среди нечестивых, не зная, что все это не может быть прочным, так как Бог рассеет все собрание не­честивых. " И вознесется, как у единорога, рог мой, и старость моя будет умащена тучным елеем " (ст. 11). Единороги суть праведники, а Христос по преимуществу, потому что он одним рогом – крестом победил враждебные силы. Он (Христос) даровал нам рог против вра­гов – веру в Него, которая имеет высоту, подобную Владычнему рогу, т.е. кресту. Подобно тому, как крест был прославлен стра­даниями, так точно и вера святых возвышается от гонений и про­славляется от страданий. Равным образом и старость наша, т.е. последние дни, возвышаются " умащена тучным елеем ", потому что в послед­ние времена Щедромилостивый с любовью пришел к нам, чтобы призвать в Свое царство грешников и мытарей. " И посмотрит око мое на врагов моих, и о восстающих на меня лукавых услышит ухо мое " (ст. 12). Так как врагами нашими часто называются демоны, то " посмотрит око " наше на них, видя падение идолов, сожжение храмов, разрушение жертвенников, где они улавливали нас на смерть. От­носительно их и ухо наше слышало то, что случится с ними в будущем по грозному предсказанию Иисуса. Что же именно? То, что диаволу и ангелам его уготован вечный огонь (Мф.25: 41). Хорошо пророк назвал их восстающими, желая показать, что мы отличаемся от них так же, как господа от рабов. Если мы будем беспечны, ослабеем или совсем заснем, то они восстанут на нас подобно тому, как рабы восстают на слабых и спящих господ. " Праведник, как финик, процветет и, как кедр на Ливане, умножится " (ст. 13).

3. Не без причины пророк сравнивает праведника с фини­ковым деревом, но потому, что у последнего только малая часть на­ходится в земле, все же остальное – поверх земли, а также и по­тому, что плод его не может быть сорван животными по причине недоступности и высоты дерева. Кроме того финиковое дерево не имеет ничего ненужного, а все в нем полезно. Если все это ты отнесешь к праведнику, то подивишься исключительности и близости этого образа. Затем, финиковые ветви даются как символ победы борцам и состязающимся в бегах; так и мы в будущей жизни можем не иначе удостоиться венцов, как чрез правду. Поэтому и Павел говорил: " а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный " (2Тим.4:8). Но почему, спросишь, сказано: " как кедр на Ливане, умножится "? Потому, что хотя Ливан, по причине бесплодия кедров, служит образом и символом язычников, но правда Божия умножается среди язычников. Много пророков, много патриархов и других богоносных и правед­ных мужей произошло от Израиля, но число их превзошли муче­ники, явившиеся из среды язычников, среди которых и умножается правда Божия. А как она явилась в изобилии, узнаешь из дальней­шего. Может быть, впрочем, что пророк сравнил праведника с фиником потому, что последний имеет белый цвет и скрывает свой плод, покуда он незрел, а когда последний готов созреть, то обнаруживает его; так точно и праведник: сначала он старается скрыть добродетели, а когда достигнет совершенства, то они обнару­живаются сами собой. " Насажденные в доме Господнем, они процветут во дворах Бога нашего " (ст. 14). Вместо: " насажденные ", другие переводчики сказали: пересажены, дабы было ясно, что разумеются не просто кедры, а те, которые, будучи пересажены из заблуждения, находятся в дому Божием, о котором Павел говорит в послании к Тимофею: " чтобы ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины " (1Тим.3:15). Может быть, впрочем, пророк упомянул о Ливане потому, что пока он был горой идолослужения, имея на себе кедры, Писание порицало их, а когда они были употреблены на построение святого храма (так как Соломон взял некоторые из них на храм), стало хвалить их. " Процветут во дворах Бога нашего ", т.е., в частных церквах, потому что церковь вообще, вселенскую, пророк назвал домом Божиим. Может быть, впрочем, домом Бо­жиим называется закон, в который были пересажены от господ­ствовавшего у них нечестия язычники, начавшие процветать и при­носить плоды во дворах Божиих, т.е. в заповедях. " Умножатся еще в старости честной и будут блаженны " (ст. 15). Благополучие их, говорит пророк, не мимолетно, – чтобы кто-нибудь не подумал этого относи­тельно язычников после того, как они процветут; напротив, они достигнут старости и будут плодовиты и в ней, потому что благо­честие язычников с течением времени умножается более и более. " Да возвестят они, что праведен Господь Бог наш и нет неправды в Нем " (ст. 16). Заметь, что от благополучия, т.е. от пребывания в полной силе и изобилии, они возрастают в своем рвении. Может быть, впрочем, под благополучием в отношении к верующим разумеется то, что им легко страдать за Того, в Кого они уверовали. Таким образом страданиями они возвещают правду Божию, и – что в Нем нет неправды, потому что Он, как справед­ливый и праведный, венчает страдающих за Него и дает им пре­восходные награды. А так как и мы знаем правду Божию, то бу­дем справедливы и к себе самим и к ближнему, не будем совер­шать добродетелей притворно и строить козни брату, потому что в нашем Судии нет неправды, но каждого Он судит сообразно с делами.

 

1 В синодальном переводе и переводе проф. Юнгерова смысл совершенно иной, поэтому здесь мы используем свой перевод, согласный со славянским текстом и с толкованием Златоуста. – и.Н.

 

 

Собеседование на псалом 92
В день предсубботний, когда населилась земля. Хвалебная песнь. Давида

Этот псалом у евреев не имеет надписания, но имеет его у семидесяти, которые желали понимать его в отношении к истинному Давиду, – сильному рукою (это именно и значит Давид), т.е. Христу, потому что настоящее пророчество составлено в похвалу и песносло­вие Христа. Начала надписания в более точных списках не имеется; поэтому мы считаем излишним и изъяснять его. " Господь воцарился, в благолепие облекся, облекся Господь силою и препоясался, ибо утвердил вселенную, которая будет неподвижна " (ст. 1). Когда же, скажешь, Бог, Который был царем от вечности, начал царствовать? В какое благолепие облекся Тот, Кто Сам есть благолепие? Если небо так прекрасно, что ничего нельзя прибавить, если таковы же звезды и прочие стихии творения, то не чрезмерно ли и не по существу ли великолепен Тот, Кто создал такое благолепие? Очевидно, что пророк предсказывает воплощение Господа. Под­линно, плоть Господа справедливо называется великолепием, во-пер­вых потому, что она носит Его образ, а во-вторых потому, что безгрешна, наконец, и потому также, что Ему, как благому и чело­веколюбивому, подобало совершенное роди нас таинство, почему Дух Святый в другом псалме и назвал Его прекраснейшим из сы­нов человеческих (Пс.44:3). Эту плоть пророк называет не только благолепием, но и силою, – не потому, чтобы Сильный полу­чил от нее силу, а потому, что чрез нее Он открыл неведомую для мира Свою силу. Вместе с облечением пророк естественно ука­зал и на препоясание, желая показать, что Господь не только принял образ раба, но и препоясал Себя так несказанно, т.е. соединил и совокупил с Собою человечество, что Слово и плоть стали едино, почему и говорится, что Слово стало плотию. Это таинство и имел в виду пророк. " Ибо утвердил вселенную, которая будет неподвижна " (ст. 1). Вот, говорит пророк, причина воплощения Слова: Оно пришедши утвердило вселенную, колебавшуюся заблуждением, так что она бо­лее уже не подвергнется колебанию. Разумей здесь также и вселенскую церковь, которая не поколеблется (в ней обитают ангелы и Сам Бог, почему она и называется Его домом), потому что, хотя бы и множество врагов нападали на нее, но она основана на камне " и врата ада не одолеют ее " (Мф.16:18), т.е. уста еретиков. " От века престол Твой уготован: Ты от века существуешь " (ст. 2). Пророк называет че­ловеческую природу Христа не только благолепием и силой, но и пре­столом, как говорит о ней и другой пророк: " и утвердится престол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию " (Ис.16:5). И псалмопевец, пророчествуя о Христе, говорит: " и престол его, как солнце, предо Мною " (Пс.88:37). Итак, таинство воплощения Господа уготовано было " уготован от века ", т.е. от на­чала создания видимого мира. Творя тогда человека, Господь создал его по собственному образу, облек его царским подобием, так как знал, что должен воспринять его. Потому-то пророк и говорит: " существуешь ", как бы говоря как: воплотившийся ныне " Ты от века существуешь ", создавши от века человека, как Тебе было благоугодно. " Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои " (ст. 3). Под реками разумей действия Духа Св., потому что Христос говорит: " кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой " (Ин.7:38), а Евангелист, изъясняя эти слова, сказал: " сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него " (ст. 39). Эти-то дары Духа воз­двигли, т.е. возвысили свои голоса, потому что они проявились по всей земле как ниспосланные с небесных высот. Они воздвигли голос свой чрез уста пророков, пророчествовавших в прежние времена. " Поднимут высоко реки волны свои, от шумного движения вод многих: дивны высокие волны морские, дивен в вышних Господь " (ст. 4). Посредством каких орудий? Несомненно, чрез апостолов, так как пророк, упомянул здесь о будущем времени, когда дары Духа возвысились чрез апо­столов и особенно возвысили свои " волны ". Под " волнами " можешь разуметь или глубины, как перевел Симмах, или уничижение, как переведено в пятом и шестом издании, и разу­мей или глубины мысленных рек, т.е. сокровенные таинства да­ров Духа, или уничижение, в каком остается у многих слава Св. Духа, которая, оставаясь для многих неизвестною, возвышается и про­является чрез апостолов. От гласов вод… Недостает.

 

 

Собеседование на псалом 92
на слова: "возвысили реки голоса свои"; и о хождении Спасителя по морю, о пяти хлебах и двух рыбах, и о первозданных людях после падения

1. Сегодняшнее чтение из Евангелия от Матфея, – о волнении на море, и о чудесном хождении Спасителя по водам и о малодушии апо­столов, – является для нас приличным поводом говорить о словах пророка: " возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои, поднимут высоко реки волны свои, от шумного движения вод многих: дивны высокие волны морские, дивен в вышних Господь " (Пс.92:3,4). Что это такое – " высокие волны морские "? Не чудо ли Спасителя, что одним мановением Он успокоил волнующееся море? Что иное реки, возвышающие свои голоса в море, как не ученики Господа? Апостолы – именно реки, как бы вытекающие из вечного источника – Христа, согласно Его из­речению: " из чрева потекут реки воды живой " (Ин.7:38). Как Господь не переставал творить чудеса, так и апостолы, испытывая морское волнение, не отступали от правды. В четвертую стражу ночи, увидев Господа, ходящего по водам моря, они приняли Его за призрак. Как – призрак? Раба (море, державшее Его на своей поверхности) узнала Владыку, а ученики не узнали Учителя? Имея столько доказательств Его чудес, они сомневались, увидев Его ходящим по поверхности моря. Не Он ли сам посред­ством Моисеева жезла обнажил морские бездны и открыл сынам Израилевым невлажный путь. Они сочли Его за привидение и испугались: вот именно " трепетали от страха, где не было страха " (Пс.13:5), потому что испугались, увидев пред собою вблизи пристань жизни. Когда все были объяты страхом, Петр, поднявшись, сказал Господу: " Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди " (Мф.14:28,29). А ученикам сказал: " ободритесь; это Я, не бойтесь " (Мф.14:27). Я действительно говорю, а не как при­зрак, потому что Я – сама Истина, вочеловечившаяся для того, чтобы упразднить виновника призраков. " Это Я, не бойтесь "! Что бояться вам дуновения ветров? Не обо Мне ли сказаны слова: " изводит ветры из сокровищниц Своих " (Пс.134:7)? И теперь я допустил ветры не для того, чтобы устрашить вас, но чтобы утвердить. Когда Господь говорил это, Петр, по свойственной ему горячности веры, опять вы­делился и стал говорить: Господи, Ты ли Христос? По твоим ре­чам я узнаю Тебя, но Твои дела наводят на меня сомнение: мы ни­когда не видали Тебя ходящим по морю. Но если Ты – Христос, при­кажи мне придти к Тебе по водам. Господь сказал ему: иди, если ты имеешь достаточную опору в своей вере. Я не допускаю никакого притворства. Если ты не веришь, не ходи. Когда Петр пошел по этому зову Господню, он держался на поверхности моря, имея веру неколеб­лемую сомнением. Но, отойдя немного, по свойственному человеку непо­стоянству, поддавшись страху, он усомнился, поколебался и начал рас­суждать сам с собой: какое невероятное явление: я хожу по морю, влагу попираю как земной прах. Когда Петр начал так колебаться, море, как бы возмущенное неверием подобного себе раба, стало волноваться, вразумляя сораба и потопляя неверного. Тогда Петр, увидев, что вера носила его по воде, а неверие подвергает волнению, закричал Господу: " Господи! спаси меня " (Мф.14:30). Что говоришь, Петр? Теперь, когда ты в опасности, ты узнаешь Господа? Что же Христос? Я не допущу твоей погибели, Я протяну тебе руку, потому что все держу в Своей руке. " Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? " (Мф.14:31)? Немало сомнений испытывали апостолы. До самого воскресения они колебались; только после воскресения, полу­чивши твердую уверенность, они сделались непоколебимыми в вере. А что до самого воскресения они обуревались многими сомнениями, ты слышал об этом и сегодня: как поздно вечером пришли апостолы к Господу со словами: " место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи " (Мф.14:15; ср. Мр.6:32; Лк.9:10). Заметь и здесь, какая нерешительность в мыслях. Они обращаются к Спа­сителю со словами: " отпусти народ, место здесь пустынное ". Отвечает им Господь: Мне отпустить народ? Что вы бесславите Меня? Что осуж­даете Учителя? Я отпущу народ, чтобы они купили себе пищи? Но что скажут те, у кого они будут покупать хлебы? Что в Моем присутствии они покупают хлебы? Если бы у нас действительно не было хлеба, хорошо было бы по вашему отпустить их; но теперь, будучи Сам хлебом, как Я могу отпустить голодных, требующих от Меня пищи? Народ требует, а Я прогоню требующих? Какой пастух, поступит так с своими овцами. К Даниилу, находившемуся во рве львином, Я послал Аввакума с пищей; сынам Израилевым – неблагодарным – в течение сорока лет Я посылал с неба манну: Мне ли оставлять голодными благодарных? Конечно, нет, ни в каком случае! " Вы дайте им есть " (Мф.14:16). Говорят тогда апо­столы: мы должны дать им пищи? Откуда нам взять ее, когда нам приказано ничего не брать с собой в дорогу? Кроме пяти хлебов и двух рыб мы ничего не имеем; но что это на пять тысяч человек, не считая женщин и детей? Господь им отвечает: откуда вам взять? Вы имеете сокровищницу веры. Не сказал ли я вам, что " если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас " (Мф.17:20; 21:22). Горы переста­вляются, а хлебы не умножатся? Вы дайте им есть. Когда же они недо­умевали и отказывались (дать народу пищу), Господь говорит им: " рассадите их " (Лк.9:14). Я пришел для того, чтобы служить, и не отказываюсь служить даже рабам. Изначала предназначено Мне слу­жение: уже в раю Я послужил Адаму. И что делал там, не отка­зываюсь исполнить и здесь.

2. Следует, конечно, объяснить, как и когда послужил Бог Адаму. Слушай внимательно. Мы особенно обязаны Богу за шестой день, – последний день творения, – когда мы получили обещание. Тогда Бог почтил Адама, взяв его в соучастники в господстве над тварями. Вы знаете хорошо, как в раю Творец, посадив Адама на возвышенном месте, приводил к нему каждое из животных. С самого начала Владыка не уклонялся угождать Своему рабу, Своему собствен­ному созданию; так и в читанном сегодня Евангелии Он не отказался послужить рабам, посадил их на траву и, взяв хлебы, преломил и передавал ученикам для раздачи, питая, умножая (хлебы), творя чудеса, удовлетворяя народу. Так именно в раю, показывая благость к Своему творению, Творец, посадив Адама на высоком месте, при­водил к нему каждое из животных, чтобы Адам дал им имена, какие хочет, и чрез то сделался соучастником Его в деле творения; об этом и свидетельствует Писание: " Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей " (Быт.2:19). Это должно было научить их, что и созданы они для тебя. Я передаю тебе управление ими. Разве для ангела, или другого какого создания, было сделано столько, сколько для человека? Его одного создав своим руками, ему одному только и послужил Творец, во-первых – приведением животных, во-вторых – приготов­лением одежды. То же самое показывая Своим ученикам, во время Своей земной жизни, Он начал омывать им ноги, воспроизводя подобие древнего творения. Когда же Петр из благоговения отказался от омовения ног, Господь сказал ему: " если не умою тебя, не имеешь части со Мною " (Ин.13:8). Я послужил Адаму, во-первых – приведя к нему жи­вотных, во-вторых – из его ребра создав ему жену, т.е. дав ему то, что ему принадлежало, а раньше его – Мне. Все это, друзья, пока­зывает, что только человек среди всех созданий является избранным и ни с чем несравнимым созданием Божиим; о нем одном написано: " сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему " (Быт.1:26). Велико было расположение Божие к человеку; и Создатель удостоил Адама такой славы, к которой не было причастно никакое другое создание. Но Адам пренебрег всем этим и низвергся в самое дно ада; вместо царства навлек на себя бедность, из господина сделался рабом, из верховного начальника нищим; наделенный красотой теперь не имеет даже дорожного жезла; имевший ежедневно дружескую беседу с Богом теперь как вор прячется под деревом; получивши в раю жилище теперь изгоняется из рая и поселяется напротив его, чтобы, имея пред газами то, чего он лишился, не переставать него­довать на суетный совет. В самом деле, что другое мог делать Адам, живя вне рая, изнемогая под тяжестью трудов по возделыванию земли и обливаясь потом, как не бранить жену, высказывал ей такие упреки: посмотри на плоды твоего совета, – за то, что ты сделала угодное змею, я лишен дара Божия. Не обещала ли ты мне, жена, что если я вкушу запрещенного плода, я сделаюсь блаженным? Не обещала ли ты сделать меня богом после вкушения запрещенного плода? Как же бог оказался землекопом, блаженный – самым несчастным? Ты обманула и должна понести наказание; я потерял ребро, а помощника не нашел. Горе мне, жена Ева, мать смерти, родительница преслушания, виновница изгнания из рая, любительница змеиного шипения, послушное орудие диавольского коварства! Ступай от меня прочь: зачем погубила ты мое бессмертие, зачем разодрала мою царскую одежду? Не тобою она была соткана, а ты ее разодрала. Зачем ты научила меня сшивать листья смоковницы? Зачем ты, обманщица, принесла мне гибельный плод, со словами: возьми, съешь запрещенный тебе плод? " Что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло " (Быт.3:5). Что сделала ты, жена? Я осле­плен, ничего не вижу. Я сделал зло и оттолкнул от себя добро. Я тружусь как луч, а не наслаждаюсь властью подобно Богу. Ступай прочь, жена, я не знаю, кто ты. Прежде чем прикоснутся к тебе, я ищу избавления; я не снесу труда. И ты не знала забот, не испытывала скорби: вспомни же об осуждении, когда приблизится время родить тебе. Оставь меня, жена; ты, сделалась для меня виновницей нестерпимых бедствий: мне повелено возделывать землю, есть хлеб в поте лица; земле повелено производить для меня терние и волчцы. На это осужден я Богом. Что мне делать? Как я приготовлю себе заступ? Как снаряжу плуг? Как научу вола подчиняться ярму? Откуда достану веревки (для ярма)? Как посею семя? Когда дождусь колосьев? Чем наточу серп? Как соберу снопы? Как наложу их в телегу? Как очищу гумно? Как сколочу веялку? Как налажу жернова? Когда положу закваску? В какую форму выложу хлебы? Чем разведу огонь? Я не перенесу огорчения. После скольких трудов и поту я ем хлеб? Смотри, скольких зол виновницей сделалась ты для меня, жена, названная жизнью и оказавшаяся смертью? И на самом деле виновница смерти женщина, как тогда, так и теперь. И пусть не сердятся на меня женщины за то, что я говорю так о женщине; если захотят упрекать меня, я отклоняю от себя такие упреки. Пусть негодуют не на меня, но на христоносного Павла. Если захотят бранить, пусть бранят его. А мы как ученики его передадим его слова, не прибавляя от себя ничего. Пусть послушают Павла, говорящего нашими устами: " я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились " (2Кор.11:2,3). Видишь, что не муж соблазнился, а жена прельстилась? Кто был обманут? Кто вверился лести змия? Жена, имеющая уста змея, и подобно ему извергающая яд. Кто бесе­довал со змеем? Она, искавшая обольщения. В раю не было никого, кроме нее и ее мужа; и не боясь ни уединения, ни чего другого, она ходила и блуждала, отыскивая, где бы найти себе сожителя, еще не вкусив брака, но готовая уже к прелюбодеянию. Если бы она была с мужем, не сошлись бы тогда змей с змеем. Он нашел ее вдали от мужа и обольстил. Жена, всегда находящаяся при своем законном муже, никогда не подвергнется гибели, не потерпит падения, не впадет в прелюбодеяние, если же она удаляется от мужа, то хотя бы среди ангелов жила, легко подвергается соблазнам. Где, в самом деле, предаются своим грязным делам жены, удаляющиеся от закон­ных мужей, как не у гробов мучеников, под предлогом молитвы устраивая здесь свидания с нарушителями брака и оскорбляя тем самых мучеников? А часто они даже и клянутся именем мучеников в верности своим беззаконным делам. О, как много зла причинила Ева и как много добра она погубила! Все женщины преданные цело­мудрию, достойны названая мужественных. И между женщинами бывает большая разница, как и между мужчинами, и между ангелами. Те женщины, которые соблюдают целомудрие, следуют примеру Девы, любят Сусанну, целуют Сарру, обнимают Ревекку. А нарушающие целомудрие заблуждаются как Ева, клевещут как египтянка, стригут как Далила, убивают рабов Божих как Иезавель. Это не частное мнение, это засвидетельствовано вселенной. Пусть же некоторые из безбожных, услышавши только что сказанное, не пытаются развра­щать наш слух, уловляя нас в разногласия. У нас нет общих с ними мыслей. Апостольское слово, указывая на Еву, дает нам повод говорить то, что мы сказали. Поэтому, ежегодно мы возобновляем в памяти те же самые слова, приводя в свидетели божественного Павла, ска­завшего: " обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою " (2Кор.11:2), – чтобы не соблазнил и вас змий, как соблазнил Еву, жену Адама, на грехопадение. В другом месте тот же апостол говорит: " не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием " (1Тим.2:14,15), а не с невоздержанием. " Спасется через чадородие ", – говорит, – конечно (если рождает) не так, как Ева родила Каина, но как Дева родила Христа, Которому слава и держава со Отцом и Святым Духом; ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...