На остальное из 50-го псалма, и о покаянии 8 глава
СЛОВО О горлице, или о Церкви 1. Обитательница лесов, пустыннолюбивая горлица, призывая своего сожителя, оглашает воздух нежными и ласковыми звуками, и очаровав своего самца, гуляющего у воды, и подлетев к нему, она увлекает его в быстрый полет; в единодушном согласии устроив свое гнездо в ветвях дерева, они в безопасности выводят птенцов и обучают их летать. Говорят некоторые, что горлица привязана к мужу и целомудренна, так что если случится, что ее самца растерзает орел или поймает охотник, то она не сочетается с другим, но остается верной тому, ждет его и до смерти сохраняет о нем память. Послушайте, женщины, какое целомудрие оказывается у птиц! Итак, вы, имея пред глазами образ горлицы, подражайте ее целомудрию. Такое свойство отличает и честнейшую Церковь. Когда ее супруг, Христос, был распят на кресте и вознесся на небо, она не сочеталась с другим мужем; но Его любит, Ему остается верна и, вспоминая Его, вместе с Ним умирает. Но чтобы не показалось, возлюбленные, что мы, распространяясь в воспоминаниях о горлице, удаляемся от Писаний, приведем на память то, что говорит само Писание. Свидетельствует блаженный Давид и громко говорит: " и птица находит себе жилище, и горлица – гнездо себе, в котором положит птенцов своих " (Пс.83:4). О птице он говорит? Конечно, о человеке: " душа наша избавилась, как птица из сети птицеловов " (Пс.123:7). А Господь, желая показать Своим ученикам, насколько они отличаются от других святостью, говорит им: " не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц " (Мф.10:31). О том же и Соломон громко говорит: " спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова " (Притч.6:5). И опять божественный голос: " Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его " (Мф.13:31,32). Так, и здесь многочисленные человеческие племена уподобляет птицам. " И птица находит себе жилище, и горлица – гнездо себе, в котором положит птенцов своих ". Горлице уподобил святую Церковь, имея в виду разнообразные дарования мудрости. А что Церковь разнообразно украшена, об этом можно услышать от Давида, говорящего: " дочери царей – в почете у Тебя, предстала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная. И птица находит себе жилище, и горлица – гнездо себе, в котором положит птенцов своих " (Пс.44:10;83:4), то есть, под густыми ветвями крестного древа воспитывающая своих ново-просвещенных чад. Об этой горлице вспоминает и Иеремия, говоря: " знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь " (Иер.8:7), называя горлицей всечестную Церковь, ласточкой – пустыннолюбивого Иоанна, кузнечиком – красноречивого Павла, свирель церковную. Об этой горлице заповедует Господь Аврааму: " возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя " (Быт.15:9). Об этой горлице вспоминает Писание в Песни Песней: " голос горлицы слышен в стране нашей " (Песн.2:12). Голос этой горлицы возвещает нам, что небесная весна – Христос – является с неба. " Голос горлицы слышен в стране нашей " днесь. Послушаем же голос этой горлицы: какие песни воспевает она? " Дщери Иерусалимские! черна я, но красива; не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня " (Песн.1:4,5). " Черна я, но красива ". Я черна – по причине прежнего преступления, прекрасна – по причине скорого покаяния; я черна – от скорби о своем падении, прекрасна – сиянием, полученным при крещении. " Дщери Иерусалимские! черна я, но красива ". Дочерьми иерусалимскими называет святые души отцов. " Черна я, но красива " – Церковь из язычников. Не смотрите вы, святые души, не смотрите на меня, потому что я почернела, потому что опалило меня солнце Правды, за мое прежнее заблуждение. Какое солнце опалило ее? Во всяком случае, не то о котором говорится в Екклесиасте: " восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит " (Еккл.1:5). Восходит для нас Солнце Правды, Христос из Марии, по плоти: восток имя Ему; заходило же оно, когда Он взошел на крест и снизошел в преисподнюю. " Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит ". Когда Он взошел на небеса, тогда повлек к Себе и нас. " И когда ", говорит, " Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе " (Ин.12:32). Об этом Солнце Правды и Исаия восклицает, говоря: во днех тех " взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его " (Малах.4:2). Когда взошло Солнце Правды – Христос, кровоточивая женщина, коснувшись края одежды Его, остановила токи кровей своих. " Дщери Иерусалимские! черна я, но красива ". Если из предстоящих здесь какая-либо душа осквернена грехом, пусть не устрашается: пусть только покается и говорит: " черна я, но красива ". Если и при последнем издыхании она окажется, если и к вечеру склоняется для нее время, пусть не боится: пусть покается с плачем. И тогда " вечером водворится плач, а утром – радость " (Пс.29:6). Подражай царю Езекии: застигнутый болезнью, он лежал на одре, но, услышав слова Исаии, обращенные к нему: " сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь " (Ис.38:1), обратившись лицом к стене, оросил постель свою слезами покаянья, остановил течение солнца и тотчас получил пятнадцать лет жизни.
2. Если среди предстоящих есть кто-нибудь оглашаемый, пусть покается, пусть припадет к Богу, крестится водою, просветится лицом. Если есть здесь верный согрешивший, пусть омоет тело свое водою слез и елеем добрых дел даст блеск душе. Если так украсишь себя, если облагообразишь душу свою подвигами, возлюбит тебя божественное Слово, коснется твоего сердца, повлечет тебя к любви Божией; тогда скажешь и ты: увы мне, " ибо я изнемогаю от любви " (Песн.2:5), потому что как стрелою поражаются любовью к Богу души святых. Хочешь слышать это от самой стрелы говорящей? Почитай книгу Исаии, и у него найдешь, как говорит стрела: " и соделал Меня стрелою изостренною ", говорит Бог Слово, " в колчане Своем хранил Меня " (Ис.49:2). Этою стрелою раненый, говорит Иеремия Ему: " я не спешил быть пастырем у
Тебя и не желал бедственного дня " (Иер.17:16). Этою стрелой уязвленный в сердце, Давид говорит Ему: " прильнула душа моя к Тебе, а десница Твоя восприяла меня " (Пс.62:9). Этою стрелою уязвленный Петр говорит Христу: " Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя " (Ин.21:15). Этою стрелою уязвленный, Павел, будучи связан со Христом, говорил: " кто отлучит нас от любви Божией? " (Римл.8:35) Этой стрелой уязвленная, говорила святая Церковь: увы мне, " я изнемогаю от любви ". О, воздыхания из глубины сердца, порождающие струи Христовой любви! О, воздыхания, привлекающие к себе Небесного Жениха Христа! Об этом сама (Церковь) говорит: " да лобзает он меня лобзанием уст своих " (Песн.1:1). Я обручена Небесному Жениху чрез закон и пророков. Я – Церковь, обрученная из язычников, не желаю более (иметь посредниками) Моисея, или Исаию, или Иеремию, или прочих пророков, но пусть придет Сам: я хочу говорить с Ним устами к устам; пусть Сам будет здесь и " лобзает он меня лобзанием уст своих ". Я слышу Иеремию, говорящего о Нем: " лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? " (Иер.17:9)? Его прошу, Его умоляю: " да лобзает он меня лобзанием уст своих ". Слышу Амоса, говорящего о Нем: " вот, Господь стоял на отвесной стене, и в руке у Него свинцовый отвес " (Ам.7:7). Его ищу, пусть придет, пусть " лобзает он меня лобзанием уст своих ". Как преданная мужу жена, в отсутствие мужа, выглядывая в окна, его ищет глазами, его высматривает и на суше и на море: увидит ли плывущее судно, там мерещится ей ее муж, увидит ли путников, идущих вдали, думает, не между ними ли находится ее муж, а часто, выбегая им навстречу, расспрашивает их о своем муже: скажите мне, где вы оставили его, в каком городе или деревне, что он говорит, что делает, и когда придет? 3. Точно так же святая Церковь, томясь любовью и жаждая Его святых поцелуев, спрашивает о Нем всех пророков: видели вы Его, придет ли Он, или не придет? Ведь Он на небе? Может быть Он пасет на небе девяносто девять незаблудших овец и не придет к заблудшей овце? Скажите мне: где пасет, где отдыхает Тот, Которого возлюбила душа моя (Песн.1:6)? Вопрошаемые пророки откликаются в лице одного Исаии и говорят: " и мы видели Его ", если только Того ты ищешь, " и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми " (Ис.53:2,3). Отвечает непорочная невеста Церковь: это Он, Его я люблю, Его ищу, Его умоляю, " да лобзает он меня лобзанием уст своих ". Отвечает ей Исаия: если это Он, то придет, и придет с великою силою. " Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных " (Ис.40:10,11). Слышит она, что несомненно о Нем говорит Исаия, и притом называет Его пастырем: " как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных ", и спрашивает его: где пасет, где почивает Тот, Которого возлюбила душа моя? Посылает ее Исаия к Иоанну, и говорит ей Иоанн: " глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему " (Мф.3:3). Идет она за Иоанном в пустыню, удерживает его и спрашивает: скажи мне, ты ли Христос? Отвечает Иоанн: " я не Христос " (Ин.1:20). И опять спрашивает она его: " что же ты крестишь, если ты ни Христос " (Ин.1:25)? А Иоанн опять отвечает: я не Христос. За мною идет (Христос, Он) сильнее меня: " я недостоин развязать ремень у обуви Его " (Ин.1:27; ср. Мф.3:11; Мк.1:7; Лк.3:16). И так как Он еще медлил, то она говорила: увы мне, " я изнемогаю от любви " (Песн.2:5). Тогда опять говорит ей Иоанн: не плачь, перестань, подожди немного. Видит Иоанн приближающегося Господа и говорит ей: перестань, не плачь больше. Издали показывает Его, протягивая перст, и говорит: вот Тот, Которого ты ищешь. " вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира " (Ин.1:29). Она же, слыша, что Иоанн называет Его агнцем, а Исаия – пастырем, начинает сомневаться, кому поверить: этому ли поверить или Исаии? Видит Господь, что она начала сомневаться, и громко говорит: " Я есмь пастырь добрый " (Ин.10:11), и этими словами разрешает ее сомнение. Тогда приходит она к жениху, обнимает его и целует. И тогда исполняется написанное у Давида: " милость и истина встретились, правда и мир облобызались " (Пс.84:11). А чтобы вполне убедиться нам, что здесь невеста сочеталась с женихом и совершился духовный брак, вот и брачная песнь; воспевает ее Иоанн, говоря: " имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться " (Ин.3:29,30). При совершении брака требовалось совершить дарственную запись на имя невесты: нужно было найти бумагу, писца и трость. Бумагу нашли у Исаии. Там Святой Дух приказывает писателю и говорит: " возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом " (Ис.8:1). Отыскивается и трость: ее нашли у Давида, потому что он говорит: " язык мой – трость книжника скорописца. Прекраснейший из сынов человеческих " (Пс.44:2,3). Эту Церковь Давид приготовляет к браку: сам ее украшает, сам ее наставляет и научает, как устроитель брака, или, как говорится у людей, сваха. Он внушает невесте: смотри, дитя: " слушай, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ Твой И возжелает Царь красоты Твоей " (Пс.44:11,12). Не думай, что ты равна с ним. " Слушай, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ Твой и дом отца Твоего! И возжелает Царь красоты Твоей, ибо Он – Господь Твой, и поклонишься Ему " (Пс.44:11:12). Если послушаешь меня, дочь, " и богатые из народа будут умолять лице Твое " (ст. 13). Нужно, наконец, было написать и то, что приносится в приданое той и другой стороной, рабов и рабынь. Со стороны Христа – рабы, со стороны невесты – рабыни. Христос дает рабов: приходят Павел, Силуан, Тимофей, – рабы Иисуса Христа. А от невесты требуют рабынь. На это Давид отвечает: " приведутся к Царю девы во след Ее, ближние Ее приведутся к Тебе " (Пс.44:15). Совершается брак: приходит Господь таинственно в Кану Галилейскую. "Кана" в переводе означает создание Божие, а создание Божие – весь мир. Здесь совершается духовный брак, (Господь) приходит в Кану Галилейскую, и там является весь лик святых. Приносят жениху дары, как полагается при браке, каждый по своей силе: Авраам – тельца, жена его Сарра – хлебы, печеные в горячей золе, Исаак – дрова, Иаков – козлят, Иосиф доставляет хлеб, Моисей приносит светильники, Исаия поет, а Давид пляшет. А так как и святым женам нужно было принять участие в этом браке, то и они поют; приходит Есфирь, Иудифь наряжается и украшается, а Мария, сестра Моисея, берет тимпан и говорит: " пою Господу, ибо Он высоко превознесся " (Исх.15:1). А так как требовалось по поводу этого брака написать похвалу, то Павел, восхваляя брак, говорит: " брак у всех да будет честен и ложе непорочно " (Евр.13:4). И пусть сам себе объяснит, что говорит это о Церкви и Христе. Что, говорит он, написано? " Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви " (Ефес.5:31,32; Быт.2:24). Итак, не будем же и мы сомневаться в том, что он объясняет, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава со безначальным Отцом и с Пресвятым и Животворящим, Его Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Собеседование на псалом 77. 1. Кратко надписание, потому что псалом обременен пространностью пророчества. Впрочем, что ради того он надписывается: " разума ", дабы мы остерегались бедствий, какие случились с иудеями по их безумию, видно из начальных слов: " внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих " (ст. 1). Видишь, каким достоинством Дух (Святый) облекает пророка, когда желает предостеречь нас пророчеством? Он называет народ Божий народом своим и закон Божий законом своим, потому что принадлежащее господину кажется собственностью благоразумных и верных слуг вследствие любви их к господам. Так и Моисею Бог говорил: " поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской " (Исх.32:7). Что же значит: " внимай закону моему "? Приступайте не небрежно, исследуйте тщательно, и тогда приклоняйте ухо ваше к слушанию. Кто слушает закон Божий поверхностно, или считает его ненужным или тяжким, того ухо не в состоянии будет и слушать; а кто изучает закон внимательно, тот замечает, что иго его благо и бремя легко, и приклоняет ухо к словам пророчества, то есть выслушивает все пророчество, и, относясь с любовью к словам его, приумножает Духа, Которым все совершается. " Открою в притчах уста мои, возвещу изначальные гадания. Что мы слышали и узнали, и отцы наши поведали нам " (ст. 2-3). Хотя я, говорит, хочу поведать притчи прежних времен и древние гадания, тем не менее, речь моя о них заслуживает веры, потому что я принял их по слуху и изучил, и не плотские отцы передали их, а священники и пророки. Хорошо указывает он, что слушал и научался не он только один, а вместе со многими другими, когда говорит: " что мы слышали и узнали ", потому что знание это было обще всем, все слушали пророков. Притчи и гадания, говорит он, – потому что соединяет учение с историей, что и составляет отличительное свойство притч и гаданий, заключающихся в Священном Писании. В них, говорит он, откроет уста свои, чтобы и мы подражали сказанному, всегда принося Богу начатки уст, подобно тому как приносим начатки всякого плода, и чтобы не двигали языком, прежде чем он не произнесет угодного Богу. Ты скажешь на это, что пророк говорит от лица Господа: Его народ род человеческий, Его закон те древние повеления, Его разумеет и Матфей, когда говорит: " да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира " (Мф.13:35). Что же пророк присоединил к этому? " Что мы слышали и узнали, и отцы наши поведали нам ". Эти слова приличествуют человечеству. А чтобы показать, что передаваемое им сходно и согласно со сказанным пророками, он говорит: " не утаилось от детей их в следующий род, – возвещу хвалу Господу и силу Его, и чудеса Его, сотворенные Им " (ст. 4). Кто же те, о которых раньше сказано: " отцы наши поведали нам "?... [дальнейшие слова в манускрипте, с которого печаталась беседа, попорчены, так что трудно догадаться об их смысле. – РЕД.]. 2. " Не утаилось от детей их в следующий род ". Родом " следующим " пророк называет язычников, о которых он говорит и в другом месте: " возвестит Господу род грядущий " (Пс.21:31). Но они получают название детей истинного Израиля, как наследовавшие от израильтян богопочтение, почему и Павел говорил о них: " которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы " (Римл.9:4,5). Итак, они возвестили нам, как сынам Господа, хвалы. Мы и не знали бы, как нужно хвалить Бога, если бы пророки раньше не научили нас говорить: " благословите, все дела Господни " (Дан.3:57), и еще: " хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних " (Пс.148:1), и еще: " Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! " (Ис.6:3), и тому подобное. От них мы познали силы Божии и чудеса, которые сотворил Бог: силы, которые Он обнаружил в отношении к фараону, или к Навуходоносору, или к исполинам, или к другим подобного рода людям; чудеса, которые сотворил Он с Иовом, с Давидом, с Даниилом, с тремя отроками и другими, увенчанными в искушениях. " Он дал откровение в Иакове, и закон положил в Израиле: что заповедал отцам нашим, то (они должны) передавать сыновьям своим " (ст. 5). Какое " откровение "? Или, когда? Когда Бог боролся с ним при потоке Иакова, а несомненно, что боролся Бог в образе человека и признал себя побежденным Иаковом, когда сказал: " отпусти Меня, ибо взошла заря " (Быт. 32:26) на что Иаков ответил: " не отпущу Тебя, пока не благословишь меня ". Вот это чудное явление и есть свидетельство, которое дал Христос в напоминание Своего богоявления по плоти. " И закон положил в Израиле: что заповедал отцам нашим, то (они должны) передавать сыновьям своим ". Для того, говорит он, положил закон во Израиле, хотя и знал, что израильтяне будут преступать и нарушать постановления, чтобы сделать известным сыновьям своим (каковые суть обратившиеся, как мы сказали, из язычников), что заповедал отцам нашим. Ради нас, следовательно, народ иудейский получил закон, потому что мы соблюдаем этот закон по духу и соответственно с целью Законодателя. Еще яснее указывают на это следующие слова: " да знает род иной, сыновья, имеющие родиться, и восстанут, и поведают о сем сыновьям своим " (ст. 6). Какой род? " Сыновья, имеющие родиться ". Видишь ли, что пророк говорит о язычниках? В то время они еще не родились для истинного богопочтения, но имели родиться чрез крещение, почему и называются справедливо сынами, имеющими родиться. Так как они пали чрез идолослужение, то пророк хорошо предрекает их восстание чрез веру во Христа: " и восстанут, и поведают о сем сыновьям своим, дабы возлагали на Бога надежду свою, и не забывали дел Божиих, и заповедей Его искали " (ст. 6-7). Вот истинное ведение о Боге, – передавать это ведение и другим и рождать себе сынов чрез научение заповедям. Это и делают уверовавшие во Христа, потому что они никому не завидуют в богопознании, и те, которые раньше уверовали, не хотят преграждать путь другим, но убеждают иметь надежду на Бога, не забывать дел Божиих и хранить заповеди Его. Это проповедуется каждый день Церковью всем – и своим и чужим; здесь Павел вещает всем без различия полов: " дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! " (Гал.4:19). Не так поступали книжники и фарисеи, которые взяли ключ разумения и никому не дозволяли войти. На это указал Христос, когда возвещал им горе (Мф.23: 13; Лк.11:52). То же выражают и следующие слова: " дабы не были, как отцы их, родом лукавым и огорчающим, родом, который не сохранял правоты сердца и не был верен пред Богом духом своим " (ст. 8). Язычники справедливо приписывают себе отцов, происшедших из Израиля, потому что от них родился Христос. Одни из этих отцов праведны, каковы пророки и истинные священники и все соблюдавшие закон, а другие нечестивые, – те, которые носили эти звания ложно. А так как пророк намерен был сказать об отцах нечестивых и беззаконных, то, упомянув отцов, он по необходимости присовокупил, о каких именно отцах он говорит: " родом лукавым и огорчающим, родом, который не сохранял правоты сердца и не был верен пред Богом духом своим ". Все они исповедали веру одним только языком, а не всем сердцем и не чистым духом, были людьми упорными и мятежными и не стремились сердцем к Богу, который желает и принимает не то, что исходит из уст, а то, что идет от расположений душевных. Чтобы мы не подражали им, на м в напоминание и для исправления дан презренный ими закон. "Сыновья Ефрема, натягивающее лук и стреляющие, обратились назад в день брани. Не сохранили завета Божия и не захотели ходить в законе Его " (ст. 9-10). По имени сильнейшего колена пророк назвал весь народ израильский, отделившийся от народа иудейского, потому что Ефрем первенствовал среди десяти колен, бывших под властью Иеровоама. Точно также называют народ израильский и другие пророки, напр. Осия, когда говорит: " что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? " (Ос.6:4). Иудой он называет два колена, над которыми царствовал дом Иудов, а Ефремом – другие десять, потому что над ними царскую власть получило колено Ефремово. Эти (десять колен) и суть " натягивающее лук и стреляющие ", потому что последние служили у них орудием богослужения. Однако они обратились в бегство, именно в день брани духовной, показав тыл враждебным демонам. Что же заставило их обратиться в бегство и показать тыл врагам? То, что они не сохранили завета с Богом и не ходили в законе Его. Когда же это случилось с ними? Когда они поклонились двум вылитым тельцам. Вот почему пророк, оплакивая последовавшее за этим, и присовокупил: " И забыли благодеяния Его и чудеса Его, которые Он показал им: чудеса, которые Он совершил пред отцами их в земле Египетской на поле Танеос " (ст. 11, 12). 3. В немногих словах пророк напомнил все чудеса, совершенные в Египте, за забвение которых он их упрекает. Действительно, они не оставили бы Благодетеля, если бы по великой неблагодарности не забыли благодеяний и чудес, свидетелями которых для них служили отцы, видевшие собственными глазами те знамения, которые, говорит он, совершены были на поле Танеос. Эта земля была несомненно самым древним и обширным владением фараона. Что Танеос был древнее прочих, об этом свидетельствует божественное Писание. Желая указать на глубокую древность Хеврона, оно сравнивает его с Танеосом, говоря: " Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, [города] Египетского " (Числ.13:23), то есть царства фараона. " Разделил море и провел их: остановил воды, как в мехе " (ст. 13). Здесь пророк указывает на великую силу Чудотворца. Когда море должно было расступиться для перехода народа, Он не иссушил его, но, как бы щадя свою стихию, разделил его на две части. Это и значит: " разделил ". Затем, собрав как у меха ту и другую сторону разделенной воды, Он в середине ее, опорожнивши море, дал идущим твердую землю, а когда народ перешел, то возвратил море в свое место. " И вел их облаком днем и светом огня во всю ночь " (ст. 14). Видишь, как велико промышление Чудотворца Бога? Так как они нуждались в указателе для пустынного и неведомого им пути, то Он позаботился не только о том, что было необходимо, но и о том, что было полезно получившим знамение. Поэтому Он и дал им днем облако, которое прикрывало их от солнечного зноя, а ночью огненный столб, доставлявший свет и тепло (потому что ночь сыра и холодна). Так и мы, совершая под Божиим водительством свой путь, когда нападет жар страстей, можем прикрыть себя облаком покаяния, а когда охладеет любовь, можем снова возжечь ее усердием, как бы огненным столпом. " Расторг камень в пустыне и напоил их как бы из великой бездны. И извел воду из камня и провел воды, как реки " (ст. 15-16). Может быть кому-нибудь покажется, что пророк дважды указал на одно и тоже чудо; на самом же деле – нет, потому что Моисей дважды извел воду из скалы, – первый раз в пустыне Хорив, другой раз – в Кадисе, где умерла и погребена Мариам; и в обоих случаях в великом изобилии, почему и говорится: " из великой бездны ", и вода по ее изобилию сравнивается не с одною рекою, а со многими. Это служило доказательством, что совершавшиеся для них чудеса были истинными, а не мнимыми. " А они продолжали грешить пред Ним: огорчали Вышнего в безводной " (ст. 17). Пророк обвиняет иудеев в тяжком преступлении, в том именно, что они, получая такие чудеса, вместо того чтобы воздерживаться от старых грехов, прилагали к ним еще новые, и не просто согрешали, но " пред Ним ", т.е. грешили против Того, Кто творил чудеса. Потому пророк и присовокупил: " огорчали Вышнего в безводной ". Чем огорчили? Не тем, что жаждали, не тем, что требовали воды, а тем, что хулили и порицали Щедродателя. Вот почему и места чудес назывались: одно – Водою спора (Числ.20:13), а другое – Искушением и Похулением, потому что здесь они искушали Бога, говоря: " есть ли Господь среди нас, или нет? " (Исх.17:7). Это и выразил самыми словами законодатель Моисей, С этим вполне согласны дальнейшие слова псалма: " и искушали Бога в сердцах своих, прося пищи по душе своей " (ст. 18). Видишь, они испытывали Бога, может ли Он доставить им пищу в пустыне? Требование их, следовательно, происходило больше от испорченности, чем от нужды. Потому и говорится не просто: " пищи ", но: " душе своей ", т.е. они просили вследствие своего сластолюбия и душевной похоти, когда роптали на лишение огурцов, дынь и лука. " И клеветали на Бога и говорили: ужели Бог сможет приготовить трапезу в пустыне? " (ст. 19). Тяжкое преступление клеветать и на простого человека, почему Давид и говорит: " тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял " (Пс.100:5); еще тяжелее клеветать на господина, потому что наказание постигнет клеветника; но клеветать на Бога – самое тяжкое, потому что Бог для нас и отец, и владыка, и питатель, владеющий всем, какое бы ты ни указал благодеяние или власть. Должно поэтому, или по страху пред Его властью, или из любви к Его благодеяниям, воздерживаться от хулы против Него. Что же, однако, они клеветали? " И клеветали на Бога и говорили: ужели Бог сможет приготовить трапезу в пустыне? Хотя Он ударил камень и потекли воды, и полились ручьи, но сможет ли Он дать и хлеб? Или приготовить трапезу народу Своему? " (ст. 19, 20) Тяжко ослепление хулителей и беззаконников. На основании чего следовало бы заключать о великом могуществе Бога, и твердо быть уверенными, что Ему все возможно, и нет ничего невозможного, на основании того самого они отчаиваются в Его силе, говоря как бы так: хотя воду Он и дал, но пищи дать не может, как будто бы Он ослабел при совершении чудес и истратил свою щедрую силу на тех, кто раньше получил чудеса. За это Бог справедливо гневается, как дальше и говорится: " Услышал Бог и (гневно) воззрел, и огонь возгорелся в Иакове и гнев поднялся над Израилем " (ст. 21), т.е. "обратился на гнев", как переводит Феодотион и переводчики пятого чтения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|