Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Собеседованиена псалом 100

1. Опять, возлюбленные, блаженный пророк Давид приглашает нас к духовному пению; опять побуждает нас единодушно воспе­вать прекрасную песнь; опять, вызывая духовные и небесные звуки, он песнью возвышает наш дух. Воспевая по внушению Святого Духа, как одушевленная и разумная лира под действием Святого Духа, он научает и нас всегда петь духовно. Сам он поет не для того, чтобы доставить удовольствие или усладить слух, но для ду­ховного удовольствия и пользы. Он не ограничивается пением для слуха, но и на душу действует словами. Для слуха он преподает вразумление и познание истины, а душу утверждает и укрепляет в спасении. Воспевая песнь, он стремится не к красоте слова, но в возвышению жизни поющих полезными наставлениями. Его песнь не житейская или мирская, но божественная и духовная; она проникнута полной скромностью, между тем как светские песни и мирские мело­дии, раздражающие слух и расслабляющие душу, не приносят пользы, возбуждая только пагубные страсти. Обыкновенно наполненные постыд­ными словами и преступными желаниями, к удовольствию поющих и к нарушению самой мелодии, они расслабляют душевные силы и омрачают благородство тела. Напротив, духовные песни, внушаемые Святым Духом, и располагающие ум к пристойности в словах и к скромности в мыслях, и саму душу делают скромной, потому что душа, отзываясь на слова и поддаваясь мыслям, приобретает на­вык во всем том, что составляет сущность духовной песни. Итак, если духовная песнь обладает такой силой и пение духовное сопро­вождается таким действием, то посмотрим же, что заключается и в слышанном нами сегодня пророческом песнопении. Что оно гла­сит? " Милость и суд воспою Тебе, Господи! " Весьма полезна и спасительна, возлюбленные, эта песнь, полагающая в начале своем милость и суд. Одно указывает на богатство божественного чело­веколюбия, а другое – на оказанное нам великое благодеяние. Именно, милость означает благоволение, дарованное людям по благодати, – потому что " слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение " (Лук.2:14), а суд – предопределенное свыше спасе­ние: " кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал " (Римл.8:30). Благий Бог по милости и человеколюбию ре­шил спасти погибающих под грехом. Об этом пророк и возве­щает, научая нас воздавать посредством этой песни непрестанное благодарение Богу. " Милость и суд воспою Тебе, Господи! ". Мог разу­меть он и другое, также в пророческом смысле и с помощью Духа Святого изображая будущее как настоящее. Именно, созерцая правед­ный суд Божий, совершенный над неверным народом иудейским, – так как иудеи не приняли проповеданного законом и пророками, то по справедливости были наказаны за свое неверие и лишены дарован­ного в законе обетования, – видя с другой стороны народ из языч­ников, спасаемый милостью, в силу послушания и веры в Господа, он и пророчествует об этом, приятным и сладким голосом ука­зывая всем благость Владыки, чтобы всякий из нас, имея на языке эту песнь и приятным голосом напевая сопровождающую ее мелодию, всегда имел в памяти Владычнее благодеяние. " Милость ", говорит, " и суд воспою тебе, Господи ". Хорошо и нам, братие, постоянно упо­треблять эту песнь, чтобы в одно и то же время быть благодарными благодетелю нашему Богу, и жизнь свою исправлять, стараясь вполне воспользоваться милостью Его и судом. Творите, говорит, милостыню и суд посреди земли: " ибо Я милости хочу, а не жертвы " (Ос.6:6). А также: " так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему " (Зах.7:9; Иер.9:24). Если так будем ходить и будем делать то, чего требует Господь, то будем и мы смело говорить слова песни: " милость и суд воспою Тебе, Господи! ". А чтобы убедиться тебе, возлюбленный, что эти слова имеют именно такое значение, вникни в последовательность написанного, и в ней ты найдешь под­тверждение сказанному. Псалмопевец продолжает далее такими сло­вами: " пою и разумею о пути непорочном: когда придешь ко мне? " (ст. 2).

Видишь, после того как он исправил свою жизнь и прошел по всему пути правды, тогда, ничего порочного и нечистого не находя в своих путях и понимая всякое оправдание и суд и жизнь по за­кону, свидетельствуемую делами, тогда он воспевает эту песнь, с радостью рассказывая о своих делах.

2. Он воспевал с разумением, чистым сердцем, исчисляя свои дела. Приготовив, как написано, пути Господни и исправив стези Божии, он ожидал пришествия Владыки, призывая Его такими словами: " когда придешь ко мне? " И как бы отвечая, говорил: я при­готовился принять тебя умом своим, изгладил неровности моего сердца, отбросил все острое, не оставив никакого препятствия для Твоего прихода. Я сделал гладким путь души моей, очистил чув­ствования моего сердца, сделал чистыми все мои помыслы. Я готов принять Тебя, когда Ты придешь. Но " когда придешь ко мне? " Приходи беспрепятственно, Владыка Мой, Ты не найдешь во мне пути злобы. " Я ходил в незлобии сердца моего среди дома моего ". И чтобы тебе убедиться, что он приготовился к принятию Владыки усвоением себе всякой правды, послушай, как он с удовольствием воспоминает свои дела. " Я ходил ", говорит он, " в незлобии сердца моего среди дома моего, не полагал пред очами моими дела законопреступного, творящих преступление я возненавидел. Не было близко мне сердце строптивое, уклоняющегося от меня лукавого я не знал. Тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял; со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел. Глаза мои (обращены) на верных земли, чтобы сидели они со мною; ходящий непорочным путем – сей служил мне " (ст. 3-6). Видишь, сколько и каких дел делалось блаженным? И с какой уверенностью и надеждой он исчислял свои подвиги и поступки? Тол­ковать ли мне его речь, или предоставить вам одним чтением усвоять себе смысл написанного? В самом деле, что яснее его слов? Или что из сказанного сейчас нуждается в толковании? Но чтобы исследовать слова его, как они есть, с подробностью, сейчас мы, опять восстановив их, припомним и посмотрим, какую пользу доставляет постоянное памятование их.

" Я ходил ", говорит он, " в незлобии сердца моего среди дома моего ". Прежде всего, велика и прекрасна добродетель незлобия, не одного только того, кто обладает ею, она украшает, но прости­рается и на ближних, как говорит Премудрый: " Сын мой! если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь " (Прич.9:12). Итак, прекрасно незло­бие, это подражание Владыке и уподобление Богу, потому что незлобив и свят Господь. Это незлобие есть охрана души, очищение мысли, спо­койствие нравов, умирение помыслов, ясность лица, кротость глаз, наставник дружбы, мать любви, спутник веры, совершенство правды: одним словом, корнем всякой добродетели и основанием всей благости является незлобие. Оно не знает самого смысла вражды, не ве­дает необузданности, гнева, не понимает действия злобы. И оно как царица превозносится над всеми добродетелями. Итак, прекрасно незлобие, причина стольких благ! С него-то и начинает Давид свою речь: " я ходил в незлобии сердца моего ". И не просто сказал: " в незлобии ", но: " в незлобии сердца моего ", разумея, что у него не было – одно на языке, а на сердце – другое. Я не говорил устами мирное, в сердце разумея злое, но каков был языком, таков был и в сердце. " Я ходил в незлобии сердца моего среди дома моего ". Здесь, возлюбленные, он разумеет не этот дом, дело рук человече­ских, сложенный из камня или дерева, созданный из грубого веще­ства, но разумный храм души, отражающий вовне внутренний неви­димый образ, созидаемый в разумной и духовной природе, ожи­вотворяемый божественным дуновением, содержащий душу и содер­жимый душой, вместилище благодатных даров самобытной силы. " Среди ", этого-то дома " ходил ". Срединой называет основание сердца потому, что оно занимает средину всего человеческого тела. Злыми путями представляются помышления и пожелания, как говорит и Спаситель: " из сердца исходят злые помыслы " (Мф.15:19), потому что от него исходит всякое движение человеческой природы. Это значит вот что. Произойдет ли беспокойство, сердце приходит в движение; случится ли тревога, сердце смущается; восстание ли вра­гов, поражается сердце; нападет ли страх, сердце трепещет, сообщая трепетание и ближайшим членам тела; то затихая, то опять схваты­ваясь, оно не позволяет успокоиться, но усиленным биением разно­сит беспокойство и волнение по всему телу, производит перемены и в цвете лица, и в наружности, и в состоянии духа, поражает блед­ностью лицо, затемняет зрение, причиняет трясение губ, расслабляет колена, и, связывая язык, все движущий, производит заикание, и вообще, можно сказать, делает человека диким и полумертвым; когда начинается война, оно рвется в битву, и не успокаивается, пока дело не дойдет до боя. Когда же все это кончается и завершается победой, тогда восстановляется обыкновенное движение сердца и – вслед затем – во всем теле водворяется спокойствие и довольство, смуще­ние сменяется радостью и все возвращается к прежнему состоянию, возобновляется порядок в отправлениях всех членов: опять просветляются глаза, успокаиваются губы, исправляется орган речи, лицо принимает обычное выражение, как будто какой искусный возница, овладевши вожжами, возвращает человека в прежнюю колею.

3. Впрочем, сказанное не относится к праведнику: его сердце не испытывает смущения или страха. Хотя бы ему угрожало нападе­ние врагов, он смело говорит: " если выстроится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня брань, на Него я уповаю " (Пс.26:3). Поэтому он и говорит: " ходил в незлобии сердца моего среди дома моего ", то есть: я наблюдал за собою, испытывал самого себя, чтобы какой-нибудь горький корень, возросши, не отра­вил и не осквернил чувствований моего сердца, но чтобы незлобие, пребывая во мне, способствовало мне в достижении всех добродетелей. Поэтому и " не полагал пред очами моими дела законопреступного ". Мои взоры не были обращены к греху и беззаконие не привлекало меня, чтобы я решился делать что-нибудь чуждое спасению. Но у меня пред глазами были – страх Божий, соблюдение заповедей, дела правды, весь строй жизни по закону. " Не полагал пред очами моими дела законопреступного ". У кого взоры обращены ко греху, для тех беззаконие является целью и они как бы вождем своим имеют грех: сначала они допускают его в свое сердце, потом безраз­дельно вперяют в него очи ума и так устремляются к беззаконию. От всего подобного я был далек. Я не ставил себе целью законо­преступного дела, но мои взоры всецело были устремлены на то, чтобы жить согласно с законом. Мало того: " творящих преступление я возненавидел ". Не только сам я не хотел делать ничего против­ного закону Божию, но и нарушающих заповеди Его я ненавидел: " творящих преступление я возненавидел ".

Эти слова: " творящих преступление я возненавидел " должны быть понимаемы двояко. Одни преступают заповеди Божии, Его оправдания и суды: это суть преступники закона. Другие же попирают самое спасительно исповедание Владыки: это уже преступники против Бога. Большая разница между преступностью тех и других. Первые еще имеют надежду спасения, сохранив корень богопознания, вторые же совершенно лишаются спасения, отвергаясь Самого Виновника спасения. Итак, я, говорит, всех " творящих преступление я возненавидел ", потому что " начало греха отступление " от Господа (Сир.10:14,15), как го­ворит Премудрый. А мы не только не ненавидим законопреступни­ков, но и принимаем их как друзей, тогда как не следовало бы даже просто приветствовать их: " нет мира нечестивым, говорит Бог мой " (Ис.57:21). Мы едим и пьем с теми, самой встречи с которыми должны избегать. Их, предавшихся демонам и вручив­ших свою жизнь бездушным камням и дереву, мы даже не должны считать и за людей. Разве не научает нас тот же пророк в дру­гом месте, говоря: " не возненавидел ли я ненавидящих Тебя, Господи, и о врагах Твоих не сокрушался ли? Совершенною ненавистью возненавидел я их: они стали для меня врагами " (Пс.138:21,22). Будем же и мы подражать пророку и возненавидим делающих беззакония, чтобы чрез безраз­личное общение наше с ними не оказаться нам соучастниками их беззакония. Все обязывает нас ненавидеть общение с ними: и то, что они, отворотившись от света, ходят во тьме, – между тем " что общего у света с тьмою? " (2Кор.6:14), – и то, что, отвергшись имени Христова, сами себе усвояют имя Велиара (" какое согласие между Христом и Велиаром? " ст. 15), и то, что, уклонившись от входа сюда, они, с бешенством стремятся в идольские храмы, оскверняясь их скверной (" какая совместность храма Божия с идолами? " ст. 16). Итак, " творящих преступление я возненавидел. Не было близко мне сердце строптивое, уклоняющегося от меня лукавого я не знал ". Опять и здесь, возлюбленный, обрати внимание на смысл этих выражений. " Не было близко мне сердце строптивое ". У меня ничего лукавого или коварного, но ни среди неисчислимых скорбей, ни среди злых бедствий, ни среди вражеских нападений, " не было близко мне сердце строптивое ", ни лукавый помысл, ни чуждое пожелание. Ни тогда, когда я терплю притеснения, ни тогда, когда нахожусь в крайних бедствиях, ни даже тогда, когда я вижу грешников благоденствующими, нечестивых наслаждающимися бо­гатством и всех беззаконных на верху счастья, даже тогда я не смущаюсь в сердце своем дурными помыслами и не начинаю говорить: " Почему беззаконные живу. Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них "(Иов.21:7,8,9). " Волы их тучны "(Пс.143:13). Мне никогда не приходило таких мыслей, но хотя бы они благоденствовали, а я бедствовал, я знаю, что " от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает "(Римл.5:3,4,5). " Не было близко мне сердце строптивое ". Держась таких правых мыслей прямого пути, я, когда лукавый приходил к моему сердцу, не только не мог до­пустить его к себе, так как у меня не было места для него, но даже и не заметил, когда он приходил и когда я не принял его, – так что я даже и не знал, когда я отклонил его. Лукавство его, как мимоходящая тень, скользнула по мне, не причинив мне никакого вреда.

4. Будем же и мы воспитывать себя подобно пророку, чтобы, если бы пришлось кому из нас быть в затруднительном положении, и явился бы к нему помысл от лукавого, то чтобы он не мог овладеть нашим сердцем, но удалился бы, оставив его неповреж­денным, так чтобы и мы могли сказать: " уклоняющегося от меня лукавого я не знал ". " Тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял ".

Изучим, возлюбленные, эту прекрасную науку – не только не клеветать, но даже и не слушать клеветы. Ужасное зло – клевета, беспокойный демон, никогда не оставляющий человека в мире. Какого, в самом деле, зла не производит клевета? Из нее рождается вражда, чрез нее возникают ссоры, от нее берут начало разно­гласия; дурные подозрения, возбужденные ею, являются причиной бесчисленных зол; ненависть имеет ее своим источником. И какие бы кто ни вообразил себе бедствия, все они окажутся проистекающими из клеветы, всех увлекающей в злобу. Клевета возбуждает человека к убийству ближнего. Клевета ожесточает душу и разру­шает братское общение, недавнего друга без всякой причины де­лая врагом. Она, коснувшись Мариами, сестры Моисеевой, тотчас покрыла ее проказой и навлекла на нее гнев от Господа. Она разрушает целые дома и мирные города возбуждает к войне. Она разрывает узы прекрасного мира и расторгает великий союз любви. Она, отклоняя от заповедей Божиих, научает преступле­нию, и отвлекая от общения с Богом, удаляет от истины. Она первоначально явилась причиной гибели первозданного Адама и ли­шила его райской жизни и небесного блаженства, потому что она вошла в уста змия и взвела ложь на неложную благость Божию; это она сказала: " подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? " и побудила Адама преступить заповедь и отпасть от истины; склонивши к себе бывшего собеседником Владыки, она тотчас при помощи обмана сделала его врагом и сразу удалила от благ. Итак, будем же удерживаться от клеветы, удаляясь от нее, чтобы не войти во вражду с Владыкой. Отстанем от клеветы, чтобы не сде­латься несправедливыми судьями истины и не оказаться пред лицом закона ложными свидетелями. " Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить " (Иак.4:11,12). Видишь, возлюбленный, как тяжел грех клеветы? Отстанем же от нее, чтобы не навлечь на себя суда. И тех, кто желал бы клеветать, прогоним от себя, чтобы, принимая участие в чужом зле, не при­чинить гибели самим себе; не будем находить удовольствие в слу­шании клеветников, чтобы, не подчинить себя диавольским внуше­ниям. Ведь и сама клевета называется диавольской, получивши самое свойственное себе название от имени виновника; значит, занимаю­щийся клеветой служит диаволу, занимаясь его диавольским делом. Недопускающий такого человека к себе и самого себя избавляет от этого напрасного греха, и согрешающего удерживает от неспра­ведливого обвинения против ближнего, наконец, и оклеветываемого спасает от обвинения; таким образом, гнушаясь услуг клеветника, он делается устроителем мира и учителем дружбы. Научимся же и мы, гнушаясь этого дела, говорит: " тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял ".

А чтобы тебе убедиться, возлюбленный, что клевета нисколько не содействует истине, обрати внимание на само название ее, рас­сматривая в связи с ним последующее слово. Клевета есть учи­тель обвинения, а слово " тайно " указывает на ложь и постыдность этого дела. Когда дело касается истины, то следует обличить в лицо и со смелостью соединить мир; если же тайно, значит – ты приносишь ложное обвинение, возбуждая против ближнего злое подозрение и не бу­дучи в состоянии обличить его в том, что ты возводишь на него. Поэтому, хорошее дело – прогонять клеветника, как лжеца и вора, чтобы, как-нибудь смутив мир своей души, не сделать ее враж­дебной к ближнему из-за клеветы. Итак, " тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял; со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел ". А что гордость ненавистна и самому Богу, послушай, что говорит Писание: " Бог гордым противится, а смиренным дает благодать " (Иак.4:6). И в другом месте: " гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих " (Сир.10:7). И: " что гордится земля и пепел? " (ст. 9)? И во многих местах ты найдешь, что гордость мерзка и весьма ненавистна. Так и здесь говорит: " со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел ", так как гордость в высшей степени вредна и пагубна не только для того, кто усвоил себе ее, но и для того, кто не надолго разделяет ее. Жадного, несытого сердцем, про­рок поставил рядом с гордым, так как душевное расположение обоих одно и то же – и возносящегося над ближним, и жадного по отношении к ближнему.

5. Итак, хорошо, братие, нам отложить гордость и приобрести смирение, чтобы услышать не: " возвышающий сам себя, унижен будет ", но: " унижающий себя возвысится " (Лк.18:14). Хорошо укрепиться вместе с тем и в воздержности и умеренности, чтобы жадностью сердца не отогнать от себя правды, и не услышать тогда: " за множество беззаконий твоих открыт подол у тебя, обнажены пяты твои " (Иер.13:22). Будем же избегать поведения, свойственного людям гордым и жад­ным, чтобы вследствие привычки к общению с ними не усвоить себе и их пороков. Будем же усердны словом и делом в усвоении себе (сказанного здесь): " со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел ". Это говорится от лица праведника, а на это Дух Святый как бы отвечает от лица Божия такими словами: " глаза мои (обращены) на верных земли, чтобы сидели они со мною ". Поистине очи Божии обращены на верных, следя за ними, чтобы они не уклонились от истины. Если хочешь убедиться в истинности сказанного, то вспомни блаженных апостолов: ведь они были верными земли и чрез их веру проповедь спасения наполнила всю вселенную: " во всю землю вышло вещание их и в концы вселенной – слова их " (Пс.18:5). Полученной от них верой полна вся вселенная, имея в ней неисчерпаемое богатство благочестия.

Эти-то верные восседают со Владыкой, так как им сказано было:" сядете и вы " – двенадцать – " на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых " (Мф.19:28). " Глаза мои (обращены) на верных земли, чтобы сидели они со мною ". О, чудо! Бренные телом воссе­дают, а бестелесные будут предстоять! Я не уничижаю ангелов Божиих, – да не будет! – но возвещаю человеколюбие Божие, по кото­рому Он почтил человеческую природу. Если же святые апостолы будут восседать как судьи неверных, то необходимо отсюда сле­дует, чтобы и принявшие от апостолов веру и подобно им веровавшие, – чтобы и они были посаждены вместе с апостолами для того, чтобы произнести суд над непринявшими веры и неисповедавшими спасительного слова. Может быть, – выскажу свое предположение, – апостолами будет приведено двенадцать верных народов, которые вместе с ними будут судить двенадцать колен Израилевых, не принявших апостольской проповеди и не поверивших Владычней воле, желавшей, чтобы и они, приобщившись вере, услышали: " глаза мои (обращены) на верных земли, чтобы сидели они со мною ". Рассмотрим, что следует далее. " Ходящий непорочным путем – сей служил мне. Не жил внутри моего дома поступающий гордо; говорящий неправду не был прав пред глазами моими " (ст. 7). На похвалу праведника и Бог отвечает подоб­ным же образом и объявляет, что таковы именно должны быть хо­дящие в вере. Он говорит: " ходящий непорочным путем – сей служил мне ". Только таких слуг избираю Я себе, которые ходят по пути непорочному, не уклоняясь ни направо, ни налево, и не заблуждаясь от путей правды и истины. " Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем " (Пс.118:1). Итак, на слова пророка: " пою и разумею о пути непорочном ", Дух Св. отвечает здесь: " ходящий непорочным путем – сей служил мне ". И далее на слова: " ходил в незлобии сердца моего среди дома моего ", и: " со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел ", дается ответ в словах: " не жил внутри моего дома поступающий гордо " и еще говорится " говорящий неправду не был прав пред глазами моими ". Как там псалмопевец говорит: " тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял ", так и здесь сказано " говорящий неправду не был прав пред глазами моими ". Смотри, что говорит далее. " Поутру избивал я всех грешников земли, чтобы истребить из города Господня всех делающих беззаконие ". Эти слова Его отно­сятся уже к изображению будущего века. В самом деле, нынешний век есть ночь, а будущий будет днем, как говорит мудрейший Павел: " ночь прошла, а день приблизился " (Римл.13:12); следова­тельно, утро означает восход вечного света, которым будут на­слаждаться праведники. В это-то утро Господь избивает грешников, отсылая их в огонь вечный. Такова смерть грешников, как го­ворит и сам Спаситель: " бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне " (Мф.10:28). Итак, " поутру избивал я всех грешников земли, чтобы истребить из города Господня ", т.е. от горняго Иерусалима, " всех делающих беззаконие ", потому что в нем (Иерусалиме) будут по­коиться только праведники, наследующие вечное царство, которое да унаследуем и все мы с вами, после угодной Ему и святой жизни, во Христе Иисусе, Господе нашем. Ему слава и держава, во веки веков. Аминь.

 

 

Собеседование на псалом 101
"Молитва бедного, когда он унывает и изливает пред Господом моление свое" (ст. 1)

1. Этот псалом заключает в себе пророчество о бедствиях иудейского народа в Вавилоне и о возвращении его оттуда; в то же время он предрекает и призвание язычников и их спасение; он также пригоден и для всякого человека, подавленного каким-либо несчастьем и умоляющего о божественной помощи. Нищим здесь на­зывается тот, кто нуждается в божественном попечении; его можно сравнить с ублажаемым в словах: " блаженны нищие духом " (Мф.5:3). Конечно, всякий, преданный Богу, будучи беден в житейских ве­щах, но богат пред Богом, удручается скорбью, или "унывает" – по Симмаху, при виде пороков и погибели многих; так было, на­пример, с тем, который говорил: " не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми " (Мих.7:2), и с тем, кто сказал: "нет творящего добро" (Пс.13:1). " Господи! Услышь молитву мою и вопль мой к Тебе да придет " (ст. 2). Молитва означает обращение к Богу и призыв на помощь, а вопль просьбу о том, что сам нуждающийся желает получить себе. Зна­чит, он говорит: я припадаю к Тебе, Владыка, прими мою мо­литву и протяни руку мне, просящему Твоей помощи. " Вопль " Симмах переводит словом плач. " Не отврати лица Твоего от меня " (ст. 3). Бог отвращает Свое лицо от некоторых из молящихся Ему по многим причинам: или когда просят не того, что Богу было бы прилично дать, а им – полезно получить, или когда и полез­ного просят, но неблаговременно было бы получить им то, что Бог находит нужным дать. А бывает и так, что просят о том, что служит ко греху. Но святой, обращаясь к Богу с молитвой, говорит: я и не буду просить Тебя о том, что заставило бы Тебя отвратить от меня лицо. Я молюсь не о том, чтобы не терпеть скорбей, – это и невозможно, – но о том, чтобы скорби не подавили меня и чтобы мне дана была в утешение надежда; тогда я, перенося скорби, буду даже хвалиться ими. " Когда я скорблю, приклони ко мне ухо Твое; когда я призову Тебя, скоро услышь меня " (ст. 3). И эти слова псалма указывают на то, что он составляет пророчество о будущем, а не изображение прошедшего. Так как в царствование божественного Давида народ еврейский пользовался вели­ким благоденствием и славой, то – при наличности их – пророк с полным правом возносит мольбу и просит о божественном заступлении на будущее время, как только представится к тому слу­чай. " Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои, как сухое дерево, высохли "(ст. 4). Здесь по свойственному ему обычаю он представляет будущие несчастья, как уже наступившие, и говорит, что время жизни его подобно дыму прошло без пользы и тело его иссохло как бы опаленное действием огня. Так и истолковал Акила: и кости мои сделались хрупкими как обожженные. " Я подсечен, как трава, и сердце мое иссохло, так что я забыл есть хлеб мой "(ст. 5). Подобно сену я завял и утратил свой прежний цвет. " От громкого стона моего плоть моя прилипла к костям моим "(ст. 6). Я утратил охоту ко всякой пище и совершенно лишился прежнего благополучия; от скорби тело мое истощено и изнурено, так что кожа у меня облегает голые кости. " Я уподобился птице пустынной, стал, как ночной ворон на развалине дома. Не спал я и был, как птица одинокая на кровле "(ст. 7-8). Посредством многих сравнений он старается полнее изобразить не­счастье: выбором каждой из упомянутых птиц он указывает на робость и отсутствие заступника, потому что и воробей от страха лишается сна, и ночной ворон, избегая обитаемых домов, держится пустых и заброшенных. " Нырище " Симмах перевел: " развалины ". Так и остальные птицы живут в пустых местах. " Всякий день поносили меня враги мои и хвалящие меня мною клялись "(ст. 9). Я сделался посмешищем для врагов моих; теперь я служу клятвой для тех которые некогда завидовали мне и удивлялись; теперь они клянутся моими несчастьями: да не потерплю я того, что потерпел такой-то. " Ибо я ел пепел, как хлеб, и питье мое растворял слезами "(ст. 10).

2. Так говорил он и в семьдесят девятом псалме: " будешь питать нас хлебом слезным и поить нас слезами в меру "(ст. 6). Этим он обозначает чрезмерность скорби, потому что если уже во время вкушения пищи он был подавлен горем, то едва ли был свободен от него в другое время. Этими, говорит, бедствиями я объят, потому что Ты, Владыка, обратил против меня гнев Твой. " От гнева Твоего и ярости Твоей, ибо Ты, поднявши, низверг меня "(ст. 11). И народ, и храм были прославлены содействием и волей Божией, и насколько были они возвышены, на­столько пали, когда народ был отведен в плен, а храм вместе с Иерусалимом опустошен; здесь действовал закон, и здесь совер­шалось подзаконное служение Богу, бывшее тенью грядущих благ, – но все это миновало. Говорит это и о самом себе: возвысив меня на зависть другим, Ты вдруг низринул меня. Это образное выра­жение – " низверг "– взято из того, когда поднимают что-нибудь вверх и потом разбивают о пол. " Дни мои, как тень, уклонились, и я, как сено, высох "(ст. 12). Я на самом закате моей жизни и уподобляюсь тени, склоняющейся и уже совсем проходящей; я засыхаю как сено, призывая на себя руки жнецов. " Ты же, Господи, во век пребываешь и память о Тебе в род и род " (ст. 13). Люди по своей злобе колеблются между надменностью и унижением и никогда не знают постоянства. А Ты, не имея в Себе ничего преходящего, непо­колебим и неизменен и обещания твои прочны; и не для настоящего только, говорит, поколения таковы они, но и для других, как ска­зано: " и правду Его возвестят людям, имеющим родиться, которых сотворил Господь " (Пс.21:32), и: " да будет написано о сем роду последующему " (Пс.101:19). Память о твоих обещаниях со­хранится и Ты легко можешь даровать нам облегчение в настоя­щих бедствиях. Поэтому, я с уверенностью говорю, что Ты восста­новишь Сион. Это именно значит: " Ты, восставши, ущедришь Сион, ибо время ущедрить его, ибо наступило время (для сего) " (ст. 14). Облегчи, говорит, наши бедствия, потому что настало время милости. В этом заклю­чается намек на конец определенного на семьдесят лет наказа­ния. Так и дивный Даниил, исчислив время пленения, произносит молитву (Дан.9) с теми же мыслями, какие выражал пророк Захария, сказавший: " Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом? " (Зах.1:12) Этому и соответствуют слова духовной песни: " ибо время ущедрить его, ибо наступило время ". Я думаю, что в этих словах заключается пророчество также и о явлении людям самого Бога – Слова, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, как будущей причине восстановления Сиона. Но, слыша это, не разумей города на земле, не думай, что здесь указан зем­ной Иерусалим, но относи это к обновлению жизни по благоче­стию. Время разумеется здесь то, о котором Господь чрез Исаию говорит: " во время благоприятное Я услышал Тебя " (Ис.49:8). А о том, что это время исполнилось с пришествием Спасителя, пишет Па­вел: " теперь время благоприятное " (2Кор.6:2). " Ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют " (ст. 15). " Ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его ", сказано у пророков (Зах.9:16, ср. Пл. Иер.4:1). Да и Петр говорит: вы же все " сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое " (1Петр.2:5). Так называет он тех, которые принимают участие в создании Церкви Божией. Тесным единством и взаимным согласием, единомыслием и единогласием утверждаясь в одном разуме и одной вере, они созидают один храм в Боге. Вот к этим-то камням " рабы Твои возлюбили ", конечно, пророки. Они, Духом Святым провидя будущее устроение во всей вселенной нового Сиона, одобрили камни, имеющие быть при­несенными для постройки от всех народов, приняли их с удо­вольствием. Что касается праха, то можно сказать, что " прахом " нашего духовного Сиона оказываются люди, действительно по земному живущие, но причисляющие себя к камням здания; тогда значит про­рок выражает сожаление о иудеях, еще и доныне считающих истинным свое земное богопочтение, и потому оправдывающих назва­ние земного праха. Они достойны сожаления и милости, говорит про­рок. Поэтому он и предсказывает, что рабы Божии пожалеют их, но что благоволить они будут к камням нового здания. Или же камнями считает пророк уверовавших во Христа после Его воскре­сения, а рабами – святых апостолов, чрез которых спаслись уве­ровавшие в Господа нашего Иисуса Христа. " И убоятся народы имени Господня и все цари земли славы Твоей " (ст. 16). Причиной этого будет проповедь, прошедшая из Сиона по всей вселенной. Хорошо он сказал: " убоятся ", потому что тогда этого страха народы не имели, почему апостолам Господь и сказал: " идите, научите все народы " (Мф.28:19). Но убоятся и " все цари земли ", притом не ка­кие-нибудь, но " все ". И праведники называются опорой царей, потому что они сами себя поставляют царями, или лучше сказать – поста­влены царями над тем, что от Бога, для того, чтобы царствовать над страстями и сохранить (дарованный человеку) царственный образ. " Ибо созиждет Господь Сион и явится в славе Своей " (ст. 17). Так как неведущие божественного домостроительства приписывали пленение иудеев и запустение Иерусалима слабости их Бога, то он с полным основанием называет восстановление Иерусалима славой Божией, в том смысле, что с восстановле­нием Сиона все увидят в прежней славе Бога всех. С другой стороны, когда Господь предстал среди двенадцати апостолов, тогда, конечно, явился Он в Своей славе со знаками Своих страданий, потому что говорит Фоме: " подай перст твой сюда и посмотри руки Мои " (Ин.20:27), и так далее, т.е., славой называет пророк Его стра­дания, потому что ими Он покорил вселенную. Можешь понять ты и иначе слова: " созиждет Господь Сион ", а именно так: Бог Слово, сделавшись плотью и поселившись в нас, создал Церковь, в ду­ховном смысле называемую Сионом. " Явится в славе Своей " именно тогда, когда во время обитания Его в нас мы увидим " славу Его, славу, как Единородного от Отца, полное благодати и истины " (Ин.1:14). " Призрел Он на молитву смиренных и не отверг моления их " (ст. 18).

3. Не пренебрег их, говорит; как пленных и рабов, но принял молитву их и даровал им избавление. Смирен­ными называет смиренных духом, о которых Господь гово­рит: " а вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим? " (Ис.66:2) Это относится к апостолам. Или, может быть, молитва и моление здесь разумеются те самые, о которых говорит надписание этого псалма: " молитва бедного ", и: " и изливает пред Господом моление свое ", и ради которых Господь вос­создаст Сион и исполнить все, о чем они просили. " Да будет написано о сем роду последующему, и будущий народ восхвалит Господа " (ст. 19). Заклю­ченная в псалме молитва и пророчественное обетование о язычниках, как бы запечатленное на столбе, даны иудеям с тем, чтобы они сохранили их для нового народа и для времени Христова, когда соз­даны были народы по вере, о чем блаженный Павел говорит: " кто во Христе, тот новая тварь " (2Кор.5:17). И сам божественный Давид в двадцать первом псалме сказал: " возвестит Господу род грядущий, и правду Его возвестят людям, имеющим родиться, которых сотворил Господь " (Пс.21:31,32). Во Христе двое, народ из

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...