Собеседованиена псалом 100
1. Опять, возлюбленные, блаженный пророк Давид приглашает нас к духовному пению; опять побуждает нас единодушно воспевать прекрасную песнь; опять, вызывая духовные и небесные звуки, он песнью возвышает наш дух. Воспевая по внушению Святого Духа, как одушевленная и разумная лира под действием Святого Духа, он научает и нас всегда петь духовно. Сам он поет не для того, чтобы доставить удовольствие или усладить слух, но для духовного удовольствия и пользы. Он не ограничивается пением для слуха, но и на душу действует словами. Для слуха он преподает вразумление и познание истины, а душу утверждает и укрепляет в спасении. Воспевая песнь, он стремится не к красоте слова, но в возвышению жизни поющих полезными наставлениями. Его песнь не житейская или мирская, но божественная и духовная; она проникнута полной скромностью, между тем как светские песни и мирские мелодии, раздражающие слух и расслабляющие душу, не приносят пользы, возбуждая только пагубные страсти. Обыкновенно наполненные постыдными словами и преступными желаниями, к удовольствию поющих и к нарушению самой мелодии, они расслабляют душевные силы и омрачают благородство тела. Напротив, духовные песни, внушаемые Святым Духом, и располагающие ум к пристойности в словах и к скромности в мыслях, и саму душу делают скромной, потому что душа, отзываясь на слова и поддаваясь мыслям, приобретает навык во всем том, что составляет сущность духовной песни. Итак, если духовная песнь обладает такой силой и пение духовное сопровождается таким действием, то посмотрим же, что заключается и в слышанном нами сегодня пророческом песнопении. Что оно гласит? " Милость и суд воспою Тебе, Господи! " Весьма полезна и спасительна, возлюбленные, эта песнь, полагающая в начале своем милость и суд. Одно указывает на богатство божественного человеколюбия, а другое – на оказанное нам великое благодеяние. Именно, милость означает благоволение, дарованное людям по благодати, – потому что " слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение " (Лук.2:14), а суд – предопределенное свыше спасение: " кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал " (Римл.8:30). Благий Бог по милости и человеколюбию решил спасти погибающих под грехом. Об этом пророк и возвещает, научая нас воздавать посредством этой песни непрестанное благодарение Богу. " Милость и суд воспою Тебе, Господи! ". Мог разуметь он и другое, также в пророческом смысле и с помощью Духа Святого изображая будущее как настоящее. Именно, созерцая праведный суд Божий, совершенный над неверным народом иудейским, – так как иудеи не приняли проповеданного законом и пророками, то по справедливости были наказаны за свое неверие и лишены дарованного в законе обетования, – видя с другой стороны народ из язычников, спасаемый милостью, в силу послушания и веры в Господа, он и пророчествует об этом, приятным и сладким голосом указывая всем благость Владыки, чтобы всякий из нас, имея на языке эту песнь и приятным голосом напевая сопровождающую ее мелодию, всегда имел в памяти Владычнее благодеяние. " Милость ", говорит, " и суд воспою тебе, Господи ". Хорошо и нам, братие, постоянно употреблять эту песнь, чтобы в одно и то же время быть благодарными благодетелю нашему Богу, и жизнь свою исправлять, стараясь вполне воспользоваться милостью Его и судом. Творите, говорит, милостыню и суд посреди земли: " ибо Я милости хочу, а не жертвы " (Ос.6:6). А также: " так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему " (Зах.7:9; Иер.9:24). Если так будем ходить и будем делать то, чего требует Господь, то будем и мы смело говорить слова песни: " милость и суд воспою Тебе, Господи! ". А чтобы убедиться тебе, возлюбленный, что эти слова имеют именно такое значение, вникни в последовательность написанного, и в ней ты найдешь подтверждение сказанному. Псалмопевец продолжает далее такими словами: " пою и разумею о пути непорочном: когда придешь ко мне? " (ст. 2).
Видишь, после того как он исправил свою жизнь и прошел по всему пути правды, тогда, ничего порочного и нечистого не находя в своих путях и понимая всякое оправдание и суд и жизнь по закону, свидетельствуемую делами, тогда он воспевает эту песнь, с радостью рассказывая о своих делах. 2. Он воспевал с разумением, чистым сердцем, исчисляя свои дела. Приготовив, как написано, пути Господни и исправив стези Божии, он ожидал пришествия Владыки, призывая Его такими словами: " когда придешь ко мне? " И как бы отвечая, говорил: я приготовился принять тебя умом своим, изгладил неровности моего сердца, отбросил все острое, не оставив никакого препятствия для Твоего прихода. Я сделал гладким путь души моей, очистил чувствования моего сердца, сделал чистыми все мои помыслы. Я готов принять Тебя, когда Ты придешь. Но " когда придешь ко мне? " Приходи беспрепятственно, Владыка Мой, Ты не найдешь во мне пути злобы. " Я ходил в незлобии сердца моего среди дома моего ". И чтобы тебе убедиться, что он приготовился к принятию Владыки усвоением себе всякой правды, послушай, как он с удовольствием воспоминает свои дела. " Я ходил ", говорит он, " в незлобии сердца моего среди дома моего, не полагал пред очами моими дела законопреступного, творящих преступление я возненавидел. Не было близко мне сердце строптивое, уклоняющегося от меня лукавого я не знал. Тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял; со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел. Глаза мои (обращены) на верных земли, чтобы сидели они со мною; ходящий непорочным путем – сей служил мне " (ст. 3-6). Видишь, сколько и каких дел делалось блаженным? И с какой уверенностью и надеждой он исчислял свои подвиги и поступки? Толковать ли мне его речь, или предоставить вам одним чтением усвоять себе смысл написанного? В самом деле, что яснее его слов? Или что из сказанного сейчас нуждается в толковании? Но чтобы исследовать слова его, как они есть, с подробностью, сейчас мы, опять восстановив их, припомним и посмотрим, какую пользу доставляет постоянное памятование их.
" Я ходил ", говорит он, " в незлобии сердца моего среди дома моего ". Прежде всего, велика и прекрасна добродетель незлобия, не одного только того, кто обладает ею, она украшает, но простирается и на ближних, как говорит Премудрый: " Сын мой! если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь " (Прич.9:12). Итак, прекрасно незлобие, это подражание Владыке и уподобление Богу, потому что незлобив и свят Господь. Это незлобие есть охрана души, очищение мысли, спокойствие нравов, умирение помыслов, ясность лица, кротость глаз, наставник дружбы, мать любви, спутник веры, совершенство правды: одним словом, корнем всякой добродетели и основанием всей благости является незлобие. Оно не знает самого смысла вражды, не ведает необузданности, гнева, не понимает действия злобы. И оно как царица превозносится над всеми добродетелями. Итак, прекрасно незлобие, причина стольких благ! С него-то и начинает Давид свою речь: " я ходил в незлобии сердца моего ". И не просто сказал: " в незлобии ", но: " в незлобии сердца моего ", разумея, что у него не было – одно на языке, а на сердце – другое. Я не говорил устами мирное, в сердце разумея злое, но каков был языком, таков был и в сердце. " Я ходил в незлобии сердца моего среди дома моего ". Здесь, возлюбленные, он разумеет не этот дом, дело рук человеческих, сложенный из камня или дерева, созданный из грубого вещества, но разумный храм души, отражающий вовне внутренний невидимый образ, созидаемый в разумной и духовной природе, оживотворяемый божественным дуновением, содержащий душу и содержимый душой, вместилище благодатных даров самобытной силы. " Среди ", этого-то дома " ходил ". Срединой называет основание сердца потому, что оно занимает средину всего человеческого тела. Злыми путями представляются помышления и пожелания, как говорит и Спаситель: " из сердца исходят злые помыслы " (Мф.15:19), потому что от него исходит всякое движение человеческой природы. Это значит вот что. Произойдет ли беспокойство, сердце приходит в движение; случится ли тревога, сердце смущается; восстание ли врагов, поражается сердце; нападет ли страх, сердце трепещет, сообщая трепетание и ближайшим членам тела; то затихая, то опять схватываясь, оно не позволяет успокоиться, но усиленным биением разносит беспокойство и волнение по всему телу, производит перемены и в цвете лица, и в наружности, и в состоянии духа, поражает бледностью лицо, затемняет зрение, причиняет трясение губ, расслабляет колена, и, связывая язык, все движущий, производит заикание, и вообще, можно сказать, делает человека диким и полумертвым; когда начинается война, оно рвется в битву, и не успокаивается, пока дело не дойдет до боя. Когда же все это кончается и завершается победой, тогда восстановляется обыкновенное движение сердца и – вслед затем – во всем теле водворяется спокойствие и довольство, смущение сменяется радостью и все возвращается к прежнему состоянию, возобновляется порядок в отправлениях всех членов: опять просветляются глаза, успокаиваются губы, исправляется орган речи, лицо принимает обычное выражение, как будто какой искусный возница, овладевши вожжами, возвращает человека в прежнюю колею.
3. Впрочем, сказанное не относится к праведнику: его сердце не испытывает смущения или страха. Хотя бы ему угрожало нападение врагов, он смело говорит: " если выстроится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня брань, на Него я уповаю " (Пс.26:3). Поэтому он и говорит: " ходил в незлобии сердца моего среди дома моего ", то есть: я наблюдал за собою, испытывал самого себя, чтобы какой-нибудь горький корень, возросши, не отравил и не осквернил чувствований моего сердца, но чтобы незлобие, пребывая во мне, способствовало мне в достижении всех добродетелей. Поэтому и " не полагал пред очами моими дела законопреступного ". Мои взоры не были обращены к греху и беззаконие не привлекало меня, чтобы я решился делать что-нибудь чуждое спасению. Но у меня пред глазами были – страх Божий, соблюдение заповедей, дела правды, весь строй жизни по закону. " Не полагал пред очами моими дела законопреступного ". У кого взоры обращены ко греху, для тех беззаконие является целью и они как бы вождем своим имеют грех: сначала они допускают его в свое сердце, потом безраздельно вперяют в него очи ума и так устремляются к беззаконию. От всего подобного я был далек. Я не ставил себе целью законопреступного дела, но мои взоры всецело были устремлены на то, чтобы жить согласно с законом. Мало того: " творящих преступление я возненавидел ". Не только сам я не хотел делать ничего противного закону Божию, но и нарушающих заповеди Его я ненавидел: " творящих преступление я возненавидел ".
Эти слова: " творящих преступление я возненавидел " должны быть понимаемы двояко. Одни преступают заповеди Божии, Его оправдания и суды: это суть преступники закона. Другие же попирают самое спасительно исповедание Владыки: это уже преступники против Бога. Большая разница между преступностью тех и других. Первые еще имеют надежду спасения, сохранив корень богопознания, вторые же совершенно лишаются спасения, отвергаясь Самого Виновника спасения. Итак, я, говорит, всех " творящих преступление я возненавидел ", потому что " начало греха отступление " от Господа (Сир.10:14,15), как говорит Премудрый. А мы не только не ненавидим законопреступников, но и принимаем их как друзей, тогда как не следовало бы даже просто приветствовать их: " нет мира нечестивым, говорит Бог мой " (Ис.57:21). Мы едим и пьем с теми, самой встречи с которыми должны избегать. Их, предавшихся демонам и вручивших свою жизнь бездушным камням и дереву, мы даже не должны считать и за людей. Разве не научает нас тот же пророк в другом месте, говоря: " не возненавидел ли я ненавидящих Тебя, Господи, и о врагах Твоих не сокрушался ли? Совершенною ненавистью возненавидел я их: они стали для меня врагами " (Пс.138:21,22). Будем же и мы подражать пророку и возненавидим делающих беззакония, чтобы чрез безразличное общение наше с ними не оказаться нам соучастниками их беззакония. Все обязывает нас ненавидеть общение с ними: и то, что они, отворотившись от света, ходят во тьме, – между тем " что общего у света с тьмою? " (2Кор.6:14), – и то, что, отвергшись имени Христова, сами себе усвояют имя Велиара (" какое согласие между Христом и Велиаром? " ст. 15), и то, что, уклонившись от входа сюда, они, с бешенством стремятся в идольские храмы, оскверняясь их скверной (" какая совместность храма Божия с идолами? " ст. 16). Итак, " творящих преступление я возненавидел. Не было близко мне сердце строптивое, уклоняющегося от меня лукавого я не знал ". Опять и здесь, возлюбленный, обрати внимание на смысл этих выражений. " Не было близко мне сердце строптивое ". У меня ничего лукавого или коварного, но ни среди неисчислимых скорбей, ни среди злых бедствий, ни среди вражеских нападений, " не было близко мне сердце строптивое ", ни лукавый помысл, ни чуждое пожелание. Ни тогда, когда я терплю притеснения, ни тогда, когда нахожусь в крайних бедствиях, ни даже тогда, когда я вижу грешников благоденствующими, нечестивых наслаждающимися богатством и всех беззаконных на верху счастья, даже тогда я не смущаюсь в сердце своем дурными помыслами и не начинаю говорить: " Почему беззаконные живу. Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них "(Иов.21:7,8,9). " Волы их тучны "(Пс.143:13). Мне никогда не приходило таких мыслей, но хотя бы они благоденствовали, а я бедствовал, я знаю, что " от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает "(Римл.5:3,4,5). " Не было близко мне сердце строптивое ". Держась таких правых мыслей прямого пути, я, когда лукавый приходил к моему сердцу, не только не мог допустить его к себе, так как у меня не было места для него, но даже и не заметил, когда он приходил и когда я не принял его, – так что я даже и не знал, когда я отклонил его. Лукавство его, как мимоходящая тень, скользнула по мне, не причинив мне никакого вреда. 4. Будем же и мы воспитывать себя подобно пророку, чтобы, если бы пришлось кому из нас быть в затруднительном положении, и явился бы к нему помысл от лукавого, то чтобы он не мог овладеть нашим сердцем, но удалился бы, оставив его неповрежденным, так чтобы и мы могли сказать: " уклоняющегося от меня лукавого я не знал ". " Тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял ". Изучим, возлюбленные, эту прекрасную науку – не только не клеветать, но даже и не слушать клеветы. Ужасное зло – клевета, беспокойный демон, никогда не оставляющий человека в мире. Какого, в самом деле, зла не производит клевета? Из нее рождается вражда, чрез нее возникают ссоры, от нее берут начало разногласия; дурные подозрения, возбужденные ею, являются причиной бесчисленных зол; ненависть имеет ее своим источником. И какие бы кто ни вообразил себе бедствия, все они окажутся проистекающими из клеветы, всех увлекающей в злобу. Клевета возбуждает человека к убийству ближнего. Клевета ожесточает душу и разрушает братское общение, недавнего друга без всякой причины делая врагом. Она, коснувшись Мариами, сестры Моисеевой, тотчас покрыла ее проказой и навлекла на нее гнев от Господа. Она разрушает целые дома и мирные города возбуждает к войне. Она разрывает узы прекрасного мира и расторгает великий союз любви. Она, отклоняя от заповедей Божиих, научает преступлению, и отвлекая от общения с Богом, удаляет от истины. Она первоначально явилась причиной гибели первозданного Адама и лишила его райской жизни и небесного блаженства, потому что она вошла в уста змия и взвела ложь на неложную благость Божию; это она сказала: " подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? " и побудила Адама преступить заповедь и отпасть от истины; склонивши к себе бывшего собеседником Владыки, она тотчас при помощи обмана сделала его врагом и сразу удалила от благ. Итак, будем же удерживаться от клеветы, удаляясь от нее, чтобы не войти во вражду с Владыкой. Отстанем от клеветы, чтобы не сделаться несправедливыми судьями истины и не оказаться пред лицом закона ложными свидетелями. " Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить " (Иак.4:11,12). Видишь, возлюбленный, как тяжел грех клеветы? Отстанем же от нее, чтобы не навлечь на себя суда. И тех, кто желал бы клеветать, прогоним от себя, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели самим себе; не будем находить удовольствие в слушании клеветников, чтобы, не подчинить себя диавольским внушениям. Ведь и сама клевета называется диавольской, получивши самое свойственное себе название от имени виновника; значит, занимающийся клеветой служит диаволу, занимаясь его диавольским делом. Недопускающий такого человека к себе и самого себя избавляет от этого напрасного греха, и согрешающего удерживает от несправедливого обвинения против ближнего, наконец, и оклеветываемого спасает от обвинения; таким образом, гнушаясь услуг клеветника, он делается устроителем мира и учителем дружбы. Научимся же и мы, гнушаясь этого дела, говорит: " тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял ". А чтобы тебе убедиться, возлюбленный, что клевета нисколько не содействует истине, обрати внимание на само название ее, рассматривая в связи с ним последующее слово. Клевета есть учитель обвинения, а слово " тайно " указывает на ложь и постыдность этого дела. Когда дело касается истины, то следует обличить в лицо и со смелостью соединить мир; если же тайно, значит – ты приносишь ложное обвинение, возбуждая против ближнего злое подозрение и не будучи в состоянии обличить его в том, что ты возводишь на него. Поэтому, хорошее дело – прогонять клеветника, как лжеца и вора, чтобы, как-нибудь смутив мир своей души, не сделать ее враждебной к ближнему из-за клеветы. Итак, " тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял; со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел ". А что гордость ненавистна и самому Богу, послушай, что говорит Писание: " Бог гордым противится, а смиренным дает благодать " (Иак.4:6). И в другом месте: " гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих " (Сир.10:7). И: " что гордится земля и пепел? " (ст. 9)? И во многих местах ты найдешь, что гордость мерзка и весьма ненавистна. Так и здесь говорит: " со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел ", так как гордость в высшей степени вредна и пагубна не только для того, кто усвоил себе ее, но и для того, кто не надолго разделяет ее. Жадного, несытого сердцем, пророк поставил рядом с гордым, так как душевное расположение обоих одно и то же – и возносящегося над ближним, и жадного по отношении к ближнему. 5. Итак, хорошо, братие, нам отложить гордость и приобрести смирение, чтобы услышать не: " возвышающий сам себя, унижен будет ", но: " унижающий себя возвысится " (Лк.18:14). Хорошо укрепиться вместе с тем и в воздержности и умеренности, чтобы жадностью сердца не отогнать от себя правды, и не услышать тогда: " за множество беззаконий твоих открыт подол у тебя, обнажены пяты твои " (Иер.13:22). Будем же избегать поведения, свойственного людям гордым и жадным, чтобы вследствие привычки к общению с ними не усвоить себе и их пороков. Будем же усердны словом и делом в усвоении себе (сказанного здесь): " со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел ". Это говорится от лица праведника, а на это Дух Святый как бы отвечает от лица Божия такими словами: " глаза мои (обращены) на верных земли, чтобы сидели они со мною ". Поистине очи Божии обращены на верных, следя за ними, чтобы они не уклонились от истины. Если хочешь убедиться в истинности сказанного, то вспомни блаженных апостолов: ведь они были верными земли и чрез их веру проповедь спасения наполнила всю вселенную: " во всю землю вышло вещание их и в концы вселенной – слова их " (Пс.18:5). Полученной от них верой полна вся вселенная, имея в ней неисчерпаемое богатство благочестия. Эти-то верные восседают со Владыкой, так как им сказано было:" сядете и вы " – двенадцать – " на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых " (Мф.19:28). " Глаза мои (обращены) на верных земли, чтобы сидели они со мною ". О, чудо! Бренные телом восседают, а бестелесные будут предстоять! Я не уничижаю ангелов Божиих, – да не будет! – но возвещаю человеколюбие Божие, по которому Он почтил человеческую природу. Если же святые апостолы будут восседать как судьи неверных, то необходимо отсюда следует, чтобы и принявшие от апостолов веру и подобно им веровавшие, – чтобы и они были посаждены вместе с апостолами для того, чтобы произнести суд над непринявшими веры и неисповедавшими спасительного слова. Может быть, – выскажу свое предположение, – апостолами будет приведено двенадцать верных народов, которые вместе с ними будут судить двенадцать колен Израилевых, не принявших апостольской проповеди и не поверивших Владычней воле, желавшей, чтобы и они, приобщившись вере, услышали: " глаза мои (обращены) на верных земли, чтобы сидели они со мною ". Рассмотрим, что следует далее. " Ходящий непорочным путем – сей служил мне. Не жил внутри моего дома поступающий гордо; говорящий неправду не был прав пред глазами моими " (ст. 7). На похвалу праведника и Бог отвечает подобным же образом и объявляет, что таковы именно должны быть ходящие в вере. Он говорит: " ходящий непорочным путем – сей служил мне ". Только таких слуг избираю Я себе, которые ходят по пути непорочному, не уклоняясь ни направо, ни налево, и не заблуждаясь от путей правды и истины. " Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем " (Пс.118:1). Итак, на слова пророка: " пою и разумею о пути непорочном ", Дух Св. отвечает здесь: " ходящий непорочным путем – сей служил мне ". И далее на слова: " ходил в незлобии сердца моего среди дома моего ", и: " со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел ", дается ответ в словах: " не жил внутри моего дома поступающий гордо " и еще говорится " говорящий неправду не был прав пред глазами моими ". Как там псалмопевец говорит: " тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял ", так и здесь сказано " говорящий неправду не был прав пред глазами моими ". Смотри, что говорит далее. " Поутру избивал я всех грешников земли, чтобы истребить из города Господня всех делающих беззаконие ". Эти слова Его относятся уже к изображению будущего века. В самом деле, нынешний век есть ночь, а будущий будет днем, как говорит мудрейший Павел: " ночь прошла, а день приблизился " (Римл.13:12); следовательно, утро означает восход вечного света, которым будут наслаждаться праведники. В это-то утро Господь избивает грешников, отсылая их в огонь вечный. Такова смерть грешников, как говорит и сам Спаситель: " бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне " (Мф.10:28). Итак, " поутру избивал я всех грешников земли, чтобы истребить из города Господня ", т.е. от горняго Иерусалима, " всех делающих беззаконие ", потому что в нем (Иерусалиме) будут покоиться только праведники, наследующие вечное царство, которое да унаследуем и все мы с вами, после угодной Ему и святой жизни, во Христе Иисусе, Господе нашем. Ему слава и держава, во веки веков. Аминь.
Собеседование на псалом 101 1. Этот псалом заключает в себе пророчество о бедствиях иудейского народа в Вавилоне и о возвращении его оттуда; в то же время он предрекает и призвание язычников и их спасение; он также пригоден и для всякого человека, подавленного каким-либо несчастьем и умоляющего о божественной помощи. Нищим здесь называется тот, кто нуждается в божественном попечении; его можно сравнить с ублажаемым в словах: " блаженны нищие духом " (Мф.5:3). Конечно, всякий, преданный Богу, будучи беден в житейских вещах, но богат пред Богом, удручается скорбью, или "унывает" – по Симмаху, при виде пороков и погибели многих; так было, например, с тем, который говорил: " не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми " (Мих.7:2), и с тем, кто сказал: "нет творящего добро" (Пс.13:1). " Господи! Услышь молитву мою и вопль мой к Тебе да придет " (ст. 2). Молитва означает обращение к Богу и призыв на помощь, а вопль просьбу о том, что сам нуждающийся желает получить себе. Значит, он говорит: я припадаю к Тебе, Владыка, прими мою молитву и протяни руку мне, просящему Твоей помощи. " Вопль " Симмах переводит словом плач. " Не отврати лица Твоего от меня " (ст. 3). Бог отвращает Свое лицо от некоторых из молящихся Ему по многим причинам: или когда просят не того, что Богу было бы прилично дать, а им – полезно получить, или когда и полезного просят, но неблаговременно было бы получить им то, что Бог находит нужным дать. А бывает и так, что просят о том, что служит ко греху. Но святой, обращаясь к Богу с молитвой, говорит: я и не буду просить Тебя о том, что заставило бы Тебя отвратить от меня лицо. Я молюсь не о том, чтобы не терпеть скорбей, – это и невозможно, – но о том, чтобы скорби не подавили меня и чтобы мне дана была в утешение надежда; тогда я, перенося скорби, буду даже хвалиться ими. " Когда я скорблю, приклони ко мне ухо Твое; когда я призову Тебя, скоро услышь меня " (ст. 3). И эти слова псалма указывают на то, что он составляет пророчество о будущем, а не изображение прошедшего. Так как в царствование божественного Давида народ еврейский пользовался великим благоденствием и славой, то – при наличности их – пророк с полным правом возносит мольбу и просит о божественном заступлении на будущее время, как только представится к тому случай. " Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои, как сухое дерево, высохли "(ст. 4). Здесь по свойственному ему обычаю он представляет будущие несчастья, как уже наступившие, и говорит, что время жизни его подобно дыму прошло без пользы и тело его иссохло как бы опаленное действием огня. Так и истолковал Акила: и кости мои сделались хрупкими как обожженные. " Я подсечен, как трава, и сердце мое иссохло, так что я забыл есть хлеб мой "(ст. 5). Подобно сену я завял и утратил свой прежний цвет. " От громкого стона моего плоть моя прилипла к костям моим "(ст. 6). Я утратил охоту ко всякой пище и совершенно лишился прежнего благополучия; от скорби тело мое истощено и изнурено, так что кожа у меня облегает голые кости. " Я уподобился птице пустынной, стал, как ночной ворон на развалине дома. Не спал я и был, как птица одинокая на кровле "(ст. 7-8). Посредством многих сравнений он старается полнее изобразить несчастье: выбором каждой из упомянутых птиц он указывает на робость и отсутствие заступника, потому что и воробей от страха лишается сна, и ночной ворон, избегая обитаемых домов, держится пустых и заброшенных. " Нырище " Симмах перевел: " развалины ". Так и остальные птицы живут в пустых местах. " Всякий день поносили меня враги мои и хвалящие меня мною клялись "(ст. 9). Я сделался посмешищем для врагов моих; теперь я служу клятвой для тех которые некогда завидовали мне и удивлялись; теперь они клянутся моими несчастьями: да не потерплю я того, что потерпел такой-то. " Ибо я ел пепел, как хлеб, и питье мое растворял слезами "(ст. 10). 2. Так говорил он и в семьдесят девятом псалме: " будешь питать нас хлебом слезным и поить нас слезами в меру "(ст. 6). Этим он обозначает чрезмерность скорби, потому что если уже во время вкушения пищи он был подавлен горем, то едва ли был свободен от него в другое время. Этими, говорит, бедствиями я объят, потому что Ты, Владыка, обратил против меня гнев Твой. " От гнева Твоего и ярости Твоей, ибо Ты, поднявши, низверг меня "(ст. 11). И народ, и храм были прославлены содействием и волей Божией, и насколько были они возвышены, настолько пали, когда народ был отведен в плен, а храм вместе с Иерусалимом опустошен; здесь действовал закон, и здесь совершалось подзаконное служение Богу, бывшее тенью грядущих благ, – но все это миновало. Говорит это и о самом себе: возвысив меня на зависть другим, Ты вдруг низринул меня. Это образное выражение – " низверг "– взято из того, когда поднимают что-нибудь вверх и потом разбивают о пол. " Дни мои, как тень, уклонились, и я, как сено, высох "(ст. 12). Я на самом закате моей жизни и уподобляюсь тени, склоняющейся и уже совсем проходящей; я засыхаю как сено, призывая на себя руки жнецов. " Ты же, Господи, во век пребываешь и память о Тебе в род и род " (ст. 13). Люди по своей злобе колеблются между надменностью и унижением и никогда не знают постоянства. А Ты, не имея в Себе ничего преходящего, непоколебим и неизменен и обещания твои прочны; и не для настоящего только, говорит, поколения таковы они, но и для других, как сказано: " и правду Его возвестят людям, имеющим родиться, которых сотворил Господь " (Пс.21:32), и: " да будет написано о сем роду последующему " (Пс.101:19). Память о твоих обещаниях сохранится и Ты легко можешь даровать нам облегчение в настоящих бедствиях. Поэтому, я с уверенностью говорю, что Ты восстановишь Сион. Это именно значит: " Ты, восставши, ущедришь Сион, ибо время ущедрить его, ибо наступило время (для сего) " (ст. 14). Облегчи, говорит, наши бедствия, потому что настало время милости. В этом заключается намек на конец определенного на семьдесят лет наказания. Так и дивный Даниил, исчислив время пленения, произносит молитву (Дан.9) с теми же мыслями, какие выражал пророк Захария, сказавший: " Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом? " (Зах.1:12) Этому и соответствуют слова духовной песни: " ибо время ущедрить его, ибо наступило время ". Я думаю, что в этих словах заключается пророчество также и о явлении людям самого Бога – Слова, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, как будущей причине восстановления Сиона. Но, слыша это, не разумей города на земле, не думай, что здесь указан земной Иерусалим, но относи это к обновлению жизни по благочестию. Время разумеется здесь то, о котором Господь чрез Исаию говорит: " во время благоприятное Я услышал Тебя " (Ис.49:8). А о том, что это время исполнилось с пришествием Спасителя, пишет Павел: " теперь время благоприятное " (2Кор.6:2). " Ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют " (ст. 15). " Ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его ", сказано у пророков (Зах.9:16, ср. Пл. Иер.4:1). Да и Петр говорит: вы же все " сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое " (1Петр.2:5). Так называет он тех, которые принимают участие в создании Церкви Божией. Тесным единством и взаимным согласием, единомыслием и единогласием утверждаясь в одном разуме и одной вере, они созидают один храм в Боге. Вот к этим-то камням " рабы Твои возлюбили ", конечно, пророки. Они, Духом Святым провидя будущее устроение во всей вселенной нового Сиона, одобрили камни, имеющие быть принесенными для постройки от всех народов, приняли их с удовольствием. Что касается праха, то можно сказать, что " прахом " нашего духовного Сиона оказываются люди, действительно по земному живущие, но причисляющие себя к камням здания; тогда значит пророк выражает сожаление о иудеях, еще и доныне считающих истинным свое земное богопочтение, и потому оправдывающих название земного праха. Они достойны сожаления и милости, говорит пророк. Поэтому он и предсказывает, что рабы Божии пожалеют их, но что благоволить они будут к камням нового здания. Или же камнями считает пророк уверовавших во Христа после Его воскресения, а рабами – святых апостолов, чрез которых спаслись уверовавшие в Господа нашего Иисуса Христа. " И убоятся народы имени Господня и все цари земли славы Твоей " (ст. 16). Причиной этого будет проповедь, прошедшая из Сиона по всей вселенной. Хорошо он сказал: " убоятся ", потому что тогда этого страха народы не имели, почему апостолам Господь и сказал: " идите, научите все народы " (Мф.28:19). Но убоятся и " все цари земли ", притом не какие-нибудь, но " все ". И праведники называются опорой царей, потому что они сами себя поставляют царями, или лучше сказать – поставлены царями над тем, что от Бога, для того, чтобы царствовать над страстями и сохранить (дарованный человеку) царственный образ. " Ибо созиждет Господь Сион и явится в славе Своей " (ст. 17). Так как неведущие божественного домостроительства приписывали пленение иудеев и запустение Иерусалима слабости их Бога, то он с полным основанием называет восстановление Иерусалима славой Божией, в том смысле, что с восстановлением Сиона все увидят в прежней славе Бога всех. С другой стороны, когда Господь предстал среди двенадцати апостолов, тогда, конечно, явился Он в Своей славе со знаками Своих страданий, потому что говорит Фоме: " подай перст твой сюда и посмотри руки Мои " (Ин.20:27), и так далее, т.е., славой называет пророк Его страдания, потому что ими Он покорил вселенную. Можешь понять ты и иначе слова: " созиждет Господь Сион ", а именно так: Бог Слово, сделавшись плотью и поселившись в нас, создал Церковь, в духовном смысле называемую Сионом. " Явится в славе Своей " именно тогда, когда во время обитания Его в нас мы увидим " славу Его, славу, как Единородного от Отца, полное благодати и истины " (Ин.1:14). " Призрел Он на молитву смиренных и не отверг моления их " (ст. 18). 3. Не пренебрег их, говорит; как пленных и рабов, но принял молитву их и даровал им избавление. Смиренными называет смиренных духом, о которых Господь говорит: " а вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим? " (Ис.66:2) Это относится к апостолам. Или, может быть, молитва и моление здесь разумеются те самые, о которых говорит надписание этого псалма: " молитва бедного ", и: " и изливает пред Господом моление свое ", и ради которых Господь воссоздаст Сион и исполнить все, о чем они просили. " Да будет написано о сем роду последующему, и будущий народ восхвалит Господа " (ст. 19). Заключенная в псалме молитва и пророчественное обетование о язычниках, как бы запечатленное на столбе, даны иудеям с тем, чтобы они сохранили их для нового народа и для времени Христова, когда созданы были народы по вере, о чем блаженный Павел говорит: " кто во Христе, тот новая тварь " (2Кор.5:17). И сам божественный Давид в двадцать первом псалме сказал: " возвестит Господу род грядущий, и правду Его возвестят людям, имеющим родиться, которых сотворил Господь " (Пс.21:31,32). Во Христе двое, народ из
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|