Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 финансы в здравоохранении 20 глава

Однако высококонкурентный рынок обладает и слабыми сторонами. Принцип неограниченного количества продавцов единообразного товара в известной мере адекватен незначительности капитала каждого из участников рынка. Следовательно, рынок с совершенной конкуренцией препятствует концентрации капитала, без которой не удается создавать крупные производства, осуществлять научно-техническое развитие, реализовывать масштабные проекты. Кроме того, практически невозможно одновременно соблюсти все критерии свободного рынка, например обеспечить абсолютную однородность одноименных товаров, выпускаемых разными производителями.

Идеальный рынок есть теоретическая абстракция. На практике возможно лишь некоторое приближение к нему. В определенной степени чертами высококонкурентных способны обладать рынки широко распространенных, общеупотребимых лекарственных средств, относительно простых, типовых стоматологических услуг, оздоровительно-курортных услуг неуникального характера.

Любой реальный рынок практически в той или иной степени монополизирован, в то же время рынки существенно отличаются друг от друга уровнем монополизации. На рынке монополистической конкуренции с дифференциацией продукта в значительной степени соблюдается принцип разнообразия товаров, производимых разными фирмами. Если товары способны к взаимозаменяемости, рыночная конкуренция возникает и в условиях ограниченного количества продавцов (производителей) и как бы переходит в конкуренцию между товарами.

В наиболее общем виде монополистическая конкуренция, занимающая промежуточное место между идеальной конкуренцией и чистой монополией, представляет собой рыночную структуру, в которой относительно большое число продавцов (несколько десятков) предлагают для продажи схожую, но не идентичную продукцию. Такая рыночная ситуация довольно близка к идеальной конкуренции, так как один или несколько продавцов не способны установить контроль над рынком, подчинить его своей воле и интересам, т.е. монополизация рынка практически не представляется возможной, за исключением случаев прямого диктата со стороны одного из участников рынка или полного сговора между ними.

В условиях монополистической конкуренции каждый из продавцов представленных на рынке товаров, услуг может чувствовать себя относительно независимо, не опасаясь реакции со стороны других. Если на рынке действуют, скажем, 20 продавцов и один из них снизил цены, увеличив тем самым объем своих продаж (составляющих 5% общего объема) на 40%, то общий объем продаж изменится всего на 2%, что не может оказать существенного влияния на общую конъюнктуру рынка.

При монополистической конкуренции с дифференциацией продукта рычагом конкуренции становятся не только цены, но также качество товара и другие факторы, способные привлечь потребителя, скажем, реклама. Соответственно, разными считаются товары, отличающиеся как по виду и назначению, так и качеством, рекламированием, организацией торговли, способами привлечения к ним покупателей.

Для современной рыночной экономики наиболее типичен олигополистический рынок (от греч. oligos - немногие и poleo - продаю), который обычно представлен несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Главный признак олигополии - немногочисленность, ограниченное число господствующих на рынке продавцов.

Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, обычно число продавцов колеблется от 3 до 10. Олигополистический рынок занимает среднее положение между монополистической конкуренцией и чистой монополией. На нем могут быть представлены как однородные, так и дифференцированные продукты.

На рынке, где господствует несколько монопольных продавцов, каждый из его участников занимает весомое положение, так как на его долю приходится значительная часть продаж. Это, с одной стороны, дает возможность одной из организаций влиять и на рынок в целом, и на других его участников. Но с другой стороны, поскольку основная часть продаж приходится на остальные организации, любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных и вынужден учитывать эту зависимость. Поэтому на олигополистическом рынке ценовой или иной диктат одной из организаций практически исключен или хотя бы во многом ограничен. Это делает подобный рынок привлекательным для производителей.

Олигополистические рынки в медицине достаточно типичны для городских агломераций в России, где более или менее аналогичные диагностические, лечебно-профилактические, стоматологические, страховые медицинские, рекреационные услуги способны оказывать несколько конкурирующих организаций, расположенных в пределах досягаемости для потребителей, клиентов. То же относится к продаже медицинских препаратов, средств лечения, ряда предметов медицинской техники, продаваемых несколькими организациями, предпринимателями в пределах одного не слишком крупного региона. С развитием продажи по заказам, с доставкой через интернет-магазины олигополистическая и монополистическая конкуренция возможны в пределах крупных, весьма протяженных регионов.

Частный случай олигополии - рыночная дуополия, при которой количество продавцов (производителей), представленных на рынке, сокращается до 2. Выделение этой категории в особый тип обусловлено тем, что в данном случае каждому участнику-продавцу принадлежит весьма значительная часть рынка, поэтому он приобретает уже не частичный, а полуограниченный контроль над рынком (продажами, ценами), что приближает дуополию к чистой монополии. Если одна из двух сторон, организаций, компаний, представленных на рынке, в силу определенных связей, зависимостей обладает влиянием на другую сторону (именуемую в этом случае аффилированной компанией), вероятность перерождения формальной дуополии в реальную монополию весьма высока.

Абсолютная, или чистая, монополия - это рынок, целиком монополизированный одним продавцом. Это антипод идеальной рыночной конкуренции, высококонкурентного рынка.

Монополизированный рынок характеризуется следующими признаками:

а) товар на рынке продает единственный продавец;

б) товар уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей;

в) продавец торгует только своим товаром.

Такой рынок по аналогии с идеальным конкурентным рынком представляет собой абстракцию и в жизни практически не встречается, но может рассматриваться как модель, к которой приближаются высокомонополизированные рынки.

Ближе всего к подобным рынкам стоят государственные и крупнейшие частные или смешанные корпорации, поставляющие газ, электричество, воду предприятиям и населению, а также кабельное телевидение, службы телефонизации, почта и телеграф, производители отдельных видов продаваемого оружия, авиакомпании, обслуживающие трассы в пункты, доступные только авиации, превалирующий над другими видами железнодорожный транспорт.

В здравоохранении монопольный рынок возникает в условиях, когда уникальные хирургические или иные медицинские услуги способна оказывать только одна организация в регионе или когда определенные виды лекарственных препаратов, методы и средства лечения, медицинская техника изготовляются и продаются единственной организацией либо организациями, управляемыми единым ведомством.

Такого рода неизбежно возникающие и существующие монополии называют естественными. Монополия на продажу отдельных видов и услуг может быть маломасштабной и временной, как, скажем, продажа билетов на спортивные зрелища. Но часто встречается государственная монополия на производство и продажу алкогольных напитков, табачных изделий, наркотических лекарств. Иногда монополия обусловлена изолированностью рынка. Не исключена и монополизация рынка духовного, интеллектуального продукта его автором, обладающим авторским правом, имеющим патент, лицензию. Это тоже естественная монополия.

Наряду с естественными существуют и множатся искусственные монополии, создаваемые и используемые умелыми дельцами, не желающими участвовать в конкуренции и устраняющими конкурентов всеми доступными средствами вплоть до физического уничтожения. Хотя против нечестной, недобросовестной конкуренции и монополизации рынков направлено антимонопольное законодательство, существующее в большинстве стран, рыночный монополизм повсеместно проявляется в скрытой или даже явной форме.

На первый взгляд кажется, что при абсолютной монополии монополист обладает полной властью над ценами и объемом продаж. В действительности это не так. Во-первых, объем продаж определяется спросом, который не зависит от производителя или продавца. Во-вторых, монополисту может оказаться выгодным самому снизить устанавливаемые им цены с целью увеличения объема продаж. Вместе с тем власть монополиста над рынком своих товаров весьма велика, особенно если это предметы первой необходимости.

Поэтому государство препятствует возникновению и существованию абсолютно монополизированных рынков, за исключением естественной монополии, обусловленной природой реализуемого на рынке продукта или особыми правами его собственника. В то же время при наличии лоббирования государственных структур, высокопоставленных чиновников государственного аппарата, в условиях подкупа, коррупции, преобладания личных интересов над общественными государственные барьеры, поставленные перед монополистами, легко ими преодолеваются.

В зависимости от масштабности рынков их классифицируют по следующим видам:

• мировые рынки, в которых участвуют производители и продавцы разных стран;

• страновые рынки, представленные товарами и услугами, продаваемыми в данной стране;

• региональные рынки, расположенные на территории региона или обслуживающие жителей региона;

• локальные рынки, представленные определенной группой товаров и услуг или расположенные в узкой зоне, обслуживающие ограниченный контингент потребителей.

Одним из показателей масштабности рынка товаров и услуг служит объем продаж на данном рынке, измеряемый денежной выручкой от продажи за определенный период времени, чаще за 1 год.

По критерию легальности можно выделить следующие виды рынков:

• рынки узаконенной, открытой продажи - полностью легализованные рынки;

• рынки, на которых осуществляется продажа не запрещенных законом товаров и услуг в скрытой форме, без документального оформления и установленной отчетности, уплаты налогов. Такие рынки называют полулегальными, полупрозрачными, теневыми;

• рынки противозаконной продажи запрещенных товаров и услуг, представляющие собой криминальные теневые рынки(например, рынок наркотиков).

Строгое разделение рынков по признаку легальности экономической наукой еще не разработано.

Широко распространено разделение рынков на виды в зависимости от природы, характера, назначения товаров, продаваемых на рынке. Применительно к рынкам медицинских товаров и услуг представляется целесообразным выделить следующие разновидности рынков:

• лечебно-профилактических и диагностических услуг (хирургических, терапевтических, стоматологических и др.);

• санитарно-эпидемиологических услуг;

• санаторно-лечебных услуг;

• услуг лечебной физкультуры;

• услуг скорой медицинской помощи;

• услуг по медицинскому обслуживанию на дому;

• консультационных медицинских услуг;

• лекарственных препаратов;

• средств лечения и защиты от болезней;

• медицинского оборудования, аппаратуры, технических средств;

• научных и проектных разработок в области медицины.

Наряду с этой основной структурой рынка товаров и услуг медицинского назначения должна существовать инфраструктуратакого рынка в виде:

• рынка труда медицинских работников;

• рынка услуг медицинского образования;

• рынка медицинской литературы.

По мере развития медицины, медицинской промышленности, углубления рыночных отношений в здравоохранении круг рынков, связанных с укреплением здоровья людей, будет расширяться. Уже сейчас правомерно говорить о возникновении рынка искусственных человеческих органов, крови, услуг, обусловленных неизбежной кончиной людей.

Вопросы для повторения

1. По каким признакам выделяются разные виды рынков?

2. Что означает рыночная монополия и рыночная конкуренция?

3. Как делятся рынки в зависимости от уровня конкуренции?

4. Охарактеризуйте признаки высококонкурентного рынка, рынка монополистической конкуренции, олигополистического и монополистического рынков. Назовите примеры этих рынков в медицине.

5. Что такое естественная монополия и где она встречается в медицине?

6. В чем состоит вред монополизма на рынках и как борется с ним государство? В чем проявляется недобросовестная конкуренция?

7. Как различаются рынки в зависимости от их масштаба?

8. Охарактеризуйте легальные и нелегальные, теневые рынки медицинских товаров и услуг.

9. Назовите основные виды рынков медицинских товаров и услуг в зависимости от реализуемого продукта.


 

4.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Различают рынки прямой, непосредственной продажи товара потребителю и рынки косвенной, опосредованной продажи. В первом случае производитель или владелец товара продает его непосредственно потребителю. Во втором, более распространенном случае между производителем и потребителем товара стоит торговый посредник, соединяющий продавца с покупателем и тем самым выполняющий отдельные функции продавца. Иногда посредников может быть несколько. Довольно часто производитель товаров, например лекарственных средств массового применения, продает их только оптом, в больших количествах торговым посредникам, которые распределяют их малыми партиями и перепродают в сеть розничной торговли.

Промежуточные торговые звенья между производителями и потребителями неизбежны, так как производителю чаще всего не под силу, неудобно или невыгодно самому складировать, транспортировать, продавать товар, информировать покупателя, находить его, осуществлять торговое и послепродажное обслуживание. Одновременно и потребитель нередко предпочитает делегировать полномочия приобретения товара на рынке другому лицу, которое становится посредником. Вместе с тем если промежуточных звеньев между производителями и покупателями товаров и услуг становится слишком много и они образуют целую товаро-производящую цепь из нескольких посредников, через которую вынужден проходить товар, то процесс обращения затрудняется, затягивается. Кроме того, увеличиваются издержки обращения товаров, услуг, так как каждый посредник стремится «наварить» собственный доход, что сказывается на конечной цене, по которой приобретает товар потребитель.

Если все функции, связанные с продвижением товара, услуги от производителя к конечному потребителю, переданы посредникам, то производители и потребители вообще не фигурируют на рынке в явном виде. Все рыночные операции выполняют посредники, включая и главные роли продавца и покупателя. Ведь если продавец не является владельцем реализуемого им товара, то он поневоле превращается в посредника между хозяином товара и покупателем, хотя по сути выполняет не посреднические услуги, а непосредственно осуществляет торговую деятельность.

Таким образом, рыночный процесс можно представить в виде цепочки производитель - торговые посредники - потребитель.

В зависимости от характера воздействия государства на основных участников рыночного процесса, а также на отношения между ними различают 3 типа рынков: нерегулируемый государственный, регулируемый (частично регулируемый) и централизованно управляемый.

Нерегулируемый рынок, на котором практически отсутствует государственное вмешательство в рыночный процесс, в чистом виде существовал лишь на ранней стадии возникновения обмена. Это стихийный, саморегулируемый рынок, на котором объемы продаж и цены формируются в результате прямого торга между участниками процесса купли-продажи. В современных условиях нерегулируемый рынок можно наблюдать лишь в известном приближении в виде так называемых толкучек, блошиных рынков, стихийно возникающих локальных рынков в свободных экономических оффшорных зонах, рынков товаров и услуг народной альтернативной медицины. В значительной степени нерегулируемы теневые, или «черные», нелегальные рынки.

Противоположностью нерегулируемого рынка является централизованно управляемый рынок, в котором и его участники, и связывающие их рыночные отношения находятся под наблюдением и контролем государства, предписывающего образ действий каждому субъекту рыночного процесса. Схематически этот вид рынка представлен на рис. 50.

 

Рис. 50. Схема функционирования централизованно управляемого государством рынка товаров и услуг

На таком рынке управление со стороны государственных органов представляет собой жесткие однонаправленные плановые или административнораспорядительные указания: что производить, кому, когда и как передавать, в каких объемах и по какой цене продавать продукт производства. В этом случае рынок превращается в инструмент государственного распределения, в котором за покупателем частично сохранено лишь право принятия решения, когда и сколько покупать. Кроме того, торговые посредники и потребители могут выражать свои пожелания в форме предварительных заявок на производство и поставки продукции. Но так как производство и поставки товаров остаются за производителем, то в условиях централизованно регулируемого рынка практически действует диктат производителя по отношению к потребителям.

В государствах с экономикой рыночного типа действуют регулируемые рынки, схема действия которых изображена на рис. 51.

Рис. 51. Схема функционирования регулируемого рынка

Рыночное регулирование подразумевает, что государство в лице федеральных, региональных, местных органов власти устанавливает самые общие правила поведения участников рынка, чаще всего в виде «мягких» или «узких» ограничений, касающихся вида товаров, объемов продаж, цен. Отношения между государством и агентами рыночного процесса приобретают двунаправленный характер, т.е. возможно взаимодействие на основе до­говоров, соглашений, государственных заказов, контрактов, государственных субсидий, дотаций. Отношения между производителями, торговыми посредниками, потребителями также носят двусторонний характер, при котором практически исключается диктат одной стороны по отношению к другой. Но поскольку спрос на товары формируют потребители, им принадлежит решающее слово в воздействии на рынок.

В условиях рыночной экономики регулирующая роль государства заключается в использовании антимонопольных мер, ставящих барьеры на пути монополизации рынков. С этой целью используются антимонопольное законодательство и контроль над монополиями.

Способ и степень регулирования рынков зависят от формы собственности на основные средства рыночных структур и на рыночный товар и источников финансирования производственно-торговой деятельности участников рынка. Если государство является полным собственником реализуемых на рынке товаров и услуг, оно вправе использовать механизмы рыночного регулирования, которые сочтет необходимыми исходя из государственных, общественных интересов в их видении уполномоченными органами государственной власти или в форме, закрепленной законами страны, региона. Применительно к государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, имущество которых находится в их хозяйственном ведении и оперативном управлении, государство как собственник средств производства вправе регулировать рыночную деятельность, осуществляемую данными организациями, но в пределах, установленных законами.

Возможности воздействия государственных органов на рыночную деятельность частных, коллективных, акционерных организаций и на функционирование рынков товаров и услуг этих организаций ограничены в гораздо большей степени и охватывают в основном меры ограничительно-запретительного характера, налоги, государственные пошлины, взимание других сборов, платежей.

Так как медицинские организации в значительной части относятся к государственным учреждениям, объектам государственной собственности, бюджетно-финансируемым организациям, а также в связи с острыми социальными последствиями рыночных процессов в медицине мера государственного регулирования рынка медицинских товаров и услуг должна быть и остается значительной. Отметим, что даже в тех странах, где преобладает частная медицинская практика и большинство компаний фармацевтической промышленности, предприятий, производящих медицинскую технику, принадлежит частному капиталу, государство в значительной степени контролирует рынок медицинских товаров и услуг как их заказчик благодаря государственному финансированию, страхованию медицинских услуг, предоставляемых многим категориям граждан.

Ограниченная возможность использования рыночных отношений в здравоохранении, необходимость усиленного государственного регулирования рынка медицинских товаров и услуг вытекают также из отраслевых особенностей здравоохранения как особого сегмента социальной сферы.

Во-первых, оказание медицинских услуг требует (гораздо больше, чем каких-либо иных социальных потребительских услуг) личных контактов производителя и потребителя услуг, характеризуется высокой индивидуальностью и нестандартностью врачебного подхода к пациенту. В этой ситуации типичное для рынка посредничество способно оказать негативное влияние на лечебный процесс.

Во-вторых, по сравнению с другими сегментами социальной сферы, в здравоохранении намного сильнее проявляется асимметричность информации у производителя и потребителя (больного) относительно потребительских свойств медицинских услуг. Для пациентов не только неосязаемость услуг, но и большая их информационная и научная емкость создают объективные трудности при выборе продукции, производимой различными службами, звеньями и подразделениями медико-социального комплекса. В связи с этим потребитель и производитель услуг и медицинских товаров оказываются в неравном положении, так как подлинный суверенитет пациента на рынке лечебно-профилактических и фармацевтических услуг и товаров невозможен из-за его недостаточной медицинской информированности. В процессе диагностических исследований и терапевтических мероприятий пациенту приходится полагаться на советы, профессиональную квалификацию и этико-моральные качества врача.

Коммерциализация здравоохранения усиливает экономическую заинтересованность в закреплении гегемонии и монополии производителя лечебных и фармацевтических услуг. Например, широко известно монопольное положение крупных зарубежных фирм, производящих лекарственные препараты, в сфере предложения фармацевтических услуг, без которых даже врачи становятся беспомощными, лишаясь возможности иметь современную информацию о новейших лекарственных средствах.

Следовательно, объективно свободный рынок медико-фармацевтической помощи в условиях концентрации ресурсов и производственной базы, развиваясь, приводит к монополии со всеми вытекающими отсюда негативными социальными и валеологическими (санитарно-экологическими) последствиями. Для предотвращения монопольных тенденций в сфере производства и потребления услуг здравоохранения требуется активное государственное и общественное вмешательство.

В-третьих, потребность в медико-санитарной помощи - это витальная потребность, непосредственно связанная с бесценным благом - здоровьем и самой жизнью человека. Высокая социальная приоритетность лечебнопрофилактической и медико-реабилитационой помощи предопределяет особенности формирования предложения и спроса на нее.

Специфика формирования спроса на услуги здравоохранения состоит в том, что их высокая социальная приоритетность сочетается с низкой эластичностью спроса на эти услуги. Как уже говорилось, императивная насущность потребности в подобных услугах резко ограничивает заменяемость медицинских расходов семейно-потребительского бюджета затратами в целях удовлетворения других потребностей. Крайне ограничены также избирательность и селективность спроса на лечебно-профилактическую помощь.

В силу этих причин рынок фармацевтической продукции характеризуется особым стереотипом потребительского поведения: приобретение лекарств «про запас», а также неоправданно большие размеры их потребления. На традиционном товарном рынке подобные явления встречаются только в исключительных случаях, при его крайней разбалансированности.

В-четвертых, в здравоохранении весьма неопределенно и нечетко прослеживается связь между затратами труда медицинского персонала и его конечными результатами, т.е. состоянием здоровья людей (заболеваемость, средняя продолжительность жизни, уровень смертности).

Медико-фармацевтическая помощь - общественное благо особого рода. Конечный эффект труда работников здравоохранения отличается ярко выраженным социальным характером. Вместе с тем, как уже упоминалось, его социальная результативность не всегда поддается точной количественной оценке, а следовательно, и стоимостному измерению. Особый характер медико­фармацевтической помощи как общественного блага диктует необходимость ограничения и сведения к минимуму права интеллектуальной собственности в здравоохранении: патентование лекарственных препаратов, например, либо не разрешается, либо оплата авторского вознаграждения (гонорара) за патент не допускается. В противном случае можно ожидать стремительного роста цен на лекарственные средства при использовании обычного порядка патентования и вознаграждения, принятого в других наукоемких отраслях.

Медицинские услуги характеризуются крайним разнообразием и большой долей клинической неопределенности, в том числе относительно ожидаемой результативности. Хотя терапевтическая практика основана на достижениях медицинской науки, специалисты принимают многие решения, руководствуясь накопленным профессиональным опытом, интуитивно используя искусство врачевания и учитывая характерологические особенности пациента, его установку на лечение. Неодинаковая степень клинической определенности (за исключением стоматологической практики) зависит от многообразия вариантов проведения лечебных процедур и выполнения хирургических операций.

В-пятых, применение особого механизма хозяйствования в здравоохранении диктуется необходимостью сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Социальная справедливость - это прежде всего всеобщая доступность медико-санитарных услуг. Она обеспечивается функционированием системы здравоохранения, основанной и на принципе бесплатного предоставления населению медицинской помощи за счет государства, общества, и на принципе социальной солидарности, предусматривающем, что здоровые платят за больных, молодые - за престарелых, высокообеспеченные слои населения - за малообеспеченные, с использованием инструментов государственного, обязательного медицинского страхования (ОМС).

Предпочтение, которое отдается либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, во многом определяет модель, тип финансирования и хозяйствования в здравоохранении.

Приводимые соображения свидетельствуют о явном наличии признаков явления, именуемого в экономической теории несостоятельностью рынка. Несостоятельность, т.е. невозможность выполнять в полной мере все функции управления, настройки, регулирования экономических процессов, рыночных отношений, присуща любому рынку. Возможности рыночного саморегулирования, реализации функций самоуправления посредством «невидимой руки» рынка, о которой писал еще А. Смит в своей фундаментальной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», вовсе не безграничны. То, что не способен наладить сам рынок, должны делать государство, общество посредством регулирования экономических отношений, действия самого рынка. По отношению к удовлетворению по­требностей в медицинских товарах и услугах проявляется - и в экономическом, и в социальном отношении - несостоятельность рынка.

Социальная несостоятельность рынка медицинских товаров и услуг состоит в том, что рыночный механизм спроса, предложения, ценообразования, игнорируя социальные факторы, ставит в выгодное положение материально обеспеченные слои населения, лишая возможности доступа к жизненно необходимым благам социально незащищенных граждан с низким доходом.

Экономическая несостоятельность рынка медицинских товаров и услуг обусловлена сложностью создания конкурентных рынков этого типа, на которых представлено множество продавцов и покупателей однородного товара, обладающих свободным входом и выходом из рынка, полной информацией о представленных на рынке товарах, формирующих цену продаваемых благ посредством торга, уравнивания величин спроса и предложения. Реально эти требования высококонкурентного рынка не могут быть выполнены по отношению к медицинским товарам и особенно услугам.

Органично, естественно присущая рынку медицинских товаров и услуг несостоятельность порождает как минимум необходимость государственного регулирования такого рынка посредством следующих мер:

• установления государственной монополии на производство и реализацию отдельных видов продукции, что приводит к циркуляции государственно устанавливаемых цен, оказывающих сдерживающее влияние на рыночные цены;

• назначения фиксированных или максимально допустимых цен, ограничивающего возможность продавца повышать цену выше определенного уровня;

• налогового регулирования (включая введение акцизов и пошлин), оказывающего воздействие на цены через издержки и прибыль, связанные с налогами с продаж, на добавленную стоимость, на прибыль;

• антимонопольного регулирования, ограничивающего возможности производства и продажи товаров предпринимателями-монополистами;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...