Глава 3 финансы в здравоохранении 21 глава
• компенсации убытков, которые несут производители и продавцы медицинских товаров и услуг, реализующие их на рынках по низким ценам, из средств государственного федерального, региональных и местных бюджетов, применения механизма государственных дотаций. Объективная необходимость, неизбежность государственного и общественного регулирования рынка медицинских товаров и услуг не свидетельствует об отсутствии у этого рынка способности к саморегулированию, а лишь подчеркивает ограниченные возможности рыночной саморегуляции, необходимость ее дополнения внешним регулированием. Механизмы саморегулирования рынка медицинских товаров и услуг проявляют свое действие через такие рыночные инструменты, как спрос, предложение, ценообразование. Частично действие этих механизмов в процессе рыночного ценообразования, формирования равновесных цен изложено в гл. 3. Рассмотрим теперь, как действуют рыночные механизмы ценового саморегулирования в сочетании с государственным регулированием рыночных цен на медицинские товары и услуги, используя аппарат кривых спроса и предложения, о которых также шла речь в гл. 3. Предположим, что в результате распространения определенного вида заболеваний увеличилась потребность в используемых для их лечения лекарственных средствах (ЛС). Рынок ЛС данной группы отреагирует на увеличение потребностей ростом спроса на лекарства, способные излечивать распространившееся заболевание. Для упрощения картины будем считать, что мы имеем дело с одним ЛС, представленным на рынке купли-продажи лекарственных препаратов. До увеличения спроса данный препарат продавался на рынке по равновесной цене Ц, соответствующей равенству величины спроса (Д) и предложения (S) на рассматриваемый товар (рис. 52).
Рис. 52. Схема саморегулирования рынка лекарственных средств Видно, что вначале кривая спроса на ЛС имела вид Д0, а кривая предложения - S0. Пересечение этих кривых происходит в точке равновесия Е0, которой соответствует равновесная рыночная цена Ц0. Это средняя цена, по которой продавалось ДС до повышения спроса на него. В результате повышения спроса кривая спроса переместилась вверх из положения Д0 в положение Д1 (отметим, что имеется в виду платежеспособный рыночный спрос, а не просто желание приобрести лекарство). Соответственно, прежде всего возрастает величина спроса со стороны лиц, способных платить за ЛС более высокую цену, что отражается на виде новой кривой спроса Д1. Исходя из естественного предположения, что кривая предложения вначале сохраняет вид S0 (производители лекарства не способны сразу же резко увеличить его выпуск и соответственно предложение), приходим к выводу, что в результате общего повышения спроса точка рыночного равновесия спроса и предложения переместится из положения Е0 в положение Е1 и равновесная рыночная цена на ЛС увеличится до значения Ц1. По этой средней цене и будет продаваться лекарство на рынке до тех пор, пока не увеличится его предложение. Реализуя функцию саморегулирования, рынок автоматически установит цену равновесия Ц1. Более сложная и тяжелая для покупателей ситуация может сложиться, если продавцы не пожелают или не смогут увеличивать объем продаж с начальной величины Q^ до нового, более высокого значения 0^(используя запасы и возможности быстрого увеличения выпуска ЛС). В этом случае равновесная рыночная цена на препарат способна достичь самого высокого значения - Цтах. В подобной критической ситуации государству следует вмешаться в рыночные процессы саморегулирования и применить регулирующие воздействия. Например, оно может установить предельный уровень цен Цпр на данный препарат, субсидировать за государственный счет приобретение ЛС низкодоходным слоям населения, что приведет к выравниванию кривой платежеспособного спроса (см. пунктирную часть кривой), закупить ЛС за рубежом и пустить его в оборот.
В то же время рынок способен самостоятельно, без государственного вмешательства в течение определенного периода времени решить проблему повысившегося спроса. Рост цен на ЛС будет стимулировать его производителей, продавцов увеличивать выпуск препарата или закупать его в других странах. В итоге кривая предложения переместится из положения S0 в S1, а точка равновесия - в положение Е2, вследствие чего равновесная цена снизится до значения Ц2, которое может оказаться близким к исходной цене Ц0. При этом потребители смогут приобретать количество препарата Qd2, существенно превышающее прежнее количество Qd0, по доступной цене Ц2. Таким образом, конкурентный рынок способен сам отрегулировать спрос, предложение, цены в соответствии с возникающей ситуацией. Рассмотренный выше пример саморегулирования рынка ЛС упрощен в том смысле, что абстрагирован от множества причин и факторов изменения рыночного спроса и предложения. Так, на общий спрос (положение кривой спроса в координатах «величина спроса - цена») на медицинские товары и услуги влияют следующие факторы (детерминанты): 1) уровень заболеваемости; 2) половозрастная структура населения; 3) уровень доходов населения; 4) рекомендации врачей; 5) реклама; 6) психологическая предрасположенность, своеобразная мода, зависящие от качества предлагаемого товара, его свойств, привычек потребителей. Общая величина предложения медицинских товаров и услуг (положение кривой предложения в координатах «величина предложения - цена товара, услуги») зависит от следующих детерминант: 1) стоимость факторов производства медицинских товаров и услуг (труда, материалов, энергии, основных средств), определяющих величину издержек производства, себестоимости; 2) наличие факторов производства (медицинского персонала, оборудования, средств лечения); 3) качество, доступность, удобство предлагаемых услуг и товаров;
4) научно-технический и технико-технологический уровень производства медицинских товаров и услуг в стране, с чем связаны затраты на производство и обращение; 5) величина налогового бремени на производство и продажу медицинских товаров и услуг; 6) наличие конкурентов на рынке; 7) емкость рынка, определяемая количеством товаров и услуг. Наличие столь значительного количества и высокой степени разнообразия факторов, влияющих на рыночный спрос и предложение медицинских товаров и услуг, затрудняет возможность четкого предвидения конъюнктуры рынка, повышает риск рыночного медицинского предпринимательства. При всей сложности и проблемности рыночных отношений в здравоохранении попытка полностью избежать их представляется нерациональной, обреченной, тем более - в условиях, когда вся экономика начинает функционировать на рыночной основе. Становление и развитие негосударственного сектора платных медицинских услуг в условиях переходной экономики объективно необходимы в силу глубокой дифференциации потребительского спроса различных групп и слоев населения, низкой эффективности сложившихся государственных структур обслуживания и крайне ограниченного бюджетного финансирования процесса лечебно-диагностической помощи. Аргументы против развития негосударственного сектора здравоохранения типа «необходимости справедливости» в обеспечении граждан медицинской помощью или рассуждения о том, что соображения экономического порядка неуместны там, где речь идет о здоровье как о высшем благе, носят в основном риторический и рассудительно-эмоциональный характер и часто оказываются несовместимыми с существующими реалиями. Прежде всего, потенциал здоровья является составной частью невещественного богатства страны и должен рассматриваться как экономическая категория в сфере производства нематериальных благ. Ресурсы для охраны, поддержания и восстановления здоровья населения ограничены и всегда недостаточны, поэтому они должны использоваться с учетом экономической отдачи и целесообразности. Такой подход к пониманию здоровья и его воспроизводству предлагает многообразие форм собственности и видов экономических отношений в здравоохранении.
Мировой опыт свидетельствует о том, что высокообеспеченная часть граждан предпочитает медицинские услуги негосударственного сектора, считая их более квалифицированными, имеющими высокий уровень обслуживания и информирования, дающими право выбирать врача и медицинское учреждение. Деятельность платного сектора медицины предполагает не замену государственных услуг здравоохранения, а их альтернативу. С этой точки зрения деятельность негосударственного сектора платных услуг, безусловно, способствует усилению конкуренции в отрасли, повышению КМП, созданию рабочих мест и обеспечению дополнительных налоговых поступлений. Например, частные стоматологические клиники и кабинеты могут успешно конкурировать с государственными как за участие в разработке, так и за реализацию государственных целевых программ по стоматологической помощи. Вот почему в экономически передовых странах, с развитой системой общественного здравоохранения, сектор платной медицины принято рассматривать как неотъемлемый компонент интегрированного медико-социального комплекса (МСК), обладающего разными возможностями удовлетворения спроса в каждый период времени на разных стадиях развития. Внесение элементов рыночных отношений в сферу преимущественно бесплатного здравоохранения оправданно в силу принципа суверенности потребителя медицинских услуг, возможностей его активного воздействия на качество услуг и профессионализм работников учреждений государственной, региональной и муниципальной принадлежности. С одной стороны, даже ограниченный сектор платной медицины выполняет немаловажную функцию валеологического просвещения и воспитания людей в сфере потребления медицинских услуг. Такое просвещение важно, поскольку стимулирует граждан дорожить собственным здоровьем и здоровьем окружающих, больше внимания обращать на доступные профилактические виды медицинского обслуживания, тем самым расширяя возможности для развития общественного здравоохранения. С другой стороны, платная медицина выполняет не менее важную функцию «эффекта демонстрации», сигнализируя потребителям и производителям медико-фармацевтических услуг о недостатках и «узких» местах в организации государственного сектора здравоохранения. Поэтому частной медицинской практике отводится своеобразная роль новатора, применяющего научно-технологические достижения и передовой опыт в оказании бесплатной медицинской помощи населению.
Эффект конкуренции платной медицины сводится к дополнению общественного сектора здравоохранения, компенсации его негативных сторон, а следовательно, и к усилению потенциала его интегрированного МСК. Платные медицинские услуги могут предоставляться частными бесприбыльными и коммерческими лечебными учреждениями. В мировой практике организации управления общественным здравоохранением получила распространение так называемая двухъярусная (двухступенчатая) система медицинского обслуживания, предусматривающая бесплатное обеспечение всех членов общества стандартным объемом (набором) и качеством медицинских услуг, платность при этом допускается сверх установленных стандартов, которые могут варьировать в зависимости от возможностей бюджетов. В России процессы разгосударствления и приватизации объектов здравоохранения и соответственно частная медицинская деятельность обладают особенностями. Их изучение должно быть всесторонним и тщательным, чтобы избежать копирования подобных процессов в других странах и не повторять собственных ошибок, допущенных в ходе реформирования экономики. В отечественном здравоохранении традиционно велика роль государства, и в сложившейся ситуации требуется создание плюралистической модели организации медико-санитарного обслуживания, в которой государственный сектор сосуществует с другими секторами и развивается наряду с ними. Вместе с тем государство призвано усиливать меры своего косвенного воздействия на медико-производственную деятельность, обеспечивая надежность социальной защиты и социальную безопасность населения. Негосударственный, рыночный сектор здравоохранения в России не достиг той степени развития, которая необходима для устойчивого функционирования. Нужны соответствующая правовая база, институциональные преобразования, формирование бюджетной и налоговой политики, предоставляющей значительной части населения возможность пользоваться негосударственным, платным здравоохранением. Требуется также преобразовывать систему управления государственным здравоохранением. Назрела проблема раздела собственности, прав и ответственности в деле охраны здоровья граждан между Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями, предпринимателями. Решение этого вопроса особенно актуально для крупных клиник и больниц. Не менее важен вопрос о правах собственности, полномочиях и ответственности негосударственных организаций здравоохранения. Формирование негосударственного сектора здравоохранения остановилось на стадии коммерциализации отрасли, в большинстве случаев заключающейся в торговле услугами, частично оплаченными из бюджета, на базе государственных учреждений и предприятий. Появились отдельные организации, относящиеся к коммерческому, рыночному здравоохранению, функционирующие иногда вне правового поля. Необходимо выработать стратегический курс развития рынка медицинских товаров и услуг, его совмещения с российской государственной системой, определить наиболее эффективные направления его становления и развития рыночных форм медицинской деятельности в их сочетании с нерыночными формами. Первостепенное значение приобретает правовая защита субъектов частного здравоохранения наравне с правами субъектов государственного и муниципального здравоохранения в условиях его многоукладности. Целесообразно разработать и реализовать комплексную программу развития негосударственного, рыночного сектора российского здравоохранения. Вопросы для повторения 1. Какую роль играют посредники на рынках медицинских товаров и услуг? 2. Охарактеризуйте нерегулируемые государством, частично регулируемые и централизованно управляемые рынки. 3. В чем суть антимонопольного регулирования рынков? 4. Каковы основные способы государственного регулирования рыночных процессов в медицине? 5. Какими условиями, обстоятельствами ограничиваются возможность и целесообразность использования свободного рынка и рыночных отношений в здравоохранении? 6. В чем проявляется экономическая и социальная несостоятельность рынка медицинских товаров и услуг? 7. Каковы минимально необходимые меры государственного регулирования рынка медицинских товаров и услуг? 8. Охарактеризуйте способность рынка товаров и услуг медицинского назначения к регулированию спроса, предложения, ценообразования, используя аппарат кривых спроса и предложения. 1. Каковы основные факторы, определяющие спрос и предложение на рынках медицинских товаров и услуг? 2. Чем обусловлена необходимость и целесообразность использования рынка и рыночных отношений в здравоохранении?
4.2. КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ Понятие конкуренция относится к числу фундаментальных категорий рыночной экономики. Термин «конкуренция» неоднократно упоминался в предыдущих разделах, однако в силу особой важности конкуренции, ее сильного влияния на экономические процессы и отношения, в том числе в сфере здравоохранения, представляется необходимым рассмотреть черты, свойства, проявления, механизмы действия рыночной конкуренции более подробно. Конкуренция представляет собой состязание, соперничество между производителями (продавцами) однотипных товаров и услуг, стремящимися сохранить за собой или расширить рыночное пространство, потеснить или вытеснить других претендентов на него, получив в итоге экономическую выгоду. В самом общем случае под конкуренцией понимают соревнование между любыми субъектами экономической, рыночной деятельности, борьбу за возможность быть представленным или за доминирование на рынках с целью получения и наращивания доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция является цивилизованной, легализованной формой борьбы за существование, одним из наиболее действенных механизмов отбора эффективных участников рынка и отсеивания менее приспособленных к рынку. Таким образом, конкуренция служит одним из самых сильных инструментов рыночного саморегулирования. Разделение конкуренции на разные виды проводится чаще всего на той же основе, что и выделение рынков по признаку глубины конкуренции. Чистая, идеальная, совершенная конкуренция - это рыночное соперничество множества продавцов однородных товаров и услуг, реализующих свой товар в адекватных условиях при отсутствии возможности любого конкурента оказывать неконкурентное воздействие на соперников, влиять решающим образом на цены и масштабы продаж. Монополистическая конкуренция характерна для рынков со значительным количеством продавцов близких, но не идентичных товаров и услуг, обладающих возможностью продавать их по разным ценам. Олигополистическая конкуренция имеет место на рынках с небольшим количеством крупных продавцов близких по виду товаров и услуг, способных существенно влиять на рыночные цены. Выделяют ценовую конкуренцию, основным инструментом которой служит продажа товаров и услуг по ценам, более низким, чем при продаже подобных товаров и услуг конкурентами. Неценовая конкуренция основывается на достижении преимуществ перед конкурентами посредством создания более высокого качества и лучших условий продажи аналогичных товаров и услуг при тех же ценах, что и у конкурентов. Недобросовестной называют конкуренцию, один или несколько участников которой нарушают установленные правила и нормы конкурентных отношений, вступают в сговор против других конкурентов, стремятся их опорочить, дискредитировать, используют ложную рекламу, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены на продаваемые товары, услуги. Анализ конкурентных возможностей участников рынка медицинских товаров и услуг и конкурентных опасностей, угроз со стороны соперников связан прежде всего с установлением круга конкурентов данного хозяйствующего субъекта. Конкурентами участника рынка медицинских товаров и услуг могут быть: • частнопрактикующие врачи и фармацевты, способные обслуживать клиентов участника рынка; • коммерческие организации, предпринимательские структуры, производящие аналогичные товары медицинского назначения, оказывающие идентичные медицинские услуги потребителям, пользующимся тем же рынком, на котором представлен данный участник; • государственные, бюджетные организации, предоставляющие товары и услуги, аналогичные реализуемым данным участником рынка или способные их заменить; • потенциальные конкуренты в лице хозяйствующих субъектов, располагающих возможностью производить и продавать аналогичные товары и услуги на том же рынке. Чтобы успешно выдерживать конкуренцию на рынке медицинских товаров и услуг, надо обладать определенными преимуществами в отношении конкурентов и поддерживать, наращивать, не упускать эти преимущества. Конкурентное преимущество - это превосходство одного или группы конкурентов над другими в отношении тех признаков, свойств, качеств предлагаемых к продаже товаров и услуг, условий их приобретения и потребления, в которых наиболее заинтересован покупатель, пользующихся у него приоритетом. Знание конкурентных преимуществ любого участника рынка медицинских товаров и услуг лежит в основе выработки им форм и методов ведения конкурентной борьбы, адекватных реальной рыночной ситуации и собственным возможностям. Процесс изучения конкурентной среды (круга конкурентов и конкурентного рынка) должен быть непрерывным, информация о состоянии рынков и поведении конкурентов необходима для выработки оперативных решений, устранения ошибок, формирования стратегии и тактики действий. К числу конкурентных преимуществ участника рынка медицинских товаров и услуг относятся: • исключительность, уникальность предлагаемых товаров и услуг, которые не могут предоставить другие участники; • приемлемая для клиентов цена предложения, не превышающая цен предложения аналогичных товаров и услуг другими участниками; • более высокое качество товаров и услуг; • более обширный ассортимент товаров и услуг; • гарантии качества и надежности предлагаемого к продаже продукта, обеспеченные возможностью замены, повторной услуги, устранения дефектов, компенсации потерь; • удобное для клиентов местоположение пункта продажи, оказания услуг; • удобный для пациентов режим работы врачей; • сопровождение продажи товаров и оказания услуг консультациями высококвалифицированных специалистов-медиков; • наличие ценовых скидок для определенных категорий потребителей, сезонных скидок, оптовых скидок; • высокая культура обслуживания. Желательно, чтобы участник рынка обладал не одним конкурентным преимуществом, а их представительным набором. При увеличении остроты конкуренции необходимо усиливать набор конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества существенно зависят от величины издержек производства товаров и оказания услуг: чем ниже издержки при том же уровне качества, тем выше возможность участника рынка одержать верх в ценовой конкуренции. Знание конкурентных преимуществ позволяют участнику рынка выработать генеральную линию своих действий на рынке в будущем, сформировать конкурентную стратегию, определяющую виды, объемы, способы производства товаров и услуг, рынок покупателей, цены, прибыль. Избираемые участником рынка конкурентные стратегии отличаются друг от друга прежде всего тем, на какое конкурентное преимущество они опираются. Существуют 3 основные (базовые) конкурентные стратегии, каждая из которых характеризуется целевым рынком продаж и типом реализуемого конкурентного преимущества: • стратегия обеспечения лидерства за счет экономии на издержках; • стратегия дифференциации; • стратегия специализации. Стратегия обеспечения лидерства за счет экономии на издержках исходит из стремления участника стать лидером рынка данного вида медицинских товаров и услуг, охватив весомую долю этого рынка. Данная стратегия опирается на высокую производительность труда и накопленный опыт. Ее реализация подразумевает тщательный контроль за расходами, осуществление инвестиций в производство, проработку новых видов медицинских и сервисных услуг, а также товаров медицинского назначения при одновременном снижении суммарных издержек производства и обращения. Преимущество в отношении издержек создает участнику рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения эффективную защиту от действий конкурентных сил: • хозяйствующий субъект способен противостоять своим прямым конкурентам даже в случае ценовой войны, получая прибыль при цене, минимально допустимой для конкурентов; • низкий общий уровень издержек обеспечивает защиту от сильных конкурентов-поставщиков медицинского оборудования, инструментов, материалов за счет более гибкого реагирования на рост входных издержек; • низкие издержки ограничивают доступ на рынок новым конкурентам за счет входных барьеров, чем обеспечивают защиту лидера от проникновения на рынок товаров и услуг-заменителей. Стратегия дифференциации состоит в поставке на рынок товаров и услуг, обладающих особыми свойствами, качествами. Замысел стратегии дифференциации заключается в придании медицинской услуге (товару медицинского назначения) неких особых свойств, выгодно отличающих ее от услуг (товаров), предлагаемых конкурентами, и привлекающих к ней потребителей. Действуя таким образом, производитель услуг (товаров) стремится создать ситуацию монополистической конкуренции, в которой он находит свою рыночную нишу. Дифференциация может принимать формы создания имиджа средств индивидуализации медико-производственной организации, продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания), освоения признанного технологического совершенства, достижения высокого уровня квалификации специалистов (наличие ученых званий и степеней), привлекательного интерьера помещений организации и внешнего вида обслуживающего персонала, предоставления гарантии качества. Дифференциация защищает хозяйствующие субъекты рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения от действия конкурентных сил, так как: • снижается степень взаимозаменяемости медицинских услуг (товаров медицинского назначения), уменьшается чувствительность продаж услуг (товаров) к цене, повышается рентабельность медико-производственной деятельности; • рост рентабельности способствует повышению устойчивости предпринимательских медико-производственных структур к увеличению входных издержек в результате монополистических действий сильных поставщиков медицинского оборудования, инструментов, материалов, повышающих цены на эти факторы производства; • приверженность потребителей к хорошо зарекомендовавшим себя услугам (товарам) затрудняет приход на рынок новых конкурентов; • отличительные особенности услуг (товаров) защищают рынок от услуг и товаров-заменителей. Успешная реализация стратегии дифференциации требует значительных инвестиций в продвижение продукции (услуг, товаров), предлагаемой потребителям, и прежде всего - в рекламу, с целью известить рынок об основных отличительных особенностях продукции. Стратегия специализации заключается в концентрации (фокусировании) усилий на удовлетворении потребностей одного сегмента целевого рынка (одной конкурентной группы потребителей) без стремления охватить весь рынок (т.е. она способствует достижению больших успехов в одном сегменте целевого рынка, но не на рынке в целом). В каждом конкретном случае такая стратегия может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по издержкам или на их сочетание. Лидерам рынка медицинских товаров и услуг свойственно применять конкурентные стратегии расширения первичного спроса, оборонительные и наступательные стратегии, стратегию демаркетинга. Стратегия расширения первичного спроса предусматривает не только привлечение новых потребителей определенных видов медицинских услуг и товаров медицинского назначения, но и расширение географических границ целевого рынка. Оборонительные стратегии (технологическое совершенствование, консолидация рынка посредством интенсификации сбыта и расширения ассортимента выпускаемой продукции, прямая конфронтация - рекламная или ценовая война) направлены на защиту занимаемой участником доли целевого рынка, противодействие наиболее опасным конкурентам, создание им дополнительных трудностей. В основе всех наступательных стратегий в коммерческом здравоохранении лежит повышение рентабельности медико-производственной деятельности за счет максимального использования накопленного опыта. Стратегия демаркетинга, т.е. снижения усилий по продвижению своего продукта на рынок используется, когда обстоятельства вынуждают лидера идти на сокращение занимаемой им доли рынка (в частности, чтобы избежать обвинений в нарушении антимонопольного законодательства). Направленность стратегий, реализуемых «нелидерами» в медико-производственном предпринимательстве, зависит от преследуемых ими стратегических целей. Стремящиеся стать лидерами применяют атакующие стратегии. Неспособные атаковать борются за выживание, укрепляя свои позиции с помощью четкого позиционирования и сегментации. Многие «нелидеры» (в основном - частнопрактикующие врачи, фармацевты и мелкие медико-производственные организации) делают ставку на узкую специализацию и высокую квалификацию персонала. Судьба продукта медицинской деятельности на рынке товара (услуги) зависит от его конкурентоспособности, т.е. способности соответствовать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на том же рынке. Иначе говоря, это способность товара конкурировать с подобными товарами других участников рынка в борьбе за право занимать свое место, удерживать и наращивать свою долю в продажах. Параметры, характеризующие конкурентоспособность медицинских услуг и товаров медицинского назначения, делятся на 3 группы: • нормативные параметры, характеризующие соответствие продукта нормативным документам: нормативно-правовым актам, отечественным и мировым стандартам, техническим условиям, требованиям сертификации и др. При несоответствии нормативным параметрам продукт может потерять право быть представленным на рынке и участвовать в конкуренции; • качественные параметры, характеризующие потребительские свойства продукта, показатели технического уровня и качества, полезности продукта; • экономические параметры, характеризующие величину затрат потребителя на приобретение и потребление продукта (включая стоимость сопутствующих товаров, работ, услуг). Главным экономическим параметром является рыночная цена продукта. В простейшем представлении конкурентоспособность товара (услуги) определяется следующей логической формулой: Строгая, количественная оценка конкурентоспособности медицинских товаров и услуг - сложная проблема, трудно разрешимая без участия квалифицированных экспертов. Если конкурентоспособность товаров удается оценить в твердых, количественных измерителях, то конкурентоспособность услуг оценивается в мягких параметрах, в условных измерителях. Такие параметры удается оценить только с помощью социологических (опросных) методов, основанных на непосредственном восприятии респондентами результатов лечения и представлении результатов такого восприятия в форме баллов. Наилучшие результаты дает привлечение к этой работе групп экспертов (высококвалифицированных врачей), опирающихся не столько на чисто субъективное восприятие тех или иных потребительских свойств конкретной услуги, сколько на свои профессиональные знания, опыт и навыки, на понимание роли того или иного свойства оцениваемой услуги в удовлетворении конкретной потребности пациентов в медицинской помощи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|