Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 финансы в здравоохранении 18 глава

Своеобразным видом цен являются также ставки - установленные на определенный период времени цены на особые виды товаров. Наиболее распространены ставки заработной платы, выплачиваемые работникам за их труд в определенной должности, и процентные ставки в виде процента, выплачиваемого банком вкладчикам или взимаемого за предоставление кредита. К ставкам относят и установленную величину арендной платы, которую должны выплачивать арендаторы земли, зданий, помещений, имущества ежемесячно (ежегодно) за предоставленные им во временное пользование объекты. Налоговые ставки, которые с определенной степенью условности можно отнести к ценам, устанавливаемым государством для налогоплательщиков, представляют налоговый платеж в расчете на единицу налогооблагаемой суммы. Ставки по своей сути близки к тарифам.

Заметим также, что штрафы можно считать ценой проступка, а пени, выплачиваемые при несвоевременном внесении платы, - ценой просрочки платежа.

С точки зрения анализа возможностей воздействия на цены со стороны государственных органов и участников рыночных отношений принципиальной важностью обладает разделение цен на виды по признаку субъекта, способа и глубины их регулирования. По таким признакам цены делятся на разные группы.

Жестко фиксированные, твердые цены, назначаются органами ценообразования или другими государственными органами. Изменение величины такой цены производителем или продавцом преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение и называются государственными. В медицине государственные цены могут устанавливаться для отдельных видов наиболее значимых и необходимых для населения лекарственных средств и лечебно-профилактических услуг.

В советской экономике было принято устанавливать государственные цены на платные медицинские услуги в виде прейскурантов. Эти цены обычно включают типичные фактические затраты на медицинские работы с учетом трудовых и материальных норм и нормативов, а также прибыль в размере отраслевого или территориального коэффициента (процента к себестоимости услуги).

Разработка и утверждение государственных цен на платные услуги осуществляются по единым жестким правилам. Требования к методикам расчета цен на платные услуги сходны по всем территориям России. Эти методики предполагают формирование государственных цен на основе бюджетных норм и нормативов (отраслевых или учрежденческих) практически по всем статьям затрат и использование вышестоящим финансовым органом или органом управления здравоохранением процента к себестоимости в качестве прибыли (по разным территориям этот коэффициент колеблется от 15 до 30%).

В связи с тем что эти прейскурантные цены все еще используются в учреждениях здравоохранения, существует проблема достоверности и соответствия этих цен затратам медицинских учреждений при оказании медицинской помощи.

Традиционно прейскуранты содержат классификатор и итоговую цену на каждую услугу. Одним из сложных вопросов является возможность и целесообразность использования унифицированных (единых) цен на аналогичные услуги для разных исполнителей на определенной территории. Если расчет цен проводить по схеме «снизу», можно предположить, что фактические цены разных исполнителей на аналогичные или даже одинаковые работы будут разными.

Применение единой методики ценообразования не гарантирует получения близких по величине цен на одинаковые медицинские услуги, выполняемые в различных медицинских учреждениях. Это может быть связано с тем, что одинаковые по наименованию работы могут иметь разное содержание (разные методики выполнения работ). Даже в случаях, когда сами методики (технологии) выполнения работ одинаковы, не исключены различия в составе используемых в ходе лечебно-диагностического процесса ресурсов (рабочей силы, материалов, оборудования, инвентаря) вследствие их допустимой в определенных пределах взаимозаменяемости.

Для проведения взаиморасчетов между медицинскими учреждениями или структурными подразделениями внутри одного учреждения разрабатывались бюджетные оценки объемов оказанной медицинской помощи в стоимостном выражении, которые использовались также для определения размеров бюджетного финансирования учреждений здравоохранения.

Состав и уровень бюджетных оценок зависят не от реальных издержек при оказании медицинской помощи, а от бюджетной классификации расходов медицинских учреждений и сложившейся системы государственного финансирования их деятельности. Состав бюджетной оценки не распадается на себестоимость и прибыль.

Методы расчета таких «цен» для бюджетных медицинских организаций разрабатывались по принципу «от общего к частному». Смета расходов таких учреждений рассматривалась как совокупная цена годовых (квартальных) работ учреждения в целом. Необходимость выделения из обще-учрежденческой деятельности конкретных работ и программ потребовала детализации расходов на их проведение. Формирование «цен» сводилось к оформлению расходов путем «разукрупнения» сметы расходов учреждения для каждого профильного подразделения.

Регулируемыми называют цены, величина которых ограничивается государственными органами посредством установления верхнего предела величины на определенные группы товаров. Регулирование цен по величине может также проводиться путем установления государственными органами предельного уровня прибыльности (рентабельности). Это означает, что отношение прибыли к себестоимости (издержкам) или к цене не должно превосходить заданного уровня, скажем, 50%.

Регулирование государственными органами цен осуществляется не только в централизованно управляемой, но и в рыночной экономике и чаще распространяет сферу своего действия на товары и услуги, имеющие жизненное значение для государства и общества. Приходится наблюдать «регулирование» цен и со стороны мафиозных структур, подчинивших себе рынок, а также со стороны монополистов и недобросовестных конкурентов.

Рыночные цены свободны от непосредственного ценового вмешательства государственных органов. Такие цены формируются под воздействием конъюнктуры, складывающихся на рынках спроса и предложения на товары. Теоретически в идеале рыночные цены должны устанавливаться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на рыночные цены ряда привходящих факторов не только экономической, но и психологической природы. Переход от фиксированных государственных цен к свободным рыночным называют либерализацией цен.

На монопольном рынке, представленном одним продавцом товара или группой продавцов, вступивших в монопольный сговор, складываются диктуемые продавцом монопольные цены, устанавливаемые на уровне, обеспечивающем ему наибольшую прибыль.

Наряду с охарактеризованными выше основными видами цен в экономической практике применяется ряд других цен, выделяемых по самым разнообразным признакам.

В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях наряду с текущими, действующими, фактическими используются сопоставимые, или, как их иногда называют, неизменные цены. Использование таких цен необходимо в связи с естественным изменением цен, а также в силу часто наблюдаемого снижения покупательной способности денег, роста цен на товары и услуги (не обусловленного повышением их качества), именуемого инфляцией. В связи с подобными процессами определяют сопоставимые, неизменные цены, используя индекс цен, т.е. коэффициент пересчета, отражающий их изменение. Взамен индекса цен и сопоставимых цен стал чаще использоваться показатель уровня инфляции.

В процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемых товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов используются проектные цены. В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными. Как уже упоминалось, ряд цен на товары и услуги фиксируется в документальной форме в виде прейскурантов, т.е. указателей цен. Такие цены называются прейскурантными.

В ходе осуществления планово-управленческих работ используются прогнозные и плановые цены, величина которых прогнозируется или планируется. Планировать цены очень трудно даже в условиях централизованной экономики. И в советской экономике цены были плановыми только на бумаге, в действительности они устанавливались и регулировались не планами, а государственными органами ценообразования. Государственные планы экономического и социального развития составлялись по прогнозным ценам или ценам предпланового периода. В экономике рыночного типа также широко используются прогнозные цены, на их основе планируется деятельность фирм, разрабатываются проекты и программы, составляются государственные планы-прогнозы, именуемые индикативными планами.

Договорные цены - цены, величина которых определена предваряющим акт купли- продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, где оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цены, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше и не ниже) либо их соотношение с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения особых, форсмажорных (непреодолимых) обстоятельств, принятия новых законов.

Довольно часто вид цены определяется типом рынка, на котором она складывается. Выделяются биржевые, аукционные, комиссионные, конкурсные цены. Различный уровень цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен. Они представляют собой либо реально действующие на мировом рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние значения на одни и те же товары, установившиеся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются обычно в свободно конвертируемых валютах. В России по мере становления рыночных отношений цены приобретают тенденцию приближения к мировым. Особую категорию цен представляют цены неофициального, так называемого черного, теневого рынка. Чаще всего это цены на запрещенные в открытой продаже товары.

3.8.3. Механизм ценообразования

Суть затратного способа установления цен состоит в том, что величина цены товара, услуги ставится в зависимость от издержек производства и обращения, представляющих собой расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара или единичной услуги, цена которых подлежит определению.

Затратный ценовой механизм представляет собой способ установления цены на конкретный производимый и продаваемый товар или услугу. Поэтому такой механизм применяется в основном организациями, производящими товар, оказывающими услугу. Тем самым затратный способ - наиболее применимый при определении цены с позиций производителя и продавца товара, услуги.

Затратный механизм ценообразования строится с учетом того обстоятельства, что производитель и продавец, реализуя товар, услугу по определенной цене, должны не только возмещать издержки, затраты, но и получать дополнительный доход в виде прибыли. Общая формула цены, определяемой на основе затратного подхода, имеет вид:

Ц = С + ПР ± Д, (3.5)

где Ц - цена единицы товара, единичной услуги; С - издержки производства и обращения единицы товара, услуги (расходы на затрачиваемые факторы производства), себестоимость товара, услуги; ПР - прибыль, получаемая производителями (продавцами) в результате производства и про­дажи товара; Д - надбавки к цене (со знаком плюс) или скидки с цены (со знаком минус).

Прибыль представляет собой дополнительную (сверх себестоимости товара) плату, которую вынужден вносить покупатель, чтобы иметь возможность приобрести единицу товара или услуги. Это своеобразный налог на покупателя, клиента со стороны производителя и продавца, выступающих в одном или в разных лицах. Такой «налог» стимулирует производителя и позволяет ему вкладывать средства в развитие производства и торговли.

Одна из слабых сторон затратного ценообразования заключается в том, что надежных методов разделения собственно затрат (издержек) и прибыли не существует. При желании и умении практически всегда можно доказать, что какую-то часть прибыли, если не всю, следует отнести к издержкам. Отсюда и существование так называемых бесприбыльных корпораций, относящих любые свои расходы на издержки производства и обращения.

Если государство не заинтересовано в расширении продажи и потребления определенных товаров и услуг, а сами товары (услуги) не являются социально значимыми (предметами первой необходимости) и представляют собой, скорее, предметы роскоши или удовлетворяют вредные потребности, на их продажу вводятся специальные налоги в виде налога с продаж, акцизного налога, которые приводят к возникновению надбавок к цене. Таким же образом влияет на цену налог на добавленную стоимость. Включая эти налоги в величину цены, производители (продавцы) товаров и услуг фактически переносят их на покупателя, клиента.

Если же оказывается, что затратная цена на товары первой необходимости становится недоступной для многих потребителей, государственные органы обеспечивают скидки с цены посредством денежных дотаций (добавок) из государственного или местного бюджета, выплачивающихся производителям. В этом случае товар продается потребителю по цене, ниже затратной. Но производители и продавцы не несут при этом потерь, так как недостающую часть цены товара, услуги им оплачивает государство из своего бюджета.

В экономике рыночного типа применение затратного способа ценообразования ограничивается формированием цены предложения. Это проявляется в том, что продавец на рынке предлагает свой товар по цене, не ниже величины совокупных издержек производства и обращения плюс некоторая прибыль. Но там, где действуют законы рынка, продавцы вынуждены одновременно реагировать на спрос со стороны покупателя, а не только на свои затраты. В итоге затратный метод в подобных условиях оказывается недостаточным для определения цены, которая складывается на рынке. Затратный подход не решает в полной мере проблему ценообразования на товары и услуги еще и потому, что для определения суммарных производственных затрат надо знать цены факторов, израсходованных на производство и продажу товара, услуги. Но все же цены факторов установить легче, чем цену товара. К тому же при определении цен факторов вновь можно применить тот же затратный подход. Отметим, что учет стоимости факторов производства в цене товара связывает цену с качеством этих факторов, а тем самым и с качеством товара.

Итак, производитель или продавец товара, чтобы определить его цену затратным способом, должны прежде всего знать себестоимость. Она опре­деляется в виде суммы всех видов затрат, издержек на производство и продажу единицы товара, услуги.

Известны разные способы расчета себестоимости услуг в здравоохранении. Так, при расчете тарифов на медицинские услуги расходы на их оказание могут быть разделены на определяемые разным образом две части:

1) условно-переменные расходы;

2) условно-постоянные расходы.

К условно-переменным расходам при расчете тарифов на медицинские услуги относят основные расходы медицинского учреждения, величина которых зависит от объемов работ. В эту группу расходов включают: основную заработную плату врачебного и среднего медицинского персонала, начисления на заработную плату, расходы на медицинские материалы, расходы на питание больных в больницах, стоимость электроэнергии.

К условно-постоянным расходам при расчете тарифов на услуги относят дополнительную заработную плату врачебного и среднего медицинского персонала, основную и дополнительную заработную плату младшего медицинского, административно-управленческого и хозяйственного персонала с начислениями, хозяйственные и канцелярские расходы, приобретение мягкого инвентаря, приобретение твердого инвентаря и оборудования, постоянные хозяйственные расходы, расходы на спецпитание медицинских работников, командировочные и другие расходы.

Такое разделение расходов позволяет условно-переменную часть включить в состав тарифов на медицинскую помощь и возмещать или авансировать в суммах, зависящих от выполненных объемов работ.

В таком случае условно-постоянные расходы, незначительно реагирующие на изменение объемов работ, можно возмещать или авансировать, не включая в тарифы, а финансируя из средств ОМС календарным способом.

Наиболее распространено определение себестоимости медицинских услуг калькуляционным способом, посредством суммирования отдельных видов затрат на производство и реализацию услуг. В число затрат включают:

1. Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов), в том числе:

• продукты питания;

• медикаменты и перевязочные средства;

• хозяйственные материалы, канцелярские принадлежности;

• топливо, горючее и смазочные материалы;

• запасные части к машинам и оборудованию;

• материалы для учебных, научных и других целей.

2. Затраты на малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, в том числе:

• медицинские инструменты и приспособления, хозяйственный инвентарь и принадлежности;

• мягкий инвентарь.

3. Оплату основного и вспомогательного персонала с начислениями.

4. Затраты на проведение текущего ремонта основных производственных средств.

5. Амортизационные отчисления на восстановление основных средств. Кроме указанных основных видов затрат, в себестоимость включают:

• затраты на организацию и проведение мероприятий культурно-просветительского характера среди учащихся, детей, больных, инвалидов;

• затраты на подготовку и переподготовку кадров;

• затраты на патронирование детей, инвалидов;

• затраты на направление больных на лечение в другие местности;

• затраты медицинских учреждений, связанные с лицензированием и сертификацией;

• оплату труда студентов вузов и учащихся средних специальных заведений, проходящих практику в учреждениях здравоохранения;

• выплаты пособий, предусмотренных законодательством;

• выплаты вознаграждений за выслугу лет;

• затраты на рекламу, участие в выставках в пределах норм, утвержденных в установленном порядке;

• вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, оказание специальных услуг;

• плату за аренду основных средств производства;

• оплату коммунальных услуг;

• представительские расходы в пределах, установленных законодательством;

• оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг;

• затраты на оплату процентов по полученным кредитам.

На себестоимость не относят затраты, которые должны обеспечиваться средствами из других источников медицинского учреждения.

Выбор затрат для включения в себестоимость зависит от характера формируемой цены (от полного включения всех затрат при свободных рыночных ценах до включения затрат на оплату труда, начисления на оплату труда, затрат на медикаменты и питание при формировании тарифов ОМС).

Соответственно методы определения калькуляционных затрат можно разделить на два вида:

• нормативный метод, при котором затраты вносятся в калькуляцию по нормативам, определяемым медицинскими технологиями. Размер их определяется необходимостью выполнения технологий в строгом соответствии с существующими требованиями. Нормативный метод калькуляции применяется при формировании договорных и прейскурантных цен;

• ограничительный метод, который предусматривает внесение затрат исходя из расчета финансовых ресурсов и объема деятельности. При применении данного метода, используемого для калькуляции тарифов, в себестоимость включаются не все затраты и часто - не в полном объеме.

3.8.4. Рыночное ценообразование

По мере расширения количества медицинских услуг, предоставляемых на платной основе коммерческими организациями, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, ценообразование на медицинские товары и услуги приобретает характер рыночного.

Купля и продажа товаров по ценам, приемлемым и для продавцов, и для покупателей, имеют место только на основе соглашения между ними, в результате торга. Подобный торг проявляется на свободном рынке в виде взаимодействия спроса и предложения, формирующего рыночную цену.

Опишем теоретический механизм рыночного ценообразования, исходя из предположения, что рассматривается рынок, в условиях которого действует закон спроса и предложения. Такие условия создаются на свободном конкурентном рынке, где продавцы и покупатели обладают возможностью торговаться друг с другом по поводу цены, а покупка осуществляется только при достижении взаимного согласия.

Интерпретация этого процесса возможна в графической форме, с помощью кривых спроса и предложения.

Кривая спроса на товары, услуги характеризует зависимость между величиной спроса на них со стороны покупателей и ценой, испрашиваемой продавцом. Согласно закону спроса величина спроса на товар, услугу уменьшается с увеличением цены при прочих равных условиях - таких, как качество, потребительские вкусы, наличие товаров и услуг- заменителей. Типичная кривая спроса на медицинские товары и услуги представлена на рис. 44.

 

Цена (Ц}продавца

Рис. 44 Зависимость величины спроса от цены

При небольших уровнях цен, не превышающих предельного значения Ц, находящихся в области социально доступных цен для преобладающего большинства потребителей (количество которых превышает Qd1), величина спроса слабо зависит от цены. Потребители, пациенты готовы приобретать лекарства, услуги по таким ценам, даже если они повышаются до определенного предела, равного Ц1. Но если цена превосходит предельное значение Ц1, величина спроса начинает резко уменьшаться. Количество приобретающих товары и услуги по таким ценам снижаются по мере роста цены вплоть до достижения ценой 2-го предельного значения - Ц2. Цены, превосходящие это значение, доступны лишь для узкого круга потребителей, количество которых не превышает Qd2. В силу высокого уровня покупательной способности этих пациентов величина их спроса на дорогие медицинские препараты, товары и услуги слабо уменьшается и при росте цены выше значения Ц2.

Естественно, что кривые спроса на разные виды медицинских товаров и услуг на различных рынках существенно различаются.

Типичная кривая предложения S товаров и услуг, характеризующая зависимость между величиной Qs их рыночного предложения к продаже со стороны производителей (продавцов) и ценой Ц, предлагаемой покупателями, изображена на рис. 45.

 

Рис. 45 Зависимость величины предложения (по оси ординат) от цены

Согласно закону предложения величина предложения товаров, услуг на рынке возрастает с увеличением цены при прочих равных условиях (таких, как издержки производства, качество товаров и услуг и др.).

Существует, очевидно, минимальное значение цены предложения Ц1, равное себестоимости товара (услуги), ниже которого продавец не станет опускать цену, так как продажа будет приносить ему только убыток. Если покупатели предъявят спрос по цене, заметно превышающей значение Ц1, то продавцы будут предлагать к продаже тем больше товаров (услуг), чем выше цена Ц. Однако существует предельное значение

величины предложения Qs2, соответствующее наибольшим возможностям производства и продажи данного вида товаров (услуг). Если даже покупатели будут согласны покупать товар (услуги) по цене, превышающей значение Ц2, продавцы не смогут за короткое время увеличить объем продаж из-за отсутствия у них испрашиваемого количества товара или возможности производства желаемого количества услуг.

Чтобы понять, как действует механизм рыночного ценообразования, изобразим на одном графике кривые спроса и предложения на определенный товар (услугу), имея в виду рыночный спрос и рыночное предложение, т.е. спрос и предложение всех участников рынка на данный товар (рис. 46). Покажем, что на рынке автоматически установитсяравновесная цена Цр, при которой величина спроса Qd равна величине предложения Qs (Qd0 = =Qso), т.е. спрос и предложение уравновешиваются.

Действительно, если покупатели пожелают приобрести товар по цене Ц1, ниже равновесной - Цр, величина спроса Qd1окажется большей, чем предложения - Qs1, возникнет дефицит товара, измеряемый разностью Qd1 - Qs1, и цена вследствие этого будет возрастать до тех пор, пока предложение не уравняется со спросом. Если же продавцы пожелают продавать товар по цене Ц2, которая выше равновесной, то величина предложения Qs2 окажется выше величины спроса Qd2, образуется избыток товара, равный Qs2 - Qd2, и вследствие этого цена станет уменьшаться до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся.

 

 

Рис 46 Кривые спроса и предложения на товар, услугу

Таким образом, на конкурентном рынке, в условиях, когда величина спроса на товар и предложения товара зависят только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая точке пересечения кривых спроса и предложения.

Однако, кроме цены, на рынке действуют и неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение в целом, приводящие к смещению кривых спроса и предложения и, в свою очередь, - изменению равновесных цен. Вначале рассмотрим случай, когда кривая предложения фиксирована, т.е. предложение остается неизменным, тогда как кривая спроса перемещается под воздействием неценовых факторов (рис. 47).

Видно, что по мере увеличения спроса на товар, соответствующего перемещению кривой из положения Д1 в положение Д2 и далее в положение Д3, точка равновесия смещается из положения 1 в положение 2 и затем в положение 3, и равновесная цена Цр соответственно возрастает от значения Цр1 до значений Цр2 и Цр3. Со снижением спроса происходит обратная картина.

Как изменяется равновесная рыночная цена в случае, когда спрос фиксирован, а предложение изменяется под воздействием неценовых факторов, можно видеть рис. 48.

Рис 47. Изменение равновесной цены под воздействием спроса

По мере увеличения предложения товара, что графически отражается перемещением кривой предложения из состояния S1 состояние S2 и далее в S3, точка равновесия перемещается из положения 1 в положение 2 и положение 3. Соответственно происходит снижение равновесной цены с уровня Цр1 до уровня Цр2 и Цр3, так что с ростом предложения товара при фиксированном спросе (заданной кривой спроса) свободная рыночная цена на товар уменьшается. При уменьшении предложения наблюдается обратная картина.

 

Рис 48. Изменение равновесной цены под воздействием предложения

Ситуация несколько усложняется в условиях, когда одновременно изменяются и спрос, и предложение - наблюдается смещение и кривой спроса, и кривой предложения. Достаточно очевидно, и в этом легко убедиться графически, что при увеличении спроса и снижении предложения наблюдается интенсивный рост рыночных цен товара, тогда как при снижении спроса и увеличении предложения товара рыночные цены заведомо падают. При одновременном увеличении или снижении спроса и предложения результат нельзя предсказать однозначно, он зависит от того, какой из двух разнонаправленно действующих факторов окажет более сильное воздействие на равновесную цену.

Как следует из изложенного, на конкурентном рынке цены не назначаются, а как бы возникают сами под воздействием спроса и предложения. Поэтому их называют свободными рыночными ценами. Тем не менее слово «свободные» не следует понимать буквально, ведь кривые спроса и предложения несут на себе отпечаток интересов продавцов и покупателей. Вряд ли найдется продавец, желающий сбывать товар по цене, ниже издержек производства и обращения; вряд ли покупатель предъявит спрос на товар низкого качества. А это означает, что на кривую предложения тем самым наложено определенное ограничение, которое так или иначе скажется на величине равновесной рыночной цены. Так что рыночная цена свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка, от психологических установок его участников. Вдобавок надо иметь в виду, что свободные рыночные цены устанавливаются только на идеальном конкурентном рынке. Вследствие отмеченных выше с помощью графика трудностей построения кривых спроса и предложения установить значение рыночной цены подобным образом чрезвычайно трудно.

Поэтому рыночные цены на медицинские товары и услуги не устанавливаются путем построения кривых спроса и предложения, которые к тому же не отражают в полной мере истинное положение вещей, поскольку рынок указанных товаров и услуг не обладает признаками свободного конкурентного рынка. Кривые спроса и предложения помогают понять, как формируются рыночные цены на товары и услуги, но не являются прикладным инструментом их формирования. В большинстве случаев продавцы и приобретатели медицинских товаров и услуг имеют крайне скудное представление о кривых спроса и предложения, но способны договориться о цене посредством торга, который и является реальным инструментом рыночного ценообразования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...