Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 финансы в здравоохранении 19 глава

В процессе торга покупатель формирует свое представление о цене исходя из ценности, полезности товара (услуги), цен на аналогичные товары у других продавцов, наличия у него денежных средств для покупки, остроты потребности в товаре. Продавец товара (услуги) учитывает прежде всего, во что обошелся товар ему самому, какую прибыль он сможет получить от продажи, есть ли достаточный спрос на товар, по какой цене продают аналогичный товар конкуренты. Далее покупатель сопоставляет свою цену с предлагаемой продавцом, а продавец - свою цену с той, которую согласен заплатить покупатель. При взаимном согласии складывается рыночная цена, которую в теории называют равновесной.

На формирование рыночных цен оказывают существенное влияние психологический фактор, сложившийся менталитет рыночного поведения россиян. Слишком многие из приобретателей медицинских товаров, платных медицинских услуг унаследовали с советских времен дурное правило, согласно которому цена, обозначенная продавцом, и есть рыночная цена. Между тем рыночная цена по своей природе не есть ни цена продавца, ни цена покупателя, а является продуктом их взаимосогласия, достигаемого в процессе торга.

3.8.5. Цена денег. Валютный курс

На первый взгляд представляется, что понятие «цена денег» лишено смысла. Можно говорить о ценности денег, точнее, денежных знаков, но она обозначена и на бумажных знаках, и на монетах. Ясно, что цена любого товара определяется посредством денег, они для того и служат измерителем ценности, стоимости товаров. Но чтобы деньги сами имели цену?!

И все же цена денег - это реальное экономическое понятие, имеющее практическое значение, к тому же немалое. Деньги могут становиться и объектом купли-продажи, в связи с чем и приобретают цену. Зачем же покупать деньги за деньги? Достаточно очевидно, что приходится покупать иностранную валюту за национальную, а иностранцам, приезжающим в другую страну, - приобретать ее национальную валюту за иностранную. Такую процедуру называют обменом валюты, но подобный обмен и есть не что иное, как продажа, осуществляемая по определенным ценам.

Вместе с тем продажа денег наблюдается не только в ее валютной форме. Можно покупать и продавать деньги за такие же деньги с той лишь разницей, что нынешние деньги продаются в обмен на будущие, и наоборот. Такого рода продажа имеет место, когда деньги предоставляются в долг, в кредит под определенный ссудный процент. Этот процент и есть, собственно, цена денег, точнее, цена предоставления денег в кредит, взимаемая кредитором (продавцом) с заемщика (покупателя).

Цена кредитных денег выражается обычно в виде процентной ставки, представляющей собой выраженную в процентах долю заемных средств, которые заемщик должен платить кредитору за пользование кредитом в течение фиксированного периода времени. Чаще всего устанавливается годовая процентная ставка. Если, например, вы получили кредит в 100 тыс. руб. сроком на несколько лет при годовой ставке, равной 15%, то вам придется ежегодно уплачивать кредитору за пользование его деньгами 15 тыс. руб., а в конце срока вернуть, естественно, весь долг.

Каким же образом кредиторы, в роли которых чаще всего выступают банки, устанавливают цены на деньги, предоставляемые в кредит, т.е. процентную ставку? Затратный метод ценообразования в его прямой форме применить нелегко.

Предоставляя деньги в долг, кредитор теряет возможность использовать их иным образом. Так что цена кредита с позиций кредитора есть цена его упущенной возможности использовать деньги другим способом или предоставить их другому заемщику. Но практически установить подобную альтернативную стоимость кредитования сложно.

Если кредитор знает, по какой цене он сам способен приобрести деньги, предоставляемые им затем взаймы, а также оценить издержки, связанные с осуществлением им кредитных операций, обслуживанием заемщика, то он может прибавить к ним доход, который желает получить, да еще неизбежные налоги, уплачиваемые государству. В итоге определятся общие затраты и прибыль кредитора. Полученная сумма, разделенная на величину предоставленного кредита, переведенная в проценты, и будет процентной ставкой, установленной затратным способом, т.е. ценой предложения денег. А уж заемщику судить, устраивает ли его такая цена.

При наличии рынка, т.е. возможности заемщиков получать кредиты в разных банках, механизм установления процентной ставки более близок к рыночному и процентная ставка становится ценой, устанавливаемой на основе соглашения между кредитором и заемщиком. Но обычно определяющая роль в установлении процентных ставок принадлежит банкам кредиторам, так как заемщики находятся в зависимом от них положении. Значительную роль в формировании процентных ставок кредитования играет Центральный банк страны, устанавливающий собственные ставки, по которым он кредитует коммерческие банки. На эти ставки ориентируется большинство кредиторов.

Кредитная процентная ставка зависит от суммы кредита и срока кредитования. Так, банк- кредитор может устанавливать более высокие ставки за кредит на короткий срок, так как такие кредиты менее выгодны кредитору.

При наличии в стране инфляции, т.е. снижения покупательной способности, а тем самым и ценности денег вследствие роста цен, процентная ставка кредита увеличивается на уровень инфляции, выраженной в процентах. Это и понятно. Ведь если вы, скажем, дали в долг на один год 1000 руб., а в течение этого года цены выросли на 10%, то ценность возвращенных вам тех же денег составляет уже не 1000, а 900 руб. того периода, когда был предоставлен кредит. Заемщик должен возместить вам потери, вернув через год не 1000, а 1100 руб. Вот эти инфляционные проценты и добавляют к безынфляционной процентной ставке. Если же уровень инфляции снижается, кредитная ставка процента уменьшается на соответствующую величину.

Наряду с кредитным, широко известен депозитный процент, называемый в обиходе процентом по вкладам. Банки, привлекая средства вкладчиков денег, становятся их заемщиками, а сами вкладчики играют роль кредиторов банка. Поэтому банк выплачивает вкладчику некоторую сумму денег в виде депозитного процента за пользование вкладом в течение срока его хранения. Сумма выплаты за определенный срок, обычно за год, исчисленная в процентах к величине вклада, носит название ставки депозитного процента, так как вклад - это депозит.

Ставка депозитного процента, представляющая собой цену использования вклада банком, по величине ниже ставки кредитного процента, получаемого банком от заемщиков, которым банк дает взаймы деньги, предоставленные вкладчиками. Разница этих процентных ставок, именуемая маржой, и образует основной доход банка от кредитных операций. Так что если известна цена кредитных денег, то цена депозитных устанавливается посредством вычитания из них маржи. И наоборот, при известной цене привлечения денег вкладчиков цену кредита можно установить, прибавляя к ней маржу и учитывая налоги.

Ставка депозитного процента практически назначается банками и не является предметом рыночного торга. Другое дело - вкладчик может избрать банк с высокой ставкой депозитного процента. Но надо иметь в виду, что чем выше цена, уплачиваемая банком за размещение в нем вклада, тем обычно выше и риск вкладчика не вернуть своевременно или вообще свой вклад, не получить причитающиеся по нему проценты.

В условиях инфляции ставка депозитного процента корректируется на величину процентного уровня роста цен путем прибавления процента инфляции к безынфляционной ставке. Так что с ростом уровня инфляции ставка растет, а со снижением - уменьшается.

Ставка депозитного процента зависит от суммы вклада и срока хранения вклада. Чем выше сумма вклада и чем больше срок его хранения в банке, тем более высока ставка депозитного процента, по которой банк привлекает вклады.

В современной мировой практике безынфляционная ставка депозитного процента находится в пределах от 2 до 6%, а кредитного процента - от 7 до 12%. Но могут применяться и льготные ставки по отдельным видам вкладов и кредитов и для определенных категорий вкладчиков. Более высокий уровень процентных ставок в России обусловлен инфляцией и острой потребностью в деньгах государства, банков, организаций, населения.

Любопытно и печально, что существует еще и процентная ставка в виде цены «обналичивания» безналичных денег, осуществляемого на российском теневом банковском рынке.

Одной из самых распространенных форм цены денег является валютный курс, в соответствии с которым производится обмен валют. Валютный курс - это цена денежной единицы страны, выраженная в денежных единицах других стран. Установление валютного курса на биржах называют котированием валют, а величину курса, определенную подобным образом, - котировкой. Следует твердо знать, что курс валюты может существовать только по отношению к другой валюте, иначе валютный курс лишен смысла. Например, курс доллара в рублях - это количество рублей, в обмен на которое продается 1 доллар, а курс рубля в долларах есть количество долларов, в обмен на которое продается 1 рубль, т.е. обратная величина. В любой стране наиболее распространены курсы ведущих валют мира, выраженные в денежных единицах данной страны. Для россиян первоочередной интерес представляют выраженные в рублях курсы доллара и общеевропейской денежной единицы - евро.

Знание валютного курса национальной денежной единицы важно для страны и ее экономики по ряду причин. Иностранная валюта, приобретаемая в соответствии с ее валютным курсом по отношению к национальной, нужна всем, кто обладает национальной валютой, но нуждается в иностранной в целях закупки товаров за рубежом, поездки в другую страну, оплаты сотрудников, работающих за рубежом, накопления денежных средств в иностранной валюте. Чем выше валютный курс национальной валюты по отношению к иностранной, тем больше иностранной валюты смогут приобрести эти лица, так что они заинтересованы в повышении курса.

Вместе с тем для экспортеров, продающих в другие страны товары, приобретаемые за национальную валюту, выгоден низкий курс национальной валюты по отношению к валюте стран, куда они сбывают товары. Чем ниже этот курс, тем большее количество национальной валюты экспортеры смогут приобрести, меняя выручку от экспорта в иностранной валюте на национальные деньги, и тем больше закупить товаров для последующего экспорта. Так, падение курса рубля по отношению, скажем, к доллару, известное под названием девальвации, выгодно для экспортеров нефти, газа, электроэнергии из России. В какой-то степени выгадывает на этом и государство, увеличивая сбор налогов с экспортеров и заставляя их продавать часть вырученной от экспорта иностранной валюты Центральному банку, что увеличивает валютные резервы страны. Но для импортеров девальвация рубля - бедствие, ибо на ту же сумму в рублях они приобретают меньшее количество товаров за рубежом, оплачиваемых в иностранной валюте.

В целом снижение валютного курса национальной денежной единицы по отношению к ведущим валютам мира - неблагоприятное для страны экономическое явление, свидетельствующее о неустойчивости, слабости ее валюты. К тому же надо иметь в виду, что цены на внутренних рынках страны остро реагируют на курс национальной валюты по отношению к иностранным. Многие товары приобретаются за рубежом, импортируются в Россию, поэтому в результате девальвации рубля по отношению к валютам стран, в которых производится закупка товаров, их цена в рублях, естественно, повышается, что способствует развитию инфляции.

Формирование валютного курса происходит в основном на оптовых рынках купли- продажи валюты, на валютных биржах и поэтому находится под сильным влиянием рыночного спроса на валюту и ее предложения. Но величины спроса на валюту и ее предложения, особенно в России, сами находятся под воздействием ряда факторов. Рассмотрим их вкратце.

Валютный курс как цена иностранной валюты в национальных денежных единицах есть цена на один из рыночных товаров и естественным образом связана с ценами на другие товары, продающиеся на внутреннем рынке страны. Это дает возможность оценивать валютный курс исходя из паритета покупательной способности. Если, например, 1 л бензина стоит в России 10 руб., а в США - 0,5 доллара, то товарный валютный курс, установленный по бензину, составляет 10:0,5=20 руб. за доллар. Если же в основу паритета покупательной способности положить батон белого хлеба, который стоит в России 6 руб., а в США - 1 доллар, то товарный валютный курс составит 6 рублей за доллар.

Курс доллара к рублю в России, установленный на базе паритета покупательной способности, был в целом заметно ниже биржевого курса. Это объясняется тем, что доллары в России приобретаются предпринимателями, населением в качестве сокровища, богатства с целью создания надежных денежных накоплений, вывозимых за рубеж или хранимых в стране. Это приводит к повышенному спросу на доллары при ограниченном их предложении, что и служит причиной роста валютного курса доллара как его рыночной цены в рублях.

На валютный курс национальной валюты способен оказывать влияние Центральный банк страны, продавая или покупая иностранную валюту из своих валютных резервов.

Усиленную продажу иностранной валюты Центральным банком называют валютной интервенцией. С помощью такой интервенции Центральный банк увеличивает предложение иностранной валюты и сбивает ее курс по отношению к национальной, увеличивая, например, количество долларов, предлагаемых на валютном рынке и изымая из обращения рубли, возбуждающие спрос на доллары.

Обратное влияние оказывает избыточная рублевая эмиссия, наводнение страны рублевой денежной массой. Значительная часть этой массы поступает на валютный рынок, увеличивая спрос на иностранную валюту при неизменном предложении. В итоге происходит падение валютного курса рубля.

Центральный банк, пытаясь сдержать рост курса иностранной валюты по отношению к национальной, может устанавливать предельное значение валютного курса, или его верхний и нижний пределы - образуется так называемый валютный коридор. Но подобные меры обычно действенны только в течение сравнительно короткого времени.

Вопросы для повторения

1. Что представляет собой цена на товар, услугу? Что отражает значение цены? Какие функции выполняют цены?

2. В чем состоит процесс ценообразования? Назовите основные подходы к ценообразованию.

3. Определите понятия «розничная цена», «оптовая цена», «тариф», «ставка». Что понимают под тарифами на медицинские услуги?

4. Чем отличаются «твердые» и регулируемые цены? Кто и как регулирует цены на медицинские товары и услуги?

5. Какие цены называют прейскурантными?

6. Что вкладывается в понятие «рыночная цена»?

7. Охарактеризуйте затратный способ ценообразования на медицинские товары и услуги. По какой формуле определяется цена методом учета затрат?

8. Как осуществляется калькуляция затрат? Каковы основные виды затрат на медицинские товары и услуги?

9. Охарактеризуйте природу рыночного ценообразования, используя кривые спроса и предложения.

10. Как реально формируются цены на товары и услуги на рынках?

11. Что такое цена денег? Как формируется банковский кредитный и депозитный процент? Каким образом цены связаны с инфляцией?

12. От чего зависит валютный курс рубля и как он изменяется?


ГЛАВА 4 РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

4.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЫНКЕ

Экономика - это, с одной стороны, производство и потребление материальных и духовных ценностей, услуг, а с другой - непрерывное встречное движение продаваемых товаров, услуг и уплачиваемых за их приобретение денег. Без такого движения не могло бы быть разделения труда, товары не нашли бы своего покупателя и потребителя, продавец и покупатель не встретились бы на рынке.

Значительное число участников рыночного обмена и изобилие представленных на нем товаров и услуг, являющихся объектом купли и продажи, порождают сложную картину перехода каждого товара и уплачиваемых за него денег из одних рук в другие. Но если мы стремимся познать общие принципы действия рынков и складывающиеся на них экономические отношения участников товарно-денежных процессов, достаточно изучить природу и сущность обращения в целом, не прибегая к микроэкономическим исследованиям, а ограничившись общей макроэкономической картиной рынка.

Ясно, что на рынке представлены два главных действующих лица: продавец и покупатель товаров, между которыми и складываются отношения купли и продажи. Продающую сторону представляют производители товаров, производители услуг, обладатели ресурсов, материальных и духовных ценностей, торговые посредники. Покупающая сторона представлена потребителями товаров, услуг, торговыми посредниками. В качестве продавцов и покупателей могут выступать:

1) государство (государственные структуры), продающее на рынке природные ресурсы, государственное имущество, государственные услуги, государственные ценные бумаги, деньги, валюту и приобретающее трудовые ресурсы для госслужбы, продукцию государственных заказов, товары, услуги, деньги, валюту, ценные бумаги;

2) организации, предприятия, предприниматели, продающие на рынке средства производства, потребительские товары, услуги, имущество, деньги, валюту, ценные бумаги и приобретающие природные ресурсы, трудовые ресурсы, средства производства, деньги, валюту, ценные бумаги;

3) население, граждане, домашние хозяйства, продающие труд, личное имущество, услуги, деньги, валюту, ценные бумаги и приобретающие потребительские товары и услуги, имущество, деньги, валюту, ценные бумаги.

В итоге образуются рыночные связи, товарные и денежные потоки, простейшая схема которых представлена на рис. 49.

Рисунок 49 – Схема товарных потоков на рынках

 

Все участники процессов купли-продажи, рыночных отношений используют деньги в качестве средства оплаты покупок и получают их в виде платежа за проданный товар. Разница состоит лишь в мере использования наличных и безналичных денежных средств, а также чеков и во времени осуществления денежных расчетов за покупку. Не исключается использование древней формы взаимных расчетов в виде натурального обмена товаров (бартерные сделки).

Обыденное понятие «рынок», под которым принято понимать место встреч продавцов и покупателей, массовой купли-продажи товаров, лишь частично отражает содержание, которое вкладывается в слово «рынок» экономической наукой и хозяйственной практикой. Рынок в широком представлении объединяет в себе несколько понятий.

Во-первых, рынок - это любое место торговли товарами и услугами. В советской экономике рынок как место купли-продажи в бытовом представлении ассоциировался прежде всего с колхозными, продовольственными рынками, рынками сельскохозяйственной и кустарной продукции, базарами, ярмарками. Магазины розничной и оптовой торговли не принято было называть рынками. Отсюда искаженное представление о рынке даже в простейшем понимании этого слова. Ведь если рынок есть место купли-продажи, какая разница, где происходит торговля, - в магазине или на площади?

Во-вторых, рынок есть вся совокупность процессов торговли, актов купли-продажи. В подобном представлении рынок характеризуется такими признаками, как вид продаваемых товаров, объем продаж (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (высокий, низкий). При этом рынок уже понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца и покупателя.

В-третьих, рынок представляет собой систему экономических отношений между его участниками, возникающих в процессе купли-продажи, т.е. товарно-денежных отношений.

Наконец, в-четвертых, в самой универсальной трактовке понятие «рынок» ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика». Так, стало общепринятым говорить и писать о вхождении России в рынок, о переходе к рынку.

В пределах настоящей главы под словом «рынок» будем понимать преимущественно процессы обмена товаров (услуг) на деньги и денег на товары (услуги), а также сферу обращения, в которой имеют место такие процессы.

Сущность и роль современного рынка медицинских товаров и услуг отражаются в функциях, выполняемых таким рынком.

Основными функциями рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения являются:

• воспроизводственная, обеспечивающая непрерывность процесса производства и воссоздания, расширения всего многообразия медицинских услуг, лекарственных средств, специального оборудования и других товаров медицинского назначения, их доступности, качества и развития. Поставляя и сбывая на рынке свою продукцию потребителям медицинских товаров и услуг, предприниматель приобретает на вырученные средства необходимые ему производственные ресурсы и за счет этого продолжает оказывать услуги и производить товары не только в прежних объемах, но и увеличивать их посредством инвестиций, создавать новые рабочие места во внебюджетном секторе здравоохранения, уменьшая число бюджетополучателей;

• регулирующая, обеспечивающая сохранение управляемости в медико-производственном комплексе (МПК) при возникновении в нем негосударственного, частного сектора. Реагируя на происходящие изменения в производстве и потреблении медико-фармацевтической продукции, рынок помогает приспосабливать производство к структуре потребностей населения страны в целом и ее регионов в медико-фармацевтической помощи, устанавливать и поддерживать прямые и обратные связи между производителями и потребителями медицинских услуг, работ, товаров, налаживать взаимовыгодное сотрудничество врачей с производителями медицинских средств, препаратов, способствуя тем самым укреплению и развитию единого МПК на основе производственно-торговых связей;

• ценообразующая, заключающаяся в том, что, объединяя и сопоставляя спрос и предложение товаров и услуг, рынок уравновешивает их и одновременно формирует рыночную цену как результат торга между продавцами и покупателями. Ценообразующая функция сочетается и объединяется с регулирующей;

• стимулирующая, выполняющая роль эффективного инструмента снижения удельных производственных затрат, содействующая экономии общественного труда и повышению продуктивной занятости работников МПК. Реализация этой функции непосредственно зависит от состояния конкуренции в отрасли и уровня рыночных цен, в которых учитываются необходимые затраты труда врачей, фармацевтов и других специалистов, потребительские качества услуг и товаров, предложение и спрос на них. Рыночный механизм, благодаря конкуренции и возможности выбора, заставляет организации МПК повышать производительность и эффективность труда, улучшать качество, совершенствовать лечебно-диагностические и другие производственно-технологические и организационно-технологические процессы. Даже самый строгий административный контроль не способен устранить с рынка услуги и товары низкого качества так эффективно, как это делает конкурентный рынок;

• санирующая, проявляющаяся в том, что рыночные отношения укрепляют «здоровье» экономического организма медико-фармацевтических структур, излечивают их от разного рода «болезней» консервативным, а нередко и хирургическим путем. Вынуждая предпринимателей совершенствовать технологию производства, снижать издержки, заниматься информационно-рекламной деятельностью, экономно расходовать материальные, финансовые, трудовые и временные ресурсы, заниматься санитарно-просветительской работой, повышать эффективность медицинского обслуживания населения, рынок очищает здравоохранение от профессионально слабых и экономически неэффективных организаций и субъектов, создавая в то же время дополнительные возможности для более продуктивных и перспективных;

• конкурентная, выражающаяся в профессиональном и социально-экономическом рыночном соперничестве организаций МПК за достижение высоких результатов в диагностике, лечении и реабилитации больных, в сервисном обслуживании пациентов, в производстве лекарственных средств и других товаров медицинского назначения, а также в их стремлении к наиболее полному удовлетворению потребностей здравоохранения в услугах и товарах повышенного спроса.

Следует иметь в виду, что успешная реализация перечисленных функций рынка медицинских услуг и товаров имеет место лишь в условиях развитых, законодательно подкрепленных, цивилизованных рыночных отношений, гармонично сочетающихся с надежным государственным регулированием коммерческой деятельности в сфере здравоохранения и подкрепляемых высокой культурой субъектов этой деятельности. В противном случае рыночные механизмы вступают в противоречие с государственными, конкуренция вытесняется монополией и рынок становится «полем чудес» для коррумпированных элементов.

Практически все участники медицинской, медико-производственной деятельности в той или иной степени вовлечены в рыночные отношения, представлены на рынке товаров и услуг. Коммерческие организации, предприниматели непосредственно связаны с рынком, продавая на нем результаты своей деятельности и приобретая необходимые ресурсы. Но и государственные по форме собственности медицинские организации, и даже государственные учреждения не избавлены от участия в рынке медицинских товаров и услуг, так же как и СМО. Если государственный заказ медицинским организациям или заказ на предоставление медицинских страховых услуг предоставляется на конкурентной основе, с применением торгов, то и здесь налицо рыночные отношения. Индивидуальные потребители медицинских товаров и услуг напрямую участвуют в рыночных отношениях, избирая производителя, продавца и оплачивая приобретаемые блага. Но и потребители товаров и услуг, оплачиваемых из бюджетных средств, внебюджетных, страховых фондов, косвенно участвуют в рынке медицинского продукта, будучи его потребителем.

Вопросы для повторения

1. Что такое сфера обращения? Какую роль она играет в экономике?

2. Каким образом участвуют в товарно-денежных отношениях государство, организации, население?

3. Как строятся рыночные связи в экономике?

4. Что вкладывается в понятие «рынок»?

5. Назовите и охарактеризуйте основные функции рынка медицинских товаров и услуг.

6. Каким образом вовлечены в рыночные отношения производители и потребители, продавцы и покупатели медицинских товаров и услуг?


 

4.2. ВИДЫ РЫНКОВ

Под единым понятием «рынок» часто понимается совокупность многих типов и видов рынков, отличающихся друг от друга. Рынки можно разделить на группы по определенным признакам - таким, как степень монополизированности (формы конкуренции), мера государственного регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг. К наиболее важным из перечисленных признаков следует отнести формы конкуренции и виды рыночного продукта.

С понятием «рынок» тесно связаны понятия «монополия» и «конкуренция». Рыночная монополия - это преобладание одного или группы объединившихся между собой продавцов определенного товара, доминирующих на рынке, диктующих цены, устанавливающих или ограничивающих объемы продаж, довлеющих над покупателями. В принципе возможна и монополия покупателя, именуемая монопсонией, но она встречается реже. Монополия - враг конкуренции. Рыночная конкуренция есть состязание, противоборство разных продавцов одного и того же товара в стремлении привлечь побольше покупателей, продать большее количество товара, обойти и потеснить других продавцов.

В зависимости от уровня (глубины) конкуренции, имеющей место между лицами, предлагающими продукт к продаже на данном рынке, различают следующие виды рынков:

1) высококонкурентный, немонополизированный;

2) рынок монополистической конкуренции;

3) олигополистический рынок;

4) дуополистический рынок;

5) полностью монополизированный рынок (чистая монополия). Рассмотрим более детально перечисленные виды рынков, определив их

признаки, роль, функции, место в рыночной экономике.

Высококонкурентным (совершенным, идеальным) называют рынок, на котором нет условий для монополии одного или группы продавцов и, наоборот, созданы условия для конкуренции между ними. На высококонкурентном рынке продавцы и покупатели совершают акты купли-продажи в условиях так называемой совершенной конкуренции, удовлетворяющей следующим условиям:

а) количество как продавцов, так и покупателей настолько велико, что ни один из них не способен существенно повлиять на рыночные процессы, прежде всего на цены;

б) всеми продавцами предлагаются для продажи однотипные товары и услуги, схожие по свойствам;

в) все продавцы и покупатели обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке (ценах, товарах, спросе, предложении), ни один не знает больше, чем остальные;

г) покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его.

При соблюдении указанных условий все участники рынка занимают равноправное положение и могут свободно конкурировать. В силу большого количества продавцов и вытекающей отсюда ограниченности масштабов продаж каждого из них ни один не способен влиять на рыночный процесс, диктовать свои условия. Продавец и стоящий за ним производитель товара могут улучшить свои позиции на подобном рынке лишь путем уменьшения затрат на производство продукции или повышения ее качества, что равносильно продаже другого товара.

Производитель, снижающий издержки производства, обладает возможностью снизить цену, сохранив прибыль, получаемую при продаже каждой единицы товара. Благодаря снижению цены он увеличивает объем продаж и получаемую общую прибыль до тех пор, пока другие производители и продавцы однородного товара не снизят свои цены до того же уровня. Таким образом, благодаря свободной конкуренции на идеальном рынке достигается одновременный выигрыш производителя (продавца) и покупателя (потребителя), приобретающего товары по более низким ценам. В условиях высококонкурентного (идеального) рынка объективно происходит перераспределение общественных ресурсов в пользу наиболее эффективно работающего. В этом принципиальное достоинство такого рынка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...