Глава 3 финансы в здравоохранении 17 глава
Налогами облагаются, с одной стороны, физические лица, граждане, получающие определенного вида доходы, имеющие подлежащие налогообложению имущественные ценности. С другой стороны, налогами облагаются юридические лица, т.е. частные, акционерные, государственные предприятия и организации, фирмы, компании - словом, все, кто официально зарегистрирован как участник экономической, хозяйственной деятельности, выступает в роли единого хозяйствующего субъекта. Все, кто уплачивает налоги, именуются налогоплательщиками. Налоги делятся на прямые и косвенные - в зависимости от способа их взимания. Прямые налоги берутся непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, т.е. исчисляются в виде определенной доли от денежных доходов либо имущественного состояния. К прямым налогам относят подоходный налог с населения, налог на прибыль организаций (предприятий), налог на имущество юридических и физических лиц, налог на землю, налог с наследства и дарений и др. Косвенные налоги устанавливаются государством в виде надбавок к ценам на товары и тарифам на услуги, не связанных с доходами и имуществом налогоплательщика. К косвенным налогам относят налог с продаж, акцизные сборы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Косвенные налоги обладают тем удобством для взимающих их органов, что их труднее избежать по сравнению с прямым путем утаивания дохода. Ведь они взимаются в процессе продажи, перевозки через границу, еще до образования реального дохода. В этом смысле удобны и налоги на землю, имущество. Величина налога зависит от облагаемой суммы, называемой налоговой базой, и налоговой ставки, т.е. процента, который составляет налог в облагаемой сумме. Например, если доход физического лица составляет 100 тыс. руб. в год, а налоговая ставка равна 13%, то придется уплатить 13 тыс. руб.
в виде подоходного налога. Аналогично, если прибыль организации равна 500 тыс. руб., а налоговая ставка составляет 25%, организация должна уплатить налог на прибыль в сумме 125 тыс. руб. Налоговая ставка может меняться в зависимости от облагаемой суммы. Если налоговая ставка растет при увеличении облагаемой суммы, налог называют прогрессивным, если она сохраняет постоянное значение - пропорциональным, подобную шкалу налогообложения называют также «плоской». В принципе возможна ситуация, в которой налоговая ставка даже уменьшается при росте облагаемой суммы; такой налог называется регрессивным. Применяется и ступенчатое, пороговое налогообложение, при котором до некоторого уровня доходов или стоимости имущества налог не взимается, а начиная с него устанавливается определенная налоговая ставка. Существует несколько десятков разновидностей налогов, различающихся источниками налогов, объектами налогообложения, налоговой базой, видом налогооблагаемой деятельности. Рассмотрим наиболее распространенные налоги. Подоходный налог с физических лиц взимается в зависимости от денежного дохода граждан и представляет собой основной налог, которым облагается население. Этот налог взимается прежде всего с заработной платы при ее выдаче. Но в ряде стран гражданин, получающий доходы из разных источников выше определенной суммы, обязан ежегодно заполнять и представлять в налоговое управление декларацию о доходах, на основании которой определяется полный налог со всех видов доходов с учетом прогрессивного налогообложения. Налог с продаж (налог с оборота) уплачивается с полного объема выручки от продажи товара. Это косвенный налог, ибо выручка не образует чистый доход производителя и продавца товара. Ставка налога обычно невелика и колеблется в пределах до 10%. Чаще всего это местный налог, обладающий солидной налогооблагаемой базой. Налог приводит к увеличению цен на облагаемые им объекты продажи.
Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается с добавленной стоимости, представляющей собой разницу между денежной выручкой от продажи продукции организации и суммой издержек на сырье, материалы, полуфабрикаты и услуги, полученные от поставщиков, другие виды материальных затрат. Иначе говоря, налогом облагается та часть стоимости, которая добавлена, приращена в данной организации. Если, к примеру, организация произвела и продала товар на сумму 100 тыс. руб., а материальные затраты на этот товар составили 30 тыс. руб., то добавленная стоимость равна 70 тыс. руб. При налоге на добавленную стоимость, равном 20%, организации придется платить в виде налога 14 тыс. руб. Обычно производители приплюсовывают этот налог к цене и тем самым перекладывают его на потребителя. Акциз - это косвенный налог, взимаемый с величины стоимости отдельных видов товаров и услуг и включаемый в их цену. Акцизом, как правило, облагаются товары внутреннего производства и импортные товары, приобретаемые лицами с высокими доходами (ювелирные изделия, предметы роскоши), винно-водочные и табачные изделия. Налог на вмененный доход предпринимателей взимается в случаях, когда трудно выявить истинную величину дохода. Например, нелегко узнать, какой именно доход приносят торговая палатка или услуги частного стоматолога. В такой ситуации величина дохода устанавливается налоговой инспекцией, вменяется по результатам длительного наблюдения. Налог на прибыль организации относится к числу самых распространенных во всем мире доходов, изымаемых в виде доли от валовой прибыли организации (разности между выручкой и издержками производства и обращения). Налоги на экспорт и импорт взимаются чаще всего в виде таможенных пошлин при провозе товаров через границу. Размер налога определяется в этом случае таможенными тарифами в зависимости от цены товара (адвалорные пошлины) или от его количества. В странах с рыночной экономикой широко применяются также налог на имущество физических и юридических лиц и земельный налог.
Иногда к налогам относят и отчисления организаций в виде доли общего объема заработной платы во внебюджетные социальные фонды (пенсионный, социального обеспечения, ОМС). Это своеобразные целевые налоги, составляющие значительную часть в общем объеме налогообложения. Множество разновидностей налогов и платежей вызывает возражения не только у граждан и производителей, этим недовольны и отдельные ученые экономисты. Любопытно, что еще 100 лет назад американский ученый и философ Г. Джордж предложил заменить все налоги одним единственным налогом на землю. Под землей он понимал не только сельскохозяйственные угодья и место размещения объектов, но и все содержащиеся в земле и на земле природные богатства. Хотя идеи Г. Джорджа горячо поддержали Л.Н. Толстой и У. Черчилль (премьер-министр Великобритании в 1940- 1945, 1951-1955 гг.), они остались на уровне замысла. Довольно часто проявляется стремление организаций, предпринимателей, отдельных лиц избежать уплаты налогов, скрыть наличие доходов, облагаемых налогом. Если налог установлен законом, уклонение от его уплаты есть наказуемое преступление. Взимание налогов - серьезное государственное дело, они являются главным источником пополнения государственной казны, формирования доходов бюджета. От недобора налогов страдают все, кто пользуется государственной денежной поддержкой. За это отвечает специальное государственное ведомство, его подразделения в виде налоговых инспекций созданы во всех регионах, городах, районах. Неполная уплата или неуплата налогов наблюдается во всех странах и составляет примерно от 15 до 50% сумм налогообложения. Особенно низкий уровень уплаты налогов наблюдался в России в период с 1992 по 1998 г. вследствие нестабильности экономической ситуации, несовершенства налоговой системы, потери управляемости. При этом исправные налогоплательщики уплачивали налоги, а злостные неплательщики вообще уклонялись от них. Понятно, что если налоги отменяются или уменьшаются, т.е. действуют налоговые льготы, тем самым оказывается поддержка налогоплательщикам, а если налог увеличивается, возникает дополнительная нагрузка, увеличивается налоговое бремя. Такая линия действий правительства именуется налоговой политикой. Налоги взимаются не только с целью поступления денежных средств в государственную казну. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.
Однако при выработке налоговой политики правительству приходится решать противоречивую проблему. Проводя политику изъятия как можно большей суммы налогов, правительство усиливает фискальную функцию налогов и способствует росту доходов государства, расходуемых на общественные нужды. Но при этом ослабляется экономическая функция налогов, призванная способствовать экономическому росту. При больших налогах у предприятий нет стимула развивать производство. Если же резко уменьшить налоги, государственный бюджет не получит нужных ему средств, чтобы обеспечить расходы на экономические и социальные цели, оборону, культуру, науку, управление. В ряде случаев законодательные органы или правительство принимают решение об освобождении определенных категорий людей и организаций, отдельных видов деятельности от налогов или об уменьшении налоговых ставок. Такое налогообложение принято называть льготным. С позиций социальной справедливости желательно, чтобы льготы были не адресными, а функциональными. Это означает, что их следует предоставлять не конкретным налогоплательщикам, а в зависимости от вида деятельности, характера работы. Поэтому медицинская и фармацевтическая деятельность пользуется определенными налоговыми послаблениями. Специфика налогообложения медицинских организаций обусловлена прежде всего различиями в уровне обложения налогами бюджетных, общественных, неприбыльных организаций, с одной стороны, и предпринимательских, коммерческих организаций, получающих прибыль, - с другой. В зависимости от того, к какой из этих групп относится медицинская организация, изменяются вид и величина уплачиваемых ею налогов. Если же медицинская организация частично функционирует как бюджетная, некоммерческая, а частично - как коммерческая, т.е. занимается предпринимательской деятельностью, то различные виды деятельности облагаются по-разному. Специфика налогообложения медицинских организаций проявляется прежде всего в отношении взимания налогов на прибыль и на добавленную стоимость.
Медицинские организации не уплачивают налог на прибыль с доходов, полученных в виде бюджетных ассигнований, но являются плательщиками налога на прибыль, получаемую в виде части дохода от предпринимательской деятельности и других доходов от реализации платных услуг. Так что налогом на прибыль медицинской организации облагается сумма превышения ее доходов за счет платных видов деятельности над расходами на эти виды деятельности. Не подлежит налогообложению прибыль организаций всех организационно-правовых форм, полученная от реализации произведенной ими медицинской продукции, входящей в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Медицинские организации не платят налог на добавленную стоимость с полученных средств целевого бюджетного финансирования, предоставляемых на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов разных уровней. От налога на добавленную стоимость освобождаются платные медицинские услуги для населения, доходы от продажи лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники. В то же время медицинские организации, аптеки должны уплачивать налог на добавленную стоимость с денежных поступлений немедицинского характера - таких, как выручка от сдачи в аренду имущества, от продажи немедицинской продукции: предметов личной гигиены, оптики, лечебно-диетического питания, косметики, парфюмерии. Не освобождаются от налога на добавленную стоимость ветеринарные и санаторно-эпидемиологические услуги. Дополнительные налоговые льготы в отношении местных налогов могут предоставлять медицинским организациям муниципальные органы власти. Специальными налоговыми льготами, предусмотренными законом для предприятий малого предпринимательства, могут пользоваться и медицинские организации, относящиеся к этой категории. Более конкретные условия налогообложения медицинских организаций, виды и масштабы предоставляемых им льгот устанавливаются периодически обновляемыми инструкциями. Вопросы для повторения 1. С какой целью взимаются налоги и сборы? 2. Какие виды изъятий денежных средств у организаций и граждан называют налогами? 3. Какие виды налогов применяются в процессе налогообложения? 4. Чем отличаются прямые и косвенные налоги? 5. Что такое налоговая ставка и налогооблагаемая база? 6. Из каких источников налогоплательщики выплачивают налоги? 7. Охарактеризуйте подоходный налог, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и пошлины, налог на вмененный доход, налог на имущество. 8. В чем состоит налоговая политика государства? 9. Какова специфика налогообложения медицинских организаций? 10. Какие налоговые льготы предоставляются медицинским организациям?
3.8. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ И ТОВАРЫ 3.8.1. Сущность, роль и функции цен При возникновении необходимости что-либо купить или продать приходится сталкиваться с таким фундаментальным экономическим понятием, как цена. С ценами связано представление о дорогих и дешевых товарах, доступных и недоступных услугах. Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Но такого простейшего представления о ценах недостаточно для проникновения в исключительно тонкие и сложные вопросы формирования и изменения цен на большое многообразие товаров и услуг. В экономике страны действуют одновременно великое множество цен, величина которых в течение короткого периода меняется, известны многие разновидности цен, зависящие от характера, объема, времени продаж. Наряду с ценами на товары существуют цена труда в виде заработной платы, тарифы на услуги, валютный курс, цены на интеллектуальный продукт, информацию, банковская процентная ставка, цена организации, земли, имущества, арендная плата и ряд других цен. Фактически любой платеж связан с ценой, на основании которой устанавливается величина этого платежа. Цены представляют собой гибкий и в то же время мощный рычаг управления экономикой, но и сами цены поддаются управлению. В централизованной экономике цены используются как внешний инструмент воздействия на производство, обмен, потребление со стороны правительства. В рыночной экономике цены, порождаемые рынком, спросом и предложением товаров, способствуют саморегулированию экономических процессов и формируются в результате такой саморегуляции. Изучая цены, приходится концентрировать внимание не только на их величине и области применения, но и на том, как устанавливаются цены и каким образом изменяются. Способы, правила формирования цен называют ценообразованием. Главным фактором цены является труд. Понятно, что цена есть денежное выражение стоимости товара. Но уже в этом простейшем высказывании скрываются, по сути, два определения. С одной стороны, цена - это денежная сумма, которую покупатель согласен заплатить за товарную единицу, т.е. цена покупателя, точнее, цена в видении покупателя. С другой стороны, цена есть количество денег, за которое продавец согласен продать ту же единицу товара, т.е. цена продавца, точнее, цена в видении продавца. Купля-продажа товара происходит только в том случае, если цена покупателя совпадает с ценой продавца, что часто связано с необходимостью торга между ними. С этой точки зрения, цена товара есть результат согласования цены продавца и цены покупателя. Цена, как и деньги, - историческая категория, возникшая в процессе обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена использовались цены как товарные пропорции. Такая цена, представленная количеством единиц другого товара, обмениваемых на единицу данного, еще не универсальна и выражена для каждой из обменивающихся сторон в разных единицах. С появлением товарных, а затем металлических и бумажных денег стало возможным выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. При переходе к денежной оплате и продавец, и покупатель видят в цене товара количество денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара. Денежная цена, казалось бы, расставляет все по своим местам. Но возникает новая, на этот раз, видимо, вечная проблема: «Сколько же денежных единиц того или иного вида следует платить за единицу того или иного товара?» Короче говоря, пришлось задуматься о способе определения цены. И само понятие цены как пропорции обмена попало под сильное влияние методов ее установления, называемых механизмом ценообразования. О ценах начали говорить и писать не столько с позиций их сути и назначения, сколько с точки зрения способов определения. Появляются разные виды цен в зависимости от того, как они формируются. На вопрос о том, что же есть цена как экономическая категория, экономисты стали отвечать: «Цена определяется тем, как она возникает». В экономической науке и практике сформировались два основных подхода к установлению цен: рыночный и затратный (производственный). Эти подходы отличаются прежде всего факторами, воздействующими на формирование цены. В условиях рыночного способа ценообразования определяющий фактор - конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. Рыночный способ соответствует формированию цен на свободном рынке купли-продажи, где цена устанавливается самим рынком, процессом торга между продавцами и покупателями. При затратном подходе в основу установления цены товара кладутся денежные затраты, связанные с производством и продажей товара. Затратный подход позволяет рассчитать, вычислить цену еще до продажи товара. Применительно к рыночному ценообразованию приемлемо следующее определение: «Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена». В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке, цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, купли-продажи о цене говорить не приходится, цены способен установить только рынок. Иные позиции в отношении сути цены свойственны производственному, затратному подходу. Для такого подхода типична следующая формулировка: «Цена есть денежное выражение стоимости товара». В данном определении центр тяжести перенесен на, казалось бы, простое, но в действительности сложное понятие «стоимость». Обратим внимание на тот важный факт, что используемое в экономической теории понятие «стоимость» отличается по смыслу от обыденного восприятия стоимости как денежной цены покупки. Иначе определение цены звучало бы, как: «Цена есть денежное выражение цены», т.е. стало бы тавтологией. В теории стоимость понимается гораздо шире, как ценность вещи, зависящая от ее качества, свойств, затрат на ее создание. В политической экономии принято различать потребительную стоимость, отражающую ценность, полезность товара для потребителя, и меновую стоимость в виде количества денег, на которое обменивается товар при его продаже. Согласно трудовой теории стоимости, берущей корни в трудах А. Смита и Д. Рикардо (английский экономист, представитель классической школы политэкономии) и развитой затем К. Марксом, стоимость определяется затратами труда на производство товара, т.е. имеет трудовую природу. Чтобы обойти многочисленные трудности количественного измерения стоимости в ее трудовом восприятии, Маркс вынужден был ввести понятие «общественно необходимые затраты труда» как количественное выражение стоимости, но и при этом трудовая стоимость продолжала оставаться теоретической категорией. Практически связь между стоимостью и ценой сторонники трудовой теории воплотили посредством применения затратного принципа. Согласно этому принципу величина цены определяется посредством суммирования всех факторов, затраченных на производство единицы товара, в их денежном выражении, измерении. Суммарные денежные затраты именуют совокупными издержками производства или себестоимостью. Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены. Подобный способ определения цены ограничен вследствие его применимости только к продуктам труда. На основании такого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатом человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного подхода считается, что земля, природные богатства не обладают трудовой, меновой стоимостью, а следовательно, и ценой. В этом отношении рыночный подход более универсален и конструктивен. Но и в условиях рыночного подхода цена продавца отражает затраты на производство и продажу товара, а цена покупателя - его представление о ценности товара. Цены имеют множество назначений, выполняют ряд функций, характеризующих их роль в экономике. Первичной функцией цены следует считать измерительную. Посредством цены реализуется измерительная функция денег. Благодаря цене удается измерить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар. На основе цены рабочей силы, труда измеряется, например, заработная плата. По цене товара устанавливается денежная стоимость покупки. К измерительной функции цены близка соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более и менее дорогие товары. Если цена отражает качество, то благодаря ей удается различать лучшие и худшие товары, редкие и распространенные блага. Благодаря измерительной функции цена выполняет функцию учета. Наряду с учетом, цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, в которых используются показатели в денежном выражении. Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов производства, обмена, потребления товаров и услуг. В рыночной экономике цены представляют собой основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий реакцию потребителя (покупателя) с денежным запросом производителя или продавца. При государственном воздействии на цены они могут выполнять распределительную функцию, что в полной мере используется в централизованно управляемой экономике, а частично, и в рыночной. Повышая цены, скажем, посредством введения налогов или снижения их путем доплат (дотаций), государство может перераспределять доходы и прибыль регионов, отраслей, организаций, социальных групп, семей, людей. Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами. Как в нерыночной, так и в рыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения суммы, вырученной от продаж. В рыночной экономике цены играют в основном роль рыночных регуляторов. Насилие над ценами ни к чему хорошему не приводит. Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса, предложения и денежного обращения. Нарушение экономических законов, установление в административном порядке желаемых низких цен побуждает экономику реагировать на подобные действия дефицитом, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью, а в особо острых случаях установление государственных цен порождает распределение товаров между покупателями, а то и вовсе талонно-карточную систему продажи товаров. Тем не менее и в условиях рыночной экономики не удается избежать регулирующего воздействия государства на цены, приходится использовать ценовой механизм, включающий элементы государственного вмешательства в процесс ценообразования. 3.8.2. Виды цен, используемых в здравоохранении Существует значительное разнообразие видов цен, различающихся рядом признаков и областью применения. Оптовые цены применяются при продаже товаров и услуг крупными партиями в торгово-сбытовых операциях между организациями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на товарных биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции, товаров, услуг локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус, распространяется на множество покупателей. В здравоохранении оптовые цены используются при закупке товаров медицинскими организациями крупными партиями, а также при достаточно массовой реализации лечебными и фармацевтическими организациями лекарственных средств и платных услуг, предоставляемых крупным коллективам, группам клиентов. Розничные цены используются при продаже товаров, работ, услуг в так называемой розничной торговой сети, т.е. в условиях продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам реализуют товары населению (конечному потребителю) и в меньшей мере - организациям, предпринимателям. Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются дополнительные расходы, связанные с индивидуальной продажей, и создается прибыль организаций и учреждений, осуществляющих розничную торговлю. В здравоохранении продажа товаров по розничным ценам наиболее типична при реализации лекарственных препаратов и разнообразных средств лечения гражданам, населению. В розницу продаются платные стоматологические услуги. По мере распространения оказываемых населению платных медицинских услуг самого широкого профиля, что сопровождается выделением отдельных видов процедур как объекта оплаты, все более входят в обиход розничные цены на медицинские услуги, именуемые тарифами. В российской экономической практике понятие «тариф» получило широкое распространение в значении «цена услуги», применительно к коммунальным услугам, а затем и к медицинским. Характерно, что в зарубежной практике под тарифами (tariff) обычно понимают ставки таможенных сборов за перемещение товара через границу. Тарифными ставками, как упоминалось выше, именуются также установленные уровни оплаты труда разных категорий медицинских работников, являющиеся по смыслу ценой труда. Во многих случаях тарифы ассоциируются с прейскурантными ценами или расценками. В экономике российского здравоохранения в связи с переходом к системе оплаты услуг медицинских организаций из средств ОМС под тарифами стали понимать тарифы на медицинские услуги, предоставляемые в системе ОМС. Согласно определению, приводимому Федеральным фондом ОМС, «тариф - это регулируемая цена, определяющая состав и уровень компенсации расходов на медицинские услуги для реализации федеральной и территориальных программ ОМС». Требования к формированию тарифов изложены в методических документах Федерального фонда ОМС. Характер тарифа определяется выбранным способом оплаты страховой медицинской организацией (фондом) медицинской помощи, осуществляемой ЛПУ. Применяются следующие виды тарифов на услуги медицинской помощи: • тариф на подушевой норматив; • тариф на полную стоимость поликлинического посещения; • тариф на медицинскую услугу; • тариф на законченный случай поликлинического обслуживания; • тариф на полную стоимость койко-дня; • тариф на стоимость койко-дня в профильном отделении; • тариф на локальную медицинскую услугу; • тариф на законченный случай стационарного обслуживания. Принято считать, что тарифы должны быть едиными для однотипных ЛПУ, регулируемыми и контролируемыми заинтересованными инстанциями. Тарифы устанавливаются на медицинскую помощь, включенную в Территориальную программу ОМС и финансируемую из фонда ОМС. Они разрабатываются, утверждаются и используются в соответствии с выбранным способом оплаты. Подобъектом установления тарифа понимается медицинская услуга в широком значении слова, например пролеченный больной в стационаре, консультации и др. Правила расчета тарифов предусматривают исключение из состава тарифа статей и групп расходов, финансируемых из других источников, например из бюджетов разных уровней, а также финансирование из фонда ОМС по целевым программам и мероприятиям. В состав тарифа включаются расходы медицинского учреждения на выполнение Территориальной программы ОМС, обеспечивающие возмещение текущих затрат и финансирование деятельности ЛПУ без выделения себестоимости и прибыли. Тариф как форма доходов от некоммерческой деятельности, поступающих на текущий счет «Суммы по поручениям» медицинских учреждений, включает статьи расходов целевого назначения, предусмотренные бюджетным планом счетов бухгалтерского учета. Подготовка, рассмотрение, согласование и утверждение тарифов предусматривает участие сторон, представляющих интересы субъектов ОМС. Тарифы являются контролируемыми ценами, подлежащими государственному регулированию через тарифное соглашение, заключенное членами комиссии по согласованию тарифов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|