Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 финансы в здравоохранении 13 глава

Данная модель управления лечебно-диагностическим процессом на уровне участкового врача, ориентированная на повышение КМП и ресурсосбережение при помощи фондодержания ПМСП, позволила только по одной детской поликлинике сэкономить в 1999 г. около 350 тыс. руб., из которых 100 тыс. руб. были направлены на премирование участковых педиатров. По итогам работы за 2-й квартал 1999 г.:

• экономия фонда расчетных финансовых средств участковых педиатров составила 53 958 руб.;

• премиальный бонус - 16 439 руб.;

• начислено штрафных санкций - 1603 руб.;

• из 12 педиатрических участков экономия финансовых средств была достигнута на 7;

• максимальный премиальный бонус составил 3121 руб.;

• минимальный премиальный бонус - 647 руб.

В процессе проведения эксперимента сохранялись и совершенствовались тенденции, составляющие основу дифференцированной системы оплаты труда:

• выбор моделей обеспечения КМП; преимущество отдано модели Деминга;

• замещение дорогостоящих видов медицинской помощи другими медицинскими услугами, которые могли быть оказаны в амбулаторнополиклинических условиях;

• отработка эффективных механизмов управления потоками пациентов и финансов с уровня территориального участка;

• непосредственное вовлечение участкового педиатра в процесс управления использованием ресурсов медицинского учреждения;

• принципы профилактической работы составляют одну из основ экономии фонда финансовых средств;

• работа участкового педиатра по своему содержанию стала все больше приближаться к работе врача общей практики;

• совершенствование механизмов экономического метода клинического управления, ведущая роль в котором отводилась участковому педиатру;

• использование информационных каналов обратной связи с уровня клинического управления;

• «обкатка» комплексных механизмов управленческого учета и т.п. В итоге за время проведения эксперимента:

• на 30% уменьшилось число направлений к «узким» специалистам;

• на 20% снизилась нагрузка на параклиническую службу;

• на 25% сократилась госпитализация;

• нагрузка на участковых педиатров увеличилась с 24 до 51%;

• фактические затраты на участковую службу составили 72% от расчетных показателей;

• штрафные санкции снизились и составили 7% от премиального бонуса;

• затраты в расчете на 1 ребенка уменьшились на 28%;

• финансовые затраты на стационарную помощь составили 37%;

• финансовые затраты на амбулаторно-поликлиническую помощь составили 63%.

В южной части г. Воскресенска (зона обслуживания детской поликлиники городской больницы?

2), где не проводился эксперимент по ДОТ ПМСП, расходы на лечение больных детей в стационаре были на 40-50% выше, а в детском соматическом и детском инфекционном отделениях почти в 2 раза превысили затраты детской поликлиники городской больницы? 1.

Система дифференцированной оплаты труда ПМСП, включающая в себя экономические регуляторы, повлияла на качество, структуру и объемы медицинской помощи, финансовые потоки и другие показатели деятельности детской поликлиники.

Аналогичную систему дифференцированной оплаты труда можно применить и во взрослой сети (терапевтические территориальные участки). ДОТ является абсолютным условием реформирования ПМСП и позволяет решить следующие задачи:

• защиту прав пациента на получение качественной и доступной медицинской помощи;

• социальную защиту медицинского персонала;

• рациональное использование ресурсов.

В отделениях стационара дифференцированная оплата труда основана на учете трудозатрат медицинского персонала. Учет трудозатрат в городской больнице г. Воскресенска проводился с 1996 г. В каждом отделении стационара были разработаны классификаторы медицинских услуг. Все медицинские услуги были выражены в условных единицах трудозатрат (УЕТ). Так, по терапевтическому отделению классификатор включает в себя около 100 различных медицинских услуг, в ЛОР-отделении - около 150 и т.п. Специфика медицинских услуг зависит от профиля отделения. Количество

фактически выполненных УЕТ зависит от тяжести состояния пациента, интенсивности и сложности проводимых лечебно-диагностических мероприятий. Итоги работы каждого отделения стационара анализируют ежемесячно (табл. 25).

Таблица 25. Учет трудозатрат отделений стационара за 1 мес

 

В отделениях налажен индивидуальный учет медицинских услуг, оказанных каждым врачом и медицинской сестрой. В талоне учета услуг среднего медицинского персонала отражают все их трудозатраты за месяц (табл. 26). Такой талон содержит сведения:

• о медицинской сестре (табельный номер);

• номер истории болезни;

• шифр медицинских услуг и их количество;

• количество трудозатрат конкретной медицинской сестры отделения, выраженное в УЕТ.

Такая система информационного учета прозрачна для контроля, так как все сведения об оказанных медицинских услугах зафиксированы в истории болезни.

Таблица 26. Талон учета медицинских услуг среднего медицинского персонала

Талон учета деятельности врача содержит следующие сведения (табл. 27):

• номер истории болезни;

• количество курируемых больных;

• тяжесть их состояния.

Состояние тяжести курируемого пациента отражается следующим образом:

1 - удовлетворительное состояние;

2 - средней тяжести;

3 - тяжелое;

4 - крайне тяжелое.

Таблица 27. Талон учета работы врача

 

В отделениях хирургического профиля для учета операций, манипуляций, пособий используется «талон учета медицинских услуг». Все данные о работе медицинского персонала обрабатываются ежемесячно в медицинском информационно-аналитическом центре (МИАЦ). По итогам работы за месяц по каждому медицинскому работнику формируются выходные аналитические формы, отражающие индивидуальные трудовые затраты врача. Система учета трудозатрат медицинского работника является трудоемкой работой, но без нее подойти к объективной оценке трудозатрат невозможно.

При разработке критериев оценки трудозатрат медицинского персонала за основу был взят труд медицинской сестры отделения стационара, так как она выполняет до 80% лечебной работы, проводимой в стационаре: уход за пациентами, выполнение назначений лечащего врача, поддержание санитарно-эпидемиологического режима в отделении и т.п. Кроме того, труд среднего медицинского персонала наиболее удобен для детализации учета медицинских услуг вследствие его определенности, конкретности и измеряемости.

Юридическим основанием для перехода на дифференцированную оплату труда медицинского персонала являются коллективный договор и договорные отношения между администрацией больницы и заведующим структурным подразделением медицинского учреждения, что не противоречит ни Трудовому кодексу РФ, ни действующему законодательству по оплате труда медицинского персонала. Дифференцированная система заработной платы медицинского персонала является мощным фактором повышения КМП и рационального использования ресурсов, одной из составляющих системы клинического управления. Контрактная форма оплаты труда

Контракт является формой трудового соглашения, заключаемого между руководителем организации и нанимающимся на работу.

Оплата труда работника устанавливается в прямой зависимости от основных и дополнительных показателей оценки его деятельности.

Заработок медицинского работника складывается из основного заработка и дополнительной оплаты труда. Основной заработок определяется выполненным объемом работ необходимого качества. Дополнительная оплата труда определяется выполнением сверхнормативного объема работ.

Оплата труда регулируется условиями коллективного договора, нормативными положениями о действующей в учреждении здравоохранения системе экспертной оценки работы медицинского персонала.

Тарифный коэффициент характеризует размер дополнительной оплаты труда, соответствующей должности работника, к его минимальной заработной плате соответственно тарифному разряду ЕТС. В минимальную заработную плату не включаются доплаты, путевки, премии и иные льготы.

Источниками финансовых ресурсов для начисления контрактной заработной платы являются средства, поступающие в учреждения здравоохранения в результате:

• оказания медицинской помощи населению в необходимом объеме и качестве согласно договорам с территориальными органами управления здравоохранением, страховыми медицинскими компаниями, предприятиями, организациями, гражданами;

• экономии фонда оплаты труда за счет совершенствования организационной структуры и лечебно-диагностического процесса;

• повышения эффективности использования основных фондов, технологического и медицинского оборудования;

• осуществления хозрасчетной деятельности.

Как правило, контрактная форма оплаты труда в учреждении здравоохранения используется при определении размеров заработной платы ведущим, высококвалифицированным медицинским работникам, вносящим основной вклад в выполнение договорных объемов, качеством выполненной работы.

Наиболее эффективна контрактная форма оплаты труда в медицинских организациях, имеющих право самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности (государственные и муниципальные некоммерческие организации здравоохранения, медицинские организации коллективных и частных форм собственности).

Вопросы для повторения

1. Какие функции выполняет система оплаты труда?

2. Назовите и опишите наиболее распространенные формы оплаты труда.

3. Как устанавливаются сдельные расценки?

4. В чем заключается сущность тарифной системы оплаты труда?

5. Каким образом при оплате труда учитывается его качество?

6. Какова структура формирования заработной платы работников здравоохранения? Каковы элементы этой структуры и от чего они зависят?

7. Как дифференцируется оплата труда?

8. Опишите схему формирования ФОТ, ФЗП и фонда материального поощрения.

9. Каким образом ФОП медицинского учреждения распределяется между его подразделениями и работниками?

10. В чем состоит сущность контрактной, договорной формы оплаты труда работников?

11. Охарактеризуйте форму дифференцированной оплаты труда.

12. Назовите основные принципы формирования системы стимулирующей оплаты труда.

13. Назовите основные требования к форме дифференцированной оплаты труда.

14. Перечислите условия для создания системы дифференцированной оплаты труда.

15. Кратко охарактеризуйте этапы введения системы дифференцированной оплаты труда в организациях ПМСП.

16. Что лежит в основе формирования системы дифференцированной оплаты труда?


 

ГЛАВА 3 ФИНАНСЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

3.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ФИНАНСАХ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ

Понятие «финансы» относится к числу широко распространенных обобщающих экономических категорий, характеризующих процессы денежной природы и денежные отношения в мире, стране, обществе, во всех частях хозяйственной системы. Как и ряд других общих экономических терминов, финансы трудно однозначно определить с помощью одного признака. Это слово используется в теоретической и прикладной экономике, в быту в довольно широком смысловом диапазоне, а подчас и в различных смыслах.

Кроме слова «деньги», в экономической теории и практике распространено выражение «денежные средства». В чисто бытовом представлении деньги и денежные средства - одно и то же. В действительности это не так. Денежные средства как обобщающее понятие охватывают наличные и безналичные деньги, денежные чеки, а также самые разные виды ценных бумаг - словом, все виды средств, входящие в самый обширный денежный агрегат, образующие в своей совокупности финансовые ресурсы. Денежные средства, а также отношения, возникающие в связи с получением, хранением, накоплением, передачей, распределением, обменом, предоставлением в долг денежных средств, превращением их из одной формы в другую, обозначают термином «финансы». Принято различать, разграничивать финансы государства, региона, предприятия, семьи. Все виды денежных средств, операции с их использованием, правила обращения денежных средств, денежные отношения между людьми, предприятиями, организациями, государством, а также органы, осуществляющие операции с денежными средствами и управляющие ими, образуют финансовую систему.

Возникновение финансов как полноценной системы относится к средним векам и обусловлено развитием производства, торговли, товарно-денежных отношений, межстранового денежного оборота, банковского и биржевого дела. Существовавшие задолго до этого деньги, их движение, обращение приобретают новое качество, наполняются иным содержанием. Денежные средства становятся более многообразными, изменяются формы и характер их движения, государство мобилизует денежные ресурсы для выполнения и расширения своих экономических, социальных, политических функций, денежные отношения распространяются из сферы обмена в сферу производства и распределения общественного продукта. Возникают специфические финансовые институты, оперирующие разнообразными финансовыми инструментами в виде денег, национальной и иностранной ва­люты, ценных бумаг. Так зарождаются финансы хозяйствующих субъектов, государства, страны, мировые финансы в их взаимодействии.

Эволюция финансов и финансовой системы характеризуется еще одним важным обстоятельством. Во-первых, экономические процессы производства, обращения, использования, потребления продукции, товаров, услуг сопровождаются и в определенной мере отображаются адекватными финансовыми процессами, отражающими стоимостную сторону воспроизводственного процесса, движения и изменения стоимости, динамику доходов, расходов, прибыли. Во-вторых, возникают самостоятельные финансовые операции, движение денежных средств как таковых, не связанных непосредственным образом с производством и продажей товаров; формируются валютный рынок и рынок ценных бумаг, образующие в своем единстве финансовый рынок. Движение денег обретает самостоятельность и тем самым денежное обращение становится финансовым процессом.

Облик финансов в разных странах во многом обусловлен типом господствующей в стране экономической системы.

В странах с централизованно управляемой экономикой главенствующее место принадлежит государственным финансам, формированию государственного бюджета и внебюджетных фондов, аккумулирующих основную часть финансовых ресурсов и затем распределяющих их по отраслям, территориям, социально-экономическим программам в соответствии с государственными планами социально-экономического развития. В этих условиях главенствующей в финансах становится функция первичного распределения и последующего перераспределения финансовых ресурсов. Сами финансы характеризуются как денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового национального продукта (вновь созданной стоимости) и части национального богатства в связи с формированием фондов денежных средств субъектов хозяйствования (предприятий и государства) и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работников, удовлетворение социальных потребностей. Подобная формулировка понятия «финансы» была типичной для советского периода, господствовала в советской экономической науке.

В странах с рыночной экономикой сохраняются значительная роль государственных финансов, бюджетирование доходов и расходов государства, используемых на общегосударственные, общественные нужды, социальные цели. В то же время центр тяжести финансовой деятельности смещается с централизованного распределения финансовых ресурсов на обеспечение устойчивого функционирования свободного рынка товаров и услуг и государственное неценовое регулирование рыночных отношений посредством налогов, пошлин, учетных ставок, субсидий, субвенций, квот и других финансовых рычагов и воздействий. Существенно повышаются роль и возможность самостоятельного использования финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами в лице негосударственных предприятий, коммерческих фирм, компаний, банков, частных предпринимателей.

Учитывая, что реально в преобладающем большинстве стран существует смешанная экономика, совмещающая черты как централизованно управляемой, так и свободной рыночной экономики, такого же рода сочетание наблюдается и в финансовой системе стран. Это в полной мере относится и к России, переходящей от предельно централизованной к преимущественно рыночной экономике и реформирующей соответствующим образом финансы и финансовую систему.

Конкретные универсальные формы существования и функционирования финансов, осуществления финансовой деятельности проявляются через такие категории, как доходы, расходы, налоги, платежи, отчисления, накопление денежных средств, образование денежных фондов, формирование бюджета и бюджетное финансирование, инвестирование, финансовая поддержка и финансовые льготы, характеризующие самые разные виды движения денежных средств. Взаимосвязь и взаимодействие этих категорий на государственном и межгосударственном уровнях, на уровне Федерации и регионов, разных субъектов хозяйствования, предпринимательской деятельности, юридических и физических лиц выражают суть финансов и финансовых процессов.

В руках государства финансы становятся важным инструментом решения экономических и социальных задач, обеспечения стабильности, предотвращения кризисных ситуаций, способствования экономическому росту, формирования рыночных отношений. В руках хозяйствующих субъектов финансы представляют собой орудие развития производства, предпринимательства, инноваций, обеспечения безубыточной, рентабельной деятельности, выживания в условиях рыночной конкуренции. Однако финансы становятся оружием успеха только при их рациональном, продуманном использовании в рамках единой целе-ориентированной, программной экономической стратегии, финансовой политики, выработанной и проводимой в жизнь с учетом исторических, природно-экологических, экономических, социально-психологических факторов и условий. В противном случае финансы становятся чрезвычайно опасным, быстро возбудимым, весьма чувствительным очагом катаклизмов, способных породить не только финансовый, но также экономический и политический кризисы.

Финансы, рассматриваемые как экономический фактор, как один из видов средств, используемых в экономике, представляющих ее важнейший ресурсный источник, известны под названием «финансовые ресурсы».

Финансовые ресурсы - это денежные средства, формируемые в результате экономической и финансовой деятельности, в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта (ВВП), аккумулируемые государством и субъектами хозяйствования в целях последующего использования для обеспечения экономических процессов. Будучи одним из основных факторов производства, они известны под названием «денежный капитал». Финансовые ресурсы представляют собой источник поддержания и развития производства, удовлетворения социальных потребностей населения, обеспечения функционирования сферы обращения.

В странах с централизованно управляемой экономикой преобладающую долю составляют финансовые ресурсы государства, тогда как в странах с рыночной экономикой значительную часть финансовых ресурсов представляет негосударственный предпринимательский капитал. Вместе с тем и в странах, применяющих рыночную систему хозяйствования, централизируемые государственные финансовые ресурсы могут быть весьма масштабными по объему.

Существуют 3 основных источника финансовых ресурсов:

• вновь созданный за определенный период времени чистый доход;

• использование в качестве источника ресурсов части национального богатства, ранее накопленных средств;

• заимствование, привлечение средств из внешних источников. Каналы расходования финансовых ресурсов более разнообразны. Государственные финансовые ресурсы образуются преимущественным образом за счет взимания налогов, таможенных сборов, пошлин, специальных платежей, продажи государственного имущества, поступлений от приватизации государственной собственности, средств от продажи золотого запаса страны, выпуска и продажи государственных облигаций и других ценных бумаг, продажи государственных пакетов акций, прибыли от государственной предпринимательской деятельности, получения денежных средств на основе внешнего и внутреннего заимствования, использования резервных и страховых фондов.

Основные направления расходования государственных финансовых ресурсов: финансирование государственных целевых программ, государственные инвестиции, содержание государственного аппарата, оплата государственных заказов, бюджетное финансирование государственных организаций и учреждений, расходы на социальные нужды, расходы на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга, государственные дотации, субсидии, субвенции отдельным регионам, территориальным образованиям, организациям, взносы во всемирные организации, оказание помощи иностранным государствам, затраты на приобретение, выкуп объектов собственности.

В странах с федеративным государственным устройством государственные финансовые ресурсы разделяются на ресурсы Федерации и ресурсы субъектов Федерации; каждый из этих видов ресурсов имеет свои источники поступления и каналы расходования, при этом имеет место и переток между ними.

Отдельную, относительно самостоятельную часть финансовых ресурсов страны образуют местные (муниципальные) ресурсы.

Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов (предприятий, коммерческих организаций) создаются главным образом в результате получения дохода от производственно-предпринимательской деятельности, формирования акционерного капитала, сбора паевых и уставных взносов, продажи и сдачи в аренду собственного имущества, получения заемных средств, финансовой поддержки со стороны государства, привлечения иностранных инвестиций, поступления страховых возмещений, средств от штрафных санкций.

Денежные средства субъектов хозяйствования затрачиваются на содержание и приобретение основных и оборотных средств, оплату труда, выплату долгов, пошлин, сборов, амортизационных отчислений, отчисления в страховые, пенсионные и другие целевые фонды, осуществление расходов социально-культурного и благотворительного характера, плату за пользование природными ресурсами, природоохранительные мероприятия, осуществление расходов будущих периодов, возврат долгов и выплату процентов по ним, образование резервов.

Финансовые ресурсы, выделяемые не для текущих расходов, а для строительства новых объектов, модернизации производства, приобретения оборудования, называют капиталовложениями, или инвестициями. Это финансовые ресурсы для будущей экономической деятельности. Вкладывать деньги и денежные средства можно в производство, бизнес, освоение технических и технологических новшеств, науку, культуру, здравоохранение, образование или, в широком смысле слова, - в человека. Обеспечение финансовыми ресурсами инноваций, т.е. нововведений, принято называть венчурным финансированием. Обычно такое финансирование связано с повышенным риском, но в случае удачи финансовые вложения в научно-технические достижения дают большую отдачу, приносят весомую прибыль.

Любое предоставление финансовых ресурсов экономическим субъектам - отраслям и сферам хозяйства страны, регионам, предприятиям, предпринимателям, населению и его отдельным группам, а также целевое выделение таких средств для осуществления программ или экономических и социальных мероприятий - называется финансированием.

Говоря о финансировании, часто привязывают его к источникам финансовых ресурсов. Так, финансирование из средств бюджетов государства, регионов, муниципалитетов называют бюджетным финансированием. А если предприятие, организация, предприниматель осуществляют финансирование экономической деятельности из собственных источников, говорят о наличии самофинансирования. В ряде случаев финансирование одной организации, фирмы может осуществляться другой организацией или фирмой, которую называют спонсором. Спонсор не всегда предоставляет денежные средства на безвозмездной, благотворительной основе, он может выделять их и в форме кредита, подлежащего возврату, да еще и с процентами.

Разнообразные и многочисленные финансовые процессы протекают в рамках единой финансовой системы страны.

Финансовая система страны - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, принимающих непосредственное участие в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению, представляющих финансовые институты и инструменты, создающие необходимые условия протекания финансовых процессов. Финансовая система страны образует многоуровневую, иерархическую структуру, характеризуемую наличием ряда частей, разрезов, а также видов разных по назначению финансовых ресурсов и источников финансирования. Структура, функции, взаимосвязи элементов финансовой системы разных стран обладают определенным своеобразием и заметным образом зависят от экономического и политического строя государства. В странах с централизованно управляемой экономикой финансовая система в основном огосударствлена и обладает меньшим разнообразием элементов и функций по сравнению со странами с рыночной экономикой, где более высок удельный вес финансов корпораций, функционирующих согласно законам рынка. Интеграция экономик разных стран, развитие международных связей приводят к постепенному формированию мировой финансовой системы, в определенной мере объединяющей входящие в нее страновые системы.

Отдельные элементы финансовой системы - такие, как казна, налоги - возникли еще в древних государствах, но целостные финансовые системы сформировались в последние столетия и продолжают развиваться в отношении как увеличения количества и разнообразия составляющих их элементов, так и качественного содержания выполняемых функций, осуществляемых видов финансовой деятельности (рис. 39).

Рисунок 39 Общая схема финансовой системы страны

В финансовой системе страны выделяются несколько уровней, образующих ее структуру по вертикали. Верхнюю ступень занимают государственные финансы, которые в странах с федеративным устройством, как отмечалось выше, разделяются на федеральные финансы и финансы субъектов Федерации (в России - это республики в составе Федерации, края, области, в США - штаты).

Следующую ступень занимают местные, муниципальные финансы отдельных городов, районов. Еще один уровень образуют финансы хозяйствующих субъектов в разных формах собственности, включая финансы общественных организаций (ассоциации, творческие союзы, благотворительные фонды, партии, добровольные общества, церковь) и специальные финансовые фонды.

Финансы хозяйствующих субъектов, предприятий, организаций правомерно разделить на финансы коммерческих организаций (хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные и торговые кооперативы) и финансы некоммерческих организаций (общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, потребительские кооперативы и др.).

В структуре финансовой системы выделяется система страхования, в задачи которой входят социальное, личное, медицинское имущественное страхование, страхование предпринимательских рисков, страхование ответственности.

Финансовая система представляет собой также совокупность финансовых институтов в виде организаций, учреждений, осуществляющих и регулирующих финансовую деятельность. Участниками финансовой системы являются Министерство финансов, Казначейство, Центральный банк, Налоговая инспекция, Налоговая полиция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения.

Финансовая система оперирует разнообразными финансовыми инструментами, денежными средствами, включающими все виды денежных агрегатов - такие, как наличные деньги (банковские, казначейские билеты), безналичные деньги (деньги на счетах, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов, фьючерсов и др.

Элементарными ячейками финансовой системы являются отдельные источники образования и направления расходования денежных средств, налоги, платежи, пошлины, штрафы, денежные санкции.

К видам деятельности, осуществляемым в рамках финансовой системы, относят бюджетирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерскую деятельность, аудит, финансовое инспектирование.

К финансовой системе непосредственно примыкает и тесно взаимодействует с ней кредитная система, однако в отличие от собственно финансовой системы кредитная оперирует только возвратными денежными средствами. Не принято включать в финансовую систему страны и денежные средства домохозяйств, хотя они образуются из финансовой системы и переливаются в нее.

Финансовая система характеризуется не только своими субъектами, составом и функциями составляющих ее частей, но и движением финансовых ресурсов, потоками денежных средств (финансовыми потоками), связывающими агентов финансовых отношений, реализующими денежные расчеты между ними. Финансовая система страны обладает развитыми внешними связями в виде прямых и обратных финансовых потоков, связывающих страну с правительствами, банками, компаниями других стран, международными финансовыми центрами, фондами.

Вопросы для повторения

1. Определите ключевые понятия: «финансы», «финансовая система», «финансовые институты», «финансовый рынок», «финансовые процессы».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...