Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 финансы в здравоохранении 30 глава

• проведение широкого обсуждения концепции среди заинтересованных организаций;

• доработку концепции;

• разработку нормативного акта;

• обсуждение составных частей и всего проекта нормативного акта;

• экспертизу проекта (профессиональную, юридическую, финансовую);

• доработку и согласование проекта;

• внесение проекта нормативного акта на утверждение;

• оповещение СМИ о публикации разъяснений общественности основных положений принятого нормативно-правового акта.

Для успешной реализации принятого стратегического плана требуются активная работа по формированию у руководителей органов государственной власти политической воли; а также создание партнерств, укрепление сотрудничества и взаимодействия как внутри системы здравоохранения, так и между здравоохранением и другими хозяйствующими системами, чья деятельность воздействует на состояние здоровья населения.

Формированием политической воли у руководителей органов государственной власти и местного самоуправления занимаются руководители органов здравоохранения и медицинских организаций.

Для этого необходимо привлекать максимально большее внимание руководителей органов власти к реальному состоянию дел в здравоохранении, существующим проблемам и вероятным последствиям отсрочки их решения. С этой целью рекомендуется:

• инициировать проведение регулярных слушаний в представительных органах власти по проблемам здравоохранения;

• готовить для руководителей органов власти ежегодные отчеты о состоянии здоровья населения и деятельности здравоохранения;

• регулярно вносить на рассмотрение органов власти предложения по решению проблем здоровья и здравоохранения с указанием конкретных вариантов их положительного решения;

• организовывать информационную поддержку деятельности органов власти по решению проблем здравоохранения;

• содействовать повышению доверия у населения к руководителям органов власти в решении ими проблем здоровья населения;

• формировать коалиции сил, заинтересованных участвовать в решении проблем здравоохранения.

Важной составляющей деятельности по реализации стратегических программ является работа по организации сотрудничества и взаимодействия с общественными движениями и организациями. Такими формами сотрудничества могут быть постоянно действующие территориальные советы по развитию здравоохранения, в состав которых входят, помимо руководителей органов управления здравоохранением и ведущих специалистов других отраслей, влияющих на здоровье населения, представители общественных организаций. Возглавляют такие советы, как правило, заместители губернаторов или мэров по социальным вопросам. Деятельность данного Совета позволяет:

• провести совместный анализ состояния здоровья населения и эффективности работы здравоохранения. Выработать план совместных действий, устраняя дублирование в решении вопросов.

Могут быть созданы территориальные советы по решению отдельных социально значимых проблем здравоохранения: по борьбе с наркоманией, болезнями, передающимися половым путем, с туберкулезом, травматизмом, с пьянством и алкоголизмом.

Формирование коалиции (субъектов, заинтересованных в совместном решении задач здравоохранения) включает выполнение следующих требований:

Четкое определение задачи, для разрешения которой необходимо сформировать коалицию.

Определение круга участников предполагаемой коалиции. Выявление степени заинтересованности каждого из участников коалиции в решении сформулированной задачи.

Издание документа, определяющего полномочия коалиции. Обеспечение организационной поддержки деятельности коалиции (условия работы: помещения; средства связи; тиражирование документов и т.п.).

Поддержание постоянного интереса к участию в коалиции:

• морально-этические стимулы;

• формирование политического имиджа (агитационно-пропагандистские);

• материальное стимулирование.

В России данная форма сотрудничества пока широко не распространена, хотя она весьма эффективно используется в здравоохранении экономически развитых стран. Крайне важно активное привлечение населения к решению проблем здравоохранения, чтобы оно выступало осознанным партнером в этой деятельности. С этой целью необходимо:

• предоставлять общественности информацию о стратегии развития здравоохранения и задачах по ее реализации, а также о конечных целях реализации;

• доводить до общественности информацию о состоянии здоровья населения и факторах, влияющих на здоровье;

• должны быть назначены ответственные за работу с населением;

• работа с населением - это постоянный процесс. Данные принципы реализуются следующими основными приемами:

• руководитель органа управления здравоохранением (организации) не реже 1 раза в месяц должен обращаться к населению (выступления на радио, телевидении; публикации в газетах; встречи в трудовых коллективах);

• при органе управления здравоохранением должен быть создан отдел по информационному обеспечению населения (пресс-служба), который разрабатывает план информационного обеспечения населения (помесячно), включая программы на телевидении и радио, газетные публикации, пресс-конференции, «круглые столы», дни здоровья и т.п.;

• руководителям органов управления здравоохранением и медицинских организаций необходимо активно привлекать к решению проблем здравоохранения общественные организации, фонды здоровья, ассоциации больных; донорские организации.

Реально оценить ход реализации программы можно только с помощью создания системы мониторинга, являющейся важнейшей частью деятельности руководителя любого уровня. Проведение мониторинга должно опираться на соответствующую методологию, включающую показатели, позволяющие установить степень достижения поставленных целей и решения задач для их достижения. Среди них:

1. Показатели здоровья населения - стратегические показатели цели (общая смертность, младенческая смертность, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни - ОПЖ, материнская смертность, заболеваемость).

2. Показатели состояния окружающей природной среды и условий производственной деятельности:

2.1. Содержание вредных для здоровья химических и биологических веществ:

• в атмосферном воздухе;

• водоемах и источниках питьевой воды;

• почве;

• воздухе производственных помещений.

2.2. Уровень радиоактивности.

2.3. Загрязненность почвы и воды патогенными микроорганизмами.

2.4. Содержание в почве и воде жизненно важных веществ (микронутриентов) - йода, стронция, фтора, меди и др.

3. Показатели качества медицинской помощи.

3.1. Результаты профилактической работы:

• объем проводимой санитарно-просветительской работы (формы этой работы, количество охваченного населения);

• охват населения вакцинацией;

• количество анализов проб воды, воздуха, почвы;

• охват населения профилактическими медицинскими осмотрами - как комплексными, так и целевыми.

1.1. Результаты медицинской помощи:

• удельный вес запущенных форм социально значимых заболеваний, выявленных впервые (онкология, туберкулез, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца);

• госпитальная летальность;

• досуточная летальность от острых состояний;

• % расхождения клинических и патолого-анатомических диагнозов;

• удельный вес пролеченных (с выздоровлением, улучшением, без изменения, с ухудшением);

• удельный вес выявленных отклонений ведения больных от клинических протоколов (стандартов; выявляется как ведомственной, так и вневедомственной экспертизой) от общего числа пролеченных;

• удельный вес врачебных ошибок от числа пролеченных больных;

5.1. Число больничных коек на 10 тыс. населения, в том числе по специальности.

5.2. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений - количество посещений в смену на 10 тыс. населения.

5.3. Число бригад скорой помощи на 10 тыс. населения.

5.4. Число врачей на 10 тыс. населения, в том числе клинических специальностей.

5.5. Число средних медицинских работников на 10 тыс. населения.

5.6. Укомплектованность (в %) медицинскими кадрами.

5.7. Удельный вес медицинских работников к общему числу занятых в здравоохранении.

5.8. Количество медицинских организаций (в %), в которых оснащенность медицинским оборудованием не соответствует стандартам.

5.9. Выполнение плана финансирования, в том числе по источникам финансирования в разрезе исполнения сметы расходов постатейно (в %).

6. Показатели экономической эффективности:

6.1. Число дней работы больничной койки.

6.2. Оборот койки (количество больных на 1 койку).

6.3. Коэффициент использования медицинского оборудования (оптимально - 1).

6.4. Отклонение (в %) расходования материальных ресурсов по видам от нормативных.

6.5. Размеры заработной платы работников здравоохранения (отдельно: врачи; средний медицинский персонал; немедицинский персонал) в расчете на 1 пациента в поликлинике, стационаре, на службе скорой медицинской помощи.

6.6. Коэффициент соотношения объемов заработной платы медицинских и немедицинских работников.

6.7. Размер средств, израсходованных на здравоохранение, на 1 жителя (структура расходов по видам медицинской помощи).

В целях повышения эффективности работ по реализации стратегических программ требуется четкое структурирование органа управления здравоохранением. Основной проблемой существующих организационных структур органов управления здравоохранением является то, что они не ориентированы на решение стратегических задач. Практически повсеместно отсутствуют такие структуры, как стратегическое планирование; мониторинг и анализ; управление медицинской помощью; управление КМП; работа с населением.

Говоря об основных принципах построения организационных структур органов управления здравоохранением, следует подчеркнуть, что их структура должна соответствовать задачам, поставленным системе здравоохранения в положении об органе управления здравоохранением.

Например, системе здравоохранения России определены задачи:

• осуществление мероприятий медицинской профилактики;

• оказание медицинской помощи населению;

• обеспечение системы необходимыми ресурсами (кадровыми и материальными). Следовательно, структуру органа управления здравоохранением можно подразделить на блоки:

• организации медицинской профилактики;

• организации медицинской помощи;

• обеспечения ресурсами.

Дальнейшая работа по построению организационной структуры органа управления здравоохранением основана на следующих принципах:

Структура следует за стратегией - соответствие структуры стратегическим задачам.

В структуре требуется определить функции, относящиеся к решению стратегических и текущих задач:

• стратегическое планирование и развитие;

• медицинская профилактика;

• организация медицинской помощи населению;

• качество медицинской помощи;

• экономический анализ деятельности;

• обеспечение ресурсами:

- кадровыми;

- лекарствами и медицинскими изделиями;

- интеллектуальными;

- финансовыми;

• работа с населением;

• нормативно-правовое обеспечение деятельности;

• информационно-аналитическое обеспечение деятельности. Выполнение каждой функции должно быть установлено в задачах деятельности структурного подразделения.

Каждое структурное подразделение должно включать в себя блоки:

• управление;

• группы специалистов, решающих функционально связанные задачи. Структура и численность органа управления здравоохранением должна

соответствовать финансовым возможностям и реальному наличию специалистов.

В подчинении руководителя низовой структуры (отдела) должно быть не более 5-6 подчиненных.

Создание стройной организационной структуры органа управления здравоохранением позволяет значительно повысить эффективность управленческих решений, что в конечном итоге будет способствовать успешному выполнению программных мероприятий.

Вопросы для повторения

1. Приведите перечень нормативно-правовых документов (актов).

2. Представьте алгоритм действий по разработке нормативно-правового документа.

3. Перечислите основные направления формирования политической воли у руководителей органов государственной власти.

4. Назовите формы сотрудничества с общественными организациями.

5. Перечислите основные требования к созданию коалиции.

6. Назовите основные направления деятельности по взаимодействию органов управления здравоохранением с населением.

7. Перечислите основные методические принципы работы с населением.

8. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные показатели мониторинга стратегической программы в здравоохранении.

9. Укажите основные принципы построения организационных структур органов управления здравоохранением.


 

7.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Планирование деятельности любой медицинской организации обязательно предполагает определение целей деятельности и задач для их достижения.

Целью деятельности преобладающего большинства медицинских организаций является снижение заболеваемости и смертности населения. Задачи для достижения цели:

• проведение мероприятий медицинской профилактики;

• восстановление утраченного здоровья.

В зависимости от предназначения медицинских организаций в решении этих задач уточняются и цели их деятельности.

1. Для амбулаторно-поликлинических организаций целью деятельности является снижение заболеваемости прикрепленного населения.

Задачи для достижения цели. а) Проведение мероприятий медицинской профилактики:

• вакцинация населения;

• диспансеризация населения;

• санитарно-просветительная работа.

б) Восстановление утраченного здоровья в условиях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения за больными.

2. Для больничных (госпитальных) организаций целью деятельности является восстановление утраченного здоровья в условиях, требующих круглосуточного наблюдения за больными.

Задачи для достижения цели:

• применение интенсивных методов диагностики и лечения;

• осуществление постоянного медицинского ухода.

3. Для службы скорой медицинской помощи целью деятельности является устранение синдромов (состояний), угрожающих жизни пострадавшего.

Задачи для достижения цели:

• оказание экстренной медицинской помощи пострадавшему на месте с доставкой в больницу.

Для достижения поставленных целей медицинские организации разрабатывают программу действий. Как правило, в медицинской организации составляются стратегические программы сроком до 5 лет и тактические - на 1 год (календарный).

Целью программы деятельности медицинской организации является выполнение максимально возможных объемов медицинской помощи в условиях соблюдения лицензионных требований к медицинской деятельности.

Формирование стратегической программы деятельности медицинской организации включает следующие этапы:

1. Определение предстоящих объемов медицинской помощи. Единицей объема медицинской помощи является:

• в стационаре - пролеченный больной;

• в амбулаторно-поликлинической службе - пролеченный больной и консультация;

• в службе скорой медицинской помощи - обслуженный вызов.

Предстоящие объемы медицинской помощи определяются на основе анализа использования структуры (основных фондов) с учетом проектной мощности организации и наличия условий для оказания безопасной медицинской помощи (соблюдения лицензионных требований).

Например, проектная мощность больницы - 100 коек. Функция койки (по видам медицинской помощи) - 340 дней в году. С учетом имеющихся лицензионных требований определяем экспертным путем (с использованием клинических рекомендаций, протоколов) среднюю длительность лечения - например, 10 дней (если в больнице ничего не менять). Затем определяем предстоящий объем медицинской помощи (количество пролеченных больных):

(340 дней * 100 коек): 10 дней = 3400 пациентов.

Так же можно рассчитать предстоящий объем медицинской помощи по каждому отделению.

2. Формирование структуры программы деятельности медицинской организации для выполнения конкретного объема медицинской помощи включает в себя следующие мероприятия:

1) по поддержанию основных фондов:

• перечень ремонтных работ;

• техническая поддержка оборудования в технически исправном состоянии;

• определение объемов потребления тепла, электроэнергии, газа, горючесмазочных материалов, телефонная связь и т.п.

2) по обеспечению материальными ресурсами:

• на основании нормативов определяются объемы всех видов материальных ресурсов (медикаменты, продукты питания, мягкий и твердый инвентарь, инструменты и приборы и др.);

• работа с поставщиками;

• улучшение условий хранения;

• улучшение условий изготовления ресурсов собственными силами;

3) по обеспечению кадровыми ресурсами:

• на основании действующих нормативов определется потребность в работниках всех специальностей, проводится их тарификация;

• подготовка специалистов необходимых профессий, обязательная учеба 1 раз в 5 лет;

• аттестация на соответствие занимаемой должности;

• занятия по правилам техники безопасности, санитарно-гигиеническим правилам, повышению общего уровня знаний по основным проблемам медицины.

4) по обеспечению интеллектуальными ресурсами:

• проведение научно-исследовательских работ и создание условий для их проведения;

• внедрение новых медицинских технологий.

5) по обеспечению финансовыми ресурсами:

• привлечение дополнительных источников финансирования: бюджетных; ОМС и ДМС; средств предприятий, граждан (платные услуги);

• обеспечение сохранности материальных и финансовых ресурсов: проверки, ревизии, инвентаризации.

6) по соблюдению клинических и технических стандартов в процессе оказания медицинской помощи:

• контроль соблюдения клинических и технических стандартов;

• повышение (конкретных) профессиональных знаний работников;

• перераспределение объемов работы (нагрузки) среди работников;

7) по соблюдению экономических стандартов (нормативов):

• контроль расходования ресурсов;

• контроль объемов работы.

Данные мероприятия готовятся руководителями структурных подразделений. Оцениваются экспертным советом учреждения и передаются в экономический отдел для определения затрат на их выполнение.

Определенные финансовые затраты группируются по статьям сметы расходов, которые ложатся в основу финансового плана медицинской организации. Этот финансовый план включает 2 составляющие: смету доходов и смету расходов.

Смета расходов - основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на содержание медицинских организаций. Предусмотренные в сметах ассигнования - предельные; расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств.

Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются медицинским организациям вышестоящими органами здравоохранения. Типовая смета, содержащая общие данные для всех бюджетных учреждений здравоохранения, состоит из 3 частей:

1) наименования и адреса учреждений, из бюджетов которых финансируется организация (раздел, параграф бюджетной классификации), и свод расходов по статьям с распределением по кварталам;

2) показатели оперативного плана работы организации по состоянию на начало и конец года, а также среднегодовые;

3) расчеты и обоснования по каждой статье расходов и отдельным ее элементам.

Статьи сметы расходов строятся с учетом специфики отрасли здравоохранения. Расходы организаций здравоохранения подразделяются на капитальные вложения и текущее содержание организации. Текущие расходы состоят из административно-хозяйственных и операционных расходов.

Административно-хозяйственные расходы включают затраты на содержание управленческого аппарата, хозяйственного и вспомогательного персонала, на командировки, приобретение инвентаря и т.д.

Операционные расходы - это затраты, связанные с осуществлением лечебно-диагностической деятельности учреждения (расходы на медицинские изделия, лекарственные средства, питание больных и пр.).

Расчет сумм расходов по смете на планируемый год производится исходя из объема деятельности медицинской организации, определенного планом ее развития, и фактического его исполнения за предшествующий период. Размеры операционных расходов определяются на основании норм расходов, т.е. затрат на расчетную единицу. Установлены материальные (в натуральном выражении) и денежные (стоимостное выражение материальных) нормы расходов.

Обоснованно установленные типовые нормы расходов имеют важное значение для распределения бюджетных ассигнований на здравоохранение по отдельным регионам страны.

При составлении проекта сметы бюджетные учреждения здравоохранения для обоснования требуемых сумм расходов разрабатывают подробную, детальную номенклатуру расходов, выделяя внутри статьи отдельные расходы. Обоснование отдельных сумм расходов по смете приводится в приложении к ней. Сметы расходов, составляемые медицинскими учреждениями по каждому параграфу классификации расходов, принято называть индивидуальными.

При обслуживании учреждения централизованными бухгалтериями практикуется составление общих смет для группы медицинских организаций. В общих сметах расходы планируются в целом по группам учреждений: поликлиник, больниц, диагностических центров. Сводная смета составляется путем суммирования всех расходов, включая индивидуальные, общие расходы и сметы на централизованные мероприятия. Все расходы, включаемые в смету, должны группироваться по видам и целевому назначению. При определении их суммы необходимо строго соблюдать режим экономии.

При утверждении смет проверяют необходимость и целесообразность предусматриваемых расходов, их соответствие объему работы медицинского учреждения, соблюдение норм расходов. Утверждение сметы расходов производится после утверждения соответствующего бюджета, из которого она финансируется. Утвержденная смета определяет сумму средств, которые должны быть выделены из бюджета на содержание медицинского учреждения. Утверждение оформляется подписью руководителя организации, утвердившей смету; указывается дата утверждения и ставится оттиск печати на всех экземплярах сметы.

Грамотно составленные сметы доходов и расходов медицинской организации - одно из важнейших условий ее финансовой стабильности. При планировании расходования средств руководитель медицинской организации обязан соблюдать этапы процедуры - составление, рассмотрение, утверждение и исполнение сметы расходов.

Составление сметы доходов и расходов, получаемых от предпринимательской медицинской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений осуществляется таким же образом, как это предусмотрено для составления сметы по бюджетным средствам. Основные правила, которые необходимо строго исполнять при составлении сметы расходов по бюджетным средствам, сводятся к следующему. Прежде всего создается рабочая группа по составлению и рассмотрению сметы. В эту группу в обязательном порядке входят: руководитель учреждения, представители плановой и финансовой службы, профессиональной общественности. К этой работе привлекаются практически все хозяйственные службы медицинской организации, с тем чтобы максимально учесть все мероприятия финансовохозяйственной деятельности.

Предварительно оцениваются:

• текущее состояние местного бюджета территории, за счет которого функционирует данное учреждение;

• финансовое состояние медицинской организации (учреждения) на момент составления сметы;

• планируемые изменения в той или иной сфере деятельности организации на предстоящий период.

Анализируется и оценивается работа как структурных подразделений, так и медицинской организации в целом по показателям: объем оказанных услуг; количество врачебных посещений; количество койко-дней, проведенных больными в стационаре; структура оказанной медицинской помощи; количество пролеченных пациентов; стоимость койко-дня; действующие тарифы в системе ОМС и ДМС; объем понесенных материальных затрат.

На основе проведенного анализа:

• определяются внутренние резервы, изучаются причины их образования и намечаются пути их эффективного использования;

• уточняются действующая в стране экономическая классификация расходов, наличие всех нормативных актов для расчетов по каждому виду расходов, наличие запасов по тем или иным видам основных и материально-технических средств по результатам последней инвентаризации.

Смета составляется в строгом соответствии со статьями экономической классификации расходов. Основные статьи сметы с указанием кодов приведены в таблице 31.

Таблица 31. Смета расходов медицинской организации

Таблица 32 Бюджетная классификация расходов бюджетов Российской Федерации

табл. 31

 

Все расходы здравоохранения из бюджетов Российской Федерации состоят из 2 групп:

• 200 - расходы;

• 300 - поступление нефинансовых активов. В группу 200 включены следующие статьи расходов:

• 210. Оплата труда и начисления на оплату труда.

• 220. Приобретение услуг.

• 260. Социальное обеспечение.

• 290. Прочие расходы.

Ст. 210. Оплата труда и начисления на оплату труда включает в себя подстатьи:

211. Заработная плата:

• выплаты по должностным окладам, тарифным ставкам ЕТС;

• надбавки за почетные звания, особые условия труда;

• выплаты премий и материальной помощи;

• оплата ежегодных отпусков.

212. Прочие выплаты:

• оплата дополнительных выплат по условиям трудового договора;

• пособия при переезде на новое место работы;

• оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера;

• суточные расходы при служебных командировках;

• ежемесячные пособия на ребенка.

213. Начисления на оплату труда:

• единый социальный налог - 26,2%, в том числе:

- ОМС - 3,1%;

- обязательное социальное страхование - 2,9%;

- пенсионный фонд - 2,2%;

- федеральный бюджет - 6%;

- налоговые сборы по страхованию от несчастных случаев - 0,2%;

• налог на доходы с физических лиц - 13% (удерживается из начисленной зарплаты).

Ст. 220. Приобретение услуг включает в себя подстатьи:

221. Услуги связи:

• оплата телефонной и телеграфной связи;

• оплата пересылки почтовых отправлений;

• почтовые переводы денежных средств.

222. Транспортные услуги:

• наем и содержание транспортных средств;

• обеспечение работников билетами на проезд в общественном транспорте;

• оплата проезда по служебным командировкам.

223. Коммунальные услуги:

• оплата за отопление, канализацию, водоснабжение, электрообеспечение;

• оплата энергоносителей (газ).

224. Арендная плата за использование имущества:

• оплата аренды помещений и имущества;

• оплата аренды земли.

225. Услуги по содержанию имущества:

• оплата уборки помещений и территории;

• дезинфекция, дезинсекция, дератизация;

• пусконаладочные работы, техническое обслуживание оборудования, транспортных средств;

• капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений, помещений.

226. Прочие услуги:

• НИОКР;

• разработка проектной документации на строительство, проведение ремонтных работ зданий, сооружений, помещений;

• вневедомственная и пожарная охрана;

• пожарная сигнализация;

• страхование жизни, имущества;

• изготовление бланков;

• услуги информационных технологий.

Ст. 260. Социальное обеспечение включает подстатьи:

261. Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения:

• выплаты по временной нетрудоспособности, беременности и родам;

• выплаты при рождении ребенка, уходу за ребенком до 1,5 лет;

• выплаты на погребение;

• оплата путевок на санаторно-курортное лечение.

262. Пособия по социальной помощи населению:

• выплаты на период трудоустройства в случае увольнения в связи с ликвидацией (реорганизацией) предприятий;

• выплаты ежемесячного пособия на ребенка;

• выплата субсидий на строительство (приобретение жилья).

Группа 300. Поступление нефинансовых активов включает в себя статьи: Ст. 310. Увеличение стоимости основных средств:

• приобретение технологического и медицинского оборудования, транспортных средств.

Ст. 340. Увеличение стоимости материальных запасов. Расходы на приобретение:

• медикаментов и перевязочных средств;

• мягкого инвентаря и спецодежды;

• посуды;

• продуктов питания;

• горюче-смазочных материалов;

• всех видов котельно-печного топлива;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...