Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 финансы в здравоохранении 37 глава

Вопросы для повторения

1. Перечислите свойства, характеризующие риск.

2. Укажите основные элементы управления в ситуациях риска.

3. Назовите и кратко охарактеризуйте риски в здравоохранении.

4. Назовите этапы процесса управления рисками и дайте их краткую характеристику.

5. Перечислите основные группы методов воздействия на риск.


 

8.4. ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ. ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Вопросы возникновения врачебных ошибок следует рассматривать через призму качества профессиональной деятельности врача.

Основные и специфические для системы здравоохранения функции и цели - познание (наука), врачевание (лечение), профилактика болезней - осуществляются только и исключительно врачами. Без практикующих врачей система здравоохранения не может функционировать и перестает существовать. Выделять ресурсы для здравоохранения и управлять ее социальными компонентами могут и другие специалисты, которые должны создавать благоприятные условия для врачебной деятельности. От эффективности труда врачей зависит эффективное функционирование системы здравоохранения в целом.

Основной задачей здравоохранения как специфической отрасли профессиональной деятельности является оказание лечебно-профилактической помощи населению и тем самым практическое обеспечение конституционных прав граждан в области охраны здоровья. Специфичность профессиональной деятельности, связанная с лечебным воздействием на человеческий организм, объясняется причинами, которые имеют сущность субъектно-объектных отношений. Субъектом деятельности является человек (врач), обладающий способностями, знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему лечить (в каждом случае наиболее эффективно использовать свои способности, знания, умение и навыки), объектом деятельности является человек (пациент), страдающий тем или иным недугом и нуждающийся в лечении.

Общественное разделение труда сделало человека, с одной стороны, частичным участником трудового процесса, а с другой - придало этой частичности статус чрезвычайной ответственности. Конечный результат стал выступать как общий или суммарный результат отдельных частей (работников) производственного процесса. Это привело к повышению значимости частичного работника и выразилось в требованиях к его трудовому опыту и специальным знаниям, что способствовало развитию специального профессионального образования как основы профессионализации трудовой деятельности.

Следующей стадией явилась разработка специальных требований к качествам человека, которые соответствовали бы требованиям конкретного рабочего места или конкретной должности. Это были требования к профессиональным качествам работника, которые выражаются в способности

человека к наиболее эффективному труду на данном рабочем месте или в данной должности. Профессионализм стал выступать как обобщенная характеристика качества трудовой деятельности, которая требует специальной подготовки и не сводится только к определенным качествам личности, ее знаний, умений и навыков.

На профессиональное развитие человека оказывают влияние субъективные и объективные факторы. К субъективным факторам развития профессионализма можно отнести смысл и ценности жизни, цели и средства, связанные с профессиональной деятельностью, ее мотивацию, соответствующие знания, умения и опыт как инструменты достижения цели. К объективным факторам развития профессионализма можно отнести качество среды, окружающей конкретного субъекта деятельности и соответствующие организационно-управленческие условия.

Приведенные общие теоретические подходы применимы к определению профессионализма медицинских работников. В соответствии с традицией и практикой разделения труда специалистов, занятых в сфере здравоохранения, врач выполняет аналитическую, конструктивную, технологическую, коммуникативную и социально-экономическую функции, которые выступают в качестве составляющих частей профессиональной деятельности врача любой специальности. Профессионализм врача проявляется в способности овладеть каждой составляющей частью профессиональной деятельности на уровне «умения - творчества», т.е. умения применять имеющиеся навыки и алгоритмы профессиональных действий в любой, в том числе и незнакомой, ситуации и обстановке.

Аналитическая функция осуществляется на основе современной научно-теоретической базы знаний и состоит в анализе врачом анамнестических, клинических и параклинических данных каждого обратившегося за медицинской помощью, с учетом профиля собственной деятельности и профиля лечебного учреждения или его подразделения. Данная функция реализуется в соответствии с принятой номенклатурой специальностей, определяющей базовую подготовку и набор необходимых для самостоятельной деятельности профессиональных навыков в соответствии с утвержденными для каждой специальности квалификационными характеристиками. Способность и готовность к выполнению аналитической функции определяются методом проведения устного экзамена испытуемого или соответствующего тестового компьютерного контроля.

Конструктивная функция врачебной специальности состоит в выстраивании на основе проведенного анализа алгоритма своей деятельности по реализации плана предстоящих диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, обеспечивающих возможно полное или допустимо максимальное восстановление здоровья (остановку или приостановку течения патологического процесса) в стандартных и нестандартных ситуациях. Способность и готовность выполнять данную функцию оцениваются и измеряются путем решения наборов ситуационных задач.

Технологическая функция заключается в знании существующего перечня технологий, практическом владении и умении выбирать и применять доступные современные технологии оказания медицинской помощи, адекватные решаемым задачам. Способность и готовность выполнять данную функцию оцениваются по результатам практической деятельности специалиста.

Коммуникативная функция состоит в способности и умении врача соблюдать этические нормы при осуществлении работы в группе, координировать и соотносить собственную работу по выполнению конкретной задачи или группы задач с работой других специалистов, участвующих в их решении. Кроме того, коммуникативная функция проявляется в отношениях врача и пациента в общепринятых рамках деонтологии. Способность и готовность к выполнению коммуникативной функции проверяются на основе отзывов коллег, экспертов и пациентов о реальной работе специалиста.

Социально-экономическая функция врача состоит в умении решать комплексную клинико-экономическую задачу - сделать выбор между дешевизной и дороговизной медицинской услуги в сочетании с высокой степенью ее эффективности, выбрать рациональные и экономичные варианты решения профессиональных задач по оказанию медицинской помощи. Способность и готовность врача к выполнению социально-экономической функции проверяется и оценивается по результатам решения ситуационных задач по социально-экономическим аспектам его профессиональной деятельности в соответствии с принятой квалификационной характеристикой.

Трудовая деятельность работника по оказанию медицинской помощи является только профессиональной и в обязательном порядке носит самостоятельный характер. Готовность работника к самостоятельной профессиональной деятельности подлежит сертификации как по основным, так и по дополнительным, входящим в официальные перечни, «узким» специальностям. Право самостоятельной профессиональной деятельности в здравоохранении подлежит обязательному лицензированию на основании сертификации. Готовность врача к самостоятельной профессиональной деятельности проявляется в его способности осуществлять деятельность (в рамках избранной специальности) в соответствии со сложившимся разделением труда и принятыми технологиями организации работы учреждений здравоохранения, а также в его способности к самостоятельному оказанию экстренной медицинской помощи больным по жизненным показаниям.

Профессия врача требует людей, которым присуще милосердие и чуждо стремление наживаться на страданиях больных, которые осознают, что самой профессией призваны вырабатывать и культивировать самостоятельные суждения.

Низкий уровень квалификации врача и отсутствие необходимого профессионального опыта порождают у пациентов недоверие к врачу. Кроме субъективных моментов (уровень знаний и опыта) на результат деятельности врача оказывают влияние разные объективные причины, среди которых можно выделить, в частности, объем информации - более 10 тыс. известных заболеваний, более 100 тыс. симптомов; десятки тысяч наименований оперативных вмешательств и их модификаций; тысячи лабораторных, клинических, радиоизотопных, биохимических, электронных методов исследований и тестов.

В таких условиях ни один врач не застрахован от «добросовестных заблуждений» или профессиональных ошибок - диагностических, лечебных, лечебно-тактических, технических или морально-этических.

По данным столичных клиник, в каждом 5-м случае врачебная ошибка связана с медицинской техникой, которую используют при проведении

рентгенологических, ультразвуковых, эндоскопических и даже цито- и гистологических анализов. Диагностическая достоверность клинических исследований (рентгенография, ультрасонография, томография) колеблется от 40 до 75%.

Диагностика, тактика лечения и исход болезни во многом зависят от качества медицинского оборудования и наличия современных фармацевтических препаратов. Без современной и качественной лечебно-диагностической аппаратуры хирург даже высочайшей квалификации не может провести высокотехнологичную операцию. Не совершить ошибку и при этом обеспечить качество и срочность оказания медицинской помощи в условиях, когда износ медицинского оборудования нередко превышает 60%, а зданий и сооружений - 50%, достаточно сложно.

Одним из факторов, приводящих к «дефектной» работе практикующего врача, является необходимость экстренного принятия профессиональных решений при отсутствии надлежащих условий. Вследствие этого при самом добросовестном отношении врача к своей работе по объективным причинам нельзя исключить вероятность возникновения ошибок при диагностике и выборе тактики лечения. В результате экспертам приходится определять причинно-следственную связь между допущенными ошибками при оказании помощи и наступлением неблагоприятного исхода.

В последние годы причины врачебных ошибок наиболее часто связаны со следующими явлениями:

• нарушение техники проведения инструментальных исследований;

• неполное обследование при поступлении больных с запоздавшей госпитализацией;

• неоказание медицинской помощи или оказание ее в неполном объеме;

• запоздавшее и неквалифицированное проведение оперативного вмешательства;

• организационно-методические дефекты в работе медицинской организации из-за отсутствия должного контроля со стороны администрации.

Анализ структурной базы врачебных ошибок позволяет сделать вполне определенные выводы. Количественная характеристика этих выводов выглядит следующим образом:

• более половины врачебных ошибок обусловлены недостатками в сборе информации о больном и неполном использовании современных инструментально-диагностических возможностей (неэффективное привлечение клинических ресурсов);

• 1/5 часть врачебных ошибок связана с применением непоказанных, а порой и противопоказанных методов лечения и медикаментозных средств;

• каждая 10-я врачебная ошибка порождается неверной диагностикой;

• каждая 16-я врачебная ошибка (6% случаев) связана с ошибочными рекомендациями.

В условиях, когда законодательная база здравоохранения еще формируется, а финансирование осуществляется в размерах, в несколько раз меньших программы государственных гарантий, количество врачебных ошибок будет нарастать. Правда, ни высокая зарплата, ни адекватное финансирование медицины в целом не являются гарантией изменения ситуации

к лучшему. Это «лучшее» необходимо рассматривать в трех аспектах: по отношению к врачу, к больному и к обществу. В медицине работают люди, а не лекарства или методы. Меру вещей определяет человек, который их использует в соответствии с уровнем своего духовного развития. Поэтому случаи оказания «неэффективной» медицинской помощи всегда были, есть и будут. Другое дело - всевозможные ошибки и неблагоприятные исходы лечения должны регистрироваться и изучаться в корпоративной среде самым тщательным образом. Особенно это касается клиницистов и патологоанатомов, которые работают в едином профессиональном и нравственно-правовом пространстве, ограниченном общими этическими нормами. При этом необходимо учитывать, что судебно-медицинская экспертиза не может быть заменена клинической экспертизой, так как последняя чаще проводится некомиссионно.

По данным судебно-медицинских экспертиз, на врачебные ошибки приходится до 30% случаев всех неблагоприятных исходов лечения. При рассмотрении указанных исходов и анализе «технических» погрешностей эксперты ориентируются на результаты вскрытий, повторных оперативных вмешательств и протоколы операций. Это позволяет выявить некоторые случаи врачебных ошибок:

• оставление инородных тел в полостях (салфетки, инструменты и др.);

• повреждения анатомических образований (органы, сосуды, нервные окончания, протоки и др.);

• неправильное наложение лигатур на кровеносные сосуды;

• пропуск имевшихся повреждений при недостаточной ревизии полостей.

С учетом многообразия профессиональных и морально-этических особенностей деятельности врачей, а также крайней сложности, а порой ограниченности условий и возможностей при оказании медицинской помощи даже при самом добросовестном отношении врача к своим обязанностям и высоком уровне квалификации ошибки в диагностике и лечении всегда возможны. Весь вопрос заключается в тяжести последствий для пациента от допущенных ошибок, возможностях контролирующих технологий активно предупреждать врачебные ошибки.

Под врачебной ошибкой понимается добросовестное заблуждение врача в диагнозе, методике лечения, выполнении операции и т.д., возникших вследствие объективных и субъективных причин: несовершенства медицинских знаний, техники, недостаточности знаний в связи с малым опытом и стажем работы.

Существует множество классификаций ошибок диагностики, однако их суть сводится к подразделению на субъективные и объективные (об этом писал еще в 1928 г. Давыдовский И.П.).

К объективным причинам можно отнести несовершенство медицины, отсутствие необходимых условий, меняющиеся установки в науке, к субъективным - незнание, недостаточную квалификацию, особенности личности и характера врача. Роль субъективного фактора более чем значительна - на его долю приходится, как считают, 60-70% диагностических ошибок. При этом бывает трудно отделить ошибки по незнанию от ошибок суждения (связанных с особенностью мышления), которые нельзя предупредить просто стандартным традиционным повышением квалификации врача.

Больше всего ошибок совершается на 1-м этапе постановки диагноза.

К причинам врачебных ошибок в диагностике относятся:

• неспособность врача распознать ведущую жалобу и истинную цель обращения пациента за медицинской помощью;

• неумение определить причины выявленных симптомов и жалоб;

• неумение критически оценить полученные от пациента сведения, выбрать основные из них;

• недооценка информации о пациенте со стороны его родственников и знакомых.

На 2-м этапе - при постановке предварительного диагноза - наиболее часто ошибки совершаются в случае:

• неполной и нетипичной клинической картины;

• встречи с казуистикой;

• сокрытия пациентом той или иной симптоматики.

На 3-м этапе диагностики (дифференциальный диагноз) врачебные ошибки возможны при наличии:

• симптомов или синдромов, симулирующих другие заболевания;

• атипичных симптомов часто встречающихся заболеваний;

• симптоматики заболеваний, встречающихся как казуистика;

• проявлений симптомов нескольких заболеваний.

Самое трудное при дифференциальной диагностике - решить, какие конкретно версии необходимо проверить и какие для этого методы диагностики использовать.

Ошибки, допущенные врачом на этапе постановки предварительного диагноза, значительно затрудняют правильный клинический диагноз, усиливая тем самым заблуждение врача.

Анализируя характер и причины диагностических ошибок, нужно исходить из конкретных условий, в которых они были допущены. Четко отдифференцировать ошибки от несчастных случаев и врачебных преступлений иногда крайне сложно. При неясных и спорных обстоятельствах приходится прибегать к высококвалифицированной судебно-медицинской экспертизе; окончательное решение по таким случаям выносят юридические инстанции. Ошибки, имеющие в своей основе несовершенство медицинской науки, встречаются даже у опытного врача, так как ему приходится консультировать наиболее тяжелых и сложных в диагностическом отношении больных.

Ошибки, вызванные врачебным незнанием, наиболее многочисленны и особенно ответственны по своей интерпретации. В каждом отдельном случае вопрос об отнесении действий врача к ошибке, особенно при дифференциации незнания, обусловленного недостаточной квалификацией и элементарным медицинским невежеством, решают, исходя из конкретных особенностей течения болезни, длительности наблюдения, возможностей обследования.

Известны врачи, отлично знающие пропедевтику и симптоматику внутренних болезней и тем не менее лишенные синтетического мышления или не умеющие при сочетании у пациента нескольких болезней определить, какая является основной. Едва ли в этих случаях можно говорить об отсутствии знаний.

Значительную опасность представляют так называемые внушенные диагнозы, во многом также зависящие от характера врача. Речь идет о заведомом «настрое» на определенное заболевание, вызванном специальным

к нему интересом врача; психологическим «давлением» заключения консультанта или авторитетного учреждения; влиянием эпидемиологической обстановки (в период эпидемии гриппа этот диагноз выставляют большинству пациентов с повышенной температурой, среди которых оказываются больные ангиной, плевритом, менингитом и др.) или увлечением недавно описанными нозологическими формами (вспомним легкость и частоту, с которой в свое время немотивированно ставились диагнозы «коллагеноз», «диэнцефальный синдром» и т.п.).

К этой категории ошибок примыкают и те, которые зависят от предвзятого - положительного или отрицательного - отношения к пациенту (трактовка бессознательного состояния у больного алкоголизмом как связанного только с алкогольной интоксикацией и т.п.).

Большую роль играет присущая многим людям особенность психики, проявляющаяся в отборе фактов, подтверждающих сложившееся мнение, а не противоречащих ему. В этих случаях врач попросту игнорирует не укладывающиеся в имеющуюся у него концепцию симптомы или данные исследований.

Молодые врачи часто ошибаются из-за отсутствия опыта, более опытные - из-за его переоценки и снижения квалификации.

Успехи диагностики часто зависят от способности учитывать общие тенденции развития и изменения патологии. Многие наблюдения свидетельствуют о том, что по мере увеличения возраста больных диагностические трудности возрастают, а с ними - и количество ошибок. Особую роль при этом играет растущая с возрастом полиморбидность.

Известно, что около 80% терапевтических больных начинают и заканчивают лечение в поликлиниках. Поэтому разъяснять значимость правильной диагностики на этом этапе нет

необходимости, поскольку те или иные ошибки диагностики на добольничном этапе имеют место у каждого 3-4-го больного.

Полагают, что и на фоне технических достижений медицины диагноз устанавливается по данным анамнеза более чем в 50% случаев, на основании физикального обследования - примерно в 30% и по лабораторно-инструментальным данным - в 15-20%.

Многие ошибки обусловлены неправильной оценкой данных лабораторно-инструментальных и аппаратных исследований. Врачи не задумываются над тем, что возможность ошибки бывает заложена не только в аппарате и реактиве, но и в тех, кто выносит соответствующие заключения.

Недочеты в использовании лабораторно-инструментальных исследований носят двоякий характер: либо не назначают показанные данному больному, либо рекомендуют ненужные. Если неназначенные исследования в основном относятся к инструментально-аппаратным методам диагностики (бронхоскопия, сканирование и т.п.), то ненужные чаще связаны с лабораторными анализами. Если неназначенные исследования служат, как правило, предметом критических замечаний, то ненужные не анализируются, их игнорируют.

Проведенный анализ назначения лабораторных и инструментальных исследований (как в поликлинике, так и в стационаре) позволил выявить следующие часто допускаемые ошибки и недостатки:

1. Затянутое обследование как результат отсутствия четкого плана и системы в назначениях.

2. Неполноценное обследование, при котором не используются имеющиеся методы, показанные при данном или сходном заболевании (особенно это относится к поликлиникам).

3. Упрощенное понимание комплексности при отсутствии диагностической концепции: назначаются всевозможные исследования, а не показанные при конкретно предполагающейся болезни. Между тем комплексность предусматривает использование наиболее результативных методов (хорош тот врач, который получает максимум информации при минимуме исследований).

4. Повторение в стационаре без достаточных на то оснований исследований, выполненных амбулаторно.

5. Обследование больного только в связи с основным заболеванием (жалобами) при недостаточном внимании к сопутствующим болезням.

6. Использование инвазивных методов исследования без строгих показаний и учета того, что уточнение диагноза может не сказаться ни на лечении, ни на исходе болезни. Недопустимо превращать диагностический метод в самоцель.

Довольно часто встречаются врачебные ошибки в процессе лечения.

Среди опытных врачей зачастую бытует мнение, что если диагноз сформулирован правильно, то последующее лечение больного является в основном лишь соблюдением общепринятых методик и технологий. Это глубоко ошибочное мнение, поскольку выбор технологий лечения и определение его тактики - очень сложный и динамичный процесс.

Ошибки в лечении чаще совершают молодые врачи, что связано с недостаточной подготовкой в части системного подхода к процессу выбора технологий, логическому переходу процесса лечения от одного состояния тяжести заболевания к другому. Основными причинами ошибок в процессе лечения являются:

• недостаточный уровень знаний в области клинического прогнозирования;

• неумение провести анализ и оценить эффективность разных технологий лечения;

• недооценка риска возможных побочных эффектов и осложнений лечения;

• неправильный выбор тактики лечения;

• неумение провести анализ промежуточных и конечных результатов лечения.

Очень важной составляющей в предупреждении врачебных ошибок является умение врача активно привлекать к процессу лечения средний медицинский персонал, самого пациента и его родственников. К таким мероприятиям относятся:

• обязательность выполнения пациентом назначений врача, в том числе по изменению образа жизни и привычек поведения;

• обязательность исполнения средним медперсоналом врачебных назначений в соответствии со стандартом выполнения процедур;

• соблюдение медперсоналом безопасных для здоровья пациента условий при проведении лечебных мероприятий.

Врачебные ошибки в 80-85% случаев являются причиной осложнений заболеваний, зачастую приводящих к тяжелому клиническому исходу. Так, по данным официальной статистики, в США ежегодно от осложнений только лекарственной терапии погибают до 80 тыс. пациентов. Затраты на

лечение этих осложнений составляют 45-50 млрд долларов в год. Кроме этого, медицинские учреждения несут значительные моральные и экономические убытки, поскольку значительная часть врачебных ошибок служит основанием для судебных разбирательств по искам пациентов или их родственников.

Таким образом, работа по предупреждению врачебных ошибок должна занимать центральное место в системе управления КМП. Следовательно, в планах медицинских учреждений и программах развития здравоохранения органов управления здравоохранением всех уровней ежегодно должны предусматриваться меры по предупреждению врачебных ошибок. Необходимо создать мониторинг врачебных ошибок лечения, начиная с уровня медицинского учреждения и кончая федеральным уровнем управления здравоохранением.

Результаты разбора врачебных ошибок обязательно должны носить открытый характер и служить другим врачам наглядным примером недопустимости дефектов при диагностике и лечении пациентов.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте аналитическую, конструктивную, технологическую, коммуникативную и социально-экономическую функции врача.

2. Что такое врачебная ошибка?

3. Назовите основные причины диагностических врачебных ошибок.

4. Перечислите основные причины врачебных ошибок в процессе лечения.


 

8.7. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Контроль качества представляет собой деятельность по проверке объекта (предмета, явления, работы, изделия) на предмет наличия отличительных (различительных) свойств, признаков или особенностей. Контроль не только осуществляет проверку свойств, но и оценивает их соответствие определенным достоинствам (стандартам, нормам, образцам, параметрам и т.п.). Проведенная оценка позволяет охарактеризовать качество данного объекта. Такое понимание контроля качества позволяет определить и сам предмет контроля качества как проверку наличия и оценку соответствия свойств, признаков, особенностей принятым формам достоинства. Сами формы достоинства (нормы, образцы, параметры и т.п.) могут быть специальными, которые приняты специалистами в результате осуществления определенных процедур, или общепринятыми (приняты большинством на основе опыта или как аксиомы).

Мы уже отмечали, что объектом качества, а следовательно, и объектом контроля качества по совокупности признаков, свойств, особенностей могут выступать предмет и явление, а по их единичности - работа и изделие. В рамках здравоохранения объектом контроля качества как явления выступает сам человек, а в качестве предмета - разные состояние человека. Работа как объект контроля будет представлена деятельностью по сохранению и восстановлению здорового состояния человека, а изделие - средствами, необходимыми для осуществления данной деятельности. Общие представления об объектах контроля качества деятельности по охране здоровья можно представить схематично (рис. 72).

Рис. 72. Общие представления об объектах контроля качества в здравоохранении

 

Состояние человека можно рассматривать как предмет, имеющий разные качественные стороны. Каждое состояние человека выступает в качестве объекта контроля со стороны общества в целом и здравоохранения в частности. Человек имеет 2 предельных и 2 промежуточных состояния. В качестве предельных состояний выступает процесс зарождения и умирания человека; а промежуточное состояние может быть здоровым или болезненным.

Целью контроля качества предельных состояний является увеличение продолжительности жизни человека, а целью контроля промежуточных состояний - увеличение в этой жизни здорового периода и сокращение болезненного. Степень достижения этих целей позволяет оценить не только уровень и эффективность деятельности по охране здоровья, но и состояние общества в целом.

До сих пор речь шла о необходимости контроля признаков и особенностей, отличающих явление (человека) и предмет (состояния человека) от других и придающих им (человеку и его состоянию) определенность. Теперь необходимо определить объекты, которые должны иметь свойства и признаки, определяющие качество данной деятельности.

Объектами контроля качества в здравоохранении являются два самостоятельных, но связанных процесса:

• деятельность по сохранению здоровья;

• деятельность по восстановлению здоровья.

Процесс восстановления здоровья является технологическим и во многом зависит как от качества и количества факторов медицинских технологий, имеющихся у организаций, осуществляющих данный процесс, так и от качества осуществления самого процесса.

Факторами медицинских технологий выступают медицинская техника, лекарственные и вспомогательные средства, медицинский персонал, а предметом труда является исходное состояние здоровья человека. Процесс медицинских технологий состоит из 2 этапов: диагностики, в процессе которой определяются состояние здоровья человека и технология лечения, и собственно процесса лечения. Результатом осуществления медицинских технологий, как правило, должно быть измененное (улучшенное) состояние здоровья человека. Объектами контроля качества деятельности по восстановлению здоровья должны быть факторы, процесс и результат этой деятельности. Осуществление данной деятельности можно представить схематично следующим образом (рис. 73).

Рис.73 Объекты контроля качества при осуществлении процесса восстановления здоровья

 

Рис.74 Объекты контроля качества при осуществлении процесса сохранения здоровья

Что касается процесса сохранения здоровья, то он зависит как от самого человека, прежде всего от его образа жизни, так и от деятельности организаций и служб, осуществляющих подобного рода профилактическую деятельность. Объектами контроля качества выступают сам объект охраны, организация и процесс охраны здоровья, а также результат осуществления данной деятельности (рис. 74).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...