Вопрос 95: Цели и задачи управления затратами. Методы учета и управления затратами в бизнесе.
Цель управления затратами – достижение запланированных финансовых результатов, а в стратегическом плане – обеспечение конкурен-сти пр-ва. Управление затратами не сводится только к минимизации с/с, а представляет собой деятельность, направленную на решение след. задач: - определение и расчёт затрат по видам, местам возникновения, по носителям; - разработка системы нормирования затрат; - создание информационной базы для планирования, бюджетирования и контроля затрат; - совершенствование системы учета затрат, оптимизация учётной политики п/п-я; - поиск резервов снижения затрат; -обоснование решений по оптимизации производственной программы.; - обоснование решений по изменению технологии и организации пр-ва. В процессе управления затратами выделяют такие элементы управленческого цикла, как: - планирование и прогнозирование затрат; - учет затрат; - анализ затрат; - контроль и регулирование. Управление затратами должно базироваться на след. принципах: - системный подход; -единство методов, практикуемых на различных уровнях управления затратами; - управление затратами на всех стадиях ЖЦИ; - органичное сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции; - недопущение излишних затрат; - широкое внедрение эффективных методов снижения затрат; - совершенствование информационного обеспечения об уровне затрат; - повышение заинтересованности производственных подразделений в снижении затрат. Существует 2 подхода к учёту затрат: обобщенный учёт и основанный на принципе «различная с/с для различных целей». Основным недостатком обобщенного учета является то, что представляемая в результате инф-ция о с/с обезличена и не дает возможности контролировать и управлять издержки. Методы, основанные на принципе «различной с/с для различных целей», являются более эффективными с точки зрения управления затратами и широко используются в практике бизнеса. К ним относятся:
- стандарт – костинг; - директ – костинг; - учет по центрам ответствен-сти. Метод учета по нормативным затратам. Стандарт – костинг. Метод учета по нормативным затратам(нормативный метод) применяется в отечест. практике в отраслях обрабатывающей промыш-сти с массовым и серийным произ-вом разнообразной и сложной прод-ции. Основная задача метода – предотвращение неоправданных затрат. Сущность заключается в след.: - отдельные виды затрат учитываются по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; - обособленно ведется оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; - учитываются изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения оперативно – технических мероприятий, и определяется их влияние на с/с прод-ции. Метод стандарт – костинг, с/с устанавливается заранее только как нормативная. Все фактические изменения затрат списываются на финансовые результаты. Метод директ – костинга основан на учете неполной с/с. Сущность системы учета неполной с/с состоит в том, что в с/с не включаются некоторые затраты, имеющие отношение к производству. Возмещаются эти затраты общей суммой из выручки. Существуют несколько вариантов учета неполной с/с: - только по прямым затратам; - только по производственным затратам; - только по переменным затратам. Учет по центрам ответственности Центр ответственности – это подразделение внутри п/п-я, руководитель которого несет ответственность за принимаемые им решения. Выделяют след. виды центров ответственности:
- центр затрат, руководитель которого отвечает только за затраты. Обычно это самые мелкие подразделения п/п-я. Другие центры ответственности состоят из центров затрат; - центр прибыли, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за прибыль; - центр выручки (дохода), руководитель которого отвечает главным образом за выручку. А за затраты отвечает в ограниченном объеме; - другие (инвестиций, стоимости). При любом выделении центров ответственности ответственность руководителя обязательно распространяется на часть затрат.
Понятие производственного процесса (основные, вспомогательные, обслуживающие, естественные, трудовые ресурсы). Производственный процесс – совокуп. взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результате которых исходное сырье и материалы превращаются в готовую продукцию. В зависимости от назначения продукции все производственные процессы подразд. на: 1. основные – процессы, превращающие сырье и материалы в гот.продукцию. При их выполнении изм.формы и размеры предмета труда, внутренняя структура, вид и качественная характеристика исходного материала. К ним относ. и естественные процессы, которые происходят под воздействием сил природы без участия труда человека, но под его контролем (естественная сушка древесины, остывание отливок и т.д.). Основные процессы расчленяются на стадии и фазы. Такими фазами на машиностроительных предприятиях явл.: заготовительная, обрабатывающая, сборочная. 2. вспомогательные – способствуют бесперебойному протеканию основных производственных процессов. Полученная посредством их продукция используется на предприятии для обеспечения основного производства. По необходимости приложения труда различают: трудовые и естественные процессы. 3. обслуживающие – призваны создать условия для выполнения основных и вспомогательных процессов. К ним относ.: меж- и внутрицеховые транспортные операции, обслуживание рабочих мест, складские операции, контроль качества продукции, использование материалов и др. По характеру объекта производства различают: 1. простые производственные процессы– процессы, состоящие из последовательно выполняемых операций;
2. сложные производственные процессы – сост. из последовательно и параллельно выполняемых операций. Основой производственного процесса явл. тех.процесс, в ходе которого происходит изменение формы и размеров. физических и химических свойств предметов труда и в результате созд. отдельные детали, узлы, агрегаты и изделия в целом. Технологическая операция – законченная часть производственного процесса, выполняемая на одном рабочем месте с участием рабочего или автоматически, состоящая из ряда действий над каждым предметом труда или их группой, совместно обрабатываемой. Виды операций: 1. основные – в результате которых изменяются форма, размеры, свойства, взаимное расположение деталей; 2. вспомогательные – связанные с перемещением предмета труда с одного рабочего места на другое, складированием и контролем качества. 3. в зависимости от уровня технической оснащенности все операции классифицируются как: ручные; машинно-ручные; машинные; автоматические; аппаратные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|