Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дневник студента-практиканта.




ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

Методическое пособие для студентов IV курса педагогических вузов

Специальность «Учитель»

 

Пермь 2005

УДК 373.5

ББК Ч421я73

М - 52

Рецензент:

доктор педагогических наук, профессор Пермского государственного

педагогического университета А.И. Санникова.

кандидат педагогических наук, заместитель директора Дворца детского

(юношеского) творчества г.Перми С.Сулейманова.

 

Авторский коллектив:

ст. преподаватель кафедры общей и социальной педагогики ПГПУ Н.А. Май

канд. пед. наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики ПГПУ Л.А. Косолапова

 

М - 52 Май, Н.А. Организация педагогической практики: методическое пособие для студентов IV курса педагогических вузов. Специальность «Учитель» / Н.А. Май, Л.А. Косолапова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 60 с.

 

Издание содержит документацию по содержанию практики, формы отчетности, методические рекомендации по организации анализа урока, примерные образцы организации и проведения педагогических исследований, рекомендации по организации воспитательной работе в классе, темы микроисследований с методическими комментариями, список литературы.

При разработке задания микроисследований использованы материалы преподавателей кафедры общей и социальной педагогики ПГПУ Г.Б. Беловой, Т.П. Гавриловой, А.С. Новоселовой, Р.А. Рогожниковой.

Издание предназначено для студентов IV курса педагогических вузов обучающихся по специальности «Учитель».

 

УДК 373.5

ББК Ч421я73

 

 

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

 

Ó Май Н.А., Косолапова Л.А., 2006

Ó ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2006

Содержание

 

1. Организация учебно-методической практики………………………….…  
1.1. Цели практики…………………………………………………………………  
1.2. Содержание практики…………………………………………………………  
1.3. Формы отчетности…………………………………………………………….  
1.4. Образец характеристики на студента-практиканта…………………………  
2. Методические рекомендации по организации анализа урока…………..  
2.1. Требования к современному уроку…………………………………………  
2.2. Анализ урока и порядок его обсуждения…………………………………..  
2.3. Список литературы по анализу урока………………………………………  
3. Методические рекомендации по организации, содержанию и проведению педагогического микроисследования……………………………………  
3.1. Требования к педагогическому микроисследованию………………………  
3.2. Основные направления микроисследований ……………………………….  
3.3. Примерные образцы организации и проведения педагогических исследований……………………………………………………………………….  
3.4. Темы микроисследований с методическими комментариями……………...  
· Классный коллектив, перспективы его развития……………………………  
· Коллектив как среда формирования ученика…………………………………  
· Ценностные ориентации подростков... класса……………………………  
· Интересы учащихся……………………………………………………………….  
· Дисциплинированность учащихся………………………………………………  
· Стимулирование познавательной активности учащихся …………………  
· Стиль воспитывающей деятельности классного руководителя………..  
· Представления и суждения учащихся об одном из нравственных понятий (долг, честь, гуманность, идея и т.д.)…………….  
· Нравственная воспитанность учащихся... класса……………………….  
· Нравственные ценности школьников... класса…………………………….  
· Готовность школьников к самовоспитанию…………………………………  
· Целенаправленность деятельности классного руководителя…………….  
· Физическая активность учащихся (профилактика гиподинамии)……….  
· Обучение здоровому образу жизни……………………………………………...  
· Учебная нагрузка учащихся... класса…………………………………………  
· Вредные привычки учащихся... класса……………………………………….  
· Формирование интереса к учению (предмету)………………………………  
· Целостность учебно-познавательного процесса с точки зрения деятельностного подхода………………………………………...  
· Причины неуспеваемости школьников…………………………………………  
· Групповая работа на уроке……………………………………………………….  
· Анализ деятельности учителя с позиции системного подхода…………..  
· Качество знаний как показатель результативности обучения………….  
· Формирование общеучебных умений школьников... класса………………  
· Стиль общения классного руководителя (учителя)…………………………  
· Нестандартный урок, его эффективность…………………………………..  
· Традиции……………………………………………………………………………..  
4. Методические рекомендации по организации воспитательной работы в классе…………………………………………………………………………….  
4.1. Содержание воспитательной работы на период педагогической практики…..  
4.2. Характеристика класса (схема)……………………………………………….  
4.3. Анализ и самоанализ воспитательного мероприятия ………………………  
4.4. Оформление и содержание конспекта воспитательного мероприятия…….  
4.5. Памятка студенту-практиканту………………………………………………  
4.6. Список литературы по воспитательной работе в классе…………………..  
5. Методические рекомендации по организации рефлексивной деятельности студента-практиканта…………………………………………………….  
5.1. Методики рефлексивно-прогностического и рефлексивно-аналитического характера…………………………………………………………  
5.1.1. Анкета, предваряющая прохождение учебно-методической практики…  
5.1.2. Анкета, завершающая прохождение учебно-методической практики…..  
5.2. Свой алгоритм…………………………………………………………………  
5.3.Педагогическая импровизация………………………………………………..  

 

 

Организация учебно-методической практики

Цели практики

Руководство работой студентов осуществляет руководитель практики, официально назначаемый на факультете. Кроме преподавателя по предмету, студентов курируют преподаватели кафедр общей и социальной педагогики, психологии и гигиены.

Традиционно продолжительность практики – семь недель.

Статус студента в школах в период практики – учитель-предметник, помощник классного руководителя.

Студент допускается к исполнению этих функций при отсутствии академических задолжностей, то есть если он владеет официально подтвержденными базовыми знаниями и умениями, дающими возможность осуществлять указанные обязанности.

Цели педагогической практики:

1. Закрепление, углубление и обогащение теоретических знаний в области педагогики, психологии и профилирующих предметов.

2. Дальнейшее формирование профессиональных умений и навыков, развитие профессиональных качеств личности учителя.

3. Овладение умениями и навыками творческой исследовательской работы.

С учетом целей педагогической практики для студентов могут быть сформулированы следующие задачи:

1 неделя: Изучить особенности подросткового возраста; систему учебно-воспитательной работы школы и класса; индивидуальные особенности учащихся класса, определить тему микроисследования, его цели, задачи и сделать первый диагностический срез. Составить план работы на весь период практики: система уроков по профилирующему предмету, план воспитательных мероприятий.
2 – 6 недели: Провести уроки по профильному предмету. Организовать и провести самостоятельно (зачетное) воспитательное мероприятие с детьми. Оказать помощь классному руководителю. На основе первого диагностического среза разработать систему педагогических воздействий с целью оказания индивидуальной помощи учащимся или отдельному ученику в их развитии. Научиться анализировать свои уроки и воспитательные мероприятия (в дидактическом, методическом, психологическом и гигиеническом аспектах).
7 неделя: На заключительном этапе представить руководителям практики результаты работы по всем видам деятельности: - защита микроисследования; - отчет о ходе и результатах педагогической практики к заключительной конференции в школе; - дневник, характеристика.

1.2. Содержание практики

 

Первая неделя – ознакомительная, или пассивная, практика.

В течение первой недели практики студенты:

- Знакомятся со школой, её задачами, спецификой и системой работы;

- Посещают уроки учителей-предметников и наблюдают за работой «своего» класса;

- Изучают классный коллектив и отдельных учащихся;

- Знакомятся с планом классного руководителя;

- Составляют индивидуальный план учебно-воспитательной работы на весь период практики;

- Работают с классом ежедневно в течение 6 часов;

- Заполняют первые страницы дневника.

 

Вторая – шестая недели – активная практика.

В течение пяти недель студенты:

- Проводят уроки, анализируют их;

- Проводят внеклассные мероприятия (одно зачетное);

- Оказывают помощь классному руководителю в организации и проведении воспитательных и других мероприятий в школе и вне её;

- Оказывают индивидуальную помощь отдельным учащимся, организуют исследовательскую работу, выполняют задание по школьной гигиене;

- Продолжают записывать в дневнике результаты наблюдений и анализа своих уроков и уроков товарищей, а также выводы и рекомендации.

 

Седьмая неделя – подведение итогов педагогической практики в школе:

- Студенты оформляют отчетную документацию: характеристику на студента как учителя, классного руководителя;

- Завершают микроисследование и выполнение заданий по психологии и школьной гигиене;

- Готовятся к итоговой конференции в университете.

Формы отчетности

Дневник студента-практиканта.

Дневник является одним из главных отчетных документов студентов-практикантов по педагогической практике. В дневнике каждый студент-практикант планирует свою работу в школе, отражает наблюдения за педагогической деятельностью учителя, классного руководителя, за поведением учащихся. Анализирует свою деятельность и деятельность своих товарищей. Ведение дневниковых записей позволяет студенту осмыслить опыт работы учителей и классного руководителя, осмыслить свою педагогическую деятельность, подумать над перспективами самосовершенствования.

Дневник по педагогической практике является обязательным документом, содержание которого учитывается при оценке итогов педпрактики как методистами по профилирующей дисциплине, так и педагогами.

 

Дневник студента-практиканта должен содержать:

Титульный лист:

Ф.И.О. студента, группа, курс, факультет.

Класс, школа.

 

1 страница:

Классный руководитель -...

Организатор воспитательной работы -...

Учитель-предметник, методисты -...

Директор школы -...

 

2 страница:

Фамилии и имена учащихся класса.

Расположение посадочных мест.

 

3 страница:

Темы уроков по профилирующей дисциплине на период практики.

 

4 страница:

Содержание воспитательной работы на период практики.

Содержание учебной и внеклассной работы в дневнике должно быть оформлено следующим образом:

 

№ зачетного урока (мероприятия) Дата Тема урока, воспитательного мероприятия Оценка Подпись учителя
         

 

5 страница:

Дневниковые записи в свободной форме.

 

Микроисследование.

Методические рекомендации по организации, содержанию и проведению педагогического микроисследования смотрите в 3 главе.

 

3. Характеристика воспитательной деятельности студента-практиканта в качестве помощника классного руководителя за период практики, подписанная классным руководителем и заверенная директором школы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...