Учебная нагрузка учащихся . . . класса
Цель: изучить учебную нагрузку учащихся в течение недели по всем предметам (желательно в начале, середине и конце четверти) и время, затраченное на подготовку к урокам.
Задачи студент формулирует сам.
Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человека / Б.Г. Ананьев. – М., 1977.
2. Ананьев Н.И. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников / Н.И. Ананьев, Е.Г. Блинова// Актуальные проблемы адаптации человека. Вып. 2. – Сургут, 2002.
3. Бережко, Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и основные факторы, её определяющие / Л.Ф. Бережков. – М.: Генезис, 1997.
4. Педагогика и психология здоровья / под ред. Н.К. Смирнова. – М.: АПКиПРО, 2003.
Диагностические методы и методики:
1. Анализ школьной документации.
2. Хронометраж времени, затраченного на подготовку к урокам.
3. Наблюдение.
4. Беседа.
Вредные привычки учащихся... класса
Цель: выявить наличие вредных привычек у учащихся класса, причины их возникновения и провести профилактическую работу с отдельными учащимися.
Задачи студент формулирует сам.
Список литературы
1. Школа без наркотиков. – СПб., 2001.
2. Колесов, Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников / Д.В. Колесов. – М., 1988.
3. Якушев, А.Н. Методические рекомендации по антиалкогольному воспитанию школьников / А.Н. Якушев. – М., 2003.
4. Самаркина, О.М. Профилактика табакокурения / О.М. Самаркина. – Пермь, 2002.
5. Методики и технологии профилактики злоупотребления ПАВ. – Пермь, 2002.
Диагностические методы:
1. Анкетирование учащихся.
2. Беседа (с учителями, родителями).
3. Наблюдение.
Формирование интереса к учению (предмету)
Цель: использовать в обучении средства (приемы, методы), формирующие интерес к учению (на материале профилирующего предмета). Экспериментально доказать их эффективность.
Задачи студент формулирует сам.
Список литературы
1. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М., 1990.
2. Щукина, Г.А. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.А. Щукина. – М., 1988.
Диагностические методики:
1. Ранжирование предметов по личной значимости или «Что нам интересно?», «Мой любимый предмет».
2. Расписание на неделю.
3. Что стимулирует вас учиться? (А.И. Винокуров, 1998).
4. Отношение ученика к учению.
5. Анализ успеваемости. На выбор, не менее 3 методик.
6. Эксперимент (формирующий).
Из 6 предложенных методик желательно использовать 3 (на выбор).
Целостность учебно-познавательного процесса с точки зрения
Деятельностного подхода
Цель: изучить, в каких пропорциях присутствуют в учебно-познавательном процессе такие компоненты деятельности, как целеполагание, планирование, организация, осуществление, анализ.
Задачи студент формулирует сам.
Список литературы
1. Кларин, М.В. Технология обучения: идеал и реальность / М.В. Кларин. – Рига, 1999. – С. 55 – 69.
2. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. – М., 2000. – С. 45 – 59.
3. Кульневич, С.В. Не совсем обычный урок / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д., 2001. – С. 10 – 22.
4. Культура современного урока / под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1997. С. 6 – 17.
Диагностические методики: посмотреть серию уроков одного учителя (не менее 10) и проанализировать их: 1) количество этапов урока, посвященных выдвижению цели, планированию, осуществлению деятельности, анализу процесса и результата; 2) в каких формах были представлены перечисленные этапы деятельности; 3) насколько они предполагали активность самих учащихся.
Например (на этапе целеполагания):
- учитель сам называет тему, план урока;
- учитель сам называет тему и цель, мотивирует её;
- учитель просит угадать тему урока, цель очередного этапа урока;
- учитель создает проблемную ситуацию, которая «подводит» к теме урока и выдвижению цели;
- ... (ваш вариант).
На этапе планирования:
- учитель называет план урока;
- учитель напоминает, что делали на предыдущем уроке, оглашает план сегодняшнего урока;
- учитель помогает вспомнить, что делали раньше, так как предполагаются задания по аналогии;
- учитель включает детей в совместное планирование;
- ... (ваш вариант).
На этапе анализа:
- учитель подводит итог тому, что изучали;
- учитель просит детей подвести итог тому, что изучали;
- учитель сообщает, «как поработали»;
- учитель выясняет мнение детей о том, «как поработали»;
- учитель называет оценки;
- учитель предлагает детям поставить оценки;
- дети указывают сами на допущенные ошибки;
- учитель спрашивает мнение детей об ответе товарища;
- ... (ваш вариант).
Причины неуспеваемости школьников
Цель: изучить причины неуспеваемости школьников, выявить основные педагогические пути преодоления отставания в учении у отдельных учащихся и провести с ними комплекс корректирующих занятий.
Задачи студент формулирует сам.
Список литературы
1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения (аспект предупреждения неуспеваемости школьников) / Ю. К. Бабанский. – Ростов н/Д., 1972. – С. 23 – 69.
2. Глассер, У. Школа без неудачников / У. Глассер. – М., 1991. – С. 18 – 33.
3. Мурачковский, Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников / Н.И. Мурачковский. – Минск, 1977. – С. 6 – 47.
4. Образовательная программа — маршрут ученика: Ч.I. / под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб., 1998. – С.72 – 94.
5. Шилова, Т.А. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении / Т.А Шилова. М.: изд-во ИПКиПРНО МО, 1995. 86с.
6. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971.
Диагностические методы и методики:
1. Анкета, заполняемая учеником.
2. Анкета, заполняемая учителем.
3. Анализ успеваемости школьников.
4. Наблюдение.
Групповая работа на уроке
Цель: изучить возможности групповой работы на уроке.
Задачи студент формулирует сам.
Список литературы
1. Уваров, А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работы / А.Ю. Уваров. – М., 2001.
2. Лайметс, Х.Й. Групповая работа на уроке / Х.Й. Лайметс // Серия «Педагогика и психология». – 1975. – № 7.
3. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. – М., 1999.
Диагностические методики:
1. Оценка результатов учебной работы. (Кооперация в обучении: групповая работа. – М., 2001. – Стр. 88-96).
2. Сравнительный анализ успеваемости.
3. Наблюдение.
4. Закончи предложение. Цель: изучить отношение детей к групповой работе на уроке.
Анализ деятельности учителя с позиции системного подхода
Цель: рассмотреть дидактическую систему конкретного учителя во взаимосвязи и взаимообусловленности различных компонентов. Обосновать вывод о системе обучения учителя.
Задачи студент формулирует сам.
Список литературы
1. Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения по системе Б. Эльконина – В. В. Давыдова / А.Б. Воронцов. – М., 1998. – С. 28 – 47.
2. Ильин, Е.Н. Путь к ученику / Е.Н. Ильин. – М., 1988. – 222с.
3. Кириллова, Г.Д. Процесс развивающего обучения как целостная система / Г.Д. Кириллова. – СПб., 1996. – С. 6 – 42.
4. Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 1995.
Диагностические методики:
Наблюдение (не менее 10 уроков у одного учителя).
2. Анализ посещенных уроков по предложенной таблице:
Параметры, характеризующие систему обучения
| Характерные признаки взаимодействия
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: