Учебная нагрузка учащихся . . . класса
Цель: изучить учебную нагрузку учащихся в течение недели по всем предметам (желательно в начале, середине и конце четверти) и время, затраченное на подготовку к урокам. Задачи студент формулирует сам. Список литературы 1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человека / Б.Г. Ананьев. – М., 1977. 2. Ананьев Н.И. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников / Н.И. Ананьев, Е.Г. Блинова// Актуальные проблемы адаптации человека. Вып. 2. – Сургут, 2002. 3. Бережко, Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и основные факторы, её определяющие / Л.Ф. Бережков. – М.: Генезис, 1997. 4. Педагогика и психология здоровья / под ред. Н.К. Смирнова. – М.: АПКиПРО, 2003. Диагностические методы и методики: 1. Анализ школьной документации. 2. Хронометраж времени, затраченного на подготовку к урокам. 3. Наблюдение. 4. Беседа. Вредные привычки учащихся... класса Цель: выявить наличие вредных привычек у учащихся класса, причины их возникновения и провести профилактическую работу с отдельными учащимися. Задачи студент формулирует сам. Список литературы 1. Школа без наркотиков. – СПб., 2001. 2. Колесов, Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников / Д.В. Колесов. – М., 1988. 3. Якушев, А.Н. Методические рекомендации по антиалкогольному воспитанию школьников / А.Н. Якушев. – М., 2003. 4. Самаркина, О.М. Профилактика табакокурения / О.М. Самаркина. – Пермь, 2002. 5. Методики и технологии профилактики злоупотребления ПАВ. – Пермь, 2002. Диагностические методы: 1. Анкетирование учащихся. 2. Беседа (с учителями, родителями). 3. Наблюдение.
Формирование интереса к учению (предмету) Цель: использовать в обучении средства (приемы, методы), формирующие интерес к учению (на материале профилирующего предмета). Экспериментально доказать их эффективность.
Задачи студент формулирует сам. Список литературы 1. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М., 1990. 2. Щукина, Г.А. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.А. Щукина. – М., 1988. Диагностические методики: 1. Ранжирование предметов по личной значимости или «Что нам интересно?», «Мой любимый предмет». 2. Расписание на неделю. 3. Что стимулирует вас учиться? (А.И. Винокуров, 1998). 4. Отношение ученика к учению. 5. Анализ успеваемости. На выбор, не менее 3 методик. 6. Эксперимент (формирующий). Из 6 предложенных методик желательно использовать 3 (на выбор). Целостность учебно-познавательного процесса с точки зрения Деятельностного подхода Цель: изучить, в каких пропорциях присутствуют в учебно-познавательном процессе такие компоненты деятельности, как целеполагание, планирование, организация, осуществление, анализ. Задачи студент формулирует сам. Список литературы 1. Кларин, М.В. Технология обучения: идеал и реальность / М.В. Кларин. – Рига, 1999. – С. 55 – 69. 2. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. – М., 2000. – С. 45 – 59. 3. Кульневич, С.В. Не совсем обычный урок / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д., 2001. – С. 10 – 22. 4. Культура современного урока / под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1997. С. 6 – 17. Диагностические методики: посмотреть серию уроков одного учителя (не менее 10) и проанализировать их: 1) количество этапов урока, посвященных выдвижению цели, планированию, осуществлению деятельности, анализу процесса и результата; 2) в каких формах были представлены перечисленные этапы деятельности; 3) насколько они предполагали активность самих учащихся. Например (на этапе целеполагания):
- учитель сам называет тему, план урока; - учитель сам называет тему и цель, мотивирует её; - учитель просит угадать тему урока, цель очередного этапа урока; - учитель создает проблемную ситуацию, которая «подводит» к теме урока и выдвижению цели; - ... (ваш вариант). На этапе планирования: - учитель называет план урока; - учитель напоминает, что делали на предыдущем уроке, оглашает план сегодняшнего урока; - учитель помогает вспомнить, что делали раньше, так как предполагаются задания по аналогии; - учитель включает детей в совместное планирование; - ... (ваш вариант). На этапе анализа: - учитель подводит итог тому, что изучали; - учитель просит детей подвести итог тому, что изучали; - учитель сообщает, «как поработали»; - учитель выясняет мнение детей о том, «как поработали»; - учитель называет оценки; - учитель предлагает детям поставить оценки; - дети указывают сами на допущенные ошибки; - учитель спрашивает мнение детей об ответе товарища; - ... (ваш вариант). Причины неуспеваемости школьников Цель: изучить причины неуспеваемости школьников, выявить основные педагогические пути преодоления отставания в учении у отдельных учащихся и провести с ними комплекс корректирующих занятий. Задачи студент формулирует сам. Список литературы 1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения (аспект предупреждения неуспеваемости школьников) / Ю. К. Бабанский. – Ростов н/Д., 1972. – С. 23 – 69. 2. Глассер, У. Школа без неудачников / У. Глассер. – М., 1991. – С. 18 – 33. 3. Мурачковский, Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников / Н.И. Мурачковский. – Минск, 1977. – С. 6 – 47. 4. Образовательная программа — маршрут ученика: Ч.I. / под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб., 1998. – С.72 – 94. 5. Шилова, Т.А. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении / Т.А Шилова. М.: изд-во ИПКиПРНО МО, 1995. 86с. 6. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971. Диагностические методы и методики: 1. Анкета, заполняемая учеником. 2. Анкета, заполняемая учителем. 3. Анализ успеваемости школьников. 4. Наблюдение. Групповая работа на уроке Цель: изучить возможности групповой работы на уроке. Задачи студент формулирует сам.
Список литературы 1. Уваров, А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работы / А.Ю. Уваров. – М., 2001. 2. Лайметс, Х.Й. Групповая работа на уроке / Х.Й. Лайметс // Серия «Педагогика и психология». – 1975. – № 7. 3. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. – М., 1999. Диагностические методики: 1. Оценка результатов учебной работы. (Кооперация в обучении: групповая работа. – М., 2001. – Стр. 88-96). 2. Сравнительный анализ успеваемости. 3. Наблюдение. 4. Закончи предложение. Цель: изучить отношение детей к групповой работе на уроке.
Анализ деятельности учителя с позиции системного подхода Цель: рассмотреть дидактическую систему конкретного учителя во взаимосвязи и взаимообусловленности различных компонентов. Обосновать вывод о системе обучения учителя. Задачи студент формулирует сам. Список литературы 1. Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения по системе Б. Эльконина – В. В. Давыдова / А.Б. Воронцов. – М., 1998. – С. 28 – 47. 2. Ильин, Е.Н. Путь к ученику / Е.Н. Ильин. – М., 1988. – 222с. 3. Кириллова, Г.Д. Процесс развивающего обучения как целостная система / Г.Д. Кириллова. – СПб., 1996. – С. 6 – 42. 4. Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 1995. Диагностические методики: Наблюдение (не менее 10 уроков у одного учителя). 2. Анализ посещенных уроков по предложенной таблице:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|