Темы микроисследований с методическими комментариями
Предлагаем рекомендации по разработке 27 возможных тем для исследования на период практики. Студент может выбрать любую тему из предложенных и получить консультацию у методиста. Если ни одна тема не устраивает студента, он имеет право выбрать ту, которая соответствует его интересам и потребностям. Можно также обратиться к методической литературе, представленной на кафедре педагогики: ü Гаврилова, Т.П. Педагогическая диагностика личности ребенка и временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере / Т.П. Гаврилова, Т.Я. Шихова. – Пермь: ПГПУ, 2001. ü Гаврилова, Т.П. Диагностика личности старшего подростка в процессе формирования нравственной устойчивости: методическое пособие / Т.П. Гаврилова. – Пермь: ПГПУ, 2002. ü Гаврилова, Т.П. Фестиваль игровых программ: сборник методических материалов / Т.П. Гаврилова, Г.В. Шойхет. – Пермь: ПГПУ – ДД(Ю)Т, 2002. ü Косолапова, Л.А. Экспериментально-аналитическое изучение педагогики: программа и методические рекомендации. Часть 1. Введение в педагогическую профессию. Педагогические системы, теории, технологии воспитания / Л.А. Косолапова. – Пермь, ПГПУ. 1996. ü Косолапова, Л.А. Экспериментально-аналитическое изучение педагогики. Часть 2. Дидактика / Л.А. Косолапова. – Пермь: Центр развития образования; ПГПУ, 2000. ü Косолапова, Л.А. Помощник начинающего учителя (экспериментально-аналитическое изучение педагогики): практическое пособие по курсу «Педагогика» / Л.А. Косолапова. – Пермь: ПГПУ, 2001. ü Косолапова, Л.А. Исследовательские задания по педагогике: метод. разработка. 2-е изд. / Л.А. Косолапова. – Пермь: ПГПУ, 2006. ü Реализация диагностической функции в профессиональной деятельности социального педагога: методические рекомендации / Сост. Е.О. Федотова. –Пермь: ПГПУ, 2001.
ü Рогожникова, Р.А. Диагностика дисциплинированности школьника: педагогические методики: учеб.-метод. пособие. – Пермь: ПГПУ, 1997. ü Рогожникова, Р.А. Учителю-исследователю: учеб.-метод. пособие. – Пермь: ПГТУ, 2001. ü Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб.-метод. комплекс / Сост. Е.О. Федотова. – Пермь: ПГПУ, 2003. ü Федотова, Е.О. Программы практики для студентов, обучающихся по специальности 031300 - «Социальная педагогика» (очная форма обучения) / Е.О. Федотова. –Пермь: ПГПУ, 2005. ü Федотова, Е.О. Программы практики для студентов специальности 031300 - «Социальная педагогика» заочной формы обучения / Е.О. Федотова. –Пермь: ПГПУ, 2005.
Классный коллектив, перспективы его развития Цель: определить уровень сформированности классного коллектива, наметить пути его дальнейшего развития. Задачи студент формулирует сам. Список литературы 1. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса. Т. 5. / А.С. Макаренко. – М., 1975. 2. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива / В.А. Сухомлинский. – М., 1975. С. 207. 3. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. – М., 1986, С. 115-132. 4. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива / Л.И. Новикова. – М., 1978, С. 5-35. 5. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технологии / Н.Е. Щуркова. – М., 1999, С. 88-158. Диагностические методики: 1. Социометрия (Д. Морено). 2. Оценка психологического климата в коллективе (модификация И.Е. Щварца). 3. Наш класс нашими глазами. 4. Беседа с классным руководителем. 5. Наблюдения. 6. Восприятие индивидом группы (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).
Коллектив как среда формирования ученика Цель: изучить взаимоотношения в коллективе, место ученика в системе этих взаимоотношений. Задачи студент формулирует сам.
Список литературы 1. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса. Т. 5. / А.С. Макаренко. – М., 1975. 2. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива / В.А. Сухомлинский. – М., 1975. – 207с. 3. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива / Л.И. Новикова. – М., 1978, – С. 5-35. Диагностические методики: 1. Социометрия (Д. Морено). 2. Класс, взаимоотношения в нем, глазами ученика. Тест-рисунок. 3. Беседа с классным руководителем. 4. Наблюдения. Ценностные ориентации подростков.... класса Цель: изучить характер ценностных ориентаций подростков данного возраста, наметить пути дальнейшей работы с ними. Задачи студент формулирует сам. Список литературы 1. Богданова, О.С. Нравственное воспитание старшеклассников / О.С. Богданова. – М., 1998. – С. 5-17. 2. Ильин, Е.Н. Искусство общения / Е.Н. Ильин. – М., 1988. 3. Канн-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Канн-Калик. –М., 1987. 4. Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. – М., 1993. – 80с. 5. Кирьякова, А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности (теория и диагностика) / А.В. Кирьякова. – Л., 1991. – С. 178-235. 6. Леонтьев, В.А. Педагогическое общение / В.А. Леонтьев. – М., 1979. 7. Петровский, В.А. Личностно-развивающее взаимодействие / В.А. Петровский, В.К. Калиненко, И.Б. Котова. – Ростов н/Д., 1993. 8. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики / Щуркова, Н.Е. – М., 2001. – С. 10-20. Диагностические методики: 1. Ранжирование (перечисленных возможных ценностей от 1 до 20 по степени их значимости для подростков. 2. Опросник: а) что я больше всего люблю? б) что больше всего ненавижу? 3. Недописанный рассказ. 4. Наблюдение.
Интересы учащихся Цель: Изучить интересы учащихся... класса, их реализацию в условиях школы, дополнительного образования. Задачи студент формулирует сам. Список литературы 1. Волков, И.П. Цель одна – дорог много / И.П. Волков. – М., 1990. С. 63 – 76. 2. Гребенюк, О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профучилищ / О.С. Гребенюк. – М., 1986. 3. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию / Е.Н. Прощицкая. – М., 1991. – С. 35-50. 4. Щукина, Т.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Т.И. Щукина. – М., 1988.
Диагностические методики: 1. Анкета «Интересы детей». 2. Беседа с классным руководителем. 3. Наблюдение. Дисциплинированность учащихся Цель: изучить уровень дисциплинированности учащихся... класса; наметить пути совершенствования дисциплины на уроке. Задачи студент формулирует сам. Список литературы 1. Рогожникова, Р.А. Профессиональная компетентность будущего учителя по формированию дисциплинированности школьника / Р.А. Рогожникова. –Пермь, 1996. 2. Воспитание дисциплинированности и предупреждение педагогической запущенности как целостный процесс / под ред. А.С. Новосёловой. – Пермь, 1988. 3. Райх, В. Как я добиваюсь дисциплины на уроке...? / В. Райх. – М., 1986. Диагностические методики: 1. Ранжирование. 2. Тест на условные ассоциации. 3. Закончи предложения. 4. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) – модификация Н.Е. Щурковой.
Стимулирование познавательной активности учащихся Цель: изучить, с помощью каких приемов и методов учитель стимулирует познавательную активность учащихся на уроках, отследить их результативность по следующим критериям…. Следует посетить не менее 5 уроков у одного учителя, столько же у другого. Задачи студент формулирует сам. Список литературы 1. Кузнецов, В.И. Принципы активной педагогики / В.И. Кузнецов. – М., 2001. С. 39 – 54. 2. Рожина, Л.Н. Развитие эмоционального мира личности / Л. Н. Рожина. – Минск, 1999. С. 17 – 47. 3. Соловейчик, С. Учение с увлечением / С. Соловейчик. – М., 1976. – 209с. 4. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – М., 1980. – С. 46 – 66 5. Тамм, Л. Приказание и запрет, поощрение и наказание / Л. Тамм. – Таллин, 1971. Диагностические методики: 1. Наблюдение. 2. Анализ посещенных уроков по разработанным критериям. 3. Беседа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|