Структура оформления микроисследования
1. Актуальность, цель, задачи, гипотеза, методы исследования.
2. Аналитическая часть микроисследования. Обзор изучаемой психолого-педагогической литературы.
3. Описание диагностической части эксперимента, его результатов.
4. Выводы, рекомендации.
Список литературы
1. Гильбух, Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника / Ю.З. Гильбух. – Киев, 1993.
2. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д., 1999. С. 67-94.
Тема 2: Рациональное использование времени урока.
Цель: определить, насколько рационально используется время урока. Наметить пути оптимизации урока.
Посещая уроки, Вы ведете учёт времени, затраченного на задание каждого типа. Для этого необходимо записать время начала каждого нового этапа урока, а затем вычислить, сколько минут длится этап. 1) При анализе просмотренных уроков подсчитать количество времени, использованного на каждый вид работы: 2) отследить, насколько каждый этап деятельности учителя и учеников приближает их к поставленной цели; 3) какой из этапов урока является лишним, «слабым звеном» и только расходует время; 4) отследить, сколько времени уходит на организационные моменты (шум, дисциплину); 5) попытайтесь найти причину нерационального (рационального) использования времени и сделать свои выводы.
Примерная запись хронометража наблюдаемого урока в дневнике студента:
Фактически
затраченное время
| Виды работ
учителя и учащихся
| Задача каждого
вида работ
| Комментарии
студента
|
|
|
|
|
Направление 2
Тема: Формирование общеучебного умения «доказывать».
Цель: сформировать умение «доказывать» (одно из сложнейших общеобразовательных и интеллектуальных умений), выявить условия его формирования.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу об умении доказывать и способах доказательства.
2. Вычленить компоненты, структуру умения, последовательность операций, критерии сформированности умения «доказывать».
3. Выявить уровни сформированности данного умения у 3-5 учеников.
4. Разработать методику обучения учащихся данному умению на уроках или во внеурочное время.
Гипотеза: если …, то учащиеся научатся доказывать, отстаивать свою точку зрения.
Этапы организации исследования
1 этап. Изучить рекомендуемую литературу:
- Громцева, А.К. Самообразование старшеклассников / А.К. Громцева. – М.: Просвещение, 1976.
- Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить / В.Ф. Паламарчук. – М.: Просвещение, 1976.
- Ивин, А.А. Основы теории аргументации / А.А. Ивин. – М., 1999.
- Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить / А.А. Ивин. – М., 1990.
2 этап. Подобрать диагностические методики по изучению сформированности умения доказывать.
Методика 1. Тестирование знаний об умении доказывать.
Методика 2. Самостоятельная работа – решение задач на доказательство.
Методика 3. Задание на умение сформулировать тезис, подобрать аргументы, выбрать способ доказательства, сделать выводы.
3 этап. Констатирующий эксперимент. Изучение сформированности умения «доказывать» у 3-5 человек.
4 этап. Разработать методику обучения умению «доказывать». На протяжении ряда уроков обучать учащихся данному умению.
5 этап. Диагностический срез по результатам обучающего эксперимента. Методики те же, что и на первом этапе (задачи на доказательство предлагаются на новом материале). Сравнить результаты констатирующего и итогового экспериментов.
6 этап. Оформление результатов эксперимента. Сделать выводы об условиях формирования данного умения и значения его для ученика.
Направление 3
Тема: Модульное обучение в преподавании профилирующих дисциплин.
Цель: разработать по модульной технологии уроки (биологии, истории, математики и т.д.), отследить их эффективность.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по технологии «Модульное обучение».
2. Разработать несколько уроков по технологии модульного обучения (2-3).
3. Определить критерии эффективности модульного урока.
4. С помощью самоанализа, наблюдения, анкетирования и др. методик определить эффективность модульной технологии в обучении профилирующей дисциплине.
Этапы организации исследования
1 этап. Изучение психолого-педагогической литературы.
2 этап. Констатирующий эксперимент. Замеряются интерес к предмету, активность учащихся на уроке и качество знаний.
3 этап. Разработка уроков по модульной технологии и проведение их в присутствии учителя-предметника.
4 этап. Анализ результативности. По разработанным критериям эффективности обучения проанализировать результаты проведенных уроков (самостоятельность, активность учащихся на уроке, качество знаний, интерес к предмету).
5 этап. Подведение итогов. Описать методику подготовки и проведения модульного урока. Разработанные конспекты уроков приложить к исследованию.
Сделать обобщения и выводы по результатам сравнительного анализа констатирующего и итогового замеров.
Список литературы
1. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение / С.Я. Батышев. – М., 1997.
2. Голощекина, Л.П. Модульная технология обучения: методические рекомендации / Л.П. Голощекина, В.С. Збаровский. – СПб., 1993.
3. Третьяков, П.И. Технология модульного обучения в школе / П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. – М., 1997.
4. Модульная технология на уроках истории // Приложение к газете «Первое сентября». – 1996. –№ 23.
Диагностические методы и методики: Анкетирование, наблюдение, эксперимент, незаконченное предложение, анализ качества знаний.
Критерии качества знаний: полнота знаний, гибкость и оперативность, конкретность, обобщенность, осознанность, прочность.
Направление 4
Тема: Работа классного руководителя с родителями.
Изучение и обобщение опыта классного руководителя (учителя) класса, школы, в которой вы проходите практику.
Цель: накопить факты (приемы, методы, средства, формы) работы с родителями, вскрыть связи между деятельностью классного руководителя с родителями и результатами воспитания и обучения.
Задачи:
1. Изучить педагогическую литературу о работе классного руководителя с родителями; инструкции о его функциональных обязанностях по отношению к родителям и обязанности родителей по отношению к школе.
2. Проанализировать планы воспитательной работы классного руководителя, родительского комитета.
3. Посетить родительское собрание, заседание родительского комитета.
4. Побеседовать с классным руководителем.
5. Побеседовать с членами родительского комитета.
6. Проанализировать накопленные факты, описать изученный и обобщенный опыт, сделать выводы.
Этапы изучения опыта соответствуют логике поставленных задач.
Диагностические методики:
Наблюдение.
Цель: собрать факты о взаимоотношении классного руководителя с родителями. Факты следует записывать в дневник наблюдений по схеме:
Факты
| Комментарии, анализ, возникающие вопросы
|
|
|
Беседа.
Цель: собрать факты о содержании работы классного руководителя с родителями: тематику и результативность родительских собраний, консультаций, индивидуальных встреч или посещения семей; содержание деятельности родительского комитета (если таковой имеется) и роль классного руководителя в организации этой деятельности.
Анкетирование.
Цель: собрать факты об отношении родителей к родительским собраниям, воспитательным мероприятиям в классе, о желании родителей участвовать в делах класса, школы.
Примерные вопросы анкет:
1. Как часто Вы посещаете родительские собрания?
2. Какие родительские собрания вызвали наибольший интерес?
3. Какое участие Вы принимали в воспитательных делах класса?
И т.д.
4. Незаконченное предложение. (Можно использовать вместо анкет).
5. Анализ документаций: плана воспитательной работы, отчета за год (у организатора воспитательной работы), приказы о поощрениях и т.д.
Самый трудный для студента этап работы – это продумать логику описания опыта работы классного руководителя, сделать выводы. Желательно описанный опыт дать классному руководителю для прочтения.
Список литературы
1. Блохина, Л.А. Методика воспитательной работы в современной школе / Л.А. Блохина. – Брянск, 1997.
2. Гуткина, Л.Д. Организация воспитательной работы в школе / Л.Д. Гуткина, Ю.В. Завельский, Г.В. Пикалова. – М., 1996.
3. Капралова, Р.М. Работа классного руководителя с родителями / Р.М. Капралова. – М., 1980.
4. Методика воспитательной работы / под ред. Л.Н. Рувинского. –М., 1989. С. 190-214.
5. Настольная книга классного руководителя. – М., 2004.
6. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М., 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: