Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объяснительно-иллюстративная система




Особенности системы Цель – усвоение и воспроизведение знаний, решение аналогичных задач. Содержание – на уровне эмпирических обобщений и частных способов деятельности. Методы – организация преимущественно репродуктивной деятельности. Организация – преобладание фронтальной работы, самостоятельная работа на этапе закрепления. Статичность системы. 1. Особенности общения: ученик – объект обучения учителя. 2. Повторяемость и статичность во взаимодействии учитель – ученик – класс. 3. Прямое, пооперационное руководство учителем действиями учащихся. 4. Преобладание внешней стимуляции, внешней обратной связи, репродуктивной рефлексии. 5. Показатель эффективности – полнота и точность воспроизведения содержания, алгоритма действий, заданных учителем.

Развивающая система обучения

Цель – усвоение на уровне самостоятельного решения новых задач. Содержание–на уровне эмпирических обобщений и частных способов деятельности. Методы –организация преимущественно поисковой деятельности. Организация – преобладание индивидуально-коллективной деятельности учащихся, самостоятельная работа на этапе изучения нового учебного материала. Динамичность системы. 1. Особенности общения: ученик – активный субъект деятельности. 2. Динамическое развитие во взаимодействии учитель – ученик – класс. 3. Общее, направляющее руководство, самостоятельно планированное учеником познавательной деятельности. 4. Внутренняя стимуляция, преобладание продуктивной рефлексии. 5. Показатель эффективности: рост самостоятельности учащихся при изучении нового материала, выполнение творческих заданий.

Качество знаний как показатель результативности обучения

Цель: изучить качество приобретенных знаний учащихся по теме: «_________». Выявить причины низкого или высокого качества усвоения изученного.

Задачи:

· Определить понятия «знания», «качество знаний», «критерии качества».

· Изучить рекомендуемую литературу.

· Разработать задания и методику их использования для изучения уровней усвоения знаний учащихся... класса по теме «_________».

· Выявить уровни сформированности качества знаний.

· Выявить причины глубокого осмысленного или формального усвоения знаний.

Список литературы

1. Дашкевич, И. Внутришкольный контроль за качеством знаний учащихся / И. Дашкевич // Народное образование. –1992. – № 5 – 6. С. 37 – 42.

2. Лернер, И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? / И.Я. Лернер // Серия «Педагогика и психология». – 1978. – № 1.

3. Система контрольно-проверочных заданий тестового типа для 7 – 8 классов средней школы. – Харьков, 1990.

Диагностические методики:

1. Анализ литературы.

2. Тестирование.

3. Беседа.

4. Анкетирование.

Диагностические задания, тесты следует разрабатывать на материале изучаемого предмета.

Систему диагностических заданий можно предложить на контрольном уроке или зачете по теме.

Формирование общеучебных умений школьников....класса.

Умения: доказывать; работать с текстом книги; слушать; наблюдать; сравнивать, классифицировать; отвечать на вопросы; выделять главное.

Цель: изучить сформированность общеучебного умения (на выбор). По возможности изучить причины несформированности избранного умения.

Задачи студент формулирует сам.

Список литературы

1. Гецов, Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы / Г.Г. Гецов. – М., 1984.

2. Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить / А.А. Ивин. – М., 1990.

3. Концевая, Л.А. Учебник в руках школьника / Л.А. Концевая // Серия «Педагогика и психология». – 1975. – № 3.

4. Лошкарёва, Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков / Н.А. Лошкарёва. – М., 1982.

5. Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить / В.Ф. Паламарчук. – М., 1979, 1987.

6. Усова, А.В. Формирование у учащихся учебных умений / А.В. Усова. – М., 1987.

7. Усова, А.В. Формирование учебных навыков / А.В. Усова. – М., 1986.

Диагностические методики:

1. Наблюдение.

2. Анализ устных и письменных ответов учащихся.

3. Анализ заданий, требующих выполнения подлежащих изучению умений.

4. Эксперимент.

Стиль общения классного руководителя (учителя)

Цель: изучить стиль общения классного руководителя (учителя). Определить адекватность выбранного стиля общения возрасту, индивидуальным особенностям учащихся, их развитию.

Задачи студент формулирует сам.

Список литературы

1. Ильин, Е.Н. Искусство общения / Е.Н. Ильин. – М., 1988.

2. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М., 1987.

3. Леонтьев, В.А. Педагогическое общение / В.А. Леонтьев. – М., 1979.

4. Петровский, В.А. Личностно-развивающее взаимодействие / В.А. Петровский, В.К. Калиненко, И.Б. Котова, – Ростов н/Д., 1993.

Диагностические методики:

1. Тестовая карта оценки стиля коммуникативной деятельности учителя.

2. Наблюдение.

3. Тест на оценку деятельности классного руководителя (учителя).

 

Нестандартный урок, его эффективность

Цель: Обобщить опыт учителя, организующего нестандартные уроки, либо описать свой опыт моделирования и проведения нестандартного урока. В ходе анализа обосновать его эффективность. Критерии эффективности: интерес к уроку; качество знаний, умений учащихся.

Виды возможных нестандартных уроков: урок-семинар, урок-игра, деловая игра, урок-дискуссия и т.д.

Задачи студент формулирует сам.

Список литературы

1. Богданова, Г.А. Из опыта проведения урока-зачетов / Г.А. Богданова // Русский язык в школе. – 1988. – № 2.

2. Горбунова, Е.У. Урок-игра по сказкам А. Платонова в 5 классе / Е.У. Горбунова // Приложение к газете «Первое сентября». – 1999. – № 3.

3. Кульневич, С.В. Не совсем обычный урок / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д., 2001.

4. Людкевич, Н. Урок-семинар по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок» / Н. Людкевич // Приложение к газете «Первое сентября». – 2001. – № 19.

5. Педагогическое творчество в школе (из опыта учителей России) / под ред. В.Ф. Кривошеева. – М., 1992.

6. Кульневич, С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе. В 2х частях / С.В. Кульневич, Т.П. Лапоценина. – Ростов н/Д., 2002.

7. Кульневич, С.В. Технология интегрированного урока / С.В. Кульневич, Т.П. Лапоценина. – Ростов н/Д., 2003.

Методы изучения результативности нестандартного урока: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа с учащимися, с учителем.

 

26. Традиции

Цель: Изучить и описать существующие традиции, определить их роль в жизни семьи, школы или отдельной личности.

Гипотеза: Традиции определяют лицо семьи, школы, класса и личности, если они соответствуют духу времени, общества и находятся в динамическом развитии: возникают, существуют, умирают и создаются новые.

Задачи студент формулирует сам.

Варианты микроисследований:

- семейные традиции

- классные традиции

- школьные традиции

- традиции в жизни конкретного ученика.

Студенты могут выбрать любой вариант исследования традиций и любой вариант организации исследовательской работы: группой или индивидуально.

Этапы работы.

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Дать определение ключевым понятиям темы.

3. Рассказать детям на классных часах, что такое «традиции», как они появляются, как долго существуют, по какой причине умирают.

4. Изучить существующие в классе, семье или отдельного ученика традиции. Описать их. Выявить, какую роль играют традиции в жизни коллектива школы, класса, определенной семьи или личности, на основании анализа результатов диагностических методик.

5. Сделать выводы.

Список литературы

1. Спицын, Н.П. Семья: тысячи проблем воспитания / Н.П. Спицын. – Пермь, 1988.

2. Суслопарова, Л. Семейные традиции / Л. Суслопарова. – М., 1979.

3. Денисюк, Н.П. Традиции и формирование личности / Н.П. Денисюк. – Минск, 1979.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...