Этапы организации исследования
1 этап. Изучение литературы. Определение ключевых понятий: словарный запас, «пассивный словарь», «активный словарь», объем словарного запаса, расположенность в тематических группах. Критерии замера запаса слов учащихся.
2 этап. С помощью диагностических методик изучается запас слов у 3 – 5 учащихся.
Методика 1. Анализ 2-3 сочинений на свободную тему. Составляется реестр слов, используемых в сочинениях, в алфавитном порядке. Количество разных слов и составляет объем активного словаря ученика.
Методика 2. Для изучения объема устного активного словаря на магнитофон записываются рассказы детей на любую свободную тему и анализируются как сочинения.
Методика 3. Разнообразие активного словаря можно определить, используя методику свободных словесных ассоциаций.
Учащимся последовательно зачитывается список слов. Прослушав слово-стимул, каждый записывает в ответ слово, которое пришло первым на память. Например: на слово «стул» 1 чел. ответил – «стол», 2 чел. – «сиденье», 3 чел. – «сидеть», 4 чел. – «мебель», 5 чел. – «отдых», 6 чел. – «лавка», 2 чел. – «покой». Оценка за оригинальность свободного ассоциирования обратно пропорциональна частотности данного слова. (Эту методику можно использовать на уроках в виде игры).
Методика 4. Определение частотности и оригинальности активного словаря.
Оценка за то или иное слово определяется обратно пропорционально его частотности. Слово, используемое в творческой работе одного ученика, оценивается в 1 балл. Слово, используемое 2 или 3 школьниками, соответственно в 1/2, 1/3 балла, десятью – 1/10 балла. Сумма оценок служит показателем оригинальности письменного словаря ученика.
Установлено, что письменный словарь Гёте составляет 17 тысяч слов, Шекспира – 20 тысяч слов.
Методика 5. Беседа с учителем русского языка и литературы.
Методика 6. Субтест Векслера – Шкала словарного развития ребенка (ШСРР).
Цель: выявить коэффициент словарного развития (КСР).
КСР определяется следующим образом. Для этого используется стандартный список из 40 слов. Каждое последующее слово является более абстрактным и реже употребляемым по сравнению с предыдущим.
По знакомству со словами данного списка судят о степени осведомленности ученика в отношении словарного состава языка в целом.
Первая пятерка слов оцениваются от 0 до 2 баллов. Незнание слова – 0, знание – 2.
2 балла – полное знание слова.
1 балл – ответ правильный, но малосодержательный (не совсем уместный синоним; называет неглавные черты понятия; не раскрывает содержания).
0 баллов – неправильный ответ.
Обращаясь к ученику, экспериментатор говорит: «Я хотел (а) бы выяснить, как много слов ты знаешь. Слушай внимательно. После того как я назову слово, объясни, что оно обозначает».
Слова-задания и контрольные ответы.
Условные обозначения. Равноценные ответы в приведенных примерах отделены многоточиями. Рядом с основными в скобках даны альтернативные, опять-таки равноценные, слова и ответы. Когда неясно, какие именно слова (выражения) в основном примере имеют равноценные заменители, перед этими словами поставлен знак (:), после чего уже непосредственно идут в скобках слова и выражения-заместители. Если приведенный ответ требует дополнительного вопроса — перед ним поставлен символ "В".
Цифра 2 означает "2 балла", цифра 1 — "1 балл", цифра 0 — неудовлетворительный ответ (0 баллов).
ВЕЛОСИПЕД.
"Двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ногами".
2 балла — то, на чем ездят... У него есть колеса, сиденье, педали и руль... Ты ездишь на нем — нажимаешь на педали, управляешь рулем, колеса крутятся... Машина, на которой ты ездишь икрутишь педали...
0 баллов — с него падают... Мой папа собирается купить его для меня (В)... Чтобы с ним играть... С колесами...
НОЖ.
"1. Инструмент для резания, состоящий из лезвия и ручки. 2. Режущая часть какого-либо производственного орудия, машина, предназначенная для резания".
2 балла — предмет, которым режут... Я играю в десантника с ним(В). У него есть острое лезвие и ручка... Оружие... Предмет из серебра — им режут... Для того чтобы убивать людей...
0 баллов — у меня он есть; я играю с ним... Мне подарили его на день рождения (В). Подарок... У меня его нет (В)... Мой брат большой, и у него он есть...
ШЛЯПА.
"Мужской или женский головной убор, обычно с тульей".
2 балла — ее носят (В). На голове... Ее снимают и вешают на вешалку... Ее носят на улице... У нее есть круглые поля и верх над ними. Всередине у нее цена...
0 баллов — черная (В). Черная шляпа...
ПИСЬМО.
"Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо, для общения с кем-либо на расстоянии, а также соответствующее почтовое отправление".
2 балла — записка... Это предмет, который вы посылаете почтой и выражаете свои чувства на бумаге... Обращение к кому-нибудь на бумаге...
0 баллов — что-то написанное на бумаге... Кусок бумаги...
ЗОНТИК.
"1. Приспособление, служащее для защиты от дождя и солнца и имеющее вид укрепленного на палке каркаса, обтянутого материей. 2. Соцветие, состоящее из нескольких цветков на цветоножках, расходящихся лучами от верхушки стебля".
2 балла — что-то, предохраняющее от промокания... Предмет, который можно сложить и сделать большим и круглым, использовать, чтобы прятаться от дождя...
0 баллов — его носят... У моей мамы он есть дома...
ПОДУШКА.
"1. Набитый пухом, перьями, волосами и т.п. чехол (обычно четырехугольный), употребляемый как мягкая подкладка под голову или подстилка при сидении и для других надобностей. 2. Опора, основание в различных сооружениях, устройствах, механизмах".
2 балла — ее кладут в кухонный шкаф и втыкают в нее булавки и иголки... Это что-то, похожее на мешок, но с зашитыми краями и заполненное ватой или перьями... Подушка смягчает удар, гасит часть силы...
1 балл — она наполнена ватой... Этот предмет кладут на кушетку...
0 баллов — часть обстановки, мебели... Она мягкая...
7) ГВОЗДЬ.
"1. Металлический или деревянный заостренный стержень. 2. Самое главное, значительное в чем-то".
2 балла — Это стержень... Чтобы забивать в дерево... Главный
аргумент... Сбивают доски гвоздями...
/ балл — он острый... Это металл... Инструмент для соединения предметов...
0 баллов — его бьют... Острый гвоздь (В). Чтобы колоть...
ОСЕЛ.
"Родственное лошади, вьючное домашнее животное, небольшого роста, с длинными ушами, обычно серой окраски".
2 балла — это животное... Это такой вид, похожий на лошадь, он переносит предметы на спине... На нем ездят верхом... На Кавказе и в Средней Азии им пользуются, чтобы перевозить тяжести... Он такой же, как лошадь, только меньше... Животное с длинными ушами...
1 балл — у него есть хвост, четыре ноги и рот... Он похож на лошадь...
0 баллов — я видел его в парке (В). Он маленький...
МЕХ.
"Волосяной покров на теле животного; шерсть".
2 балла — то, что пушистые кошки и собачки носят как пальто... Волосы... Волосы на лошадях, коровах и кошках... Он есть у животных... Они его носят...
1 балл — он сохраняет тепло... Он есть у животных... Из него шьется одежда...
0 баллов — меховая куртка...
АЛМАЗ.
"Прозрачный драгоценный камень, обычно бесцветный, превосходящий все другие минералы и драгоценные камни блеском и твердостью (ограненный в определенную форму, называется бриллиантом)".
2 балла — драгоценный камень, он сверкает на солнце; он очень дорогой... Похож на мою бриллиантовую заколку; ненастоящие бриллианты, но они сверкают... Что-то сияющее, что вставляют в кольца и серьги...
1 балл — он дорогой... Он сверкает... Разновидность драгоценности...
О баллов — алмазное кольцо... Алмазы на небе... Камень... Действительно приятная вещь...
СОЕДИНИТЬ.
"1. Скрепить, связать одно с другим с помощью чего-либо, каким-либо образом. 2. Установить сообщение с чем-либо, между чем-либо. 3. Получить отношение, касательство к чему-либо, быть связанным с кем, чем-либо. 4. Смешать вместе. 5. Собрать вместе, объединить; собрав, составить единое целое. 6. Сочетать одновременно одно с другим; совместить".
2 балла — похоже на то, как вы что-то к чему-то пододвинете... Если бы я хотел соединить два листа бумаги, я использовал бы для этого клей...
1 балл — это похоже на то, как соединяют руки для игры...
Быть вместе... Что-то, что идет вместе...
0 баллов — находиться в контакте... Играть с другими людьми... Знакомиться с людьми...
ЛОПАТА.
"Орудие с длинной рукояткой и широким плоским концом, служащее для копания земли, насыпания, сгребания чего-либо".
2 балла — она железная, и ею копают... Чтобы копать ею... Предмет, похожий на вилы, предназначенный для переворачивания земли, изготовляется из стали...
/ балл — ею переворачивают землю... Вилы, которыми копают...
0 баллов — ею пользуются на ферме... Палка такая...
МЕЧ.
"Старинное холодное оружие в виде обоюдоострого длинного прямого ножа с рукояткою".
2 балла — с ним сражаются, у него есть острие... Он похож на нож, только длинный и с более изящной отделкой... Оружие, которое использовалось в Средневековье...
/ балл — он висит над камином для украшения, он с войны... Оружие... Им рубят...
0 баллов — вы пилите им... Им воюют в армии... Чтобы сражаться на мечах...
14) НЕПРИЯТНОСТЬ.
"Неприятное событие, происшествие".
2 балла — что-то, что действует на нервы... Что-то плохое...
1 балл — когда плохо... Мама хочет, чтобы ты пошел играть на улицу, а ты не хочешь...
0 баллов — не помогать маме... не взрослый...
ХРАБРЫЙ.
"Отличающийся храбростью, отважный, смелый".
2 балла — индейский воин... Когда хватает смелости действовать самостоятельно... Смелый... Сильный и полный мужества...
/ балл — тот, кто не плачет, когда ему больно (или когда он сражается)...
0 баллов — сильный... Делает хорошие дела для людей... Когда ранен... Когда делают...
БЕССМЫСЛИЦА.
"Что-либо, не имеющее смысла; нелепость, вздор".
2 балла — что-то, пытающееся быть потешным... Если кто-то не в здравом уме говорит слова, которые ничего не означают, — смешные слова... То, что в действительности неправда — вымышленное, абсурдное... Не имеющее реального значения...
1 балл — когда человек чокнутый... Так говорит человек, пытающийся быть смешным...
0 баллов — когда кто-то доводит мать до сумасшествия... Когда человек бодрый...
ГЕРОЙ.
"1. Человек, совершивший подвиги мужества, доблести, самопожертвования. 2. Лицо, чем-то отличившееся и привлекшее к себе внимание. 3. Лицо, являющееся для кого-то предметом поклонения, восхищения, образцом подражания. 4. Лицо, воплощающее в себе характерные, типичные черты своей эпохи, среды. 5. Главное действующее лицо литературного произведения".
2 балла — на войне он получает медали... Если кто-то приносит большую пользу своей стране... Персонаж рассказа, который, появившись, спасает кого-то... Главное действующее лицо...
1 балл — кто-то великий... Он побеждает в игре или же он был на войне и сбивал самолеты...
0 баллов — тот, кто использовал больше возможностей... Это солдат...
АЗАРТНАЯ ИГРА.
"Игра, в которой выигрыш зависит только от случайности, а не от умения игрока".
2 балла — стремление выиграть в надежде на удачу... Делать попытку без уверенности в выигрыше... Когда теряют голову из-за денег или спорят на вещи...
1 балл — играть в кости... Азартная игра на деньги... Попытка выиграть что-то...
0 баллов — надувательство в карты... Вы потеряете много денег или выманите их... Сыграете в притоне и заработаете деньги...
НИТРОГЛИЦЕРИН.
"Жидкое маслянистое вещество, соединение азотной и серной кислоты с глицерином (употребляется как взрывчатое вещество и как лекарственный препарат)".
2 балла — соединение азотной и серной кислоты с глицерином... Лекарственное сердечное средство... Взрывчатое вещество...
/ балл — оно взрывается... Таблетки от сердца...
0 баллов — жидкость такая... Опасная жидкость... Жидкость для смягчения кожи...
МИКРОСКОП.
" Оптический прибор с системой сильно увеличивающих стекол для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом".
2 балла — оптический прибор, позволяющий рассматривать мелкие предметы... Прибор для рассматривания очень мелких вещей, таких, как микробы...
/ балл — чтобы видеть мелкие вещи... Чтобы микробов видеть...
0 баллов — такая штука, как у подводной лодки, чтобы видеть... Чтобы видеть (В). Все видеть...
ДОЛЛАР.
"Денежная единица в США, Канаде и некоторых других странах".
2 балла — деньги в Америке... Валюта (В). Денежная единица в Америке (Канаде, Австралии)...
/ балл — деньги... Иностранные деньги... Как наш рубль, только в Америке...
0 баллов — Рубль... Английские деньги...
БАСНЯ.
"1. Короткий, чаще стихотворный, нравоучительный рассказ в иносказательной форме, изображающий людей и их поступки".
2 балла — короткий рассказ в стихах, где действуют под видом животных люди, и он чему-нибудь учит...
1 балл — история в стихах, где действуют как будто звери, но на самом деле это люди...
0 баллов — это сказка, где звери разговаривают... Стихотворение...
КУПОЛ.
"Сферическая крыша, наружный свод строения".
2 балла — полукруглая крыша на доме... Крыша (В). Похожая на половинку мяча, часто в церкви, у цирка...
/ балл — он такой, как дуршлаг, только без дырочек...
0 баллов — верхушка... Золотой купол (В). (Нет уточнения.)
ШПИОНАЖ.
"Преступная деятельность, состоящая в секретном собирании сведений или похищении материалов, составляющих государственную тайну, с целью передачи их другому государству".
2 балла — добывание секретов... Человек, который работает на правительство и шпионит на иностранное государство...
/ балл — человек, который секретно работает против какой-то страны... Так, как во время второй мировой войны: если бы кто-то узнал секреты атомной бомбы и переслал их в Германию, то тогда это был бы шпионаж...
0 баллов — он взрывает вещи...
СТРОФА.
"Повторяющееся в стихотворении сочетание из нескольких строк с определенной рифмовкой; часть стихотворного произведения, объединяющая ритмически и по смыслу несколько стихов".
2 балла — группа рифмующихся строк... Часть стихотворения... Часть песни...
1 балл — несколько строк, выражающих одну мысль (для делания одной мысли)... Разновидность абзаца...
0 баллов — строка... Фраза... Разновидность предложения...
ИЗОЛИРОВАТЬ.
"1. Обособить, отделить от окружающей среды, обстановки. 2. Поместив отдельно (заразных больных, преступников и т.п.), лишить их возможности соприкасаться с окружающими. 3. Защитить источник, проводник какой-либо энергии оболочкой, покровом, предотвращающим рассеивание и утечку энергии, предохраняющим от проникновения посторонних веществ и т.п.".
2 балла — спрятать, скрыть... Держать вдали от...
1 балл — отделенный... Скрытое место... Уединенный...
0 баллов — уютное место... Слово, противоположное слову "включать"...
БЛЕСТКИ.
"1. Маленькие блестящие пластинки, чешуйки, нашиваемые для украшения на одежду, головные уборы и проч. 2. Мелкие блестящие сверкающие частицы чего-либо; светящиеся точки, искры".
2 балла — что-то блестящее, которое носят... Разновидность блесток, нашиваемых на платье (цехины)...
1 балл — орнамент... Разновидность драгоценности... Украшение для одежды...
0 баллов — что-то усеянное точками... Что-то похожее на звездно-сверкающий флаг...
ХАРАКИРИ.
"Вид самоубийства, принятый у японских самураев, — вспарывание живота кинжалом".
2 балла — метод самоубийства, принятый в Японии...
1 балл — совершать самоубийство... Самоубийство в Китае...
0 баллов — повеситься... Вид обращения с людьми в Японии.
ОТСТУПИТЬ.
"1. Шагнув назад, отойти, отодвинуться. 2. Отодвинуться, стать расположенным на более далеком расстоянии от чего-либо".
2 балла — отходить... Понизиться, как делает вода во время наводнения, когда она отступает... Пятиться...
/ балл — покидать... Воды отступают... Понизиться...
0 баллов — выдвигать, выезжать... Возвращаться... Становиться меньше...
30) НЕСЧАСТЬЕ.
"Горе, беда, бедствие".
2 балла — горе... Беда... Когда что-то случилось с тобой, у тебя что-то болит, или ты очень болен...
1 балл — неудача... Похоже на паралич...
0 баллов — вредить... Что-то неправильное...
БАЛЛАСТ.
"1. Тяжесть, помещаемая на дно судна для придания ему необходимой осадки и устойчивости, а также груз воздухоплавательного аппарата (мешки с песком) для регулирования его подъемной способности. 2. То, что является лишним, ненужным, что бесполезно обременяет. 3. Употребляемые на постройку верхней части железнодорожного полотна щебень или песок, на которые укладываются шпалы".
2 балла — тяжесть... Металлическая тяжесть на морских парусниках, плоскодонных судах. На подлодках это вода... Это на воздушных шарах, чтобы они не так высоко поднимались...
/ балл — добавочный вес... Чтобы уравновесить вещи с помощью тяжести... Для равновесия...
0 баллов — делает то же самое... Это используется на кораблях...
КАТАКОМБЫ.
"1. Обширные подземелья в древнем Риме и в других городах Римской империи, служившие первым христианам убежищем, место богослужений и погребений. 2. Подземные галереи с длинными запутанными ходами".
2 балла — искусственно созданные подземные туннели... Подземные помещения в старых каменоломнях...
1 балл — подземный туннель... Христиане там скрывались... Во время войны там прятались партизаны...
0 баллов — каменное место... Это там, где партизаны (В). (Нет уточнения).
БЛИЗКИЙ.
"1. Находящийся неподалеку, на небольшом расстоянии. 2. Отделенный небольшим промежутком времени, вскоре наступающий. 3. Находящийся, состоящий в прямой связи, в тесных отношениях".
2 балла — находящийся вблизи... Приближаться — становиться близким по времени...
/ балл — немедленный, безотлагательный... Вероятный, возможный...
0 баллов — неизбежный, неминуемый...
БОГОМОЛ.
"1. Человек, который много или усердно молится. 2. Южное хищное насекомое".
2 балла — жук, похожий на кузнечика... Хищное насекомое...
1 балл — жук... Монах... Насекомое...
0 баллов — животное...
ВЕНЕРА.
"1. Древнеримская богиня любви и красоты, то же, что в Древней Греции Афродита. 2. Планета".
2 балла — богиня любви и красоты... Планета в Солнечной системе...
/ балл — древняя богиня... Это богиня у римлян... Яркая звезда на вечернем небе...
0 баллов — египетская богиня... Спутник Земли...
АСЕПТИКА.
"Предупреждение заражения раны посредством обеззараживания физическими методами (кипячением, паром) всех предметов, соприкасающихся с ней".
2 балла — без микробов... Стерильный...
1 балл — чистый...
0 баллов — что-то против бактерий...
37) ДВИЖИМОСТЬ.
"Движимое имущество".
2 балла — все, кроме недвижимого имущества...
1 балл — любой правильный специфический пример, а не обобщение: конь... Чьи-то деньги... Автомашина...
0 баллов — транспорт... То, что имеет двигатель...
ИНЕРТНЫЙ.
"1. Обладающий инерцией. 2. Отличающийся инертностью; бездеятельностный; косный".
2 балла — флегматик... Мямля... Задерживающий дела...
/ балл — тот, кто не может решиться (принять решение)...
0 баллов — ленивый...
ПРЕНЕБРЕЧЬ.
"1. Отнестись к кому-то, чему-либо с презрением, высокомерно, без уважения. 2. Оставить без внимания".
2 балла — игнорировать авторитеты... Не обращать внимания на правила.
/ балл — отказаться сделать что-то...
0 баллов — важничать
ЗЛОСЛОВИТЬ.
"Зло, язвительно говорить о ком-либо, чем-либо, предаваться злословию ".
2 балла — порочить чью-то репутацию...
/ балл — критиковать...
0 баллов — опускать...
Знакомство с этим списком показывает, что оценка, которая характеризует пассивный словарь человека, в значительной степени обусловливается уровнем развития его активного словаря, поскольку свое знание того или иного слова он выражает посредством самостоятельно построенных фраз. Но тут уже ничего не поделаешь – так устроен данный тест. Впрочем, если ребенок не знает значения какого-либо слова, развитый активный словарь не спасает от получения нулевого балла.
Перевод "сырых" оценок в коэффициент словарного развития (КСР)
|
"Сырые" оценки в применении к возрастным интервалам (в годах и месяцах). (Ю.З. Гильбух, 1993)
|
Возраст
| 7,8 - 7,11
| 8,0 - 8,3
| 8,4 - 8,7
| 8,8 - 8,11
| 9,0 - 9,3
| 9,4 - 9,7
| 9,8 - 9,11
| 10,0 - 10,3
| КСР
|
| 0 – 1
| 0 – 3
| 0 – 3
| 0 – 3
| 0 – 5
| 0 – 5
| 0 – 7
|
|
|
2 – 3
| 4 – 5
| 4 – 5
| 4 – 5
| 6 – 7
| 6 – 7
| 8 – 9
| 8 – 9
|
|
4 – 6
| 6 – 7
| 6 – 7
| 6 – 7
| 8 – 9
| 8 – 9
| 8 – 9
| 10 – 12
|
|
7 – 8
| 8 – 10
| 8 – 10
| 8 – 10
| 10 – 12
| 10 – 12
| 10 – 12
| 13 – 14
|
|
9 – 10
| 11 – 12
| 11 – 12
| 11 – 12
| 13 – 14
| 13 – 14
| 13 – 14
| 15 – 17
|
|
11 – 12
| 13 – 14
| 13 – 14
| 13 – 14
| 15 – 17
| 15 – 17
| 15 – 17
| 18 – 20
|
|
13 – 14
| 15 – 16
| 15 – 17
| 15 – 17
| 18 – 20
| 18 – 20
| 18 – 20
| 21 – 23
|
|
15 – 17
| 17 – 18
| 18 – 20
| 18 – 20
| 21 – 22
| 21 – 23
| 21 – 23
| 24 – 25
|
|
18 – 20
| 19 – 20
| 21 – 22
| 21 – 23
| 23 – 24
| 24 – 25
| 24 – 26
| 26 – 27
|
|
21 – 22
| 21 – 22
| 23 – 24
| 24 – 25
| 25 – 26
| 26 – 27
| 27 – 28
| 28 – 30
|
|
23 – 24
| 23 – 24
| 25 – 26
| 26 – 27
| 27 – 28
| 28 – 30
| 29 – 30
| 31 – 32
|
|
25 – 26
| 25 – 26
| 27 – 28
| 28 – 30
| 29 – 30
| 31 – 32
| 31 – 33
| 33 – 34
|
|
27 – 28
| 27 – 28
| 29 – 30
| 31 – 32
| 31 – 32
| 33 – 34
| 34 – 35
| 35 – 37
|
|
29 – 30
| 29 – 30
| 31 – 32
| 33 – 34
| 33 – 34
| 35 – 37
| 37 – 38
| 38 – 39
|
|
| 31 – 32
| 33 – 34
| 35 – 37
| 35 – 37
| 38 – 39
| 39 – 41
| 40 – 42
|
|
32 – 33
| 33 – 34
| 35 – 37
| 38 – 39
| 38 – 39
| 40 – 42
| 42 – 44
| 43 – 45
|
|
34 – 35
| 35 – 37
| 38 – 39
| 40 – 41
| 40 – 42
| 43 – 45
| 45 – 47
| 46 – 47
|
|
36 – 37
| 38 – 39
| 40 – 41
| 42 – 43
| 43 – 45
| 46 – 47
| 48 – 49
| 48 – 50
|
|
38 – 39
| 40 – 41
| 42 – 43
| 44 – 45
| 46 – 47
| 48 – 49
| 50 – 51
| 51 – 53
|
|
40 – 41
| 42 – 43
| 44 – 45
| 46 – 47
| 48 – 49
| 50 – 51
| 52 – 53
| 54 – 55
|
|
42 - 80
| 44 – 80
| 46 – 80
| 50 – 80
| 52 – 80
| 54 – 80
| 54 – 80
| 56 - 80
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Перевод "сырых" оценок в коэффициент словарного развития (КСР)
|
"Сырые" оценки в применении к возрастным интервалам (в годах и месяцах). (Ю.З. Гильбух, 1993)
|
Возраст
| 10,4 -10,7
| 10,8 – 10,11
| 11,0 – 11,3
| 11,4 – 11,8
| 11,8 – 11,11
| 12,0 – 12,3
| 12,4 - 12,8
| 12,8 – 12,11
| КСР
|
| 0 – 7
| 0 – 7
| 0 – 9
| 0 – 9
| 0 – 9
| 0 – 11
| 0 – 11
| 0 – 11
|
|
8 – 9
| 8 – 9
| 10 – 12
| 10 – 12
| 10 – 12
| 12 – 13
| 12 – 13
| 12 – 13
|
|
10 – 12
| 10 – 12
| 13 – 14
| 13 – 14
| 13 – 14
| 14 – 16
| 14 – 16
| 14 – 16
|
|
13 – 14
| 13 – 14
| 15 – 17
| 15 – 17
| 15 – 17
| 17 – 18
| 17 – 18
| 17 – 18
|
|
13 – 17
| 15 – 17
| 18 – 20
| 18 – 20
| 18 – 20
| 19 – 22
| 19 – 22
| 19 – 22
|
|
18 – 20
| 18 – 20
| 21 – 23
| 21 – 24
| 21 – 24
| 23 – 26
| 23 – 26
| 23 – 26
|
|
21 – 23
| 21 – 24
| 24 – 26
| 25 - 27
| 25 - 27
| 27 – 30
| 27 – 30
| 27 – 30
|
|
24 – 26
| 25 – 27
| 27 – 28
| 28 – 30
| 28 – 30
| 31 – 33
| 31 – 33
| 31 – 33
|
|
27 – 28
| 28 – 30
| 29 – 30
| 31 – 33
| 31 – 33
| 34 – 35
| 34 – 35
| 34 – 35
|
|
29 – 30
| 31 – 33
| 31 – 33
| 34 – 35
| 34 – 36
| 36 – 37
| 37 – 39
| 37 – 39
|
|
31 – 33
| 34 – 35
| 34 – 35
| 36 – 37
| 37 – 39
| 38 – 40
| 40 – 41
| 40 – 41
|
|
34 – 35
| 35 – 37
| 36 – 38
| 38 – 40
| 40 – 41
| 41 – 43
| 42 – 43
| 42 – 44
|
|
36 - 38
| 38 – 40
| 39 – 41
| 41 – 43
| 42 – 43
| 44 – 45
| 44 – 46
| 45 - 47
|
|
39 – 41
| 41 – 43
| 42 – 44
| 44 – 45
| 44 – 46
| 46 – 48
| 47 – 49
| 48 – 49
|
|
42 – 44
| 44 – 45
| 45 – 47
| 46 – 48
| 47 – 49
| 49 – 50
| 50 – 52
| 50 – 52
|
|
45 - 47
| 46 – 48
| 48 – 50
| 49 – 50
| 50 – 52
| 51 – 53
| 53 – 55
| 53 – 55
|
|
48 – 50
| 49 – 50
| 51 – 53
| 51 – 53
| 53 – 55
| 54 – 56
| 56 - 58
| 56 - 58
|
|
51 – 53
| 51 – 53
| 54 – 55
| 54 – 56
| 56 – 58
| 57 – 58
| 59 – 61
| 59 – 61
|
|
54 – 55
| 54 – 56
| 56 – 57
| 57 – 58
| 59 – 60
| 59 – 61
| 62 – 63
| 62 – 63
|
|
56 – 57
| 57 – 58
| 58 - 59
| 59 – 60
| 61 – 62
| 62 – 63
| 64 – 65
| 64 – 65
|
|
58 – 80
| 59 - 80
| 60 – 80
| 61 – 80
| 63 – 80
| 64 – 80
| 66 – 80
| 66 - 80
|
|
Перевод "сырых" оценок в коэффициент словарного развития (КСР)
|
"Сырые" оценки в применении к возрастным интервалам (в годах и месяцах). (Ю.З. Гильбух, 1993)
|
Возраст
| 13,0 – 13,3
| 13,4 – 13,7
| 13,8 – 13,11
| 14,0 – 14,3
| 14,4 – 14,7
| 14,8 – 14,11
| 15,0 - 15,3
| 15,4 – 15,8
| 15,8 – 15,11
| КСР
|
| 0 – 13
| 0 – 13
| 0 – 15
| 0 – 15
| 0 – 15
| 0 – 15
| 0 – 16
| 0 – 16
| 0 – 16
|
|
14 – 16
| 14 – 16
| 14 – 16
| 16 – 18
| 16 – 18
| 16 – 18
| 17 – 18
| 17 – 18
| 17 – 18
|
|
17 – 18
| 17 – 18
| 17 – 18
| 19 – 20
| 19 – 20
| 19 – 20
| 19 – 21
| 19 – 21
| 19 – 21
|
|
19 – 21
| 19 – 21
| 19 – 21
| 21 – 22
| 21 – 22
| 21 – 22
| 22 – 23
| 22 – 23
| 22 – 23
|
|
23 – 24
| 22 – 24
| 23 – 24
| 23 – 26
| 23 – 26
| 23 – 26
| 24 – 27
| 24 – 27
| 24 – 27
|
|
25 – 28
| 25 – 28
| 25 – 28
| 27 – 30
| 27 – 30
| 27 – 30
| 28 – 32
| 28 – 32
| 28 – 32
|
|
29 – 32
| 29 – 32
| 29 – 32
| 31 – 34
| 31 – 34
| 31 – 34
| 33 – 36
| 33 – 36
| 33 – 36
|
|
33 – 36
| 33 – 36
| 33 – 36
| 35 – 37
| 35 – 37
| 37 – 49
| 37 – 39
| 37 – 39
| 37 – 39
|
|
37 – 39
| 37 – 39
| 37 – 39
| 38 - 41
| 38 - 41
| 40 – 42
| 40 – 42
| 40 – 42
| 40 – 42
|
|
40 – 41
| 40 – 41
| 40 – 41
| 42 – 44
| 42 – 44
| 42 – 44
| 43 – 45
| 43 – 45
| 43 – 45
|
|
42 – 43
| 42 – 44
| 42 – 44
| 45 - 47
| 45 - 47
| 45 - 47
| 46 – 49
| 46 – 49
| 46 – 49
|
|
44 – 46
| 45 - 47
| 45 – 47
| 48 – 49
| 48 – 49
| 48 – 49
| 50 – 52
| 50 – 52
| 50 – 52
|
|
47 – 49
| 48 – 49
| 48 – 49
| 50 – 52
| 50 – 52
| 53 – 55
| 53 – 55
| 53 – 55
| 53 – 55
|
|
50 – 52
| 50 – 52
| 50 – 52
| 53 – 55
| 53 – 55
| 53 – 55
| 56 – 58
| 56 – 58
| 56 – 58
|
|
53 – 55
| 53 – 55
| 53 – 55
| 56 - 58
| 56 - 58
| 53 – 58
| 59 – 61
| 59 – 61
| 59 – 61
|
|
56 – 58
| 56 - 58
| 56 – 58
| 59 – 61
| 61 – 62
| 62 – 63
| 62 – 63
| 62 – 64
| 62 – 64
|
|
59 – 60
| 59 – 61
| 59 – 61
| 61 – 63
| 62 – 64
| 62 – 64
| 64 – 66
| 65 – 66
| 65 – 66
|
|
61 – 63
| 61 – 63
| 62 – 63
| 64 – 65
| 64 – 66
| 65 – 66
| 67 – 68
| 67 – 68
| 67 – 68
|
|
64 – 65
| 64 – 65
| 64 – 66
| 66 – 67
| 67 – 68
| 67 – 68
| 69 – 70
| 69 – 70
| 69 – 70
|
|
| 66 – 67
| 67 – 68
| 68 – 69
| 69 – 70
| 69 – 70
|
| 71 – 72
| 71 – 72
|
|
67 - 80
| 68 – 80
| 69 – 80
| 70 - 80
| 71 – 80
| 71 - 80
| 72 – 80
| 73 – 80
| 73 – 80
|
|
Конечно, применение описанного теста требует от педагога определенных затрат времени (до 20 мин. на одного ученика), не говоря уже о необходимости тщательного изучения правил использования отдельных заданий и начисления баллов. Но уверяем: овчинка выделки стоит! После тестирования ученик предстанет перед вами в более выразительном, ярком свете.
Студент должен исследовать не менее 3 методик.
3 этап. Обобщение результатов диагностического эксперимента.
4 этап. Сравнение средней оценки успеваемости по гуманитарным и математическим дисциплинам с результатами диагностических методик по изучению словарного запаса учащихся.
5 этап. Сделать выводы, обобщения, продумать возможные рекомендации для учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: