Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ урока и порядок его обсуждения




 

1 этап. Самоанализ студента-практиканта.

2 этап. Анализ урока присутствующими студентами.

3 этап. Комментарии учителя-предметника, представителей кафедр педагогики, психологии.

4 этап. Краткая запись результатов обсуждения в дневнике студента, оценка, роспись учителя, методиста (если он присутствовал).

 

Анализ урока должен начинаться самоанализом, самооценкой, конкретными требованиями студента к самому себе. При самоанализе студент дает краткую характеристику проведенному уроку; целям, которые были поставлены, анализирует достижения этих целей, объем и содержание материала, качество усвоения, применяемые методы и их оценку; активность учащихся и приемы организации их труда. Студент объясняет, почему выбрал именно такую методику проведения урока, стиль и характер собственной деятельности; дает самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика изложения, характер отношений с учениками). В заключение студент-практикант высказывает свои предложения по улучшению качества урока, делает общие выводы.

Помните! Всякая методика может быть оправдана, если она дает максимальный обучающий и воспитывающий результат, соответствует силам и способностям учителя и учащихся.

Предлагаем два варианта (на выбор студента) самоанализа урока:

Схема 1

 

Сегодняшний урок … (№) в системе уроков по теме (разделу) …. Его цель – …, к обучающим задачам урока я отнесла …, к воспитательным – …, урок был также призван способствовать развитию у учащихся …. В данном классе …, поэтому я ….

Это по типу … урок, он включал в себя … этапов: …. Основным этапом был …, задачи … этапа – …, а … этапа – ….

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: …. Чтобы решить цель урока, я подобрала … (содержание: примеры, вопросы, задание). Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся).

На …этапе урока я использовала … (какие?) методы обучения, потому что …. На этапе … – … (какие?) методы.

В ходе урока на … этапе была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная), а на … этапе … работа учащихся, потому что …. Задания … были ориентированы на развитие … учащихся. Руководство учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим), потому что …. Учащиеся имели возможность выбора ….

Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….

Мне было … (легко …) вести урок, ученики … включались в работу …. Меня порадовали …, удивили …, огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….

Записи на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….

Цель урока можно считать: …, план урока: …, материал …; я полагаю, что (все) научились …, потому что …. Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников, потому что …. В целом урок можно считать ….

 

Только постоянно анализируя профессиональную деятельность, соотнося цель и результат, оценивая целостность осуществляемого образовательного процесса (каждого его фрагмента), можно повысить эффективность. Только рефлексируя своё отношение к собственной познавательной и профессиональной деятельности, можно стать успешным педагогом.

Схема 2

Самоанализ урока

Учитель, умеющий проникать мысленно

в сущность фактов, в причинно-

следственные связи между ними,

предотвратит многие трудности и неудачи.

 

В. А. Сухомлинский

• Каково место данного урока в теме? Как данный урок связан с предыдущим, как работает на последующие уроки?

• Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока?

• Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?

• Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса?

• Рационально ли было распределено время на этапы урока?

• Логичны ли были "связки" между этапами урока?

• Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели?

• Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений и коррекция?

• Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уроке?

• Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?

• Как Вы сами оцениваете результаты своего урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? Получили ли удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?

Анализ урока

При анализе урока студентами-практикантами, посетившими урок своего товарища, необходимо учитывать его индивидуальность, особенности дарования, сильные стороны.

Недостатки и ошибки, допущенные на уроке, надо объяснять так, чтобы было ясно, как надо их исправить или избежать в будущем.

При анализе уроков своих товарищей важно поощрять творческую, самостоятельную разработку урока, исходя из содержания материала, дидактических и воспитательных задач, рекомендаций педаго­гической науки и возможностей ведущего урок.

Существует несколько видов анализа урока: структурно-временной, психологический, психолого-педагогический, методический, комплексный.

Структурно-временной анализ урока. Данный вид анализа учит студента-практиканта рациональному использованию времени, бережному отношению к каждой минуте урока.

В данном случае при анализе следует обращать внимание на следующие моменты урока:

- рациональное распределение всего времени между структурными элементами урока, т. е. насколько разумно затрачено время на опрос, психологическую подготовку учащихся к восприятию нового материала, объяснение, закрепление или домашнее задание;

- рациональность каждого из структурных элементов урока;

- распределение времени внутри каждого структурного элемента;

- эффективность использованного времени;

- рациональность использованных приемов и методов обучения;

- разумность связей между содержанием материала и использованными методами.

За время практики желательно несколько раз посетить и разобрать уроки студентов с позиции рационально затраченного времени.

Психологический анализ урока. При психологическом анализе следует выделять три основных звена: психологию учителя (деятельность, ум, эрудицию, эмоциональность, речь, поведение, отношение к детям), психологию ученика и эмоциональную связь между учителем и учащимися.

Психологический анализ включает в себя следующие элементы:

- характеристику познавательных процессов: восприятия и осмысления, внимания, мышления, памяти;

- характеристику качества усвоения знаний, умений и навыков;

- характеристику интеллектуальной атмосферы урока: создание положительной мотивации, интерес к уроку, активность и работоспособность учащихся и др.;

- характеристику развития учащихся.

За время практики студент должен овладеть комплексным анализом в несколько упрощенном виде; это наиболее сложный, но целесообразный вид анализа урока с позиций обмена опытом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...