Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В общечеловеческой культуре




ТАЙНЫЕ ДОКТРИНЫ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

 



 


 

 


 


 


Москва

ИНТЕЛЛЕКТ


 


 



 

Научное издание

Курносое Ю.В.

Тайные доктрины вчера и сегодня (Эзотеризм как культурно-исторический феномен). — М.: ИНТЕЛЛЕКТ, 1996. 256 с.

Книга посвящена одному из феноменов культуры — эзотеризму. Практически впервые современному научному анализу подвергаются идеи и теории закрытого характера, предназначенные для "посвящен­ных", деятельность оккультно-мистических объединений, внутренние ме­ханизмы их зарождения и функционирования.

Что такое эзотеризм — только форма вненаучного знания и спе­цифический вид деятельности мифогенерирующего характера или в нем есть рациональное зерно и для просвещенного современника? Наверное, прочитав книгу, читатель сможет составить свое суждение по этому поводу.

Книга будет полезна всем, кто задумывается над философскими проблемами познания, культуры, истории науки.


Моему отцу, Курносову Василию Федо­ровичу, бывшему узнику 8 фашистских концлагерей, сумевшему с третьей попытки сбежать и повоевать на фронте, Человеку, Гражданину, Поэту, мужество которого не сломили ни застенки, ни годы — посвящаю.

 

     
    '

 


Компьютерная верстка В.Г. Федорченко Ответственный за выпуск А.К. Тюленев

Сдано в набор 12.07.96 г. Подписано в печать 28.10.96 г.

Печать офсетная. Формат 60x90/16. Усл. печ. л. 16,0. Уч.-изд. л. 16,3

Тираж 1000 экз.


I


 


Издательство "ИНТЕЛЛЕКТ

123298, Москва, а/я 3

ЛР № 030545 от 09.06.93 г.

Отпечатано в типографии НИИ "Геодезия" г. Коасноармейск, Моск. обл. Зак. № 818 т

ISBN 5-87047-033-1 © Ю.В. Курносое, 1996



 


 
 


К ЧИТАТЕЛЯМ КНИГИ

 

             
             
             
             

 

 


 

Область эзотеризма в действительной жизни является тем местом, где легко соприкасаются высочайшие идеи с бессовест­ным шарлатанством, научное познание с суеверием и где они легко смешиваются.

Слово "эзотерика" вызывает в настоящее время у различных людей совершенно противоположные ощущения. Для многих оно содержит нечто отталкивающее и вызывает у них насмешку или сострадательную улыбку; оно кажется им нагромождением вымы­слов, нелепой фантазией, за которой скрывается стремление воз­родить всяческие суеверия и мистику. На других это слово дейст­вует, как магнит, будто обозначаемое им должно сообщить нечто, что нельзя добыть никаким другим путем; их влечет любопытство или глубокая внутренняя жажда познания. Между этими крайни­ми позициями существуют всевозможные промежуточные ступени условного приятия или же условного отрицания в зависимости от того, что каждый представляет себе при слове "эзотерика".

Рассмотрение эзотеризма как целостного культурно-истори­ческого феномена, имеющего синкретическое единство и взаимо­связи с мистикой, специфическими ритуалами оккультной прак­тики, оказывающего влияние на духовную и социально-полити­ческую сферы жизни общества, является исключительно интерес­ной и сложной философской задачей. Исторически возникшая полярность религиозно-мистической формы общественного соз­нания и науки резко обозначается в наши дни, когда бурные со­циальные события сталкивают вместе самые разные виды миро-


 

К читателям книги


К читателям книги


 


ропонимания и самые разные уровни их развития. Подвергая на­учному анализу действительно актуальную проблему, автор книги, молодой ученый Юрий Курносов, делает мужественный шаг. Его цель — сделать понятной, доступной область знания, в которой очень легко запутаться. Большое разнообразие эзотерических яв­лений создает большие трудности в определении исходного теоре­тического и методологического базиса для их исследования. Од­нако автору удалось их преодолеть.

Применив методику структурно-логического моделирова­ния, он создал целостную модель феномена, позволяющую осу­ществлять адекватную теоретическую интерпретацию исключи­тельно сложных процессов, происходящих в сфере общественного сознания. О них говорят факты сегодняшнего дня, когда явления эзотерического характера буквально стучатся в сознание каждого человека — "дань" эзотерике отдают практически все популярные издания и средства массовой информации. Будучи относительно самостоятельной сферой общественной жизни, эзотеризм форми­рует свою систему ценностно-нормативных ориентации поведе­ния людей. В этом плане исследование Ю. Курносова имеет при­кладную значимость.

Создание теоретических моделей организации и функцио­нирования эзотерических доктрин в социуме, общих концепту­альных схем уровневого взаимодействия их смыслов и типов по­зволяет улучшить понимание многоструктурности общественного сознания, по своей сложности значительно превосходящей тради­ционное понимание его форм и уровней. Автор приходит к выво­ду, что для адекватного отражения новых проблем и противоре­чий требуется новая группа параметров (социальных, информаци­онных, культурологических и др.).

Учитывая, что современной литературы, посвященной ана­лизу эзотеризма в целом (а не отдельных его форм и видов), практически нет, а интерес к нему продолжает возрастать, данная монография позволяет вырваться из клубка сенсационных повет­рий и духовной моды и выйти на уровень глубинного, сущностно­го понимания проблемы, выявить причины, сам механизм фор­мирования феномена эзотеризма. Дело, впрочем, не исчерпывает­ся чисто познавательными задачами. Сегодня перед каждым чело­веком, так или иначе интересующимся идейной жизнью общест­ва, стоит нелегкая задача определения своей собственной позиции


в мировоззренческой разноголосице. Весьма существенную роль в этом может сыграть духовное влияние эзотерического наследия прошлого.

Эта книга необходима тем, кто только еще ищет серьезно и глубоко поставленные вопросы и критические проблемы нашей эпохи, кто хочет иметь о XX веке, мировой истории и культуре, тайных пружинах международной политики более объективное представление. Для самостоятельно мыслящего читателя несо­мненный интерес представит, пожалуй, впервые публикуемые в открытой печати подробные факты о деятельности международ­ных надполитических структур — "Бильдербергского клуба", "Трехсторонней комиссии", масонских организаций, стремящихся играть роль мирового правительства и осуществлять свои геополи­тические планы.

Наша страна очень больна, и это понимают не только ее жители, ощущающие политический и экономический кризис на себе, но и многие люди во всем мире. Сегодня к России обраще­но пристальное внимание народов планеты. Именно здесь, со­гласно древним пророчествам, будет решаться вопрос о духовной судьбе мировой цивилизации. Россия доказала в истории действи­тельность и подлинность своей "всемирной отзывчивости", го­товности к самоограничению и даже самопожертвованию, служе­нию миру. Россию нельзя возродить только "внешними" — эко­номическими или политическими средствами, ибо необходимо ее "внутреннее", духовно-нравственное возрождение. Возможно, в области эзотеризма есть идеи, реальные концепции, идеологии, способные стать настоящей силой консолидации общества и его духовного обновления? Наверное, прочитав книгу, читатель смо­жет составить свое суждение по этому поводу.

А.Г. Спиркин член-корреспондент Российской академии наук



       
 
   
 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

ПРОБЛЕМА ЭЗОТЕРИЗМА

В ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Есть мистика в жизни народов. В.В. Шульгин

Плодотворное изучение процессов, происходящих в сфере общественного сознания в условиях социальной нестабильности и информационного хаоса последних лет, невозможно без глубокого осмысления социокультурных явлений, которые долгое время на­ходились вне поля зрения науки. К их числу можно отнести фе­номен эзотеризма, который становится заметным фактором об­щественной жизни. Появление большого числа оккультно-мистических объединений, взявших на вооружение опыт древних эзотерических и современных психофизических систем, наряду с деятельностью традиционных религий, приводит к расширению мифологической и сакральной доминанты в общественном созна­нии, оказывает значительное влияние на духовную и социальную жизнь общества. Апеллируя к большой ценности мистических и религиозных обрядов, тайных доктрин и идей прошлого, опыту мифосимволических искусств, новые "учителя истины", "гуру", различные проповедники привлекают большое число сторонников.

По сведениям социологов Аналитического центра Россий­ской академии наук, проводивших серьезное по своим масштабам


Проблема эзотеризма в общечеловеческой культуре

исследование религиозности в России, в сложный, переломный период развития нашей страны в общественном сознании прева­лирует состояние колебания между верой в бога и безверием, причудливый конгломерат представлений о сверхъестественном, значительное место в котором занимают элементы оккультизма, буд-дистско-индуистских верований и различных эзотерических доктрин.

На языке цифр это выглядит следующим образом: 67 про­центов опрошенных подтвердили, что верят в порчу и сглаз, 66 — в телепатию, 56 — в астрологию, 46 — в НЛО, почти четверть — в экстрасенсорное воздействие. Этому активно способствуют сред­ства массовой информации. В последние годы страницы газет и журналов, программы радио и телевидения поставляют читателям и слушателям огромное завораживающее количество самых раз­нообразных материалов о необычном, тем самым невольно спо­собствуя повышению суггестивности общественного сознания. Постепенно происходит его своеобразная ремифологиза-ц и я. Она состоит в том, что значительное число людей в вопро­сах мировоззренческого характера полагаются не на научные представления, а на исторически устаревшие и изжившие себя ценности и социально-политические ориентиры, не могут адек­ватно отразить в своем сознании современную реальность.

Масштабность и широта этого явления весьма значительны. Лишь изредка редакции сохраняют разумную долю скептицизма по поводу излагаемых сведений, помещая их, например, в раздел "Хотите верьте, хотите нет". Учитывая традиционное уважение нашим народом печатного слова и отсутствие иммунитета массо­вого сознания, можно представить, что именно происходит в обыденном сознании и общественной психологии под такого рода воздействиями. Энтропийность и хаотичность общественного соз­нания увеличивается до такой степени, что появляются возмож­ности для манипулирования им со стороны достаточно узкого круга лиц, "истинно понимающих, что происходит" и имеющих необходимые материальные и интеллектуальные средства для этого1. Результаты такой деятельности могут быть явно негатив­ными. По данным "Комитета по спасению молодежи" (ноябрь

Имеется в виду деятельность тоталитарных псевдорелигиозных сект и движений типа АУМ-Синрикё, Общества сознания Кришны, Му-на и др.



Введение


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...