В общечеловеческой культуре
Стр 1 из 68Следующая ⇒ ТАЙНЫЕ ДОКТРИНЫ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Москва ИНТЕЛЛЕКТ
Научное издание Курносое Ю.В. Тайные доктрины вчера и сегодня (Эзотеризм как культурно-исторический феномен). — М.: ИНТЕЛЛЕКТ, 1996. 256 с. Книга посвящена одному из феноменов культуры — эзотеризму. Практически впервые современному научному анализу подвергаются идеи и теории закрытого характера, предназначенные для "посвященных", деятельность оккультно-мистических объединений, внутренние механизмы их зарождения и функционирования. Что такое эзотеризм — только форма вненаучного знания и специфический вид деятельности мифогенерирующего характера или в нем есть рациональное зерно и для просвещенного современника? Наверное, прочитав книгу, читатель сможет составить свое суждение по этому поводу. Книга будет полезна всем, кто задумывается над философскими проблемами познания, культуры, истории науки. Моему отцу, Курносову Василию Федоровичу, бывшему узнику 8 фашистских концлагерей, сумевшему с третьей попытки сбежать и повоевать на фронте, Человеку, Гражданину, Поэту, мужество которого не сломили ни застенки, ни годы — посвящаю.
Компьютерная верстка В.Г. Федорченко Ответственный за выпуск А.К. Тюленев Сдано в набор 12.07.96 г. Подписано в печать 28.10.96 г. Печать офсетная. Формат 60x90/16. Усл. печ. л. 16,0. Уч.-изд. л. 16,3 Тираж 1000 экз. I
Издательство "ИНТЕЛЛЕКТ 123298, Москва, а/я 3 ЛР № 030545 от 09.06.93 г. Отпечатано в типографии НИИ "Геодезия" г. Коасноармейск, Моск. обл. Зак. № 818 т ISBN 5-87047-033-1 © Ю.В. Курносое, 1996
Область эзотеризма в действительной жизни является тем местом, где легко соприкасаются высочайшие идеи с бессовестным шарлатанством, научное познание с суеверием и где они легко смешиваются. Слово "эзотерика" вызывает в настоящее время у различных людей совершенно противоположные ощущения. Для многих оно содержит нечто отталкивающее и вызывает у них насмешку или сострадательную улыбку; оно кажется им нагромождением вымыслов, нелепой фантазией, за которой скрывается стремление возродить всяческие суеверия и мистику. На других это слово действует, как магнит, будто обозначаемое им должно сообщить нечто, что нельзя добыть никаким другим путем; их влечет любопытство или глубокая внутренняя жажда познания. Между этими крайними позициями существуют всевозможные промежуточные ступени условного приятия или же условного отрицания в зависимости от того, что каждый представляет себе при слове "эзотерика". Рассмотрение эзотеризма как целостного культурно-исторического феномена, имеющего синкретическое единство и взаимосвязи с мистикой, специфическими ритуалами оккультной практики, оказывающего влияние на духовную и социально-политическую сферы жизни общества, является исключительно интересной и сложной философской задачей. Исторически возникшая полярность религиозно-мистической формы общественного сознания и науки резко обозначается в наши дни, когда бурные социальные события сталкивают вместе самые разные виды миро-
К читателям книги К читателям книги
ропонимания и самые разные уровни их развития. Подвергая научному анализу действительно актуальную проблему, автор книги, молодой ученый Юрий Курносов, делает мужественный шаг. Его цель — сделать понятной, доступной область знания, в которой очень легко запутаться. Большое разнообразие эзотерических явлений создает большие трудности в определении исходного теоретического и методологического базиса для их исследования. Однако автору удалось их преодолеть.
Применив методику структурно-логического моделирования, он создал целостную модель феномена, позволяющую осуществлять адекватную теоретическую интерпретацию исключительно сложных процессов, происходящих в сфере общественного сознания. О них говорят факты сегодняшнего дня, когда явления эзотерического характера буквально стучатся в сознание каждого человека — "дань" эзотерике отдают практически все популярные издания и средства массовой информации. Будучи относительно самостоятельной сферой общественной жизни, эзотеризм формирует свою систему ценностно-нормативных ориентации поведения людей. В этом плане исследование Ю. Курносова имеет прикладную значимость. Создание теоретических моделей организации и функционирования эзотерических доктрин в социуме, общих концептуальных схем уровневого взаимодействия их смыслов и типов позволяет улучшить понимание многоструктурности общественного сознания, по своей сложности значительно превосходящей традиционное понимание его форм и уровней. Автор приходит к выводу, что для адекватного отражения новых проблем и противоречий требуется новая группа параметров (социальных, информационных, культурологических и др.). Учитывая, что современной литературы, посвященной анализу эзотеризма в целом (а не отдельных его форм и видов), практически нет, а интерес к нему продолжает возрастать, данная монография позволяет вырваться из клубка сенсационных поветрий и духовной моды и выйти на уровень глубинного, сущностного понимания проблемы, выявить причины, сам механизм формирования феномена эзотеризма. Дело, впрочем, не исчерпывается чисто познавательными задачами. Сегодня перед каждым человеком, так или иначе интересующимся идейной жизнью общества, стоит нелегкая задача определения своей собственной позиции в мировоззренческой разноголосице. Весьма существенную роль в этом может сыграть духовное влияние эзотерического наследия прошлого.
Эта книга необходима тем, кто только еще ищет серьезно и глубоко поставленные вопросы и критические проблемы нашей эпохи, кто хочет иметь о XX веке, мировой истории и культуре, тайных пружинах международной политики более объективное представление. Для самостоятельно мыслящего читателя несомненный интерес представит, пожалуй, впервые публикуемые в открытой печати подробные факты о деятельности международных надполитических структур — "Бильдербергского клуба", "Трехсторонней комиссии", масонских организаций, стремящихся играть роль мирового правительства и осуществлять свои геополитические планы. Наша страна очень больна, и это понимают не только ее жители, ощущающие политический и экономический кризис на себе, но и многие люди во всем мире. Сегодня к России обращено пристальное внимание народов планеты. Именно здесь, согласно древним пророчествам, будет решаться вопрос о духовной судьбе мировой цивилизации. Россия доказала в истории действительность и подлинность своей "всемирной отзывчивости", готовности к самоограничению и даже самопожертвованию, служению миру. Россию нельзя возродить только "внешними" — экономическими или политическими средствами, ибо необходимо ее "внутреннее", духовно-нравственное возрождение. Возможно, в области эзотеризма есть идеи, реальные концепции, идеологии, способные стать настоящей силой консолидации общества и его духовного обновления? Наверное, прочитав книгу, читатель сможет составить свое суждение по этому поводу. А.Г. Спиркин член-корреспондент Российской академии наук
ВВЕДЕНИЕ
ПРОБЛЕМА ЭЗОТЕРИЗМА В ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Есть мистика в жизни народов. В.В. Шульгин Плодотворное изучение процессов, происходящих в сфере общественного сознания в условиях социальной нестабильности и информационного хаоса последних лет, невозможно без глубокого осмысления социокультурных явлений, которые долгое время находились вне поля зрения науки. К их числу можно отнести феномен эзотеризма, который становится заметным фактором общественной жизни. Появление большого числа оккультно-мистических объединений, взявших на вооружение опыт древних эзотерических и современных психофизических систем, наряду с деятельностью традиционных религий, приводит к расширению мифологической и сакральной доминанты в общественном сознании, оказывает значительное влияние на духовную и социальную жизнь общества. Апеллируя к большой ценности мистических и религиозных обрядов, тайных доктрин и идей прошлого, опыту мифосимволических искусств, новые "учителя истины", "гуру", различные проповедники привлекают большое число сторонников.
По сведениям социологов Аналитического центра Российской академии наук, проводивших серьезное по своим масштабам Проблема эзотеризма в общечеловеческой культуре исследование религиозности в России, в сложный, переломный период развития нашей страны в общественном сознании превалирует состояние колебания между верой в бога и безверием, причудливый конгломерат представлений о сверхъестественном, значительное место в котором занимают элементы оккультизма, буд-дистско-индуистских верований и различных эзотерических доктрин. На языке цифр это выглядит следующим образом: 67 процентов опрошенных подтвердили, что верят в порчу и сглаз, 66 — в телепатию, 56 — в астрологию, 46 — в НЛО, почти четверть — в экстрасенсорное воздействие. Этому активно способствуют средства массовой информации. В последние годы страницы газет и журналов, программы радио и телевидения поставляют читателям и слушателям огромное завораживающее количество самых разнообразных материалов о необычном, тем самым невольно способствуя повышению суггестивности общественного сознания. Постепенно происходит его своеобразная ремифологиза-ц и я. Она состоит в том, что значительное число людей в вопросах мировоззренческого характера полагаются не на научные представления, а на исторически устаревшие и изжившие себя ценности и социально-политические ориентиры, не могут адекватно отразить в своем сознании современную реальность. Масштабность и широта этого явления весьма значительны. Лишь изредка редакции сохраняют разумную долю скептицизма по поводу излагаемых сведений, помещая их, например, в раздел "Хотите верьте, хотите нет". Учитывая традиционное уважение нашим народом печатного слова и отсутствие иммунитета массового сознания, можно представить, что именно происходит в обыденном сознании и общественной психологии под такого рода воздействиями. Энтропийность и хаотичность общественного сознания увеличивается до такой степени, что появляются возможности для манипулирования им со стороны достаточно узкого круга лиц, "истинно понимающих, что происходит" и имеющих необходимые материальные и интеллектуальные средства для этого1. Результаты такой деятельности могут быть явно негативными. По данным "Комитета по спасению молодежи" (ноябрь
Имеется в виду деятельность тоталитарных псевдорелигиозных сект и движений типа АУМ-Синрикё, Общества сознания Кришны, Му-на и др. Введение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|