Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема эзотеризма в общечеловеческой культуре





 


• изучение различных форм и разновидностей современно­го эзотеризма, расширение и разработка понятийно-категориального аппарата познания эзотерической сферы сознания и деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что рассмотрение эзотерических явлений в отечественной и зарубежной литературе в основном осуществляется на публицистическом уровне, философско-мето-дологаческие аспекты проблемы поднимаются крайне редко. Не­достаточная разработка методологических основ затрудняет адек­ватную научную интерпретацию многих фактов и феноменов, возникающих в общественном сознании. В философской и есте­ственно-научной литературе до настоящего времени почти отсут­ствуют работы, авторы которых уделяли бы внимание преимуще­ственно сущностной стороне проблемы эзотеризма.

Непреходящая актуальность исследуемой проблемы обу­словлена также ее огромным мировоззренческим значением. Бу­дучи относительно самостоятельной сферой общественной жизни, эзотеризм формирует свою систему ценностно-нормативных ори­ентаций поведения людей. Целые поколения эзотериков, лучшие и опытнейшие их кадры создавали достаточно эффективные ме­ханизмы функционирования и жизнеспособности эзотерических доктрин, которые активно влияют на мировоззренческие позиции человека. В условиях кризиса современного российского общест­ва, который характеризуется, в частности, потерей социальных идеалов, становится очевидным факт отсутствия "сильных" форм общественного сознания и сильных идей, способных обеспечить мировоззренческую целостность человеческого сознания. Такая потеря может быть лишь временной или кажущейся, ибо никакое общество без идеалов не живет. Но когда какая-то эзотерическая доктрина начинает играть системообразующую роль в структуре об­щественного сознания, проникая в индивидуальное сознание гума­нитарно образованного человека, наука отодвигается на второй план.

Автор считает, что всякое иное знание, кроме научного, может претендовать лишь на увеличение суммы наших знаний о феноменах и фрагментах действительности. В полной мере плодо­творность или негативное значение эзотерических знаний рас­крывается лишь в контексте научного знания. Необходимо также учитывать, что в отличие от архаических форм эзотерики прошло-


го современные ее формы иногда строятся на прямом обмане и иллюзии.

В обыденной жизни, где преобладают интересы бытовые, общественные, философские или религиозные, до сих пор пони­мание исключительного значения научных знаний недостаточно развито. На эту особую роль науки в социальной структуре чело­вечества убедительно указывал В.И. Вернадский1. Его представле­ние об особом положении научных истин, об их обязательности, до сих пор не является общепринятым, это новое достижение в истории культуры только-только прокладывает себе путь в созна­нии человечества. Удивительно актуальны его утверждения о том, что сейчас мы переживаем переходный период, когда огромная часть человечества не имеет возможности правильно судить о происходящем, и жизнь идет против основного условия создания ноосферы. Во всех других духовных построениях человечества — в философии, в религии, в художественном творчестве, в социаль­ной бытовой среде здравого смысла и в вековой традиции — нет такой общеобязательности и непреложности утверждений и за­ключений, как в науке. Это коренное отличие является принци­пиально важным для познания природы эзотерических явлений, их сущности и роли в социуме. Данный вопрос подробно рас­смотрен в первой главе книги.

Однако существенным является и то, что хотя научный ме­тод является наиболее характерным проявлением науки и опреде­ляет все научное мировоззрение, но не только благодаря ему оно достигается и развивается. В него входят не только данные, добы­ваемые применением к окружающему нас миру научных методов искания, но и другие положения, добытые человеком иным пу­тем. Научное мировоззрение развивается в широком взаимодейст­вии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделе­ние научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности в области религии философии, об­щественной жизни или искусства невозможно (если не учитывать случаев прямого теоретического анализа). Все эти проявления че­ловеческой жизни тесно переплетены и могут быть разделены только в воображении, с помощью абстрактного мышления. Мы

См.: Вернадский В.И. "Научная мысль как планетное явление". М.: Наука, 1991. С. 93-96.


 




Введение


Проблема эзотеризма в общечеловеческой культуре


 

не знаем науки вне одновременного существования других сфер духовной жизни. Они, эти (говоря словами В.И. Вернадского) "стороны человеческой души" и деятельности необходимы для ее развития и являются той питательной средой, атмосферой, в ко­торой идет научная деятельность.

Наука как таковая — инструмент познания мира (нас самих и всего окружающего). Так как мир чрезвычайно многообразен, мы его мысленно расчленяем и изучаем по нами самими выде­ленным частям — разрывая единое тело мира. При таком подходе всегда что-то остается за пределами нашего сегодняшнего знания и открывается нам не только в научном, но интуитивном позна­нии. Мы никуда не можем уйти от того факта, что человек, не владеющий научными знаниями, но живущий полной творческой жизнью (пусть простого крестьянина), может "знать" что-то, что не зафиксировано в научных трактатах.

Необходимо учитывать еще одно важное обстоятельство: многие люди не склонны удовлетворяться тем, что может быть ясно и отчетливо познано. Они изначально убеждены в том, что должно существовать еще нечто, что недоступно познанию, таинственное знание, недостижимое естественным путем. Их соз­нание построено на предрассудках и заблуждениях, из которых им и выходить не хочется. Они-то в первую очередь и становятся "жертвами" современных колдунов, магов и звездочетов, исполь­зующих обрывки эзотерических знаний как средство существова­ния и наживы.

Естественно, как и всякое другое общественное явление, эзотеризм имеет положительные и отрицательные стороны. Ана­лиз тех ценных идей и подходов, которые имеются в эзотериче­ских доктринах, позволяет извлечь из наследия эзотерической мысли уроки и выводы, сделать его элементом современной куль­туры, включить в нашу современную социально-политическую и духовную мысль мировой опыт и традиции, зарекомендовавшие себя в положительном смысле. Возможно, именно из области эзо­терического наследия прошлого придет то, что поможет опреде­лить движение России и всего мира к новой духовно-экологи­ческой цивилизации.

Одновременно необходим учет и негативных последствий воздействия отдельных эзотерических объединений, применяю­щих древние закрытые знания как инструмент современных пси-


хотехнологий для специфической психологической обработки че­ловека и подавления свободы его сознания или дестабилизации сферы общественного сознания.

Задумываясь об очищении науки от иррационалистических наслоений (в то же время понимая, что в других формах общест­венного сознания они могут являться органической частью), мы сталкиваемся с тем, что плохо представляем себе подлинный смысл эзотерического знания и эзотерических видов деятельно­сти. Что входит в само понятие "эзотеризм"? Только ли специфи­ческая форма знания, как считают многие авторы? Какова струк­тура и функции феномена эзотеризма? Каким социальным по­требностям он соответствует? Исследование этих вопросов позво­ляет понять глубже природу социальной мифологии, некоторые загадки феномена сознания, притягательность некоторых видов эзотеризма, например, масонства или теософии.

Не менее важен вопрос о том, почему необходимо знание для избранных. Видимо, дело в том, что эзотерическое знание можно использовать неоднозначно: и для добра, и для зла. Види­мо, это проблема не только знания, но и нравственности.

Таким образом, объектом настоящего исследования высту­пает область функционирования в общественном сознании идей и теорий закрытого характера, предназначенных для избранных "посвященных" и служащих концептуальной основой деятельно­сти оккультно-мистических объединений и тайных организаций.

Предметом исследования является эзотеризм как культурно-исторический феномен, имеющий свою структуру и функции, ис­точники, социально-психологические и культурологические пара­метры и специфические механизмы воздействия на социокультур­ную среду, свое место в истории философской мысли.

Автор ставил перед собой следующие научные задачи:

• обосновать философско-методологические подходы к по­знанию эзотеризма, определить основные источники, принципы и методы исследования, систематизировать представления об эзотеризме, определить границы явле­ния в общекультурном пространстве;

• предложить классификацию различных форм эзотеризма, дать их характеристику, выявить соотношение и истори­ческую преемственность;


 




Введение



ГЛАВА I

• выработать теоретическую модель эзотеризма как куль­турно-исторического феномена и на ее основе раскрыть его сущность, структуру и содержание, социальные, гно­сеологические и психологические корни, определить спе­цифические методы воздействия на индивидуальное и массовое сознание, психику людей, входящих в объеди­нения эзотерического характера, и разработать современ­ные способы психологической и интеллектуальной защиты;

• изучить характер деятельности основных мировых эзоте­рических центров и организаций и результаты их влияния на политическую, духовную и социальную жизнь своих стран и России;

• выявить основные тенденции развития эзотеризма в на­шей стране, его место и роль в общественном сознании и создании альтернативных систем ценностей культуры;

• разработать конкретные методики анализа категориаль­ного аппарата эзотеризма и его связей с научным знани­ем и реальной общественной практикой.

Результаты решения вышеуказанных задач изложены в на­стоящей монографии.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...