Проблема эзотеризма в общечеловеческой культуре
• изучение различных форм и разновидностей современного эзотеризма, расширение и разработка понятийно-категориального аппарата познания эзотерической сферы сознания и деятельности. Необходимо подчеркнуть, что рассмотрение эзотерических явлений в отечественной и зарубежной литературе в основном осуществляется на публицистическом уровне, философско-мето-дологаческие аспекты проблемы поднимаются крайне редко. Недостаточная разработка методологических основ затрудняет адекватную научную интерпретацию многих фактов и феноменов, возникающих в общественном сознании. В философской и естественно-научной литературе до настоящего времени почти отсутствуют работы, авторы которых уделяли бы внимание преимущественно сущностной стороне проблемы эзотеризма. Непреходящая актуальность исследуемой проблемы обусловлена также ее огромным мировоззренческим значением. Будучи относительно самостоятельной сферой общественной жизни, эзотеризм формирует свою систему ценностно-нормативных ориентаций поведения людей. Целые поколения эзотериков, лучшие и опытнейшие их кадры создавали достаточно эффективные механизмы функционирования и жизнеспособности эзотерических доктрин, которые активно влияют на мировоззренческие позиции человека. В условиях кризиса современного российского общества, который характеризуется, в частности, потерей социальных идеалов, становится очевидным факт отсутствия "сильных" форм общественного сознания и сильных идей, способных обеспечить мировоззренческую целостность человеческого сознания. Такая потеря может быть лишь временной или кажущейся, ибо никакое общество без идеалов не живет. Но когда какая-то эзотерическая доктрина начинает играть системообразующую роль в структуре общественного сознания, проникая в индивидуальное сознание гуманитарно образованного человека, наука отодвигается на второй план.
Автор считает, что всякое иное знание, кроме научного, может претендовать лишь на увеличение суммы наших знаний о феноменах и фрагментах действительности. В полной мере плодотворность или негативное значение эзотерических знаний раскрывается лишь в контексте научного знания. Необходимо также учитывать, что в отличие от архаических форм эзотерики прошло- го современные ее формы иногда строятся на прямом обмане и иллюзии. В обыденной жизни, где преобладают интересы бытовые, общественные, философские или религиозные, до сих пор понимание исключительного значения научных знаний недостаточно развито. На эту особую роль науки в социальной структуре человечества убедительно указывал В.И. Вернадский1. Его представление об особом положении научных истин, об их обязательности, до сих пор не является общепринятым, это новое достижение в истории культуры только-только прокладывает себе путь в сознании человечества. Удивительно актуальны его утверждения о том, что сейчас мы переживаем переходный период, когда огромная часть человечества не имеет возможности правильно судить о происходящем, и жизнь идет против основного условия создания ноосферы. Во всех других духовных построениях человечества — в философии, в религии, в художественном творчестве, в социальной бытовой среде здравого смысла и в вековой традиции — нет такой общеобязательности и непреложности утверждений и заключений, как в науке. Это коренное отличие является принципиально важным для познания природы эзотерических явлений, их сущности и роли в социуме. Данный вопрос подробно рассмотрен в первой главе книги.
Однако существенным является и то, что хотя научный метод является наиболее характерным проявлением науки и определяет все научное мировоззрение, но не только благодаря ему оно достигается и развивается. В него входят не только данные, добываемые применением к окружающему нас миру научных методов искания, но и другие положения, добытые человеком иным путем. Научное мировоззрение развивается в широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности в области религии философии, общественной жизни или искусства невозможно (если не учитывать случаев прямого теоретического анализа). Все эти проявления человеческой жизни тесно переплетены и могут быть разделены только в воображении, с помощью абстрактного мышления. Мы См.: Вернадский В.И. "Научная мысль как планетное явление". М.: Наука, 1991. С. 93-96.
Введение
не знаем науки вне одновременного существования других сфер духовной жизни. Они, эти (говоря словами В.И. Вернадского) "стороны человеческой души" и деятельности необходимы для ее развития и являются той питательной средой, атмосферой, в которой идет научная деятельность. Наука как таковая — инструмент познания мира (нас самих и всего окружающего). Так как мир чрезвычайно многообразен, мы его мысленно расчленяем и изучаем по нами самими выделенным частям — разрывая единое тело мира. При таком подходе всегда что-то остается за пределами нашего сегодняшнего знания и открывается нам не только в научном, но интуитивном познании. Мы никуда не можем уйти от того факта, что человек, не владеющий научными знаниями, но живущий полной творческой жизнью (пусть простого крестьянина), может "знать" что-то, что не зафиксировано в научных трактатах. Необходимо учитывать еще одно важное обстоятельство: многие люди не склонны удовлетворяться тем, что может быть ясно и отчетливо познано. Они изначально убеждены в том, что должно существовать еще нечто, что недоступно познанию, таинственное знание, недостижимое естественным путем. Их сознание построено на предрассудках и заблуждениях, из которых им и выходить не хочется. Они-то в первую очередь и становятся "жертвами" современных колдунов, магов и звездочетов, использующих обрывки эзотерических знаний как средство существования и наживы.
Естественно, как и всякое другое общественное явление, эзотеризм имеет положительные и отрицательные стороны. Анализ тех ценных идей и подходов, которые имеются в эзотерических доктринах, позволяет извлечь из наследия эзотерической мысли уроки и выводы, сделать его элементом современной культуры, включить в нашу современную социально-политическую и духовную мысль мировой опыт и традиции, зарекомендовавшие себя в положительном смысле. Возможно, именно из области эзотерического наследия прошлого придет то, что поможет определить движение России и всего мира к новой духовно-экологической цивилизации. Одновременно необходим учет и негативных последствий воздействия отдельных эзотерических объединений, применяющих древние закрытые знания как инструмент современных пси- хотехнологий для специфической психологической обработки человека и подавления свободы его сознания или дестабилизации сферы общественного сознания. Задумываясь об очищении науки от иррационалистических наслоений (в то же время понимая, что в других формах общественного сознания они могут являться органической частью), мы сталкиваемся с тем, что плохо представляем себе подлинный смысл эзотерического знания и эзотерических видов деятельности. Что входит в само понятие "эзотеризм"? Только ли специфическая форма знания, как считают многие авторы? Какова структура и функции феномена эзотеризма? Каким социальным потребностям он соответствует? Исследование этих вопросов позволяет понять глубже природу социальной мифологии, некоторые загадки феномена сознания, притягательность некоторых видов эзотеризма, например, масонства или теософии. Не менее важен вопрос о том, почему необходимо знание для избранных. Видимо, дело в том, что эзотерическое знание можно использовать неоднозначно: и для добра, и для зла. Видимо, это проблема не только знания, но и нравственности.
Таким образом, объектом настоящего исследования выступает область функционирования в общественном сознании идей и теорий закрытого характера, предназначенных для избранных "посвященных" и служащих концептуальной основой деятельности оккультно-мистических объединений и тайных организаций. Предметом исследования является эзотеризм как культурно-исторический феномен, имеющий свою структуру и функции, источники, социально-психологические и культурологические параметры и специфические механизмы воздействия на социокультурную среду, свое место в истории философской мысли. Автор ставил перед собой следующие научные задачи: • обосновать философско-методологические подходы к познанию эзотеризма, определить основные источники, принципы и методы исследования, систематизировать представления об эзотеризме, определить границы явления в общекультурном пространстве; • предложить классификацию различных форм эзотеризма, дать их характеристику, выявить соотношение и историческую преемственность;
Введение
• выработать теоретическую модель эзотеризма как культурно-исторического феномена и на ее основе раскрыть его сущность, структуру и содержание, социальные, гносеологические и психологические корни, определить специфические методы воздействия на индивидуальное и массовое сознание, психику людей, входящих в объединения эзотерического характера, и разработать современные способы психологической и интеллектуальной защиты; • изучить характер деятельности основных мировых эзотерических центров и организаций и результаты их влияния на политическую, духовную и социальную жизнь своих стран и России; • выявить основные тенденции развития эзотеризма в нашей стране, его место и роль в общественном сознании и создании альтернативных систем ценностей культуры; • разработать конкретные методики анализа категориального аппарата эзотеризма и его связей с научным знанием и реальной общественной практикой. Результаты решения вышеуказанных задач изложены в настоящей монографии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|