Проблема эзотеризма в общечеловеческой культуре
1994 г.), более 100 000 москвичей покинули свои семьи и ушли в различные псевдорелигиозные секты. Больше всего среди них молодых людей из различных социальных слоев. Аналогичная картина, только ранее по срокам, сложилась и в западных странах. Точные данные о численности членов эзотерических объединений, кружков, клубов и общин отсутствуют. Однако известно, что свыше 65 процентов жителей США верят в существование сверхъестественных сил, 42 — сообщают о своих контактах с потусторонним миром, у 29 процентов бывают видения1. Естественно, в этом числе есть и просто больные люди. Рассмотрение эзотеризма в целом как единого культурно-исторического феномена является исключительно интересной, актуальной и сложной научной задачей. Эзотеризм — это историческое, культурное и духовное явление невероятной сложности, поэтому его теоретико-методологическое исследование не может быть осуществлено в рамках какой-либо отдельной специальной науки. Решение этой задачи требует выхода в философское межпредметное пространство. В этом смысле представление об эзоте-ризме должно быть с неизбежностью системным, ибо только такое представление позволит сформулировать и реализовать конкретные программы исследований отдельных явлений эзотерического характера. Исследование эзотеризма как явления культуры позволяет выйти на более глубинный, внутренний и скрытый уровень мотивации деятельности личности, нежели партийные, национальные, религиозные и государственные предпочтения людей. Объединения эзотерического характера могут быть среди членов любых политических партий, религиозных конфессий, социальных слоев, и в этом вопросе существуют определенные, хотя и неявные, закономерности. Выявление этих закономерностей в теоретическом плане необходимо для типологизации роли и функций эзотеризма.
Древнейшие структуры народного этнического самосозна 1 См.: Релендер Й. "Твин Пике не только на телеэкране". // За рубежом, 1994, № 3. через образы, ощущения, чувства и другие элементы культурных стереотипов — причем не в качестве пассивного отражения внешнего мира, но как метакультурный ориентир, парадигма, формирующая и структурирующая окружающий человека временной и пространственный космос. Важность теоретического исследования феномена эзотеризма состоит в том, что на этом пути могут находиться разгадки некоторых фактов культурно-исторического процесса, не объясненных до сих пор наукой. Так, например, в течение последних столетий конспирологические и эзотерические мотивы в историографии, культурологии и даже повседневной политике играли значительную роль, однако их теоретическая интерпретация значительно отстает. Хотя интерес науки и публицистики к различного рода тайным и нетайным организациям эзотерического характера возрос, в целом их деятельность и огромный массив эзотерической литературы мало изучен. Наработанный к настоящему времени потенциал понимания проблемы внутренних механизмов функционирования эзотеризма в социуме оказывается недостаточным, и это заставляет предпринимать его гораздо более углубленные исследования. Можно высказать предположение, что успешное изучение развития культурно-исторического процесса в целом, особенно на причинном уровне, станет более плодотворным при условии глубокого осмысления места и роли эзотеризма. Все основные исторические формы мировоззрения, такие как миф, религия и философия, неизменно включали в себя эзотерический компонент. На основе выработанных человечеством знаний составляется картина мира, в которой чисто эзотерические идеи причудливо переплетаются с философскими, эстетическими, этическими, естественнонаучными и другими представлениями. Следовательно, характеризовать все содержание эзотерического миропонимания только как фантастическое или иллюзорное было бы слишком односторонне. Гораздо важнее, определяя специфику эзотеризма как феномена культуры, выявить имманентно присущие закономерности его развития, показать всю сложность его взаимодействия с другими формами духовного освоения действительности.
Для современного этапа развития отечественной философии характерен выход на передний план проблем, связанных с теоретическим освоением нового материала, с расширением источни-
Введение Проблема эзотеризма в общечеловеческой культуре
ковой базы научных исследований, с новыми подходами в области методологии, с углубляющейся специализацией по проблемам, периодам и стремление преодолеть дискретность в изучении различных областей, разделов, направлений философской мысли. Данное положение в полной мере относится к исследованию эзо-теризма. Сегодня, когда значительно возрос интерес к духовному богатству мировой и отечественной истории, когда усилилось стремление к реалистическому представлению о всех без изъятия сторонах мировой культуры, появилась потребность изучить те идеи и теории, которые долгое время являлись уделом "посвященных", носили изначально закрытый характер. Поэтому исследование эзотеризма прежде всего актуально в историко-философском плане. Анализ взглядов, составляющих неотъемлемую часть культурно-исторического процесса, весьма важен для истории философии и истории культуры. Недостаточно полное отражение в структуре философских взглядов эзотерических идей и традиций существенно обедняет их содержание, нарушает последовательность развития философской мысли. Предпринятое исследование позволяет восполнить имеющиеся пробелы. Оно дает также возможность подробнее представить многообразие сложных процессов, протекающих в сфере общественного сознания под воздействием эзотеризма.
Изучение эзотеризма позволяет более полно представить панораму культуры общества. Рассмотрение эзотерических аспектов духовной культуры оказывается исключительно важным для изучения других, тесно связанных с ними явлений, в том числе морали, религии и искусства. Рассмотрение эзотерических пластов в национальных культурах дает возможность познания многих особенностей архетипов культуры, определяющих логику национальных менталитетов и иногда объясняющих иррациональные элементы в поведении народов, вспышки национального чувства и даже расизма. Поскольку эзотерическая деятельность является в основном привилегией интеллектуальной элиты, она имеет более значительный вес в структуре общественных отношений, чем это может показаться на первый взгляд. Эта особенность прослеживается на протяжении всех исторических эпох. Небольшие по численности группы "посвященных", создав систему трансляции эзотерическо- го знания и влияния с использованием его на значительные круги общества, оказывали весьма ощутимое воздействие на многие социальные процессы. Выявление механизмов функционирования эзотеризма в социально-историческом пространстве может помочь, в частности, решению проблемы объяснения устойчивости национализма. Кельто-ирландский, еврейский, корейский, баскский, японский национализмы живут и крепнут, несмотря на все социальные, материальные и исторические предпосылки, объективно способствующие их отмиранию. Явления, которые люди относят к разряду эзотерических, зафиксированы в философской, религиозной, этнографической, исторической, психологической, медицинской литературе. Но именно ввиду своей комплексной природы эзотеризм в целом оказался объектом лишь небольшого числа исследований. Изучение автором научных публикаций, материалов теоретических конференций и других источников показывает, что в прямой постановке проблема исследования эзотеризма как своего рода универсального явления, присутствующего в качестве культурно-исторического элемента в любом человеческом общежитии, не исследовалась. Нет никаких специальных разработок интегратив-ного плана, в которых бы данная тематика охватывалась целиком. В большинстве случаев исследование вопросов, относящихся к эзотерической области, имеет локальный, частный характер. Отдельные аспекты проблемы проанализированы глубоко и всесторонне. В первую очередь это относится к мистике, теософии, масонству. В целом сегодняшний этап в понимании эзотеризма как культурно-исторического общественного феномена характеризуется прежде всего наработкой и накоплением исходного эмпирического материала и созданием гипотез цельной системной концепции.
Как показал анализ, современные направления в исследовании эзотеризма не систематизированы. Поэтому в монографии дается их систематизация, включая три близкородственные по логике развития линии: • исследование собственно эзотеризма как явления с опорой на письменные источники эзотерического характера; • познание становления эзотеризма в первоначальных формах и механизмов этого становления, описание его исторических форм и видов, их сущностная характеристика;
Введение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|