Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема эзотеризма в общечеловеческой культуре





 


1994 г.), более 100 000 москвичей покинули свои семьи и ушли в различные псевдорелигиозные секты. Больше всего среди них мо­лодых людей из различных социальных слоев.

Аналогичная картина, только ранее по срокам, сложилась и в западных странах. Точные данные о численности членов эзоте­рических объединений, кружков, клубов и общин отсутствуют. Однако известно, что свыше 65 процентов жителей США верят в существование сверхъестественных сил, 42 — сообщают о своих контактах с потусторонним миром, у 29 процентов бывают виде­ния1. Естественно, в этом числе есть и просто больные люди.

Рассмотрение эзотеризма в целом как единого культурно-исторического феномена является исключительно интересной, актуальной и сложной научной задачей. Эзотеризм — это истори­ческое, культурное и духовное явление невероятной сложности, поэтому его теоретико-методологическое исследование не может быть осуществлено в рамках какой-либо отдельной специальной науки. Решение этой задачи требует выхода в философское меж­предметное пространство. В этом смысле представление об эзоте-ризме должно быть с неизбежностью системным, ибо только та­кое представление позволит сформулировать и реализовать кон­кретные программы исследований отдельных явлений эзотериче­ского характера.

Исследование эзотеризма как явления культуры позволяет выйти на более глубинный, внутренний и скрытый уровень моти­вации деятельности личности, нежели партийные, национальные, религиозные и государственные предпочтения людей. Объедине­ния эзотерического характера могут быть среди членов любых по­литических партий, религиозных конфессий, социальных слоев, и в этом вопросе существуют определенные, хотя и неявные, зако­номерности. Выявление этих закономерностей в теоретическом плане необходимо для типологизации роли и функций эзотеризма.

Древнейшие структуры народного этнического самосозна­
ния, специфически выражаемые через отдельные эзотерические
явления, сохраняются на уровне психических архетипов вплоть до
сегодняшнего дня, во многом предопределяя исторические собы­
тия. Являясь психической реальностью, они распространяются
________________________

1 См.: Релендер Й. "Твин Пике не только на телеэкране". // За ру­бежом, 1994, № 3.


через образы, ощущения, чувства и другие элементы культурных стереотипов — причем не в качестве пассивного отражения внешнего мира, но как метакультурный ориентир, парадигма, формирующая и структурирующая окружающий человека времен­ной и пространственный космос.

Важность теоретического исследования феномена эзотериз­ма состоит в том, что на этом пути могут находиться разгадки не­которых фактов культурно-исторического процесса, не объяснен­ных до сих пор наукой. Так, например, в течение последних сто­летий конспирологические и эзотерические мотивы в историо­графии, культурологии и даже повседневной политике играли значительную роль, однако их теоретическая интерпретация зна­чительно отстает. Хотя интерес науки и публицистики к различ­ного рода тайным и нетайным организациям эзотерического ха­рактера возрос, в целом их деятельность и огромный массив эзо­терической литературы мало изучен. Наработанный к настоящему времени потенциал понимания проблемы внутренних механизмов функционирования эзотеризма в социуме оказывается недоста­точным, и это заставляет предпринимать его гораздо более углуб­ленные исследования.

Можно высказать предположение, что успешное изучение развития культурно-исторического процесса в целом, особенно на причинном уровне, станет более плодотворным при условии глу­бокого осмысления места и роли эзотеризма. Все основные исто­рические формы мировоззрения, такие как миф, религия и фило­софия, неизменно включали в себя эзотерический компонент. На основе выработанных человечеством знаний составляется картина мира, в которой чисто эзотерические идеи причудливо перепле­таются с философскими, эстетическими, этическими, естествен­нонаучными и другими представлениями. Следовательно, харак­теризовать все содержание эзотерического миропонимания только как фантастическое или иллюзорное было бы слишком односто­ронне. Гораздо важнее, определяя специфику эзотеризма как фе­номена культуры, выявить имманентно присущие закономерности его развития, показать всю сложность его взаимодействия с дру­гими формами духовного освоения действительности.

Для современного этапа развития отечественной философии характерен выход на передний план проблем, связанных с теоре­тическим освоением нового материала, с расширением источни-


 




Введение


Проблема эзотеризма в общечеловеческой культуре


 


ковой базы научных исследований, с новыми подходами в области методологии, с углубляющейся специализацией по проблемам, периодам и стремление преодолеть дискретность в изучении раз­личных областей, разделов, направлений философской мысли. Данное положение в полной мере относится к исследованию эзо-теризма. Сегодня, когда значительно возрос интерес к духовному богатству мировой и отечественной истории, когда усилилось стремление к реалистическому представлению о всех без изъятия сторонах мировой культуры, появилась потребность изучить те идеи и теории, которые долгое время являлись уделом "посвя­щенных", носили изначально закрытый характер. Поэтому иссле­дование эзотеризма прежде всего актуально в историко-фило­софском плане.

Анализ взглядов, составляющих неотъемлемую часть куль­турно-исторического процесса, весьма важен для истории фило­софии и истории культуры. Недостаточно полное отражение в структуре философских взглядов эзотерических идей и традиций существенно обедняет их содержание, нарушает последователь­ность развития философской мысли. Предпринятое исследование позволяет восполнить имеющиеся пробелы. Оно дает также воз­можность подробнее представить многообразие сложных процес­сов, протекающих в сфере общественного сознания под воздейст­вием эзотеризма.

Изучение эзотеризма позволяет более полно представить панораму культуры общества. Рассмотрение эзотерических аспек­тов духовной культуры оказывается исключительно важным для изучения других, тесно связанных с ними явлений, в том числе морали, религии и искусства. Рассмотрение эзотерических пла­стов в национальных культурах дает возможность познания мно­гих особенностей архетипов культуры, определяющих логику на­циональных менталитетов и иногда объясняющих иррациональ­ные элементы в поведении народов, вспышки национального чув­ства и даже расизма.

Поскольку эзотерическая деятельность является в основном привилегией интеллектуальной элиты, она имеет более значи­тельный вес в структуре общественных отношений, чем это может показаться на первый взгляд. Эта особенность прослеживается на протяжении всех исторических эпох. Небольшие по численности группы "посвященных", создав систему трансляции эзотерическо-


го знания и влияния с использованием его на значительные круги общества, оказывали весьма ощутимое воздействие на многие со­циальные процессы. Выявление механизмов функционирования эзотеризма в социально-историческом пространстве может по­мочь, в частности, решению проблемы объяснения устойчивости национализма. Кельто-ирландский, еврейский, корейский, баск­ский, японский национализмы живут и крепнут, несмотря на все социальные, материальные и исторические предпосылки, объек­тивно способствующие их отмиранию.

Явления, которые люди относят к разряду эзотерических, зафиксированы в философской, религиозной, этнографической, исторической, психологической, медицинской литературе. Но именно ввиду своей комплексной природы эзотеризм в целом оказался объектом лишь небольшого числа исследований. Изуче­ние автором научных публикаций, материалов теоретических конференций и других источников показывает, что в прямой по­становке проблема исследования эзотеризма как своего рода уни­версального явления, присутствующего в качестве культурно-исторического элемента в любом человеческом общежитии, не исследовалась. Нет никаких специальных разработок интегратив-ного плана, в которых бы данная тематика охватывалась целиком. В большинстве случаев исследование вопросов, относящихся к эзотерической области, имеет локальный, частный характер. От­дельные аспекты проблемы проанализированы глубоко и всесто­ронне. В первую очередь это относится к мистике, теософии, ма­сонству. В целом сегодняшний этап в понимании эзотеризма как культурно-исторического общественного феномена характеризует­ся прежде всего наработкой и накоплением исходного эмпириче­ского материала и созданием гипотез цельной системной кон­цепции.

Как показал анализ, современные направления в исследова­нии эзотеризма не систематизированы. Поэтому в монографии дается их систематизация, включая три близкородственные по логике развития линии:

• исследование собственно эзотеризма как явления с опо­рой на письменные источники эзотерического характера;

• познание становления эзотеризма в первоначальных формах и механизмов этого становления, описание его историче­ских форм и видов, их сущностная характеристика;


 




Введение


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...