Философско-методологические основы исследования эзотеризма
только по безграмотности мышления могут применяться по отношению к птице. Это допустимо только на уровне обыденного сознания. Третья группа - ПРАВИЛА ОПЕРИРОВАНИЯ ИМЕНАМИ. Правильно присвоенные имена гарантируют истинность умозаключения: человек поет, исполняя вокальные произведения, движимый эстетическими потребностями. Соловей же ТРЕЛИРУЕТ, движимый инстинктом продолжения рода в "сексуальный" сезон (по весне), с помощью трелей охраняя свое гнездо и самку. Поэтому "пение соловья" — это метафора, уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения, вполне допустимая в поэзии и искусстве, но не допустимая в Науке, где она именуется антропоморфизмом (с греч. антропос — человек, морфе — форма, вид). Это и есть недопустимое наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, предметов, а также "богов". С позиций вышеприведенных методологических правил некоторые известные определения понятий и категорий оказываются просто некорректными. Так, например, определение человека в философском словаре звучит так: "Человек, высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры".1 Сказать так о Человеке, значит ничего по существу не сказать. И это характерная черта философии "застойного периода". В этом псевдоопределении, во-первых, не выявлен ведущий (доминантный) признак человека, во-вторых не выявлены признаки подчиненные (субдоминантные), в-третьих, не выявлена субординация доминанты с субдоминантами, лишь благодаря которой и возможно существование и функционирование любой целостной системы. В современной методологии активно используются идеи синергетики. Все больше утверждается подход к исследованию знания — научного и вненаучного — как сложной, исторически развивающейся системы. Эти идеи способны, во-первых, привести к новому описанию процессов роста знания, обнаруживая в них нераскрытые или недостаточно четко зафиксированные состояния. "Применение концептуального аппарат самоорганизации в мето-
См.: "Философский энциклопедический словарь". М., 1989. С. 736. дологическом анализе сразу же ставит перед исследователем особую задачу выделения в гетерогенном массиве знания таких единиц, которые обнаруживают свойства сложных развивающихся систем".1 Среди попыток реализовать многочисленные системные подходы и довести их до уровня традиционно построенных научных теорий, удобных для решения междисциплинарных исследовательских задач, одной из наиболее удачных, на наш взгляд, является теория гиперкомплексных динамических систем, разработанная украинским ученым д.ф.н. А.Н. Малютой. На этой теории базируется концепция инвариантного моделирования, включающая принципы построения и функционирования системных моделей сложных объектов. Можно признать значительный вклад в методологию системного анализа, привнесенный данной теорией, предложенными новыми средствами формализации системных законов на основе гиперкомплексной матрицы, с учетом человеческого фактора в процессах системного моделирования. В трех монографиях АН. Малюты, становящимися все более известными широкому кругу отечественных ученых, изложена оригинальная концепция построения системных моделей разнокачественных объектов произвольной природы. Описаны основные закономерности, носящие характер метатеоретических системных инвариант. Сформулированные им фундаментальные принципы развития и саморазвития сложных систем2 использовались нами для анализа эзотеризма как сложного системного объекта.
Таким образом, для адекватного отражения феномена эзотеризма необходимо применение всего арсенала современной философской методологии, отвечающей приведенным научным требованиям, включая требования диалектического метода, общей теории систем, когнитологии и синергетики. В результате теоретического синтеза создана новая группа параметров (социальных, ин- Сгепин B.C. "Динамика научного познания как процесс самоорганизации". // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М.: Арго. 1994. См.: Малюта А.Н. "Гиперкомплексные динамические системы". — Львов: Выща шк. Изд-во при Львов, ун-те, 1989.; Малюта АН. "Система деятельности". 1991; Малюта АН. "Закономерности системного развития". Киев, 1990.
Глава I
формационных, культурологических и др.), индексирующих роль и место эзотеризма в социуме. Данная методологическая основа позволяет приступить к анализу конкретных видов и форм эзотерических явлений, классифицировать и характеризовать их, выявить сущность и специфику, социально-психологические и гносеологические корни. На ее основе мы попытаемся в следующих главах построить модель метаструктуры эзотеризма как явления культуры, определить основные элементы этой теоретической модели и механизм функционирования в социуме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|