Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философско-методологические основы исследования эзотеризма





 


только по безграмотности мышления могут применяться по от­ношению к птице. Это допустимо только на уровне обыденного сознания.

Третья группа - ПРАВИЛА ОПЕРИРОВАНИЯ ИМЕНАМИ. Правильно присвоенные имена гарантируют истинность умозаклю­чения: человек поет, исполняя вокальные произведения, движи­мый эстетическими потребностями. Соловей же ТРЕЛИРУЕТ, движимый инстинктом продолжения рода в "сексуальный" сезон (по весне), с помощью трелей охраняя свое гнездо и самку. По­этому "пение соловья" — это метафора, уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения, вполне до­пустимая в поэзии и искусстве, но не допустимая в Науке, где она именуется антропоморфизмом (с греч. антропос — человек, морфе — форма, вид). Это и есть недопустимое наделение че­ловеческими свойствами явлений природы, животных, предме­тов, а также "богов".

С позиций вышеприведенных методологических правил не­которые известные определения понятий и категорий оказывают­ся просто некорректными.

Так, например, определение человека в философском словаре звучит так: "Человек, высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры".1

Сказать так о Человеке, значит ничего по существу не ска­зать. И это характерная черта философии "застойного периода". В этом псевдоопределении, во-первых, не выявлен ведущий (доминантный) признак человека, во-вторых не выявлены при­знаки подчиненные (субдоминантные), в-третьих, не выявлена субординация доминанты с субдоминантами, лишь благодаря ко­торой и возможно существование и функционирование любой це­лостной системы.

В современной методологии активно используются идеи си­нергетики. Все больше утверждается подход к исследованию зна­ния — научного и вненаучного — как сложной, исторически раз­вивающейся системы. Эти идеи способны, во-первых, привести к новому описанию процессов роста знания, обнаруживая в них не­раскрытые или недостаточно четко зафиксированные состояния. "Применение концептуального аппарат самоорганизации в мето-

См.: "Философский энциклопедический словарь". М., 1989. С. 736.


дологическом анализе сразу же ставит перед исследователем осо­бую задачу выделения в гетерогенном массиве знания таких еди­ниц, которые обнаруживают свойства сложных развивающихся систем".1

Среди попыток реализовать многочисленные системные подходы и довести их до уровня традиционно построенных науч­ных теорий, удобных для решения междисциплинарных исследо­вательских задач, одной из наиболее удачных, на наш взгляд, яв­ляется теория гиперкомплексных динамических систем, разрабо­танная украинским ученым д.ф.н. А.Н. Малютой. На этой теории базируется концепция инвариантного моделирования, включаю­щая принципы построения и функционирования системных мо­делей сложных объектов. Можно признать значительный вклад в методологию системного анализа, привнесенный данной теорией, предложенными новыми средствами формализации системных за­конов на основе гиперкомплексной матрицы, с учетом человече­ского фактора в процессах системного моделирования. В трех мо­нографиях АН. Малюты, становящимися все более известными широкому кругу отечественных ученых, изложена оригинальная концепция построения системных моделей разнокачественных объектов произвольной природы. Описаны основные закономер­ности, носящие характер метатеоретических системных инвари­ант. Сформулированные им фундаментальные принципы разви­тия и саморазвития сложных систем2 использовались нами для анализа эзотеризма как сложного системного объекта.

Таким образом, для адекватного отражения феномена эзоте­ризма необходимо применение всего арсенала современной фило­софской методологии, отвечающей приведенным научным требо­ваниям, включая требования диалектического метода, общей тео­рии систем, когнитологии и синергетики. В результате теоретиче­ского синтеза создана новая группа параметров (социальных, ин-

Сгепин B.C. "Динамика научного познания как процесс самоор­ганизации". // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысле­ния. М.: Арго. 1994.

См.: Малюта А.Н. "Гиперкомплексные динамические системы". — Львов: Выща шк. Изд-во при Львов, ун-те, 1989.; Малюта АН. "Система деятельности". 1991; Малюта АН. "Закономерности системно­го развития". Киев, 1990.


 




Глава I


 


 


.

 

 

ГЛАВА II

формационных, культурологических и др.), индексирующих роль и место эзотеризма в социуме. Данная методологическая основа позволяет приступить к анализу конкретных видов и форм эзоте­рических явлений, классифицировать и характеризовать их, вы­явить сущность и специфику, социально-психологические и гно­сеологические корни. На ее основе мы попытаемся в следующих главах построить модель метаструктуры эзотеризма как явления культуры, определить основные элементы этой теоретической мо­дели и механизм функционирования в социуме.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...