Философско-методологические основы исследования эзотеризма
металось как мировоззренчески ложное и вредное. Наука тщательно уклонялась от явлений, не отвечающих парадигме. И лишь в последние годы данная проблема приобретает реальное философское, психологическое и социологическое звучание, начинает более энергично исследоваться представителями науки. Тем более, что налицо и своего рода социальный заказ: кризис в социально-экономической и культурно-духовной сферах, в воспитании и образовании заставляет более пристально исследовать процессы, происходящие во всех сферах и уровнях социума. Из исследований, посвященных анализу различных форм и видов эзотеризма, следует выделить работы ряда отечественных исследователей, в частности В.Б. Авдеева, А.Я. Авреха, Ю.Я. Бон-даренко, В. Бабинцева, Е. Балагушкина, В.И. Вернадского, ГА Га-бинского, П.С. Гуревича, Г.А. Гурева, А.Ю. Григоренко, А.Ф. Гряз-нова, А.П. Дуброва, А. Дугина, В.З. Кривченка, Е.М. Лучшева, А.Ф. Лосева, Л.Н. Митрохина, А.В. Мартынова, И.А. Крывелева, В.В. Налимова, В.М. Найдыша, Ю.В. Орфеева, Е.И. Парнова, К. Привалова, А.И. Панченко, П. Перминова, Б.А. Печникова, В. Пруссакова, В.Л. Рабиновича, В.Е. Рожнова, В. Римского, В. Рез-ниченко, В. Розина, В.И. Сафонова, С.А. Токарева, Л.М. Тарасова, В.П. Торчилина, Д.М. Угриновича, П.Д. Успенского, Ю.А. Фомина, М.И. Шахновича, В. Шмакова и др. Ряд изданий носит энциклопедический характер, например: "Энциклопедия оккультизма". В 2-х тт. М., Аверс, 1992; "Тайно-ведение". В 12 тт. Сост. А. Шифрин. — Тель-Авив: Яков-Пресс, 1985; "АУМ (Синтез мистических учений Востока и Запада)". В 4-х тт. М.: Терра, 1990; "Масонство в его прошлом и настоящем" (Под ред. СП. Мелыунова и Н.П. Сидорова). М.: Икпа, 1991; Мэнли П. Холл "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии". — Новосибирск, 1992; "Агни Йога". В 3-х тт., Самара, 1992; Гекерторн Ч.У. "Тайные общества всех веков и всех стран". В 2-х частях. М.: РАН, 1993; "Тибетская йога и тайные доктрины". В 2-х тт. Киев: Преса Украiни, 1993; Бохеньский Ю. "Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков". М.: Прогресс, 1993; "Словарь эзотерических терминов (Сост. Кривченок В.З.)". С-Петербург, 1992 и др.
Совсем недавно вышла из печати антология "Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев", которую с уверен- ностью можно отнести к числу удачных по замыслу и исполнению. Антология включает впервые переведенные труды классиков социальной и культурной антропологии: "Колдовство, оракулы и магия у азанде" (Э. Эванс-Причард), "Магия, наука и религия" (Б. Малиновский), материалы о магии, написанные известными зарубежными психологами и парапсихологами (К. Юнг, Дж. Кларк, Г. Прайс и др.). Книга включает и работы ведущих представителей современного оккультизма: "Астрологию" Э. Кроули, "Учение Дона Хуана" К. Кастанеды, "Путь Шамана" М. Харнера, древнекитайский трактат о цигуне. В этой же антологии помещен интересный диалог ее составителя И.Т. Касавина и академика РАН B.C. Степина, в котором идет речь о месте оккультизма и магии в современном мире, даются социальные оценки вненаучным формам ориентации человека в мире. Активный интерес к проблеме эзотеризма проявляют зарубежные авторы. Среди них: Р. Бернье, Э. Балагер, М. Бесси, Ж. Бержье, Б. Башилов, М. Байджент, А. Геербран, П. Грим, Г. Диллон, К. Грасе д'Орсе, Н. Кензи, Р. Лефорт, Г. Линкольн, К. Мутти, С. Найт, М. Николл, Ж. Пар-вулеско, Л. Повелье, К. Поппер, Ж. Робен, Б. Рассел, М. Серра-но, Сэнт-Ив дАпьвейдр, Э. Уоллис, Л. Хасс, Л. Хайн, Г. Жор-жель, Ж. Шевалье, Р. Лей и др. Рассматривая различные его аспекты, характеризуя различные виды и формы, они в целом дают хороший материал для творческого осмысления и анализа.
Научное изучение феномена эзотеризма началось с исследования первобытной магии. Для современного человека характерно неверие в реальность магии и недооценка своих первобытных предков. Магия как экзотика, а не как элемент всякого человеческого действия и мировосприятия, — вот что привлекло внимание прежде всего, когда социальная антропология открыла для всей образованной Европы многообразие иных культур: этого конгломерата странных обычаев и менталитетов, паноптикума заблуждений и неэффективных, обычно бессмысленных ритуалов и обрядов. Но ритуалы не всегда бессмысленны. Секрет в том, что определенная система знаний воспринимается тогда, когда она реализуется в конкретных поступках, делах. Соблюдение религиозных предписаний — путь к укреплению веры, иначе она останется пустым звуком, не наполненным реальным содержанием. У Дж. Фрэзера и Б. Малиновского — столпов британской социальной антропологии — можно найти наброски о магии. На
- Философско-методологические основы исследования эзотеризма
основании их можно составить некоторую общую теорию этого вида эзотеризма. Фрэзеровская концепция магии, изложенная им в работах "Золотая ветвь", "Божественный король" и "Задача Психеи", содержит следующие основные положения. Психологическая основа магии — ассоциация идей, между которыми не существует реальной причинной связи; магия позволяет умному человеку доминировать над остальными, основывать королевские династии и новые государства, получать статус святых и богов после смерти; магия вырабатывает первые санкции, закрепляющие частную собственность и целостность, самостоятельность индивида. В работах Б. Малиновского "Магия, наука и религия", "Основания веры и морали", "Коралловые сады и их магия" и др. сформулированы следующие положения. Магия обеспечивает уверенность в ситуациях неопределенности; магия создает церемониальную структуру торговли; магия часто организует коллективный труд; магия действует с помощью усиления социального давления на индивида; миф является схемой магического действия, которое нередко сводится к проговариванию мифа; магия представляет собой в основном языковой феномен и использует специальный высокопарно-сакральный язык, который отличается от языка, применяемого в контексте трудовой деятельности и общественных отношений; магия укрепляет неравенство людей в примитивных обществах; магия подтверждается чудесами, порождаемыми мистической верой.
Уже из этих положений Фрэзера и Малиновского следует, что магия, в сущности, закладывала социальную структуру первобытного общества, организовывала важнейшие формы деятельности, являлась основой развития индивидуальности и сферой приложения всех духовных и практических новаций. Б. Малиновский пишет, что магия дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных в определенную практическую и ментальную технику. Тем самым как бы воздвигается мост через те пропасти, которые возникают перед человеком на пути к его важнейшим целям, преодолевается опасный кризис. Именно магии оказалось под силу провести зарождающееся человечество по острию бритвы, убедить его в собственной сверхъестественной исключительности и внушить ему идею господства над природой в то время, когда вся реальная жизнь неопровержимо доказывала обратное. Функция магии за- ключается, по Малиновскому, в ритуализации человеческого оптимизма, в поддержании веры в победу надежды над отчаянием. Б. Малиновский, Э.Э. Эванс-Причард, австралийский этнограф А. Элькин и др. исследуют магию в основном социологическими средствами и предлагают ее объяснения как феномена, удовлетворяющего некоторую потребность (единства племени, успешности деятельности и др.). Однако для характеристики магии важно описать и соответствующий ей тип ментальности. Поэтому этнографические исследования этих авторов смыкаются с психологией и лингвистикой. Уже при анализе магии как первичной формы эзотеризма можно понять, что есть различие между внутренним и внешним содержанием этой деятельности. Расчленение на "чистую" эзотерику и эзотерические формы организации, используемые совсем для иных целей, в первую очередь для управления общественным сознанием — имеет глубокие исторические корни. Уже в древности начало происходить разделение между теорией (оккультным знанием) и "практикой" (где преобладали ритуалы и обряды).
Английский ученый Роберт Кутти, свыше 20 лет изучающий эзотерические феномены, отмечает, что "чем более очевидной становится неудача попытки разобраться в сверхъестественном при помощи точных наук, тем чаще начинают рассматривать проблему с точки зрения общественных наук — психологии, социологии, антропологии. Такой подход имеет свои преимущества. Во-первых, снимается вопрос о том, реальны или нереальны паранормальные явления. Во-вторых, он позволяет рассматривать верящих и неверящих в сверхъестественное как равноправные группы социальной структуры. В-третьих, от бесплодного спора о существовании или отсутствии потустороннего мира он дает возможность перейти к плодотворному изучению паранормального как психосоциального явления."1 В ходе проведения настоящего исследования автор использовал также отечественные и зарубежные периодические издания, в которых печатаются материалы эзотерического характера. Это, в частности, такие журналы как "Восхождение", "Орион", "Путь к себе", "Элементы", "Социум", "Милый Ангел", "Наука и рели- 1 Кутти Р., Потапов В. "Запретное знание: парадокс сверхестест-венного". // Гармония. 1991, № 2. С. 46-48.
Глава 1 Философско-методологические основы исследования эзотеризма
гия", "Свет", "Ч и П", "Esotera", "Esoterikjournal WASSER-MANN", "Magazin fer neues Bewusstsein 2000", "Wege & Visionen", "Network", "New Dimensions", "Wege Magazin", "Das Ziel — im Jetzt", "Aura — Z" и др. В работе над монографией автор использовал также литературу, связанную с общим обзором религиозных систем, в частности работы Е. Ахелиса, А. Ельчаникова, К. Каутского, А. Мензи-са, Е. Прайса, О. Пфлейдерера, Э. Ренана, Хрисанфа и др.1 Ни в учебниках по социальной философии, ни в справочной, ни в научно-исследовательской литературе не рассматриваются и не разрабатываются, за редким исключением2, вопросы связи политической власти с социальной (в широком смысле) организацией, куда по мнению автора можно отнести соответствующие институты, процессы, структуры и виды деятельности эзотерического характера. Однако как показывают исторические примеры, именно деятельность эзотерических объединений иногда становится главной движущей силой и диспетчером международных и внутренних акций, силовой политики. Попытки проанализировать такого рода факторы, в частности, роль тайных обществ в социальных и политических процессах, тайную логику истории предприняты редактором журнала "Элементы" А. Дугиным, решению этой задачи была посвящена его книга "Конспирология".
Особо стоит фигура крупного теоретика эзотеризма XX века Рене Генона. Именно он радикально и однозначно заявил о необходимости тотального возврата к духовной Традиции, совершенно утраченной современной цивилизацией Запада. В доктрине Генона концентрируется и раскрывается содержание единой эзотери- 1 См.: Ахелис Т. "Очерк сравнительного изучения религий". Изд. 2 См., напр.: Филиппов Г.Г. "Социальная организация и полити ческой Традиции. Р. Генон явился родоначальником одного из современных видов эзотеризма, который анализируется в главе II. В наши дни имеет место влиятельная тенденция, которую И. Касавин назвал философией оккультизма1. Это такие исследования, которые осуществляются в рамках философии и показывают значение ненаучных форм знания и сознания в деятельности и в жизни современного человека и которые пытаются доказать, что они ничем не хуже научных форм освоения действительности. В рамках этого течения получают развитие такие концепции как онаучивание мистики или мистизация науки, т.е. с одной стороны, интерпретация науки по образцу оккультных форм деятельности, а с другой — рациональная интерпретация ненаучных форм познания мира. Составленный и отредактированный им сборник представляет позиции ряда авторов — Н.С. Автономовой, Е.К. Быстрицкого, Ф. Грязнова, АЛ. Никифорова, В.Н. Поруса, Б.И. Пружинина, В.Л. Рабиновича, В.П. Филатова, В.Г. Федотова, А.А. Яковлева и др., которые затрагивают, в частности, и проблемы эзотеризма как культурно-исторического феномена. Предметом исследования одних авторов были вопросы классификации, определения сущности отдельных явлений эзотерического характера, других интересовали отдельные исторические периоды в развитии эзотеризма, третьи же свое внимание сосредоточивали преимущественно на изучении социально-политических факторов, порождающих интерес к эзотерике. Концентрация внимания на строго очерченном круге вопросов способствовала более глубокому проникновению и подробному описанию избранного предмета исследования. Однако на этом пути неизбежны и потери. История эзотерических учений и течений лишается своей объемности, целостности, затруднен сравнительный анализ в контексте культурно-исторического процесса. Эзотерические явления в глазах сторонников их реальности, в отличие от истинных суеверий, имеют некую основу, которая, по их мнению, может быть обнаружена, исследована, описана и сведена в систему последовательных взглядов, т.е. в какое-то подобие науки. Например, в книге О. Мороза "От имени науки" подробно разбираются все известные области сегодняшнего "нео- 1 См.: "Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания". / Отв. ред. И.Т. Касавин. — М.: Политиздат, 1990.
Глава I
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|