Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философско-методологические основы исследования эзотеризма





 


металось как мировоззренчески ложное и вредное. Наука тща­тельно уклонялась от явлений, не отвечающих парадигме. И лишь в последние годы данная проблема приобретает реальное фило­софское, психологическое и социологическое звучание, начинает более энергично исследоваться представителями науки. Тем бо­лее, что налицо и своего рода социальный заказ: кризис в соци­ально-экономической и культурно-духовной сферах, в воспитании и образовании заставляет более пристально исследовать процессы, происходящие во всех сферах и уровнях социума.

Из исследований, посвященных анализу различных форм и видов эзотеризма, следует выделить работы ряда отечественных исследователей, в частности В.Б. Авдеева, А.Я. Авреха, Ю.Я. Бон-даренко, В. Бабинцева, Е. Балагушкина, В.И. Вернадского, ГА Га-бинского, П.С. Гуревича, Г.А. Гурева, А.Ю. Григоренко, А.Ф. Гряз-нова, А.П. Дуброва, А. Дугина, В.З. Кривченка, Е.М. Лучшева, А.Ф. Лосева, Л.Н. Митрохина, А.В. Мартынова, И.А. Крывелева, В.В. Налимова, В.М. Найдыша, Ю.В. Орфеева, Е.И. Парнова, К. Привалова, А.И. Панченко, П. Перминова, Б.А. Печникова, В. Пруссакова, В.Л. Рабиновича, В.Е. Рожнова, В. Римского, В. Рез-ниченко, В. Розина, В.И. Сафонова, С.А. Токарева, Л.М. Тарасова, В.П. Торчилина, Д.М. Угриновича, П.Д. Успенского, Ю.А. Фомина, М.И. Шахновича, В. Шмакова и др.

Ряд изданий носит энциклопедический характер, например: "Энциклопедия оккультизма". В 2-х тт. М., Аверс, 1992; "Тайно-ведение". В 12 тт. Сост. А. Шифрин. — Тель-Авив: Яков-Пресс, 1985; "АУМ (Синтез мистических учений Востока и Запада)". В 4-х тт. М.: Терра, 1990; "Масонство в его прошлом и настоящем" (Под ред. СП. Мелыунова и Н.П. Сидорова). М.: Икпа, 1991; Мэнли П. Холл "Энциклопедическое изложение масонской, гер­метической, каббалистической и розенкрейцеровской символиче­ской философии". — Новосибирск, 1992; "Агни Йога". В 3-х тт., Самара, 1992; Гекерторн Ч.У. "Тайные общества всех веков и всех стран". В 2-х частях. М.: РАН, 1993; "Тибетская йога и тайные доктрины". В 2-х тт. Киев: Преса Украiни, 1993; Бохеньский Ю. "Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков". М.: Прогресс, 1993; "Словарь эзотерических терминов (Сост. Кривченок В.З.)". С-Петербург, 1992 и др.

Совсем недавно вышла из печати антология "Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев", которую с уверен-


ностью можно отнести к числу удачных по замыслу и исполне­нию. Антология включает впервые переведенные труды классиков социальной и культурной антропологии: "Колдовство, оракулы и магия у азанде" (Э. Эванс-Причард), "Магия, наука и религия" (Б. Малиновский), материалы о магии, написанные известными за­рубежными психологами и парапсихологами (К. Юнг, Дж. Кларк, Г. Прайс и др.). Книга включает и работы ведущих представителей современного оккультизма: "Астрологию" Э. Кроули, "Учение Дона Хуана" К. Кастанеды, "Путь Шамана" М. Харнера, древне­китайский трактат о цигуне. В этой же антологии помещен инте­ресный диалог ее составителя И.Т. Касавина и академика РАН B.C. Степина, в котором идет речь о месте оккультизма и магии в современном мире, даются социальные оценки вненаучным фор­мам ориентации человека в мире. Активный интерес к проблеме эзотеризма проявляют зарубежные авторы. Среди них: Р. Бернье, Э. Балагер, М. Бесси, Ж. Бержье, Б. Башилов, М. Байджент, А. Геербран, П. Грим, Г. Диллон, К. Грасе д'Орсе, Н. Кензи, Р. Лефорт, Г. Линкольн, К. Мутти, С. Найт, М. Николл, Ж. Пар-вулеско, Л. Повелье, К. Поппер, Ж. Робен, Б. Рассел, М. Серра-но, Сэнт-Ив дАпьвейдр, Э. Уоллис, Л. Хасс, Л. Хайн, Г. Жор-жель, Ж. Шевалье, Р. Лей и др. Рассматривая различные его ас­пекты, характеризуя различные виды и формы, они в целом дают хороший материал для творческого осмысления и анализа.

Научное изучение феномена эзотеризма началось с исследо­вания первобытной магии. Для современного человека характерно неверие в реальность магии и недооценка своих первобытных предков. Магия как экзотика, а не как элемент всякого человече­ского действия и мировосприятия, — вот что привлекло внимание прежде всего, когда социальная антропология открыла для всей образованной Европы многообразие иных культур: этого конгло­мерата странных обычаев и менталитетов, паноптикума заблужде­ний и неэффективных, обычно бессмысленных ритуалов и обря­дов. Но ритуалы не всегда бессмысленны. Секрет в том, что опре­деленная система знаний воспринимается тогда, когда она реали­зуется в конкретных поступках, делах. Соблюдение религиозных предписаний — путь к укреплению веры, иначе она останется пустым звуком, не наполненным реальным содержанием.

У Дж. Фрэзера и Б. Малиновского — столпов британской социальной антропологии — можно найти наброски о магии. На


 




-


Философско-методологические основы исследования эзотеризма


 


основании их можно составить некоторую общую теорию этого вида эзотеризма. Фрэзеровская концепция магии, изложенная им в работах "Золотая ветвь", "Божественный король" и "Задача Психеи", содержит следующие основные положения. Психологи­ческая основа магии — ассоциация идей, между которыми не су­ществует реальной причинной связи; магия позволяет умному че­ловеку доминировать над остальными, основывать королевские династии и новые государства, получать статус святых и богов по­сле смерти; магия вырабатывает первые санкции, закрепляющие частную собственность и целостность, самостоятельность индивида.

В работах Б. Малиновского "Магия, наука и религия", "Ос­нования веры и морали", "Коралловые сады и их магия" и др. сформулированы следующие положения. Магия обеспечивает уве­ренность в ситуациях неопределенности; магия создает церемони­альную структуру торговли; магия часто организует коллективный труд; магия действует с помощью усиления социального давления на индивида; миф является схемой магического действия, которое нередко сводится к проговариванию мифа; магия представляет собой в основном языковой феномен и использует специальный высокопарно-сакральный язык, который отличается от языка, применяемого в контексте трудовой деятельности и обществен­ных отношений; магия укрепляет неравенство людей в примитив­ных обществах; магия подтверждается чудесами, порождаемыми мистической верой.

Уже из этих положений Фрэзера и Малиновского следует, что магия, в сущности, закладывала социальную структуру перво­бытного общества, организовывала важнейшие формы деятельно­сти, являлась основой развития индивидуальности и сферой при­ложения всех духовных и практических новаций.

Б. Малиновский пишет, что магия дает человеку ряд гото­вых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных в определенную практическую и ментальную технику. Тем самым как бы воздвигается мост через те пропасти, которые возникают перед человеком на пути к его важнейшим целям, преодолевается опасный кризис. Именно магии оказалось под силу провести за­рождающееся человечество по острию бритвы, убедить его в соб­ственной сверхъестественной исключительности и внушить ему идею господства над природой в то время, когда вся реальная жизнь неопровержимо доказывала обратное. Функция магии за-


ключается, по Малиновскому, в ритуализации человеческого оп­тимизма, в поддержании веры в победу надежды над отчаянием. Б. Малиновский, Э.Э. Эванс-Причард, австралийский этнограф А. Элькин и др. исследуют магию в основном социологическими средствами и предлагают ее объяснения как феномена, удовлетво­ряющего некоторую потребность (единства племени, успешности деятельности и др.). Однако для характеристики магии важно описать и соответствующий ей тип ментальности. Поэтому этно­графические исследования этих авторов смыкаются с психологией и лингвистикой.

Уже при анализе магии как первичной формы эзотеризма можно понять, что есть различие между внутренним и внешним содержанием этой деятельности. Расчленение на "чистую" эзоте­рику и эзотерические формы организации, используемые совсем для иных целей, в первую очередь для управления общественным сознанием — имеет глубокие исторические корни. Уже в древно­сти начало происходить разделение между теорией (оккультным знанием) и "практикой" (где преобладали ритуалы и обряды).

Английский ученый Роберт Кутти, свыше 20 лет изучающий эзотерические феномены, отмечает, что "чем более очевидной становится неудача попытки разобраться в сверхъестественном при помощи точных наук, тем чаще начинают рассматривать про­блему с точки зрения общественных наук — психологии, социоло­гии, антропологии. Такой подход имеет свои преимущества. Во-первых, снимается вопрос о том, реальны или нереальны пара­нормальные явления. Во-вторых, он позволяет рассматривать ве­рящих и неверящих в сверхъестественное как равноправные груп­пы социальной структуры. В-третьих, от бесплодного спора о су­ществовании или отсутствии потустороннего мира он дает воз­можность перейти к плодотворному изучению паранормального как психосоциального явления."1

В ходе проведения настоящего исследования автор исполь­зовал также отечественные и зарубежные периодические издания, в которых печатаются материалы эзотерического характера. Это, в частности, такие журналы как "Восхождение", "Орион", "Путь к себе", "Элементы", "Социум", "Милый Ангел", "Наука и рели-

1 Кутти Р., Потапов В. "Запретное знание: парадокс сверхестест-венного". // Гармония. 1991, № 2. С. 46-48.


 




Глава 1


Философско-методологические основы исследования эзотеризма


 


гия", "Свет", "Ч и П", "Esotera", "Esoterikjournal WASSER-MANN", "Magazin fer neues Bewusstsein 2000", "Wege & Visionen", "Network", "New Dimensions", "Wege Magazin", "Das Ziel — im Jetzt", "Aura — Z" и др.

В работе над монографией автор использовал также литера­туру, связанную с общим обзором религиозных систем, в частно­сти работы Е. Ахелиса, А. Ельчаникова, К. Каутского, А. Мензи-са, Е. Прайса, О. Пфлейдерера, Э. Ренана, Хрисанфа и др.1 Ни в учебниках по социальной философии, ни в справочной, ни в на­учно-исследовательской литературе не рассматриваются и не раз­рабатываются, за редким исключением2, вопросы связи политиче­ской власти с социальной (в широком смысле) организацией, куда по мнению автора можно отнести соответствующие институты, процессы, структуры и виды деятельности эзотерического харак­тера. Однако как показывают исторические примеры, именно деятельность эзотерических объединений иногда становится глав­ной движущей силой и диспетчером международных и внутрен­них акций, силовой политики. Попытки проанализировать такого рода факторы, в частности, роль тайных обществ в социальных и политических процессах, тайную логику истории предприняты ре­дактором журнала "Элементы" А. Дугиным, решению этой задачи была посвящена его книга "Конспирология".

Особо стоит фигура крупного теоретика эзотеризма XX века Рене Генона. Именно он радикально и однозначно заявил о необ­ходимости тотального возврата к духовной Традиции, совершенно утраченной современной цивилизацией Запада. В доктрине Гено­на концентрируется и раскрывается содержание единой эзотери-

1 См.: Ахелис Т. "Очерк сравнительного изучения религий". Изд.
"Библ. самообр." СПб., 1906; Ельчаников А. "История религий". М.,
1901; Каутский К. "Античный мир. Иудейство и христианство". СПб.,
1909; Мензис А. "История религий". СПб., 1899; Прайс Е. "История ре­
лигий. Краткий очерк религиозных вероисповеданий". СПб., 1904;
Пфлейдерер О. "О религии и религиях. Религия и наука". СПб.: Проме­
тей, 1909; Ренан Э. "Очерки по истории религий", СПб., 1907; А-т Хри-
санф "Религии древнего мира в их отношении к христианству. Историч.
Исследование". В 3-х тт. СПб., 1873-1879.

2 См., напр.: Филиппов Г.Г. "Социальная организация и полити­
ческая власть". — М.: Мысль, 1985.


ческой Традиции. Р. Генон явился родоначальником одного из современных видов эзотеризма, который анализируется в главе II.

В наши дни имеет место влиятельная тенденция, которую И. Касавин назвал философией оккультизма1. Это такие исследо­вания, которые осуществляются в рамках философии и показы­вают значение ненаучных форм знания и сознания в деятельности и в жизни современного человека и которые пытаются доказать, что они ничем не хуже научных форм освоения действительности. В рамках этого течения получают развитие такие концепции как онаучивание мистики или мистизация науки, т.е. с одной сторо­ны, интерпретация науки по образцу оккультных форм деятельно­сти, а с другой — рациональная интерпретация ненаучных форм познания мира. Составленный и отредактированный им сборник представляет позиции ряда авторов — Н.С. Автономовой, Е.К. Быстрицкого, Ф. Грязнова, АЛ. Никифорова, В.Н. Поруса, Б.И. Пружинина, В.Л. Рабиновича, В.П. Филатова, В.Г. Федотова, А.А. Яковлева и др., которые затрагивают, в частности, и пробле­мы эзотеризма как культурно-исторического феномена.

Предметом исследования одних авторов были вопросы клас­сификации, определения сущности отдельных явлений эзотериче­ского характера, других интересовали отдельные исторические пе­риоды в развитии эзотеризма, третьи же свое внимание сосредо­точивали преимущественно на изучении социально-политических факторов, порождающих интерес к эзотерике. Концентрация внимания на строго очерченном круге вопросов способствовала более глубокому проникновению и подробному описанию из­бранного предмета исследования. Однако на этом пути неизбеж­ны и потери. История эзотерических учений и течений лишается своей объемности, целостности, затруднен сравнительный анализ в контексте культурно-исторического процесса.

Эзотерические явления в глазах сторонников их реальности, в отличие от истинных суеверий, имеют некую основу, которая, по их мнению, может быть обнаружена, исследована, описана и сведена в систему последовательных взглядов, т.е. в какое-то по­добие науки. Например, в книге О. Мороза "От имени науки" подробно разбираются все известные области сегодняшнего "нео-

1 См.: "Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного зна­ния". / Отв. ред. И.Т. Касавин. — М.: Политиздат, 1990.


 




Глава I


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...