Философско-методологические основы исследования эзотеризма
бычного". Следует сказать, содержание книги не соответствует подзаголовку "О суевериях XX века", потому что речь, во-первых, идет вовсе не о суевериях; во-вторых, все описанные феномены излагаются вовсе не от имени науки, а, наоборот, в противовес науке, от которой почитатели чудес требуют их добровольного признания под страхом обвинения в обскурантизме. Аналогичные попытки системного описания аномальных явлений предприняты Ю.А. Фоминым, А. Мартыновым и др.1 Многообразие видов и типов эзотеризма нередко ставит исследователя в тупик. Возникает идея ограничиться простым описанием различных эзотерических концепций, если уж нельзя найти общее, присущее всем им, и расположить по определенному принципу. Неявно при этом принимается плюралистическая установка, уравнивающая разные формы знания. В плане познавательной культуры такой подход, видимо, плодотворен, однако для выработки новых аналитических средств он подходит слабо. В качестве источника формулирования авторской концепции эзотеризма как культурно-исторического феномена, наряду с научной и публицистической литературой, послужили письменные источники, сами эзотерические тексты прошлого и настоящего, которые относятся к числу неисследованных или малоизученных. В силу этого важным условием всей работы был перевод и интерпретация таких материалов. Многие из текстов, изданные эзотерическими центрами за рубежом, впервые представляются широкому кругу читателей. Теоретическая интерпретация текстов иногда представляла задачу большой сложности, т.к. буквальный перевод иногда мало что дает для понимания смысла эзотерического текста. Как правило, многое в эзотерических источниках скрыто, недоговорено или выражено в затемняющей суть дела форме, хотя и достаточно определенно подразумевается. Поэтому особое значение имела методологическая задача артикуляции, структурирования и реконструкции рассматриваемых эзотерических Доктрин, выявляющая действительную реализацию установок, а не того, что лишь декларируется. Таким образом, в данном случае прямые социологические индикаторы часто не срабатывают и необходим как можно более полный учет косвенных факторов.
1 См.: Мартынов А. "Исповедимый путь". — М., 1991; Фомин Ю.А. "Энциклопедия аномальных явлений". — М.: Импульс, 1993. Необходимо сказать о ряде источников, которые трудно отнести к какому-либо жанру. Они носят совершенно необычный характер, выражают персональную философию их авторов и условно могут быть причислены к разряду эзотерических. Так, например, весьма своеобразна книга В.Е. Еремеева "Чертеж антро-покосмоса", в которой восточные учения — даосизм, конфуцианство, буддизм, санкхья, йога и т.д. — исследуются с помощью особой схемы — эннеаграммы и утверждается возможность использования забытых древних знаний в современной науке; парадоксальным образом сопоставляются, казалось бы, вещи совершенно несопоставимые, например, генетика и традиционные теории музыки, древнекитайская медицина и современная космология. Сталкивая между собой теории и учения различных времен и народов, автор пытается найти новые пути их понимания и, в конечном счете, новые принципы познания бытия. К числу такого рода книг можно отнести работу Бока-ня Ю.И. "Витасофия" (М.: Витасофский фонд, 1991). В этой книге раскрываются возможности личного пути к гуманитарно-сти, достижению гармонии внутреннего и внешнего, основы нового миропонимания, основанного на экологии личности, культивировании царства разума, элиты свободомыслящих.
Книга одного из известных экстрасенсов Владимира Сафонова "Несусветная реальность" рассказывает о путях овладения психоэнергетикой, загадочных феноменах человеческой психики, научных подходах к анализу "сверхъестественных" способностей людей. Большой интерес у читателей самого широкого круга вызвала книга Лазарева С.Н. "Диагностика кармы. Система полевой саморегуляции". По сути дела это изложение субъективной компилятивной концепции постижения законов духовного мира, который управляет миром материальным, анализ возможностей вхождения в мир биоэнергетики. Главная цель этой публикации, по утверждению ее автора — расширение понимания окружающего мира, раскрытие и изучение механизмов, которые им управляют, изложение правил вхождения в биоэнергетику. Стремясь предупредить человечество об опасности более серьезной, чем ядерная — опасности распада духа, автор формулирует целый свод правил поведения. Он считает, что все основные заповеди мировых религий — это зашифрованная концепция строения мира и
Глава I Философско-методологические основы исследования эзотеризма
правил нашего взаимоотношения с ним. Сейчас нам дана возможность расширить свои представления о мире, понять то, что раньше было известно только Великим посвященным. Широкую известность получил "Учебник живой духовности" под ред. Ж.-И. Гавэра — президента Центра Духовного, нравственного и физического возрождения "Юнивер" — общественной организации, которая популяризирует эзотерические знания наших предков в виде науки, названной "Искусство стать и быть человеком". В этой книге ведется разговор о сути понятия "духовность", истоках и путях древних знаний, закодированных в различных знаковых системах, скрытом смысле народных сказок, легенд и сказаний, ключ к которым лежит в понимании языка тайных знаков через их осмысление. Структура Перекрестия Жизни, используемая в учебнике, предназначена для помощи читателю в практическом воплощении полученных знаний в жизни, гармонизируя и упорядочивая их. Это попытка соединить философию, религию, науку и искусство в едином первоисточнике —-духовности.
Имеется целый ряд работ такого рода. Большое количество исследований посвящено масонству1. Это эзотерическое движение, изначально предполагающее тайну — не только тайну организации, но и неизреченную тайну первоначальных оснований. Масонство устами своих видных представителей стремится представить самое себя прежде всего как сообщество, спаянное узами морального и мировоззренческого единства. Мы рассмотрим его сущность во второй главе. Интересна попытка проникнуть в глубины ментальности масонства молодого итальянского ученого М. Морамарко2. Автор дает философскую и символическую интерпретацию основных идей "вольных каменщиков". Книга раскрывает духовный смысл масонства, его миросозерцание, переосмыслившее тысячелетние культурные традиции разных религий и эзотерических учений. Замысел Морамарко — через "внешнюю" историю движения показать эзотерическое содержание масонства, его многовековое развитие как особого историко-культурного типа, — в значительной степени удался. Среди работ, посвященных анализу феномена эзотеризма, важное место занимают монографические труды, диссертационные исследования, статьи и разработки отечественных и зарубежных ученых в области теории культуры, где с разных точек зрения рассматривались эти вопросы. Существенное значение для выработки авторской концепции имели работы А.Я. Гуревича, Д.Э. Ха-ритоновича, Е.А. Файдыша и др. Ряд исследователей стремится вписать и философскую мысль в более общие рамки всемирно-исторического процесса. Среди них — современный советский индолог В.К. Шохин. Его сравнения Индии и Европы, Индии и Китая являются частью новой стратегии историко-философского исследования, призванной открыть основания единства человеческого мышления. Формируя свое научное кредо, Шохин утверждает, что для сравнения философских традиций на Востоке и на Западе следует принять во внимание не только то, о чем толкуют тексты этих традиций, но и то, как они это делают. Иными словами, структура сравниваемых текстов не менее важна, чем их содержание1.
Таким образом, на основании анализа степени изученности проблемы приходится констатировать, что целостное философское исследование, посвященное эзотеризму в целом, еще не осуществлялось, и это является актуальной научной задачей.
1 См.: Аврех А.Я. "Масоны и революция". — М., 1990; Клизов- 2 См.: Морамарко М. "Масонство в прошлом и настоящем". М., 1990. 1 См. выступление В.К. Шохина на "круглом столе", посвященном проблеме Востока и Запада в истории философии. // Философские науки, 1988. № 7. С. 101.
Глава I Философско-методологические основы исследования эзотеризма
§ 3. Основные принципы социально-философского и культурологического анализа эзотеризма На фоне экономического, политического, социального и прочих кризисов, которые сейчас переживает Россия, редко вспоминают о кризисе теоретическом. А ведь именно им порождены многие наши сегодняшние проблемы. Действительно, без должного теоретического обоснования, вооруженная лишь популистскими лозунгами, наша страна вступила в перестройку и реформы. На митинговом уровне мы пытаемся решать сложнейшие федеративные и национальные вопросы. С подобным же теоретическим багажом выходим подчас и на международную арену. До осмысления же глобальных мировых проблем, в том числе и порожденных новой ситуацией, возникшей после распада Советского Союза и социалистического лагеря в Восточной Европе, дело, увы, вообще не доходит. Между тем они существуют, прямо касаются России, особенно на геополитическом уровне, связаны с деятельностью транснациональных закрытых финансово-политических и идеологических структур. Видимо, в серьезном теоретическом осмыслении нуждаются и проблемы эзотеризма в широком и узком смысле этого слова. В обосновании и формулировании методологии рассмотрения эзотеризма автор исходил из факта, что каждая область науки, в том числе и формирование теории, требует какой-то устойчивой системы отсчета. А. Эддингтон, а К. Поппер впоследствии, сравнивали теорию с сетью, которую мы "забрасываем" в мир. Какой тип объектов попадет в поле исследования, будет зависеть от характера "сетки метода", от размера ее "ячеек", их конфигурации и т.д. Мы считаем, что познание как процесс перехода от незнания к знанию, как поиск и открытие того, что в данный момент отсутствует, носит во многом непредсказуемый, рискованный характер, что истины не гарантирует никакой заранее изобретенный метод. То, что признается как истина сторонниками некоторого подхода, метода, теории, может быть оценено как заблуждение их противниками. Один и тот же факт может подтверждать одну и опровергать другую теорию. Изучение методологических аспектов в научных работах ряда авторов показало, что вариативность под-
ходов и принципов рассмотрения различных философских проблем является чрезвычайно широкой. Создается впечатление, что в области обществоведения до сих пор нет критериев истинности и результативности той или иной методологии: мир оказывается принципиально неопределенным, все зависит от системы установок и точки отсчета, авторской позиции. История научного познания говорит о том, что оно, вырабатывая критерии рациональной деятельности вообще, попыталось распространить присущие лишь ему нормы и стандарты на все, в том числе и самые интимные, сферы бытия и сознания. Но то, что работало в науке, не всегда пошло на пользу культурного процесса в целом. Да и само познание много потеряло, ограничив себя жесткими рамками лишь рациональных процедур. Теория познания, призванная заниматься исследованием многообразных способов духовного освоения мира, ограничила себя сферой науки, в частности, естествознания. Онтология человеческой субъективности как важнейшая сторона бытия, всесторонне разрабатываемая различными эзотерическими доктринами, долгое время выпадала из сферы внимания наших философов. В соответствии с целями и задачами, которые реализуются в настоящем исследовании, автором в качестве основного избран историко-философский метод исследования источников и литературы и конкретно-методологический подход при рассмотрении эзотерических взглядов. Для более точной их экспликации использовался контент-анализ литературы, периодики, программ различных эзотерических движений и т.д. Реализация принципа историзма предполагает целостный, всесторонний, глубокий и систематический анализ истории формирования и развития феномена эзотеризма во всем ее объеме и содержании с целью выявления логики развития этой существенной формы духовной культуры. Необходимым является целостное рассмотрение всего хода развития феномена от его зарождения в древних культурах вплоть до самых новейших современных форм. Общеметодологической основой исследования выступает система методологических установок, выражающая сущность и содержание диалектического метода, общей теории систем, синергетики, инвариантного моделирования и когаитологии в применении их к предмету исследования. Особое место отводится принципам материалистической гносеологии и системного подхо- Глава I
Философско-методологические основы исследования эзотеризма
да как совокупности взаимосвязанных методов различных уровней познания: философских, общенаучных и конкретно-научных. Также применялись специальные методики и техника исследования, которые будут раскрыты несколько ниже. А.С. Надточаев высказывает ряд ценных соображений, которые можно использовать при анализе феномена эзотеризма. В частности, он отмечает, что в отличие от науки, направленной на познание не субъекта, а противостоящей ему, внешней, объективной реальности, философия (и большинство эзотерических доктрин) направлены прежде всего на субъект, человека. В качестве философской используется методология диалектической теории познания, как системы принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности исследователя, выполняющая интегративную, мировоззренческую, нормативно-аксиологическую и критико-конструктивную функции с учетом генезиса и истории развития философского знания. Согласно Э. Гуссерлю, философия как "строгая наука" возможна только как исследование области феноменов (фундаментального слоя сознания), в терминах и на основе которых формируются в конечном счете не только все специально-научные концепции и построения, но и целый ряд особых, частных философских дисциплин. Назначение философского метода заключается в ответе на вопрос: как эффективней познавать мир и преобразовывать его? Поэтому у каждого философского метода есть свои основания, которые выражают его онтологическую, гносеологическую, мировоззренческую, логическую, психологическую и прикладную сущность. Реализуются эти основания через функции метода познания, придавая ему соответствующие черты и специфику. Если подойти с этих позиций к трактовке современного философского метода познания, то для нашего исследования наибольшее значение имели следующие исходные, основополагающие принципы: 1) культурологический принцип, означающий связь философского метода со всей культурой своей эпохи, в отличие от частных методов, относящихся лишь к той или иной области познания; 2) принцип оптимальности, который указывает на конструктивный преобразующий характер современного познания;
3) принцип объективности, выражающий сущность основных положений материалистической диалектики; 4) принцип комплексности, ориентирующий на учет всех факторов при познании, на сочетание всех форм и способов решения той или иной проблемы. Ряд авторов1 включают в структуру философского метода помимо названных принципов другие: кооперативности, системности, нелинейности, вычислимости, конструктивности, принцип оценки, личностный принцип и др. Данные принципы связаны между собой, а также с исходными принципами диалектико-материалистического метода. Как общенаучную методологию мы старались в нашем исследовании реализовать комплексный подход, вытекающий из общей теории систем, активно разрабатываемой современной наукой2. Он надежно зарекомендовал себя во всех науках, когда исследователи обращаются к синтезу различных знаний об объекте. По своему месту в иерархии уровней познания комплексный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией специальных наук. Этот подход автор тесно увязывает с принципами историко-философского подхода к пониманию природы эзотерических явлений. Используются также такие методы, имеющие общенаучный характер, как сравнение, анализ и синтез, идеализация, обобщение, дедукция и индукция, восхождение от абстрактного к конкретному. Эзотеризм как сложный феномен многослоен, и его различные уровни, этажи неоднозначно воздействуют на социально-политические, геополитические, духовные тенденции. Важнейшим методологическим аспектом его анализа является определение сущностных характеристик феномена эзотеризма. Для этого автором активно использовалось структурно-логическое моделирование. Именно с его помощью выделялись в разнообразии несводимых друг к другу форм и видов эзотерической деятельности их всеобщие схемы и механизмы (хотя это может быть и звучит несколько некорректно) функционирования. Данный инструмен- 1 См.: Уваров А.И. "Философский метод в контексте информати 2 См.: Урманцев Ю. "Эволюционика". Пущино, 1988.
Глава I Философско-методологические основы исследования эзотеризма
тарий позволил выйти на уровень познания сущности исследуемого феномена. Применение разнообразных методологических систем позволило также прояснить дилемму познания ненаучных феноменов научными средствами. Это противоречие разрешалось путем обнаружения взаимосвязей в предметных областях, фиксируя наличие системы, ее отсутствие или же различные стадии ее становления. Учитывался методологический опыт западных исследователей, существующий в виде мощной философской традиции, в частности в работах М. Вебера, М. Хайдеггера, X. Гадамера и др. М. Вебер, разработавший концепцию рациональности, оказавшую далеко идущее воздействие на всю западную социально-философскую мысль XX века, в частности, утверждал идею о "расколдовывании" этого мира, лишении его покрова "тайны", делал вывод о возрастании роли науки как новой содержательной предпосылки, задающей направление рационализации в радикально "расколдованном" мире. М. Хайдеггер в своих поздних работах1 много внимания уделял анализу языка как "дома бытия", истинного средоточия культуры, разрабатывал идеи "спекулятивной филологии". Ряд его выводов имеют важное значение в работе с категориальным аппаратом эзотеризма. Акт перехода к новому знанию об эзотеризме — это акт гносеокультурный, ибо вводимые понятия требуют, как минимум, гносеологической согласованности словарей — нового и прежнего. Можно выделить 4 типа экстраполяции: модельный, структурный (формально-логический), помологический и фактуалъный. Возможности номологической и фактуальной экстраполяции достаточно ограничены в связи с необходимостью изменения смысла понятий. Культурологический аспект процедуры предполагает сохранение категориальной части смысла терминов при номологи-ческом типе переноса знаний и существование теоретически нейтрального языка наблюдений при фактуальном типе экстраполяции. Подход к вопросам экстраполяции эзотерических знаний в аспекте их социально-культурной обусловленности усматривает зависимость процессов познания от иных компонентов культуры в вовлечении философского и мировоззренческого содержания в категориальный смысл терминов научных теорий. Рассмотрение эзотеризма в качестве нового типа системного объекта культуры требует и новых норм объяснения, обоснования и организации знаний. Следовательно, для перехода к новому знанию, для его восприятия необходимо введение новой культурологической модели эзотеризма, основания которой изложены нами в третьей главе. Один из ведущих теоретиков философской герменевтики X. Гадамер проводил серьезную работу по философскому истолкованию определенных историко-философских текстов и накопил в этом вопросе значительный опыт, который был нами также использован. Важное место в методологии настоящего исследования занимают подходы, вытекающие из компаративной философии1. Ряд специалистов в области индийской и китайской философии с успехом применяют данную методологию для проблемного сравнительного анализа различных философских традиций. Много материалов по ее методике и проблемам публикуется на страницах важнейшего печатного органа философской компаративистики "Philosophy East and West". В числе других методологических средств, нами применялись следующие подходы компаративной философии: 1. Сравнения, в основе которых лежит идея единства мирового историко-философского процесса в различных цивилизациях. Отсюда любые тематические и концептуальные параллели в эзотерических системах разных цивилизаций трактуются как частные проявления общих исторических закономерностей развития эзотерического мышления и практики. 2. Вторая группа объединяет сравнения, нацеленные на более глубокое понимание отдельно взятой системы или традиции; все же, что сравнивается с ней — другие эзотерические системы или традиции — выступает в качестве непроблематизируемого контрастного фона, подчеркивающего ее уникальность и своеобразие. Другими словами, иные традиции берутся как нечто "известное", с помощью которого исследуется "неизвестное".
См.: Хайдеггер М. "Введение в метафизику". М., 1953. См.: Лысенко В.Г. "Компаративная философия в России". // Вопросы философии. 1992. № 9.
Глава I
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|