Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философско-методологические основы исследования эзотеризма





 


бычного". Следует сказать, содержание книги не соответствует подзаголовку "О суевериях XX века", потому что речь, во-первых, идет вовсе не о суевериях; во-вторых, все описанные феномены излагаются вовсе не от имени науки, а, наоборот, в противовес науке, от которой почитатели чудес требуют их добровольного признания под страхом обвинения в обскурантизме. Аналогичные попытки системного описания аномальных явлений предприняты Ю.А. Фоминым, А. Мартыновым и др.1

Многообразие видов и типов эзотеризма нередко ставит ис­следователя в тупик. Возникает идея ограничиться простым опи­санием различных эзотерических концепций, если уж нельзя най­ти общее, присущее всем им, и расположить по определенному принципу. Неявно при этом принимается плюралистическая уста­новка, уравнивающая разные формы знания. В плане познава­тельной культуры такой подход, видимо, плодотворен, однако для выработки новых аналитических средств он подходит слабо.

В качестве источника формулирования авторской концеп­ции эзотеризма как культурно-исторического феномена, наряду с научной и публицистической литературой, послужили письмен­ные источники, сами эзотерические тексты прошлого и настояще­го, которые относятся к числу неисследованных или малоизучен­ных. В силу этого важным условием всей работы был перевод и интерпретация таких материалов. Многие из текстов, изданные эзотерическими центрами за рубежом, впервые представляются широкому кругу читателей. Теоретическая интерпретация текстов иногда представляла задачу большой сложности, т.к. буквальный перевод иногда мало что дает для понимания смысла эзотериче­ского текста. Как правило, многое в эзотерических источниках скрыто, недоговорено или выражено в затемняющей суть дела форме, хотя и достаточно определенно подразумевается. Поэтому особое значение имела методологическая задача артикуляции, структурирования и реконструкции рассматриваемых эзотериче­ских Доктрин, выявляющая действительную реализацию устано­вок, а не того, что лишь декларируется. Таким образом, в данном случае прямые социологические индикаторы часто не срабатыва­ют и необходим как можно более полный учет косвенных факторов.

1 См.: Мартынов А. "Исповедимый путь". — М., 1991; Фо­мин Ю.А. "Энциклопедия аномальных явлений". — М.: Импульс, 1993.


Необходимо сказать о ряде источников, которые трудно от­нести к какому-либо жанру. Они носят совершенно необычный характер, выражают персональную философию их авторов и ус­ловно могут быть причислены к разряду эзотерических. Так, на­пример, весьма своеобразна книга В.Е. Еремеева "Чертеж антро-покосмоса", в которой восточные учения — даосизм, конфуциан­ство, буддизм, санкхья, йога и т.д. — исследуются с помощью особой схемы — эннеаграммы и утверждается возможность ис­пользования забытых древних знаний в современной науке; пара­доксальным образом сопоставляются, казалось бы, вещи совер­шенно несопоставимые, например, генетика и традиционные тео­рии музыки, древнекитайская медицина и современная космоло­гия. Сталкивая между собой теории и учения различных времен и народов, автор пытается найти новые пути их понимания и, в ко­нечном счете, новые принципы познания бытия.

К числу такого рода книг можно отнести работу Бока-ня Ю.И. "Витасофия" (М.: Витасофский фонд, 1991). В этой книге раскрываются возможности личного пути к гуманитарно-сти, достижению гармонии внутреннего и внешнего, основы но­вого миропонимания, основанного на экологии личности, культи­вировании царства разума, элиты свободомыслящих.

Книга одного из известных экстрасенсов Владимира Сафо­нова "Несусветная реальность" рассказывает о путях овладения психоэнергетикой, загадочных феноменах человеческой психики, научных подходах к анализу "сверхъестественных" способностей людей.

Большой интерес у читателей самого широкого круга вызва­ла книга Лазарева С.Н. "Диагностика кармы. Система полевой саморегуляции". По сути дела это изложение субъективной ком­пилятивной концепции постижения законов духовного мира, ко­торый управляет миром материальным, анализ возможностей вхождения в мир биоэнергетики. Главная цель этой публикации, по утверждению ее автора — расширение понимания окружающе­го мира, раскрытие и изучение механизмов, которые им управля­ют, изложение правил вхождения в биоэнергетику. Стремясь пре­дупредить человечество об опасности более серьезной, чем ядер­ная — опасности распада духа, автор формулирует целый свод правил поведения. Он считает, что все основные заповеди миро­вых религий — это зашифрованная концепция строения мира и


 




Глава I


Философско-методологические основы исследования эзотеризма


 


правил нашего взаимоотношения с ним. Сейчас нам дана воз­можность расширить свои представления о мире, понять то, что раньше было известно только Великим посвященным.

Широкую известность получил "Учебник живой духовно­сти" под ред. Ж.-И. Гавэра — президента Центра Духовного, нравственного и физического возрождения "Юнивер" — общест­венной организации, которая популяризирует эзотерические зна­ния наших предков в виде науки, названной "Искусство стать и быть человеком". В этой книге ведется разговор о сути понятия "духовность", истоках и путях древних знаний, закодированных в различных знаковых системах, скрытом смысле народных сказок, легенд и сказаний, ключ к которым лежит в понимании языка тайных знаков через их осмысление. Структура Перекрестия Жизни, используемая в учебнике, предназначена для помощи чи­тателю в практическом воплощении полученных знаний в жизни, гармонизируя и упорядочивая их. Это попытка соединить фило­софию, религию, науку и искусство в едином первоисточнике —-духовности.

Имеется целый ряд работ такого рода. Большое количество исследований посвящено масонству1. Это эзотерическое движе­ние, изначально предполагающее тайну — не только тайну орга­низации, но и неизреченную тайну первоначальных оснований. Масонство устами своих видных представителей стремится пред­ставить самое себя прежде всего как сообщество, спаянное узами морального и мировоззренческого единства. Мы рассмотрим его сущность во второй главе.

Интересна попытка проникнуть в глубины ментальности масонства молодого итальянского ученого М. Морамарко2. Автор дает философскую и символическую интерпретацию основных идей "вольных каменщиков". Книга раскрывает духовный смысл масонства, его миросозерцание, переосмыслившее тысячелетние


культурные традиции разных религий и эзотерических учений. Замысел Морамарко — через "внешнюю" историю движения по­казать эзотерическое содержание масонства, его многовековое развитие как особого историко-культурного типа, — в значитель­ной степени удался.

Среди работ, посвященных анализу феномена эзотеризма, важное место занимают монографические труды, диссертацион­ные исследования, статьи и разработки отечественных и зарубеж­ных ученых в области теории культуры, где с разных точек зрения рассматривались эти вопросы. Существенное значение для выра­ботки авторской концепции имели работы А.Я. Гуревича, Д.Э. Ха-ритоновича, Е.А. Файдыша и др.

Ряд исследователей стремится вписать и философскую мысль в более общие рамки всемирно-исторического процесса. Среди них — современный советский индолог В.К. Шохин. Его сравнения Индии и Европы, Индии и Китая являются частью но­вой стратегии историко-философского исследования, призванной открыть основания единства человеческого мышления. Формируя свое научное кредо, Шохин утверждает, что для сравнения фило­софских традиций на Востоке и на Западе следует принять во внимание не только то, о чем толкуют тексты этих традиций, но и то, как они это делают. Иными словами, структура сравниваемых текстов не менее важна, чем их содержание1.

Таким образом, на основании анализа степени изученности проблемы приходится констатировать, что целостное философ­ское исследование, посвященное эзотеризму в целом, еще не осуществлялось, и это является актуальной научной задачей.


 


1 См.: Аврех А.Я. "Масоны и революция". — М., 1990; Клизов-
ский А. "Правда о масонстве". — Рига.: Виеда, 1990; Иванов В.Ф. "Пра­
вославный мир и масонство". — М.: Трим, 1993; "Сталин и масонство.
(Под ред. П. Шверта)". М.: 1994; "Масонство в его прошлом и настоя­
щем". (Под ред. СП. Мельгунова и Н.П. Сидорова). — В 2-х тт. М.:
ИКПА, 1991 и др.

2 См.: Морамарко М. "Масонство в прошлом и настоящем". М., 1990.


1 См. выступление В.К. Шохина на "круглом столе", посвященном проблеме Востока и Запада в истории философии. // Философские нау­ки, 1988. № 7. С. 101.


 




Глава I


Философско-методологические основы исследования эзотеризма


 


§ 3. Основные принципы социально-философского и культурологического анализа эзотеризма

На фоне экономического, политического, социального и прочих кризисов, которые сейчас переживает Россия, редко вспо­минают о кризисе теоретическом. А ведь именно им порождены многие наши сегодняшние проблемы. Действительно, без должно­го теоретического обоснования, вооруженная лишь популистски­ми лозунгами, наша страна вступила в перестройку и реформы. На митинговом уровне мы пытаемся решать сложнейшие федера­тивные и национальные вопросы. С подобным же теоретическим багажом выходим подчас и на международную арену. До осмыс­ления же глобальных мировых проблем, в том числе и порожден­ных новой ситуацией, возникшей после распада Советского Сою­за и социалистического лагеря в Восточной Европе, дело, увы, вообще не доходит. Между тем они существуют, прямо касаются России, особенно на геополитическом уровне, связаны с деятель­ностью транснациональных закрытых финансово-политических и идеологических структур. Видимо, в серьезном теоретическом ос­мыслении нуждаются и проблемы эзотеризма в широком и узком смысле этого слова.

В обосновании и формулировании методологии рассмотре­ния эзотеризма автор исходил из факта, что каждая область нау­ки, в том числе и формирование теории, требует какой-то устой­чивой системы отсчета.

А. Эддингтон, а К. Поппер впоследствии, сравнивали

теорию с сетью, которую мы "забрасываем" в мир. Какой тип объектов попадет в поле исследования, будет зависеть от характе­ра "сетки метода", от размера ее "ячеек", их конфигурации и т.д.

Мы считаем, что познание как процесс перехода от незна­ния к знанию, как поиск и открытие того, что в данный момент отсутствует, носит во многом непредсказуемый, рискованный ха­рактер, что истины не гарантирует никакой заранее изобретенный метод. То, что признается как истина сторонниками некоторого подхода, метода, теории, может быть оценено как заблуждение их противниками. Один и тот же факт может подтверждать одну и опровергать другую теорию. Изучение методологических аспектов в научных работах ряда авторов показало, что вариативность под-


ходов и принципов рассмотрения различных философских про­блем является чрезвычайно широкой. Создается впечатление, что в области обществоведения до сих пор нет критериев истинности и результативности той или иной методологии: мир оказывается принципиально неопределенным, все зависит от системы устано­вок и точки отсчета, авторской позиции.

История научного познания говорит о том, что оно, выраба­тывая критерии рациональной деятельности вообще, попыталось распространить присущие лишь ему нормы и стандарты на все, в том числе и самые интимные, сферы бытия и сознания. Но то, что работало в науке, не всегда пошло на пользу культурного процесса в целом. Да и само познание много потеряло, ограничив себя жесткими рамками лишь рациональных процедур. Теория познания, призванная заниматься исследованием многообразных способов духовного освоения мира, ограничила себя сферой нау­ки, в частности, естествознания. Онтология человеческой субъек­тивности как важнейшая сторона бытия, всесторонне разрабаты­ваемая различными эзотерическими доктринами, долгое время выпадала из сферы внимания наших философов.

В соответствии с целями и задачами, которые реализуются в настоящем исследовании, автором в качестве основного избран историко-философский метод исследования источников и литера­туры и конкретно-методологический подход при рассмотрении эзотерических взглядов. Для более точной их экспликации ис­пользовался контент-анализ литературы, периодики, программ различных эзотерических движений и т.д.

Реализация принципа историзма предполагает целостный, всесторонний, глубокий и систематический анализ истории фор­мирования и развития феномена эзотеризма во всем ее объеме и содержании с целью выявления логики развития этой существен­ной формы духовной культуры. Необходимым является целостное рассмотрение всего хода развития феномена от его зарождения в древних культурах вплоть до самых новейших современных форм.

Общеметодологической основой исследования выступает система методологических установок, выражающая сущность и содержание диалектического метода, общей теории систем, си­нергетики, инвариантного моделирования и когаитологии в при­менении их к предмету исследования. Особое место отводится принципам материалистической гносеологии и системного подхо-



Глава I


 


Философско-методологические основы исследования эзотеризма


 


да как совокупности взаимосвязанных методов различных уров­ней познания: философских, общенаучных и конкретно-научных. Также применялись специальные методики и техника исследова­ния, которые будут раскрыты несколько ниже.

А.С. Надточаев высказывает ряд ценных соображений, ко­торые можно использовать при анализе феномена эзотеризма. В частности, он отмечает, что в отличие от науки, направленной на познание не субъекта, а противостоящей ему, внешней, объек­тивной реальности, философия (и большинство эзотерических доктрин) направлены прежде всего на субъект, человека.

В качестве философской используется методология диалек­тической теории познания, как системы принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятель­ности исследователя, выполняющая интегративную, мировоззрен­ческую, нормативно-аксиологическую и критико-конструктивную функции с учетом генезиса и истории развития философского знания. Согласно Э. Гуссерлю, философия как "строгая наука" возможна только как исследование области феноменов (фунда­ментального слоя сознания), в терминах и на основе которых формируются в конечном счете не только все специально-науч­ные концепции и построения, но и целый ряд особых, частных философских дисциплин.

Назначение философского метода заключается в ответе на вопрос: как эффективней познавать мир и преобразовывать его? Поэтому у каждого философского метода есть свои основания, которые выражают его онтологическую, гносеологическую, миро­воззренческую, логическую, психологическую и прикладную сущ­ность. Реализуются эти основания через функции метода позна­ния, придавая ему соответствующие черты и специфику. Если по­дойти с этих позиций к трактовке современного философского метода познания, то для нашего исследования наибольшее значе­ние имели следующие исходные, основополагающие принципы:

1) культурологический принцип, означающий связь фило­софского метода со всей культурой своей эпохи, в отли­чие от частных методов, относящихся лишь к той или иной области познания;

2) принцип оптимальности, который указывает на конст­руктивный преобразующий характер современного по­знания;


 

3) принцип объективности, выражающий сущность основ­ных положений материалистической диалектики;

4) принцип комплексности, ориентирующий на учет всех факторов при познании, на сочетание всех форм и спо­собов решения той или иной проблемы.

Ряд авторов1 включают в структуру философского метода помимо названных принципов другие: кооперативности, систем­ности, нелинейности, вычислимости, конструктивности, принцип оценки, личностный принцип и др. Данные принципы связаны между собой, а также с исходными принципами диалектико-материалистического метода.

Как общенаучную методологию мы старались в нашем иссле­довании реализовать комплексный подход, вытекающий из общей теории систем, активно разрабатываемой современной наукой2. Он надежно зарекомендовал себя во всех науках, когда исследова­тели обращаются к синтезу различных знаний об объекте. По сво­ему месту в иерархии уровней познания комплексный подход вы­ступает как связующее звено между философской методологией и методологией специальных наук. Этот подход автор тесно увязы­вает с принципами историко-философского подхода к пониманию природы эзотерических явлений. Используются также такие мето­ды, имеющие общенаучный характер, как сравнение, анализ и синтез, идеализация, обобщение, дедукция и индукция, восхож­дение от абстрактного к конкретному.

Эзотеризм как сложный феномен многослоен, и его различ­ные уровни, этажи неоднозначно воздействуют на социально-политические, геополитические, духовные тенденции. Важней­шим методологическим аспектом его анализа является определе­ние сущностных характеристик феномена эзотеризма. Для этого автором активно использовалось структурно-логическое модели­рование. Именно с его помощью выделялись в разнообразии не­сводимых друг к другу форм и видов эзотерической деятельности их всеобщие схемы и механизмы (хотя это может быть и звучит несколько некорректно) функционирования. Данный инструмен-

1 См.: Уваров А.И. "Философский метод в контексте информати­
ки". // X Всесоюзная конференция по логике, методологии и философии
науки. Минск, 1990. С. 126-127.

2 См.: Урманцев Ю. "Эволюционика". Пущино, 1988.


 




Глава I


Философско-методологические основы исследования эзотеризма


 


тарий позволил выйти на уровень познания сущности исследуемо­го феномена.

Применение разнообразных методологических систем по­зволило также прояснить дилемму познания ненаучных феноме­нов научными средствами. Это противоречие разрешалось путем обнаружения взаимосвязей в предметных областях, фиксируя на­личие системы, ее отсутствие или же различные стадии ее станов­ления. Учитывался методологический опыт западных исследовате­лей, существующий в виде мощной философской традиции, в ча­стности в работах М. Вебера, М. Хайдеггера, X. Гадамера и др.

М. Вебер, разработавший концепцию рациональности, ока­завшую далеко идущее воздействие на всю западную социально-философскую мысль XX века, в частности, утверждал идею о "расколдовывании" этого мира, лишении его покрова "тайны", делал вывод о возрастании роли науки как новой содержательной предпосылки, задающей направление рационализации в ради­кально "расколдованном" мире.

М. Хайдеггер в своих поздних работах1 много внимания уделял анализу языка как "дома бытия", истинного средоточия культуры, разрабатывал идеи "спекулятивной филологии". Ряд его выводов имеют важное значение в работе с категориальным аппа­ратом эзотеризма.

Акт перехода к новому знанию об эзотеризме — это акт гносеокультурный, ибо вводимые понятия требуют, как минимум, гносеологической согласованности словарей — нового и прежне­го. Можно выделить 4 типа экстраполяции: модельный, структур­ный (формально-логический), помологический и фактуалъный. Воз­можности номологической и фактуальной экстраполяции доста­точно ограничены в связи с необходимостью изменения смысла понятий. Культурологический аспект процедуры предполагает со­хранение категориальной части смысла терминов при номологи-ческом типе переноса знаний и существование теоретически ней­трального языка наблюдений при фактуальном типе экстраполяции.

Подход к вопросам экстраполяции эзотерических знаний в аспекте их социально-культурной обусловленности усматривает зависимость процессов познания от иных компонентов культуры в вовлечении философского и мировоззренческого содержания в


категориальный смысл терминов научных теорий. Рассмотрение эзотеризма в качестве нового типа системного объекта культуры требует и новых норм объяснения, обоснования и организации знаний. Следовательно, для перехода к новому знанию, для его восприятия необходимо введение новой культурологической мо­дели эзотеризма, основания которой изложены нами в третьей главе.

Один из ведущих теоретиков философской герменевтики X. Гадамер проводил серьезную работу по философскому истол­кованию определенных историко-философских текстов и накопил в этом вопросе значительный опыт, который был нами также ис­пользован.

Важное место в методологии настоящего исследования за­нимают подходы, вытекающие из компаративной философии1. Ряд специалистов в области индийской и китайской философии с ус­пехом применяют данную методологию для проблемного сравни­тельного анализа различных философских традиций. Много мате­риалов по ее методике и проблемам публикуется на страницах важнейшего печатного органа философской компаративистики "Philosophy East and West".

В числе других методологических средств, нами применя­лись следующие подходы компаративной философии:

1. Сравнения, в основе которых лежит идея единства миро­вого историко-философского процесса в различных ци­вилизациях. Отсюда любые тематические и концептуаль­ные параллели в эзотерических системах разных цивили­заций трактуются как частные проявления общих истори­ческих закономерностей развития эзотерического мыш­ления и практики.

2. Вторая группа объединяет сравнения, нацеленные на бо­лее глубокое понимание отдельно взятой системы или традиции; все же, что сравнивается с ней — другие эзо­терические системы или традиции — выступает в качест­ве непроблематизируемого контрастного фона, подчерки­вающего ее уникальность и своеобразие. Другими слова­ми, иные традиции берутся как нечто "известное", с по­мощью которого исследуется "неизвестное".


 


См.: Хайдеггер М. "Введение в метафизику". М., 1953.


См.: Лысенко В.Г. "Компаративная философия в России". // Во­просы философии. 1992. № 9.


 




Глава I


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...