Философско-методологические основы исследования эзотеризма
3. В третью группу попадают те сравнения, которые никак особо теоретически не мотивированы, а возникают как результат собственной эрудиции исследователя, его интеллектуальных вкусов и даже воображения. Короче говоря, это спонтанные сравнения по ассоциации или, напротив, по контрасту, имеющие чисто иллюстративный характер. Данные подходы позволили выявить в разных эзотерических традициях параллели и различия, которые в свою очередь помогли создать теоретическую модель исследуемого нами феномена. Данная модель или образец может быть обозначена и понятием парадигма, введенным американским ученым Т. Куном. Он указывал на большую роль, которую играют парадигмы в разного рода научных исследованиях. "Нормальная наука состоит в реализации перспективы по мере расширения частично намеченного в рамках парадигмы знания о фактах. Реализация указанной перспективы достигается также благодаря все более широкому сопоставлению этих фактов с предсказаниями на основе парадигмы и благодаря дальнейшей разработке самой парадигмы".1 Т. Кун считал, что обычно бывает только три центральных момента в научном исследовании некоторой области фактов; их невозможно резко отделить друг от друга, а иногда они вообще неразрывны. 1. Класс фактов, которые как об этом свидетельствует парадигма, особенно показательны для вскрытия сути вещей. "Используя эти факты для решения проблем, парадигма порождает тенденцию к их уточнению и к их распознаванию во все более широком круге ситуаций".2 (Например, в астрономии — в определении положения звезд и звездных величин, периодов затмения планет.) 2. Обычный, но более ограниченный класс фактических определений относится к тем фактам, которые часто, хотя и не представляют большого интереса сами по себе, могут непосредственно сопоставляться с предсказаниями пара-дигмальной теории. Существование парадигмы заведомо
1 Кун Т. "Структура научных революций". М., 1977. С. 45. 2 Там же. С. 58. предполагает, что проблема разрешима. 3. Класс экспериментов и наблюдений, эмпирическая работа, которая предпринимается для разработки парадиг-мальной теории в целях разрешения некоторых оставшихся неясностей и улучшения решения проблем, которые ранее были затронуты лишь поверхностно. Этот класс является наиболее важным и описание его требует аналитического подхода. По мнению Т. Куна, эти три класса проблем — установление значительных фактов, сопоставление фактов и теории, разработка теории — исчерпывают поле нормальной науки, как эмпирической, так и теоретической. Современная теория познания сталкивается с проблемой определения достаточных оснований для его типологии. Предметные и методологические измерения знания оказываются недостаточными, так как сами требуют отсылки к тем системам социальных связей и отношений, в которые знание исторически включено, к тому виду деятельности, с которым соотносится данный тип знания. Эзотерическое знание качественно разнородно с научным, так как несет наряду с религией и искусством мощный заряд аутизма, нереального, неадекватного отражения реальности, и соответственно видеть в нем своего рода науку (или не вполне развившуюся науку) — нельзя. Оно вместило в себя противоположные ориентации и образы мышления и оказалось как никакое другое насыщенным непреодолимыми противоречиями. Юрий Мамлеев, один из известных писателей и публицистов, рассматривая "загадку русского патриотизма", указывает на почти мистический характер его (взяв для анализа русскую патриотическую лирику). Он указывает: "...Познание России в целом, во всех ее безднах и глубинах, познание уже не поэтическое, а чисто философское, невозможно на уровне западной философии (она слишком рационалистична и поверхностна для этого) — здесь нужна, я думаю, всепроникающая мощь восточного, в первую очередь индусского метапознания."
В рамках древнего эзотерического знания иногда встречаются эмпирические догадки и положения, которые впоследствии подтверждаются в ходе научного познания. Эту особенность отмечал В.И. Вернадский. "В истории философской мысли мы на- Глава I Философско-методологические основы исследования эзотеризма
ходим уже за много столетий до нашей эры интуиции и построения, которые могут быть связаны с научными эмпирическими выводами, если мы принесем эти дошедшие до нас мысли — интуиции — в область реальных научных фактов нашего времени. Корни их теряются в прошлом. Некоторые из философских исканий Индии много столетий назад — философия упанишад — могут быть так толкуемы, если их перенести в область науки XX столетия."1 В общественное сознание проник большой пласт данных, относящихся к внерационалистической традиции человеческой мысли, уходящей в глубь веков. С другой стороны, успехи физики XX века, особенной квантовой механики и квантовой космологии, привели к новому взгляду на физическую реальность. Происходит сложный процесс пересмотра философско-физических концепций, который, однако, не привел пока к однозначным решениям. Крепнет убеждение в психофизическом характере Универсума — взгляд, созвучный древней восточной мудрости. Задача достижения методологического единства данной работы решалась не только путем создания и использования системы диалектически взаимосвязанных уровней методологии исследования, но и через четкое изложение исходных позиций, с которых рассматривается феномен эзотеризма и пределы его проблемного поля (не забывая о том, что проведенная граница наверняка окажется в каких-то местах условной или произвольной). Не претендуя на окончательное решение фундаментальных проблем теории эзотеризма, автор придерживался следующих методологических установок.
1. Неравноправие различных проявлений сознания, различ 1 Вернадский В.И. "Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление". Кн. 2. М.: Наука, 1977. С. 25. противоположных ориентаций и образов мышления. Когнитивное содержание задается антиномиями теоретического и эмпирического, конструктивности и хаотичности, вневременной значимости и сиюминутной выгоды. 2. Познавательный принцип оценки менее развитых фено В ходе исследовательской работы нами был составлен словарь эзотерических терминов (см. Приложение), позволяющий даже "непосвященному" читателю разобраться в сложной оккульт-но-мистической и герметической терминологии.
3. Эзотерическая культура имеет те же самые структурные Эзотеризм есть факт культуры, а культура есть целое, каждый из элементов которого несет на себе характеристики этого целого и входящих в него элементов. И хотя между такими элементами культуры, как эзотеризм и наука, имеются сходные черты, в то же время необходимо совершенно четко обозначить коренное отличие эзотерического знания, которое всегда дается априори, не нуждается в доказательствах, не подчиняется логике, является зачастую иррациональным. Наука и научное познание характеризуются реалистическим мышлением, стремящихся наиболее адекватно отражать действительность.
Глава I Философско-методологические основы исследования эзотеризма
4. Эзотерическое мышление строится по принципу "сознание само себе голова". Оно не стремится найти общий язык с реальностью, является аутистическим (лат. auto — сам, свой). Психолог и философ С.Л. Рубинштейн дал гносеологическую оценку открытия Е. Блейрера (автора терминов аутизм, шизофрения и др.) следующим образом: "Аутистическое мышление, противопоставляемое реалистическому, подчиняется принципу удовольствия, а не руководствуется принципом познания, функцией отражения действительности"1. Патопсихолог Б.В. Зейгарник выявляет "поклонников" этого мышления: "Наряду с аутизмом шизофреников Блейрер описывает также аутизм во время сновидений, в грезах, наяву у истериков и у здоровых людей, а также в поэзии, мифологии, вообще искусстве"2. Аутизм здоровых людей может выступать как своеобразная "патология" познания (патогносеология). Даже в естественных науках, например, в физике, зачастую в познании возникает принцип удовольствия. Это связано с тем, что не всегда чувственный опыт может подсказать математическую модель исследуемого явления. Физики признаются, что с определенного уровня познания (по глубине) фактически происходит подмена физических методов изучения "реального мира" математическими. Основной путеводной нитью при этом становится принцип красоты теории. Имеется множество примеров, подтверждающих универсальность и эффективность этого принципа3. Не всегда в основании вновь вводимых аксиом лежит чувственный опыт. Фактически зачастую они носят характер откровения. В асимптотическом пределе получаем примордиальную традицию. В свою очередь, мировые религии имеют аналогичную "сферичность". Ступени (градусы) масонства с посвящением в новые истины (аксиомы), принципы — суть отражение того же. Ряд современных ученых — В.Я. Далин, И.В. Никитина, З.И. Файн-
1 Рубинштейн С.Л. "Основы психологии". М., 1935. С. 337. 2 Зейгарник Б.В. "Патология мышления". М., 1969. С. 23. 3 В математике существует тезис Чёрча, согласно которому (нес бург и др.1 придерживаются мнения, что наука — это не равноправный элемент культуры (наряду с религией, философией, искусством, обыденным сознанием, также творящих культуру), наука — это системообразующая часть целого, именуемого культурой (доминанта системы). Остальные ее составляющие, в том числе и эзотеризм — являются субдоминантами. Такой взгляд позволяет более четко определить роль указанных субдоминант в истории развития культуры, когда они выступали в роли доминанты культуры. Смена доминант культуры в историческом аспекте показывает тенденции и перспективы развития эзотеризма, его место в системе культуры. Вовсе не по "прихоти" В.И. Вернадского при вхождении человечества в ноосферу эстафета доминанты культуры переходит к науке. Эзотерическое мышление как никакое другое оказывается насыщенным непреодолимыми противоречиями. Его когнитивное содержание задают антиномии теоретического и эмпирического, конструктивности и хаотичности, вневременной значимости и сиюминутной выгоды. Здесь, однако, необходимо сделать одну оговорку, касающуюся науки в целом. В том виде, в котором она существует сегодня, она все больше изживает себя. Она сама должна как-то измениться, чтобы занять то положение, о котором говорит В.И. Вернадский. Различение разных ведущих доминант в сознании человека См.: Файнбург З.И. "Наука как системообразующий элемент культуры". // Наука и культура. М., 1984. С. 108-126; Далин В.Я., Никитина И.В. "Наука как системообразующая часть целостности — культуры". // Сборник резюме XIX Всемирного философского конгресса. Т. 2. Секция 18.
Глава I
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|