Философско-методологические основы исследования эзотеризма
лярный", "доступный и неспециалисту". Эти понятия употребляются также для обозначения внутренних, существенных (эзотерических) и внешних (экзотерических) связей явлений1. Если учесть этимологию слова, то "эзотерра" (с греч.) — это внутренняя земля, что вытекало из геометрической структуры помещений и дворов различных философских школ. Это было характерным построением для древней Греции. У входа в Академию Платона висела вывеска: "Да не войдет сюда не знающий геометрию". По определению Оксфордского словаря: Esoteric, a (Of philosophical doctrines etc.) meant only for the initiated; (of disciples) initiated; private, confidential. Hence Al a. ~ adv. [f. Gk. Esoterikos] 2 — в термин эзотерика включается более широкий смысл, предполагая посвященность не только в какую-либо тайную доктрину философского и др. характера, но и в определенную дисциплину, предмет. Специфику эзотеризма как явления культуры удачно подметил С. Ржешевский. Характеризуя учение одного из знаменитых эзотериков Г. Гурджиева, он указывает, что к нему нельзя относиться как к науке или к философии. Это не то и не другое. "Это эзотерическое учение. Особенностью же эзотерического мышления является не научная доказательность или основательность теории, а своего рода очевидность и красота построения. Особенное эзотерическое отношение к миру, резкая критика всех ценностей нашей культуры, уверенность в существовании истинного мира и истинных реальностей, в возможности отдельных людей войти в этот истинный мир проводится в эзотерических учениях с полной убежденностью и верой, тем более основательными, что они утверждаются не только на уровне знаний, но и в самой практике жизни последователей того или иного эзотерического учения. Эзотерическое учение и эзотерическое знание не могут существовать без эзотерической практики."3
1 См.: "Философский словарь". М., Политиздат, 1980. С. 420. 2 См.: "The concise OXFORD DICTIONERY of current english". 3 Ржешевский С. "Деспот, факир, учитель". // Путь к себе. 1992, Эзотеризм как мощный пласт определенным образом построенной и организованной культуры имеет емкое содержание. По представлению автора, в понятии эзотеризма необходимо выделять следующие сущностные элементы: формы паранаучного знания, включающие идеи, концепции, доктрины, теории, духовно-идеологические системы; специфические виды деятельности, в том числе психофизические тренировки, медитации, молитвы, методики передачи опыта и знаний ученикам и последователям; определенные организационные структуры — оккультно-мистичес-кие объединения, которые реализуют эти закрытые для широкого круга людей знания на практике. На основе концептуально-теоретического подхода, рассматривая различные модели организации и функционирования эзотерических систем, общие концептуальные схемы уровневого взаимодействия их типов, содержаний и смыслов, мы приходим к выводу, что представление об эзотеризме должно быть именно комплексным и включать вышеуказанные компоненты. Эзотеризм можно рассматривать в узком и Широком смысле. В узком смысле — это религиозно-мистическое иррациональное знание и духовно-идеологическая деятельность на его основе. В широком смысле слова под эзотеризмом понимается сектантство, партийность, посвященность в закрытую для посторонних область знаний, идей, ценностей культуры — то, что обычно обозначают термином "герметизм". Таким образом, можно сформулировать следующее определение эзотеризма.
Эзотеризм — это культурно-исторический феномен, отражающий в виде духовно-идеологической системы тайных параиауч-ных знаний специфическую область общественного сознания, связанную с деятельностью оккультно-мистических и других закрытых объединений. Понятие эзотеризма имеет очень богатое и емкое содержание, определяемое разнообразными концепциями, доктринами и учениями, которые предусматривают передачу древних знаний о наиболее сущностных элементах Бытия будущим поколениям. В то же время надо учитывать, что имеется значительное число тоталитарных полурелигиозных сект и общин, других объединений эзотерического характера, которые маскируют свою по сути деструктивную деятельность в социуме благородными гуманитарными Глава I Философско-методологические основы исследования эзотеризма
идеями и призывами к Истине, Добру и Красоте. Основная сложность здесь заключается именно в том, что по внешним признакам часто невозможно определить истинную суть явлений, тем более что негативное воздействие скрывается. Внешне декларируется лишь положительное. В XIII веке эзотерический комментатор Пятикнижия Зохар по поводу "Книги чисел" написал так: "Для того, чтобы утвердить ложь, ее смешивают с правдой". Выявить истину, когда активно используются манихейские принципы смешения добра и зла, весьма непросто; именно поэтому необходимо вскрытие внутренних структурных элементов и механизмов функционирования феномена. Эзотеризм выступает как форма разрешения противоречия между теоретическим и обыденным сознанием и его носителями. Одна их часть считает, что высшие закрытые знания необходимо постепенно популяризировать, доводить до уровня широкого массового сознания, включать в систему научного знания. Другая же часть представителей считает, что эзотерическое знание должно оставаться знанием для избранных и быть всегда закрытым, герметичным, выступая в роли своеобразного инструмента интеллектуальной элиты любого общества для управления массами, используя для этого духовно-идеологические мифы и клише, построенные на его основе. Данный мифогенерирующий и аутический по своему существу вид деятельности, получая концептуальное системно-логическое оформление в виде концепции, доктрины или учения, требует для своего усвоения и передачи специального обучения и подготовки, являясь общим достоянием закрытого круга членов определенного сообщества. Эзотеризм как особый историко-культурный тип мировосприятия, переосмысливший тысячелетние культурные традиции разных религий и учений, изначально предполагает тайну — не только организации, но и неизреченных первичных оснований Бытия.
Общую историческую картину формирования эзотеризма в общих чертах можно представить в виде слияния двух традиций и систем ценностей — Восточной и Древнеевропейской (Западной). Если учитывать, что идеи как правило персонифицируются, то структурно-логическая схема формирования современных форм эзотеризма могла бы выглядеть следующим образом (см. схему 1). ВОСТОЧНАЯ ТРАДИЦИЯ I Моисея, Христа, Конфуция, Нагарджуны, Л ао-Цзы ________________ J -------------------------------------------------- -V- веданта дзен Дао йога суфизм аюрведа зороастризм индуизм "феномен Рериха" "феномен Гурджиева-Успенского" "феномен Блаватской" системы Пифагора, Платона, Д. Ареопагита ^РЕЛИГИОЗНО-ДУХОВНЫЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ АРИЙСКИХ ^ (русских волхвов, кельтских друидов, нордических народов и религиозные дохристианские системы греческой и римской цивилизаций) Схема 1. Историческая картина формирования эзотеризма В процессе мирового культурно-исторического развития условно называемые нами Восточная и Западная системы ценностей оказывали друг на друга огромное влияние, смешиваясь друг с другом или заимствуя друг у друга различные культурные элементы. Например, северные арийцы, проникнув на юго-восток Глава I
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|