Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философско-методологические основы исследования эзотеризма





 


лярный", "доступный и неспециалисту". Эти понятия употребля­ются также для обозначения внутренних, существенных (эзоте­рических) и внешних (экзотерических) связей явлений1.

Если учесть этимологию слова, то "эзотерра" (с греч.) — это внутренняя земля, что вытекало из геометрической структуры по­мещений и дворов различных философских школ. Это было ха­рактерным построением для древней Греции. У входа в Академию Платона висела вывеска: "Да не войдет сюда не знающий гео­метрию".

По определению Оксфордского словаря: Esoteric, a (Of philo­sophical doctrines etc.) meant only for the initiated; (of disciples) initiated; private, confidential. Hence Al a. ~ adv. [f. Gk. Esoterikos] 2 — в термин эзотерика включается более широкий смысл, предполагая посвя­щенность не только в какую-либо тайную доктрину философского и др. характера, но и в определенную дисциплину, предмет.

Специфику эзотеризма как явления культуры удачно подме­тил С. Ржешевский. Характеризуя учение одного из знаменитых эзотериков Г. Гурджиева, он указывает, что к нему нельзя отно­ситься как к науке или к философии. Это не то и не другое. "Это эзотерическое учение. Особенностью же эзотерического мышле­ния является не научная доказательность или основательность теории, а своего рода очевидность и красота построения. Особен­ное эзотерическое отношение к миру, резкая критика всех ценно­стей нашей культуры, уверенность в существовании истинного мира и истинных реальностей, в возможности отдельных людей войти в этот истинный мир проводится в эзотерических учениях с полной убежденностью и верой, тем более основательными, что они утверждаются не только на уровне знаний, но и в самой практике жизни последователей того или иного эзотерического учения. Эзотерическое учение и эзотерическое знание не могут существовать без эзотерической практики."3

1 См.: "Философский словарь". М., Политиздат, 1980. С. 420.

2 См.: "The concise OXFORD DICTIONERY of current english".
Edited by H.W. Fowler and F.G. Fowler based on The Oxford Dictionery
Fourth edition Revised by E.Mc INTOSH Oxford University Press. Hfnstwowe
Wydawnictwo Naukove, 1956. C. 405.

3 Ржешевский С. "Деспот, факир, учитель". // Путь к себе. 1992,
№ 10. С. 8.


Эзотеризм как мощный пласт определенным образом по­строенной и организованной культуры имеет емкое содержание. По представлению автора, в понятии эзотеризма необходимо вы­делять следующие сущностные элементы: формы паранаучного знания, включающие идеи, концепции, доктрины, теории, духов­но-идеологические системы; специфические виды деятельности, в том числе психофизические тренировки, медитации, молитвы, ме­тодики передачи опыта и знаний ученикам и последователям; оп­ределенные организационные структуры — оккультно-мистичес-кие объединения, которые реализуют эти закрытые для широкого круга людей знания на практике.

На основе концептуально-теоретического подхода, рассмат­ривая различные модели организации и функционирования эзо­терических систем, общие концептуальные схемы уровневого взаимодействия их типов, содержаний и смыслов, мы приходим к выводу, что представление об эзотеризме должно быть именно комплексным и включать вышеуказанные компоненты.

Эзотеризм можно рассматривать в узком и Широком смысле. В узком смысле — это религиозно-мистическое иррациональное знание и духовно-идеологическая деятельность на его основе.

В широком смысле слова под эзотеризмом понимается сек­тантство, партийность, посвященность в закрытую для посторон­них область знаний, идей, ценностей культуры — то, что обычно обозначают термином "герметизм".

Таким образом, можно сформулировать следующее опреде­ление эзотеризма.

Эзотеризм — это культурно-исторический феномен, отра­жающий в виде духовно-идеологической системы тайных параиауч-ных знаний специфическую область общественного сознания, свя­занную с деятельностью оккультно-мистических и других закрытых объединений.

Понятие эзотеризма имеет очень богатое и емкое содержа­ние, определяемое разнообразными концепциями, доктринами и учениями, которые предусматривают передачу древних знаний о наиболее сущностных элементах Бытия будущим поколениям. В то же время надо учитывать, что имеется значительное число то­талитарных полурелигиозных сект и общин, других объединений эзотерического характера, которые маскируют свою по сути дест­руктивную деятельность в социуме благородными гуманитарными



Глава I


Философско-методологические основы исследования эзотеризма


 


идеями и призывами к Истине, Добру и Красоте. Основная слож­ность здесь заключается именно в том, что по внешним призна­кам часто невозможно определить истинную суть явлений, тем более что негативное воздействие скрывается. Внешне деклариру­ется лишь положительное. В XIII веке эзотерический коммента­тор Пятикнижия Зохар по поводу "Книги чисел" написал так: "Для того, чтобы утвердить ложь, ее смешивают с правдой". Вы­явить истину, когда активно используются манихейские принци­пы смешения добра и зла, весьма непросто; именно поэтому не­обходимо вскрытие внутренних структурных элементов и меха­низмов функционирования феномена.

Эзотеризм выступает как форма разрешения противоречия между теоретическим и обыденным сознанием и его носителями. Одна их часть считает, что высшие закрытые знания необходимо постепенно популяризировать, доводить до уровня широкого мас­сового сознания, включать в систему научного знания. Другая же часть представителей считает, что эзотерическое знание должно оставаться знанием для избранных и быть всегда закрытым, гер­метичным, выступая в роли своеобразного инструмента интеллек­туальной элиты любого общества для управления массами, ис­пользуя для этого духовно-идеологические мифы и клише, по­строенные на его основе.

Данный мифогенерирующий и аутический по своему суще­ству вид деятельности, получая концептуальное системно-логическое оформление в виде концепции, доктрины или учения, требует для своего усвоения и передачи специального обучения и подготовки, являясь общим достоянием закрытого круга членов определенного сообщества. Эзотеризм как особый историко-культурный тип мировосприятия, переосмысливший тысячелетние культурные традиции разных религий и учений, изначально пред­полагает тайну — не только организации, но и неизреченных пер­вичных оснований Бытия.

Общую историческую картину формирования эзотеризма в общих чертах можно представить в виде слияния двух традиций и систем ценностей — Восточной и Древнеевропейской (Западной). Если учитывать, что идеи как правило персонифицируются, то структурно-логическая схема формирования современных форм эзотеризма могла бы выглядеть следующим образом (см. схему 1).


ВОСТОЧНАЯ ТРАДИЦИЯ
(Персия, Халдея, Вавилония, Ассирия, Иудея, Древние Индия, Египет и Китай)
| системы Гермеса Трисмегиста, Зороастра, Будды, Рамы и Кришны, I

I Моисея, Христа, Конфуция, Нагарджуны, Л ао-Цзы ________________ J

-------------------------------------------------- -V-

веданта

дзен

Дао

йога

суфизм

аюрведа

зороастризм

индуизм

"феномен Рериха"

"феномен Гурджиева-Успенского"

"феномен Блаватской"

системы Пифагора, Платона, Д. Ареопагита

^РЕЛИГИОЗНО-ДУХОВНЫЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ АРИЙСКИХ ^
I НАРОДОВ ЕВРОПЫ I

(русских волхвов, кельтских друидов, нордических народов и религи­озные дохристианские системы греческой и римской цивилизаций)

Схема 1. Историческая картина формирования эзотеризма

В процессе мирового культурно-исторического развития ус­ловно называемые нами Восточная и Западная системы ценно­стей оказывали друг на друга огромное влияние, смешиваясь друг с другом или заимствуя друг у друга различные культурные эле­менты. Например, северные арийцы, проникнув на юго-восток



Глава I


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...