Философско-методологические основы исследования эзотеризма
Что же касается бывших доминант культуры, то религия, философия, искусство, обыденное сознание, оставив идею захвата чужой, несвойственной им ведущей функции, реализуют немалые свои возможности в сфере своей компетенции. Однако, мы не согласны с некоторыми выводами уважаемых психологов С.Л. Рубинштейна, Б.В. Зейгарника, Е. Блейлера. Очищение познания от переживания удовольствия привело, с одной стороны, к "сухой" науке, которая мало кого интересует, особенно на этапах обучения. С другой — к поиску заменителей познания, дающих человеку "райское наслаждение", в том числе и на почве алкоголя. Мысль (каких бы высот она не достигала), очищенная от чувства переживания — никому не нужная абстракция. Системообразующей роль науки должна быть несомненно, но не в том расщепленном варианте, в котором она существует сегодня. Эзотеризм часто представляется иррациональным, поскольку позволяет соединить несоединимые элементы — но именно в этом соединении настоящее творчество. Его мифологическая структура, техники "трансиндукции", практические сведения о человеческой психологии и физиологии, целительстве, движении планет, биоритмах и т.д. — могут быть методологически исследованы и интерпретированы со стороны более высокой формы отражения — науки.
Эзотеризм разделяет с наукой убеждение в постоянстве и единообразии природных закономерностей, и поэтому он все же противоположен религии, которая прямо обращается к покровительству высших сил. Эзотерические доктрины и учения, системы исходят из способности человека на основе самосовершенствования, мобилизации внутренних сил самому воздействовать на объ- ект и достигать поставленной цели не тогда, когда боги удосужатся помочь, но когда соответствующим образом организована деятельность индивида. Важным методологическим приемом анализа эзотеризма послужил когнитологический подход. Его применение позволило сделать шаг к восстановлению, научному переоткрытию вклада академика В.И. Вернадского в раскрытие понятий "наука" и "научный метод", который в 30-х годах фактически впервые дал их исчерпывающее определение1, до сих пор игнорируемое официальным науковедением. Использование данного методологического подхода позволяет научно интерпретировать уже известные знания, полученные религией, философией, и такими отраслями научных знаний как антропология, психология, психиатрия. Сравнительный анализ существующих типов мышления и мыследеятельности позволяет научному прогнозированию определить вектор дальнейшей эволюции Человечества. Эта эволюция будет осуществляться вовсе не в лоне генных мутаций, а в "мутации" человеческого разума, точнее, в инверсии мышления: от до-понятийно-мифологического к мышлению понятийному, от мифологии, религии, искусства, философии к Науке, от сенсосферы (сферы чувств) к ноосфере (сфере Разума) в понимании В.И. Вернадского. Мышление со времен Аристотеля отождествлялось с логикой. Они были синонимами. Психология мышления доказала, что логика — лишь внешнее оформление мысли (операторы мысли), глубина же мысли — ее операнды, не в ее компетенции. Они стали объектом изучения психологии. Логика позволяет делать вывод лишь о ФОРМЕ мысли, психология же — о сущности СОДЕРЖАНИЯ мысли, мышления.
Еще И.М. Сеченов в "Элементах мысли" показал, что все многообразие мыслей выражается "общей формулой" — в трехчленном предложении (подлежащее, сказуемое, связка). Трехчленная структурная формула по Сеченову воплощает в себе, с одной стороны, эквиваленты пространственно-временной организации образно-предметного материала мысли, воспроизводящего в ней соотносимые объекты (в форме двух операндов), и, с другой 1 Вернадский В. И. "Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление". Кн. 2. М., Наука, 1977.
Глава I Философско-методологические основы исследования эзотеризма
Л.М. Веккер в монографии "Психические процессы. Мышление и интеллект" в развитие этих идей, выявил, что если для адаптации животных характерна координация поведения, то специфичным для поведения человека является постоянная ОБРАТИМОСТЬ (корректировка) в сфере мышления, — как в операндном, так и операторном составах мысли. Уже Сеченовым было сделано заключение о сигнально-регулярном характере психических и, в частности, мыслительных процессов. Веккер же на основе его общей теории сигналов представляет мышление как частный случай общекодовой формы сигнала информации, т.е. форму взаимной упорядоченности сигнала и источника, которая отвечает лишь общим условиям пространственно-временного изоморфизма. Тогда символы-операнды обозначают соответствующие физические величины, а символы-операторы — операции над ними. А это и есть Язык Речи (система сигналов, упорядоченная по отношению к источнику). В таком случае МЫШЛЕНИЕ - это ОБРАТИМЫЙ ПЕРЕВОД (перекодировка) информации с "языка" пространственно-временных отношений на Язык Речи. Под "предметом" понимаются не только материальные, но и субъективные объекты (идеи простые и сложные, мысли, мысли о мысли).
В развитие представлений Сеченова—Веккера в 1982 г. была выдвинута ТРИАДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЫШЛЕНИЯ. Она позволила "отпочковаться" от философии и даже психологии в самостоятельную отрасль знания — науку о мышлении, названную КОГНИТОЛОГИЕЙ (от англ. cognition — познание и лат. cogilatio — мышление). Согласно этой концепции, мышление — это свойство разума различать объекты бытия, присваивать им имена, оперировать именами их сущностей. Соответственно когнитология имеет три раздела: КЛАС-СИОЛОГИЮ, выявляющую законы теории классификаций и правила, исключающие неадекватное сближение объектов мысли; НОМИНОЛОГИЮ, выявляющую объективные законы номинации и правила, исключающие "название вещей не своими, а чужими именами"; ОПЕРАТОЛОГИЮ, выявляющую правила оперирования операндами мысли (поставляемых классиологией и номинологией). Таким образом, логика-операторика — это лишь 1/3 мышления и данная концепция позволяет восполнить недостающих 2/3 и быть серьезным методологическим средством для анализа гносеологических проблем. Согласно Л.М. Веккеру, мышление можно представить в качестве "переводчика, обслуживающего переговоры" сознания с Бытием (внешним и внутренним миром самого человека)1. Согласно когнитологии, мышление — это свойство лишь человека разумного, а не животных различать явления бытия, присваивать им имена и оперировать именами2. Мышление, как и синхронный переводчик, может по-разному проявлять свои свойства (способности). На переводчика учатся. Уму также можно обучить. Но это стало возможным после появления научной теории мышления Веккера и открытия законов мышления, носящих объективный характер. Ну, а законы "требуют" своего исполнения. А для их исполнения нужны правила. Первая группа правил методологически грамотного устроенного ума — ПРАВИЛА РАЗЛИЧЕНИЯ. Единство мироздания предполагает различия в его проявлении. Все снежинки — шестиугольники, но в мире нет двух похожих. Человек и соловей едины в своей сущности — сущности живых систем, но они различаются по сущности своего поведения. Сходство в РОДЕ не есть сходство ВИДОВ. Они различны.
Вторая группа правил — ПРАВИЛА ПРИСВОЕНИЯ ИМЕН. "Вещи" (предметы, явления, существа, сами мысли) должны называться разными словами-именами. К примеру, уже занятое имя — слово "пение" (пение Человека) является чужим именем при назывании поведения того же соловья, смысл которого иной. Биолог К. Лоренц авторитетно показал: "У собак задирание ноги, как ни парадоксально, имеет смысл точно тот же, что и соловьиная песня. Это способ обозначения границ своего участка, предупреждения чужакам".3 Поэтому слова "пение", "песня" 1 См.: Веккер Л.М. "Психические процессы. Т. 2: Мышление и интеллект". Л., 1976. 2 См.: Далин В.Я. "Критика антропоморфизма в биологии". // Система. Симметрия. Гармония. М.: Наука. 1988. С. 155; работы отечественных ученых М. Месаровича, А.И. Уемова, Ю.А. Урманцева и др. 3 См.: Лоренц К. "Человек находит друга". М., 1992. С. 92. Глава I
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|