Философско-методологические основы исследования эзотеризма
Главную ценность представляет именно разнообразие человеческого опыта и поэтому любое обогащение, за счет чего бы оно не происходило, полагает некую ценность. Мифогенерирую-щие виды знания и формы деятельности, к числу которых относится и эзотеризм, имеют такое же право существования как философия, наука, искусство. В обществе всегда будут находиться люди со специфически устроенным сознанием, с преобладанием чувственно-образных или рационалистических доминант. Эзотеризм потому и возникает, что есть потребность в нем (о конкретных причинах мы скажем несколько ниже). Что же касается бывших доминант культуры, то религия, философия, искусство, обыденное сознание, оставив идею захвата чужой, несвойственной им ведущей функции, реализуют немалые свои возможности в сфере своей компетенции. Однако, мы не согласны с некоторыми выводами уважаемых психологов С.Л. Рубинштейна, Б.В. Зейгарника, Е. Блейлера. Очищение познания от переживания удовольствия привело, с одной стороны, к "сухой" науке, которая мало кого интересует, особенно на этапах обучения. С другой — к поиску заменителей познания, дающих человеку "райское наслаждение", в том числе и на почве алкоголя. Мысль (каких бы высот она не достигала), очищенная от чувства переживания — никому не нужная абстракция. Системообразующей роль науки должна быть несомненно, но не в том расщепленном варианте, в котором она существует сегодня. Эзотеризм часто представляется иррациональным, поскольку позволяет соединить несоединимые элементы — но именно в этом соединении настоящее творчество. Его мифологическая структура, техники "трансиндукции", практические сведения о человеческой психологии и физиологии, целительстве, движении планет, биоритмах и т.д. — могут быть методологически исследованы и интерпретированы со стороны более высокой формы отражения — науки.
Эзотеризм разделяет с наукой убеждение в постоянстве и единообразии природных закономерностей, и поэтому он все же противоположен религии, которая прямо обращается к покровительству высших сил. Эзотерические доктрины и учения, системы исходят из способности человека на основе самосовершенствования, мобилизации внутренних сил самому воздействовать на объ- ект и достигать поставленной цели не тогда, когда боги удосужатся помочь, но когда соответствующим образом организована деятельность индивида. Важным методологическим приемом анализа эзотеризма послужил когнитологический подход. Его применение позволило сделать шаг к восстановлению, научному переоткрытию вклада академика В.И. Вернадского в раскрытие понятий "наука" и "научный метод", который в 30-х годах фактически впервые дал их исчерпывающее определение1, до сих пор игнорируемое официальным науковедением. Использование данного методологического подхода позволяет научно интерпретировать уже известные знания, полученные религией, философией, и такими отраслями научных знаний как антропология, психология, психиатрия. Сравнительный анализ существующих типов мышления и мыследеятельности позволяет научному прогнозированию определить вектор дальнейшей эволюции Человечества. Эта эволюция будет осуществляться вовсе не в лоне генных мутаций, а в "мутации" человеческого разума, точнее, в инверсии мышления: от до-понятийно-мифологического к мышлению понятийному, от мифологии, религии, искусства, философии к Науке, от сенсосферы (сферы чувств) к ноосфере (сфере Разума) в понимании В.И. Вернадского. Мышление со времен Аристотеля отождествлялось с логикой. Они были синонимами. Психология мышления доказала, что логика — лишь внешнее оформление мысли (операторы мысли), глубина же мысли — ее операнды, не в ее компетенции. Они стали объектом изучения психологии. Логика позволяет делать вывод лишь о ФОРМЕ мысли, психология же — о сущности СОДЕРЖАНИЯ мысли, мышления.
Еще И.М. Сеченов в "Элементах мысли" показал, что все многообразие мыслей выражается "общей формулой" — в трехчленном предложении (подлежащее, сказуемое, связка). Трехчленная структурная формула по Сеченову воплощает в себе, с одной стороны, эквиваленты пространственно-временной организации образно-предметного материала мысли, воспроизводящего в ней соотносимые объекты (в форме двух операндов), и, с другой 1 Вернадский В. И. "Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление". Кн. 2. М., Наука, 1977.
Глава I Философско-методологические основы исследования эзотеризма
стороны, — эквивалент символической, речевой операции этого соотнесения (в форме оператора), т.е. СОДЕРЖАНИЕ и ОРГАНИЗАЦИЮ мысли. Л.М. Веккер в монографии "Психические процессы. Мышление и интеллект" в развитие этих идей, выявил, что если для адаптации животных характерна координация поведения, то специфичным для поведения человека является постоянная ОБРАТИМОСТЬ (корректировка) в сфере мышления, — как в операндном, так и операторном составах мысли. Уже Сеченовым было сделано заключение о сигнально-регулярном характере психических и, в частности, мыслительных процессов. Веккер же на основе его общей теории сигналов представляет мышление как частный случай общекодовой формы сигнала информации, т.е. форму взаимной упорядоченности сигнала и источника, которая отвечает лишь общим условиям пространственно-временного изоморфизма. Тогда символы-операнды обозначают соответствующие физические величины, а символы-операторы — операции над ними. А это и есть Язык Речи (система сигналов, упорядоченная по отношению к источнику). В таком случае МЫШЛЕНИЕ - это ОБРАТИМЫЙ ПЕРЕВОД (перекодировка) информации с "языка" пространственно-временных отношений на Язык Речи. Под "предметом" понимаются не только материальные, но и субъективные объекты (идеи простые и сложные, мысли, мысли о мысли).
В развитие представлений Сеченова—Веккера в 1982 г. была выдвинута ТРИАДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЫШЛЕНИЯ. Она позволила "отпочковаться" от философии и даже психологии в самостоятельную отрасль знания — науку о мышлении, названную КОГНИТОЛОГИЕЙ (от англ. cognition — познание и лат. cogilatio — мышление). Согласно этой концепции, мышление — это свойство разума различать объекты бытия, присваивать им имена, оперировать именами их сущностей. Соответственно когнитология имеет три раздела: КЛАС-СИОЛОГИЮ, выявляющую законы теории классификаций и правила, исключающие неадекватное сближение объектов мысли; НОМИНОЛОГИЮ, выявляющую объективные законы номинации и правила, исключающие "название вещей не своими, а чужими именами"; ОПЕРАТОЛОГИЮ, выявляющую правила оперирования операндами мысли (поставляемых классиологией и номинологией). Таким образом, логика-операторика — это лишь 1/3 мышления и данная концепция позволяет восполнить недостающих 2/3 и быть серьезным методологическим средством для анализа гносеологических проблем. Согласно Л.М. Веккеру, мышление можно представить в качестве "переводчика, обслуживающего переговоры" сознания с Бытием (внешним и внутренним миром самого человека)1. Согласно когнитологии, мышление — это свойство лишь человека разумного, а не животных различать явления бытия, присваивать им имена и оперировать именами2. Мышление, как и синхронный переводчик, может по-разному проявлять свои свойства (способности). На переводчика учатся. Уму также можно обучить. Но это стало возможным после появления научной теории мышления Веккера и открытия законов мышления, носящих объективный характер. Ну, а законы "требуют" своего исполнения. А для их исполнения нужны правила. Первая группа правил методологически грамотного устроенного ума — ПРАВИЛА РАЗЛИЧЕНИЯ. Единство мироздания предполагает различия в его проявлении. Все снежинки — шестиугольники, но в мире нет двух похожих. Человек и соловей едины в своей сущности — сущности живых систем, но они различаются по сущности своего поведения. Сходство в РОДЕ не есть сходство ВИДОВ. Они различны.
Вторая группа правил — ПРАВИЛА ПРИСВОЕНИЯ ИМЕН. "Вещи" (предметы, явления, существа, сами мысли) должны называться разными словами-именами. К примеру, уже занятое имя — слово "пение" (пение Человека) является чужим именем при назывании поведения того же соловья, смысл которого иной. Биолог К. Лоренц авторитетно показал: "У собак задирание ноги, как ни парадоксально, имеет смысл точно тот же, что и соловьиная песня. Это способ обозначения границ своего участка, предупреждения чужакам".3 Поэтому слова "пение", "песня" 1 См.: Веккер Л.М. "Психические процессы. Т. 2: Мышление и интеллект". Л., 1976. 2 См.: Далин В.Я. "Критика антропоморфизма в биологии". // Система. Симметрия. Гармония. М.: Наука. 1988. С. 155; работы отечественных ученых М. Месаровича, А.И. Уемова, Ю.А. Урманцева и др. 3 См.: Лоренц К. "Человек находит друга". М., 1992. С. 92. Глава I
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|