Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философско-методологические основы исследования эзотеризма





 


Главную ценность представляет именно разнообразие чело­веческого опыта и поэтому любое обогащение, за счет чего бы оно не происходило, полагает некую ценность. Мифогенерирую-щие виды знания и формы деятельности, к числу которых отно­сится и эзотеризм, имеют такое же право существования как фи­лософия, наука, искусство. В обществе всегда будут находиться люди со специфически устроенным сознанием, с преобладанием чувственно-образных или рационалистических доминант. Эзоте­ризм потому и возникает, что есть потребность в нем (о конкрет­ных причинах мы скажем несколько ниже).

Что же касается бывших доминант культуры, то религия, философия, искусство, обыденное сознание, оставив идею захвата чужой, несвойственной им ведущей функции, реализуют немалые свои возможности в сфере своей компетенции.

Однако, мы не согласны с некоторыми выводами уважаемых психологов С.Л. Рубинштейна, Б.В. Зейгарника, Е. Блейлера. Очи­щение познания от переживания удовольствия привело, с одной стороны, к "сухой" науке, которая мало кого интересует, особен­но на этапах обучения. С другой — к поиску заменителей позна­ния, дающих человеку "райское наслаждение", в том числе и на почве алкоголя. Мысль (каких бы высот она не достигала), очи­щенная от чувства переживания — никому не нужная абстракция.

Системообразующей роль науки должна быть несомненно, но не в том расщепленном варианте, в котором она существует сегодня.

Эзотеризм часто представляется иррациональным, посколь­ку позволяет соединить несоединимые элементы — но именно в этом соединении настоящее творчество. Его мифологическая структура, техники "трансиндукции", практические сведения о человеческой психологии и физиологии, целительстве, движении планет, биоритмах и т.д. — могут быть методологически исследо­ваны и интерпретированы со стороны более высокой формы от­ражения — науки.

Эзотеризм разделяет с наукой убеждение в постоянстве и единообразии природных закономерностей, и поэтому он все же противоположен религии, которая прямо обращается к покрови­тельству высших сил. Эзотерические доктрины и учения, системы исходят из способности человека на основе самосовершенствова­ния, мобилизации внутренних сил самому воздействовать на объ-


ект и достигать поставленной цели не тогда, когда боги удосужат­ся помочь, но когда соответствующим образом организована дея­тельность индивида.

Важным методологическим приемом анализа эзотеризма по­служил когнитологический подход. Его применение позволило сделать шаг к восстановлению, научному переоткрытию вклада академика В.И. Вернадского в раскрытие понятий "наука" и "научный метод", который в 30-х годах фактически впервые дал их исчерпывающее определение1, до сих пор игнорируемое офи­циальным науковедением. Использование данного методологиче­ского подхода позволяет научно интерпретировать уже известные знания, полученные религией, философией, и такими отраслями научных знаний как антропология, психология, психиатрия.

Сравнительный анализ существующих типов мышления и мыследеятельности позволяет научному прогнозированию опреде­лить вектор дальнейшей эволюции Человечества. Эта эволюция будет осуществляться вовсе не в лоне генных мутаций, а в "мута­ции" человеческого разума, точнее, в инверсии мышления: от до-понятийно-мифологического к мышлению понятийному, от ми­фологии, религии, искусства, философии к Науке, от сенсосферы (сферы чувств) к ноосфере (сфере Разума) в понимании В.И. Вер­надского.

Мышление со времен Аристотеля отождествлялось с логи­кой. Они были синонимами. Психология мышления доказала, что логика — лишь внешнее оформление мысли (операторы мысли), глубина же мысли — ее операнды, не в ее компетенции. Они ста­ли объектом изучения психологии. Логика позволяет делать вывод лишь о ФОРМЕ мысли, психология же — о сущности СОДЕР­ЖАНИЯ мысли, мышления.

Еще И.М. Сеченов в "Элементах мысли" показал, что все многообразие мыслей выражается "общей формулой" — в трех­членном предложении (подлежащее, сказуемое, связка). Трех­членная структурная формула по Сеченову воплощает в себе, с одной стороны, эквиваленты пространственно-временной органи­зации образно-предметного материала мысли, воспроизводящего в ней соотносимые объекты (в форме двух операндов), и, с другой

1 Вернадский В. И. "Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление". Кн. 2. М., Наука, 1977.


 




Глава I


Философско-методологические основы исследования эзотеризма


 


стороны, — эквивалент символической, речевой операции этого соотнесения (в форме оператора), т.е. СОДЕРЖАНИЕ и ОРГА­НИЗАЦИЮ мысли.

Л.М. Веккер в монографии "Психические процессы. Мыш­ление и интеллект" в развитие этих идей, выявил, что если для адаптации животных характерна координация поведения, то спе­цифичным для поведения человека является постоянная ОБРАТИМОСТЬ (корректировка) в сфере мышления, — как в операндном, так и операторном составах мысли.

Уже Сеченовым было сделано заключение о сигнально-регулярном характере психических и, в частности, мыслительных процессов. Веккер же на основе его общей теории сигналов пред­ставляет мышление как частный случай общекодовой формы сиг­нала информации, т.е. форму взаимной упорядоченности сигнала и источника, которая отвечает лишь общим условиям пространст­венно-временного изоморфизма. Тогда символы-операнды обо­значают соответствующие физические величины, а символы-операторы — операции над ними. А это и есть Язык Речи (систе­ма сигналов, упорядоченная по отношению к источнику). В таком случае МЫШЛЕНИЕ - это ОБРАТИМЫЙ ПЕРЕВОД (перекоди­ровка) информации с "языка" пространственно-временных отно­шений на Язык Речи. Под "предметом" понимаются не только материальные, но и субъективные объекты (идеи простые и слож­ные, мысли, мысли о мысли).

В развитие представлений Сеченова—Веккера в 1982 г. была выдвинута ТРИАДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЫШЛЕНИЯ. Она по­зволила "отпочковаться" от философии и даже психологии в са­мостоятельную отрасль знания — науку о мышлении, названную КОГНИТОЛОГИЕЙ (от англ. cognition — познание и лат. cogilatio — мышление). Согласно этой концепции, мышление — это свой­ство разума различать объекты бытия, присваивать им имена, оперировать именами их сущностей.

Соответственно когнитология имеет три раздела: КЛАС-СИОЛОГИЮ, выявляющую законы теории классификаций и пра­вила, исключающие неадекватное сближение объектов мысли; НОМИНОЛОГИЮ, выявляющую объективные законы номина­ции и правила, исключающие "название вещей не своими, а чу­жими именами"; ОПЕРАТОЛОГИЮ, выявляющую правила опе­рирования операндами мысли (поставляемых классиологией и


номинологией). Таким образом, логика-операторика — это лишь 1/3 мышления и данная концепция позволяет восполнить недос­тающих 2/3 и быть серьезным методологическим средством для анализа гносеологических проблем.

Согласно Л.М. Веккеру, мышление можно представить в ка­честве "переводчика, обслуживающего переговоры" сознания с Бытием (внешним и внутренним миром самого человека)1. Со­гласно когнитологии, мышление — это свойство лишь человека разумного, а не животных различать явления бытия, присваивать им имена и оперировать именами2. Мышление, как и синхрон­ный переводчик, может по-разному проявлять свои свойства (спо­собности). На переводчика учатся. Уму также можно обучить. Но это стало возможным после появления научной теории мышления Веккера и открытия законов мышления, носящих объективный характер. Ну, а законы "требуют" своего исполнения. А для их исполнения нужны правила.

Первая группа правил методологически грамотного устроен­ного ума — ПРАВИЛА РАЗЛИЧЕНИЯ. Единство мироздания предполагает различия в его проявлении. Все снежинки — шес­тиугольники, но в мире нет двух похожих. Человек и соловей едины в своей сущности — сущности живых систем, но они раз­личаются по сущности своего поведения. Сходство в РОДЕ не есть сходство ВИДОВ. Они различны.

Вторая группа правил — ПРАВИЛА ПРИСВОЕНИЯ ИМЕН. "Вещи" (предметы, явления, существа, сами мысли) должны называться разными словами-именами. К примеру, уже занятое имя — слово "пение" (пение Человека) является чужим именем при назывании поведения того же соловья, смысл которо­го иной. Биолог К. Лоренц авторитетно показал: "У собак задира­ние ноги, как ни парадоксально, имеет смысл точно тот же, что и соловьиная песня. Это способ обозначения границ своего участка, предупреждения чужакам".3 Поэтому слова "пение", "песня"

1 См.: Веккер Л.М. "Психические процессы. Т. 2: Мышление и ин­теллект". Л., 1976.

2 См.: Далин В.Я. "Критика антропоморфизма в биологии". // Система. Симметрия. Гармония. М.: Наука. 1988. С. 155; работы отечест­венных ученых М. Месаровича, А.И. Уемова, Ю.А. Урманцева и др.

3 См.: Лоренц К. "Человек находит друга". М., 1992. С. 92.


Глава I


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...