Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика
ного миропорядка в область демонических сил. Альтернативность по отношению к официальному религиозному мировоззрению сделала магию основой социального протеста в эпоху ранних буржуазных революций. Одновременно с этим алхимики, астрологи и адепты других эзотерических школ, критикуя зарождающееся экспериментальное естествознание ("механистическую философию природы"), подчеркивали, что "скрытые качества" вещей нельзя исследовать с помощью лишь одного разума. Предвосхищая субъективно-идеалистическую критику науки, они указывали на необходимость подлинно "экспериментального вопрошания природы"1. На заре экспериментального познания наука, "увязая в теологии" (Ф. Энгельс) и критикуя ее, была вынуждена учиться методам опытного исследования у традиционно противостоящей религии натуральной магии. В XIX веке наступил своеобразный расцвет в изучении загадочных сил и явлений физической и психической природы. Постепенно приверженцы эзотеризма углубили и расширили его содержание: • введением сокровенной истории развития Земли и человечества; • открытием священных тайн, полученных от Великих Посвященных, которые ранее передавались из поколения в поколение лишь особо подготовленным и отобранным людям; • освоением каббалы, арабской и азиатской мудрости и учености, легенд о жрецах Зороастра, скандинавских саг, греческой философии, апокрифов христианства и творений гностиков. В Новое и особенно в Новейшее время диапазон эзотерических учений значительно расширился, количество их разновидностей увеличилось, получив мощную подпитку со стороны Востока, особенно индуистской метафизики — Веданты, йоги, медитативной практики.
В индуистской метафизике не существует непреодолимой пропасти между творцом и творением, ибо она основана на концепции не-дуализма. Напротив, в западном сознании наличествует разрыв между творцом и творением, между Богом и человеком. 1 См.: Easlea B. "Witch hunting, magic and the new philosophy." Brighton, 1980. P. 93. Исключением — до некоторой степени — является православная концепция обожения. Если систематизировать оккультно-мисти-ческие "науки", которые входили в число тайных, а затем, начиная с конца XV века, постепенно приоткрывали свой таинственный занавес, то к настоящему времени по уровню отражения реальности эзотерические дисциплины можно классифицировать следующим образом (см. табл. 1): Таблица 1 Классификация эзотерических дисциплин по уровням отражения реальности
В применении к человеку ведантийский не-дуализм выражается, как известно, в знаменитой концепции тождества между Ат-маном (Божественным "Я" внутри человека) и Брахманом (объективным Абсолютом). Сама эта концепция является шоком для западного сознания, если оно способно воспринять это тождество как реальность. Такая пропасть непреодолима и в традиционном исламе (суфизм — это исключение, навеянное Индией). Конечной целью человека по восточно-эзотерической традиции является Богореализация (при которой человек не становится богом, а отсекает от себя все тварное, включая индивидуальное Эго)1.
Рассмотрим некоторые из этих дисциплин, их соотношение 1 См.: "Судьба бытия — путь к философии. Интервью с Ю.В. Мамлеевым". // Вопросы философии. 1992. № 9. С. 79.
61 Глава II
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|