Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика
Персии Зороастра, в Элладе Пифагора. Единогласное указание древности на особое посвящение, раскрывавшее смысл всех мифов и символов, принуждает нас считать это таинственное преемство познания фактом, не подлежащим сомнению. В эпоху распространения римского владычества и эллинского мышления это тайное познание являлось уже истинной эзотерической религией всего эллинизма, скрытой под покровом внешних официальных культов. Основные понятия христианской доктрины — Искупление, Воскресение, Святая Троица, Отпущение грехов — имеют эзотерическое происхождение и смысл. Все христианские Таинства являлись составной частью Малых Мистерий. В свое время виднейшие греческие адепты — Фалес, Пифагор, Платон, Пиндар, Софокл, Изократ, Плутарх и др. прошли посвящение у египетских Учителей Мудрости. Греки видели в египетской религии мудрый и глубокомысленный источник и испытывали перед ним чувство благоговения. В мистериях Египта было мощное эзотерическое ядро, которое впоследствии сыграло важнейшую роль для становления мировой эзотерической культуры. Особо следует отметить роль, которую сыграл учитель Плотина Аммоний Саккас, получивший титул Феодидактоса. Он был "изобретателем" большинства христианских ритуалов (о чем практически не упоминается в теологической литературе), а получил свои эзотерические знания в Мистериях от высших Иерархий. Характерным образцом "посвященного" и мыслителя своей эпохи является Плутарх (46—125 гг. н.э.). Он был жрецом Аполлона, разносторонне образованным, плодовитым писателем, хорошо изучившим историю Эллады и Рима. Он рассматривал разные философские и религиозные системы, в частности изучал культ Озириса и Изиды. Разбору этого культа и сличению его с другими мифами он посвятил трактат "Об Изиде и Осирисе", по счастливой случайности сохранившийся и считающийся одним из драгоценнейших документов по истории религиозной мысли древнего мира. Плутарх здесь раскрывает эзотерический смысл таинств Озириса, сравнивая их с символикой эллинского культа Диониса, выясняя общность их основной мысли, равно как общность культов Изиды и греческой Деметры. Он доказывает, что для посвященных в тайный смысл этих культов все разнообразные формы поклонения божеству и подробности их обрядности
являются лишь разнородными проявлениями единого искания бога, общего всем религиям. И все обряды, служащие для очищения верующего от мирской скверны, имеют конечной целью приближение человеческого духа к Единому Принципу Божества. В настоящее время общепризнанным является тот факт, что античные народности извлекали свои эзотерические познания из Египта и Индии. Существует также гипотеза о едином источнике — Великой ложе Центральной Азии, которая посылала своих Посвященных во все страны. Этим объясняется единая суть доктрин и методов, постоянные взаимоотношения между Посвященными всех народов, общие понятия в языке и общий символизм. Различается троякий род символизма: во-первых, символизм цветов, присущий главным образом посвящению черной расы, во-вторых, символизм геометрических фигур и картин, составлявший достояние красной расы, в-третьих символизм чисел, характеризующий белую расу. До нас дошел грандиозный памятник символизма египетских школ, в котором соединены все три типа символических представлений. Большинство исследователей исходят из гипотезы, что Арканы Таро (Тарот) — колода карт из 78 листов (22 + 56) с раскрашенными изображениями, интерпретирующими т.н. 22 мажорных и 56 минорных арканов. С каждой картой связано и числовое представление. Как гласит предание, эти изображения помещались на стенах подземной галереи, в которую неофит попадал лишь после целого ряда испытаний.
Многие источники1 указывают, что Арканы Таро являлись своеобразной схемой метафизического миросозерцания древних посвященных. Арканы Таро тесно связаны с важнейшим элементом языка — алфавитом. 22 мажорных аркана Тарота связываются с иероглифами древнееврейского алфавита. Западные оккультисты считали карты Таро посвятительным алфавитом египетских школ. Мнения авторитетов по поводу происхождения игральных карт расходятся сильнейшим образом. Существуют две основные версии: 1 См., например, главу "Анализ карт Тарот" в книге Мэнли П. Холла "Энциклопедическое изложение масонской, герметической каббалистической и розенкрейцеровской символической философии". СПб., 1994. С. 468-482.
Глава II
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|