Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика





 


Персии Зороастра, в Элладе Пифагора. Единогласное указание древности на особое посвящение, раскрывавшее смысл всех ми­фов и символов, принуждает нас считать это таинственное преем­ство познания фактом, не подлежащим сомнению. В эпоху рас­пространения римского владычества и эллинского мышления это тайное познание являлось уже истинной эзотерической религией всего эллинизма, скрытой под покровом внешних официальных культов.

Основные понятия христианской доктрины — Искупление, Воскресение, Святая Троица, Отпущение грехов — имеют эзоте­рическое происхождение и смысл. Все христианские Таинства яв­лялись составной частью Малых Мистерий. В свое время видней­шие греческие адепты — Фалес, Пифагор, Платон, Пиндар, Со­фокл, Изократ, Плутарх и др. прошли посвящение у египетских Учителей Мудрости. Греки видели в египетской религии мудрый и глубокомысленный источник и испытывали перед ним чувство благоговения. В мистериях Египта было мощное эзотерическое ядро, которое впоследствии сыграло важнейшую роль для станов­ления мировой эзотерической культуры. Особо следует отметить роль, которую сыграл учитель Плотина Аммоний Саккас, полу­чивший титул Феодидактоса. Он был "изобретателем" большинст­ва христианских ритуалов (о чем практически не упоминается в теологической литературе), а получил свои эзотерические знания в Мистериях от высших Иерархий.

Характерным образцом "посвященного" и мыслителя своей эпохи является Плутарх (46—125 гг. н.э.). Он был жрецом Апол­лона, разносторонне образованным, плодовитым писателем, хо­рошо изучившим историю Эллады и Рима. Он рассматривал раз­ные философские и религиозные системы, в частности изучал культ Озириса и Изиды. Разбору этого культа и сличению его с другими мифами он посвятил трактат "Об Изиде и Осирисе", по счастливой случайности сохранившийся и считающийся одним из драгоценнейших документов по истории религиозной мысли древнего мира. Плутарх здесь раскрывает эзотерический смысл та­инств Озириса, сравнивая их с символикой эллинского культа Диониса, выясняя общность их основной мысли, равно как общ­ность культов Изиды и греческой Деметры. Он доказывает, что для посвященных в тайный смысл этих культов все разнообраз­ные формы поклонения божеству и подробности их обрядности


являются лишь разнородными проявлениями единого искания бога, общего всем религиям. И все обряды, служащие для очище­ния верующего от мирской скверны, имеют конечной целью при­ближение человеческого духа к Единому Принципу Божества.

В настоящее время общепризнанным является тот факт, что античные народности извлекали свои эзотерические познания из Египта и Индии. Существует также гипотеза о едином источнике — Великой ложе Центральной Азии, которая посылала своих По­священных во все страны. Этим объясняется единая суть доктрин и методов, постоянные взаимоотношения между Посвященными всех народов, общие понятия в языке и общий символизм.

Различается троякий род символизма: во-первых, символизм цветов, присущий главным образом посвящению черной расы, во-вторых, символизм геометрических фигур и картин, составляв­ший достояние красной расы, в-третьих символизм чисел, харак­теризующий белую расу.

До нас дошел грандиозный памятник символизма египет­ских школ, в котором соединены все три типа символических представлений. Большинство исследователей исходят из гипотезы, что Арканы Таро (Тарот) — колода карт из 78 листов (22 + 56) с раскрашенными изображениями, интерпретирующими т.н. 22 ма­жорных и 56 минорных арканов. С каждой картой связано и чи­словое представление. Как гласит предание, эти изображения по­мещались на стенах подземной галереи, в которую неофит попа­дал лишь после целого ряда испытаний.

Многие источники1 указывают, что Арканы Таро являлись своеобразной схемой метафизического миросозерцания древних по­священных. Арканы Таро тесно связаны с важнейшим элементом языка — алфавитом. 22 мажорных аркана Тарота связываются с иероглифами древнееврейского алфавита. Западные оккультисты считали карты Таро посвятительным алфавитом египетских школ.

Мнения авторитетов по поводу происхождения игральных карт расходятся сильнейшим образом. Существуют две основные версии:

1 См., например, главу "Анализ карт Тарот" в книге Мэнли П. Холла "Энциклопедическое изложение масонской, герметической каббалистической и розенкрейцеровской символической философии". СПб., 1994. С. 468-482.


 




Глава II


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...