Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика
1) что карты проникли в Южную Европу из Индии через Аравию; вполне вероятно, что карты Тарот были частью магической и философской мудрости, перенятой тамплиерами от сарацин или же от одной из мистических сект, процветавших в то время в Сирии. По возвращении в Европу тамплиеры во избежание преследования скрыли тайное значение символов, используя страницы своих магических книг как средство развлечения и игры; 2) что карты были занесены в Англию цыганами, которые получили их, согласно легенде, как потомки египетских священников после разрушения храма Сераписа в Александрии. Удалось сохранить самый драгоценный том из сожженной библиотеки — Книгу Еноха, или Тот (Тарот), в которой были расписаны ритуалы с использованием карт Тарот. Подлинность так называемого Египетского Тарот, который имеет хождение в наши дни, никогда не устанавливалась достоверно. Дело не только в том, что рисунки носят современный характер, но и в том, что символизм их является скорее французским, нежели египетским. Игральные карты содержат большое число важных масонских символов. Здесь есть и сломанное "Колесо Закона", означающее девять предродовых месяцев, и три уровня духовного развертывания, необходимые для произведения совершенного человека. Четыре короля являются египетскими Аммонианскими Архитекторами, выдалбливавшими мир ножами. Есть там и главные знаки Зодиака. Четыре королевы, несущие цветы с восемью лепестками, символизирующими Христа, являются неподвижными знаками Зодиака. Четыре валета, два из которых показаны с ветками акации, являются четырьмя общими знаками Зодиака. Присутствие в каждой религии как духовно-идеологической системе эзотерических элементов имело большое практическое значение. Эта сокровенная сторона религии придавала ей силу и устойчивость. В то же время закрытость ключевых знаний позволяла охранять учения от нравственно неподготовленных людей; это было необходимым условием для каждого учителя, который был способен давать эзотерические знания.
Каждая великая религия обладала сокровенным учением, которое было хранилищем мистических знаний, а также практи- ческой мистики или эзотерического знания. За теоретическим мистицизмом существовали и практические указания, сокровенное духовное обучение, сообщавшееся лишь под известными условиями. В истории духовной культуры существует определенная последовательность возникновения эзотерических концепций, основных категорий эзотеризма. Если проиллюстрировать это на эволюции одного из основных понятий эзотерических доктрин — АБСОЛЮТА, управляющей миром высшей трансцендентальной силы, именуемой в христианской традиции Богом, то получится богатейшая картина "суммы абсолютов ": Первый зон
Тот (Гермес). Единый. Брахма. 4. Тад-экам Тат, непроявленное бытие.
Второй эон
Четвертый зон
Ниргуна Брахман. Брахман-личность.
Творящий и несотворенный. Первый принцип. Аз-зат, Ал-хакк. В. Тай-цзи (Великий предел). Бог-чистый акт, само бытие.
Глава i! Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика
Пятый эон Единое, имманентное Вселенной.
Бездна, Безосновный. Субстанция как причина самой себя, состоящая из бесконечно многих атрибутов (Абсолют). Бог-протяженность. Верховная монада. 1. Абсолютная идея, Бог. 2. Единая безосновная воля. 3. Необусловленный. 4. Основа в Боге. 5. Необусловленный 6. Символ абсолюта:"+ - О". 7. Неизменный порядок отношений. 8. Абсолют вне становления. 9. Бессознательное как индивидуум. 10. Неведомая Реальность. 11. Сущее как всеединство. 12. Универсум. 13. Металогический абсолют. 14. Божественное как источник свободы. 15. Непостижимое. 16. Бытие третьего измерения 17. Нереальный абсолют. 18. Бытие Целого, Всего. 19. Дух-действительность в целом. 20. Реальность как Акт, мысль мыслящая.
6. Природа — великое целое. 7. Все и Ничто; абсолютные "более или менее". 8. Трансцендентное понятие разума. 9. Абсолютное "Я". 10. Абсолютная тождественность. 11. Пять граней Брахмана-абсолюта. 12. Сатчитананда. 13. Парабраман. 14. Махатмы. 15. Баха-Ула. 16. Самоуправляемая сеть событий. 17. Реальность, Полный Опыт. 18. Целое как совершенство вне антагонизма добра и зла. 19. Всемогущество, триединое абсолютное. 20. Индивидуальное, самопре-зентативная система.
9. Беспредельность Космоса. 10. Мысли — это сущие. 11. Само, Ананда. 12. Божественная Мать. 13. Один Абсолют. 14. Пункт Омега. 15. Истина в себе. 16. Имагинационный абсолют. 17. Бог — исходная густота. 18. Самообосновывающая, рефлексивная структура. Данный пример убедительно свидетельствует о громадном богатстве оттенков и смыслов, вкладывавшихся разными культурами и народами в понятие Бога, Высшей силы, Абсолюта. Только одно перечисление разных названий одного и того же понятия показывает нам огромный пласт представлений, знаний, толкований, традиций, видоизменявшихся от эпохи к эпохе при сохранении сущностного ядра. В науках, изучающих религию, важное место отводится рассмотрению такой ее эзотерической части как магия. Этим словом обозначается вся совокупность верований и вытекающих из них действий, имеющих целью произвести давление на окружающий человека внешний мир, заставить то или иное явление повиноваться воле человека. Поэтому магия есть первая попытка человеческого сознания уловить связь и причинность явлений и предметов, первый опыт "научного" действования. Во всех первобытных религиях мы наблюдаем магию, как целую систему отношений человека к природе, с целью овладения ею, увеличения ее полезности и уменьшения ее вредоносности.
Религия не исследует, не думает об установлении причинной связи, она имеет дело с данным ей объектом, с божеством, конкретным в образе духа, человека, животного, растения, камня; это божество обладает психикой и волей, его можно просить (молитва), умилостивлять (жертва), ему можно грозить, требовать, можно даже наказывать (поклонники иногда секли своих идолов). Во всем этом есть одно общее — отношение к живому личному индивидууму, который может дать или не дать, воля которого вне воли человека. Эти личные боги развиваются в смысле конкретности, создаются мифы об их жизни, об их взаимоотношениях, их генеалогия: вырабатываются их пластические образы. В чистом виде магия встречалась весьма редко, чаще магические действия составляли часть религиозных ритуалов, аграрных, любовных, медицинских молитв и правил тотемизма. Пережитки магии в элементарной форме заклинаний плодородия, ритуальной смерти божества, ряжения, уподобления, причащения наблюдались и в высокоразвитых греческих и монотеистических религиях, а также в религиях страдающих, умирающих и воскресающих богов — Адониса, Озириса, Мардука, Аттиса, вплоть до христианства.
Глава II
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|