Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика





 


1) что карты проникли в Южную Европу из Индии через Аравию; вполне вероятно, что карты Тарот были частью магической и философской мудрости, перенятой там­плиерами от сарацин или же от одной из мистических сект, процветавших в то время в Сирии. По возвращении в Европу тамплиеры во избежание преследования скрыли тайное значение символов, используя страницы своих магических книг как средство развлечения и игры;

2) что карты были занесены в Англию цыганами, которые получили их, согласно легенде, как потомки египетских священников после разрушения храма Сераписа в Алек­сандрии. Удалось сохранить самый драгоценный том из сожженной библиотеки — Книгу Еноха, или Тот (Тарот), в которой были расписаны ритуалы с использованием карт Тарот.

Подлинность так называемого Египетского Тарот, который имеет хождение в наши дни, никогда не устанавливалась досто­верно. Дело не только в том, что рисунки носят современный ха­рактер, но и в том, что символизм их является скорее француз­ским, нежели египетским.

Игральные карты содержат большое число важных масон­ских символов. Здесь есть и сломанное "Колесо Закона", озна­чающее девять предродовых месяцев, и три уровня духовного раз­вертывания, необходимые для произведения совершенного чело­века. Четыре короля являются египетскими Аммонианскими Ар­хитекторами, выдалбливавшими мир ножами. Есть там и главные знаки Зодиака. Четыре королевы, несущие цветы с восемью лепе­стками, символизирующими Христа, являются неподвижными знаками Зодиака. Четыре валета, два из которых показаны с вет­ками акации, являются четырьмя общими знаками Зодиака.

Присутствие в каждой религии как духовно-идеологической системе эзотерических элементов имело большое практическое значение. Эта сокровенная сторона религии придавала ей силу и устойчивость. В то же время закрытость ключевых знаний позво­ляла охранять учения от нравственно неподготовленных людей; это было необходимым условием для каждого учителя, который был способен давать эзотерические знания.

Каждая великая религия обладала сокровенным учением, которое было хранилищем мистических знаний, а также практи-


ческой мистики или эзотерического знания. За теоретическим мистицизмом существовали и практические указания, сокровенное духовное обучение, сообщавшееся лишь под известными условиями.

В истории духовной культуры существует определенная по­следовательность возникновения эзотерических концепций, ос­новных категорий эзотеризма. Если проиллюстрировать это на эволюции одного из основных понятий эзотерических доктрин — АБСОЛЮТА, управляющей миром высшей трансцендентальной силы, именуемой в христианской традиции Богом, то получится богатейшая картина "суммы абсолютов ":

Первый зон

6. Брахман-Атман (ОМ, АУМ). 7. Яхве. 8. Хаос. 9. Зевс.

 

Тот (Гермес).

Единый.

Брахма.

4. Тад-экам

Тат, непроявленное бытие.

  1. Дао. 2. Будда. 3. Монада. 4. Апейрон. 5. Бог как единое. 6. Бытие ("Есть").   1. Неизреченный, Плерома. 2. Единое, сверхразумное и сверхбытийное. 3. Дао (небытие) 4. Св. Троица.

Второй эон

 

  7. Софон. 8. Благо, Единое за предела ми сущности. 9. Перводвигатель. 10. Кришна. 11. Христос.
Третий зон  
и 5. Апофатика, имена Бога. 6. Эн-Соф, Бесконечный (Ничто). 7. Дао (Дзэн) 8. Мохаммед.

Четвертый зон

8. Энергия. 9. Божество источник персон Троицы. 10. Абсолютный максимум, бы­тие-возможность. 11. Все и Единое-Всеединое.

 

Ниргуна Брахман.

Брахман-личность.

Творящий и несотворенный.

Первый принцип.

Аз-зат, Ал-хакк.

В. Тай-цзи (Великий предел).

Бог-чистый акт, само бытие.


 




Глава i!


Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика


 


 
 

XIX век

XX век

Пятый эон

Единое, имманентное Все­ленной.

2. 3. 4. 5.
 

Бездна, Безосновный. Субстанция как причина самой себя, состоящая из бесконечно многих атрибу­тов (Абсолют). Бог-протяженность. Верховная монада.

1. Абсолютная идея, Бог.

2. Единая безосновная воля.

3. Необусловленный.

4. Основа в Боге.

5. Необусловленный

6. Символ абсолюта:"+ - О".

7. Неизменный порядок отно­шений.

8. Абсолют вне становления.

9. Бессознательное как инди­видуум.

10. Неведомая Реальность.

11. Сущее как всеединство.

12. Универсум.

 

13. Металогический абсолют.

14. Божественное как источник свободы.

15. Непостижимое.

16. Бытие третьего измерения

17. Нереальный абсолют.

18. Бытие Целого, Всего.

19. Дух-действительность в целом.

20. Реальность как Акт, мысль мыслящая.


 

6. Природа — великое целое.

7. Все и Ничто; абсолютные "более или менее".

8. Трансцендентное понятие разума.

9. Абсолютное "Я".

10. Абсолютная тождествен­ность.

 
 

11. Пять граней Брахмана-абсолюта.

12. Сатчитананда.

13. Парабраман.

14. Махатмы.

15. Баха-Ула.

16. Самоуправляемая сеть со­бытий.

17. Реальность, Полный Опыт.

18. Целое как совершенство вне антагонизма добра и зла.

19. Всемогущество, триединое абсолютное.

20. Индивидуальное, самопре-зентативная система.

 

9. Беспредельность Космоса.

10. Мысли — это сущие.

11. Само, Ананда.

12. Божественная Мать.

13. Один Абсолют.

14. Пункт Омега.

15. Истина в себе.

16. Имагинационный абсолют.

17. Бог — исходная густота.

18. Самообосновывающая, рефлексивная структура.


Данный пример убедительно свидетельствует о громадном богатстве оттенков и смыслов, вкладывавшихся разными культу­рами и народами в понятие Бога, Высшей силы, Абсолюта. Толь­ко одно перечисление разных названий одного и того же понятия показывает нам огромный пласт представлений, знаний, толкова­ний, традиций, видоизменявшихся от эпохи к эпохе при сохране­нии сущностного ядра.

В науках, изучающих религию, важное место отводится рас­смотрению такой ее эзотерической части как магия. Этим словом обозначается вся совокупность верований и вытекающих из них действий, имеющих целью произвести давление на окружающий человека внешний мир, заставить то или иное явление повино­ваться воле человека. Поэтому магия есть первая попытка челове­ческого сознания уловить связь и причинность явлений и предме­тов, первый опыт "научного" действования. Во всех первобытных религиях мы наблюдаем магию, как целую систему отношений человека к природе, с целью овладения ею, увеличения ее полез­ности и уменьшения ее вредоносности.

Религия не исследует, не думает об установлении причин­ной связи, она имеет дело с данным ей объектом, с божеством, конкретным в образе духа, человека, животного, растения, камня; это божество обладает психикой и волей, его можно просить (молитва), умилостивлять (жертва), ему можно грозить, требовать, можно даже наказывать (поклонники иногда секли своих идолов). Во всем этом есть одно общее — отношение к живому личному индивидууму, который может дать или не дать, воля которого вне воли человека. Эти личные боги развиваются в смысле конкрет­ности, создаются мифы об их жизни, об их взаимоотношениях, их генеалогия: вырабатываются их пластические образы.

В чистом виде магия встречалась весьма редко, чаще маги­ческие действия составляли часть религиозных ритуалов, аграр­ных, любовных, медицинских молитв и правил тотемизма. Пере­житки магии в элементарной форме заклинаний плодородия, ри­туальной смерти божества, ряжения, уподобления, причащения наблюдались и в высокоразвитых греческих и монотеистических религиях, а также в религиях страдающих, умирающих и воскре­сающих богов — Адониса, Озириса, Мардука, Аттиса, вплоть до христианства.



 



Глава II


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...