Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика
Единая, по существу своих основных приемов, магия в своих деталях, главным образом в применении физических опорных точек для воздействия мира "Я" на мир "не Я", распадается на целый ряд учений, носящих названия тех государств или народов, в среде которых они возникли и применялись. Так, нам известна магия Египта, Халдеи, Фессалии, Индии, Китая, Мексики и т.д. Магия, направленная на изменение сознания самого оператора, его менталитет, астральное или физическое тело, называется личной магией. Личная магия, в правильном ее понимании, совпадает с психургией, т.е. с нормальным развитием психических сил (лотосов) на почве нравственного совершенствования. Основой личной магии является развитие силы воли. Если объектом магической операции будут духи природы (т.е. ментальный, астральный или физический план природы), то мы имеем магию церемониальную. Когда объектами магического воздействия являются другие люди (опять-таки их ментальное, астральное или физическое тело), то мы имеем магию власти. Существующее разделение магии на белую и черную, как на добрую и злую, часто встречающееся у писателей по вопросам оккультизма и теософии, самими эзотериками считается неправильным. Черная магия по существу не является магией зла; под ней понимается комплекс магических приемов, разработанных черной расой и сохраненных ее наследниками. Равным образом не существует и белой магии. То, что в настоящее время называется этим именем, есть средневековая магия, берущая основание в магии европейской, скрашенной христианством и заимствованиями из учений неоплатоников и неопифагорейцев. Любой магический прием может быть применен как для добрых целей, так и для злых. Такое применение, согласно коллективному труду "Истоки тайноведения" (Шанхай, 1939 г.), возможно в шести основных формах (см. табл. 2).
Таблица 2 Формы магических приемов
1. Активное добро. Применение магических приемов для добра по альтруистическим побуждениям. 2. Активное не зло. Обычное применение магических приемов по желанию оператора с "научными" или образовательными целями. 3. Активное зло. Умышленное магическое причинение вреда или по эгоистическим соображениям или по принципу зла ради зла. 4. Пассивное добро. Оператор с помощью магических приемов отдает себя во власть астральных духов для оказания помощи другим людям. 5. Пассивное не зло. Спиритический сеанс, сопровождаемый медиумическим займом для материализации духов, сюда же относятся оракулы древних и шаманство. 6. Пассивное зло, обычно называемое колдовством. Случаи, когда колдун действует заодно с силами низшего астрала, предоставляя им свою жизненную силу с целью причинения какого-либо вреда. Первые три формы принадлежат собственно магии, т.к. маг всегда активен, последующие три соответствуют колдовству, т.к. колдун всегда пассивен в отношении вызываемых им духов. Формы 3 и 6 относятся к сатанизму. Средневековая магия с ее таинственными, подчас мрачными обрядами, с ее формулами, дающими адепту власть над силами астрального плана, вытекает, главным образом, из традиционного учения еврейских каббали-стов. Это учение являлось тем основанием, на котором воздвигалось в течение многих веков хаотическое здание в европейской магии, причем каждое поколение вносило в эту постройку свою долю истинного знания, сознательного обмана и суеверия. Необходимо отметить, что магия, как и алхимия и др. виды эзотерических дисциплин, имела свои тайны, ревниво охраняемые посвященными адептами.
Глава II Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика
§ 3. Оккультизм и тайные учения: астрология, хиромантия, каббала, алхимия, спиритизм, теософия 1. Астрология Астрология в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона определяется как мнимая наука, пытавшаяся предсказывать будущие события и судьбы человека из наблюдений над положением светил. Название "астрология" произошло от латинского слова "аструм" — звезда, отсюда же происходит "астрал", т.е. сфера, в которой действуют силы звезд (звездные токи). Начало астрологии теряется в доисторической древности. Первые сведения о ней мы имеем от аккадийцев. Наибольшее развитие астрология получила в Вавилоне и Ассирии. Астрологи получили известность во всем древнем мире: имя халдея сделалось у римских писателей нарицательным для астролога. Астрология процветала в Египте, Греции и Риме. Она была известна в древней Персии, Индии и Китае. Из IV века до нас дошло обширное сочинение сицилицийца Фирмика Матерна под названием "Восемь книг астрологии", в котором впервые встречается учение о 12 домах гороскопа. Прокл Диодох (410—485) оставил сохранившуюся до нас переработку "Четверокнижия", приписываемого Птоломею. Арабы унаследовали от греков вместе с их астрономией и астрологические учения, разработанные во многих трактатах арабскими учеными. Наиболее известны переведенные на латинский язык книги Абу-Машара "De magnis conjuactionibus, annorum revolutionibus ets" и в особенности труд Ибн-Рагеля "De judictis astorum". Наибольший расцвет астрологии мы видим в западной Европе в XIII, XIV и XV столетиях. Среди астрологических "классических" трудов считались заслуживающими особого доверия сочинения Нострадамуса (1503—1566). В это время можно было встретить придворных астрологов у всех правителей еврот пейских государств; они пользовались большим почетом и влиянием. Отцы церкви долго были усердными врагами астрологии. Важнейшие эзотерические школы считают астрологию одновременно и религией, и "наукой" жрецов и посвященных. Суть ее состоит в том, что все на земле является копией небесного, все мировые события — отражение того, что происходит на небе. Со-
четания звезд — это прорицания богов относительно того, как пойдут события на земле. Дошедшие до нас памятники вавилонской истории и культуры свидетельствуют, что в IV—III тысячелетии до н.э. вавилоняне-семиты поклонялись светилам, имели религию звезд в разработанном виде. В развалинах городов между Тигром и Евфратом найдены многочисленные надписи, астрологические книги, сборники заклинаний и предзнаменований, гимны и поэтические произведения, знакомящие нас с мифологическими представлениями древних вавилонян. Они считали, что высший бог, несущий на груди скрижали судеб, определяет в начале года судьбы богов и людей. Вероятно, эти скрижали судьбы вавилоняне представляли в виде астрологических таблиц. При таком основном астрологическом умозрении, одинаково господствовавшем в теологии и в религиозной мысли, главный интерес сосредотачивался на Зодиаке, по которому проходят пути Солнца, Луны, Венеры и четырех остальных планет. Со звездной системой, основанной на наблюдении звездного неба, тесно связаны календарные представления. Календари существовали уже в древнейшие времена. Великое искусство и мудрость календарного знания заключалась в выравнивании солнечного и лунного года. Астрологическое глубокомыслие и наблюдательность вавилонских астрономов вызывают удивление и являются неоспоримым доказательством их высокой культуры. Астрология распадалась на натуральную и юдициарную; первая предсказывала явления природы — перемены погоды, землетрясения, урожай и неурожай; вторая — по положению небесных светил в момент рождения человека определяла его характер и предсказывала его судьбу. Предсказания судеб людей делались на основании их гороскопа. В общем значении этого слова оно означало расположение всех светил в момент рождения какого-нибудь лица. Чтобы знать судьбу человека, нужно уметь определить его гороскоп. В специальном значении слово гороскоп означало точку эклиптики, восходящую в момент рождения данного лица. Начиная от этой точки, небо делилось кругами склонения на 12 равных частей или домов. Ближайший к гороскопу ниже горизонта — дом жизни, затем — дом счастья или богатства, дом братьев, дом родства, дом детей, дом слуг или иногда дом здоровья, дом брака, дом смерти, дом веры, дом почестей, начинав-
Глава II
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|