Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика
Такие корреляции доказываются статистически в обследованиях населения, а разработанные на их основе тесты используются для выявления лиц с риском отягощенности наследственной болезнью. Иначе говоря, идет речь о выявлении тех, кому действительно требуется (с большой вероятностью) углубленное генетическое обследование с целью ранней диагностики заболевания или предрасположенности к нему. В современной медицинской практике при лечении ряда заболеваний в числе других применяются дактилоскопические исследования. Разработку критериев для суждений о кожном рисунке пальцев рук ускорили нужды криминалистики. Известно, что одна из наиболее ранних классификаций, ставшая классической, обязана своим появлением доктору Френсису Гальтону, впервые продемонстрировавшему лондонской полиции — Скотланд-Ярду — возможность обнаруживать преступника по оставленным "невидимым" отпечаткам пальцев его рук. Затем эта типология была приспособлена для нужд антропологических исследований. И с конца XIX века по настоящее время получили известность классификации типов кожного узора (на концевых фалангах пальцев) Гальтона-Генри, Поля, Уэта, Эльдер-тона, Левена, Мейровского и других, о которых сообщает антрополог М. Волоцкий (1937), дерматоглифологи Альтер (1965), Пен-роуз (1967) и др.1 3. Каббала Слово "каббала" принято переводить словом "предание", подразумевая под этим изустную передачу еврейского эзотерического учения, которое от этого способа передачи и получило свое название. Со временем по разным причинам это устное предание постепенно записывалось, записи накапливались, пока не получилась записанная оккультная наука каббала. Эта записанная каббала не исключает того, что до сих пор некоторые ее части переда-
1 См. материалы опубликованные в брошюре издательства "Знание" "Твое здоровье" № 1—5, 1989 г. под рубрикой "Взгляд на кожный рисунок руки: вчера и сегодня"; Цуцуми И. "Упрощенная методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями". Хабаровск. Искра, 1987; Намикоши Т. "Шиацу". Киев. Вища школа, 1989. ются устно от учителя к ученику. Учение каббалы распадается на две части: умозрительную и прикладную. В первой заключается религиозно-философская система, разбирающая сущность Бога, происхождение и строение Вселенной, состав человеческого существа и эволюцию души как цель жизни человека. Вторая содержит практические операции с буквами еврейского алфавита, которые рассматриваются как активные силы. Каждой букве, помимо силы, присвоен особый атрибут Божества и соответствующее этому числовое значение. Умение оперировать с буквами якобы позволяет искусному каббалисту проникать в сокровенные тайны. Мнения о древности каббалы расходятся более чем на 3000 лет — от эпохи Авраама и до XIII века н.э. Признание за каббалой добиблейской древности не имеет исторического характера, другое же крайнее мнение (о средневековом происхождении каббалы) основано на недоразумении: главные памятники каббалистической письменности в их настоящем виде действительно явились в средние века, но их нельзя отождествлять с самим содержанием каббалы, т.е. с тем кругом традиционных идей, которые сохранились в тайне от непосвященных, частью в устном предании учителей, частью в отрывочных, не дошедших до нас записях. Умозрительная каббала исходит из идеи сокровенного, неизреченного Божества, которое, будучи выше всякого определения, как ограничения, может быть названо только Эн-соф, т.е. нечто Непостижимое. Чтобы дать в себе место конечному существованию, Эн-соф должен сам себя ограничить. Отсюда "тайна стягиваний" — так называются в каббале эти самоограничения или самоопределения Абсолютного, дающие в нем место мирам. Эти самоограничения не изменяют Неизреченного в нем самом, но дают ему возможность проявляться. Бесконечный свет эманации Эн-софа своими первоначальными лучами являет основные формы или категории бытия — это "тридцать два пути премудрости", именно 10 цифр или сфер (сефирот) и 22 буквы основания. Как посредством десяти цифр можно исчислить все, что угодно, и двадцати двух букв достаточно, чтобы написать всевозможные книги, так неизреченное Божество посредством тридцати двух путей открывает все свои проявления.
Глава II Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика
Сефироты суть общие основания формы всякого бытия. Они образуют форму совершенного существа — первоначального человека Адама -— Кадмона (см. схему 3). Мыслимые как члены одного целого, сефироты образуют форму каббалистического мировоззрения. Обусловленная таким образом вселенная представляет различные степени удаления божественного света от первоисточника. В непосредственной близости и совершенном единстве с божеством находится Мир Сияний (АЦИЛУТ). Отношение Божества к миру выражено в каббале тремя глаголами — творить (бара), создавать (иецэр), делать (аса); отсюда три различных мира: мир творения (бриа), т.е. область творческих идей и живущих ими чистых духов, затем мир создания (иецира) — область душ или живых существ и, наконец, мир делания (асиа) — сфера материальных явлений, наш видимый физический мир. Эти миры не разделены между собой внешним образом, а как бы включены друг в друга, подобно концентрическим кругам. Человек принадлежит всем трем кругам одновременно. Существа, живущие непосредственно в высших мирах — ангелы. Ангелология каббалы заимствована главным образом у персов. ВЕНЕЦ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ТОРЖЕСТВО ЦАРСТВО ОСНОВАНИЕ Схема 3. Основные категории бытия согласно Каббале Человеческие души призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого — перевоплощение. Оно бывает двух родов: круговорот (гильгуль) и прививка (иббур); первый состоит
в постепенном прохождении всех сфер бытия все в новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком на седьмом году возраста, с провиденциальной целью на благо того или другого, или обоих. Прикладная каббала есть вспомогательное средство для возвышения души. Связь между нею и умозрительной — общее обеим признание мистического смысла букв и имен библейских. Относясь к Библии, как к шифрованному тексту, и применяя различные шифры, можно из одних слов получить совершенно другие и открыть удивительные вещи. Главные способы этой шифровки называются: гематрия, нотарикон, темура. Таким путем каббалисты угадывают сокровенное и предсказывают будущее. Другой важной частью каббалы является пневматика. Пневматика требует полного очищения и просветления человеческого духа, стремящегося к слиянию с Божеством. Человек делается вместилищем Божественной силы и живым органом, через который эта сила мистическими путями передается миру. Такой человек всюду способствует преуспеянию добра и победе над злом. Это влияние достигается путем погружения души в благоговейное созерцание священных имен. Высшую тайну практической каббалы составляет Шемамфо-раш или "открытое имя", оно является синтезом каббалистического могущества. Обычно под этим Великим и Страшным именем подразумевают ряд имен, начертанных по особому синтетическому закону. С помощью этих имен составляются печати и талисманы, которым приписывалась и приписывается чудодейственная сила. На этой почве появилось много суеверий, придающих важное значение словам и действиям, не имеющим никакого значения. Истинные каббалисты знают, что только вера составляет живую силу этих формул. Эта отрасль каббалы скрывалась особенно тщательно и сообщалась немногим, совершенным в благочестии лицам. Ибо человек, имеющий твердую, хотя и злую, волю и пользующийся для дурных целей священными именами, перед коими все склоняется на небе и на земле, вызывает в духовном мире вибрации, которые могут отражаться в материальном плане в форме того или иного зла. Но такой человек навлекает проклятия на себя и своих учителей. Ввиду этих опасностей и необходимости строжайшей точности в ритуале, ибо малейшая оплошность может принести страш-
Глава II
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|