Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика
3. Остальные книги Ветхого Завета, в которых, наряду с чисто экзотерическим текстом, встречаются главы чисто каббалистические (напр., 1-я и 10-я главы книги пророка Иезекииля и некоторые главы книги пророка Даниила). 4. Зогар (Зохар), или Книга Великолепия, представляющая обширный сборник комментариев различных авторов, почти во всех случаях скрывших свои имена. Зогар содержит в себе комментарии на Библию и Сефер Иецира и, кроме того, почти полный кодекс каббалистической метафизики в ее динамической части. Тут и приложения многообразных приемов к Священным Текстам, и отдельные трактаты по так называемой Пневматике и т.п. "Зогар" была написана в Арамаике, в Испании, примерно в 1275 г. каббалистом по имени Мозес де Лион, а впервые напечатана в Мантуе одновременно с книгой Сефер Иецира в 1558—1562 гг. 5. Талмуд. Книги этого сборника далеко не все содержат каббалистические данные; но построения их, схемы распределения материала, приемы их синтеза несомненно каббалистического характера. Талмуд был впервые напечатан в 1525 г. в Венеции. 6. Новый Завет (в особенности книги апостола Иоанна) переполнен текстами, отчасти или целиком допускающими каббалистическую интерпретацию. Новый Завет введен в каббалистический кодекс в средние века христианами-каббалистами, создавшими особое христианское учение каббалы, являющееся надстройкой на ортодоксальном еврейском учении. 7. Ключики Соломона, дошедшие до нас в латинском переводе раввина Абогназара и представляющие собой сборник талисманов, пантаклей, заклинаний и молитв, имеющих применение в церемониальной магии. Там же содержится ряд указаний из области каббалистической астрологии. Предисловием служит текст "Завещание царя Соломона своему сыну Ровоаму". В основном "Ключики" являются сборником каббалистических рецептов и должны быть отнесены к области прикладной каббалы. Они послужили основой всем древним гримуарам (книгам заклинаний) магии, в частности "Альберт Великий", "Альберт Малый", "Красный Дракон", "Энхеридион" и др.
Важность каббалистики в том, что она является одной из старейших систем эзотерического мышления. Каббала на протяжении многих столетий рассматривалась как ключ ко всем таинствам Вселенной и оказывала влияние на всех философов и рели- гиозных мыслителей от ессеев до Р. Бэкона. Тайные доктрины для большинства мыслителей средних веков и эпохи реформации означали одно — каббалистику. 4. Алхимия Вследствие обилия метафор и чрезвычайно запутанного категориального аппарата знания по алхимии мало доступны пониманию. Греки были учителями арабов, с любовью взлелеявших алхимию и давших ей, вместе с именем (алхимия — аль-кимиа — производное от слова кеми, туземного, коптского названия Египта) тот вид, который она в существенных чертах сохранила и впоследствии. Труды араба Абу-Мусы Джафара-аль-Софи, называемого обыкновенно Гебером, составляют целую эпоху. Он жил в Севилье в конце VIII и в начале IX столетия и был, вероятно, греком, обращенным в ислам. Наиболее известная из его работ "Summa perfectionis magisterii in sua natura" была переведена на латинский, французский и др. языки. Из этого сочинения видно, что во время Гебера в основе химии лежала гипотеза о сложности, или, другими словами, металлы считались телами меняющейся природы. По Геберу, все они состоят из меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно придать то, что им недостает, и отнять то, что находится в избытке. Запад воспринял алхимию от арабов в X или XI столетии; от них были заимствованы как формы, так и элементы знания. Так как в те времена каждый вьщающийся ученый обладал всей суммой знаний своего времени, то нередко в истории алхимии встречаются имена выдающихся философов и богословов. Знаменитые схоластики Альберт Великий и Роджер Бэкон были тоже и знаменитейшими алхимиками своего времени. Ар-нольдо де Вилланова, выдающийся врач, умерший в 1314 г., издал более 20 алхимических трудов. Поэту и философу Раймунду Луллию приписывали свыше 100 сочинений алхимического содержания.
Самым выдающимся алхимиком XV столетия и в то же время последним ученым чисто алхимического направления является бенедиктинец Василий Валентин (около 1425 г.). Уже Парацельса нельзя причислить к типичным алхимикам, т.к. он ясно говорит, что истинная цель науки — не отыскание способов делать золото, а приготовление лекарств. С XVI века между алхимиками выяви-
Глава II
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|