Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика





 


магнитного спектра. В большинстве случаев такие явления на­блюдаются в невидимой для человека части излучений и фикси­руются только на фото- и кинопленку. Это объясняется несоот­ветствием спектральных характеристик глаза и используемых фо­томатериалов.

Объяснение природы материализации следует искать в свойст­вах и проявлениях многомерных образований материального харак­тера, которые различные исследователи называют по-разному: биоэнергокаркасом человека, информационно-распорядительной структурой1, астрально-ментальным полем и т.п. Эти образования обладают полной информацией об особи. Поэтому при опреде­ленных обстоятельствах они могут проявляться либо в виде неко­торых бесформенных образований, либо даже воспроизводить контуры ранее существовавших биологических структур. Однако эта проблема еще недостаточно разработана и пока еще не имеет достаточного теоретического и экспериментального обоснования.

6. Теософия

Большую роль в творческой переработке эзотерических сис­тем арийской философии Индии и адаптации их для европейско­го образа мышления сыграла теософия. Сам этот термин пришел к нам из III века н.э. от Александрийских философов, называе­мыми любителями истины, главной целью которых было прими­рение сект и религий под одной системой этики, базирующейся на вечных истинах. Их девизом было: "Нет религий выше исти­ны!" Современная теософия получила широкое распространение благодаря Е.П. Блаватской и ее последователям (А. Безант, А. Бейли и др.). Близкая к теософии антропософия была основана Р. Штейнером.

В широком смысле понятие теософия (от греч. теос — бог,
софия — мудрость) — мистическое богопознание. У Псевдо-
Дионисия Ареопагита теософия выступала синонимом теологии.
Позднее теософией, в отличие от теологии, опирающейся на от­
кровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходя­
щие из субъективного мистического опыта и стремящиеся изло-
________________________

1 Фомин Ю.А. "Энциклопедия аномальных явлений". М.: Им­пульс, 1993. С. 113.


жить этот опыт в виде связной системы. Некоторые исследовате­ли относили к теософии гностицизм, неоплатонизм, каббалу, и т.п. Более распространенным является, однако, отнесение этого термина к ряду мистических учений XVI—XVIII веков, стоящих вне прямой церковной христианской традиции, — Я. Беме, Пара-цельса, Л.К. Сен-Мартена, Э. Сведенборга, Ф. Этингера и др. Шеллинг употреблял термин "теософия" для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии.

В более узком смысле — теософия — это учение русской писательницы Е.П. Блаватской (1831—1891) и ее последователей. Данное эзотерическое учение сложилось под влиянием буддизма, индуизма, а также оккультизма и некоторых элементов гности­цизма. Теософия выступала как широкое мировоззрение, стремя­щееся объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных симво­лов и создать на этой основе род "универсальной религии", не связанной какой-либо определенной догматикой. Согласно тео­софии, конечная цель человека — достижение оккультного Зна­ния и сверхъестественных способностей — достигается благодаря наличию эзотерической традиции немногочисленных "посвящен­ных", или "мастеров", инспирирующих духовную эволюцию чело­века. Эти учителя действовали как воспитатели и руководители юного человечества нашей планеты и передавали различным ра­сам и народам поочередно основные религиозные истины в фор­ме, наиболее подходящей для них. Основатели великих религий были членами единого Братства, а помощниками их в этой вели­кой задаче были Посвященные и ученики различных ступеней, отличавшиеся прозрением, философскими знаниями или же вы­сокой чистотой жизни. Они направляли деятельность младенче­ских народов, устанавливали их образ правления, издавали для них законы, управляли ими в качестве королей, обучали их как учителя, руководили ими как священники; все народы древности почитали этих великих существ, полубогов и героев, оставивших свои следы в литературе, архитектуре и законодательстве1.

1 См.: Шюре Э. "Великие посвященные"; Блаватская Е.П. "Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теологии". М., 1993; "Письма Махатм". Самара, 1993.


 




Глава II


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...