Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика
Самым могущественным из духовно-рыцарских орденов был Орден Рыцарей Храма, или Тамплиеров, основанный в 1118 году девятью французскими рыцарями с Гуго-де-Пайен во главе. Он возник сначала в виде небольшого сообщества, не обладал никакими богатствами и официально ставил своей целью защиту христиан в нехристианских землях. Его религиозный энтузиазм был подкреплен обширным детализированным уставом поведения членов ордена. Устав строился на жестких требованиях и нормах, побуждавших к единству и концентрации действий. При этом от членов ордена требовалось глубокое осознание целей ордена, полная преданность этим целям, неустанное служение ордену (добровольный выход из него исключался). Мотивация поведения также контролировалась нормами устава. Рыцари носили белые льняные плащи с восьмиконечными крестами — символом сердечной чистоты и мученичества. Служащие братья, которые делились на оруженосцев и ремесленников, носили коричневую или черную одежду. Орден имел и светских членов, дворян и простолюдинов обоего пола, которые добровольно исполняли или все предписания орденского устава, или только часть их, но жили отдельно. К числу светских братьев принадлежали лица, оказавшие услуги ордену, или донаты, и облаты, с детства предназначенные для вступления в Орден и воспитанные по его правилам. В начале XIII века среди рыцарей ордена тамплиеров возникло тайное еретическое учение. Наряду с внешним исповеданием христианского учения и церковных обрядов в подземельях орденских убежищ ночью или на рассвете происходили тайные собрания, где совершались обряды мистического посвящения и поклонения "таинственной силе". Рядом с явным уставом тамплиеры создали новый устав, открывавшийся лишь избранным и заключавший в себе тайное учение Ордена. Исследователи считают, что основа этого тайного учения заключалась в дуализме: тамплиеры признавали существование "высшего бога" — творца духа и добра, и "низшего Бога" — создателя материи и зла. Идол, упоминаемый всеми историками, был символом Бога материи и зла. Он назывался Бафометом и представлял собой фигуру с головой козла и женской грудью. Ни одного изображения тамплиер-ского Бафомета не сохранилось до наших дней. Изображение Ба-фомета, как оно имеется в 15-м аркане современных изданий Та-рота, является позднейшим розенкрейцеровским рисунком.
Сила "закрытого" ордена оказалась столь значительной, что он превратился в единое целое, получил возможность приобретать большие богатства и растущее светское влияние. Эта возможность и была реализована в последующей истории ордена тамплиеров. Он превратился в могущественную корпорацию, которая стала конкурировать с королевской властью, что привело в конечном счете к запрещению, разгрому и ликвидации ордена (1307—1314) Любопытно отметить отношение масонства к ордену тамплиеров. Большинство масонских писателей являются ярыми защитниками ордена, отрицают его преступную деятельность и называют тамплиеров и альбигойцев жертвами фанатизма пап и деспотизма монархов. Такое отношение масонов к ордену объясняется тем, что они считают себя прямыми наследниками тамплиеров, утверждая, что Орден Рыцарей Храма никогда не переставал существовать. Считают, что после разгрома многие тамплиеры укрылись в Шотландии и вступили в союзы каменщиков, из которых впоследствии возникло тайное общество франкмасонов. Каким образом тамплиеры через четыре столетия, лежащих между уничтожением Ордена в 1314 г. и официальным возникновением масонства в 1717 г., смогли протянуть руку последним, — может рассказать история тайных организаций, которыми была наводнена Европа с XIV по XVIII век. Среди обществ различного характера, известных как Божьи Друзья, Вальденсы, Бегарды, Братья и Сестры свободного Духа, Фратичеллы, Ластореллы, Танцоры, Прыгуны, Крестьянский лапоть, Бедный Конрад, Спиритуалисты, Интеллигенты, Перекрещенцы-Анабаптисты, Чешские Братья, Алхимики, литературные общества, философские академии, и др. наибольший интерес представляют иллюминаты и розенкрейцеры.
Название иллюминатов носило несколько религиозно-мистических обществ. Первое из них возникло в 1575 г. в Испании под именем Alombrados. В 1623 г. такое же общество (Guerients) возникло во Франции. Оба они погибли от преследований инквизиции. В 1722 г. на юге Франции образовалось новое общество Иллюминаторов, просуществовавшее до самой революции. Часто под именем иллюминаторов подразумевается тайное общество, основанное в 1776 г. немецким мистиком Вейсгауптом под именем союза совершенствующихся (Perfektibilisten). Официальной задачей этого общества была борьба с невежеством и распространение нравственности и просвещения. Вейсгаупт сам получил обра-
Глава II
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|