Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика





 


Самым могущественным из духовно-рыцарских орденов был Орден Рыцарей Храма, или Тамплиеров, основанный в 1118 году де­вятью французскими рыцарями с Гуго-де-Пайен во главе. Он возник сначала в виде небольшого сообщества, не обладал ника­кими богатствами и официально ставил своей целью защиту хри­стиан в нехристианских землях. Его религиозный энтузиазм был подкреплен обширным детализированным уставом поведения членов ордена. Устав строился на жестких требованиях и нормах, побуждавших к единству и концентрации действий. При этом от членов ордена требовалось глубокое осознание целей ордена, полная преданность этим целям, неустанное служение ордену (добровольный выход из него исключался). Мотивация поведения также контролировалась нормами устава. Рыцари носили белые льняные плащи с восьмиконечными крестами — символом сер­дечной чистоты и мученичества. Служащие братья, которые дели­лись на оруженосцев и ремесленников, носили коричневую или черную одежду. Орден имел и светских членов, дворян и просто­людинов обоего пола, которые добровольно исполняли или все предписания орденского устава, или только часть их, но жили от­дельно. К числу светских братьев принадлежали лица, оказавшие услуги ордену, или донаты, и облаты, с детства предназначенные для вступления в Орден и воспитанные по его правилам.

В начале XIII века среди рыцарей ордена тамплиеров воз­никло тайное еретическое учение. Наряду с внешним исповеда­нием христианского учения и церковных обрядов в подземельях орденских убежищ ночью или на рассвете происходили тайные собрания, где совершались обряды мистического посвящения и поклонения "таинственной силе". Рядом с явным уставом там­плиеры создали новый устав, открывавшийся лишь избранным и заключавший в себе тайное учение Ордена. Исследователи счита­ют, что основа этого тайного учения заключалась в дуализме: тамплиеры признавали существование "высшего бога" — творца духа и добра, и "низшего Бога" — создателя материи и зла. Идол, упоминаемый всеми историками, был символом Бога материи и зла. Он назывался Бафометом и представлял собой фигуру с голо­вой козла и женской грудью. Ни одного изображения тамплиер-ского Бафомета не сохранилось до наших дней. Изображение Ба-фомета, как оно имеется в 15-м аркане современных изданий Та-рота, является позднейшим розенкрейцеровским рисунком.


Сила "закрытого" ордена оказалась столь значительной, что он превратился в единое целое, получил возможность приобретать большие богатства и растущее светское влияние. Эта возможность и была реализована в последующей истории ордена тамплиеров. Он превратился в могущественную корпорацию, которая стала конкурировать с королевской властью, что привело в конечном счете к запрещению, разгрому и ликвидации ордена (1307—1314)

Любопытно отметить отношение масонства к ордену там­плиеров. Большинство масонских писателей являются ярыми за­щитниками ордена, отрицают его преступную деятельность и на­зывают тамплиеров и альбигойцев жертвами фанатизма пап и деспотизма монархов. Такое отношение масонов к ордену объяс­няется тем, что они считают себя прямыми наследниками там­плиеров, утверждая, что Орден Рыцарей Храма никогда не пере­ставал существовать. Считают, что после разгрома многие там­плиеры укрылись в Шотландии и вступили в союзы каменщиков, из которых впоследствии возникло тайное общество франкмасо­нов. Каким образом тамплиеры через четыре столетия, лежащих между уничтожением Ордена в 1314 г. и официальным возникно­вением масонства в 1717 г., смогли протянуть руку последним, — может рассказать история тайных организаций, которыми была наводнена Европа с XIV по XVIII век. Среди обществ различного характера, известных как Божьи Друзья, Вальденсы, Бегарды, Бра­тья и Сестры свободного Духа, Фратичеллы, Ластореллы, Танцоры, Прыгуны, Крестьянский лапоть, Бедный Конрад, Спиритуалисты, Интеллигенты, Перекрещенцы-Анабаптисты, Чешские Братья, Ал­химики, литературные общества, философские академии, и др. наи­больший интерес представляют иллюминаты и розенкрейцеры.

Название иллюминатов носило несколько религиозно-мис­тических обществ. Первое из них возникло в 1575 г. в Испании под именем Alombrados. В 1623 г. такое же общество (Guerients) возникло во Франции. Оба они погибли от преследований инкви­зиции. В 1722 г. на юге Франции образовалось новое общество Иллюминаторов, просуществовавшее до самой революции. Часто под именем иллюминаторов подразумевается тайное общество, основанное в 1776 г. немецким мистиком Вейсгауптом под име­нем союза совершенствующихся (Perfektibilisten). Официальной за­дачей этого общества была борьба с невежеством и распростране­ние нравственности и просвещения. Вейсгаупт сам получил обра-


 




Глава II


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...