Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика
Учителями Е.П. Блаватской были, по мнению Д.О. Фуллер, видные деятели "северного буддизма" Мория и его друг Кут Хуми Лал Синг1. Именно они ввели свою ученицу в особый мир эзотерических образов и идей. Е.П. Блаватская взяла на себя сложную задачу дать широкой западной аудитории хотя бы общее представление о содержании кладовых восточной мудрости. Ознакомление с обнаруженными духовными сокровищами (по некоторым данным она проходила обучение в Тибете в течение семи лет) натолкнуло Е.П. Блават-скую на важную и чрезвычайно смелую по тем (да и по нынешним) временам мысль, что эзотерические, религиозные знания в той или иной мере подтверждаются научными знаниями. Во взаимном контакте, а не в противоборстве, те и другие обретают позитивное значение для людей. Из этой мысли рождалась и другая: о необходимости привнесения духовности и морали в науку. Как показали события XX века, научно-техническая революция и индустриализация не приостановили, а напротив, углубили деформацию основ нравственной жизни современного человека. Она предчувствовала надвигающуюся катастрофу всей ментальное™ западного мира и предложила свой путь спасения. Система мифологем Е.П. Блаватской, изложенная в ее важнейших работах "Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии", "Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теологии", была принципиально новой. Это новаторство стало возможным благодаря тому, что Е.П. Блаватская считала культуры Запада и Востока равноценными. Такой подход к культурам предопределил их невиданный синтез. Ведь прежде культурный синтез, как правило, происходил в рамках одной этнокультурной традиции (за исключением масонства, которое также отличается этим качеством).
До Блаватской мир был поделен на этнокультурные религиозные регионы. В теософии этого разделения уже нет. На Востоке Е.П. Блаватская обнаружила не только ни на что не похожий, но и равноценный культурный мир. В теософии произошло преодоление замкнутых границ между Западом и Востоком. 1 См.: Фуллер Д.О. "Блаватская и ее учителя". Лондон, 1988; Сен-кевич А. "Предвосхищение". // Наука и религия. 1991, N» 9. Создательница универсальной мифологии, попытавшаяся утвердить системный подход к эзотерическим религиозным учениям, была еще и социальным мыслителем. Е.П. Блаватскую волновала социальная гармонизация, самым большим желанием ее было остановить взаимное истребление людей. В 1875 г. Блаватской и американским полковником Г. Оль-коттом в Нью-Йорке было основано теософское общество. Деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Европы и Америки. В 1879 г. центр его был перенесен в Индию, в г. Адъяр. После смерти Олькотта президентом общества стала одна из крупнейших представительниц теософского движения — Анни Безант (1847—1933) — и пробыла в этой должности бессменно 26 лет. Деятельность Теософского общества протекала при Безант вначале в Англии, а затем в Индии. Это время жизни продолжательницы дела Блаватской было связано с максимальной творческой активностью. Это выражалось и в написании Безант новых духовных книг ("Древняя мудрость", "Эзотерическое христианство", "В преддверии Храма", "Путь к посвящению и совершенствованию человека", "Духовная алхимия", "Законы высшей жизни" и многих других) и в широкой пропаганде теософских идей, и в участии в бесчисленных гуманитарных движениях. Одно время страстный темперамент Безант и ее способности к широкой социальной деятельности втянули ее в орбиту большой политики — в течение нескольких лет она была Председателем крупнейшей политической партии Индии — Индийский Национальный Конгресс. В дальнейшем она сосредоточилась исключительно на духовно-теософских интересах.
На первых порах деятельность теософского общества в Индии проходила успешно. Своей активной пропагандой теософы помогли многим индусам обратиться к собственным духовно-философским корням, интерес к которым благодаря нивелирующему влиянию англичан стал заметно снижаться. Однако в дальнейшем, в последний период жизни Безант удача начала покидать теософов. Причин этому было несколько: и сместившийся акцент на чисто ментальную работу по усвоению восточной философии в ущерб духовным аспектам деятельности, и постепенное ослабление незримого влияния, оказываемого живым присутствием Блаватской, и выдвижение в теософскую верхушку новых, не всегда духовно просветленных людей.
Глава II
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|