Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика





 


Учителями Е.П. Блаватской были, по мнению Д.О. Фуллер, видные деятели "северного буддизма" Мория и его друг Кут Хуми Лал Синг1. Именно они ввели свою ученицу в особый мир эзоте­рических образов и идей.

Е.П. Блаватская взяла на себя сложную задачу дать широкой западной аудитории хотя бы общее представление о содержании кладовых восточной мудрости. Ознакомление с обнаруженными духовными сокровищами (по некоторым данным она проходила обучение в Тибете в течение семи лет) натолкнуло Е.П. Блават-скую на важную и чрезвычайно смелую по тем (да и по нынеш­ним) временам мысль, что эзотерические, религиозные знания в той или иной мере подтверждаются научными знаниями. Во вза­имном контакте, а не в противоборстве, те и другие обретают по­зитивное значение для людей. Из этой мысли рождалась и другая: о необходимости привнесения духовности и морали в науку.

Как показали события XX века, научно-техническая рево­люция и индустриализация не приостановили, а напротив, углу­били деформацию основ нравственной жизни современного чело­века. Она предчувствовала надвигающуюся катастрофу всей мен­тальное™ западного мира и предложила свой путь спасения.

Система мифологем Е.П. Блаватской, изложенная в ее важ­нейших работах "Тайная доктрина. Синтез науки, религии и фи­лософии", "Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и со­временной науки и теологии", была принципиально новой. Это но­ваторство стало возможным благодаря тому, что Е.П. Блаватская считала культуры Запада и Востока равноценными. Такой подход к культурам предопределил их невиданный синтез. Ведь прежде культурный синтез, как правило, происходил в рамках одной эт­нокультурной традиции (за исключением масонства, которое так­же отличается этим качеством).

До Блаватской мир был поделен на этнокультурные религи­озные регионы. В теософии этого разделения уже нет. На Востоке Е.П. Блаватская обнаружила не только ни на что не похожий, но и равноценный культурный мир. В теософии произошло преодо­ление замкнутых границ между Западом и Востоком.

1 См.: Фуллер Д.О. "Блаватская и ее учителя". Лондон, 1988; Сен-кевич А. "Предвосхищение". // Наука и религия. 1991, N» 9.


Создательница универсальной мифологии, попытавшаяся утвердить системный подход к эзотерическим религиозным уче­ниям, была еще и социальным мыслителем. Е.П. Блаватскую вол­новала социальная гармонизация, самым большим желанием ее было остановить взаимное истребление людей.

В 1875 г. Блаватской и американским полковником Г. Оль-коттом в Нью-Йорке было основано теософское общество. Дея­тельность общества вскоре распространилась на многие страны Европы и Америки. В 1879 г. центр его был перенесен в Индию, в г. Адъяр. После смерти Олькотта президентом общества стала од­на из крупнейших представительниц теософского движения — Анни Безант (1847—1933) — и пробыла в этой должности бессменно 26 лет.

Деятельность Теософского общества протекала при Безант вначале в Англии, а затем в Индии. Это время жизни продолжа­тельницы дела Блаватской было связано с максимальной творче­ской активностью. Это выражалось и в написании Безант новых духовных книг ("Древняя мудрость", "Эзотерическое христианст­во", "В преддверии Храма", "Путь к посвящению и совершенст­вованию человека", "Духовная алхимия", "Законы высшей жиз­ни" и многих других) и в широкой пропаганде теософских идей, и в участии в бесчисленных гуманитарных движениях. Одно время страстный темперамент Безант и ее способности к широкой соци­альной деятельности втянули ее в орбиту большой политики — в течение нескольких лет она была Председателем крупнейшей по­литической партии Индии — Индийский Национальный Кон­гресс. В дальнейшем она сосредоточилась исключительно на ду­ховно-теософских интересах.

На первых порах деятельность теософского общества в Ин­дии проходила успешно. Своей активной пропагандой теософы помогли многим индусам обратиться к собственным духовно-философским корням, интерес к которым благодаря нивелирую­щему влиянию англичан стал заметно снижаться. Однако в даль­нейшем, в последний период жизни Безант удача начала покидать теософов. Причин этому было несколько: и сместившийся акцент на чисто ментальную работу по усвоению восточной философии в ущерб духовным аспектам деятельности, и постепенное ослабле­ние незримого влияния, оказываемого живым присутствием Бла­ватской, и выдвижение в теософскую верхушку новых, не всегда духовно просветленных людей.


 




Глава II


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...