Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика
зование под руководством иезуитов и организацию своего общества заимствовал у них. В его основу был положен строгий иерархический порядок, подчинение членов общества воле его главы и принцип оправдания средств целью. В 1870 г. в союз иллюминаторов вступил Книгге, который сблизил иллюминаторов с масонами; среди иллюминаторов распространились порядки масонских лож. Подобно масонам, они делились на различные разряды, и только высшему разряду посвященных открывалась тайная цель общества: замена христианской религии деизмом и монархической формы правления — республиканской. В 1780 г. орден иллюминаторов насчитывал до 2 тыс. членов и к нему принадлежали многие высокопоставленные лица. В 1784 г. между Вейсгауптом и Книгге возникли раздоры; вслед за тем курфюст баварский Карл Теодор, владения которого были главным центром деятельности иллюминаторов, запретил в 1785 г. тайные общества и стал преследовать его участников. Это положило конец существованию ордена. В XVIII веке знаменитое братство розенкрейцеров являлось главным и центральным хранителем эзотеризма в Европе. Члены этого братства владели многочисленными тайнами в области каббалы, усердно занимались как спекулятивной, так и практической разработкой этих тайн и вместе с тем не были чужды желания увеличить свою власть и могущество во всех областях человеческой жизнедеятельности за счет приобретенных ими познаний. Они считали себя как бы духом человечества, а свою деятельность — высшим активным проявлением такового. Наученные горьким опытом ордена тамплиеров, о котором мы уже упоминали, розенкрейцеры показали себя более осторожными в реализации своих стремлений в мире практическом, создав особую ассоциацию для реализации своих замыслов.
В начале второй половины XVII столетия братство розенкрейцеров поручает нескольким своим членам, из числа которых наиболее выдаются своей деятельностью Ашмол и Фладд, создание ордена, призванного выполнить следующие задачи: => Во-первых, укрепить и по возможности широко распространить в человечестве доверие к эзотерическому учению и его представителям, уважение к его символам и к той нравственной и духовной подготовке, без которой невозможно усвоение основ каббалы. => Во-вторых, обеспечить хранение и передачу элементов символизма Учения в должной чистоте и неприкосновенности. => В-третьих, создать среду, развитую в моральном и духовном отношении, для того, пользоваться ею как резервуаром будущих адептов христианского иллюминизма. Для создания упомянутого ордена его основатели прибегли к преобразованию уже прочно сформировавшейся и имевшей многовековую историю ассоциации так называемых свободных каменщиков. В средние века цехи строителей зданий в готическом стиле были объединены общими уставом, узаконениями, обычаями и иерархией. Эти объединяющие начала позднее проникли в Англию и распространились на строителей вообще. В XVII веке ассоциации свободных каменщиков состояли частью из действительных работников соответствующих цехов, частью из тружеников в области умственной и духовной деятельности, уподоблявшихся каменщикам по прочности результатов и методичности труда. Основатели нового ордена воспользовались опытом и планом этих организаций, создав ассоциацию, состоявшую исключительно из лиц интеллектуального труда (каменщиков духа и мысли), сохранив прежнюю терминологию традиционных товариществ и введя в ритуал ордена отражение большинства их символов и обычаев. Конечно, всему этому было дано более расширительное толкование, притом различное на разных ступенях посвящения.
Новый орден получил название масонского. История масонства показывает, каким образом удалось объединить людей весьма различной духовной ориентации — от оккультистов до рационалистов. Масонство полагало себя вместилищем надисторической и универсальной религиозности, основанной на чувстве единства жизни, на внутренней уверенности в существовании нравственного закона, на опыте, одновременно мистическом и рациональном, связанном с переживанием "священной" стороны жизни, вторгающейся в обыденное существование. Если попытаться выделить наиболее важные факты из истории масонства, то они могут быть представлены в виде следующей структуры:
Глава II
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|