Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика





 


зование под руководством иезуитов и организацию своего обще­ства заимствовал у них. В его основу был положен строгий иерар­хический порядок, подчинение членов общества воле его главы и принцип оправдания средств целью. В 1870 г. в союз иллюмина­торов вступил Книгге, который сблизил иллюминаторов с масо­нами; среди иллюминаторов распространились порядки масон­ских лож. Подобно масонам, они делились на различные разряды, и только высшему разряду посвященных открывалась тайная цель общества: замена христианской религии деизмом и монархиче­ской формы правления — республиканской. В 1780 г. орден ил­люминаторов насчитывал до 2 тыс. членов и к нему принадлежали многие высокопоставленные лица. В 1784 г. между Вейсгауптом и Книгге возникли раздоры; вслед за тем курфюст баварский Карл Теодор, владения которого были главным центром деятельности иллюминаторов, запретил в 1785 г. тайные общества и стал пре­следовать его участников. Это положило конец существованию ордена.

В XVIII веке знаменитое братство розенкрейцеров являлось главным и центральным хранителем эзотеризма в Европе. Члены этого братства владели многочисленными тайнами в области каб­балы, усердно занимались как спекулятивной, так и практической разработкой этих тайн и вместе с тем не были чужды желания увеличить свою власть и могущество во всех областях человече­ской жизнедеятельности за счет приобретенных ими познаний.

Они считали себя как бы духом человечества, а свою дея­тельность — высшим активным проявлением такового.

Наученные горьким опытом ордена тамплиеров, о котором мы уже упоминали, розенкрейцеры показали себя более осторож­ными в реализации своих стремлений в мире практическом, соз­дав особую ассоциацию для реализации своих замыслов.

В начале второй половины XVII столетия братство розен­крейцеров поручает нескольким своим членам, из числа которых наиболее выдаются своей деятельностью Ашмол и Фладд, созда­ние ордена, призванного выполнить следующие задачи:

=> Во-первых, укрепить и по возможности широко распро­странить в человечестве доверие к эзотерическому уче­нию и его представителям, уважение к его символам и к той нравственной и духовной подготовке, без которой невозможно усвоение основ каббалы.


=> Во-вторых, обеспечить хранение и передачу элементов символизма Учения в должной чистоте и неприкосно­венности.

=> В-третьих, создать среду, развитую в моральном и духов­ном отношении, для того, пользоваться ею как резервуа­ром будущих адептов христианского иллюминизма.

Для создания упомянутого ордена его основатели прибегли к преобразованию уже прочно сформировавшейся и имевшей многовековую историю ассоциации так называемых свободных ка­менщиков.

В средние века цехи строителей зданий в готическом стиле были объединены общими уставом, узаконениями, обычаями и иерархией. Эти объединяющие начала позднее проникли в Анг­лию и распространились на строителей вообще.

В XVII веке ассоциации свободных каменщиков состояли частью из действительных работников соответствующих цехов, частью из тружеников в области умственной и духовной деятель­ности, уподоблявшихся каменщикам по прочности результатов и методичности труда.

Основатели нового ордена воспользовались опытом и пла­ном этих организаций, создав ассоциацию, состоявшую исключи­тельно из лиц интеллектуального труда (каменщиков духа и мыс­ли), сохранив прежнюю терминологию традиционных товари­ществ и введя в ритуал ордена отражение большинства их симво­лов и обычаев. Конечно, всему этому было дано более расшири­тельное толкование, притом различное на разных ступенях по­священия.

Новый орден получил название масонского. История масон­ства показывает, каким образом удалось объединить людей весьма различной духовной ориентации — от оккультистов до рациона­листов. Масонство полагало себя вместилищем надисторической и универсальной религиозности, основанной на чувстве единства жизни, на внутренней уверенности в существовании нравственно­го закона, на опыте, одновременно мистическом и рациональном, связанном с переживанием "священной" стороны жизни, втор­гающейся в обыденное существование.

Если попытаться выделить наиболее важные факты из исто­рии масонства, то они могут быть представлены в виде следую­щей структуры:


 




Глава II


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...