Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика





 


но с т.н. "затвердением" материального мира, когда, благодаря новой направленности человеческого разума на интерес к чисто материальному миру, нарушился контакт человека с более тонкими мирами (т.к. космос и разум по идеям Генона связаны друг с другом), что привело к аб­солютизации материального мира.

Параллельно проходила утрата знаний эзотерического по­рядка и духовная деградация, включая деградацию вос­приятия и понимания традиционных религий. В конце концов изменился сам человек. Таковы выводы Р. Генона.

Генон считал, что современная цивилизация обречена, ибо целью истории является не колбаса или компьютеры, а Человек. Современная же западная цивилизация, по его мнению, оказалась препятствием для духовной реализации человека, ибо она подчи­нена контртрадиции, в которой все ценности перевернуты и об-ратны нормальной духовной традиции. Культ денег, культ обы­денной жизни и массовой культуры неизбежно ведет к идиотизации жизни, к духовной инволюции в ее наиболее карикатурной форме.

За технологическую цивилизацию придется платить по большому счету, потому что все изобретения были совершены при нарушении важных скрытых законов природы и ее равновесия, о которых знали древние. Древние жрецы отлично понимали, что может быть такой ход развития, когда путем рационального зна­ния можно получить контроль над внешней стороной природы. При этом происходит нарушение внутренних законов. Природа связана с астральным миром, т.е. с промежуточным, более "тон­ким" миром, чем наш и вторжение в природу может привести к тяжелейшим последствиям. Природа — это живое существо, счи­тают эзотерики, и обращаться с ней необходимо соответственно.

Таким образом, завершая наш краткий обзор и характери­стику различных форм эзотеризма, мы видим, что эзотерическая культура представляет собой мощнейший по объему пласт в чело­веческой истории. В развитии феномена наблюдалась определен­ная преемственность, осуществлялось взаимное влияние различ­ных подходов и традиций. Развитие эзотеризма происходило в одном русле со всеми проявлениями науки и философии. Огром­ную роль играла эзотерическая сторона в религии, где она служи­ла смыслозадающим стержнем для служителей культа, позволяла


 

 

им осуществлять духовную власть над паствой. Хотя эзотеризм открыто не изображал ведущую роль в социокультурных построе­ниях, однако на самом деле он часто играл центральную связую­щую роль в социуме. На основе данного подробного изучения многовариантных комбинаций загадочного и увлекательного эзо­терического космоса мы попробуем создать теоретическую модель эзотеризма как культурно-исторического феномена, чем и зай­мемся в главе III.

 

 


 




Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена

 


       
   
 
 


ГЛАВА III

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭЗОТЕРИЗМА КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА


В то же время, построение абсолютно полной и непротиворечи­вой модели принципиально невозможно. Единственной альтерна­тивой является создание семейства моделей, отражающих отдель­ные аспекты явления и в совокупности дающих более полное описание. Однако каждая из наших моделей только частично сов­падает с объектом описания, поэтому подобные модели в чем-то даже могут быть не совместимы1.

На наш взгляд, теоретическая модель эзотеризма как куль­турно-исторического феномена, который имеет комплексную природу, может быть построена по следующей структурно-логической схеме (см. схему 4).

ФУНКЦИИ

 


ФОРМА ЗНАНИЯ


Рассматривая эзотеризм с точки зрения науки, которая, как мы понимаем, имеет своей непосредственной задачей познание мира как объективно данной действительности, и которая стоит на реалистической позиции, отвергая трансцендентальное начало, важнейшей задачей становится выработка теоретической модели феномена, которая дала бы возможность выявления реальных корней явления, отразила бы его сущность, структуру и содержа­ние. На этой основе появляются возможности разработки конкрет­ных методик анализа категориального аппарата эзотеризма и его свя­зей с научным знанием и реальной общественной практикой.

Эзотеризм как явление культуры и социальной действитель­ности обладает не только различными, но в той или иной мере тождественными свойствами. Поскольку процесс научного позна­ния в первую очередь и состоит в дифференцировании объектив­ной действительности, в сравнении явлений между собой, в уста­новлении их тождественных и различных свойств, в классифика­ции явлений и образовании научных понятий, адекватных уста­новленным классам явлений, то важнейшей методологической за­дачей настоящего исследования является создание базовой модели культурно-исторического феномена, которая послужила бы гно­сеологическим средством в исследовании эзотеризма.

Многомодальное описание, являющееся отражением опре­деленных свойств феномена эзотеризма, представляет его модель.


 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
 

Механизм функционирования

 

ИНСТИТУТ УЧЕНИЧЕСТВА      
    КОРНИ ФЕНОМЕНА

Схема 4. Теоретическая модель основных структурных элементов феномена эзотеризма.

Рассмотрим основные элементы модели эзотеризма как культурно-исторического феномена более подробно.

1 Классическим примером такого "противоречивого" описания яв­ляется квантово-волновой дуализм, лежащий в основе квантовой меха­ники, согласно которому один и тот же объект одновременно обладает свойствами и волны и частицы, что, казалось бы, исключает одно другое.


 




Глава III


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...