Классификация различных форм эзотеризма и их характеристика
но с т.н. "затвердением" материального мира, когда, благодаря новой направленности человеческого разума на интерес к чисто материальному миру, нарушился контакт человека с более тонкими мирами (т.к. космос и разум по идеям Генона связаны друг с другом), что привело к абсолютизации материального мира. Параллельно проходила утрата знаний эзотерического порядка и духовная деградация, включая деградацию восприятия и понимания традиционных религий. В конце концов изменился сам человек. Таковы выводы Р. Генона. Генон считал, что современная цивилизация обречена, ибо целью истории является не колбаса или компьютеры, а Человек. Современная же западная цивилизация, по его мнению, оказалась препятствием для духовной реализации человека, ибо она подчинена контртрадиции, в которой все ценности перевернуты и об-ратны нормальной духовной традиции. Культ денег, культ обыденной жизни и массовой культуры неизбежно ведет к идиотизации жизни, к духовной инволюции в ее наиболее карикатурной форме. За технологическую цивилизацию придется платить по большому счету, потому что все изобретения были совершены при нарушении важных скрытых законов природы и ее равновесия, о которых знали древние. Древние жрецы отлично понимали, что может быть такой ход развития, когда путем рационального знания можно получить контроль над внешней стороной природы. При этом происходит нарушение внутренних законов. Природа связана с астральным миром, т.е. с промежуточным, более "тонким" миром, чем наш и вторжение в природу может привести к тяжелейшим последствиям. Природа — это живое существо, считают эзотерики, и обращаться с ней необходимо соответственно.
Таким образом, завершая наш краткий обзор и характеристику различных форм эзотеризма, мы видим, что эзотерическая культура представляет собой мощнейший по объему пласт в человеческой истории. В развитии феномена наблюдалась определенная преемственность, осуществлялось взаимное влияние различных подходов и традиций. Развитие эзотеризма происходило в одном русле со всеми проявлениями науки и философии. Огромную роль играла эзотерическая сторона в религии, где она служила смыслозадающим стержнем для служителей культа, позволяла
им осуществлять духовную власть над паствой. Хотя эзотеризм открыто не изображал ведущую роль в социокультурных построениях, однако на самом деле он часто играл центральную связующую роль в социуме. На основе данного подробного изучения многовариантных комбинаций загадочного и увлекательного эзотерического космоса мы попробуем создать теоретическую модель эзотеризма как культурно-исторического феномена, чем и займемся в главе III.
Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена
ГЛАВА III ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭЗОТЕРИЗМА КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА В то же время, построение абсолютно полной и непротиворечивой модели принципиально невозможно. Единственной альтернативой является создание семейства моделей, отражающих отдельные аспекты явления и в совокупности дающих более полное описание. Однако каждая из наших моделей только частично совпадает с объектом описания, поэтому подобные модели в чем-то даже могут быть не совместимы1. На наш взгляд, теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена, который имеет комплексную природу, может быть построена по следующей структурно-логической схеме (см. схему 4).
ФУНКЦИИ
ФОРМА ЗНАНИЯ Рассматривая эзотеризм с точки зрения науки, которая, как мы понимаем, имеет своей непосредственной задачей познание мира как объективно данной действительности, и которая стоит на реалистической позиции, отвергая трансцендентальное начало, важнейшей задачей становится выработка теоретической модели феномена, которая дала бы возможность выявления реальных корней явления, отразила бы его сущность, структуру и содержание. На этой основе появляются возможности разработки конкретных методик анализа категориального аппарата эзотеризма и его связей с научным знанием и реальной общественной практикой. Эзотеризм как явление культуры и социальной действительности обладает не только различными, но в той или иной мере тождественными свойствами. Поскольку процесс научного познания в первую очередь и состоит в дифференцировании объективной действительности, в сравнении явлений между собой, в установлении их тождественных и различных свойств, в классификации явлений и образовании научных понятий, адекватных установленным классам явлений, то важнейшей методологической задачей настоящего исследования является создание базовой модели культурно-исторического феномена, которая послужила бы гносеологическим средством в исследовании эзотеризма. Многомодальное описание, являющееся отражением определенных свойств феномена эзотеризма, представляет его модель.
Механизм функционирования
Схема 4. Теоретическая модель основных структурных элементов феномена эзотеризма. Рассмотрим основные элементы модели эзотеризма как культурно-исторического феномена более подробно. 1 Классическим примером такого "противоречивого" описания является квантово-волновой дуализм, лежащий в основе квантовой механики, согласно которому один и тот же объект одновременно обладает свойствами и волны и частицы, что, казалось бы, исключает одно другое.
Глава III
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|