Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена
общества в целом. В обществе всегда существует система мировоззренческих установок, функционирующих как доминанта культуры. Она формируется в разных сферах культуры и главным образом должна формироваться в науке, с которой мы сталкиваемся в процессе получения образования, школьного обучения. В эпоху социальных ломок и катаклизмов интерес к эзотерике резко возрастает. Когда мировоззрение начинает терять устойчивые ориентиры, когда старые парадигмы уже не задают человеку устойчивой системы видения мира, в соответствии с которой он мог бы успешно осуществлять свою жизнедеятельность, возникает потребность изменения мировоззренческих ориентиров, и на этой основе часто возникает определенная форма социального утопизма. Область эзотеризма дает богатейшую почву для формирования в общественном сознании мистических идей, мифов, идеологических клише, которые начинают функционировать в качестве мировоззренческих установок. Когда мы анализируем эзотеризм как феномен культурной жизни, тогда он выступает как некая группа символических знаков, идейно-духовная система, имеющая человеческий смысл и регулирующая взаимоотношения людей, выполняющая социальную роль. Колдовство, пророчество, предвидение, попытки заглянуть в будущее, использование различных явлений в качестве знаков — это всегда было в культуре, и явления природы никогда не выступали только как явления природы. Они всегда были и семиотическими системами, которые несли человеческий смысл. Когда мы говорим об эзотеризме, необходимо понимать, какие культурные функции он выполняет, какие типы культур здесь взаимодействуют. Культура никогда не бывает однородна, она всегда гетерогенна. В ней всегда есть пласты реликтов прошлого.
Естественно, что люди, покидающие обитель старых и устойчивых ценностных ориентаций, чувствуют себя неуютно. Как бы тяжело им не жилось, все же в сознании их был целостный мир, была связь времен. Идет настойчивый поиск новой духовности, И многие ищут ее в области эзотерики. Социальная оценка паранаучных форм ориентации человека в мире — непростая задача, и она выходит за рамки настоящего исследования. Мы лишь отметим, что в настоящее время, когда по сути возник какой-то совершенно новый мир с проблемами, которые не знало предыдущее человечество, проблемами глобального, планетарного ха- рактера; с новыми возможностями техники и технологии, средств коммуникации; с усилившейся интеграцией мира, проникновением различных культур, их взаимодействиями — именно сейчас идет закладка, поиск нового мировоззрения. Старые структуры европейской цивилизации необходимы, но они недостаточны для этого мира. На одних научных формах европейская культура никогда не строилась, хотя научная рациональность была доминантой. Современные эзотерики считают, что именно в области эзотеризма может лежать ее организующий центр, смыслозадающая парадигма. Они уверены, что оккультные "науки", мистические практики, вненаучные способы познания мира и другие необычные формы сознания могут выступать не только как некоторая культурная альтернатива, но и как интеллектуальная основа для построения "новых религий" или какой-то альтернативной цивилизации. Социальная перспектива в данном случае будет находиться на путях изменения человеческой духовности телесности, форм творчества, генерации новых культурных смыслов. Перенимая новые восточные культы, Запад дает им свою удобопонятную обложку, раскрывая таинства восточного эзотеризма четко отработанными западными методологиями. Количество сект и филиалов религиозных учреждений Индии и Японии множится с каждым днем не только в странах Европы, но и Америки, причем речь идет вовсе не об автоматической замене старых, устоявшихся культов новыми, но о слиянии и взаимодополнении двух базовых типов религиозного миросозерцания.
Время неоформленных самородков природных религий и эпох догматического Однобожия миновало безвозвратно. Все жесткие иерархии невечны перед лицом грядущей смены эпох. Религиозное чувство стало тонким наукоемким универсальным изделием, требующим культуры знания, культуры жизни, терпения, такта и воли в конкурентной борьбе за души людей. Объективное содержание и значение эзотерической деятельности совершенно различно, разнородно и только с субъективно-психологической стороны все эзотерические феномены представляют нечто общее. Конституирование ключевых характеристик любой автохтонной эзотерической системы — будь то западной, восточной или русской, должно по нашему мнению опираться на выявление ее "несущих конструкций" в виде ценностных ориентаций и уста-
Глава III
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|