Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена





 


общества в целом.

В обществе всегда существует система мировоззренческих установок, функционирующих как доминанта культуры. Она фор­мируется в разных сферах культуры и главным образом должна формироваться в науке, с которой мы сталкиваемся в процессе получения образования, школьного обучения. В эпоху социальных ломок и катаклизмов интерес к эзотерике резко возрастает. Когда мировоззрение начинает терять устойчивые ориентиры, когда ста­рые парадигмы уже не задают человеку устойчивой системы виде­ния мира, в соответствии с которой он мог бы успешно осуществ­лять свою жизнедеятельность, возникает потребность изменения мировоззренческих ориентиров, и на этой основе часто возникает определенная форма социального утопизма. Область эзотеризма дает богатейшую почву для формирования в общественном созна­нии мистических идей, мифов, идеологических клише, которые начинают функционировать в качестве мировоззренческих установок.

Когда мы анализируем эзотеризм как феномен культурной жизни, тогда он выступает как некая группа символических зна­ков, идейно-духовная система, имеющая человеческий смысл и регулирующая взаимоотношения людей, выполняющая социаль­ную роль. Колдовство, пророчество, предвидение, попытки загля­нуть в будущее, использование различных явлений в качестве знаков — это всегда было в культуре, и явления природы никогда не выступали только как явления природы. Они всегда были и семиотическими системами, которые несли человеческий смысл. Когда мы говорим об эзотеризме, необходимо понимать, какие культурные функции он выполняет, какие типы культур здесь взаимодействуют. Культура никогда не бывает однородна, она всегда гетерогенна. В ней всегда есть пласты реликтов прошлого.

Естественно, что люди, покидающие обитель старых и ус­тойчивых ценностных ориентаций, чувствуют себя неуютно. Как бы тяжело им не жилось, все же в сознании их был целостный мир, была связь времен. Идет настойчивый поиск новой духовно­сти, И многие ищут ее в области эзотерики. Социальная оценка паранаучных форм ориентации человека в мире — непростая за­дача, и она выходит за рамки настоящего исследования. Мы лишь отметим, что в настоящее время, когда по сути возник какой-то совершенно новый мир с проблемами, которые не знало преды­дущее человечество, проблемами глобального, планетарного ха-


рактера; с новыми возможностями техники и технологии, средств коммуникации; с усилившейся интеграцией мира, проникновени­ем различных культур, их взаимодействиями — именно сейчас идет закладка, поиск нового мировоззрения. Старые структуры европейской цивилизации необходимы, но они недостаточны для этого мира. На одних научных формах европейская культура ни­когда не строилась, хотя научная рациональность была доминантой.

Современные эзотерики считают, что именно в области эзо­теризма может лежать ее организующий центр, смыслозадающая парадигма. Они уверены, что оккультные "науки", мистические практики, вненаучные способы познания мира и другие необыч­ные формы сознания могут выступать не только как некоторая культурная альтернатива, но и как интеллектуальная основа для построения "новых религий" или какой-то альтернативной циви­лизации. Социальная перспектива в данном случае будет нахо­диться на путях изменения человеческой духовности телесности, форм творчества, генерации новых культурных смыслов.

Перенимая новые восточные культы, Запад дает им свою удобопонятную обложку, раскрывая таинства восточного эзоте­ризма четко отработанными западными методологиями. Количе­ство сект и филиалов религиозных учреждений Индии и Японии множится с каждым днем не только в странах Европы, но и Аме­рики, причем речь идет вовсе не об автоматической замене ста­рых, устоявшихся культов новыми, но о слиянии и взаимодопол­нении двух базовых типов религиозного миросозерцания.

Время неоформленных самородков природных религий и эпох догматического Однобожия миновало безвозвратно. Все же­сткие иерархии невечны перед лицом грядущей смены эпох. Ре­лигиозное чувство стало тонким наукоемким универсальным из­делием, требующим культуры знания, культуры жизни, терпения, такта и воли в конкурентной борьбе за души людей.

Объективное содержание и значение эзотерической дея­тельности совершенно различно, разнородно и только с субъек­тивно-психологической стороны все эзотерические феномены пред­ставляют нечто общее.

Конституирование ключевых характеристик любой авто­хтонной эзотерической системы — будь то западной, восточной или русской, должно по нашему мнению опираться на выявление ее "несущих конструкций" в виде ценностных ориентаций и уста-


 




Глава III


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...