Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена
новок, внутренних правил и норм поведения, понятийного аппарата, принципов построения организационной структуры, порядок экзегезы (толкования символов и ритуалов). Социальной основой отрыва эзотерической практики от рациональной является появление профессионалов-эзотериков: колдунов, Учителей Мудрости, Гуру и т.д., выполняющих определенные функции в обществе и получающих за это определенное материальное вознаграждение. Такими функциями прежде всего являются следующие: • работа с людьми, которые не вписываются в общепринятые схемы поведения и ценностных ориентаций; • эксплуатация эзотерических идей с целью самоутверждения, получения доступа к сверхъестественному влиянию на других людей; • идейное обоснование обрядов религии (обряд — это эзотерическая мифология) • запугивание непосвященных в тайны обряда; • этиологическая (объясняющая) и др. Естественно, сохраняют свое значение и традиционные функции: познавательная и мировоззренческая. Психологические корни эзотеризма, по нашему мнению, целесообразно разделить на две части. Первая из них включает группу причин возникновения и устойчивости феномена для людей, искренне верящих в возможность развития сверхъестественных способностей, приобщения к наиболее сокровенным знаниям своей эпохи, а также самоутверждения, завоевания популярности или обретения возможностей духовно-психологического влияния на окружающих. Вторая группа причин лежит в области эксплуатации эзотерических идей и традиций с вполне определенными материальными и социально-политическими целями. К сожалению, в области эзотерики находится весьма привлекательная область для всякого рода шарлатанов. Английский ученый Роберт Кутти, который более 20 лет занимается различными аспектами эзотеризма, отмечает, что псевдопсихические феномены основываются на эксплуатации веры в сверхъестественное, что на этой ниве извлекает прибыль "масса медиумических шарлатанов". К сожалению, еще массы людей пребывают в добровольном невежестве, уровень их общей культуры остается крайне низким. Сознание очень
большого количества людей ориентировано лишь на ценности потребления. Неразвитость их сознания является благодатной почвой для психологических манипуляций. С одной стороны, слабость разума — это и своеобразная психологическая защита для них. "Люди спасаются только слабостью своих способностей, — слабостью воображения, внимания, мысли, иначе нельзя было бы жить".1 Среди причин стабильного "воспроизводства" оккультно-мистического мировоззрения, веры в чудеса и потусторонние силы важное место занимает и специфика национального менталитета, которая может выражаться порой в вековой разумофобии со стороны определенной части общества. Чтобы чувства взяли верх над разумом, надо, чтобы разум был слаб. В отношении русского народа ответ на этот вопрос дают НА. Бердяев в своих книгах "Русская идея", "Судьба России" и Н.О. Лосский в книге "Характер русского народа". Можно было бы сослаться и на другие авторитеты, но и этого вполне достаточно, чтобы вникнуть в специфику русского менталитета, русскую этнопсихологию. Наука утратила то общественное доверие, которое она имела в 40—50-е годы. Все более очевидным становилось, что ядерный реактор не поможет решать насущные социальные проблемы. Неудовлетворенность наукой родило движение, направленное против нее. Когда же знание отодвигают в сторону, место его занимают суеверия и псевдонаука. Это, конечно, не объясняет полностью всплеска веры в сверхъестественное в последние десятилетия, но это один из факторов ее роста.
Результатом анализа эзотерической литературы, сакральных текстов в свете сравнительно-исторического материала из разных традиций стало выявление целого ряда важнейших черт эзотеризма как культурно-исторического феномена, его закономерностей, скрытых механизмов социальной регуляции. Среди основных групп закономерностей, определяющих "живучесть" эзотеризма, устойчивость ядра феномена, на наш взгляд можно выделить следующие: • закономерности возникновения, становления и развития различных видов и типов эзотерических систем (теософии, масонства и др.); Бунин И.А. "Окаянные дни". Б., Петрополис, 1935. С. 36. Глава III
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|