Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена





 


новок, внутренних правил и норм поведения, понятийного аппа­рата, принципов построения организационной структуры, поря­док экзегезы (толкования символов и ритуалов).

Социальной основой отрыва эзотерической практики от ра­циональной является появление профессионалов-эзотериков: кол­дунов, Учителей Мудрости, Гуру и т.д., выполняющих определен­ные функции в обществе и получающих за это определенное ма­териальное вознаграждение. Такими функциями прежде всего яв­ляются следующие:

• работа с людьми, которые не вписываются в общеприня­тые схемы поведения и ценностных ориентаций;

• эксплуатация эзотерических идей с целью самоутвержде­ния, получения доступа к сверхъестественному влиянию на других людей;

• идейное обоснование обрядов религии (обряд — это эзо­терическая мифология)

• запугивание непосвященных в тайны обряда;

• этиологическая (объясняющая) и др.

Естественно, сохраняют свое значение и традиционные функции: познавательная и мировоззренческая.

Психологические корни эзотеризма, по нашему мнению, це­лесообразно разделить на две части. Первая из них включает группу причин возникновения и устойчивости феномена для лю­дей, искренне верящих в возможность развития сверхъестествен­ных способностей, приобщения к наиболее сокровенным знаниям своей эпохи, а также самоутверждения, завоевания популярности или обретения возможностей духовно-психологического влияния на окружающих.

Вторая группа причин лежит в области эксплуатации эзоте­рических идей и традиций с вполне определенными материаль­ными и социально-политическими целями. К сожалению, в об­ласти эзотерики находится весьма привлекательная область для всякого рода шарлатанов. Английский ученый Роберт Кутти, ко­торый более 20 лет занимается различными аспектами эзотеризма, отмечает, что псевдопсихические феномены основываются на эксплуатации веры в сверхъестественное, что на этой ниве извле­кает прибыль "масса медиумических шарлатанов". К сожалению, еще массы людей пребывают в добровольном невежестве, уровень их общей культуры остается крайне низким. Сознание очень


большого количества людей ориентировано лишь на ценности по­требления. Неразвитость их сознания является благодатной поч­вой для психологических манипуляций. С одной стороны, слабость разума — это и своеобразная психологическая защита для них. "Люди спасаются только слабостью своих способностей, — слабо­стью воображения, внимания, мысли, иначе нельзя было бы жить".1

Среди причин стабильного "воспроизводства" оккультно-мистического мировоззрения, веры в чудеса и потусторонние си­лы важное место занимает и специфика национального ментали­тета, которая может выражаться порой в вековой разумофобии со стороны определенной части общества. Чтобы чувства взяли верх над разумом, надо, чтобы разум был слаб. В отношении русского народа ответ на этот вопрос дают НА. Бердяев в своих книгах "Русская идея", "Судьба России" и Н.О. Лосский в книге "Харак­тер русского народа". Можно было бы сослаться и на другие ав­торитеты, но и этого вполне достаточно, чтобы вникнуть в спе­цифику русского менталитета, русскую этнопсихологию.

Наука утратила то общественное доверие, которое она име­ла в 40—50-е годы. Все более очевидным становилось, что ядер­ный реактор не поможет решать насущные социальные проблемы. Неудовлетворенность наукой родило движение, направленное против нее. Когда же знание отодвигают в сторону, место его за­нимают суеверия и псевдонаука. Это, конечно, не объясняет пол­ностью всплеска веры в сверхъестественное в последние десяти­летия, но это один из факторов ее роста.

Результатом анализа эзотерической литературы, сакральных текстов в свете сравнительно-исторического материала из разных традиций стало выявление целого ряда важнейших черт эзотериз­ма как культурно-исторического феномена, его закономерностей, скрытых механизмов социальной регуляции.

Среди основных групп закономерностей, определяющих "живучесть" эзотеризма, устойчивость ядра феномена, на наш взгляд можно выделить следующие:

• закономерности возникновения, становления и развития различных видов и типов эзотерических систем (теосо­фии, масонства и др.);

Бунин И.А. "Окаянные дни". Б., Петрополис, 1935. С. 36.


Глава III


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...